Развитие мелкой моторики у дошкольников презентация. Презентация на тему "развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"

22.10.2019 Новости

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.


Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребенок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект. Без этого теряется способность к абстрагированию. Контакт происходит с помощью органов чувств и движений.








Игры с пластилином Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.






Игры с бумагой Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.


Игры со счетными палочками В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.






Игры с пуговицами Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку; Поводите ладонями по поверхности; Перетирайте пуговицы между ладонями; Пересыпайте их из ладошки в ладошку; Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.




Игры с крупой, бусами «Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т.п.


Игры с крупой, бусами «Черепашка» - круглый мешочек, заполненный любым наполнителем. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Наполнители могут быть разными. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну черепашку на другую) и т.п.




Игры с природным материалом Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.


Рисование Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.


Игры с песком - Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. - Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. - Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. - Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.




Игры с водой - Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз. - Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой. - Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.




Игры с веревочкой Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.


Фокусы Паук и муха Ловкая ящерица Останься с носом! Поймай муху! Сказки День рождения мышки Паровозик Домик пекаря Игры в одиночку Чашка кофе Куриная лапка Гроздь бананов Кленовый лист Игры вдвоем Поймайте мышку! Столик на двоих Колыбель для кошки В книге С. Афонькина «Игры с веревочкой вы найдете много интересных игр и сказок.





Куклы Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы- марионетки.









Массаж кистей рук и пальцев Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук массаж ладони массаж пальцев рук




Упражнения с мячами 1.учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; 2.катать мяч по часовой стрелке; 3.держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания. Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.


Четки можно купить или сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой. Упражнение с четками


Пальчиковая гимнастика Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи. Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы. 1 группа. Упражнения для кистей рук 2 группа. Упражнения условно статические 3 группа. Упражнения для пальцев динамические


Народные пальчиковые игры С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в грудном возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Например, «Сорока-ворона», «Перепелочка», «Кисель», «Банька», «Барашка купишь?» и другие.


Народные пальчиковые игры Их смысл не только в развитии мелкой моторики. Они позволяют ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои пальцы, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, сформировать схему тела. Это предотвращает возможность возникновения многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Аналогичные игры встречаются у очень многих народов. Заключение Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.




Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек»

Игра в жизни

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий, это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В.А.Сухомлинский

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная

и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель : Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек., нетрадиционных техник рисования, использование элементов ТРИЗ, пальчиковых игр и игротренингов.

3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

4. Улучшить общую двигательную активность;

5. Содействовать нормализации речевой функции;

Предполагаемый результат: Усовершенствование предметно – развивающей среды; Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Координировать движения, развивать мелкую

мускулатуру рук помогают:

Игры с мелкими предметами. Например: лото, где для закрепляя цвета, используются крышки-пробки

Игры с мелкими игрушками, где игрушки от киндер-сюрпризов прячутся в чудо-тесте и детям необходимо их найти. Игры с тестом «Чудо-тесто»

Игры с крышками

от бутылок

Игр много есть на свете их конечно любят дети

Виды деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

Игры со счетными палочками

игра с палочками «Собери по цвету»

игра с палочками «Собери по цвету»

Они развивают у детей мышление, логичность, последовательность мысли. Содержат конкретную цель, которую необходимо преодолеть. Ребенок проявляет настойчивость, целенаправленность, проявляет усилия в поиске решения задачи.

Дидактическое пособие «Сенсорный куб»

«Косички у сестрички»

Я своей сестричке Заплету косички, Бант Танюшке завяжу,

Всем ребятам покажу.

Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспитывать малышей играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Игра «Сенсорный куб»

«Скалолаз». Задачи: т ренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание. Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно, говоря: Скалолаз наш очень ловкий Лезет в гору без страховки.

  • Рисование на крупе, песке
  • Развивает мелкую моторику рук, тактильную чувствительность рук детей,
  • развивает воображение, фантазию

Кинезиологические упражнения

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение

Игры с прищепками

Игры "Солнышко », «Травушка-муравушка»

Игры с прищепками

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи

Пособие «Мякиш»

Цель: массаж (самомассаж) ладони ребёнка.

Пособие «Мякиш»

Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета

Театр в руке (кукольный, пальчиковый, перчаточный).

Упражнения в обводе контуров предметов

Рисование по трафаретам

Работа с пластилином (лепка)

Изготовление художественной аппликации

из пластилина и различных круп,

Выкладывание узоров и украшение предметов также развивает мелкую моторику рук детей

Выкладывание узоров и украшение предметов, также развивает мелкую моторику рук детей.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

«Конструктор», игры со строительным материалом - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с пирамидки

Сенсорный

уголок

Сенсорный уголок

Упражнения для развития

тактильной чувствительности Игры с сыпучими материалами

Пальчиковые бассейны с различными наполнителями

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

Работа с бумагой: сминание, разрывание…

Делаем «снежные комочки»

(из салфетки)

Работа с бумагой

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Открытое занятие по развитию речи «В гостях у бабушки Варвары»

Открытое занятие по развитию речи «В гостях у бабушки Варвары»

Игры с карандашами

Игра-забава «Поймай мышку»

Цель . Развивать моторику и координацию обеих рук ребенка; воспитывать усидчивость.

Использование . Мышка бежит по веревочке, кто быстрее накрутит веревочку на палочку, тот первым поймает мышку. Почувствуйте себя доброй кошкой - просто играйте с мышкой, и как поймаете, отпускайте ее. Длину шнурка можно регулировать в зависимости от возраста ребенка.

Игра-забава «Поймай мышку»

Пособие « Массажные щётки »

Зубными щётками – растирать сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию. Я возьму зубную щётку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей,

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти

Развивающее пособие своими руками «Сенсорная клавиатура»

Просим малыша найти желтый круг, красный квадратик, большой треугольник и т.д. Игра развивает внимание и помогает изучить геометрические фигуры.

Дидактические игры:

Игра «Где же, где же наши ручки?» Цель : учить детей подражать движениям взрослого. Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения: - Давайте спрячем наши ручки – вот так! (дети прячут руки за спину). - Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки). - Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки). - Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки). - Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол. Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу.

Игра «Спрячь в ладошке» Цель : укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материал : кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

массаж с гранёными карандашами.

« Эстафета » .

Передача карандаша поочередно, каждому пальцу из одной руки в другую.

Карандаш я подержу

В гости к пальчику приду.

« Качалочка »

Прокатывание карандаша между пальцами.

Карандаш не отдыхает

Между пальцами гуляет.

« Добывание огня »

Прокатывание карандаша между ладонями.

Карандаш катать я буду, Может быть, огонь добуду.

Игры с тестом «Чудо-тесто

Мелкие игрушки от киндер-сюрпризов прячутся в чудо-тесте и детям необходимо их найти.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие мелкой моторики у дошкольников Подготовила: учитель-логопед Голикова Елена Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49»

Канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд изобразил МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев » В.А. Сухомлинский

с овокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Мелкая моторика -

Задачи: * Воздействие на биологически активные точки организма. * Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. * Содействовать нормализации речевой функции *Стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти, внимания и связной речи.

Зачем нужно развивать мелкую моторику? * Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.

Трудности при недостатках развития мелкой моторики Не способны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Испытывают трудность формирования правильно траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). Отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

Работа головного мозга Состояние желудка Состояние кишечника Работа печени и почек Работа сердца Влияние мелкой моторики на развитие всего организма ребёнка

Формы работы: * Совместная деятельность родителей с ребенком. * Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Как развивать мелкую моторику * Массаж кистей рук. * Пальчиковая гимнастика, физкультминутки. * Пальчиковые игры со стихами, скороговорками. * Пальчиковый театр. * Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала

* Р исование кистью, пальцем, зубной щеткой. * Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО. * Аппликация. * Рисование по трафаретам. * Штриховки. * Дорисовка (по принципу симметрии). * Лабиринты. * Дидактические игры. Как развивать мелкую моторику

* Шнуровка. * Игры с мелкими предметами * Пазлы. * Мозаика. Как развивать мелкую моторику

Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности Краски, Бумага разного формата и цвета Трафареты, линейки Раскраски Ножницы Мозаики, шнуровки цветные карандаши

ПОИГРАЕМ?!

«УТЮЖОК» Карандаш я покачу Вправо-влево – как хочу.

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ» Добываем мы огонь, Взяли палочку в ладонь. Сильно палочку покрутим И огонь себе добудем

«ДОГОНЯЛОЧКА» Пальчики бегут вперёд, И никто не отстаёт.

«КАЧЕЛИ» Покачаю вверх и вниз – Крепче, карандаш, держись!

«ВОЛЧОК» По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю.

«ЭСТАФЕТА» Передача карандаша каждому пальчику поочередно

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ “Заготавливаем капусту” – Мы капусту рубим, рубим! – Мы морковку трем, трем! – Мы капусту солим, солим! – Мы капусту жмем, жмем!

ДИНАМИЧЕСКИЕ упражнения Кулак-ребро-ладонь

Пальчиковая игра « Пальчики-Смешарики » Это- Крош, он хочет спать А Бараш-уж лег в кровать. Шуша чуточку вздремнула Нюша сразу же уснула. Наш Лосяш уж крепко спит и тихонечко сопит. Солнце яркое взойдет Утро ясное придет, Будут деточки играть А Смешарики вставать!

Использование Су-Джок « Ягоды» (с мизинца) Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? Поднимают плечи, удивляются. Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

« Животные Севера» Тепы – тяпы, тепы – тяпы, Это ласты, а не лапы. У тюленей ласты эти Носят мамы, папы, дети.

« Насекомые» Дружно пальчики считаем – насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит, Ой, сюда комар летит!

Благодарю за внимание!

Предварительный просмотр:

Голикова Елена Владимировна

учитель-логопед

Презентация-консультация

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста »

Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • показать значимость развития кистевой моторики у детей;
  • познакомить с методами, приемами, способами работы по развитию мелкой моторики рук в различных видах детской деятельности;
  • создать условия для педагогического общения.

1 слайд

Приветствие:

Я спешу сказать Вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать Вам – благости!
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам – Радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать Вам всем
Прекраснейшего настроения.

Введение: Добрый вечер, уважаемые родители! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: « Двое белых лебедей – у каждого по пять детей.», «У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки - лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Сегодня я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

2 слайд Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть - губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело

непропорционально мало.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.

Поэтому так необходимо в дошкольном возрасте заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

3 слайд

В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Современными учеными института физиологии детей и подростков АНН СССР установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

4 слайд

В.М. Бехтерев писал «Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.» Подтверждая его слова было проведено множество обследований большого числа детей и была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

5 слайд

Давайте же выясним что такое мелкая моторика? Мелкая моторика это – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

6 слайд

Какие же цели мы перед собой ставим, развивая мелкую моторику:

  • Укрепление здоровья детей.
  • Коррекция речевых нарушений.
  • Развитие связной речи, мелкой моторики и координации движений рук.
  • Накопление ребенком двигательного и практического опыта.
  1. слайд

При этом мы решаем следующие задачи:

  • Воздействие на биологически активные точки организма.
  • Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
  • Содействовать нормализации речевой функции.
  • Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
  1. Слайд

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.

  1. Слайд

Зачем же все таки нужно развивать мелкую моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук – один из показателей психического развития ребенка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о его психологической готовности к школе.
  • Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.
  1. Слайд

Что же происходит если мелкая моторика ребенка недостаточно развита.

Дети, у которых мелкая моторика недостаточно развита, неспособны провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную). Такие дети испытывают трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (цифры, геометрической фигуры). У таких детей отсутствует желание рисовать, лепить, заниматься ручным трудом.

  1. слайд

Развитие мелкой моторики влияет на весь организм. Каждый палец соответствует определенному органу.

Большой палец – работа головного мозга

Указательный – состояние желудка

Средний – состояние кишечника

Безымянный – работа печени и почек.

Мизинец – работа сердца.

  1. слайд

При работе по мелкой моторике применяются следующие формы:

  • Совместная деятельность взрослого с ребенком.
  • Свободная самостоятельная деятельность ребенка.
  1. -15 слайд

Как развивать мелкую моторику рук:

* Массаж кистей рук.

* Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

* Пальчиковые игры со стихами, скороговорками.

* Пальчиковый театр.

* Лепка из пластилина, соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.)

* Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой.

* Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО.

* Различные виды аппликации.

* Рисование по трафаретам.

* Штриховка.

* Дорисовка (по принципу симметрии).

* Лабиринты.

* Дидактические игры.

* Шнуровка.

* Игры с мелкими предметами.

* Пазлы.

* Мозаика

21 слайд

Условия для закрепления полученных навыков в самостоятельной деятельности

Чтобы закрепить полученные навыки в повседневной жизни у детей всегда под рукой должны быть: краски, бумага разного формата и фактуры, трафареты, линейки, раскраски, ножницы, цветные карандаши.

22 слайд

Существует много литературы по данной теме, вот некоторые книги, которые можно использовать в работе.

Практическая часть

Массаж с помощью шестигранного карандаша

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

По материалам Т.В. Пятницы «Пальчиковые игры и упражнения. Массаж карандашами».

24 слайд

«УТЮЖОК»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

25 слайд

«ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

26 слайд

«ДОГОНЯЛОЧКА»

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

27 слайд

«КАЧЕЛИ»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

28 слайд

«ВОЛЧОК»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

29 слайд

«ЭСТАФЕТА»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

30 слайд

«Пальчиковые упражнения»

“Заготавливаем капусту”.

Руками имитируем соответствующие действия.

– Мы капусту рубим, рубим!
– Мы морковку трем, трем!
– Мы капусту солим, солим!
– Мы капусту жмем, жмем!

31 слайд

Упражнения для пальцев динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую, учат сгибать и разгибать пальцы, развивают точную координацию движений): кулак-ребро-ладонь; ножницы, собака-лошадь; и т.д.

Вывод: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий двух рук, содружеству действий руки и глаза.

32 слайд

Пальчиковая игра «Пальчики-Смешарики » (авторГоликова Е.В.)

Это- Крош, он хочет спать (загибаем мизинец на ладони правой руки),

А Бараш-уж лег в кровать.(загибаем безымянный палец на ладони правой руки ),

Шуша чуточку вздремнула(загибаем средний палец на ладони правой руки),

Нюша сразу же уснула. (загибаем указательный пале на ладони правой руки),

Наш Лосяш уж крепко спит и тихонечко сопит . (загибаем большой палец на

Ладони правой руки).

Солнце яркое взойдет (поднимаем руку, распрямляем пальчики) ,

Утро ясное придет,

Будут деточки играть

А Смешарики вставать ! (Повторяем то же самое с левой рукой)

С использованием Су –Джок

Тема « Фрукты»

Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива, вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша, просит. « Ну – ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.

Фрукт для вас и для нас.

Дети катают шарик по ладошке.

33 слайд

Тема « Ягоды»

Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника

Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с

мизинца правой руки.

Запомнил ягоды я наконец. Что это значит?

Поднимают плечи, удивляются.

Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.

34 слайд

Тема « Животные Севера»

Тепы – тяпы, тепы – тяпы,

Это ласты, а не лапы.

У тюленей ласты эти

Носят мамы, папы, дети.

Массажные шары

35 слайд Тема « Насекомые»

Дружно пальчики считаем – насекомых называем.

Дети катают Су – Джок между ладонями.

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит,ой, сюда комар летит!


«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский




Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого помочь ему в этом, дать необходимый стимул для развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. А младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.










Способствуют развитию восприятия; созданию условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Закрепление умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы. Игры с вкладышами, конструктором, развивающие игры








Выкладывание пробками изображения по контуру; Перемещение пальчиков на пробках, как на лыжах; Выстраивание башни; Нанизывание крупных бусин на леску; Перетирание, перекатывание между ладонями; Вдавливание в пластилин. Игры с пробками от бутылок,с крупными бусинами












Пазлы Пазл – это занимательная развивающая и обучающая игра, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.








Определи на ощупь нахождение знакомых предметов на ощупь; нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу; нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога; определение фактуры материала при прикосновении; определение предмета по контуру; определение величины знакомых игрушек на ощупь. «Чудесный мешочек» «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет» «Найди пару» «Отгадай цифру» (букву)


Пальчиковая гимнастика ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки Упражнения с речевым сопровождением -поглаживать и растирать ладошки вверх вниз; -разминать и растирать каждый палец вдоль, затем поперёк; -растирать пальчики спиралевидными движениями.


Самомассаж "Мытье головы" "Веселые носики" "Теплые ручки" "Расслабленное лицо" "Домик" "Глазки отдыхают" "Обезьяна расчесывается".


Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребенка. При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.


Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать: каждый день, каждый час, каждую минуту!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ, КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Подготовила: старший воспитатель МДОУ № 15 Есипова Светлана Владимировна

Практическая работа по развитию мелкой моторики руки проводилась в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детского сада комбинированного вида № 15 г. Кропоткина, в котором принимали участие 15 детей старшей группы.

Познавательные занятия Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка – как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Прогулка Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребёнка не должно быть затруднений в застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, кнопок, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т.п. После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.

Свободная самостоятельная деятельность Для развития мелкой моторики руки важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование из некрупных деталей, выкладывание узоров из мозаики и счётных палочек, плетение, макраме, вышивание, вязание, выжигание, вырезывание. Всё это – эффективные пути для подготовки руки ребёнка к письму.

Развитие мелкой моторики Игры с крупами полезны для развития моторики Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими: игры с мелкими предметами: пазлы, мозаика, конструкторы, бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и пальцев и т. д.; лепка.

Разнообразные эффективные формы работы с родителями позволяют: обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; ориентирован на тщательный отбор игр по развитию мелкой моторики рук для детей дома; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; включить в активную совместную работу с детьми и педагогами; достичь эмоционально – нравственных взаимоотношений родителей и детей.

Таким образом, проведенные исследования позволили сделать выводы, что да действительно реализация игровой методики развития мелкой моторики руки в работе с детьми дошкольного возраста будет эффективна при условии: включение игр в разные режимные моменты; учета индивидуальных особенностей и игровых интересов детей; методически грамотного руководства игровой деятельностью детей; закрепление игровых действий детьми в условиях семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная работа представляет вашему вниманию разработки по развитию мелкой моторики руки ребенка. В работу включена методика диагностики уровня развития мелкой моторики руки, комплекс дидактических игр...

презентация "Развитие мелкой моторики руки ребенка"

Использование нестандартного материала для развитие мелкой моторики руки ребенка в совместной деятельности воспитателя и детей,в разных образовательных областях....

Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".

Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....