Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе доу. Экспериментальная деятельность в подготовительной группе

26.10.2019 Новости

Кристина Кононенко
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе ДОУ

Опыты и эксперименты в подготовительной группе ДОУ

Актуальность:

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность.

Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Экспериментирование, как основной ведущий вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Цель: Развитие опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега и льда.

Задачи:

Узнать, что такое снег и как он образуется.

Узнать, почему снег белый.

Рассмотреть формы снежинок.

Изучить свойства снега.

Определить чистоту льда.

Воспитывать любовь к природе.

Опираясь на свой опыт, я сделала подборку экспериментов, которые можно проводить в зимний период года с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь у Волшебницы – Зимы для детей очень много интересного, познавательного и любопытного.

Опыт №1. «Какие свойства?»

Цель: Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Проблема: «Какие свойства?»

Материалы и оборудование: Емкости со снегом, водой, льдом.

Ход: Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).

Опыт №2. «Чудесный мешочек»

Цель: Научить определять температуру веществ и предметов, развивать логическое мышление, умение сравнивать. Побуждать детей обследовать и определять качества предметов, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов.

Материал: Предметы из металла, дерева, мешочек

Ход: Воспитатель предлагает детям достать из мешочка предметы по одному. «Холодные предметы складывают вместе и выясняют, из чего они сделаны. (из железа).

Аналогично дети достают из мешочка предметы из дерева.

Взрослый предлагает подержать предметы в руках. Каким они стали?

Если предметы долго держать на улице, то предметы из какого материала станут холоднее?

Выводы: Предметы из металла остывают быстрее, и медленнее согреваются.

Опыт №3. Почему снег мягкий?

Цель: Совершенствовать знание детей о снеге.

Проблема: почему снег мягкий?

Материал: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бумага.

Ход: Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод: Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

В зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит.

Опыт №4. Где лучики?

Цель: Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Проблема: От чего зависит форма снежинки?

Материал: Темная ткань, лупа, вертушки.

Ход: Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на темном полотне, через лупу.

Вывод: Снежинки очень мелкие и лучики просто так не увидеть, при сильном ветре нет лучиков, они поломались из-за ветра.

деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Опыт №5. "Цветная сосулька"

Вдоволь насмотревшись на снежинки мы решили собственноручно вырастить цветную сосульку. Для этого толстой иглой делаем отверстие в донышке пустого тетра пакета и протягиваем в него нитку. Иглу выводим через боковую стенку и закрепляем нитку на узелок. Теперь подвешиваем нашу заготовку на улице и заливаем в пакет подкрашенную воду (для удобства используйте воронку). Если хотите сделать съедобную сосульку, то вместо воды возьмите сок.

Вода вытекает через отверстие внизу и, спускаясь по нитке, капает на землю. Через какое-то время вода достаточно остывает и начинает примерзать к нитке. В результате получается длинная сосулька, толщина которой будет зависеть от ширины отверстия в донышке и температуры подливаемой в пакет воды.

Опыт №6. «Замерзание жидкостей».

Цель: Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Проблема: Какая жидкость замерзает быстрей?

Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №7. "Скорость таяния снега"

Какой снег растает быстрее, пушистый или сжатый в комок? Мы набрали 2 стакана снега и один хорошенько утрамбовали. Оба занесли в дом и оставили на столе. В результате, когда в стакане пушистым снегом осталась только вода, во втором стакане все еще лежал комочек мокрого

Почему так произошло, ведь визуально казалось, что пушистого снега больше? В рыхлом снеге содержится много воздуха, который по своей сути является газом. Газ нагревается быстрее и соответственно передает это тепло отдельным снежинкам, которые и превращаются в воду. В плотном снеге воздуха мало, поэтому тает он медленнее, преимущественно с периферии.

Опыт№8 «Рисунки на молоке»

Важно! Для этого эксперимента не подойдет обезжиренное молоко. Можно использовать только цельное!

Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя. Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока. Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.

[«Зима»

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

То белое, то синее.

Спасибо за внимание!

Анастасия Семёновна Резникова

«Листопад »

Программное содержание :

Расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление – листопад , строение листа , опытным путём сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях , развивать любознательность.

Материал : опавшие листья , зеленые листья , салфетки, лупа, кубики.

Ход НОД:

Утром мы во двор идем. Листья сыплются дождем , Под ногами шелестят, И летят, летят, летят…

А вы, знаете, почему желтеют листья ? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей)

Тогда слушайте. Читаю рассказы из книги Г. Граубина :

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ ?

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву . Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев . Идет подготовка к листопаду . В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть . Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда . Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает , и заметным становится желтый : лист желтеет .

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе .

Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того , какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.

А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой , независимо от погоды. В их листьях , кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.

КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД ?

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву . Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы , а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного . В сентябре краснеет листва у рябин , в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины.

Все как по часам.

И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи.

Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.

Попробуйте сорвать зеленый лист , например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.

А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист , тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа , как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.

Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой . Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают .

ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ ?

Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная .

В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.

Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям . Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага , и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.

Солнце нагревает листья , а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит . Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает . А на дереве листья сочные , свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья , деревья защищаются от "зимней засухи".

Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды.

Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.

Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях , как зола в топках печей. Если бы листья не опадали , дерево могло бы само себя отравить.

В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья , забивают устьица. Испарение замедляется.

Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год . А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз!

Есть и третья причина для листопада : защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.

Однажды я видел такое печальное зрелище. Снег выпал, а деревья еще не сбросили листву . И все березы, стоявшие вдоль дороги, согнулись в дугу.

Их так придавило снегом, что вершины опустились до земли.

Прошло много лет. Я опять увидел эти березы - многие стволы так и остались похожими на коромысла. Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение соков в них нарушено. Ведь именно по стволу поднимаются к листьям питательные соки .

Листопад приспосабливает деревья к зиме. Листья осыпались , люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья ?

(ответы детей) Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали , легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной - очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле , как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьями живут разные насекомые : жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной.

Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой - посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать.

Физкультминутка.

Мы - осенние листочки .

Мы на веточках сидели (Дети образуют круг.)

Ветер дунул - полетели. (Разбегаются по комнате) .

Мы летали, мы летали (Бегают, помахивая листьями ) .

Все листочки так устали !

Перестал дуть ветерок –

Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой .)

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул . (Бегают, помахивая листьями .)

Все листочки полетели

И на землю тихо сели. (Подбрасывают листья .)

А сейчас мы станем учеными. Будем проводить опыты . У вас на столах лежат листья . Рассмотрим их строение.

Опыт :№1 : «Строение листьев »

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой . Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа . Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу , через эти жилки листочки питаются влагой . Край листа называется «кромка» . Рассмотрите кромку листа .

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка .

Какой можно сделать вывод : У листьев есть черешок , который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой . Почему же листья желтеют осенью ? Да, листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт №2 : «Почему лист зеленый

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань . Что вы обнаружили в ходе опыта ?

(Дети : на ткани появились зеленые пятна).

Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений ).

Вывод : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет , становится желтым.

Опыт №3 : Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.

Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают .

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Опыт№4 :«Как листья опадают »

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро , а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте . Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев . Пока лист летит , внимательно следите за его полетом и запоминайте : быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Одинаковые ли листья на деревьях ?

Дидактическая игра «С какого дерева листок ?

i] »

Елена Власова
Досуг по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы

Досуг по опытно – экспериментальной деятельности детей подготовительной группы .

Воспитатель : Власова Елена Михайловна

«Хочу все знать»

Цель :формирование познавательного интереса у дошкольников в процессе экспериментальной деятельности .

Задачи :

1. Расширять представления детей об окружающем мире , через опытную деятельность .

2. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка : коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

3. Развивать у детей познавательную активность, умственные и мыслительные способности : анализ, сравнение, выводы.

1 вед. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей удивительной и полной чудес лаборатории!

2 вед. Уважаемые гости! Мы приглашаем вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. Добро пожаловать в нашу исследовательскую лабораторию «Хочу все знать»

Китайская пословица гласит :

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

1 вед. Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился ,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему :

Как? Зачем? И почему?

2 вед. Собрались мы с вами вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что же, гости, начинаем!

1 вед. Итак, наша первая лаборатория! Давайте посмотрим, чем же здесь заняты наши юные исследователи.

1.«Где прячется воздух» .

Дети :

Он – прозрачный невидимка, легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

ОПЫТ № 1

И так, сегодня мы покажем вам два опыта . Их секрет мы будем разгадывать вместе. Главным героем опытов сегодня будет воздух.

Первый опыт называется «Сухим из воды» .

1. Из «волшебного сундука» достаем прозрачный стакан, салфетка, кусочек двустороннего скотча.

Эти предметы вам хорошо знакомы и наверняка есть в каждом доме. Но в наших руках с ними сейчас произойдет настоящее чудо! Смотрите внимательно. Мы прикрепляем сухую салфетку на дно стакана. Убедитесь, что она абсолютно сухая (дать потрогать салфетку на дне стакана) . И так наш стакан и салфетка отправляются в подводное путешествие (стакан с салфеткой опускается в емкость с водой так, чтобы он был полностью погружен в воду, затем стакан вынимается)

Как вы думаете, может ли наша салфетка выйти из воды совершенно сухой?

Давайте проверим наши догадки (дать возможность потрогать салфетку)

Вот так фокус, удался! Наша салфетка вышла из воды совершенно сухой. Как же это получилось? Мы уверены, что вы разгадаете секрет (дать возможность самим повторить эксперимент) .

Итак, коллеги, мы доказали, что в стакане находится воздух, который не дал воде намочить нашу салфетку.

Ну а теперь второй опыт , который называется «Волшебная бутылочка» .

Из «волшебного сундука» достаются воздушные шарики и охлажденная стеклянная бутылка.

Вот самые обыкновенные воздушные шары. Как их можно надуть? (ответы) . Почему шарик надувается? Но ведь мы с вами волшебники и надувать мы их будем с помощью горячей воды и обыкновенной бутылки. Потрогайте, какая она холодная (надеваем шарик на горлышко бутылки) . А теперь тихо произнесите волшебные слова

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем шарик надувать!

А теперь давайте поставим бутылочку в воду и понаблюдаем за волшебством. Что мы видим? Наш шарик наполняется воздухом и надувается! Но в чем, же секрет нашего опыта ? Может вы уже догадались? (ответы) .

Мы с вами знаем, что шарик надувается, когда мы вдуваем в него воздух. Как же мы надули шарик, даже не прикасаясь к нему? Давайте вспомним наш опыт с самого начала . Мы с вами знаем, что воздух находится везде и занимает место. Он состоит из очень маленьких частиц-молекул. Когда воздух холодный, молекулы прижимаются друг к другу, будто стараются согреться. А когда воздух нагревается, им становятся жарко и они отлетают друг от друга подальше. Так и произошло с воздухом, который находился в бутылке. Когда мы стали поставили бутылку в горячую воду, то воздух в ней тоже стал нагреваться, молекулы стали разлетаться дальше друг от друга, им стало тесно в бутылке, и они стали перемещаться в шарик, который был надет на горлышко бутылки. Чем теплее становился воздух, тем больше надувался наш шарик

Можно сделать вывод, что воздух в бутылке расширяется, и перемещается из бутылки в шарик.

2 вед. А вот и вторая лаборатория, посмотрим, что же интересного происходит здесь.

2. Свойства магнитов.

Дети :

Загадка : Этот камень не простой,

Он с изюминкой одной.

Может двигать он предметы

И притягивать железо.

Угадайте, не спешите

Этот камень назовите (магнит)

1 опыт . Магнит умеет» рисовать»

Мы хотим вам доказать – магнит умеет рисовать!

Нам потребуются : магнит, железные опилки, лист бумаги. Насыпаем железные опилки на лист бумаги, положим лист на магнит.

И, что же мы видим?Железные опилки повторяют форму магнита. Магнит действительно умеет рисовать!

Вывод :В чем же секрет нашего опыта ? Магнит действует сквозь бумагу.

2 опыт . Может ли магнитная сила проходить через предметы?

В банку с водой бросаем скрепку. Как вы думаете, сможем ли мы, достать скрепку не намочив руки? Давайте проверим. Прислоняем магнит к стенке банки на уровне скрепки и медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Скрепка перемещается вместе с магнитом и поднимается вверх. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.

Вывод : Коллеги, какой вывод мы сделаем? Магнитная сила может проходить через предметы и вещества. Поэтому мы легко достаем скрепку, не намочив руки.

1 вед. Ну, что же, а мы отправляемся в нашу следующую лабораторию.

3. Свойства воды

Дети :

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить.

1опыт . Разноцветная вода.

На подносе в ряд стоят 4 пластиковые прозрачные баночки, наполненные водой. А сейчас мы произнесем волшебные слова «Была водичка простой, стань водичка цветной» начинаем взбалтывать воду в баночках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т. д.) (на внутреннюю сторону крышки нанесена гуашь)

Как вы думаете, в чем секрет этого опыта ? Почему вода окрасилась в разные цвета?

Вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.

Возьмем картинку и поставим ее за банкой с водой. Нам видно картинку? (ответы) А теперь поставим картинку за банку с окрашенной водой. Что мы обнаружили?

Можно сделать вывод, что через обычную воду рисунок виден, а через окрашенную – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Вода не имеет цвета, но принимает цвет красящих веществ.

2 опыт «Как кипит холодная вода»

Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаем сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая вода) Возьмите ложечки и попробуйте.

А сейчас мы заставим кипеть эту воду. Верите?

(берем, приготовленную заранее под столом пищевую соду и быстро кидаем соду в воду)

Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте стакан с водой (она холодная)

А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?

Вывод : при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.

2 вед. Ну, что, уважаемые гости, нравится вам наше путешествие? Тогда отправляемся дальше. Что же интересного ждет нас здесь?

4. «Волшебные стеклышки»

Если в ту трубу смотреть,

Можно много разглядеть :

Что не видно просто глазом,

Нам труба покажет сразу.

Глаз один закрой! И вот -

Увеличит. (микроскоп)

Нас заинтересовал такой вопрос – почему капроновые колготки, которые носят наши мамы тонкие, но очень прочные. И мы решили это узнать, рассмотрев их в микроскоп. Оказывается, они состоят из тонких нитей, которые очень крепко между собой скреплены.

Но у нас есть еще один помощник, который помогает нам наблюдать за тем, что происходит вокруг нас.

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный… (телескоп)

Уважаемые гости, мы предлагаем вам самим убедиться в этом (предложить гостям посмотреть в телескоп)

1 вед. А мы переходим в нашу последнюю лабораторию.

5. На столе лежит коллекция семян, в горшке пророщенный горох. На подоконнике «Веселый огород»

Удивляется народ :

Что за чудо-огород?

Здесь редис есть и салат,

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы,

Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста,

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят :

"Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут".

Вы можете в этом убедиться, посмотрев на наш огород, который посажен на подоконнике.

А сейчас мы вам покажем,

И всю правду вам расскажем.

Как растение растет,

Выделяет кислород.

Вам, друзья мы предлагаем

Изучить природы ход.

(Показ на интерактивной доске стадии развития растения)

2 вед. На этом наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Но мы не хотим на этом останавливаться и будем идти дальше, ведь мы же «Хотим все знать!»

«Если хочешь научить меня чему – то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться…

Потрогать и подержать в руках,

Послушать…

Понюхать…

И, может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

1 вед. Уважаемые гости, мы благодарим вас за то, что вы посетили нашу лабораторию, были внимательны, принимали вместе с нами участие в опытах и экспериментах . И мы вручаем вам сертификаты.

Актуальность:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи экспериментальной деятельности:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

  • развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  • формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Сроки проекта: месяц.

Форма работы:

  1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
  2. Фронтальная работа.
  3. Индивидуальная работа.

Предполагаемые результаты:

  1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
  2. Создание единого инновационного пространства.
  3. Чёткое выполнение поставленной задачи.
  4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Примерный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе на месяц.

Опыт № 1– “Польза и вред кока-колы”.
Опыт № 2 – “Как добрые и вредные слова влияют на растение”.
Опыт № 3 – “Тайны вулкана”.
Опыт № 4 – “Как увидеть движение воды через корешки?”.
Опыт № 5 – Занимательные эксперименты: “Сыщики”, “Куда делось варенье?”.

“Польза и вред кока-колы”.

Цель работы:

Исследование вредного влияния “Кока-колы” на организм человека.

Задачи исследования:

  • проанализировать взаимодействие “Кока-колы” и ржавчины;
  • изучить действие “Кока-колы” на зубы;
  • исследовать совместимость “Кока-колы” с другими продуктами.

Этапы исследования:

  • Опрос детей группы и родителей на темы “Мой любимый напиток” и “ Знаете ли вы о вреде “Колы”.
  • Выдвижение гипотезы.
  • Непосредственное проведение опытов.
  • Наблюдение за взаимодействием “Кока-колы” с веществами и предметами.

Материалы для проведения эксперимента (наблюдение в течение недели): пять прозрачных стаканчиков; ржавый и новый гвоздь; кусочек колбаски; молочный зуб (можно заменить на куриную скорлупу).

  1. Перед началом эксперимента у одного из детей случайно выпал молочный зуб и мы решили использовать его в нашем опыте. Дети взяли прозрачный стаканчик, налили туда “Кока-колу” и опустили зуб. На 2 день зуб почернел, из чего дети сделали вывод, что в “Кока-коле” содержится много красителей, которые проникают даже в твердую эмаль зуба. На 3 день на зубе появилась трещина, а на 5 день зуб распался на 2 половинки. Вывод: “Кока-кола” разрушает зубы. Красители лимонада очень стойкие и зубы от них темнеют.
  2. Взяли 2 болтика: ржавый и новый. Один поместили в стакан с водой, другой – с лимонадом. На четвёртый день новый болтик в воде покрылся слоем ржавчины, а болтик в “Коле” очистился от нее. Вывод: “Кока-кола” разъедает даже ржавчину!
  3. Для опыта разрезали кусочек колбасы на 2 половинки. Одну половинку положили в воду, другую – в “Колу”. На 2 день колбаса, помещенная в воду, не потеряла своего вида, а колбаса в “Коле” превратилась в кашицеобразное пюре. Вывод: “Кола” обладает разрушающими свойствами для мяса.

Таким образом, проведя ряд опытов, мы увидели, что “Кока – кола” разрушает зубы и мясо, в ней много красителей. В “Кока – коле” есть такие вещества, которые разъедают ржавчину. Ее нельзя пить со всеми продуктами. А еще в “Кока-коле” очень много сахара, который вредит нашему организму. Значит, мы были правы: “КОКА-КОЛА” НЕ БЕЗОПАСНА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ!

По окончании эксперимента мы опытом с детьми других групп.

“Как добрые и вредные слова влияют на растение”.

Цель: Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле. И что хорошие и плохие слова тоже влияют на растения.

Материалы для проведения эксперимента:

  • Три прозрачных не глубоких стакана;
  • Овёс (или другое зерно)

Ход: насыпать в ёмкости в равных частях зерно и немного залить водой. На первый стакан кружочек с улыбающимся лицом, на второй – со злым лицом, а третий – чистый кружок. Предложить детям в течение недели: для стаканчика с улыбкой говорить хорошие слова, со злым лицом обидные слова, а на третий не обращать внимание. Наблюдать за стаканчиками в течение недели. К концу недели мы заметили изменения: в стаканчике “с улыбкой” появились зелёные ростки, в стаканчике “со злым” лицом появились темные и слабые ростки, в стаканчике с пустым кружочком зерно заплесневело. Вывод:

“Тайны вулкана”

Предварительная работа: показ слайдов и рассказ воспитателя о вулкане.

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

  • познакомить детей с понятием “вулкан”, дать представление о происхождении и строении вулканов;
  • формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
  • формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом) .

Оборудование для экспериментирования:

Макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки.

Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.

На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале Знайка объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку – схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, Всезнайка еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Знайка: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода).

Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

“Как увидеть движение воды через корешки?”

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Материалы. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Процесс. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – “питание”, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества).

Итоги. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.

Занимательные эксперименты.

  • продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
  • поощрять выдвижение гипотез;
  • развивать дружеские взаимоотношения во время работы.

“Сыщики”

Секретное письмо

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое. Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Тайный похититель варенья. А может, это Карлсон?

Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша. Теперь-то мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья. Или, может, это прилетал Карлсон?

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Картотека по опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе Составила: Смакотина Л.И. воспитатель, МБУ школа 26 с/п д/с «Тополек» СЕНТЯБРЬ ОПЫТ 1 «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т. д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. СЕНТЯБРЬ ОПЫТ 2 «Воздух сжимается» Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. Материал и оборудование: Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. СЕНТЯБРЬ ОПЫТ 3 «Воздух расширяется» Цель:Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). Ход: Рассмотреть "термометр", как он работает, его устройство (бутылочка, трубочка и пробка). Изготовить модель термометра с помощью взрослого. Проделать шилом отверстие в пробке, вставить ее в бутылочку. Затем набрать каплю подкрашенной воды в трубочку и воткнуть трубку в пробку так, чтобы капля воды не выскочила. Затем нагреть бутылочку в руках, капля воды поднимется вверх. СЕНТЯБРЬ ОПЫТ 4 «Как обнаружить воздух» Цель:Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. Ход: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2 2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха. Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух. 3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе. ОКТЯБРЬ ОПЫТ 1 «Магнит рисует Млечный путь» Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности. Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба. Проведение опыта. Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь. На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила. ОКТЯБРЬ ОПЫТ 2 «Парящий самолѐт» Оборудование и материалы: Раздаточный материал: магнит, маленький самолѐт из бумаги, булавка, скотч, картон (футбольное поле, футболист, гайка, автомобиль из картона. Демонстрационный материал: демонстрационный стол воспитателя: всѐ то же самое, что и на одного ребѐнка; предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла, три магнита разной формы, три магнита разного размера, линейка, монеты, стакан с водой. Для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники). Перед вами лежат формы из бумаги на булавке и нитка. Что нужно сделать, чтобы получился бумажный самолет? Правильно привязать нитку к булавке. Медленно поднимаем нитку вверх, пока самолѐт не повиснет в воздухе. Самолѐт может оставаться в воздухе пока находится близко к магниту. Воспитатель: какой же можно сделать вывод? Дети: отвечают (магнитная сила притягивает булавку даже на расстоянии и приводит в движение самолѐт). ОКТЯБРЬ ОПЫТ 3 «Компас» Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. Материал: Компас.

3 1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый, наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз с помощью компаса). Игра «Команды». Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например: сделать два шага на север, затем два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т. д. Научите детей находить с помощью компаса запад и восток. Для этого выясните, что обозначают буквы С, Ю, З, В которые написаны внутри компаса. Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки»смотрел» на букву С, т. е. на север. Тогда стрелочка (или спичка, которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток. Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон горизонта. ОКТЯБРЬ ОПЫТ 4 «Электрическая расческа» Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества. Материал: расческа. Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Вопрос детям: «Почему так происходит?» Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки. ЯНВАРЬ ОПЫТ 1 «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода. Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. Вкус воды. Цель. Выяснить имеет ли вкус вода. Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка. Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В

4 другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. Запах воды. Цель. Выяснить имеет ли запах вода. Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор. Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено. Цвет воды. Цель. Выяснить имеет ли цвет вода. Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета. Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь? Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, котор ЯНВАРЬ ОПЫТ 2 «Живая вода» Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды. Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода». Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни. Итог. Одно из важных свойств воды давать жизнь всему живому. ЯНВАРЬ ОПЫТ 3 «Агрегатные состояния воды» Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком вода; твердом снег, лед; газообразном пар. Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег). 2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние. ЯНВАРЬ ОПЫТ 4

5 «Зависимость таяния снега от температуры» Цель. Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким? 2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему? Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства. МАЙ ОПЫТ 1 «Песок» Цель. Рассмотреть форму песчинок. Материалы. Чистый песок, лоток, лупа. Процесс. Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной; расскажите детям, что в пустыне она имеет форму ромба. Пусть каждый ребенок возьмет в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Итог. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы. МАЙ ОПЫТ 2 «Песчаный конус». Цель: Показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. Оборудование: 1. Сухой песок. 2. Поднос, на который можно высыпать песок. Опыт: Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Почему же так происходит? Давайте внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? Из отдельных маленьких песчинок. Скреплены ли они друг с другом? Нет! Поэтому они могут передвигаться относительно друг друга. Вывод: Слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга. МАЙ ОПЫТ 3 «Рассеянный песок» Цель. Установить свойство рассеянного песка. Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

6 Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.


Картотека опытов и экспериментов Подготовительная группа «Живая вода» Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды. Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой,

Познавательные опыты для дошкольников 2011-2012гг Дорогие друзья! Если вы любите все таинственное и необычное, если вы любите наблюдать и размышлять, доверяете своим глазам и опыту, значит у вас душа экспериментатора

Опыт 1 «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком.в один стакан положить ракушку, в другой ложку.в каком из стаканов они видны, а в каком нет?почему? Перед нами молоко

ОПЫТ 1 «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. Материалы. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья. Процесс. Приготовьте почву из песка,

Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа) СЕНТЯБРЬ «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого. Материалы. Лоток любой формы,

Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Жаринова Е.С. ОПЫТ 1 «Росток» Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение

Картотека опытов и экспериментов с воздухом (подготовительная к школе группа) Опыт 1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим Цель: Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух. Пустая

Вода прозрачная Цель: познакомить детей еще с одним свойством воды-прозрачностью Материал: стакан с водой, стакан с молоком,2 ложечки. Воспитатель предлагает в оба стаканчика положить палочки или ложечки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 38 «Колокольчик» г. Светлоград Петровского муниципального района Конспект непосредственно-образовательной

Опытно-экспериментальная деятельность Составила: Воспитатель МБДОУ 211 Донская Т.В. . «Плавает или тонет?» 1. Дети в ѐмкости с водой опускают деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые предметы;

Старшая группа Живая природа 1. Растение Может ли растение дышать? 2. Растение С водой и без воды. 3. Растение На свету и в темноте. 4. Растение Где лучше расти? 5. Растение В тепле и в холоде. Выявить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 357» городского округа Самара КОНСПЕКТ для старшего возраста по познавательной исследовательской деятельности «Волшебный воздух»

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Земляничка» Непосредственно Образовательная деятельность По формированию опытно экспериментальной работы На тему: «Воздух невидимка»

К УЧЕНИКУ Юный друг! Ты только начинаешь изучать физику. Можно только позавидовать тебе так много нового и интересного ждет на этом пути. Этот путь не пройден и никогда не будет пройден до конца Природа

Тема: «КАКОЙ БЫВАЕТ ВОДА» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды

Система взаимодействия с семьями воспитанников и активизация родительской позиции, через совместную исследовательско - творческую деятельность. Воспитатель старшей группы 19 Митюшкина Е.А. Люди, научившиеся

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 8 Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух» Воспитатель: Пургина Е. И. с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 3» Конспект занятия по экологии (с элементами экспериментирования) «Песочная страна» (для детей подготовительной

МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» Экспериментальная деятельность на прогулке «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков из песка» 2 младшая группа Подготовила и провела: Акимова Е.Н. с. Карманово 2015

Картотека игр-экспериментов (старшая группа) 1 1. «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить

ГБДОУ детский сад 125 Выборгского района Санкт-Петербург Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы «Снегурочка». (Используемые образовательные технологии:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 25 «Семицветик» Каталог опытов с разными материалами для детей 5-7 лет Составила воспитатель: Крехтунова

Картотека опытов для детей старшей группы Опыт 1 «На свету и в темноте» Цель: определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений. Материал: черенок комнатного растения в горшочке,

ОПЫТ «Вулкан» Вулкан это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая пасть, это жерло вулкана,

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Экспериментальные материалы для учащихся 4 классов КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА Вариант 2 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 11 «Капелька» Мастер-класс для педагогов Тема: Игры- эксперименты для дошкольников. Игры- эксперименты для

Опыт «Движение воздуха». Ц е л ь: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход о п ы т а. Помашите рукой у лица. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения

Тема НОД: «Секреты и чудеса воды» Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Интеграция

Конспект занятия по экспериментально познавательной деятельности. Подготовительная группа Тема занятия: «Воздух и его свойства». Цель: Развивать познавательную активность детей, посредством включения их

П/ п Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад 2» г.славянска-на-кубани муниципального образования Славянский район ул.коммунистическая 6-а г.славянск-на-кубани

Составитель: воспитатель Ерещенко Г.А Дошкольное образовательное учреждение Линевский муниципальный детский сад 2 Ромашка» Организованная образовательная деятельность с детьми младшей группы на тему: «СНЕГОВИК»

Опыт 1 «Горячо холодно» Вокруг лежит «круг безопасности» (это может быть обруч). Педагог постепенно приближает ладонь к огню, комментирует свои впечатления: ладонь далеко от свечи холодно, близко горячо.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Заволжский детский сад «Колосок». Перспективный план работы по экспериментированию с детьми средней группы на 2014-2015 год. Баскова Елена Павловна

Кузьмина Ольга Ивановна Горячева Вера Викторовна Захарова Галина Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Тереньгульский детский сад общеразвивающего вида " Солнышко" Ульяновская

Заставь воду закипеть (СЕМЬЯ МУХАНОВЫХ) Возьми носовой платок, стакан, аптечную резинку 1. Намочи и выжми носовой платок. 2. Налей полный стакан холодной воды. 3. Накрой стакан платком, закрепив его аптечной

Интегрированное образовательное мероприятие Тема «Удивительные свойства воздуха» Группа: подготовительная к школе группа Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: не имеет цвета,

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 г.шебекино Белгородской области» Исследовательский проект «Путешествие снежинки» Автор работы: Клевцова

МОУ «Половневская средняя общеобразовательная школа» Внеклассное мероприятие по физике «Занимательная физика» Подготовила: учитель физики Жеребцова Н.В. Цели: Тема: «Занимательная физика» 1. способствовать

Воздушный шар Инструменты: Дополнительные материалы: Основная научная идея: Внимание: Пищевая сода; воздушный шарик; уксус. Кислоты и основания вступают в реакцию, выделяя газ под названием углекислый

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Тема урока: Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Цель урока: Образовательная: формирование первоначальных

Акиньшина Софья Ботина Анастасия Родина Полина Введение Знаешь ли ты, что такое физика? Оказывается, это очень интересная наука, которая поможет тебе узнать много нового об окружающем мире. Эта книга познакомит

Берент Н.А. Цель: Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы; Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как

3. Наблюдение, измерение, опыт 1. Артём проводил наблюдения за прорастанием семян гороха и появившимися ростками. Чтобы выяснить, влияет ли освещённость на скорость прорастания, он взял два стакана, положил

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 муниципального образования город Новороссийск Подготовила: воспитатель Жукова Татьяна Владимировна Задачи: 1. Учить детей наблюдать,

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Георгиевский детский сад Межевского муниципального района Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Смешарики

Конспект НОД по окружающему миру для подготовительной группы. Дата проведения: 22 марта 2013 Тема: Путешествие весёлых капелек. Воспитатель: Антонян Н.Н Цель: Обобщать и совершенствовать представления

Перечень оборудования в уголке экспериментальной деятельности в 1 младшей группе книги познавательного характера для малышей в картинках песок, вода набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой

«Почему идет дождь?» Выполнила: ученица 1Б класса МБОУ СОШ 26 Вилькер Екатерина Научный руководитель: Арестова С.В. Тема: Почему идѐт дождь? Проблема: Вы, наверно, замечали, что когда небо становится серым,

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Музей геологии, нефти и газа» Методическая разработка музейно-педагогического занятия «Музейная лаборатория» Автор разработки Малышев Алексей

20 января 2017 года прошла открытая организованная образовательная познавательно - исследовательская деятельность «Волшебница Вода» с детьми средней группы «Морской конек» для воспитателей Октябрьского

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 101 города Липецка Познавательно исследовательская деятельность в подготовительной группе на тему: «Воздух и его свойства»

КАРТОЧКА ЗАДАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, МОЛНИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ Часть 1 Воздушные шары и молния Что такое статическое электричество? Потрите воздушный шарик о свою одежду и подержите его над головой.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой, ул. Красная Горка 4, [email protected] Конспект познавательно-исследовательской

Занятие по конструированию в группе старшего возраста. Тема: "Строительство декоративной стенки по графической модели" Программное содержание. Учить детей воспроизводить конструкцию предмета (декоративной

АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА УРОК- ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ФИЗИКЕ 7 КЛАСС АВТОР: КЛЮЧНИКОВА Любовь Анатольевна МОБУСОШ 12 с.сержантово Цель: Освоить понятие «Агрегатные состояния вещества». Рассмотреть физические

ОГЛЯНИСЬ Валерия Сирота ВРЕМЕНА ГОДА НА ЗЕМЛЕ И ДРУГИХ ПЛАНЕТАХ Почему зимой холодно, а летом тепло? Удивительно, но многие люди, даже взрослые, умные и образованные, не знают ответа на этот вопрос. Из-за

Сентябрь Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности подготовительная группа «Маки» месяц Тема Цель Оборудование Примечания Работа с родителями Воздушный океан полиэтиленовый пакет

Опытноэкспериментальная деятельность 1 Живая и неживая природа Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг? Небо светло-голубое, солнце светит золотое, Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Старшая группа Воспитатель детского сада 106 Кируца Мария Михайловна Рыбинск, 2015 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Автор проекта: Ученик 3 класса «Б» ГАОУ ЦО 548 «Царицыно» Шурин Артем Москва 2012г. Кто не видел Бакуганов? Почему же попадая на карту шарик Бакуган превращается в монстра? У одного Бакугана я увидел что-то

Эксперименты и опыты с воздухом «Что в пакете?» Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 11 «Капелька» Мастер - класс для педагогов «ИГРЫ ЭКСПЕРИМЕНТЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Формирование целостной картины

1. Опыт с водой и кусочками льда. Взяли сосуд с водой при температуре 40 градусов по Цельсию массой 300 грамм. Приготовили кусочки льда. Бросай поочередно кусочки льда в воду стали размешивать, чтобы температура

Управление образования молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 19 "МАЛЫШОК"

Мороз без холодильника Ход эксперимента: Материалы: 10 кубиков льда или снег, 2 ст.л. поваренной соли, железная кружка, прихватки или варежки, полиэтиленовый пакет, молоток, деревянная разделочная доска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Окружающий мир /тесты/ 3 класс Перспективная начальная школа Подготовила учитель начальных классов Попова Н.А. 2013

РаЗДеЛ 1. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ 1. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. ЛИНИИ МАГНИТНОГО ПОЛЯ. МАГНИТНОЕ ДЕЙСТВИЕ ТОКА 1-й уровень сложности 1.1. Полосовой магнит поднесли южным полюсом к магнитной стрелке. Как будет вести

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад компенсирующего вида 112 «Гвоздичка» Конспект занятия по познавательной деятельности