Тема хлеб 2 младшая группа. Планирование воспитательно-образовательной работы на тематическую неделю «Хлеб — всему голова» (2-ая младшая группа)

24.10.2019 Новости

Проект «Хлеб — всему голова»

«Хлеб - всему голова»

воспитатель средней группы

Актуальность: Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Проблема.

  • Как помочь ребенку обрести целостное представление о процессе выращивания хлеба;
  • осознание значимости трудовой деятельности взрослых в этом процессе;
  • ненавязчиво подвести детей к выводу, что хлеб - это итог большой работы многих людей.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Предлагаемый проект рассчитан на младший дошкольный возраст (средняя группа). В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Вместе с ребятами нашей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.

Название проекта: «Хлеб всему голова»

Вид проекта: информационно - исследовательский, познавательный, творческий, игровой;

Продолжительность: краткосрочный (3 месяца), коллективный.

Участники проекта: дети средней группы, родители.

Сроки реализации: три месяца (середина октября - январь)

Цель проекта:

Дать детям представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Расширять представления о развитии растений.

Познакомить с названиями профессий людей, растящих и пекущих хлеб.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей,

которые выращивают и пекут хлеб.

Задачи проекта:

Формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека. Расширить знания детей о хлебе (черный — ржаной, белый—пшеничный). Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

Формировать знания детей о труде хлебороба, комбайнера, тракториста;

Формирование элементарных экологических знания об особенностях выращивания зерновых растений, доступных пониманию ребенку-дошкольнику;

Формировать навыки изображения колосков и хлебобулочных изделий (рисование, лепка);

Развитие творческих способностей;

Поддерживать естественный интерес и любознательность детей;

Воспитывать у детей чувства уважения к труду людей (хлеборобам, хлебопекам, бережное отношение к хлебу, природе родного края и разумного вмешательства человека;

Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

Реализация проекта:

  • социально-коммуникативное развитие (социализация, труд, безопасность);
  • речевое развитие (чтение художественной литературы, коммуникация);
  • познавательное развитие (конструктивная деятельность);
  • художественно-эстетическое развитие (художественное творчество, музыка);
  • физическое развитие (здоровье, физкультура).

Предполагаемый результат:

Познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находить признаки сходства и отличия зерновых культур;

Пополнение и активизация словарного запаса, умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба, названий хлебобулочных изделий;

Сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых;

Освоение приемов и способов экспериментирования;

Воспитание бережного отношения к хлебу;

Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;

Творческое самовыражение детей.

Ход проекта:

1 этап, подготовительный (разработка проекта)

Срок с середины октября 2014 г. по конец октября 2014 г.

Деятельность педагогов:

определение проблемы, постановка цели и задач;

Составление перспективного плана мероприятий;

Определение методов работы;

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;

Подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;

Совместная деятельность:

Введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

Формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

Определение круга актуальных и посильных задач.

2 этап, исследовательский (выполнение проекта)

Срок: ноябрь - декабрь 2014 г.

Формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.

Интегрируемые образовательные области, формы и методы работы.

Социально-коммуникативное воспитание, познавательно - исследовательское развитие тематические занятия: «Как хлеб на стол пришел? », «О хлебе».

Беседы: «Как выращивают хлеб», «Как мы можем беречь хлеб?», «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

Рассматривание: «Пшеница и рожь» (колосья).

Рассматривание: серия сюжетных картин:

«Как выращивали хлеб наши предки».

Рассматривание: альбомов «Злаки», «Хлеб и хлебобулочные изделия».

Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений:

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К.Г.Паустовский «Горячий хлеб».

Посадка семян пшеницы, ржи, овса.

Наблюдения за прорастанием семян (пшеницы, ржи) в разных условиях (земля, песок).

Просмотр мультфильмов: «Колосок», «Колобок» …

Художественно-творческая деятельность:

Пластилинография «Хлебный колос».

Рисование по сказке «Колобок».

Аппликация «Колосок» (из салфеток).

Лепка из соленого теста «Бублики, баранки, сушки».

Лепка «Печенье для кукол».

Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».

Музыкально-театрализованная деятельность: кукольный театр по мотивам украинской народной сказки «Колосок».

Слушание: песен «Колосок» (о хлебе, «Батоны и ватрушки»)

Пение песенок «Ладушки, ладушки», «Я пеку, пеку, пеку», отрывок из песни «К нам гости пришли»

Хоровод «Каравай»

Художественная литература - чтение и обсуждение:

Украинская народная сказка «Колосок».

Русские народные сказки: «Колобок», «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб», В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо - дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», Л.Лебедевой «Корочка», «Зернышко пшеницы» В. Орлов, «Хлебушек душистый» С. Погореловский, «Лето пролетело» В. Воронько и другие.

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода - все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Дидактические игры : «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки», «Какой хлеб?», «Что сначала, что потом?» и другие

Сюжетно-ролевая игра : «Хлебный магазин»

Игра малой подвижности : «Где мы были мы не скажем, что мы делали, покажем!», «Из муки - не из муки».

Хороводная игра «Каравай».

Физкультминутка: «Замесим тесто», «Колоски».

Утренняя гимнастика: «Колосья»

Исследовательская деятельность:

  • экскурсия на кухню детского сада во время подготовки к выпечке булочек;
  • рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно - экспериментальная деятельность:

Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);

Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса);

Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

Взаимодействие с родителями

  1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе;
  2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство»;
  3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам»;
  4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями);
  5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».
  1. Вводное занятие. «Как вырастить пшеницу на подоконнике? »

Проблема: Как можно вырастить растение? Что для этого нужно? А вы хотели бы вырастить какое-нибудь растение? Я предлагаю вам вырастить пшеницу, но не на огороде, а в помещении группы. Как вы думаете, мы сможем это сделать? Почему? Что для этого необходимо?

  1. Зачем растениям семена?

Что было бы с растениями, если бы у них не было семян?

Зачем семена растений отрываются от материнского растения и расселяются далеко?

Как подготовить семена к посадке?

Как правильно посадить растение?

Какие условия нужны для прорастания семян?

Почему растения зеленеют?

  1. Знакомство с абиотическими факторами

Знакомство с процессами, происходящими на свету: фотосинтез (образование питательных веществ, движение, испарение, рост растения.

Температура.

Источник тепла - солнечное излучение.

Состав почвы: песок, глина, воздух, вода, перегной, соли. Живые обитатели почвы. Плодородие - главное свойство почвы. Поглощение воды и солей из почвы растениями.

Типы почв. Выбор почв для эксперимента (малоплодородная, плодородная, песок, биопочва). Подготовка почв.

Влажность. Значение воды для растений.

Влияние важнейших абиотических факторов на живые организмы.

  1. Культурные растения в жизни человека

Роль культурных растений в жизни человека. Красота, практическое значение, оздоровительная роль, радость познания природы.

Пшеница - представитель злаковых культур.

Сорта пшеницы. Чем отличается пшеница ото ржи. Сорта пшеницы. Знакомство с другими представителями злаковых культур. Просо, овес, ячмень, гречиха, рис.

Знакомство с семенами пшеницы (величина, форма, окраска, строение семян)

Технология выращивания. Глубина посева, температурный режим, всхожесть.

Значение пшеницы как продукта питания. Продовольственная и кормовая пшеница, озимая и яровая, гибриды.

Подготовка фасоли к посадке. Выбор сорта. Замачивание семян.

  1. Исследовательская работа

Посадка пшеницы в ящик:

№ 2 - малоплодородная почва,

Создание условий для всходов: освещённость разной интенсивности, разное время полива и одинаковые температурные условия.

Наблюдение за ростом и развитием пшеницы в течение 8 недель. Контрольный замер один раз в неделю и занесение результатов в таблицы.

Анализ результатов за неделю. Выводы.

Анализ и сравнение результатов опыта. Выводы.

  1. Обобщение и подведение итогов работы

Оформление стенгазеты с фотографиями по исследовательской деятельности.

  1. Заключительное занятие 2 этапа

Подведение итогов. Награждение детей.

Материалы, использованные в проекте:

  • семена пшеницы, 3 ящика с различной почвой:
  • №1 - малоплодородной почвой,
  • №2 - плодородной, богатой перегноем почвой,
  • №3 - песком.
  • линейка, фотоаппарат, простой карандаш, ручка, цветные карандаши, фломастеры.

Опыты и наблюдения по теме: «Семена пшеницы»

ИССЛЕДУЕМ ВСХОЖЕСТЬ СЕМЯН

Цель опыта - выяснить скорость прорастания семян и процент их всхожести.

Объекты и оборудование: семена пшеницы, пластиковые коробочки, стеклянные банки или чашки; песок, вата или фильтровальная бумага.

Постановка опыта.

Для опыта берём образцы семян, различающихся размерами и скоростью прорастания. Берём семена трёх сортов. В каждой пробе по 10-20 крупных семян. Семена проращивают в растильнях на влажной вате (фильтровальной бумаге). Растильни прикрываем прозрачными крышками (не наглухо) и поставим в теплое место (выше 18 °С). Продолжительность опыта 2-4 дня.

Результаты опыта. В процессе опыта выясняется продолжительность прорастания семян и их всхожесть у одного вида, но разных сортов растения.

Вывод: все семена проросли, у разных сортов пшеницы разная продолжительность всхожести. Для прорастания семян необходима вода, воздух, тепло и свет.

ЗНАЧЕНИЕ СВЕТА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ

Цель опыта - выяснить, как влияет свет на прорастание семян и развитие проростков.

Объекты и оборудование: семена пшеницы, пластиковые ванночки, почва.

Постановка опыта.

Две ванночки, увлажняем и помещаем в них равное количество семян. Одну ванночку выставляем на свет, другую помещаем в темноту. Чтобы создать темную камеру, сверху ванночку можно накрываем картонной коробкой. На этикетках помечаем время посева и условия роста: «на свету», «в темноте».

Вывод: свет является необходимым условием для развития проростков. Без света проростки пшеницы растут медленнее, они слабее.

ЗНАЧЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ СЕМЕНИ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ПРОРОСТКОВ

Цель опыта - показать, что рост и развитие проростков происходит за счет запасных веществ семени.

Оборудование: семена пшеницы, влажная вата.

Постановка опыта. На дно ёмкости наливаем немного воды, так чтобы вата была влажной. Ёмкость закрываем крышкой из двух слоев газетной бумаги. Проращивание семян осуществляют при температуре 20-22 °С.

Через прозрачные стенки видны изменения, происходящие при прорастании семени и развитии проростка, результаты наблюдений записываем в таблицу.

Вывод: Зародыш в начале развития питается веществами, находящимися в клетках самого зародыша. Размер проростка зависит от запаса питательных веществ в семени: чем больше веществ, тем крупнее проросток. Для посева следует отбирать крупные, здоровые, полновесные семена.

ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПОЧВЫ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ ПШЕНИЦЫ

Цель опыта - показать, что рост и развитие проростков пшеницы зависит от почвы. Оборудование: семена фасоли, почва трёх видов:

№ 1 - почва с большим содержанием песка,

№ 2 - малоплодородная почва,

№ 3 - плодородная, богатая перегноем почва

Постановка опыта:

Проращенные семена помещаем в разную почву. Наблюдаем за ростом пшеницы. Замеряем высоту растений, делаем отметки о количестве листьев, цветов.

Вывод: в разной почве проростки пшеницы растут по-разному.

Самое крепкое растение находится в плодородной почве. На нём раньше всех появились соцветия в виде колосков.

Растение в малоплодородной почве слабее, на нём меньше листьев и позже появился цвет.

Самое слабое и низкорослое растение в почве с большим содержанием песка, на нём меньше всего листьев и цвет появился позже, чем на первых двух растениях.

Обобщение и подведение итогов работы:

Исследовательская деятельность за ростом и развитием пшеницы проводилась с 1 ноября по январь 2015 года.

За этот период удалось из семян пшеницы вырастить колоски с соцветиями и пронаблюдать за завязыванием пшеничных зерен на месте цветков.

Детям удалось доказать, что и в помещении группы можно вырастить пшеницу, но для этого следует создать все необходимые условия для роста и развития растения. Проведённые опыты показали детям, что растениям необходимы: свет, тепло, вода, уход, плодородная почва.

Ежедневные наблюдения и замеры роста пшеницы наглядно показали детям, как изменяется растение в процессе развития. Из небольшого зерна выросло растение высотой 40 см. На нём сначала появился цвет, а затем сформировалось зерно. И как результат исследовательской деятельности - появление зерна в соцветиях пшеницы.

Такому результату предшествовала долгая и кропотливая работа:

  • Беседы с детьми
  • Изучение строения семени пшеницы
  • Знакомство с абиотическими факторами (свет, почва, вода)
  • Исследовательская работа
  • Уход за пшеницей
  • Занесение данных в таблицы

Самостоятельные выводы и суждения способствовали умственному развитию детей. В ходе реализации проекта дети учились трудиться, регулярно ухаживать за растением. Проект способствовал умению работать коллективно, помогать товарищам, добиваться поставленной цели.

3 этап, заключительный (результат)

Срок: январь 2015 год

Итоговое занятие «Умение и труд, дивные всходы дают»

Цель: Познакомить детей с процессом изготовления и выращивания хлеба.

Программные задачи:

Обучающие задачи:

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.

Познакомить с профессиями хлебороба и пекаря.

Развивающие задачи:

Развивать любознательность детей, стремление к продуктивной и исследовательской деятельности.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Развивать музыкальные способности и навыки, необходимые для театрализованной деятельности. Продолжать развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей, участвующих в его производстве.

Формировать умение работать сообща. Вызвать интерес к коллективному труду. Продолжать учить детей умению внимательно слушать воспитателя; слышать сигналы к действию.

Интегрируемые образовательные области:

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».

Активизация и обогащение словаря: хлебороб, пекарь, злаковые культуры, мельница, ржаной и пшеничный хлеб, рассыпчатая мука, мягкое и податливое тесто, скалка, ароматный и аппетитный хлеб.

Оборудование:

а) для педагога: презентация, компьютерно-техническое оснащение, черный и белый хлеб, мука, пшено и пшеничные зерна в пластиковых ёмкостях для демонстрации, готовое слоеное тесто, яйца, сахар, сарафан в народном стиле, нож, 2 подноса для печенья, скалка;

б) для детей: кисточки для смазывания теста, клеенка, фартуки и разделочные доски по количеству детей, влажные салфетки; 2 мешка, элементы костюмов мышат и петушка; метла, молотилка, ветряная мельница (имитация).

План занятия:

1.Вступительная часть с презентацией.

2.Физкультминутка.

3.Изготовление печенья.

4.Загадка по сказке «Колосок».

5.Инсценировка импровизация сказки «Колосок».

6.Рефлексия.

Предшествующая работа:

Чтение украинской народной сказки «Колосок», просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций к сказке и книги Ричарда Скарри «Город мастеров» (глава «Как делают хлеб»).

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

(Звучит музыка к вступлению)

На фоне музыки в группу заходит воспитатель в русском- народном костюме, в руках на подносе лежит хлеб.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса-Хозяюшка. Я к вам из сказки пришла. Посмотрите, что я вам принесла (показывает буханку черного и батон белого хлеба).

Кто догадался, о чем сегодня мы с вами поговорим?

Дети: О хлебе!

Воспитатель: А кто из вас знает, как называется профессия человека, который выращивает хлеб?

Дети: Хлебороб!

Воспитатель: Правильно. А какой я вам хлеб принесла?

Дети: Хлеб у вас черный и белый!

Воспитатель: А еще он ароматный, аппетитный. Давайте вместе скажем. (Хоровые ответы детей). А еще какой он?

Дети: Ржаной и пшеничный! (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель дает ответ сам).

Воспитатель: А почему хлеб называется ржаной? Из чего его делают? Его делают изо ржи, из ржаной муки! А пшеничный? Из пшена?

Дети: Нет! Из пшеницы его делают.

Воспитатель: А что такое пшеница и рожь? Это деревья, кустарники или злаковые культуры?

Предполагаемые ответы детей: Злаковые культуры!

Воспитатель: А теперь послушайте мой рассказ. Рожь и пшеница - это злаковые культуры или просто злаки.

Они сами по себе не растут, их необходимо людям посеять, вырастить, обмолотить зерна, а зерна перемолоть в муку . А из муки вы хорошо знаете, что можно испечь.

Дети: Печенье! Булочки! Хлеб!..(музыку остановить)

Воспитатель: Кто знает, как называется профессия человека, который всё это выпекает?

Дети: Пекарь (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Воспитатель: А что вы хотели бы испечь?

Дети: Печенье! Мы хотим печенье!

Воспитатель: Вы все перед занятием вымыли руки с мылом. Теперь спокойно вставайте и подходите к столу. Для приготовления печенья нам понадобится: пшеничная мука, вода, сахар, яйца. А еще ваше хорошее настроение. Давайте для этого песенку споем.

(Проводится физкультминутка под фонограмму песни «Я пеку, пеку, пеку…»).

Воспитатель: Что у меня в руках? (скалка). Для чего она нужна? (раскатывать тесто). Я раскатаю скалкой тесто, нарежу из него полоски. А вы смотрите, как я буду делать печенье, и повторяйте за мной. На что похоже получилось у меня печенье?

Дети: На улитку! На крендельки! На бантики! (дети изготавливают из теста печенье).

Воспитатель: Смажем наше печенье яйцом, посыплем сахаром и попросим Юлию Алексеевну отнести печенье поварам, чтобы они его испекли. В конце занятия все внимательные, старательные и послушные его попробуют. Пока повара выпекают наше печенье, хотите посмотреть и послушать сказку? Чтобы узнать, какую сказку, вам нужно отгадать загадку… (Загадка про колосок сопровождается слайдами).

Воспитатель: Дети, помогите мне эту сказку показать. Сейчас я выберу Петушка и двух мышат.

Звучит музыка и начинается инсценировка-импровизация сказки «Колосок». (В конце уточняются с детьми действия героев сказки, подчеркиваются положительные черты Петушка и отрицательные Мышат).

Воспитатель: Много нужно труда, чтобы хлеб к нам пришёл? Выращивают хлеб… (хлеборобы). Пекут нам хлеб… (повара, пекари). А раз мы с вами, дети, знаем, сколько труда в хлебушек вложено, то будем хлебушек беречь и уважать чужой труд.

А вот и наше печенье (вносят поднос с печеньем). Милости просим всех к столу! Будем чай пить! Всех угощать!

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей. На собрании рассказала о проекте, его целях и задач, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.

Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.

Для развития естественно-научных представлений предлагала родителям темы бесед с детьми:

Неживая природа: воздух, вода, почва, свет.

Чем полезны овощи?

Что можно приготовить из пшеницы?

Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.

Таким образом, роль родителей в реализации проекта - непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.

Дети самостоятельно смогли сделать выводы по результатам исследовательской деятельности:

  1. Пшеницу можно вырастить не только в поле, но и в ящиках на подоконнике. Получить семена.
  2. Семена растению нужны для дальнейшего размножения.
  3. Пшенице для роста необходимы:
  • плодородная почва
  • тепло
  • уход (правильная посадка, полив, подкормка, окучивание).
  1. Пшеница является ценным и необходимым продуктом питания, содержащим в себе много витаминов. Из неё можно приготовить много блюд (из нее мелят муку и пекут пироги, варят кашу, добавляют в супы).
  2. Существует много разных сортов пшеницы, которые отличаются внешним видом, вкусовыми качествами, сроками созревания.

Цель проекта достигнута. Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, участвовали, совместно с родителями в познавательно-исследовательской деятельности. По общему мнению, подобные проекты занимательны и интересны детям.

Используемая литература:

  1. О. А. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2009.
  2. Л. В. Гаврючина. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / М., ТЦ «Сфера», 2008.
  3. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2005.
  4. ФГОС ДО 273-Ф3 31.12.12.
  5. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
  6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
  8. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
  9. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2.- С. 8-17.
  10. Бинас А. В., Маш Р. Д. и др. Биологический эксперимент в школе. - М. : Просвещение, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Вариативная часть: стихотворение Л.Лебедевой « КОРОЧКА»

Я горбушку не доел:

Черный хлеб мне надоел.

Бросил корку под скамейку,

Вдруг откуда ни возьмись

С ветки шустрою семейкой

Воробьи слетели вниз.

Стали корочку делить,

Во все стороны тащить.

- Это корочка моя!

- Нет, моя!

- Моя!

- Первый я увидел!

- Первый я!

- Нет, я!

Потолкались,

Повозились,

Подрались -

И помирились...

А когда наелись,

Рядышком уселись,

Обнимают воробьят,

Воробьятам говорят:

- Поглядите, вот чудак

Хлеб бросает просто так.

Вы же - берегите,

Все крошки подберите,

Будьте умными, птенцы,

Как ваши мамы и отцы.

Загадка про сказку «Колосок».

Кто любил играть и петь?

Два мышонка Круть и (Верть).

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу ходил,

Намолол муки мешок?

Это Петя-(Петушок).

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго:

«Что вы делали, мышата,

От рассвета до (заката)?

Веселились целый день,

Вам работать было (лень)?

А теперь за стол садитесь,

Нет! Сначала потрудитесь

И прочтите («Колосок»).

Примерный сценарий театрализации.

Воспитатель: - Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сначала всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок: - Круть, Верть, посмотрите, что я нашёл! Колосок!

Воспитатель: - Дети, подскажите, что с колоском нужно сделать?

Дети: - Колосок надо обмолотить.

Петушок: - А кто будет молотить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок: - Ладно, я обмолочу.

Воспитатель: - Сколько зерна намолотил!Куда теперь нужно зерно нести?

Дети: - Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Петушок: - А кто понесёт?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Воспитатель: -Придется тебе, Петя.Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли другую игру. Прыгают, веселятся.Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат…

Петушок: - Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Воспитатель: - Ай да петушок! Ай да молодец! А что теперь нужно делать?

Дети: - Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок: - Кто будет месить?

Мышата: - Только не я! Только не я!

Петушок: - Видно, мне придётся.

Воспитатель: - Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь разогрелась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Мышата: - Ох,и проголодался я! Ох, и есть хочется!

Петушок: - Кто будет пироги есть?

Мышата: - Чур, я! Чур, я!

Петушок: - Подождите, подождите! Вы мне сначала скажите, кто нашёл колосок?

Мышата: - Ты нашёл!

Петушок: - А кто колосок обмолотил?

Мышата: - Ты обмолотил! (Говорят потише).

Петушок: - А кто зерно на мельницу носил?

Мышата: - Тоже ты. (Совсем тихо).

Петушок: - А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Мышата: - Всё ты. Всё ты… (Чуть слышно).

Петушок: - А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лентяев пирогами угощать.

Конспектзанятия по развитию речи на тему:

«Х леб всему голова» II младшая группа.

Программное содержание: Закрепить у детей знания о хлебе – одном из главных богатств России; познакомить детей с этапами выращивания хлеба; воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить; уважать людей труда.

Оборудование: Оформление группы в стиле «выставки», на центральном столе колосья хлеба; на небольших разносах земля, проростки, хлебные колосья, мука, тесто, хлеб; иллюстрации, отображающие процесс выращивания хлеба.

Предварительная работа: Проведены беседы о хлебе, рассматривались репродукции картин; разучивание стихов о хлебе.

Ход занятия:

В группу входят дети, одетые в русские сарафаны и рубахи, воспитатель встречает детей в русском сарафане с караваем в руках.

Воспитатель: Ребята, чувствуете, как у нас в группе аппетитно пахнет хлебом? Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О хлебе.

Воспитатель: Правильно, посмотрите какой он красивый, а теперь понюхайте, как хлеб вкусно пахнет. А кто мне скажет, без чего мы не садимся кушать.

Дети: Без хлеба.

Воспитатель: Не зря говорится «Хлеб всему голова». А знаете ли вы откуда берется хлеб?

Дети: Нет

Воспитатель: Вот сейчас я вам покажу и расскажу, откуда берётся хлеб. Воспитатель подводит детей к столу и показывает землю, в которую бросает зерно, и предлагает сделать детям тоже самое.

Воспитатель: Зернышки прорастают, тянутся к солнышку, созревает колос, к осени хлеб поспевает. Умные машины «комбайны» помогают человеку убирать хлеб. Колосья везут на мельницу, где их молотят, затем мелют, чтобы получилась мука.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Мельница».

Воспитатель: Ваши руки крылья мельницы, музыка это ветер, который помогает работать крыльями – то медленно, то быстро.

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся,

Мели, мели, засыпай,

И в мешочки набивай!

Дети выполняют движения под музыку Т. Ломовой «Мельница».

Воспитатель: Из полученной муки месят тесто и пекут хлеб (Показывает хлеб).

1 ребёнок. Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, теплый золотистый,

Словно солнцем налитой.

2 ребёнок. В нем – здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло,

В нем земли родимой соки,

Уплетай за обе щеки –

Вырастай богатырем.

3 ребёнок. Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

4 ребёнок. Он возращен трудом упорным

Замечательных людей,

Силой он рожден народной

Светлой Родины моей!

5 ребёнок. Каравай земли и неба

На моём столе –

Ничего сильнее хлеба

Не на матушке Земле!

Воспитатель: тяжёл труд хлебороба. Сколько надо работать, чтобы каждый день у нас был свежий хлеб. Мы должны уважать труд этих людей и беречь каждую краюшку хлеба. Хлеб – результат труда многих людей, в хлебе наша сила.

Скажите, пожалуйста, а ваши мамы ставят тесто? Пекут хлеб?

Ответы детей.

Воспитатель: А что ещё можно испечь из теста?

Ответы детей. (пироги, пряники, булочки и т.д)

Воспитатель подводит детей к столу, на котором стоит различная выпечка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, всё это постряпали ваши мамы, для вас, вот, вот сколько всего можно сделать из теста.

1 ребёнок. Славу хлебу на земле!

Слава миру на земле!

2 ребёнок. Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

3 ребёнок. Славаим, привет от нас!

До свиданья, в добрый час!

Конспект досуга второй младшей группе: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Воспитатель:

Богомолова Л.М.


Цель:

    Формировать представление о хлебе, откуда он приходит к нам на стол.

    Закреплять знания о хлебобулочных изделиях: хлеб, батон, булочки, калачи.

    Совершенствовать навыки работы с тестом: раскатывать, сплющивать, скреплять края, разрезать.

Предварительная работа:

Беседы о хлебе, рассматривание картин, заучивание пословиц и стихов о хлебе,
знакомство с компонентами теста - мукой, яйцом, маслом, сюжетно - ролевые
игры в магазин.

Методы и приемы:

Загадка о хлебе, дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что лишнее»,
элементы драматизации, рассказывание стихов, пословиц о хлебе, работа с
тестом.

Ход:

Воспитатель: Как вы думаете, что самое главное за обедом? Без чего еда была бы не

вкусной?

Дети: Без хлеба.

Воспитатель: А откуда хлеб пришел?

Затем дети закрепляют этапы того, как получается хлеб.

1.Трактор пашет землю. 2. Сеют зерно. 3. Поливают, пропалывают.

А когда зерно поспеет, его срезают и везут на мельницу, делают муку. Потом из муки

делают тесто и выпекают хлеб, булочки, сушки, калачи и многое другое.

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о хлебе.

«Хлеб - всему голова», «Хочешь есть калачи - не сиди на печи», «Что посеешь - то и

пожнешь», «Кто любит трудиться - у того и хлеб уродиться»

Воспитатель: А.сейчас давайте поиграем в игру «Чудесный мешочек» - дети достают

из мешочка изделия из муки и называют их.

Воспитатель: Давайте вспомним стихи о хлебе:

ВОТ ОБЕДАТЬ НАМ ПОРА. ГДЕ ЖЕ ХЛЕБ НАШ ДЕТВОРА?

МЫ БЕЗ ХЛЕБА НИКУДА, ПОДАВАЙ ЕГО СЮДА.

ЛЕПИМ, ЛЕПИМ МЯГКИЙ ХЛЕБ - БУДЕТ ВКУСНЫМ НАШ ОБЕД.

ПОШЁЛ КОТИК НА ТОРЖОК - КУПИЛ КОТИК ПИРОЖОК. ПОШЁЛ КОТИК НА

УЛОЧКУ - КУПИЛ КОТИК БУЛОЧКУ.САМОМУ - ЛИ СЪЕСТЬ ИЛИ ДЕТКАМ

ОТНЕСТЬ?

Я И САМ УКУШУ Я И ДЕТКАМ ОТНЕСУ.

КОТ НА ПЕЧКУ ПОШЁЛ - ГОРШОК КАШИ НАШЁЛ.

НА ПЕЧИ КАЛАЧИ, КАК ОГОНЬ ГОРЯЧИ. ПРЯНИКИ ПЕКУТСЯ - КОТУ В ЛАПЫ

НЕ ДАЮТСЯ.

Воспитатель: А сейчас еще поиграем. Игра « Что лишнее» - дети отбирают только

изделия из теста.

Воспитатель: Вот сколько мы узнали о хлебе. А сейчас вы сами будете работать с

тестом. Детям дают скалку и тесто, а дети лепят различные изделия

В конце хоровод « Каравай» и чаепитие.

Альбина Кашапова
Планирование воспитательно-образовательной работы на тематическую неделю «Хлеб - всему голова» (2-ая младшая группа)

(на неделю –с7 .10-11.10)

Группа :2 младшая №4 Тема : «Хлеб всему голова »

Цель. - воспитывать хлебу хлеб Активизировать и расширить словарный запас по темам : «Хлеб » , «Хлебобулочные изделия » , «Профессии» , «Времена года» .

мероприятия :пятница– 11.10.

мероприятия : воспитатели .

День недели

группы )

Групповая ,

подгрупповая

Индивидуальная НРК

Понедельник - 7 .10. Утро : физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож. творч.

музыка Дидактическая игра «Скажи какой» Цель : развитие коммуникативных способностей детей Дежурство в уголке природы, полив растений. Цель : развитие ценностного отношения к труду. Ситуативный разговор об игрушках, о пользе и о том, как их беречь.

Познание) «Каравай» . Рассматривание хлебных изделий .

Цель :

Воспитывать бережное отношение к хлебу , культуру поведения.

Учить детей понимать заданный вопрос и отвечать на него. Учить различать и называть существенные признаки и качества изделий. Познакомить детей с хлебобулочными изделиями . Обратить внимание детей на то, что хлеб сделан руками не одного человека, а многих людей и его надо беречь, не бросать, а доедать.

Развивать наблюдательность, память, воображение, соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения.

Прогулка :

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л, Наблюдение за изменением продолжительности дня.

Задачи : провести очередной этап сравнительного наблюдения, помочь детям выявить изменения положения солнца на небе, пояснить, как это изменение влияет на продолжительность дня.

Трудовые поручения : наводим порядок на групповом участке .

Задачи : прививать детям стремление к порядку, Индивидуально с П. Илоной ходить по скамейке и спрыгивать на две ноги С ЗЛией : д/и.: Повторить названия деревьев. Обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья)

Трудовые поручения : наводим порядок на групповом участке .

Задачи : прививать детям стремление к порядку, договар

работа перед сном Рассматривание книг, иллюстраций с разными сортами хлеба у разных народов

Формировать умение аккуратно складывать одежду

Вечер : Постепенный подъем детей, воздушные ванны, бодрящая гимнастика, ходьба по тропе здоровья. Беседа «Что такое семья?» , «Для чего нужна семья?» - расширение представлений о семейных ценностях, традициях; совершенствование диалогической речи. Поощрение стремления в освоении правил настольно-печатных игр. Д/и «Узнай на ощупь» - совершенствование чувственного опыта детей. Ситуативный разговор о правилах поведения за столом. Рассматривание книг, иллюстраций с разными сортами хлеба у разных народов

Наблюдение за появлением ростков пшеницы в уголке природы

Прогулка. Уход детей домой

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –с7 .10-11.10)

Группа :2 младшая №4 Тема : «Хлеб всему голова »

Цель. - воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу , уважение к людям, выращивающим хлеб

Итоговое мероприятие. Дата проведения итогового мероприятия :пятница– 11.10.

Ответственный за проведение итогового мероприятия : воспитатели

День недели

Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы ) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая ,

подгрупповая

Индивидуальная НРК

Вторник–8.10. Утро : физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож. творч.

музыка Беседа «Что я знаю о хлебе » -формировать умение отвечать на вопросы, задавать их. Закрепить величину предмета с Лией Ситуативный разговор о важности самостоятельного мытья рук перед едой. С/р/и «Гараж» . Цель : научить детей играть вместе, развивать воображение. Беседа с родителями на тему : «Профилактика простудных заболеваний» .

Непосредственно образовательная деятельность

Познание (ФЭМП)

МУЗО по плану музыкального руководителя)

Прогулка :

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л, Наблюдение за солнцем. Цель : формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце. П/и : «У медведя во бору» . Учиться с Арнелией

ловить мяч двумя руками. Свободные игры с выносным материалом.

работа перед сном Настольный театр. Беседа по содержанию сказки. Мимические этюды «Стоит в поле теремок.» Цель : Поддерживать желание слушать сказку, отвечать на вопросы педагога. Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции

Вечер воспитателю убрать игрушки перед уходом домой. Пальчиковые игры. Цель : развитие памяти, мелкой моторики руки. Игра «Шнуровка» с Данияром

для развития мелкой моторики руки. Ситуативный разговорна тему : «Безопасность в нашей группе » - воспитывать аккуратность , бережное отношение к предметам Игры в строительном уголке.

Прогулка. Уход детей домой

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю –с7 .10-11.10)

Группа :2 младшая №4 Тема : «Хлеб всему голова »

Цель. - воспитывать любовь и бережное отношение к хлебу , уважение к людям, выращивающим хлеб

Итоговое мероприятие. Дата проведения итогового мероприятия :пятница– 11.10.

Ответственный за проведение итогового мероприятия : воспитатели .

День недели

Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы ) Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая ,

подгрупповая

Индивидуальная НРК

Среда– 9.10 Утро : физ. культура

здоровье

безопасность

социализация

труд,познание

коммуникац.

чтение х/л

худож. творч.

музыка Утренняя гимнастика.

Чтение Н. Самкова «О хлебе » , беседа по содержанию прочитанного с Аминой «Что сначала, что потом» - закрепить представления о росте растения (зерно-всходы-ростки-колосья) - развивать умение выстраивать логическую цепочку Заучивание слов на татарском язке Хлеб -Ипи Разбери и собери пирамидки. Развитие мелкой моторики.

Беседа с родителями на тему : «Что видел ребенок по пути в садик» .

Непосредственно образовательная деятельность

Худож. творч.,

(рисование) «Колобок покатился по дорожке»

Цель :

Воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о сказочных героях в изобразительной деятельности.

Продолжать учить детей рисовать по мотивам народных сказок. Вызвать интерес к созданию образа колобка, который покатился по дорожке и поет песенку. Сочетать разные техники : рисование колобка гуашевыми красками (цветовое пятно в форме круга или овала,рисование длинной или петляющей дорожки фломастерами.

Развивать наглядно – образное мышление, творческое воображение.

Прогулка :

культура,

Здоровье,

Безопас-ность,

Социализа-ция,

Познание,

Коммуни-кация,

Чтение х/л, «Наблюдение за облаками»

Цели :--познакомить с различными природными явлениями;

Показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;

Формировать творческое отношение к делу. Индивидуально упражняться в метании в горизонтальную цель махом снизу.

Сит. БеседаУчить не махаться лопатой, правильно пользоваться инструментом.

Трудовая деятельность : сбор опавших листьев и другого мусора на участке.

Цель : приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Подвижные игры :

1. «Солнышко и дождь» .

Цели :

Учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;

Приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя , помогать друг другу.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

работа перед сном

Вечер : Корригирующая гимнастика, дети помогают воспитателю убрать игрушки перед уходом домой. Игра «Шнуровка» сАйгизом

для развития мелкой моторики руки. Ситуативный разговор на тему «Дружные ребята» . Цель : помогать детям доброжелательно общаться друг с другом, формировать потребность делиться своими впечатлениями.

Игры в строительном уголке – построить гараж для машин.

Прогулка. Уход детей домой

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД во второй младшей группе

« Хлеб – всему голова».

Цель:

Формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

Познакомить детей с особенностями выращивания хлеба, с профессиями хлеборобов, их трудом.

Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.

Расширить знания у детей о значении хлеба, как полезного необходимого продукта для жизни человека.

Развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь.

Словарь :

Семена, хлебные колосья, пшеница, рожь, трактор, комбайн, вспахать, засеять, обмолотить, мельница, каравай.

Интегрируемые образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.

Социально – коммуникативное:

Беседы: «Как хлеб на стол пришел», «Какой бывает хлеб», «Берегите хлеб».

Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Булочная», «Кулинария», «Пекари».

Дидактические игры: «Что из какой муки испекли», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий».

Речевое:

Проговаривание скороговорок о хлебе.

Хорош пирожок - внутри творожок.

Саша любит сушки, Соня – ватрушки.

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Украинская народная сказка «Колосок», русские народные сказки: «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», К. Чуковский «Чудо – дерево», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.

И обед не в обед, коли, хлеба нет.

Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

Зёрнышко к зёрнышку будет мешок.

Земля хлебом славится.

Будет хлеб, будет и обед.

Познавательное развитие:

Подбор иллюстраций о выращивании хлеба, сельскохозяйственных машинах,

Хлебобулочных изделиях.

Знакомство с профессиями тракториста, комбайнёра, мукомола, пекаря.

Опытно – экспериментальная деятельность:

Получение муки из зёрен при помощи кофемолки.

Приготовление солёного теста, изготовление печенья с помощью формочек, выпечка печенья.

Выращивание семян пшеницы, ржи.

Исследовательская деятельность:

Рассматривание и сравнивание зёрен ржи, пшеницы.

Сравнение всходов пшеницы, ржи.

Рассматривание муки пшеничной и ржаной, сравнение.

Художественно – эстетическое:

Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

Физическое:

Минутки отдыха, подвижные игры, физминутки.

Взаимодействие с родителями:

Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

Создать с родителями кулинарную книгу «Рецепты бабушек и мам».

Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

Оборудование:

Атрибуты для кукольного театра, семена пшеницы, ржи, колоски пшеницы, ржи, мука пшеничная, ржаная, кофемолка, серия сюжетных картинок с изображением сельскохозяйственной техники, хлебобулочных изделий, соленое тесто, доски, стеки, салфетки.

Воспитатель:

Ребята, вы любите сказки? А хотите попасть в сказку? Сегодня мы отправимся в сказку «Колосок». Усаживайтесь поудобнее и слушайте!

Воспитатель:

(Появляются петушок и два мышонка.)

Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил.

Петушок:

Ку – ка – ре – ку!

Воспитатель:

А потом принимался за работу.

(Петушок подметает двор.)

Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.

(Мышата пляшут под музыку.)

Мышата:

Пи – пи – пи!

Воспитатель:

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

Петушок:

Кукареку! Мышата, бежите сюда, посмотрите, что я нашел!

Мышата:

А что это?

Петушок:

Это пшеничный колосок!

(Петушок показывает пшеничный колосок)

Воспитатель:

Дети, посмотрите, какой колосок !

(петушок и мышата уходят)

А где же вырос колосок? Кто его посадил? Вы хотите узнать?

(Показывает ведерко, в котором пшеница.)

Отгадайте, что у меня в ведерке?

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём таких, как я,

Будет целая семья.

(семя)

(Раздаёт детям семена пшеницы)

Посмотрите, какие маленькие зёрнышки! А что из них может получиться? (вырастит колосок, мука, хлеб, батон)

Воспитатель: Вы все правильно отвечаете. Но давайте проследим путь зернышка и вместе с ним отправимся в путешествие.

Куда вначале попадет зернышко? (зернышко попадет в землю)

Ребята, но ведь земля твердая, сухая. Что же делать?

(Сначала землю надо подготовить – вспахать.)

А чем землю пашут? (Землю пашут трактором с плугом.)

(показываю)

Воспитатель:

Дети, посмотрите, как трактор пашет землю.

Хотите превратиться в трактора. (Да)

Что будем сейчас делать (землю пахать, в землю зёрнышки бросать).

Тогда поехали.

Физминутка «Трактора».

Тара – тара – тара - ра.

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем землю пахать,

Будем хлеб засевать,

(Дети «едут» по группе)

Сею – вею – посеваю,

В землю зёрнышки бросаю.

(Дети «разбрасывают» пшеницу слева направо)

Воспитатель:

Вот мы и посадили семена. Теперь надо немножко подождать, когда они взойдут.

Что нужно чтобы зернышки взошли? (нужно, чтобы солнышко светило).

Воспитатель:

Давайте солнышко позовём.

(дети делают хоровод и читают закличку)

Солнышко – вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей!

Солнышко ясное нарядись.

Солнышко красное

Покажись!

Вот и солнышко выглянуло. Какое солнышко? Опишите (круглое, ласковое, желтое, теплое).

А что еще нужно чтобы зернышки взошли? (нужно позвать дождик)

(дети бегают по залу)

Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Будут бублики и сушки,

Будут вкусные ватрушки.


А вот и дождик пошел.

Прячьтесь под зонтики (дети садятся, сложив руки над головой домиком)

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только деток не мочи!
Лучше в поле поспеши.

Вставайте дети, вот и кончился дождик.

(Психогимнастика «Зёрнышки»)

Воспитатель:

А теперь представьте, что вы не дети, а зёрнышки (дети сворачиваются клубочком). Солнышко пригрело, дождик полил, и на поле появились первые всходы (сжатые ладони тянутся вверх). И вот уже листочки потянулись к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты). Вырос высокий колосок (дети встали, потянулись).

(Дети подходят к экрану)

Поднимается росток,

Скоро будет колосок.


И вот взошла пшеница! Но вместе с пшеницей взошли и сорняки.

Что делать? (надо позвать самолеты)

Ребенок-самолет:

Чтоб вредители не съели

На полях весь урожай,

Я их сверху посыпаю,

Порошком уничтожаю!

Воспитатель:

Дети, посмотрите на экран.

На помощь приходят самолеты, они разбрасывают над посевами особую химическую жидкость – она уничтожает сорняки.

Игра «Самолётики».

(Воспитатель раздает детям самолетики.

Дети – «самолётики» опыляют поля.)

Молодцы присаживайтесь на свои места.

(дети садятся на стульчики)

И вот пшеница созрела. Стали колоски высокими и золотыми!

Многие художники изображали поле с колосками в своих рисунках.

Давайте посмотрим на картину Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

Что вы видите? (колоски).

Какие они? (тяжелые, золотые, колышет ветер).


Воспитатель:

Ребята, надо же нам пшеницу убирать. Кого позовем?

Дети:

Комбайн.

Ребенок – комбайн:

Для уборки урожая

На поля я выезжаю.

И за несколько машин

Я работаю один.

Воспитатель:

Ребята, а что комбайн делает? (срезает колоски)

Он срезает колоски мотовилом (показать указкой).

Вот мы и убрали колоски.

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Петушок:

Круть, Верть, что же мы будем делать с колоском?

Мышата:

Нужно его обмолотить.

Петушок:

А кто будет молотить?

Мышата:

Только не я!

Только не я!

Петушок:

Ладно, я обмолочу.

Воспитатель:

И принялся петушок за работу. А мышата стали играть в лапту.

(Петушок клювом выбивает зёрнышки.)

Петушок:

Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

(петушок показывает мешочек)

Воспитатель:

Вот молодец петушок, сколько у него зерна в мешке.

А у нас, петушок, зернышки достает комбайн.

Комбайн – очень умная машина, он срезает пшеницу, обмолачивает её. Что комбайн потом делает? (высыпает зерно в машину).

Воспитатель:

Много пшеницы насыпалось в машину, и петушок много зерна намолотил! Давайте посмотрим, что же дальше было с зёрнышками!

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Воспитатель:

Петушок позвал мышат. Прибежали мышата и запищали в один голос:

Мышата:

Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

Петушок:

А кто понесёт?

Мышата:

Только не я!

Только не я!

Петушок:

Ладно, я снесу зерно на мельницу.

Воспитатель:

Взвалил петушок себе на плечи мешок и пошёл на мельницу. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.

(петушок и мышата уходят)

Воспитатель:

Куда понёс Петушок зернышки? (Петушок понёс зерно на мельницу.)

Давайте, посмотрим какая мельница, какие у неё большие крылья.

А что, вы ещё знаете о мельнице?

Ребёнок:

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

А вы хотите сами отвезти зерно на мельницу? (Да)

Выходите. Сейчас мы посмотрим чья команда быстрее справиться.

Игра «Отвезём зерно на мельницу».

(Дети делятся на две команды, на машинах возят мешочки с зерном на «мельницу».)

Воспитатель:

Ребята, а что делают на мельнице? (здесь из зерна делают муку).

Воспитатель:

А хотите посмотреть, как из зерна получается мука?

(Получение муки при помощи кофемолки.)

Возьму чудо-меленку,

Положу туда зернышки.

Мели, мели, меленка,

Мели, мели, зернышки.

Покручу, поверчу,

Покручу, поверчу,

Да муку получу.

Ребята, посмотрите, у нас получилась мука (высыпаю в баночку муку из кофемолки)

Когда мы её немножко очистим она будет вот такая (показываю в баночке белую муку)

Скажите, какая мука? (белая, легкая, пушистая, мягкая, сыпучая, невкусная и т. д.)

Посмотрите, вот это белая мука – она из пшеницы, а это темная, она из ржи. А, что же дальше делают с мукой? Давайте, посмотрим.

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Воспитатель:

Вернулся петушок с мельницы, принёс муку, опять зовёт мышат:

Петушок:

Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс.

Мышата:

Ай, да петушок! Ай, да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

Петушок:

Кто будет тесто месить?

Мышата:

Только не я!

Только не я!-

Петушок:

Видно, мне придётся.

(петушок и мышата уходит)

Воспитатель:

А где у нас пекут хлеб? (на большом заводе).

Посмотрите, какой вкусный хлеб получается!

А что ещё пекут из муки? (Из муки пекут хлеб, бублики, печенье, торты, пряники,….)

Воспитатель:

А, что же наши мышата?

Кукольный театр. Сказка «Колосок».

Воспитатель:

Замесил петушок тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пирог. Испекся пирог, петушок его вынул. Посмотрите, какой пирог испёк Петушок!

А мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

Мышата:

Ох, и проголодался я!

Ох, и есть хочется!

Петушок:

Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок?

Мышата:

Ты нашёл!

Петушок:

А кто колосок обмолотил?

Мышата:

Ты обмолотил!

Петушок:

А кто зерно на мельницу носил?

Мышата:

Тоже ты.

Петушок:

А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

Мышата:

Всё ты. Всё ты.

Петушок:

А вы что делали?

Воспитатель:

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.

(петушок и мышата уходят)

Дети, а почему Петушок не пригласил за стол мышат ? (Мышата были ленивые, петушку не помогали.)

Воспитатель:

Вот видите, ребята, какой долгий путь прошло зёрнышко от колоска до каравая, как много труда надо приложить, чтобы хлеб был на столе. Поэтому вы должны бережно относиться к хлебу. Расскажите, как нужно относиться к хлебу (не крошить его за столом, не разбрасывать хлеб, не играть хлебом)

Дети, какие пословицы о хлебе вы знаете?

«Будет хлеб – будет и обед!».

«Хочешь, есть калачи - не сиди на печи».

«Кто пахать лениться, у того хлеб не родиться».

А теперь давайте о хлебе расскажем стихи.

Важней, чем хлеб, продукта нет:

На завтрак, ужин и обед.

Его к столу нам подают.

Хлеб в магазине продают.

Там на прилавках хлеб любой:

Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,

Батон, душистый каравай –

Всё, что угодно, выбирай!

Воспитатель:

Ребята, а вы хотите поработать кондитерами? Мы пекли с вами прянички, а сегодня будем их украшать.

(Дети с помощью формочек сделали печенье из теста. Тесто готовят из равных частей муки и соли, замешивая водой. Высушенные хлебные изделия разукрашивают акварелью, используются в игре).

Литература:

А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй, мир!» Москва, «Баласс, 2006.

Л. А. Кондрыкина «С чего начинается Родина?», Москва, «Творческий центр», 2005.

И.А. Морозов, М.А.Пушкарёва «Коррекционно – развивающее обучение», Москва, «Мозаика - синтез», 2007.

Л.Н.Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей», Москва, «Творческий центр», 2007.

А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий», Воронеж, «ТЦ Учитель», 2005.

З.А.Ефанова «Развитие речи. Дополнительные материалы.», Волгоград, «Корифей»,2010.