Все о ребенке в 9 месяцев. Что должен уметь грудничок в девять месяцев

04.11.2019 Новости

Девятимесячный возраст малыша является, по своему, показательным. В это время оцениваются все его достижения – новые навыки, физическое и нервно-психическое развитие. Напомним, что установленных нормативов в этом плане быть не может и средние стандартные показатели – это только ориентир для родителей, желающих знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Небольшое отставание не должно беспокоить взрослых, а опережение ровесников, порою, напрямую связано с тем, что с детьми проводятся регулярные развивающие занятия и специальная гимнастика.

В возрасте 9 месяцев для ребёнка очень важно равномерное наращивание и укрепление мышечной и жировой ткани. Если первая нужна ему для улучшения двигательной функции, повышения выносливости и силы, подкожно-жировой слой необходим для амортизации при падениях и других повреждениях. Это, действительно, актуально, так как дети уже начинают потихоньку ходить и нуждаются в укреплении мускулатуры рук, ног, бёдер и плеч, соединительной ткани, являющейся основой связок.

Врачи настаивают на тщательно продуманном и сбалансированном рационе в этот период, ведь переизбыток жировой ткани может негативно сказаться на иммунитете малыша и формировании его нервной системы.

Пищеварительная система маленького человека продолжает интенсивно развиваться, и претерпевает некоторые изменения, из-за чего кишечник неестественно активен. Это может стать причиной затруднения его опорожнения и даже непроходимости. Этот момент очень важен, и родители должны уделить ему особое внимание. На фоне того, что у деток прорезываются вторые резцы на верхней, а затем и нижней челюсти, и им постоянно требуется что-то жевать, с выбором продуктов нужно быть, крайне осмотрительными.

К этому возрасту у малышей уже прекрасно развиты все основные органы чувств, они хорошо слышат и могут безошибочно различать разные звуки. Улучшается зрение, его острота и дальность. Ребёнок уже хорошо понимает форму и цвет предметов, повышается и его тактильное восприятие.

Девятимесячный карапуз обладает высокой эмоциональностью, может проявлять самые разные чувства, которые сразу отражаются на его личике и в поведении.

Прибавка в росте и весе у ребёнка такая же, как и в 8 месяцев – 500 грамм и 1,5 сантиметра, примерно на 1 сантиметр увеличивается его головка и окружность груди.

Не стоит забывать, что всестороннее развитие ребенка в 9 месяцев зависит от таких факторов, как наследственность, питание, активное времяпровождение, наличие или отсутствие заболеваний.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Различные способности детей проявляются у кого-то раньше или позже, но большинство малышей, в этом прекрасном возрасте, обладает следующими умениями:

  • садиться из положения «лёжа» и стоя, находиться в сидячей позе более 10 минут, одновременно с этим дотягиваясь до игрушек и манипулируя ими;
  • забираться на диван, стул или кресло;
  • самостоятельно, пользуясь опорой, вставать и делать маленькие шажки, перемещаться на ходунках до 5-10 минут, применяя устройство, подпрыгивать и приседать;
  • ловко брать мелкие детали двумя пальчиками, нагибаясь, поднимать с пола нужные вещи;
  • доставать из коробок, контейнеров и баночек игрушки и складывать их обратно;
  • танцевать под музыку, топая ножками и хлопая в ладоши;
  • отзываться на своё имя, по просьбе взрослых находить знакомые предметы, подражать родителям, повторяя несложные действия;
  • имитировать звуки, издаваемые животными, произносить слоги и короткие слова;
  • бросать и толкать мячи, машинки, мять и рвать бумагу;
  • проявлять интерес к другим детям, пытаться познакомиться;
  • понимать вопросы «Кто» и «Где».

Зная, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, родителям нужно постоянно стимулировать малыша к активному бодрствованию и общению, и иметь представление, отсутствие каких навыков является признаком отставания или даже серьёзных нарушений в детском организме.

Поскольку основная, игровая деятельность малыша перемещается на пол, родителям необходимо ежедневно проводить влажную уборку – иммунитет ребёнка ещё не сформирован полностью, и любой предмет, который он попробует на зуб, может стать источником инфекции.

Отклонения в развитии: как определить

Какие навыки обязательно должны присутствовать в этом возрасте, и что должен уметь 9 месячный малыш – основные вопросы, которые волнуют взрослых, когда они начинают видеть разницу между состоянием, поведением своего малыша и других детей – его ровесников.

Стоит насторожиться в таких ситуациях:

  • ребёнок не может усидеть самостоятельно более 5-8 минут;
  • не ползает, а лёжа, не переворачивается на бок, спинку и живот;
  • не пытается вставать и, тем более, делать шаги;
  • плохо реагирует на своё имя, или такая реакция отсутствует полностью;
  • не умеет держать кружку и пить из неё самостоятельно;
  • не старается подражать взрослым, не произносит слоги;
  • не отличает близких и посторонних людей;
  • у малыша отсутствует вполне нормальная негативная реакция, если у него отнять игрушку.

Всё это тревожные признаки, а если, к тому же, малыш вялый, безразличный к играм, плохо ест, не выказывает привязанности к близким, это уже сигнализирует об серьёзных нарушениях.

У детей разных полов также могут быть различия в играх, привычках и общем восприятии мира, но это совсем другой аспект. Разбираясь, что надо уметь в 9 месяцев девочке, надо учитывать, что малышки более эмоциональны и привязаны к матери. В то же время, они раньше, чем мальчики, овладевают речевыми способностями, обожают общение, внимательно прислушиваются к звукам голосов и более склонны к увлечениям музыкой. Благодаря этому, их лексикон быстро обогащается новыми словами, пусть даже, на первых порах, самыми простыми и короткими.

Из-за такой особенности, как боковое (периферийное) зрение, девочкам всегда интереснее контактировать с живыми людьми, получая от них одобрение и ласку. Безусловно, это делает их более коммуникабельными и социальными уже в этом возрасте, но это касается только родственников и знакомых сверстников.

Каким же растёт девятимесячный мальчик, уметь в 9 месяцев он может много, но его больше интересуют игрушки и неодушевлённые предметы. На фоне девочек, у малышей мужского пола довольно быстро формируется глубинное, пространственное зрение, позволяющее им раньше воспринимать мир в трёхмерном измерении.

Игры для развития ребенка в 9 месяцев

Девятимесячные младенцы очень быстро впитывают различную информацию, поэтому задачей родителей является её подача – понятная и соответствующая интеллектуальному уровню этого возраста.

Развивающие занятия можно проводить в нескольких направлениях:

  1. Для развития мелкой моторики можно заниматься с малышом пальчиковой гимнастикой, использовать для этого игры и потешки со стихами. Можно занять ребёнка пересыпанием мелких предметов – пуговок, фасоли, бусин из одного контейнера в другой, а также складыванием крупных кубиков, пирамидок.
  2. Для общего физического развития малышу полезно много ползать. Для этого можно прибрести разборный тоннель или домик, соорудить препятствия из коробок и подушек. Чем больше малыш будет тренироваться, тем раньше и увереннее он начнёт ходить.
  3. Словарный запас развивать необходимо, постоянно разговаривая с ребёнком, читая ему книги со сказками и короткими стишками. Если ребёнок научится их повторять за родителем, он быстро продвинется в устной речи, а также расширит свой кругозор.
  4. Девятилетнему карапузу нужно много играть, чтобы учиться разным навыкам и для этой цели подойдут самые разные игрушки – резиновые и массажные мячики, пирамидки с колечками, игрушечный телефон, детские музыкальные инструменты, куклы, резиновые зверушки, пластиковые книжки с яркими иллюстрациями, конструкторы и кубики для самых маленьких.

Хорошо, если у ребёнка уже есть свой игровой уголок или домик, который можно обустроить так, чтобы мама могла контролировать действия ребёнка, и в то же время, заниматься своими делами.

Важные составляющие жизни ребёнка: отдых и питание

Что должен уметь делать ребёнок в девять месяцев – отнюдь не праздный вопрос, ведь от того, насколько успешно пройдёт развитие малыша до года, во многом, зависит его дальнейшая жизнь, неразрывно связанная с физическим здоровьем и умственными способностями. И большую роль в этом играет правильное питание и сон. Оптимальным решением для пап и мам является грамотно составленный режим дня, в котором каждому действию крохи отведено чётко обозначенное время.

Основными пунктами дневного режима остаётся:

  1. Сон, который составляет примерно 14 часов в сутки. Ночью малыш должен отдыхать не менее 9-10 часов, а днём ребёнка дважды укладывают в кровать на 2-2,5 часа. Нарушения нормального сна могут происходить из-за прорезывания зубов, поэтому детям потребуется приобрести специальные прорезыватели и детские обезболивающие сиропы и пастилки. Груднички ночью просыпаются, чаще всего, по привычке, но явление это временное.
  2. Кормление детей осуществляется 5 раз в день с промежутками в 3, 5-4 часа. Как и в 8 месяцев детям дают молоко утром и перед сном. В рационе малышей уже присутствует кефир, детский творожок, каши, приготовленные на молоке со сливочным маслом. Деткам ещё некоторое время будут запрещены такие продукты, как сахар, шоколад, конфеты, орехи, грибы и цитрусовые фрукты. В сутки ребёнок съедает 1-1,2 л пищи.
  3. Уличные прогулки составляют около 4-5 часов в день – гулять с ребёнком требуется утром и после обеда. Конечно, в летнее время и тёплые дни, с малышами, желательно, гулять больше – свежий воздух способствует хорошему аппетиту, более лёгкому засыпанию и крепкому сну. В зимнее время можно ограничиться менее продолжительными выходами на улицу, а в сильные морозы этого, вообще, лучше не делать. Независимо от времени года, малыша следует обезопасить от холода, ветра, дождя, насекомых и ультрафиолета.
  4. Уход за ребёнком девяти месяцев предусматривает гигиену в виде умываний, подмываний и купаний по вечерам, упражнения для улучшения кровообращения и укрепления мышц, ежедневный лёгкий массаж.

Развитие ребенка в 9 месяцев: видео

Малышу исполнилось 9 месяцев, а это значит, что он станет проявлять все больше самостоятельности, инициативы и будет сам принимать решения в своих играх. Задача родителей в это время — обеспечить независимость младенца и его безопасность.


Физиологические параметры в 9 месяцев

  1. В норме рост будет 71-73 см. Ничего страшного, если малыш не попадает в этот диапазон, это — средний показатель. Но если рост ребенка значительно меньше, то стоит обратиться с этим вопросом к педиатру.
  2. Вес мальчиков в 9 месяцев составит 9,3-9,9 кг, а вес девочек — 8,8-9,8 кг. С прошлого месяца прибавка будет составлять около 500-700 гр.
  3. Окружность головы — 45,3-46,3 см, груди — 46,7-47,9 см.
  4. Зубы. Уже начинают появляться верхние крайние резцы.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

  1. Понимать слова «нет» и «нельзя».
  2. Улавливать интонации, значения слов и понятий.
  3. Различать объем, вес, цвет, размеры и форму игрушек.
  4. Отзываться, если позвать его по имени.
  5. Запоминать названия разных вещей и смотреть в их сторону, если вы их называете.
  6. Если вы их спрячете, то он с интересом начнет их отыскивать.
  7. Теперь ему больше нравится возиться с игрушками, когда он сидит.
  8. Комплексные движения теперь не проблема для малыша — он с легкостью может собрать маленькие предметы двумя пальчиками (указательным и большим).
  9. Махать ручкой «пока-пока» или давать ее по просьбе.
  10. Если на пути его ползания окажется подушка или другой невысокий предмет, то малыш сможет залезть сверху.
  11. Делает первые попытки стоять самостоятельно, не опираясь на что-либо.
  12. Держась за перила кроватки, может переступать ножками, двигаясь бочком.

Чем хорош манеж?

Если ваш ребенок чрезмерно активен, а у вас много неотложных дел, в самый раз будет приобрести переносной манеж. В нем найдется место для малыша, чтобы ползать, да и вы всегда сможете приглядывать за своим чадом.

Манеж хорош тем, что не нужно покупать многочисленные заглушки на розетки, насадки на острые углы мебели. Тем более что не всегда в наших силах предсказать, где может таиться опасность.

Манеж должен быть легким, если вы хотите его переносить из комнаты в комнату. Кстати, в одном помещении вы сможете ставить его в разные места — так ребенок не заскучает от однообразия.

Прекрасным решением станет манеж, который можно сложить , если в нем нет необходимости.

Но, даже если малыш находится за «заборчиком», все равно нужен пристальный надзор за ним, так как ребенок может научиться передвигать манеж, куда ему заблагорассудится. А это уже может быть чревато негативными последствиями.


Распорядок дня

Сон

Малыш также продолжает спать ночью по 10 часов, дневной сон станет двухразовым — по 1,5-2 часа.Не бойтесь оставлять на ночь открытой форточку — если ребенок по-настоящему замерзнет, то он даст вам об этом знать. Если он крепко спит, значит, все нормально. А свежий воздух способствует лучшему кровообращению и хорошей работе мозга. Таким образом, малыш еще и закалится, и у него сформируется прекрасный иммунитет. Если ребенок раскрывается во время сна, то это может значить, что ему жарко. Но вот он проснулся и заплакал от холода, значит, переверните его спать на живот, тогда ему не так легко будет сбросить с себя одеяльце. До года матрас должен оставаться твердым, а подушку лучше не использовать.

Питание

Питание также остается пятиразовым — в 6:00, 10:00, 14:00, 18:00 и 22:00.

  1. Первое и последние кормления также составляет грудное молоко или молочная смесь по 200 мл.
  2. На второе кормление можно давать каши из различных круп, половинку желтка и фруктовый сок.
  3. В рацион уже входит мясной бульон с сухариком и мясное пюре на обед . Добавьте к этому овощное пюре и сок.
  4. На ужин полезно кормить малыша творогом, кефиром и фруктовым пюре. Так пища не будет очень тяжелой на ночь, и малыш будет хорошо засыпать. Общий объем пищи не должен составлять более литра или 1000 граммов в день.
  5. Последнее кормление в 22:00 не обязательно — если ребенок отказывается кушать, то не стоит проявлять насилия.

Каши не протирайте, просто хорошо их разварите. Это будет полезно для ребенка, так как научит его правильно жевать и проглатывать еду. Тем более что зубов у него стало больше, и с этой задачей он уже легко справится.

Мясные блюда смешивайте с овощными, если ребенок отказывается есть мясо в чистом виде. Консистенция у этого кушанья должна быть также крупитчатой, и она получится такой, если вы пропустите мясо дважды через мясорубку.

Свежий воздух

Не забывайте, как полезно для вашего малыша прогуливаться на свежем воздухе. По длительности такая прогулка может занимать 3-4 часа летом, а зимой — 2-3 часа. Старайтесь выводить свое чадо на улицу как можно чаще — до трех раз в день.

Не забывайте одевать ребенка в соответствии с погодой, и периодически проверяйте температуру его ступней под одеялком.

Купание

С девяти месяцев уже можно купать через день. Продолжительность водной процедуры остается 8-10 минут, а температуру воды можно немного снизить — до 35 С. Во время ополаскивания не забывайте о положительном эффекте закаливания, поливайте малыша водой с температурой 33 С. Не превращайте ванну для ребенка в испытание — купите ему резиновых уточек, наливайте в воду побольше пены для ванны, можно даже дуть в процессе мыльные пузыри. Позвольте ребенку наслаждаться процессом, играться и плескаться. Сделайте все, чтобы купание стало настоящей радостью.

Гимнастика

  1. Гимнастика должна быть ежедневным занятием для малыша. С 9 месяцев включите в нее несколько новых упражнений.
  2. Повороты туловища в положении сидя. Покажите ребенку его игрушку, а затем медленно отводите ее в сторону, так, чтобы ребенок начал скручиваться набок. Делайте это упражнение на каждую сторону по 4 раза.
  3. Берите малыша за руки и ходите с ним по комнате, будет достаточно трех подходов по минуте.
  4. Ребенок сидит в кроватке или манеже, поманите его игрушкой сверху, побуждая его встать, держась за перила. Повторите 3 раза.
  5. Если ваш малыш уже уверенно стоит на своих двоих, то можете попробовать поиграть с ним в мяч. Просто берете мячик в свои руки и подносите малышу с разных сторон так, чтобы он активно двигался и забирал у вас игрушку.


Игры и общение

Развитие мелкой моторики

В 9 месяцев малыш уже обладает «щипковым» захватом, то есть умеет брать предметы двумя и тремя пальцами. И как раз самое время, чтобы начать развивать мелкую моторику ребенка.

Начать можно с простых игр

Собрать орешки, горошинки или маленькие пуговички. Рассыпьте их на игровом коврике, и покажите ребенку, как их собирать и складывать в баночку или другую посуду. Лучше сидеть напротив малыша и внимательно наблюдать, чтобы мелкие предметы попадали куда надо, а не малютке в ротик.

Разрывание бумаги . Опять же, начните со своего примера, малышей часто очень воодушевляет такой вид дурачащегося взрослого. Это обычное на вид занятие научит ребенка более умело орудовать своими руками и пальчиками.

Перелистывание страниц в книге. Для малыша в 9 месяцев это занятие с простой книгой будет очень сложным, так что начать стоит с детских книжек, в которых картонные толстые страницы.

Рисование пальчиками. Купите специальные краски для рисования по телу, обязательно смотрите, чтобы они не были токсичными. Окуните пальцы малыша в разные краски и проведите ими по бумаге. Малыш тут же поймет, в чем толк и продолжит самостоятельно столь увлекательное занятие.

Срывание стикеров. Наклейте на шкаф в детской множество стикеров разных цветов. Научите малыша срывать их, ведь, чтобы захватить тонкий лист, ребенку придется изрядно постараться.

Перебирание бусинок . Дайте малышу поиграть с вашим украшением - перебирание маленьких жемчужинок благотворно скажется на развитии мелкой моторики.

Пирамидки. Купите малышу игру, суть которой заключается в выстраивании одного предмета на другой или вкладывания одного в другой. Такое занятие не только улучшит координацию движений ребенка, но и даст ему представление о разных формах и размерах предметов.

Формирование правильного произношения

Иногда родители допускают ошибку — они сюсюкают с малышом, мямлят. А когда ребенок произносит какое-то слово неправильно, то повторяют за ним. Этого нужно избегать.

Обязательно произносите слова четко и тщательно выговаривайте !

Если ребенок не выговаривает какое-то слово, то вам после каждой его ошибки нужно повторить это же слово с правильным произношением и ударением, иначе малыш запомнит неправильный вариант. А, как всем известно, переучивать намного труднее, чем обучать.

Запрещающие слова

Используйте возможность ребенка запоминать слова-запреты. Слово «нельзя» нужно говорить строго и предупреждающе.

Так же для обучения ребенка чистоте можно выделить подобное слово-запрет, например «фу-фу».

Полный не только забот и треволнений, но и радости познания, совместного счастья и неподдельного изумления по поводу новых умений любимого отпрыска.
Итак, чему учить ребенка в 9 месяцев ! С этого периода молниеносно уменьшается беспомощность карапуза и на первый план выходит самостоятельность. Идет становление личности…

Психология и физиология.

  • Если 9-ти месячные дети здоровы, и их ничего не беспокоит, то они могут бодрствовать до 4-х часов подряд, не уставая от своей интенсивной деятельности. Ночью же они обычно просыпаются 1 раз, чтобы перекусить.
  • Прибавка в весе составляет около 500 грамм, рост увеличится на 1,5 -2 см. вес малыша в пределах 9,3 — 10 кг.
  • Зрение малыша в этом возрасте почти соответствует взрослому, видит как далеко так и близко. движение рук и ног скоординированы.
  • Ребенок уже умеет отличать свое зеркальное отображение от другого детского изображения. Это говорит о том, что он с каждым днем все больше ощущает себя самостоятельной личностью.
  • Как раз в это время появляется самая которую он не отдаст никому и никогда еще очень долгое время. Эта трогательная привязанность необходима для того, чтобы перенести на нее часть той огромной любви, которая предназначается маме. И тем самым показать свою, пусть крошечную, но уже вполне реальную независимость от мамы, что и является предпосылкой будущей самостоятельности.
  • Ребёнок не сводит глаз с своих близких, запоминая их действия. Он может найти вещь, спрятанную на его глазах. Или добраться до места, где она лежит. Увидев на шее у мамы красивую цепочку, кроха потянется к ней, пытаясь зажать ее в кулачке. Или, заметив, как папа убирает в карман телефон, заберется к нему за желанной игрушкой.
  • развитие ребенка на 9 месяце жизни, формирует подражательную модель поведения и слежения за манипуляциями взрослых. Навыки ребенка в 9 месяцев заключаются в точном знании назначения всех предметов, как с ними обращаться и какому результату в итоге приведут его действия. Именно для этого он внимательнейшим образом и наблюдает за взрослыми, копируя их действия.

Навыки ребенка в 9 месяцев.

Развитие ребенка на 9 месяце жизни.

В 9 месяцев жизни малыш постоянно ползает. Он уверенно может встать на ноги из сидячего положения, и пойти вдоль мебели мелкими шажочками, держась за нее пухлыми ручками.

Основным критерием правильного физического развития ребенка на 9 месяце жизни является его умение садиться без посторонней помощи. Если такой навык отсутствует, надо срочно бежать по врачам. Это может быть следствием неврологического расстройства, приобретенного еще во времена пребывания в лоне матери.

Занятие лечебной физкультурой () поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.

Чему учить ребенка в 9 месяцев?

  • Подошло время - в ходу будут кубики, несложные конструкторы. Во время таких игр нужен особо тщательный присмотр за крохой, ведь он все тащит в рот и может подавиться мелкой деталью. Так что лучше пока мелкие игрушки оставить на потом.Развитие мелкой моторики имеет огромное значение не только в хорошей координации движений пальцев рук, которая естественно понадобится для письма, рисования и выполнения других необходимых действий, но и для общего развития.
  • В этот период матушка-природа начинает подготавливать кроху к вставанию на ноги. И здесь огромную роль играет как физическая, так и психологическая подготовленность - ведь ему придется сочетать столько мелких движений, чтобы принять такое необычное вертикальное положение. Тут главное не подгонять события, не паниковать, если навык еще не отработан достаточно хорошо - всему свой черед.
  • В это время детей захватывают заводные и музыкальные игрушки, ребенок будет сам пытаться их включать, поэтому выбирайте их с большими ключами и кнопками. Так же привлекают всевозможные замочки, задвижки и шпингалеты, которые можно прикрепить к одной доске или купить готовую игру с такими элементами.
  • При формировании правильного распорядка дня своему малышу, учитывайте темперамент ребенка его особенности и тогда такой режим поможет физическому и психологическому развитию малыша.
  • Для развития речевых навыков ребенка в 9 месяцев, озвучивайте все, что делает ребенок, Например: » Идем умываться», «Включаем водичку», «Моем ручки» и так далее. В этом случае малыш пополняет свой словарный запас, учится как правильно произносить слова, узнает название новых предметов и действий.
  • Как и с процессом овладения речевыми н авыками , которые невозможны без речевого общения, так без опыта восприятия музыкальных произведений, ребенок не научится любить и понимать музыку. Ранние музыкальные способности наблюдаются у детей, получивших яркие музыкальные впечатления в раннем возрасте. Для родителей не составит труда каждый день что-то напевать, петь и прочее. И малыш вскоре сам вступит в эту игру и подхватит песню или мотив. Лучше всего, если дом наполнится и классическим репертуаром, и мультяшными песенками.

Навыки ребенка в 9 месяцев.

Ребенку по-прежнему нравится издавать различные звуки, подражая разговору взрослых. В его лепетании уже слышатся имитация предложений, различные интонации, разнообразие сочетаемых звуков.

К 9 месяцам ребенок может показать как разговаривают те или иные животные. Например показывая на собачку или киску он говорит:»Ав-ав» и «Мяу-мяу» соответственно.

Питание

В 9 месяцев жизни ребенку пора начинать есть рыбу. С этого времени рацион малыша начинает напоминать «взрослый» стол. Ему становятся доступны овощи, фрукты, крупы, мясо и рыба. За сутки кроха должен принимать пищу не менее 5 раз с интервалом в 4 часа.
Родители подчас удивляются - как карапуз узнает, что пьется, что жуется, а что с особым старанием грызется. Чтобы закрепить жевательные навыки, к овощам и фруктом добавляются кусочки мякоти. В крупяные каши можно класть измельчённые бананы или персики.

К девяти месяцам ваш ребенок поменялся кардинально. Это уже не тот неповоротливый толстячок, которым он был недавно. Теперь малыш подвижен, любопытен и много времени проводит на полу. Мамины руки все чаще остаются свободными, теперь ей достаточно временами просто держать малыша у себя на виду, при этом полноценно общаясь с ним. Развитие ребенка в 9 месяцев большей частью направлено на совершенствование костного и мышечного аппарата. Начало третьего триместра – это время физической и психологической подготовки детского организма к прямохождению.

Что нового в физическом развитии?

В связи с повышением двигательной активности ребенок в 9 месяцев начинает набирать меньше, чем раньше. За девятый месяц малыш может прибавить от 300 до 550 г и вырасти на 1 – 2 см. К концу месяца дети имеют вес 8.5 – 9.5 кг (± 1 кг), рост 69.5 – 72.5 см (±3 см).

Что умеет малыш в 9 месяцев?

  1. Малыш в девять месяцев сам садится и может без труда просидеть до 10 минут. Из положения сидя умеет дотянуться и взять игрушку.
  2. Самостоятельно встает у опоры, может сделать несколько маленьких шажков, идет за стулом (держась за спинку стула, двигает его и идет за ним). может пробыть не уставая до 10 минут, подпрыгивает и приседает в них.
  3. Кроха пытается ползать. Встать на четвереньки малышу еще сложно, а вот по-пластунски могут ползать уже многие дети. Но если у крохи это не получается пока, не стоит переживать, .
  4. Ребенок в 9 месяцев все чаще использует щипковое хватание – берет предмет двумя или тремя пальчиками, может подбирать даже крошки. Активно развивается мелкая моторика малыша, он сует свои пальчики, куда только можно, все пытается потрогать. Умеет рвать на клочки бумагу.
  5. Малыш уверенно держит в руках предметы: кусочки пищи, чашку, но разжать пальчики ему пока трудно, поэтому если кроха за что-то схватился, то забрать у него это крайне сложно. Если вы попытаетесь отнять у ребенка какой-то предмет, то он оттолкнет вашу руку и отвернется.
  6. У ребенка в 9 месяцев продолжают или начинают расти зубки со всеми сопутствующими этому явлениями (капризность, слюнотечение, температура 37 0 С). Не переживайте, если зубов пока нет, в норме они могут появиться позже и вырасти сразу несколько.

Что нового в психическом развитии?

  1. Речь малыша в девять месяцев продолжает развиваться быстрыми темпами: он постоянно повторяет слоги, начинает связывать их в короткие слова (папа, мама, баба) и ассоциирует их с объектами. Ребенок меняет интонацию во время «разговора».
  2. Знает свое имя, отвечает на него комплексом оживления: поворачивает голову, улыбается.
  3. Эмоции ребенка в 9 месяцев становятся определенными: он радуется или смеется, когда его смешат, не скрывает обиду и гнев, когда злится.
  4. Показывает пальчиком не только на те предметы, которые хотел бы достать, а и туда, куда хотел бы забраться: просит открыть шкафчик, холодильник, достать что-то из кармана.
  5. Понимает простые просьбы: «возьми это», «иди сюда». Начинает осваивать жесты: кивает головой – «нет» или «да».
  6. Ребенок помогает одевать себя: просовывает в рукава ручки, тянет ногу в штанину. Сам может снять шапку. Держит чашку двумя руками, ест пальцами.
  7. Играя в прятки, понимает где вы, даже если вас не видно. Может найти по голосу или шороху.
  8. Чаще всего игрушки пока использует не по назначению: любит ударять одной о другую, вкладывать друг в друга, кидать и смотреть, как падает.

Тест на развитие малыша в 9 месяцев.

  • Малыш должен уметь сидеть без опоры, пытаться вставать, пробовать ползти за игрушкой, держать чашку в двух руках, хватать двумя пальчиками.
  • Лежа на животике должен тянуться за игрушкой и пытаться ползти.
  • В положении сидя ребенок должен уметь повернуться и взять предмет сбоку или чуть сзади.
  • Малыш подражает вашим жестам и действиям: покажите, как нужно барабанить палочками, ребенок должен суметь повторить.
  • Когда вы пытаетесь отнять игрушку, малыш должен уметь препятствовать этому: крепко держать, перетягивать на себя.
  • В речи ребенка обязательно должны присутствовать повторяющиеся слоги.
  • Малыш должен различать близких и чужих, реагировать на свое имя.

Отсутствие каких-либо из вышеперечисленных навыков должно насторожить вас. Обязательно посоветуйтесь по этому поводу с детским врачом.

Как кормить малыша в 9 месяцев?

Продолжайте кормить грудью или смесью и вводить в прикорм новые продукты.

Грудное молоко (смесь) должны составлять 1\4 суточного рациона ребенка в 9 месяцев. Если вы начали в 6 месяцев, то у вас заменены три грудных кормления и в питании малыша присутствуют все основные продукты:

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

овощные 150 -180 г и фруктовые пюре 50 — 80 г, каши до 180 г, мясо 50 г, желток 1\2 два раза в неделю, кефир и творожок 30 – 40 г, сухарик и пшеничный хлеб по 5 г, масло растительное и сливочное по 5 г, сок (фруктовый или овощной) до 80 г. Творожок можно давать с кефиром в вечернее кормление. На девятом месяце начинайте вводить рыбу нежирных сортов около 50 г, раз в неделю, а также мясные фрикадельки, сваренные на пару. Пюре можно делать теперь из нескольких овощей с добавлением зелени. Каши могут быть из смеси злаков, в том числе глютеновые (овсяная, пшеничная), при хорошей переносимости. Манную кашу лучше не давать до 1 года, так как она трудна для переваривания.

Режим – сон и бодрствование

Малыш спит 2 раза днем по 2 часа, а ночью — до 10 часов. К этому возрасту может несколько поменяться режим дневного сна: поскольку ночью кроха стал спать дольше и позже просыпаться, то дневной сон может несколько сдвинуться. Но многие малыши продолжают спать и играть в том же режиме.

Груднички так же просыпаются по ночам и просят грудь, но не из чувства голода, а из-за психологической потребности в близости к матери. Скорее всего, так будет, пока вы .

В таком возрасте у младенцев бывают со сном проблемы. Связано это с тем, что малыши могут уже намеренно растягивать время бодрствования, как им захочется. Они начинают понимать, что есть день, а есть ночь, и ночью все спят, а днем играют. Поэтому приучайте ребенка к режиму, следите, чтобы он не переутомлялся играми.

Как помочь малышу развиваться?

Даже если вам тяжело, продолжайте носить ребенка на руках. До того, как малыш пойдет, это необходимо для правильного психического развития.

Продолжайте развивать речь: разговаривайте с малышом, читайте книжки с картинками. Отдавайте предпочтение маленьким стишкам и потешкам, в которых повторяются слова. Обсуждайте с ребенком картинку, попросите найти на ней что-то и показать пальчиком. Используйте тематические карточки с картинками. Прилагайте все усилия, чтобы малыш научился ползать.

  • Сделайте из одеяла валик и просуньте его под грудью ребенка. Приподнимая малыша за концы одеяла, помогайте ему доползти до игрушки.
  • Когда ребенок пытается ползать, создавайте у его ножек опору то для одной ножки, то для другой. Так он быстрее освоит технику перекрестного ползания.
  • Если у малыша уже получается ползать, купите ему домик с тоннелем. Ребенок наверняка будет в восторге, переползая из домика в тоннель и обратно, и находя там разные сюрпризы. Можно сделать тоннель самим из картонных коробок.
  • Покажите малышу как построить башню из кубиков или сложить пирамидку. И хотя малыш сам еще не сможет это повторить, но ему будет очень интересно наблюдать, как это делаете вы. Возможно, он попытается поставить один кубик на другой или надеть колечко на палочку – это тоже шаг к новому. Позвольте крохе разрушить башню, которую вы построили и сделайте еще одну – пусть ломает. В этом возрасте малышам нравится наблюдать, как что-то падает, рассыпается. Попросите его сложить кубики в коробочку, после того как башня разлетелась.
  • Пора познакомиться с туалетной бумагой! Покажите крохе как она разматывается. Малыш с удовольствием начнет комкать, рвать и раскидывать бумажки – хорошая разминка для пальчиков. Так же можно кусочек скотча прилепить к детской ладошке, малышу буде весело отрывать его от себя.
  • Даже если у вас мальчик, купите ему куклу. Чем больше игрушка будет походить на настоящего ребенка, тем лучше. Посадите пупса напротив вашего малыша и покажите, где носик, глазки, ротик и все остальное. Потом попросите ребенка показать, где и что у куклы, а где у него.
  • Продолжайте играть в ванной: покажите малышу как перелить водичку из одного стакана в другой.
  • Насыпьте в миску крупу и закопайте в ней маленькие игрушки. Предложите ребенку рукой отыскать их в крупе.
  • Заведите для малыша сундучок с маленькими предметами из разных материалов, туда можно положить: кусок линолеума, лоскутки разных тканей (шелк, фланель, шерсть), картонка, пробка от бутылки, губка, в общем все, что безопасно. Пусть малыш познает тактильные ощущения.
  • Продолжайте играть в «Ладушки», включайте детские песенки или веселую музыку, хлопайте вместе в ладоши под нее.
  • В 9 месяцев ребенок может ползать и сидеть, поэтому можно усложнить многие упражнения для него, ввести в занятия гимнастические снаряды: мячик, деревянная палочка, пластмассовые кольца.

Для ребенка на девятом месяце очень важно общение в игре..html >>>

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Учим названия частей тела

Игра 1. «Кто в зеркале?»

Осознание самого себя – длительный процесс, но именно в 9 месяцев малыш начинает догадываться, что девочка или мальчик в зеркале является его отражением. Игры с зеркалом позволяют не только получить представление о своём внешнем облике, но и выучить название частей лица и тела.

Вам понадобятся

Зеркало большого размера (висящее в ванной или в прихожей), новая шапка, обруч для волос или разноцветный бумажный колпак, которые легко надеваются и снимаются.

План игры

1. Возьмите ребёнка на руки и встаньте с ним перед зеркалом или сядьте на стул посадив малыша на колени. Расположитесь таким образом, чтобы было видно не только отражение ребёнка, но и ваше собственное. 2. Наденьте на ребёнка шапку, которую он раньше никогда не видел, и дайте ему полюбоваться на себя в зеркало. 3. Попросите малыша показать, где шапка, где его голова, где глаза, брови, нос и т. д. 4. Наденьте шапку на себя и попросите малыша показать, где у вас находятся различные части лица. Обращайте внимание ребёнка на то, что всё, что он показывает, видно в зеркале! 5. Повторите то же самое с колпаком и с обручем для волос.

Родителям на заметку

1. Обратите внимание на то, что ребёнку больше всего нравится надевать на голову, и в дальнейшем играйте именно с этим предметом. 2. Старайтесь не вводить ребёнка в заблуждение фразами вроде: «Помаши ручкой девочке/мальчику!». Наоборот, чаще повторяйте малышу, что это он отражается в зеркале! Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш теперь многое умеет и готов с утра до вечера энергично исследовать окружающий мир. Девятимесячные мальчики весят 8,0-9,9 кг при росте 69,7-74,2 см, соответствующие показатели для девочек: 7,3-9,4 кг и 67,7-72,6 см*.

Большинство детей этого возраста активно ползают, опираясь на ладошки и коленки. Есть малыши, которые передвигаются, используя «пятую точку»: отталкиваясь одной ножкой, они как бы подпрыгивают на попе в нужном направлении. Некоторые дети перемещаются с места на места на четвереньках, но с выпрямленными коленками. Ребенок владеет своим телом все более уверено и уже умеет менять позу во время движения.

Девятимесячный малыш успешно учится выражать свои эмоции и желания с помощью мимики и осмысленных жестов. Он может, например, помахать рукой на прощание или попроситься на ручки, а также продемонстрировать свое неудовольствие по поводу предложенной еды или игрушки. Память у ребенка становится более долгосрочной. Теперь он может повторять действия, которые видел неделю назад: например, примерять перед зеркалом шляпу так же, как это делала мама в прошлую пятницу.

Дети не только запоминают и различают предметы, но и узнают их предназначение. Малыш не будет изучать чашку, как раньше, внимательно ощупывая ее и пробуя на вкус. Он сразу попытается поднести ее ко рту, чтобы попить.

Ребенок придумывает различные игры, чтобы убедиться в «постоянстве» предметов: например, кладет игрушку в ведерко и сразу его опрокидывает, чтобы увидеть игрушку снова и удостовериться, что она не пропала. Таким способом малыш осознает, что предметы не исчезают, когда их не видно.

Наблюдая за развитием разных детей, можно выделить некоторые общие закономерности: сначала малыш встанет - и только потом пойдет; сначала научится «загребать» рукой предметы - а потом уже хватать их, используя большой и указательный палец, и перекладывать из одной руки в другую. Однако в какой области ребенок будет развиваться быстрее, зависит от его индивидуальных особенностей и способностей. Одни дети усиленно тренируют ножки, чтобы скорее встать, другие сосредоточены на ручках - им все время хочется что-нибудь взять, повернуть и пощупать. Внимательные родители почти всегда смогут определить, что малыш начнет делать раньше: ходить, говорить или уверенно манипулировать предметами.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Дети продолжают изучать реакции взрослых на свои поступки. Если малыш бросил ложку на пол, он вовсе не стремится быть непослушным: он хочет узнать, какое действие мамы за этим последует. Таким способом ребенок накапливает информацию о причинно-следственных связях. Скорее всего, ребенок еще не раз бросит ложку на пол, чтобы проверить, останется ли мамина реакция прежней.

У малыша появились любимые игрушки. Отнеситесь серьезно к детской привязанности к плюшевому мишке: попытка на время разлучить кроху с любимцем, отправив игрушку в стирку, может стать причиной настоящей истерики. Чтобы избежать подобной ситуации, заведите «двойника», которым хотя бы на время можно будет заменить любимого мишку.

Малыш понимает многие слова и начинает соотносить звучание слова с его значением. Ваш кроха будет уверенно переводить взгляд с одного родителя на другого, «отвечая» на вопросы: «Где же твоя мама?» или «Где папа?». Просьба мамы: «Дай, пожалуйста, чашку!» - будет с радостью выполнена, особенно если в этот момент ребенок смотрит на чашку, а мама протягивает открытую ладонь, куда ее можно положить. Если у крохи все получилось правильно, он с удовольствием будет участвовать в этой «игре» снова и снова.

В девять месяцев дети охотно играют в игры, основанные на принципе «туда – обратно». Малыш может посвятить много времени попыткам снять с папы очки, подождет, пока папа водрузит их обратно себе на нос, и снова будет пытаться их снять. Одним из вариантов такой игры является «разговор по телефону»: ребенок с мамой передают друг другу один «телефон» и по очереди в него что-нибудь говорят.

Для девятимесячного малыша весь мир - одна большая интересная игра, где все надо исследовать и попробовать. Любая вещь может стать участником веселой забавы - от старой перчатки до кастрюли, которую ребенок научился самостоятельно вытаскивать из шкафа. Обязательно хвалите ребенка за его достижения, фантазию и сообразительность.

Питание

В ежедневный рацион девятимесячного ребенка должны входить следующие продукты: 400-500 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси в случае невозможности грудного вскармливания), 170-200 г овощей, 170-200 г каши, 60-80 г фруктов, 60-70 г сока, 60-70 г мяса, 40 г молочных продуктов.

У малыша уже достаточно разнообразное меню, но не забывайте основные правила введения прикорма: добавлять новые продукты можно только, когда ребенок здоров; нельзя вводить новый прикорм или добавку за неделю до и после прививок; нельзя вводить несколько продуктов одновременно; начинать прикорм новым продуктом нужно с небольших порций, увеличивая их постепенно.

Пока малышам лучше готовить еду в виде пюре, но небольшие мягкие кусочки фруктов в каше на завтрак помогут крохе научиться пережевывать пищу. Процесс жевания важен для правильного развития речи.

Внимательно следите за реакцией ребенка на прикорм и не забывайте, что идеальной пищей для грудного малыша по-прежнему остается материнское молоко.

Многие дети в этом возрасте пробуют есть самостоятельно. Поддержите малыша: дайте ему возможность самому управляться с едой - сначала руками, а потом и ложкой. Посадите рядом с крохой плюшевого мишку и сделайте вид, что кормите игрушку. Ребенок обязательно захочет покормить своего друга вместе с вами и попытается как можно точнее повторить ваши действия.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Ваш ребенок превратился в маленького непоседу, которому категорически не нравятся любые дела, отвлекающие его от активного исследования окружающего мира. Смена подгузника, умывание, переодевание и даже кормление теперь представляют для мамы весьма непростую задачу.

Для начала, малыша нужно «поймать» и удержать на одном месте. Превратите это в веселую игру. «Страшным» голосом говорите: «Сейчас я тебя поймаю!» - и, ухватив уползающего ребенка за ножки, радостно восклицайте: «Попался!». Скоро довольный и утомленный игрой кроха успокоится, а мама сможет не торопясь сделать все необходимые дела.

Чтобы заинтересовать ребенка, дайте ему возможность «самостоятельно» совершать необходимые процедуры. Покажите ему, как использовать мягкую губку для мытья и пушистое полотенце для вытирания, учите кроху надевать носочки и держать в руках ложку. Хвалите малыша за старание, даже если купание затянулось, а на кухне придется провести незапланированную уборку.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

В этом возрасте ребенок уже не только реагирует на интонацию, но и понимает многие слова и фразы. Детям очень нравится «беседовать» с взрослыми. Всегда отвечайте на попытки «поговорить» с вами, чтобы кроха лучше освоил правила ведения диалога. Читайте с малышом книжки с картинками и подражайте звукам, которые связаны с изображенными животными или предметами. Посадите ребенка к себе на колени, чтобы у него была возможность не только внимательно рассмотреть каждый рисунок, но и понаблюдать за маминым выражением лица и потрогать пальчиками ее губы, когда она читает.

Развивайте логическое мышление малыша с помощью игры в «перевертыши». Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их «вверх ногами». Понаблюдайте, исправит ли ребенок неправильное положение вещей, или оставит мишку стоять на голове, а чашку – кверху дном.

Соберите набор «для осязания»: положите в коробку куски разных на ощупь тканей, губку для мытья посуды, кусочек линолеума, деревянный кубик и т.д. Малыш будет с интересом вынимать эти предметы из коробки и складывать их обратно, учась различать материалы «на ощупь».

Вытаскивать предметы из ящика или коробки – одно из любимых занятий вашего крохи. Усложните ему задачу: положите в коробку три разных предмета, которыми ваш ребенок пользуется каждый день, затем попросите его дать вам один из предметов - например, ложку или мячик. Обязательно похвалите ребенка, если он правильно выполнил вашу просьбу.

Пирамидка также остается одной из любимых игрушек малыша. Пока крохе еще рано «правильно» собирать ее, но сам процесс нанизывания колец на стержень для него необыкновенно увлекателен. Можно усложнить игру и покачивать пирамидку, когда ребенок пытается надеть очередное кольцо.

Игрушки с кнопками, а также игрушки для сортировки и строительства помогают развивать мелкую моторику и внимание малыша. Используйте их для объяснения малышу понятий формы, размера и цвета.

Используйте мячик или игрушки на колесах, чтобы помочь ребенку активнее ползать и передвигаться. Играя с малышом, лучше использовать мягкий мячик, который легко ухватить и пощупать. В мячик можно играть не только вдвоем, но и всей семьей: перекатывайте его друг к другу, подбрасывайте, сопровождая каждое действие считалочкой или называнием участников игры по именам.

Сон

В этом возрасте дети тратят много энергии на активные игры и изучение новых предметов и явлений. Для гармоничного развития и полноценного отдыха им требуется не менее 15 часов сна*.

Даже самым самостоятельным малышам, чтобы почувствовать себя в безопасности и скорее уснуть, по-прежнему необходимы нежные объятия мамы и папы. Попробуйте медленно покружиться с малышом на руках под тихую спокойную мелодию перед тем, как уложить его спать. Это поможет малышу расслабиться.

У многих девятимесячных детей есть любимый предмет, без которого они отказываются засыпать. Это может быть плюшевая игрушка, одеяло или папина фланелевая рубашка - главное, чтобы предмет был мягким, обладал своим привычным запахом, и чтобы с ним можно было спать в обнимку. Кроха начинает привязываться к «обнимашке» в возрасте шести месяцев. С этой особенной игрушкой или вещью у малыша связаны чувства комфорта и безопасности. Родителям придется следить, чтобы с «обнимашкой» ничего не случилось: иначе настроение и сон ребенка будут испорчены на несколько дней. Постарайтесь заранее приготовить второй такой же или очень похожий предмет на замену, чтобы помочь малышу пережить возможную потерю.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

С ростом детской активности родителям приходится задумываться о дополнительных мерах безопасности.

Посмотрите на свой дом глазами ребенка: вам может показаться, что тостер или электрический чайник стоят высоко, и малыш не сможет до них дотянуться, но он легко может дернуть за провод и опрокинуть на себя тяжелый предмет.

«Нет!» и «Нельзя!» - слова, которые девятимесячный малыш хорошо понимает, но не обращает на них особого внимания. Тем не менее, их уже можно и нужно применять, если ребенок тянется к розетке или электроприборам. Скажите твердое «Нет!», преградите доступ к опасному предмету и переключите внимание малыша другое занятие. Предоставьте ребенку безопасную возможность удовлетворить свое любопытство: не запирайте нижние ящики шкафов и оставьте в них вещи, которые не принесут ему вреда. Со временем ребенок поймет, что некоторые предметы и поступки - под запретом, и научится отличать опасные предметы.

Не оставляйте ребенка без присмотра на стуле или детском кресле, если они не снабжены ремнями безопасности или не достаточно устойчивы.