Тика — оригинальное украшение на голову. Височные украшения древних славян - хронология, типология, символика Ободок на голову разновидности и названия

13.10.2019 Новости


Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.


Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые .

Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен .

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Северяне.


Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны . Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления .

Смоленско-полоцкие кривичи.


У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска . В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) . В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

Псковские кривичи.


На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца . Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым . Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром . Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.

В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса , (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.


Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. . Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой . Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области . По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).


По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца . Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).

Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию."

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной . Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?


Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. . Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными .

Городские украшения.

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами . От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.


Бусинные височные кольца имеют разновидности : гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X - нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI - XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня .


Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.


В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.

Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна " ". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья . Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.

Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).


Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. . Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.

Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи .

ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.


Голова человека одно из тех мест, к украшению которого нужно подходить с особым вниманием. На самом деле хорошо выглядеть не так уж сложно. Некоторые украшения для волос можно и вовсе сделать своими собственными руками.

1. Кристаллы



Стильное украшение, для изготовления которого понадобится классический зажим, небольшой кусочек кожи, хороший клей и красивые камушки-кристаллы.

2. Звезды



Обычная невидимка, украшенная замысловатой конструкцией из проволоки и бусинок-звездочек.

3. Жемчуг



Жемчужные украшения - один из трендов этого сезона, так почему бы не украсить им волосы? К тому же украсить невидимку искусственным жемчугом очень просто и буквально под силу каждому.

4. Яркие нитки



Сделать обычный гребень стильным и ярким можно с помощью цветных ниток.

5. Стильный ободок



Стильный ободок на голову, который можно сделать буквально за пять минут из старых бус и резинки для волос.

6. Жемчужные гребни



Нежное украшение для волос, которое легко сделать из жемчужных бусин разной формы и двух небольших гребней.

7. Цепи



Изготовить прекрасное украшение для любой прически очень просто, понадобятся только два гребня, плоскогубцы, несколько цепочек и немного старательности.

8. Буквы



Сделать обыкновенные невидимки яркими и стильными помогут металлические буковки, которые можно приобрести в магазине для творчества и рукоделия.

9. Цветы



Обыкновенные шпильки, украшенные цветами из фоамирана.

10. Яркие краски



Самый простой способ обновить невидимки - покрасить их яркими лаками для ногтей.

11. Тонкое кружево



Очаровательная повязка, которую можно сделать из небольшой полоски кружева и тонкой атласной ленты или резинки.

12. Проволока



Для изготовления этой необычной диадемы понадобится проволока и набор блестящих бусинок.

13. Шейный платок



Украсить гульку или хвост можно с помощью яркого шейного платка или банданы.

14. Лента шибори



Эксклюзивная заколка с цветком, сделанным из ленты шибори и бисера.

15. Шипы



Украсить старый обруч можно с помощью крупных шипов, которые можно приобрести в швейном магазине.

16. Ветки



Тонкие веточки можно превратить в необычное украшение для волос. Нужно хорошо вымыть и просушить ветки, покрасить их аэрозольной краской и прикрепить к невидимке с помощью клея или тонкой проволоки.

17. Забавные ушки



Для тематической вечеринки можно смастерить забавный ободок с кошачьими ушками. Сделать такой ободок можно с помощью обыкновенного тонкого обруча, толстой проволоки и клея.

18. Помпоны



Модный ободок с помпонами можно купить в магазине, а можно сделать своими руками. За основу следует взять обычный тонкий ободок, к которому с помощью клея будут крепиться яркие помпоны из фетра.

В продолжение расскажем про с секретным ингредиентом для невероятного блеска волос.

Шестнадцать украшений женщины

В культуре Индии все символично, все - метафора. Украшая видимое, материальное тело, индийцы выражают тоску по своей божественной природе. Для многих индусок красивая одежда - один из способов поклонения Богу.

Изящно одетая женщина - олицетворение идеальной красоты и тайны, присущей природе и музыке. Каждая часть убранства оправдана и последовательно вплетена в общий узор символических форм и образов.

Считается, что красиво только то, что украшено узором. Глагол alamkara (алам-кара) буквально означает «украсить», «сделать достаточно». Соответственно, простой вид, без орнамента, это «недостаточно», плохо, стыдно, шокирующее, подходит лишь аскету.

Шрингар - так называется полное убранство женщины. Оно включает 16 атрибутов, связанных с шестнадцатью фазами луны, которые, в свою очередь, связаны с женским лунным циклом. Таким образом, 16 - особое число.

Название Шрингар связано с Шри-Лакшми - богиней женской красоты, удачи, процветания и плодородия, идеальной женой Вишну.

В духовном мире полубогам вечные 16 лет.

Это самый красивый и энергичный человеческий возраст. В 16 лет девушка обладает всеми совершенствами, она на пике физического развития. Ее природа играть, искать новые впечатления, очаровывать всех вокруг. Ее невинность привлекает, все в ней верно и хорошо.

Бинди - небольшая декоративная точка в центре лба между глазами. На метафизическом языке это место бесконечного потенциала, из которого возникает все проявленное существование. Это мистический третий глаз - канал мудрости и возвышенной интуиции, божественного знания. Глаза часто сравнивают с солнцем и луной. Другое символическое значение - огонь. Два глаза способны видеть только прошлое и настоящее. Третий глаз наделен полномочием видеть будущее.

2. Синдур (Вермилен)

Синдур - глубокий, кроваво-красный порошок, с помощью которого рисуют красную полосу в проборе прически. Используется это украшение исключительно замужними женщинами. Синдур - важный компонент в индуистских поклонениях божествам (пуджах). Красный цвет - символ плодородия и восстановления власти, женской энергии Сати и Парвати. Сати является идеалом жены в индуизме из-за жертвоприношений, которые она совершает для защиты чести своего мужа.

Богиня Парвати дарует пожизненное счастье замужним женщинам, которые наносят синдур на пробор в своих волосах. Ко всему прочему считается, что нанесенный синдур помогает избежать проблем с морщинами и вообще с кожей, также он защищает от злых умыслов.

На более практическом уровне (особенно в Индии, где браки, как говорят, заключаются на небесах), синдур громко и страстно провозглашает статус женщины как принадлежащей лишь одному мужчине.

Первый опыт обращения с синдуром женщины получают во время своей свадебной церемонии. Жених приглашает всех гостей прийти и благословить свою невесту.

Когда все собираются, он под слова благословения совершает синдурадану, то есть наносит синдур на голове своей невесты. Иногда эта церемония называется «сумангали». Синдурадана является отличительной чертой современных свадеб в Индии.

Мусульманки в Индии также наносят синдур на свои причёски для обозначения замужнего положения.

Тика - подвеска, состоящая из цепочки с крючком на одном конце и кулоном на другом. Носится, так же, как и синдур, в проборе.

Подвеска должна попадать точно в центр лба. Это место считается домом аджна-чакры. Таким образом женщина повторяет свой статус как замужней.

Примечательно, что аджна-чакра визуализируется как два лепестка. Ее верховное божество Ардханаришвара - полу-мужчина, полу-женщина. Это означает окончательное соединение, где не существует двойственности.

С тантрической точки зрения это означает соединение мужского и женского начал в природе на всех уровнях, включая и физический. Следовательно, тика - символ женщины, сохраняющей обеты брака, дающей новую жизнь клану и ставшей ее частью.

4. Анджана (Коля)

Коля - широкая черная линя вокруг глаз, где стрелки соединяются, придавая особую резкость взгляду: «Мои глаза, не глаза, возлюбленные, но стрелы света. Мои брови, не брови, но мечи уничтожения».

Каждое чувство сердца передается через глаза. Они могут выражать благоговение, сочувствие, любовь, похоть. Индийские поэты обычно хотят утонуть «в глубинах глаз своей возлюбленной». Большинство поэтических сравнений о глазах взяты из природы. Глаза как нарцисс, миндаль, лилия, как «рыба, сверкающая в скольжении», как моря и океаны, бездны, огонь и т.д.

Нат - кольцо или другое украшение в носу.

Мы привыкли думать, что нос отвечает исключительно за обоняние. Однако еще древние знали, что нос тесно связан с эмоциональной чувствительностью. Оккультисты пошли дальше и полагают, что нос - место шестого чувства. Известны тесные связи носа и сексуальных рефлесов. В ряде европейских стран в средневековье наказанием за супружескую измену была ампутация носа. В Индии нат символизировал дефлорацию.

Нат считается самым соблазнительным украшением. Серьги для носа принимают самые различные формы, начиная от драгоценных шпилек до больших золотых обручей во всю щеку.

Хаара - колье, бусы, ожерелье. Шея - один из важных мистических центров. Поэтому считается, что ожерелье привлекает и сохраняет любовь, приносит удачу, предохраняет от сглаза.

Среди других видов ювелирных изделий ожерелья всегда имели максимум магических чар. Вероятно, яркое и богатое ожерелье отвлекало недоброжелателя от лица владельца и таким образом защищало от опасности сглаза, гипнотического воздействия.

Скорее всего, предшественницей бус была обычная цветочная гирлянда. А ведь аромат многих цветов, например, жасмина, розы имеет четкий эротический подтекст.

7. Карн Пхул

Карн Пхул - серьги. Дословно, цветок в ухе.

С древнейших времен мочка уха рассматривалась как признак духовного развития и высокого социального статуса. Среди отличительных черт Будды и как знак его величия - чрезвычайно длинная мочка уха. По общему мнению мочки Гомера и Аристотеля имели те же характеристики.

Существует тесная связь между ушами и сексуальными рефлексами.
Прокалывае мочки уха было широко распространено во всех частях мира с древнейших времен. Целью операции являлось не только декоративное украшение, но и защита владельца от злых влияний. Серьги выступали в качестве талисманов.

Сегодня считается, что прокалывание ушей полезно для улучшения зрения и обострения внимания. Акупунктурная точка находится в центре мочки.

По преданиям серьги - утешение в боли и страданиях. Чем более декоративны и дороги серьги, тем больше человек получает утешения.

Большие серьги очень благоприятны для замужней женщины, они заявляют о ее статусе и власти. Некоторые серьги столь тяжелы, что их приходится крепить цепочками за волосы. Добавляя все новые и новые украшения, женщина привлекает благополучие в дом.

Наибольшей популярностью с древних времен до сегодняшнего дня пользуются серьги в виде цветов и фруктов. Они отражают нежность, молодость, духовное совершенство, бесхитростность, невинность - основные атрибуты женского характера.

8. Мехенди

Мехенди - рисунок хной. В отличие от татуировки является временным украшением тела и держится около трех недель. Наиболее распространена в арабских странах, Индии, Северной Африке и Индонезии.

Менди появилось около 5000 лет назад. Ещё в Древнем Египте знатные дамы украшали своё тело и ногти рисунком. В XII веке она закрепилась в Индии, став не только лишь украшением. Например, многие арабские женщины считают, что менди приносит счастье и защищает от неудач. Так за день до свадьбы (в девичник) невесту расписывают рисунком, а оставшуюся хну закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа.

Мехенди часто применяют для того, чтобы умилостивить Ганеша, сына Шивы, который преодолевает все препятствия и всегда приглашается на церемонию индуистского брака. Ганеша также очень дорог богине богатства и удачи Лакшми. Также украшают себя мехенди к праздникам.

Мехенди означает силу любви в браке. Чем темнее менди, тем сильнее любовь. Красный цвет - цвет плодородия, власти.

В рисунке используются только растительные орнаменты, они символически связывают женщину с природой, понятиями рождения, питания, роста, регенерации. Мехенди защищает от злых духов, несчастий, болезней и даже смерти.

9. Наручные браслеты

Поэты называют их блестящими жетонами лучистой жизни, кругами света для счастливой дочери и счастливой жены.

Браслеты символизируют мощную энергию солнца. Выполняются из любого материала, поддающегося обработке: терракоты, камня, раковин, меди, бронзы, золота, серебра и т.д.

Браслеты - знак замужней женщины. Они имеют множество романтических и любовных аллюзий. Звенящий звук браслета сообщает о присутствии женщины, о том, что ей требуется внимание, что она гневается или желает обменяться взглядами.

Замужняя женщина никогда не позволит себе появиться в обществе без браслетов. Как правило, носят 8, 12 или 24 браслета на каждом запястье.

10. Бааджюбанд

Бааджюбанд - повязка, браслет или нить с амулетом на предплечье.

В зависимости от традиций, принятых в общине, и от статуса женщины в браке бааджюбанд может покрывать всю верхнюю часть руки от локтя до плеча. Бааджюбанд должен жестко сидеть на руке. Выполняется из различных материалов, богато украшается орнаментом. Служит кавачей - защитой от дурных взглядов и считается символом безупречной красоты.

Арси - кольцо с зеркалом, носится на большом пальце.

Большой палец - царь ладони. В китайской хиромантии большой палец считается настолько важным, что часто по нему можно определить характер человека, состояние здоровья и будущее. В Западной античности большой палец считался символом Венеры и имел фаллический смысл.

По преданию, первое, что должна увидеть женщина, просыпаясь - свое лицо. Для этого всегда нужно зеркальце под рукой. Такое кольцо-дозорный бережет красоту и психику женщины.

На другие пальцы надеваются золотые кольца, либо украшения, состоящие из центрального медальона, к которому прикреплены 8 цепочек - три из них крепятся к браслету, пять - к кольцам, надеваемым на пальцы.

12. Кешапашарачна

Кешапашачарачна - убранство волос.

Волосы относят к элементу земли как нечто твердое и материальное; к элементу воды, так как они свободны, текучи; к стихии огня, потому что поступают из печи головного мозга к элементу воздуха, поскольку они легки и могут быть унесены ветром. Волосы имеют свою собственную жизнь. Растут быстрее, чем все другие части тела. Они представляют связь между этим миром и будущим. Волосы - источник жизненной и магической силы. Они образуют корону вокруг головы - самой святой части человека. Часто волосы предлагались богам в качестве сублимированной человеческой жертвы.

Волосы, заплетенные в косу, считаются наиболее благоприятным символом. Согласно мифологии. Три плети волос в косе обозначают три наиболее почитаемые индийские реки - Гангу, Ямуну и Сарасвати, а так же троицу богов - Брахму, Вишну и Шиву.

Дабы не соблазнять мужчин, женщинам предписано посещать храмы с покрытой головой.

Во многих местах в Европе невесты ходили до свадьбы с длинной косой. После замужества коса собиралась в пучок или пряталась в головной убор, что означало ограничение власти и независимости, новые обязанности.

13. Камарбанд

Камарбанд - поясной ремень, удерживающий и украшающий сари.

Защищает манипуру-чакру. Удерживает связку ключей, что означает символическую передачу правления от свекрови к невестке, новые полномочия и обязанности.

14. Ножные браслеты - от тонких цепочек до тяжелых, толстых жестких браслетов. Иногда к ножным браслетам крепят бубенцы.

15. Кольца для пальцев ног

Пальцы на ногах украшаются кольцами, простыми или сложного дизайна. Некоторые кольца украшают бубенцами. Также иногда на ноги надевают украшения из медальона с цепочками.

16. Сари. Это украшение заслуживает отдельного рассказа.

Будьте красивы!

Несли в себе некую загадочность и очарование. Женщины с их помощью создают таинственный, неповторимый образ, подчеркивая свою индивидуальность и красоту.

Украсим голову в восточном стиле или создание украшений своими руками

Понятие красоты сочетает в себе гармонию внутреннего мира и внешней привлекательности. В разные эпохи каждый народ имел свои собственные представления о красоте и ее красоты. К примеру, в Африке эталоном женской красоты считалась полнота и очень длинная шея. Излишняя худоба говорила жениху о бедности и болезненности.

Эталон женской красоты в Африке

В Европе женский идеал в разные времена заметно видоизменялся от пышных аппетитных форм, кринолинов и корсетов, до современных мини и изящных форм.


Европейская красавица

На Востоке же каноны красоты, как правило, сохранялись веками. Сочетание изящности, яркости, миниатюрности и блеска — традиционная аксиома восточной красоты, которая обязательно воплощается и в украшениях.


Восточная красота и изящество

Традиции восточных украшений

В силу того, что Восток сочетает в себе арабские традиции, а также стран Китая, Индии, Таиланда, Японии и многих других народов, восточная культура многолика и обладает особой харизмой. Национальные украшения , наряду с обрядами, одеждой, кухней, являются ценным наследием. На востоке всегда было принято украшать не только руки, шею, но обязательно голову и волосы. Это всевозможные ободки, диадемы, фантазийные витые короны. В качестве материалов использовались золото, платина, серебро, декор драгоценными камнями и жемчугом.

Использовались не только цветочные мотивы, но и национальная символика.


Восточные украшения с цветочной символикой

В Индии обязательным украшением, которым женщины покрывали свои волосы, является тика (тика). Она имеет продолговатую форму, основная часть ее закрывает пробор, а подвеска-кулон украшает голову в области лба.


Считается, украшение для волос — тика помогало открыть «третий глаз», который отвечал за мудрость, внутреннюю гармонию, спокойствие духа, а также уберегал от сглаза.


Тика — это украшение, которое носят только замужние индийские женщины

Еще одним традиционным украшение в восточном стиле является лалатика — разновидность тики, состоящая из множества тонких цепочек. Такой способ украсить голову помогал подчеркнуть нежность, хрупкость и женственность. Цепочки украшались жемчугом, цветным бисером, бусинами и ниспадали плавно на волосы.



Лалатика — одна из разновидностей тики

Восточные украшения всегда отличались особым колоритом и некой сказочностью. И сегодня многие модные идеи дизайнеры черпают в таинственной восточной культуре.


Восток всегда привлекал очарованием и роскошью своих украшений

Кроме ярких красок, шика и блеска, украшения в восточном стиле необычайно притягательны в своей необычности и харизматичности. Древние мастера считали, что украшение не только отражало статус, но и имело свою душу и характер. Поэтому все изделия изготавливались вручную, индивидуально для каждой девушки.

Украшения своими руками

Чтобы создать эксклюзивную вещицу, потратив при этом совсем немного денег, можно выполнить восточное украшение для волос своими руками.


Украшения и женщины неотделимы

Есть несколько простых способов изготовить интересную вещицу для декорирования волос.


Индийские украшения можно вписать практически в любой образ

Создание тики . Чтобы изготовить ее самостоятельно, понадобится кулон или подвеска, бусы из мелкого жемчуга или бисера, плотные нити или леска. Для начала вдеваем кулон или подвеску в нить и располагаем точно посередине. Средняя часть украшения, которая закроет пробор волос, выполняется из лески. Сначала с каждой стороны нанизываем бусины, на леску посередине нанизываем бисер. Концы соединяем вместе. Обычно тика состоит из трех нитей, но можно, проявив фантазию, можно добавлять много ярусов с самым разным декором.


Индийские украшения ручной работы помогут вам создать стильный этнический образ

Лалатика для волос в восточной стилистике своими руками. Для ее создания понадобится одна толстая цепочка (отмеряется по объему головы), соединительные кольца, более тонкие цепочки (можно разных цветов), пассатижи и круглогубцы. Также при создании украшений в восточном стиле своими руками часто не обойтись без специальных инструментов, таких как круглогубцы или пассатижи. Основную цепь замыкаем в круг при помощи соединительного кольца. Дальше, на основу начинаем прикрепление тонких цепочек в качестве декорирующих элементов. Как их расположить, зависит от фантазии мастерицы. Можно добавить нити с бисером, бусины, стразы или камни.

Красивое восточное украшение для головы

Декорирование волос с помощью повязки в арабской этно-стилистике. Такое украшение на волосы популярно и сегодня. С его помощью можно придать образу этнические ноты. Понадобится лента из атласа или другого материала, элементы декора (бисер, камни, стразы, бусины), резинка в тон ленте и такой же ширины, ножницы. Декор и цветовая гамма украшения на голову выбирается по личным предпочтениям рукодельницы. Концы ленты соединяются с резинкой (сшиваются). Получается ободок по объему головы. Далее мастер отпускает свою фантазию и по своему вкусу декорирует ленту самым разнообразным декором. В итоге получается шикарное и эксклюзивное изделие, способное дополнить роскошный вечерний образ.


Модный тюрбан в этностиле
Платок, завязанный в восточном стиле — излюбленный аксессуар многих модниц

Все эти примеры украшений — лишь малая толика, отражающая разнообразие сказочных восточных традиций. Любая ручная работа всегда эксклюзивна и не остается без внимания и восхищения. Украшения в восточном стиле, отличаются своей необычностью и богатством декора. Выполненные своими руками, они смогут разнообразить повседневность, раскрасить дневной образ и добавить элитарные ноты в вечерний образ.

Для изготовления таких роскошных вещиц ручной работы не понадобится много времени или непосильных финансовых затрат. Однако они ни на йоту не уступают ювелирным работам известных мировых дизайнеров.

Красивое украшение на голову своими руками

Макияж, прическа и наряд в индийском стиле

Ювелирное искусство в Древнем Египте достигло высокого развития, о чем хорошо известно благодаря масштабным археологическим раскопкам на его территории.

Способствовало такому развитию несколько факторов. Прежде всего, в Египте располагалось несколько крупных месторождений золота, что делало этот материал доступным, кроме того, жители страны фараонов придавали украшениям сакральное значение. Именно поэтому носили их абсолютно все , независимо от пола, возраста и социального положения. Фантазия древнеегипетских мастеров, воплощаясь в украшениях, рождала настоящие шедевры, многим из которых и сейчас пытаются подражать известные ювелирные дома.

Материалы и ювелирные техники

Древнеегипетские мастера освоили множество техник изготовления украшений из самых разных материалов. Чаще всего украшения Древнего Египта создавались на основе золота, в котором не было недостатка. С помощью специальных добавок ювелиры могли изменять его цвет в широкой гамме от светлого до зеленого.

Ценилось золото, прежде всего, за живописный внешний вид, нежели за стоимость. Так, например, гораздо более редким и ценным металлом было железо, которое также использовали в ювелирном деле для изготовления гребней и украшений для причесок.

Создавались древние украшения Египта из серебра, добывавшегося на территории царства, а также из электрума. Этот материал представлял собой сплав серебра и золота, внешне напоминал платину.

Драгоценных камней, таких, как рубины или изумруды, египтяне еще не знали, вместо них использовались поделочные камни: аметист, сердолик, гранат, а также лазурит, который ценился особенно высоко. Любили в Египте горный хрусталь. Беднякам его заменяло прозрачное или цветное стекло и мелкий бисер, служивший основой многих браслетов и ожерелий. Использовалась простыми людьми и керамика, покрывавшаяся разноцветными узорами.

Египтяне любили яркие и насыщенные цвета, поэтому ювелиры частенько применяли в своей работе такие техники, как смальта и эмаль. Популярностью пользовались яркие разноцветные пасты, которыми покрывались материалы для украшений. Судя по всему, любимыми цветами в Древнем Египте были бирюзовый, зеленый, белый и синий. Вероятно, на смуглой коже выглядели такие оттенки довольно эффектно.

Ювелирные украшения Древнего Египта нередко принимали причудливые формы. Это могли быть растительные орнаменты, повторяющие изгибы виноградных листьев, цветов маргаритки, василька и т.д. Кстати, настоящие цветы также часто использовались в качестве украшений, правда, недолговечных. Изделия из металлов, кости или керамики могли принимать вид животных: птиц, змей, лягушек, стрекоз, жирафов, лошадей. Популярны были изображения жука скарабея, который считался сильным оберегом, а также украшения в форме глаза, сердца или змеиной головы. Последний считался символом власти фараона.

Нередко ювелирные украшения Древнего Египта, в частности медальоны, расписывались красками. Это могли быть портрет обладателя украшения, изображения богов или целые миниатюры. В этом фантазия древних мастеров не ограничивалась.

Виды украшений

Египтянам были известны практически все виды украшений , которые используются и сейчас. Самым популярным аксессуаром были, пожалуй, шейные ожерелья, которые носили как женщины, так и мужчины. Изготавливались они из золотых пластин, бисера или из подвесок разной формы. Традиционным украшением Древнего Египта был ускх, так называемое, ожерелье-солнце, которое закреплялось на кожаной подкладке и напоминало воротник. Ускх фараона мог весить несколько килограмм, нередко этот предмет использовали в качестве награды отличившимся полководцам и чиновникам.

Невероятной популярностью и среди женщин, и среди мужчин пользовались браслеты, которые могли изготавливаться из самых разных материалов – от кости до бисера. Носили браслеты на предплечьях, запястьях и на ногах. Женские ножные браслеты иногда украшались колокольчиками, которые мелодично звенели при ходьбе, заставляя женщин двигаться плавно и мягко. Нередко браслеты – мужские и женские – украшали Оком Гора , которое служило оберегом и защищало владельца от злых духов и несчастий. Ювелирным изделиям нередко предписывались магические и религиозные свойства, поэтому в Египте были распространены различные талисманы и амулеты.

Кольца в Древнем Египте также носили представители обоих полов. Отличие могло заключаться лишь в том, что мужчины чиновники часто использовали кольца-печатки с инициалами и символами. Так же распространены были и серьги, особенно в форме колец и кругов – символов солнца. К ним прикреплялись подвески различной формы, а также цепочки. В результате вес серег мог быть таким внушительным, что деформировал мочку уха носившего человека, однако, египтян это ничуть не смущало.

В ходе раскопок были обнаружены и такие древние украшения Египта, как пояса из золотых пластин. Доступны они были далеко не всем жителям древнего царства, чего нельзя сказать о многочисленных украшениях для причесок и головных уборах. Знать использовала гребни и шпильки из дорогого железа, люди менее состоятельные – гребни из кости, которые могли быть оформлены камнями или стеклом. В натуральные волосы и в парики могли вплетаться золотые украшения и цепочки. Также их украшали обручами из разных материалов. Фараоны, например, носили золотую диадему – урей, посреди которой находилась изящная змея (Урей - принадлежность царского убора фараонов, представлявшая собой крепившееся на лбу вертикальное, подчас весьма стилизованное изображение богини-кобры Уаджит - покровительницы Нижнего Египта . Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе - покровительницы Верхнего Египта .).

Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, украшения полагались и мертвым. Для погребальных церемоний изготавливались специальные медальоны в форме жуков скарабеев – символов воскрешения и жизни. Их сейчас можно увидеть во многих музеях мира, наряду с другими произведениями ювелирного искусства Древнего Египта.










Способность человека к украшательству известна с древности. Не только дома и храмы, но и собственную одежду, а также тело всячески старались украсить. И в этом плане древнеегипетские украшения считаются наиболее искусные, на дизайн которых и сегодня смотрят с восхищением ювелирные профессионалы.

Согласно историческим справкам, украшения в Древнем Египте начали делать приблизительно с 3100 г. до нашей эры. Причем эти украшения говорили не только о социальном положении хозяина, но и имели другие важные сигналы. Украшениями владели все слои населения, что говорило об их сакральном значении для каждого гражданина. Среди украшений известны браслеты, кольца, серьги. Однако самыми ценными считались украшения из лазурита.

Символизм в древнеегипетских украшениях

Египетские украшения прежде всего отличались символизмом и отражали свою значимость с точки зрения религиозных образов. Практически на всех изделиях изображались магические символы, образы богов , животных и различные иероглифы. По своему значению такие изделия должны были играть роль защиты древнего человека от злых духов и сглаза.

Впрочем, существовали и другие ювелирные украшения, которые не имели отношения к религиозным культам, а использовались в качестве печати. Такие кольца носили мужчины, а печать считалась оригиналом подписи с юридической силой. Богатые мужчины обладали дорогими и изысканными кольцами со сложным дизайном и драгоценными камнями. Часто на них наносили образы ястребов или львов. У владельцев низшего сословия кольца на руках были медными или серебряными.

Очевидно, что для древних египтян украшения имели не ту ценность, что сегодня. Они больше верили в магическую силу, а ценность подкрепляли согласно своему положению. Изделия оберегали от злых воздействий, дурного настроения и, как ни странно, даже от физического насилия.

Что касается форм ювелирных изделий, то это были различные божества, которым верили египтяне. Среди них особое значение имел скарабей, символизировавший движение вперед и большую жизненную силу. Действительно, если посмотреть на его быстрое передвижение по песчаным просторам, то можно убедиться в большой подвижности и динамичности скарабея.

Жук-скарабей в египетских украшениях

Согласно египетским традициям жук-скарабей был символом бога солнца Ра. Поэтому различные браслеты, кулоны, кольца и ожерелья с изображением скарабея носили абсолютно все египтяне, независимо от их сословия. Это позволялось всем и каждый житель относился к таким украшениям с большим уважением. Ввиду того, что таких изделий было много, и могла возникнуть путаница, египтяне на нижней поверхности изделия указывали имя хозяина украшения.

Драгоценные украшения египтян

На драгоценность древнеегипетских украшений указывали камни, причем были это драгоценные и полудрагоценные образцы. Среди них использовали сердолик, аметист, халцедон, яшму, полевой шпат, малахит, бирюзу и кварц. Особым почтением у египтян пользовался фаянс. По цвету это зелено-синее стеклянное изделие, которое производили из кварца и извести.
Часть драгоценных изделий носили на плечах, запястьях и лодыжках. К примеру, красивые браслеты из металла одевали на плечи и запястья. Все это украшалось символом Уджат, который считался сильнейшим амулетом.

Ремесленники этого государства изготавливали такие изысканные и неповторимые образцы, что египетские украшения экспортировались во многие страны древнего мира и очень высоко ценились в то время.

Во времена Древнего Египта украшения в качестве талисманов носили как женщины, так и мужчины. Многих хоронили вместе с их ценностями, которые использовались при жизни, в том числе и с ювелирными изделиями.

Особенно распространенными в те времена были кольца-печатки, широкие браслеты, а также кулоны, колье, серьги и подвески. Браслеты носили не только на руках, но и на лодыжках. Также пользовалось популярностью египетское украшение на шею, которое могло также облегать плечи и грудь. Такое изделие называется "пектораль". По поверьям, оно призвано было защищать сердце, в котором находится душа. Часто на пекторалях изображались символы самого сердца, а также другие знаки, олицетворяющие жизнь и власть. Кроме того, люди из знатного рода носили диадемы, украшенные драгоценными камнями и тонкими узорами.

Использование камней в украшениях

Древнеегипетские символы

Наиболее распространенным символом в Древнем Египте был уджат, который изображался в виде продолговатого глаза. Он символизировал защиту и исцеление. Его часто рисовали на гробницах для защиты души умершего.

Анкх - символ вечной жизни. Изображался в виде креста с кольцом наверху. Этот знак остается очень популярным в современности, чаще всего он используется в кулонах.

Шену представляет собой веревочное кольцо, внутри которого написано имя. В Древнем Египте считалось, что такой талисман продлевает жизнь человеку, имя которого начертано на нем, и защищает его от напастей.

Растения в египетской символике

Цветок лотоса - один из наиболее распространенных символов Древнего Египта. Это растение олицетворяет возрождение, созидание и солнце. Согласно мифологии, солнце на небе появилось из огромного цветка лотоса, который возник из океана. Египетские украшения очень часто содержали элементы в виде этого растения.

Египетские украшения очень часто были украшены драгоценными камнями, самыми распространенными из которых были бирюза, оникс, лазурит, аметист, опал, гранат. Эти минералы также часто присутствовали в отделке дорогой одежды, поясов и других изделий. Бирюза символизировала радость, лазурит - милосердие, а камни красного цвета - власть.

Цвета украшений

Помимо драгоценных камней и символов богов особое значение играли цвета в украшениях. Разность цвета определяла защиту от определенных опасностей. Больше всего в цене была ляпис-глазурь, которая имела особый синий цвет и носилась исключительно царскими особами. Также был почитаем зеленый цвет, символизировавший урожайность и плодородие земли. Для ритуальных захоронений использовали красные ожерелья, означавшие кровь, которую предлагали для богини Изиды.

Значение металлов в древнеегипетских украшениях

Самым распространенным металлом для египтян было золото. Причина в том, что его было много из-за легкой добычи, которая осуществлялась в Нубии. Также использовали серебро, но уже в меньших количествах из-за трудностей добычи.

Изделия, которые делали из этих металлов были сложными и представляли собой пряжки и золотые застежки, выполненные в технике филиграни. Следующий металл, который был популярен после золота и серебра – это бронза. Ее иногда покрывали золотой фольгой. Также использовались сплавы, среди которых электрум. Электрум – это сплав золота и серебра с небольшой долей меди и других примесей, напоминающий своим блеском платину. Любопытно то, что сегодня его практически невозможно получить.

Также надо отметить, что и железо в Египте считалось ценным материалом, стоящим дороже золота. Из него изготавливали гребни для волос и различные шпильки. По своей ценности и красоте эти изделия считались произведениями искусства, которые инкрустировали цветными эмалями и камнями. Все они имели изображения фигурок птиц и животных.

Еще одна причина ценности серебра заключалась в том, что его связывали с богиней Исидой. Серебро и камни в целом имели магическую силу для египтян, поэтому использовались в разных эзотерических практиках.

Версия о внеземном происхождении некоторых египетских украшений

Часть украшений, которые в свое время археологи обнаружили в древнем египетском поселении Аль-Гирза, считают такими, что были сделаны из металла метеорита. Их возраст учеными установлен в пять тысяч лет, а самый полный отчет об этом исследовании можно найти в журнале научных исследований Meteoritics and Planetary Science.

Найденные образцы изделий были детально проанализированы с помощью сканирующих микроскопов и томографа. Результаты показали, что в украшениях обнаружилось содержание тридцати процентов чистого никеля. В земной природе такого не бывает и только метеориты, состоящие из металла, могут содержать в себе такое большое количество никеля. Также ученые обнаружили особую структуру, имеющую вид характерного кристаллического рисунка, который может получиться только при постепенном остывании астероида.

Найденное изделие, которое обследовали ученые, представляет собой металлические бусы. Его относят к Гергейской культуре, существовавшей в самый ранний период египетской культуры. Тогда добыча египтянами железа была невозможной и получается, что все древние находки подобного рода являются украшениями, которые были изготовлены из метеоритных остатков. Египтяне всего лишь обработали и добавили чеканку и другие особенности в эти украшения.

Украшения в древнеегипетской одежде

По своей структуре одежда египтян была очень простой. Делали ее из льна, но тонкость его обработки больше напоминала шелковую одежду. Большое значение придавалось окраске ткани, для чего использовали природные красители зеленых, красных и голубых оттенков. В более поздний исторический период стали преобладать желтые и коричневые цвета. Кроме льняной одежды, которая была основной, египтяне носили кожаные и хлопковые изделия.

Примечательно, что различия в сословиях определялись исключительно качеством ткани. У простых людей она была грубее и предохраняла от различной непогоды, а вот у богатых одежда была тонкой и мягкой. Мужчины носили схенти, которые представляли собой передники, закрепляемые с помощью пояса к талии. В некоторых случаях их одевали в количестве двух и больше. У женщин были калазирис – плотно облегающие рубашки прямого покроя, закрепляющиеся на бретелях.

Головные уборы

Головные уборы египтян отличаются особой оригинальностью и служили в качестве украшений. Самое простое – это кожаные и шелковые шнурки, повязки, различные металлические обручи, которые египтяне одевали на парики и собственные волосы.

У фараонов были свои головные уборы. В торжественные моменты им надевали специальные головные уборы с драгоценными металлами. На голове они держались плотно и закрывали все волосы, оставляя отрытыми только уши. Среди самых древних стоит отметить пшент. Это корона, форма которой больше похожа на вид бутылки, которую вставили в кольцо. После того, как были объединены Верхний и Нижний Египет, фараоны такой головной убор стали носить в красно-белом цвете. По правилам пшент одевали на льняные небольшие шапочки или платки.

Еще один известный головной убор – атеф. Это тоже сдвоенная тростниковая корона, которая украшена изображениями змеи и коршуна. Разновидность этих древнеегипетских украшений определялась наличием диадем и драгоценного металла.
Абсолютно все сословия носили платок, называемый клафт. А его разновидностью считается полосатая модель под названием немее. В дизайне головных украшений практиковался орнамент растительных мотивов. В основном это лепестки лотоса.

Из символов следует отметить изображение маленькой змейки, которое говорило о божественном происхождении фараона и его неограниченной власти. Называли ее уреус, а изготавливали из золота с применением цветных эмалей. Располагалось изображение змейки у виска или надо лбом. В редких случаях на бороде фараона. Хотя есть примеры, когда у фараона бело несколько таких украшений в разных местах.
У египетских воинов головными уборами были войлочные шляпы и шлемы. Для служителей культов предполагались платки и шапки с закрепленными на них масками священных животных.

Среди египетских женщин ношение головных уборов было редким явлением. Только царицы носили головной убор. Если посмотреть росписи, то на них жены фараонов одеты в головные уборы в виде ястреба с распростертыми крыльями, который выполнен из золота с применением эмалей и драгоценных камней. Также существовали и другие разновидности женских головных уборов. У царицы Нефертити головной убор имел цилиндрическую форму. Женщины из высшего сословия носили на голове цветы, венки, ленты, диадемы, золотые цепочки и различные подвески со стеклом и драгоценностями.

Прически древних египтян


Египетские прически имели свою особенность, поддерживая трапецевидную форму. Главной чертой был парик, изготовленный из волос или шерсти животных. Также для этого могли использоваться веревки и волокна растений, которые окрашивали в черный и темно-коричневый цвета. У фараонов и приближенных к ним сословий парики были больших размеров. А остальные носили небольшие парики круглой формы. Главное в том, что парик выполнял функцию защиты от палящего солнца, поэтому их носили все.

В ходе истории прически усложнялись и особенно это сказывалось на париках. Там волосы начинают заплетать в многочисленные косички, а потом завивать. Длина волос увеличилась и стала достигать уровня плеч. У челок появились поперечные и продольные проборы. Когда наступали торжественные мероприятия, египтяне стали надевать длинные парики, у которых были крупные завитые локоны. Все это тщательно пропитывалось благовониями, духами и ароматическими маслами. В некоторых случаях вместо завивки использовали плотно уложенные косички, под которыми проступали собственные волосы.

У женщин волосы были значительно длиннее, как и сами прически. Знатные дамы носили затейливые прически с четкими и строгими линиями, поэтому эти прически в истории прозвали геометрическими.