Развиваем логическое мышление. Развитие наглядно-образного мышления у детей Развитие мышления у детей причины следствия

29.06.2020 Новости

Все родители хотят сделать всё необходимое для счастья своего малыша. Самый важный вклад в детские годы – это развитие логического мышления у детей, упражнения, игры и тесты для ребёнка, направленные на укрепление навыков. В этой статье мы расскажем, на что влияют такие занятия с дошкольником или подростком и как организовать оптимальные условия для взаимодействия.

Задача – заинтересовать ребёнка в развитии в любое время года

В целом семье полезно проводить время вместе. Это сближает, укрепляет связь друг с другом, учит общению и нахождению в контакте не только с близкими, но и окружающими людьми, природой. Попробуйте почаще совершать такие действия:

    Путешествовать вместе с ребёнком по близлежащим достопримечательностям. В ходе поездки или пешей прогулки Вы расскажете много увлекательной информации. Найдите в интернете мифы, загадочные сюжеты или просто любопытные исторические факты. На примере знаменитых полководцев, правителей, деятелей искусств Вы сможете объяснить подрастающему поколению, к чему приводят определенные действия. Аналогии и примеры как нельзя лучше помогают развивать логику и скорость мышления у ребёнка, учат его рассуждать. Вы сможете попутно задавать вопросы: как бы сделал он, какое решение принял бы, какой будет результат.

    Ощущать на себе перепады погоды, осознавая их последствия и механизм действия. Малыш должен сам понять, что если он голыми руками начнет возиться в снегу, то в скором времени замёрзнет. Второй раз он уже не повторит такую ошибку и подумает, прежде чем взяться лепить снеговика.

    Общаться с природой, трогая деревья, листья, наблюдая за животными, их повадками, особенностями поведения каждого из них. Очень полезным в этом плане будет контактный зоопарк или сафари-парк. Это те места, где можно вступить с неопасными зверушками в контакт.

    Участвовать в простых мероприятиях на природе. Например, собирать хворост для костра, лепить снежную бабу. Это не просто механическая последовательность действий, а целый алгоритм – что за чем должно идти.

    Учиться кататься на санках, велосипеде, коньках, лыжах. Любой спорт с инвентарём требует не только умений, но и осознания процесса – как поведут себя полозья, почему они покатятся в ту сторону, где уже есть след и т.д.


Выполнять упражнения, задания и игры для развития логики и мышления детей надо в комфортной обстановке. В зависимости от времени года уличные мероприятия должны сопровождаться специально подобранной одеждой. Летом Вам и малышу понадобится тент от палящего солнца, а зимой – теплая одежда.

Интернет-магазин Stayer предлагает широкий ассортимент курток и комбинезонов для комфортных прогулок с детьми в холодный сезон. Преимущества продукции фирмы:

    качественные материалы;

    современные технологии производства;

    износостойкость;

    яркий дизайн;

    приемлемая цена;

    многофункциональность.

Как объяснить маленькому человеку, что такое логика, и как ей научиться


Взрослым необходимо понимать, что дети думают совершенно иначе. У них еще нет сформированного мировоззрения, на основании которого человек может дать оценку происходящим действиям и сделать для себя выводы. Какие мыслительные процессы протекают в голове вашего ребенка, никто не догадается и не узнает, если об этом не спрашивать его самого.

Основной инструмент развития способностей и умений у малыша от 1 года – это открытый диалог. Важно, чтобы общение было обоюдным – только в этом случае возможно совершить обмен полезной информацией. На её основе старшее поколение может определить сферу интересов, задач и забот подрастающего ребёнка.

Начинайте налаживать общение с сыном/дочкой в самом раннем возрасте. По мнению специалистов, это эффективно помогает развивать у детей логическое мышление и другие навыки благодаря способу подражания. В ранний период ребёнок наиболее активно впитывает в себя всю окружающую информацию, которая впоследствии станет фундаментом для формирования мировоззрения. Проще говоря, он будет наблюдать за Вами, поэтому очень важно озвучивать каждый свой шаг. Попробуйте проговаривать последовательность своих поступков, объясняя причинно-следственную связь. Это будет напоминать подробный рецепт из кулинарной книги.


Досуг как средство приобретения новых умений и развития способностей

Лучше всего выстраивать диалог через игру, потому что в таком процессе у малыша просыпается интерес к происходящему. Можно обыгрывать различные жизненные ситуации, при этом нужно:

    наблюдать за реакцией, которую можно корректировать,

    помогать быстрее ориентироваться в складывающейся обстановке,

    обращать внимание на ошибки и способы их разрешения,

    проводить игры, развивающие скорость мышления (найти отличия на рисунках, выбрать необходимые предметы, повторить слова, предложения или звуки).


Психиатры проводят четкую взаимосвязь развитого логического мышления у детей дошкольного возраста с устойчивой к внешним раздражителям психикой у подростков. Иными словами, люди, привыкшие думать прежде, чем произвести действие, меньше подвержены навязчивым идеям и состояниям стресса.
Чтобы малыш рос активным и здоровым, необходимо на собственном примере показать ему, как получать удовольствие от активной жизни, а также рассказать о возможностях, которые дает окружающий мир. Больше занимайтесь со своим ребенком, чтобы он хорошо социализировался, благополучно окончил школу и в будущем смог вести полноценную самостоятельную жизнь.
В статье мы рассказали, что влияет на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста.
Взрослейте вместе с удовольствием!

Когда и как начинать развитие мышления у детей?
Развитие мышления у детей – первостепенная задача ответственных родителей. Как научить ребенка думать? Кто-то считает, что эту задачу должна решать школа. А кто-то, наоборот, стремится напичкать малыша полезными знаниями как можно раньше. Данная статья поможет родителям понять особенности мышления детей разного возраста и грамотно направить развитие интеллектуальных способностей.
Способность думать – одно из важнейших качеств человека. Подтверждением тому служит существование множества синонимов понятия «мышление»: ум, разум, сообразительность, логика, смекалка, интеллект, догадливость. Народная мудрость выражается в многочисленных пословицах и поговорках о дураках и умниках. Согласно одной из них: чему Ваня не научился, того Иван не выучит. Это утверждение показывает феноменальную восприимчивость детского мозга.

Малыш обладает интеллектом с самого рождения. Развитие мышления у детей младенческого возраста называют сенсомоторной стадией. Карапуз познает мир при помощи простейших действий, таких как сосание, рассматривание и хватание. А это значит, что окружающую среду необходимо наполнить разнообразными стимулами: обои с рисунком, цветастые подушечки, изображения на потолке и подвижные мобили.
Пустое помещение с нейтральными стенами и белым потолком – значительно обедняет развитие интеллектуальных способностей ребенка. Уважаемые родители! При оформлении детской комнаты отдайте предпочтение картинам известных художников, а не мультяшным персонажам. Воспитывайте вкус ребенка к классической музыке. Младенцам очень нравятся концерты Вивальди и 5 симфония Бетховена.

Как можно чаще берите ребенка на руки, поглаживайте и обнимайте его. Это активизирует тактильные ощущения. Психологи рекомендуют использовать подобные способы общения не только мамам, но и папам. Разговаривайте с ребенком. Он пока не понимает смысла, но все слова прочно отпечатываются в его мозге. Не стоит сюсюкаться с карапузом. Детский лепет – это не признак умственной несостоятельности, а этап развития речевого аппарата.
Малышу полезно видеть родителей, наблюдать за их действиями. Никогда не ссорьтесь и не выясняйте отношения дома. Интеллект младенцев чувствителен к негативным эмоциям. Адекватные приемы развития мышления должны предотвратить появление несчастных детей. Стимулируйте безграничные потенциальные возможности ребенка естественными средствами, чтобы малышу было интересно и радостно жить. Любой ребенок вырастет сообразительным, если ему дать то, что нужно и сделать это вовремя.

Интеллектуальные способности ребенка раннего возраста
Первые три года жизни – важнейшее время, определяющее все последующее развитие интеллектуальных способностей ребенка. Именно в этот период наиболее активно зарождаются связи между клетками мозга. К 3 годам формируется 80% всех возможных соединений. Дальнейшее развитие мышления у детей будет опираться на эту базу. Родители, которые пропустили закладку надежного фундамента, будут пытаться научить детей хорошо работать на плохом компьютере.
В раннем детстве (от 1-3 лет) основное занятие ребенка – предметно-манипулятивная деятельность. Малыш уже не просто уверенно хватает различные предметы, но и совершает с ними разнообразные действия. Сначала бросает, потом постукивает одним кубиком о другой, пытается составить пирамидку, подбирает детали по форме и размеру. Так формируется наглядно-действенное мышление.

Особенности мышления детей на данном этапе связаны с тем, что карапуз познает мир методом проб и ошибок. Манипулируя предметами, ребенок сталкивается с первыми задачами, требующими размышления. Мяч закатился под диван, интересный предмет находится за дверкой шкафа, телевизор перестал показывать любимый мультик. Озадаченный малыш с энтузиазмом приступает к практическим пробам. Пытается достать мячик рукой, привлекает подручные средства.
Чересчур расторопные родители тут же спешат на помощь, лишая чадо удовольствия самостоятельного поиска. Дорогие мамы и папы! Не спешите решать малышовые проблемы. Не торопите и не подталкивайте малышей, которые испытывают свои возможности. Дайте карапузу время разобраться с принципом действия того или иного механизма, уловить связь или последовательность. Не мешайте будущему гению!

Приемы развития мышления детей раннего возраста:

- «Свобода самовыражения!» . Активные малыши рисуют на обоях, рвут книжки, пачкают одежду. Это первые акты детского самовыражения. Ребенку сложно понять, почему нельзя оставить отпечаток ладошки на стене. Излишние пристрастие мам к наведению чистоты вредит развитию творческого мышления. Вы можете вырастить очень чистоплотного и аккуратного человека, но он совершенно точно не предложит миру ни одной оригинальной идеи.

- «Подбрось идею!» . У малышей раннего возраста пока нет осознанного отношения к решению мыслительных задач. Они действуют интуитивно, руководствуясь случайными способами и подвернувшимися инструментами. Заметив, что дите никак не может добиться успеха, ненавязчиво обратите его внимание на более перспективный вариант. При этом избегайте прямых указаний, действуйте по принципу: «А что, если…».

Особенности мышления детей дошкольного возраста
Многие родители надеются, что развитие мышления детей-дошкольников полностью обеспечивают познавательные занятия в детском саду. Действительно, малыши, посещающие детское дошкольное учреждение, демонстрируют обширные познания в области природных явлений, времени года, живой и неживой природы и т.д. Все это прекрасно, но не стоит забывать о том, что усвоение суммы знаний – это не мышление как таковое.
Думающий дошкольник не просто запоминает факты, а оперирует информацией: сравнивает предметы, находит общее и различное, устанавливает причины и следствия. В этом возрасте ребенок приобретает способность представить действие до его осуществления. Сначала проговорить, потом выполнить. Такое мышление является наглядно-образным. В детском саду этому не учат.

Методы развития мышления дошкольника:

- «Ассоциативные цепочки» . Ассоциации, связывающие предметы и явления по сходству, смежности и контрасту, составляют основу мышления. Развитие интеллектуальных способностей детей будет происходить быстрее, если научить их сравнивать, находить похожее в разном. Бросайте ребенку мячик и называйте любой предмет. Пусть дошкольник в свою очередь называет что-то похожее (по цвету, форме, размеру, весу).

- «Носки и лампочки» . Дети любят фантазировать. Для детского мышления нет ничего невозможного. Покажите дошкольнику два предмета, не связанных между собой. Например, носок и лампочка. Совместными усилиями опишите основные свойства каждого объекта. А затем пробуйте перенести свойства одного предмета на другой. размышляйте, что из этого может получиться.
Не правда ли, светящиеся носки было бы очень удобно находить под кроватью. А шерстяные лампочки никогда бы не разбивались. Такие приемы развития мышления способствуют формированию гибкости и оригинальности интеллекта, творческих способностей. Ребенок привыкает видеть необычное в обычном, сочетать несочетаемое, продуцировать нестандартные идеи.

Развитие мышления у младших школьников
Усилия воспитателей детского сада вполне могли оставить дошкольника равнодушным. Но уж школа то просто обязана повлиять на развитие интеллектуальных способностей детей. Уверенно владея речью, проникая в тайны родного языка, осваивая арифметические действия, младший школьник вступает в пору словесно-логического мышления. Уже совсем скоро он будет довольно свободно сравнивать, классифицировать, устанавливать закономерности, выявлять скрытые свойства и связи.
Родители, которые, не покладая рук, последовательно формировали особенности мышления детей от рождения до поступления в школу, могут передохнуть. Но не слишком долго. Интеллектуальные способности ребенка младшего школьного возраста без должной тренировки могут быстро зачахнуть. Перегрузив детский мозг новыми требованиями и обязанностями, можно напрочь отбить всякое желание думать.

Приемы развития мышления младшего школьника:
- «Кубик Блума» . Используется бумажный куб, на гранях которого написано: «опиши», «объясни как?», «объясни почему?», «оцени», «предложи», «придумай». Ребенок бросает кубик и в зависимости от выпавшей стороны описывает свойства, механизм действия, причины, плюсы и минусы, дает оценку, предлагает свое решение. Развитие интеллектуальных способностей детей при помощи данного метода можно проводить как в школе, так и дома.

- «Системный эффект» . Окружающий мир состоит не только из отдельных предметов. Если объединить несколько объектов - получится система, выполняющая определенные функции. Системами являются автомобиль, компьютер, телефон. И даже обычная швабра – тоже система, состоящая из множества ворсинок. Учите детей находить полезные системы в природе и в человеческой деятельности: семья, стая птиц, диван-кровать, железобетон.

Методы развития мышления подростка
Мозг подростка можно сравнить с довольно мощным процессором. На протяжении данного периода полным ходом идет развитие абстрактного теоретического мышления. Подростки обожают выдвигать гипотезы, обосновывать и опровергать, спорить и доказывать. Они могут абстрагироваться от конкретной ситуации, прорабатывают комбинации, меняют пропорции.
Подростки не доверяют взрослым и общаются преимущественно со сверстниками. Родителям вряд ли удастся оказать существенное влияние на особенности мышления детей на пороге взрослости. Ведущая роль здесь принадлежит старшему товарищу или авторитетному педагогу, который смог стать для подростка наставником. Довольно часто это бывает тренер спортивной секции или руководитель кружка.

Методы развития мышления подростка:
- «Умный вопрос» . Работа мысли - путь от вопроса до ответа. Для того, чтобы легко и быстро проанализировать какое-либо явление, приучите подростка находить ответы на 5 основных вопросов: «что?», «где?», «когда?», «зачем?» и «почему?». Интеллектуальные способности ребенка проявляются и в самом умении задавать вопросы. Учите подрастающее поколение правильно формулировать уточняющие, проблемные, рефлексивные, наводящие и другие типы вопросов.

- «Морфологический ящик» . Этот прием развития мышления помогает тщательно проанализировать сложные системы и не упустить ни одного варианта решения. Для начала необходимо выделить в изучаемом объекте или явлении все важные признаки (части, свойства, особенности) и записать на листе бумаги по горизонтали. По вертикали записываются все возможные варианты существования или исполнения (формы, размеры и т.д.).

Допустим, вы задумали составить портрет идеального человека. По горизонтали записываем: глаза, нос, уши и т.д. По вертикали: форма, цвет, размер и т.д. Последовательно заполнив все клетки образовавшейся таблицы, получим наиболее полное описание изучаемого явления. Морфологический ящик используется при решении большого круга мыслительных задач. Главное – четко сформулировать проблему и правильно определить графы таблицы.

Заключение: Развитие мышления у детей не преследует цели формирования гениев. Воспитывайте ребенка добрым, ответственным и улыбчивым. А гибкий ум и здоровое тело – это естественные состояния человеческого организма. Старайтесь их всячески поддерживать!

Изучение развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес.

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развитие его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.

О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними.

Детальное изучение мышления требует выделения и специального анализа различных его процессов, сторон, моментов - абстракции и обобщения, представлений и понятий, суждений и умозаключений и т.д. Но реальный процесс мышления включает единство и взаимосвязь всех этих сторон и моментов.

Интеллектуальное развитие ребёнка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития. Генетически наиболее ранняя форма мышления - наглядно-действенное мышление, первые проявления которого у ребёнка можно наблюдать в конце первого - начале второго года жизни, ещё до овладения им активной речью. Уже первые предметные действия ребёнка обладают рядом важных особенностей. При достижении практического результата выявляются некоторые признаки предмета и его взаимоотношения с другими предметами; возможность их познания выступает как свойство любого предметного манипулирования. Ребёнок сталкивается с предметами, созданными руками человека, и т.о. вступает в предметно-практическое общение с другими людьми. Первоначально взрослый является основным источником и посредником знакомства ребёнка с предметами и способами их употребления. Общественно выработанные обобщённые способы употребления предметов и есть те первые знания (обобщения), которые ребёнок усваивает с помощью взрослого из общественного опыта .

Наглядно-образное мышление возникает у дошкольников в возрасте 4-6 лет. Связь мышления с практическими действиями хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ряде случаев не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять объект. Т.е. дошкольники мыслят лишь наглядными образами и ещё не владеют понятиями (в строгом смысле).

Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребёнка возникают в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение систем понятий по различным предметам. Эти сдвиги выражаются в познании всё более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслительных операций, возникновении новых мотивов познавательной деятельности . Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции ещё связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены; образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным.

У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на который они опираются. Значительные трудности возникают тогда, когда новое понятие, обозначаемое определенным словом, не согласуется с тем, что уже связано с этим словом у ребёнка, т.е. с тем содержанием данного понятия (часто неправильным или неполным), которым он уже владеет. Чаще всего так бывает в тех случаях, когда строго научное понятие, усваиваемое детьми в цоколе, расходится с так называемым житейским, донаучным понятием, уже усвоенным ими вне специального обучения, в процессе повседневного общения с другими людьми и накопления личного чувственного опыта (например, птица это животное которое летает, поэтому бабочки, жуки, мухи относятся к птицам, а курица, утка -- нет, они не летают. Или: хищные животные «вредные» или «страшные», например крысы, мыши, а кошка не хищник, она домашнее животное, ласковая).

Младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у них развивается - сначала в простейших формах - словесно-логическое мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлечённых понятий и рассуждений.

«Развитие процессов, приводящих в последствии к образованию понятий, уходит своими корнями глубоко в детство, но только в переходном возрасте вызревают, складываются и развиваются те интеллектуальные функции, которые в своеобразном сочетании образуют психическую основу процесса образования понятий» .

Данные наблюдения детей говорят о том, что ребенок рано начинает делать «выводы». Было бы неправильно отрицать у детей дошкольного и даже, может быть, преддошкольного возраста возможность делать некоторые «умозаключения»; но было бы совершенно неосновательно приравнивать их к умозаключениям взрослых, в частности к тем формам умозаключения, которыми пользуется научное знание.

Мальчик в возрасте 4 лет 6 мес обращается к отцу: «Папа, небо больше, чем земля, да, да, я знаю это. Потому что Солнце больше, чем Земля (это он узнал от взрослых еще прежде), а Вера (старшая его сестра) только что мне показала, что небо больше, чем Солнце». А через 3 месяца летом после прогулки у ручья: «Камни тяжелее, чем лед». - «Откуда ты это знаешь?» - «Потому что лед легче воды; они в воде идут ко дну». Этот ребенок сопоставлял наглядные ситуации своего опыта и сведения о предметах, полученные им от взрослых .

Вышеприведенный факт ярко вскрывают особенности типичных для дошкольника умозаключений. Его мысль функционирует еще внутри восприятия. Поэтому его умозаключение сплошь и рядом совершается посредством переноса целых наглядных ситуаций; заключение идет от единичного факта к единичному факту.

Для характеристики специфической формы этих детских умозаключений, господствующей в дошкольном возрасте, психолог В.Штерн ввел термин трансдукция, отличающий ее как от индукции, так и от дедукции. Трансдукция - это умозаключение, переходящее от одного частного или единичного случая к другому частному или единичному случаю, минуя общее. Трансдуктивные умозаключения совершаются на основании сходства, различия или по аналогии. Отличает их от индукции и дедукции отсутствие общности. Пиаже правильно отметил, что Штерн дал лишь описание, а не объяснение трансдукции. Отсутствие обобщения в трансдукции есть в действительности не первичная, не определяющая ее черта. Ребенок в трансдукции не обобщает, потому что и поскольку он не может вычленить существенные объективные связи вещей из случайных сочетаний, в которых они даны в восприятии. В трансдукции сказывается ситуационная привязанность мышления дошкольника. Но трансдукция никак не является все же единственной ведущей формой умозаключения у дошкольника. Развитие форм детского мышления неотделимо от развития его содержания, от ознакомления ребенка с конкретной областью действительности. Поэтому появление более высоких видов умозаключения происходит вначале, так сказать, не по всему фронту интеллектуальной деятельности, а отдельными островками, в первую очередь там, где знакомство ребенка с фактами, связь его с действительностью оказывается наиболее глубокой и прочной.

Элементарные причинные зависимости рано подмечаются детьми, как о том свидетельствуют многочисленные наблюдения. Однако нельзя, конечно, приписывать ребенку-дошкольнику обобщенное понимание сложных причинных зависимостей. Мыслительная деятельность ребенка развивается сначала по преимуществу в процессе наблюдения, в теснейшей связи с восприятием. Очень поучительно и рельефно она выступает в попытках понять, объяснить наблюдаемое при восприятии картинок. Для объяснения их содержания дети сплошь и рядом прибегают к целому ряду рассуждений и умозаключений.

Пока общее еще не осознается как всеобщее, основанное на существенных связях, а сводится к собирательной общности частного, умозаключение у ребенка сначала обычно сводится к переносу по аналогии с одного частного случая на другой или с частного на общее как собирательную совокупность частных случаев (приближаясь к тому, что в логике называли индуктивным умозаключением, через простое перечисление) и с общего как такой совокупности частных случаев на один из них. В основе этих умозаключений ребенка посредством переноса лежат случайные единичные связи, отношения внешнего сходства, более или менее случайные причинные зависимости. А иногда у ребенка встречаются «умозаключения» от наличия одного предмета или признака к другому в силу установившейся между ними прочной ассоциативной связи по смежности. Пока ребенок не в состоянии вскрыть существенные, внутренние связи, его умозаключения легко соскальзывают на облеченные во внешнюю форму умозаключений переносы внешних ассоциативных связей с одной ситуации на другую. Но наряду с этим в областях, практически более знакомых и близких ребенку, у него начинают появляться подлинные индуктивно-дедуктивные, конечно, элементарные умозаключения.

Таким образом, анализ мышления ребенка обнаруживает у него относительно очень рано - в дошкольном возрасте и даже в начале его - зарождение многообразной мыслительной деятельности. У маленького дошкольника можно уже наблюдать ряд основных интеллектуальных процессов, в которых совершается мышление взрослого; перед ним встают вопросы; он стремится к пониманию, ищет объяснений, он обобщает, умозаключает, рассуждает; это мыслящее существо, у которого уже пробудилось подлинное мышление. Между мышлением ребенка и мышлением взрослого человека существует, таким образом, очевидная преемственная связь .

Только при превращении ребенка в подростка становится принципиально возможным переход к мышлению в понятиях.

Л.С. Выготским выделяются три основные стадии развития понятий и, соответственно, понятийного мышления.

Первой стадией в образовании понятий является образование неоформленного и неупорядоченного множества, выделение некоторой совокупности предметов, объединяемой без достаточного внутреннего родства и отношения между образующими ее частями. Значением слова на этой стадии развития является неопределенное до конца, неоформленное синкретическое сцепление отдельных предметов, так или иначе связавшихся друг с другом в представлении и восприятии ребенка в один слитный образ. В формировании этого образа решающую роль играет синкретизм детского восприятия или действия, поэтому этот образ крайне неустойчив.

Вторая большая ступень в развитии понятий охватывает много разнообразных в функциональном, структурном и генетическом отношениях типов одного и того же по своей природе способа мышления. Данное мышление называется Выготским мышлением в комплексах. Это значит, что обобщения, создаваемые с помощью этого способа мышления, представляют по своему строению комплексы отдельных конкретных предметов или вещей, объединенных уже не только на основании субъективных связей, но на основе объективных связей, действительно существующих между этими предметами.

Значения слов на этой стадии развития точнее всего могут быть определены как «фамильные имена» объединенных в комплексы или группы предметов. Самым существенным для построения комплекса является то, что в его основе лежит не абстрактная и логическая, а вполне конкретная и фактическая связь между отдельными элементами, входящими в его состав. Комплекс, как и понятие, является обобщением или объединением конкретных разнородных предметов. Но связь, положенная в основу обобщения, может быть самого различного типа. Любая связь может привести к включению данного элемента в комплекс, лишь бы она фактически была в наличии .

Мышление в комплексах включает в себя несколько промежуточных этапов: 1) объединение предметов в «коллекции» - взаимное дополнение предметов по какому-либо одному признаку; 2) «псевдопонятие» -- комплексное объединение ряда конкретных предметов, которые фенотипически, по своему внешнему виду, по совокупности внешних особенностей, совершенно совпадают с понятием, но по своей генетической природе, по условиям своего возникновения и развития, по причинно-динамическим связям не является понятием.

Ребенок, находящийся на стадии комплексного мышления, мыслит в качестве значения слова те же предметы, что и взрослый, и это основа для понимания между ними, но мыслит с помощью иных интеллектуальных операций.

Понятие в его естественном и развитом виде предполагает не только объединение и обобщение отдельных конкретных элементов опыта, оно также предполагает выделение, абстрагирование отдельных элементов и умение рассматривать их вне конкретной и фактической связи, к которой они даны в опыте. Стадия развития понятий также разбивается на несколько подстадий: 1) стадию потенциальных понятий и 2) стадия истинных понятий. Только овладение процессом абстрагирования и развитие комплексного мышления способно привести ребенка к образованию истинных понятий. Решающая роль в образовании истинного понятия принадлежит слову. «Из синкретических образов и связей, из комплексного мышления, из потенциальных понятий, на основе употребления слова в качестве средства образования понятия возникает та своеобразная сигнификативная структура, которую мы можем назвать понятием в истинном значении этого слова» .

Именно в среднем и старшем школьных возрастах школьникам становятся доступными более сложные познавательные задачи . В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в новых ситуациях. Формируется система взаимосвязанных, обобщённых и обратимых операций. Развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, переходить от его развёрнутых форм к свёрнутым формам. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребёнка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, у школьников приобретает новое содержание, находя, в частности, своё выражение в решении всё усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

Психика ребёнка в ходе развития претерпевает множество изменений. Мышление позволяет понимать человеку, что его окружает и как с этим взаимодействовать. Учёные считают, что это высшая психическая функция человека (у животных она почти неразвита). Наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста является доминирующим.

Зачем нужно его развивать

Мышление развивается постепенно. Выделяют несколько основных видов. Первый - это наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. В младенчестве и раннем возрасте это ведущий тип мышления. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления.

Оно возникает примерно в четыре года. На этом этапе детям уже необязательно трогать предмет руками, манипулировать им, они ещё не владеют понятиями, но мыслят образами. В своём воображении они могут нарисовать разные объекты и явления. Всё это позволяет стимулировать творческую сторону личности.

Развитие образного мышления важно по нескольким причинам:

  • Оно необходимо для успешной учебной деятельности, так как школьнику для решения задач приходится оперировать разными образами. Чем нагляднее он представляет себе ситуацию, тем легче ему будет с ней справиться.
  • Формирование тяги к прекрасному.
  • Стимулирование эмоциональной реакции на эстетику.

Также оно важно для формирования следующего этапа - абстрактно-логического. Именно этот тип является необходимым для обучения и дальнейшей самостоятельной жизни.

Этапы формирования мышления

В детских образовательных учреждениях проводятся специальные занятия. Они учитывают все этапы развития образного мышления:

  1. У детей после трёх лет формируется топологическая структура. Малыш без труда может разделить картинки на две группы: в одну он сложит изображения замкнутых геометрических фигур, а в другую - незамкнутых (спирали, подковы и т. п.).
  2. Вторая структура - проективная. Её легко обнаружить в ходе наблюдения за малышами. Достаточно дать им простое задание - оградить домик столбиками. Дети до четырёх лет сделают это в виде волнистой траектории. Их ещё не заботит форма. Со временем они начинают выстраивать столбики по прямой линии.
  3. Третья структура - порядковая. Она позволяет формировать принцип «сохранения». Иными словами, ребёнок начинает понимать, что переливание жидкости из узкого сосуда в широкий не изменило объём воды. Эта структура позволяет обучать его элементарным математическим представлениям.

Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для формирования важно соблюдать последовательность развития структур.

Обучение в детском саду ещё проходит в облегчённой форме, но даже оно выполняет ряд задач. Дети привыкают работать в коллективе, активно познают мир. У них формируются представления об окружающем мире, и они учатся разным видам деятельности. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения осуществляется разными способами.

Варианты занятий и упражнений

Развитием ребёнка могут заниматься не только профессиональные педагоги, но и родители. Для этого необязательно использовать специальные материалы. Самый доступный способ - это прогулки в парках и лесах. Наблюдение за растениями, птицами и животными приносит не только положительные эмоции, но и развивает чувство прекрасного.

Развить образное мышление у ребёнка поможет рисование. Оно может осуществляться по памяти или с натуры. Хорошим упражнением является создание абстракции, то есть того, чего нет в окружающем мире. Ребёнку предлагается нарисовать эмоций, музыку и т. п.

Любая работа с материалом (глиной, солёным тестом, пластилином) способствует развитию проектной структуры. Лепка может происходить как с натуры, так и под влиянием воображения. Для аппликации лучше использовать картон, бумагу и природные материалы.

Можно предлагать сравнивать предметы по величине, форме, цветам. Это развивает навыки анализа и синтеза. Этому способствует и собирание пазлов и конструкторов.

В ходе занятия с ребёнком важно соблюдать последовательность:

  1. Демонстрация материала по теме;
  2. Рассказ;
  3. Практика совместной деятельности;
  4. Самостоятельная работа по образцу;
  5. Создание чего-то без подсказок.

Работа должна проводиться в благоприятной обстановке. Родители обязательно подбадривают малыша и одобряют даже незначительный успех. Такой подход позволяет формироваться мотивационной стороне личности. Важно не перехвалить ребёнка, так как это может привести к завышенной самооценке.

Можно просить малыша придумывать разные сказки и истории. Толчком для их создания служат любые предметы из окружающей среды: коряги, облака, листья и т. п. Родитель сам начинает рассказ, после предлагая дошкольнику продолжить его. Такое же упражнение проводят с рисунками. Взрослый рисует часть предмета или ситуацию, а уже малыш дополняет её деталями или раскрашивает.

Дошкольников знакомят с шедеврами искусства, современного и древнего. Им рассказывают о разных памятниках природы. Знакомят детей и с народными промыслами. Всё это позволяет сформировать предпосылки эстетических чувств.

Для развития образного мышления хорошо подходит оригами. Конструирование из бумаги несложно освоить. Многих детей завораживает процесс превращения плоской бумаги в объёмный предмет. Такая работа осуществляется как вместе с воспитателем, так и самостоятельно. В результате деятельности ребёнок получает новый образ.

Разные аппликации помогают мелкую и общую моторику. В этом виде творчества дошкольники реализуют своё видение мира и способности. В ходе занятия дети знакомятся с цветами, формами и другими признаками предметов. Конструирование позволяет учиться планированию своих действий.

Шитьё также хорошо развивает образное мышление и пространственное воображение, Совместное шитьё игрушек с мамой или папой - это хорошее времяпрепровождение детей и их родителей. Всё, что необходимо для этого есть в каждом доме: немного ткани, ленты, пуговицы и т. п. Давать малышу настоящую иголку не стоит, продаются даже специальные детские наборы для шитья с пластиковыми иголками, позволяющие исключить травму ребёнка.

Как видите, способов для развития этого типа мышления предостаточно, выбирайте любой. Важно помнить, что всю основную работу дети должны выполнять сами. Родители должны контролировать процесс, слегка помогая советом и делом, когда это потребуется.

В этой статье:

Прежде чем поговорить о том, как происходит развитие мышления у детей, остановимся на том, что собой представляет процесс мышления в принципе, как он протекает и от чего зависит.

Мышление - процесс, в котором принимают участие сразу два полушария мозга. Решения, которые принимает человек, напрямую зависят от того, насколько комплексно он способен мыслить. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию мышления в детском возрасте.

Многие родители уверены, что в раннем детстве развивать мышление у детей не имеет смысла, так как львиную долю решений в этом возрасте за малышей принимают они. Дети же большую часть времени посвящают играм и развитию творческих способностей во время занятий лепкой, рисованием, конструированием. Тем не менее в жизни каждого ребенка обязательно настанет момент, когда, уже будучи взрослым, он должен будет принять правильное решение - такое, от которого будет зависеть его дальнейшая жизнь.

Более того, в наше время практикуется тестирование наемных работников на уровень IQ, по результатам которого принимаются решения о приеме на работу в солидные компании.

Именно логическое и креативное мышление положены в основу практически каждого созданного человеком изобретения.
Поэтому задача каждого родителя, который желает дать ребенку шанс максимально преуспеть в жизни, - развивать его мышление с самого детства.

Мышление у ребенка

Появляясь на свет, дети не имеют мышления. Для этого у них пока просто не хватает опыта и недостаточно развита память. Примерно к концу года у крохи уже можно
наблюдать первые проблески мышления.

Развитие мышления у детей возможно путем целенаправленного участия в процессе, по ходу которого ребенок научится говорить, понимать, действовать. О развитии можно говорить, когда содержание мысли малыша начнет расширяться, появятся новые формы мыслительной деятельности, усилятся познавательные интересы. Процесс развития мышления бесконечен и напрямую связан с деятельностью человека. Естественно, что на каждом этапе взросления он имеет свои нюансы.

Развитие мышления у малышей происходит в несколько этапов:

  • действенное мышление;
  • образное;
  • логическое.

Первый этап - действенное мышление. Характеризуется принятием ребенком самых простых решений. Малыш учится познавать мир через предметы. Он крутит, тянет, бросает игрушки, ищет и нажимает на них кнопочки, таким образом получая первый опыт.

Второй этап - образное мышление. Оно позволяет малышу создавать образы того, что он будет делать с помощью рук в ближайшее время, без их прямого задействования.

На третьем этапе начинает работать логическое мышление, в процессе которого помимо образов ребенок использует отвлеченные, абстрактные слова. Если задать малышу с хорошо развитым логическим мышлением вопросы о том, что такое вселенная или время, он без труда найдет содержательные ответы.

Этапы развития мышления у детей

В раннем детстве малыши имеют одну особенность: они стараются все попробовать на вкус, разобрать на части, и ими руководит исключительно действенное мышление, которое в некоторых случаях сохраняется даже после того, как они вырастут. Такие люди, будучи взрослыми, уже не ломают – они вырастают конструкторами, способными собрать и разобрать руками практически любой предмет.

Образное мышление развивается у малышей в младшем дошкольном возрасте. Обычно на процесс оказывают влияние рисование, игры с конструктором, когда нужно представить себе конечный результат в уме. Наиболее активным образное мышление у детей становится примерно к окончанию периода дошкольного возраста - к 6 годам. На основе развитого
образного мышления начинает формироваться логическое.

В детском саду процесс развития мышления связан с воспитанием в детях способностей мыслить образами, запоминать, а затем стараться воспроизвести сцены из жизни. Когда дети поступают в школу, с ними также можно продолжать заниматься такими упражнениями.

При этом нужно понимать, что большая часть школьных программ построены с акцентом на развитие логики и аналитики, поэтому над развитием образного мышления у малышей нужно будет поработать родителям. Для этого можно совместно с ребенком придумывать и инсценировать интересные истории, вместе делать разного рода поделки, рисовать.

После 6 лет у малышей запускается процесс активного развития логического мышления. Ребенок уже способен анализировать, обобщать, делать заключения, выносить что-то основное из увиденного, услышанного или прочитанного. В школе же чаще всего уделяют внимание развитию стандартной логики, совершенно не понимая, что учат детей мыслить шаблонами. Любую инициативу, нестандартное решение учителя стараются пресекать, настаивая на том, чтобы дети решали задачи так, как указано в учебнике.

Что должны делать родители?

Самое главное, чтобы в процессе работы над развитием мышления ребенка родители не увязли в десятках одинаковых примеров, напрочь убивающих в детях креативность. Гораздо полезнее в таких случаях будет сыграть с ребенком в настольные игры, например в шашки или «Империю». В таких играх малыш получит возможность принимать действительно нестандартные решения, таким способом развивая логику и постепенно переводя мышление на новый уровень.

Есть ли способы, помогающие воспитать в ребенке креативность? Самое важное, что нужно усвоить, - развитие творческого мышления наиболее активно происходит в общении. В процессе общения с людьми, а также при чтении книги или даже просмотре аналитической
передачи в сознании возникает сразу несколько мнений относительно одной и той же ситуации.

Что же касается личного мнения, то оно появляется у человека исключительно в процессе личного общения. Творческие личности выделяются среди основной массы прежде всего пониманием того, что на один вопрос может иметься сразу несколько правильных ответов. Чтобы донести это до ребенка, просто слов будет недостаточно. Малыш должен сам сделать такой вывод после многочисленных тренировок и упражнений для развития мышления.

В школьной программе не предусмотрено развитие у детей ассоциативного, творческого, гибкого мышления. Поэтому вся ответственность за это ложится на плечи родителей. На деле это оказывается совсем не так сложно, как может показаться на первый взгляд. С ребенком достаточно будет периодически конструировать, работать с картинками животных и геометрических фигур, складывать мозаику или просто время от времени фантазировать с малышом, например описывая все возможные функции того или иного предмета.

Особенности развития мышления в младшем возрасте

Как было отмечено выше, в каждом возрасте развитие мышления имеет свои особенности. В младшем возрасте этот процесс в основном связан с действиями ребенка, который пытается найти решения для определенных сиюминутных задач. Совсем маленькие дети учатся надевать кольца на пирамидку, строить башни из кубиков, открывать и закрывать шкатулки, залезать на диван и т.д. При выполнении всех этих действий ребенок уже мыслит, и процесс этот пока носит название наглядно-действенного мышления.

Как только малыш начнет усваивать речь, процесс развития наглядно-действенного мышления перейдет на новый этап. Понимая речь и применяя ее для общения, ребенок пробует мыслить обобщенно. И пусть первые попытки обобщить не всегда успешные, они необходимы для дальнейшего процесса развития.
Малыш может сгруппировать совершенно непохожие предметы, если сможет уловить в них мимолетное внешнее сходство, и это нормально.

Например, в 1 год и 2 месяца для детей свойственно называть одним словом сразу несколько предметов, которые кажутся им похожими. Это может быть название «яблоко» для всего, что круглое, или «киса» для всего, что пушистое и мягкое. Чаще всего дети в этом возрасте обобщают по тем внешним признакам, которые первыми бросаются в глаза.

После двух лет у детей появляется желание выделить определенный признак или действие предмета. Они с легкостью подмечают, что «каша горячая» или что «киса спит». К началу третьего года малыши уже свободно могут выделять из целого ряда признаков самые устойчивые, а также представлять себе предмет по его зрительному, слуховому описанию.

Особенности развития мышления у дошкольников: преобладающие формы

В дошкольном возрасте в речи ребенка можно услышать интересные умозаключения типа: «Лена сидит, баба сидит, мама сидит, все сидят». Или же умозаключения могут быть другого рода: видя, как мама надевает шапку, ребенок может отметить: «Мама идет в магазин». То есть в дошкольном возрасте ребенок уже способен проводить простые причинно-следственные связи.

Интересно наблюдать и за тем, как в дошкольном возрасте дети применяют для одного слова два понятия, среди которых одно - это родовое, а второе - обозначение единичного предмета. Например, машинку малыш может называть «машина» и в то
же время «Рой» по имени одного из мультяшных героев. Таким образом в сознании дошкольника формируются общие понятия.

Если в самом нежном возрасте речь ребенка непосредственно вплетена в действия, то со временем она будет их опережать. То есть прежде чем что-то делать, дошкольник опишет то, что собирается сделать. Это говорит о том, что представление о действии опережает само действие и выступает в роли его регулятора. Таким образом у детей постепенно развивается наглядно-образное мышление.

Следующим этапом развития мышления у дошкольника станут некоторые изменения соотношения между словом, действием и образами. Доминировать в процессе работы над задачами будет именно слово. Тем не менее до семи лет мышление ребенка продолжает оставаться конкретным.

Исследуя мышление дошкольников, специалисты предлагали детям решить задачи в трех вариантах: в действенном плане, образном и словесном. Решая первую задачу, дети нашли решение, используя рычаги и кнопки на столе; вторую - используя картинку; третью -словесное решение, о котором сообщали в устной форме. Результаты исследований в таблице ниже.

Из результатов в таблице видно, что лучше всего дети справились с задачами в наглядно-действенном плане. Наиболее сложными же оказались словесные задания. До пяти лет дети с ними не справились совсем, а более старшие решили лишь в некоторых случаях. Исходя из этих данных можно сделать вывод, что наглядно-действенное мышление является преобладающим и основой для формирования словесного и наглядно-образного мышления.

Как меняется мышление дошкольника?

В дошкольном возрасте мышление ребенка имеет прежде всего ситуативный характер. Младшие дошкольники неспособны думать даже о том, что им сложно воспринимать, тогда как средние и старшие дошкольники способны выходить за пределы личного опыта, анализируя, рассказывая и
рассуждая. Ближе к школьному возрасту ребенок активно пользуется фактами, предполагает и обобщает.

Процесс отвлечения в дошкольном возрасте возможен как при восприятии набора предметов, так и по ходу объяснений в словесной форме. На ребенка все еще давят образы определенных предметов и личный опыт. Он знает, что гвоздь утонет в реке, но пока не понимает, что это потому, что он сделан из железа, а железо тяжелее воды. Он подкрепляет свой вывод тем фактом, что когда-то видел, как гвоздь действительно тонул.

О том, как активно развивается мышление у дошкольников, можно судить и по тем вопросам, которые они задают взрослым по мере взросления. Самые первые вопросы связаны с предметами и игрушками. Ребенок обращается к взрослым за помощью в основном, когда игрушка поломалась, упала за диван и т.д. Со временем дошкольник начинает делать попытки приобщить родителей к играм, задавая наводящие вопросы о том, как построить мост, башню, где катить машину и так далее.

Спустя время появятся вопросы, говорящие о наступлении периода любознательности. Ребенку будет интересно узнать, почему идет дождь, почему ночью темно и как на спичке появляется огонь. Мыслительный процесс дошкольников в этот период направлен на обобщение и различение событий, предметов и явлений, с которыми им доводится сталкиваться.

С поступлением в первый класс деятельность детей изменяется. Школьникам нужно думать о новых явлениях и предметах, к их мыслительным процессам предъявляются определенные требования.
Учитель следит за тем, чтобы дети научились не терять нить рассуждения, умели думать, выражать мысли в словах.

Несмотря на это, мышление школьников в младших классах все еще является конкретно-образным, хотя все более очевидными становятся элементы абстрактного мышления. Младшие школьники способны размышлять о том, что им досконально известно, на уровне обобщенных понятий, например о растениях, о школе, о людях.

Мышление в дошкольном возрасте развивается стремительно, но только в том случае, если взрослые будут работать с ребенком. С поступлением в школу для развития мышления используются ускоряющие этот процесс научно разработанные методы, применяемые под руководством и контролем учителя.

Особенности мышления учащихся средней школы

Детьми среднего школьного возраста считаются ученики от 11 до 15 лет. Их мышление построено в первую очередь на усвоенных в словесной форме знаниях. Изучая не всегда интересные для себя предметы - историю, физику, химию - дети понимают, что роль здесь играют не только факты, но и связи, а также закономерные отношения между ними.

У старшеклассников мышление более абстрактное, но вместе с тем активно развивается и образное мышление – под воздействием изучения произведений художественной литературы.

Кстати, по этому поводу было проведено своеобразное исследование. Школьникам предложили рассказать о том, как они понимают басню Крылова «Петух и жемчужное зерно».

Ученики первых и вторых классов не поняли сути басни. Им она представлялась в виде рассказа о том, как петух копает. Ученики третьего класса смогли сопоставить образ петуха с человеком, при этом они буквально воспринимали сюжет, подытоживая,
что жемчуг несъедобный для человека, который любит ячменное зерно. Таким образом, третьеклассники выносят из басни неправильный вывод: все, что нужно человеку - это еда.

В 4-м классе школьники уже способны отметить для себя некоторые особенности образа героя и даже дают ему характеристику. Они уверены, что петух копает навоз потому, что уверен в своих знаниях, они считают персонажа гордым и напыщенным, из чего делают правильный вывод, выражая иронию по отношению к петуху.

Старшеклассники же способны продемонстрировать детальное восприятие образа, за счет чего они глубоко понимают мораль басни.

В процессе изучения основ наук школьники приобщаются к системе научных понятий, где каждое понятие является отражением одной из сторон действительности. Процесс формирования понятий продолжительный и во многом связан с возрастом школьника, с методиками, по которым он обучается, с умственной направленностью.

Как прогрессирует мышление среднего дошкольника

Процесс усвоения понятий разбит на несколько уровней. Развиваясь, ученики узнают о сущности явлений, предметов, учатся обобщать и проводить связи между отдельными понятиями.

Чтобы школьник формировался как целостная и гармоничная, всесторонне развитая личность, необходимо проследить за тем, чтобы он усвоил основные моральные понятия:

  • товарищества;
  • долга и чести;
  • скромности;
  • честности;
  • сочувствия и пр.

Школьник способен овладеть ими поэтапно. На начальном этапе ребенок обобщает случаи из своей или жизни знакомых, делая соответствующие выводы. На следующем этапе он пробует применить в жизни накопленный опыт, то сужая, то расширяя границы понятия.

На третьем уровне ученики пробуют давать развернутые определения понятиям, указывая на главные признаки и приводя примеры. На последнем уровне ребенок полностью овладевает понятием, применяя его в жизни и осознавая его место среди остальных моральных понятий.

В это же время происходит формирование умозаключений и суждений. Если младшие школьники обо всем судят категорично в утвердительной форме, то в третьем-четвертом классе суждения у детей скорее условные.

В пятом классе ученики рассуждают, используя доказательства, как косвенные, так и прямые, применяя личный опыт, пробуют обосновывать и доказывать.
Старшеклассники же спокойно применяют все доступные им формы выражения мысли. Они сомневаются, допускают, предполагают и пр. Школьникам в старших классах уже просто пользоваться дедуктивными и индуктивными умозаключениями, ставить вопросы и обосновывать ответы на них.

Развитие умозаключений и понятий происходит параллельно с умением школьников овладевать искусством анализировать, обобщать, синтезировать и целым рядом других логических операций. То, насколько успешным будет результат, во многом зависит в данном возрасте от работы педагогов в школе.

Особенности развития мышления у детей с физическими нарушениями

Речь идет о детях с нарушениями слуха, зрения, речи и пр. Стоит отметить, что физические дефекты не могут не сказаться на формировании мышления ребенка. Малыш с плохим зрением и отсутствием слуха неспособен получить личный опыт в том же объеме, что и полностью здоровый ребенок. Именно поэтому отставание в развитии мыслительных процессов у детей с физическими нарушениями неизбежно, так как они не смогут копировать манеру поведения взрослых, получая необходимые жизненные навыки.

Нарушения зрения и слуха приведут к затруднениям в процессе развития речи и познавательной деятельности. Развитием возможностей детей с нарушениями слуха занимаются специалисты - сурдопсихологи. Они помогают наладить развитие мыслительных процессов у ребенка. Помощь тут
просто необходима, ведь именно глухота является основным препятствием для познания мира и развития человека, так как лишает его главного - общения.

Сегодня слабослышащие дети имеют возможность учиться в специализированных учреждениях, где им оказывают коррекционную помощь.

Несколько иначе дело обстоит с детьми, у которых наблюдаются нарушения интеллекта, что проявляется низким уровнем умственных способностей и мышления в целом. Такие дети малоактивны, не стремятся овладеть предметной деятельностью, которая является основой формирования мыслительных процессов.

В три года такие дети не имеют представления об окружающем мире, у них отсутствует желание выделять себя и узнавать что-то новое. Малыши отстают в развитии во всех отношениях, начиная от речевого и заканчивая социальным.

К окончанию дошкольного возраста у таких детей отсутствует произвольное внимание, память, они неспособны запоминать. Основная форма их мышления - наглядно-действенная, которое тем не менее сильно отстает от уровня его развития у детей без нарушения интеллекта. Чтобы иметь возможность учиться в специализированных учреждениях, где будут работать над развитием их мыслительных процессов, такие дети должны пройти в дошкольном возрасте специальную подготовку.

Упражнения для развития мышления у детей

В заключение приведем несколько вариантов игр и упражнений, с помощью которых можно развивать мышление у детей в раннем возрасте:


Полезными для развития мышления у детей будут игры с конструктором, как деревянным, так и металлическим или пластмассовым, а также лепка из теста, глины или пластилина, аппликации.

Можно предлагать ребенку рисовать, раскрашивать, играть в ролевые игры, собирать пазлы и головоломки, дополнять картинки по пунктиру или по цифрам, искать отличия в картинках и т.д. Не забывайте читать ребенку, общаться с ним. И не ограничивайте его общение со сверстниками, из которого он также будет черпать новые идеи, совершенствуя мышление.

Как видите, развивать мышление ребенка не так сложно и даже интересно, если делать это с удовольствием и в игровой форме. Просто помогите малышу увидеть мир во всех его красках.