Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей. Как наказать ребенка за непослушание

Приучить ребенка к дисциплине - задача не из легких, особенно если у вас своенравные или взрослые дети. Дисциплина не только учит детей различать, какое поведение приемлемо, а какое нет, помимо этого сам способ обучения детей дисциплине учит их реагировать на различные ситуации по-взрослому. Если вы реагируете на плохое поведение детей путем рационального обсуждения проблемы и поиска ее решения, то они научатся поступать так же, ведь дети в этом случае будут учиться на вашем примере, а не на словах. Большинство экспертов сходятся во мнении, что обучение детей дисциплине это по большей части обеспечение их безопасности и выражение любви.

Шаги

Часть 1

Как научить ребенка осознавать свое плохое поведение

    Умейте говорить "нет" вашему ребенку. Действуйте, как только ребенок начнет вести себя плохо, сделав акцент на неприемлемости его поведения. Очень важно объяснить ребенку, почему его поведение не приемлемо, чтобы он понял, за что ему сделали замечание. Это научит его осознавать последствия своих действий.

    Отвлеките ребенка от ситуации. Если ребенок устраивает сцены, злится, расстраивается или балуется, отвлеките его от данной ситуации. Найдите безопасное пространство для обсуждения его эмоций или действий и поговорите с ним о том, как он может исправиться в будущем. Помните, что дети не всегда знают, как правильно себя выразить, и наказание зачастую не лучший способ научить их этому.

    • Дайте ребенку понять, что вы всегда поддержите его.
    • Скажите ребенку, что любите его.
    • Успокойте его, дав тем самым понять, что вы понимаете.
    • Маленькие дети больше всего реагируют на объятия и физическую близость в конфликтной ситуации, что помогает им почувствовать себя в безопасности и ощутить материнскую любовь.
    • Дети постарше начинают отвергать родительскую заботу и вряд ли захотят, чтобы вы их обнимали, но вы можете просто сказать вашему ребенку, что всегда поддержите его, и научите его успокаиваться самостоятельно. Это включает глубокое дыхание, счет, отвлечение, успокаивающая музыка и техники визуализации.
  1. Обращайтесь с ребенком как начальник с подчиненным. Дети часто бывают непослушными, если уверены, что им это сойдет с рук. Найдите слова, которые будут напоминать ребенку, что вы в доме хозяин. Повторяйте эти слова, если ребенок балуется. Будьте верны своим собственным решениям, иначе ребенок будет думать, что именно он контролирует ситуацию. Помните, что вы родитель, а не друг, и ваша работа не обязана нравиться, но должна быть направлена на обеспечение безопасности и поддержание здоровья ребенка, и вы должны стремиться научить его порядочности и ответственности.

    • Чтобы установить контроль, попробуйте употреблять такие фразы как ”я мать” или ”я здесь хозяйка”.
    • Отстаивайте свою позицию, и не важно, какую истерику закатывает ребенок. Не поддавайтесь на провокации, если он пытается манипулировать вами (к примеру, задерживая дыхание).
    • Со старшими детьми сложнее. Поощряйте ребенка к участию в обсуждении решений, влияющих на его жизнь, и рассказывайте ему, как то или иное поведение повлияет на него. Помните, что в конечном итоге решение за вами, но будьте готовы объяснить, как вы дошли до этого, чтобы он понял весь процесс принятия решений.

    Часть 2

    Как положительно подкрепить хорошее поведение
    1. Хвалите ребенка. Порой дети устраивают сцены, потому что знают, что на них в этом случае обратят внимание, поэтому давайте оценку и хвалите его хорошее поведение, вместо того чтобы реагировать только на плохое поведение. Это развивает самоуважение, укрепляет намерение вести себя хорошо и отбивает охоту устраивать сцены. Сконцентрируйтесь на ваших чувствах и на позитивном влиянии поведения ребенка на вас обоих. Тогда он поймет, что хорошее поведение само по себе награда.

      Награждайте ребенка за хорошее поведение. Подарите ребенку что-то незначительное за то, что он слушался, послушно играл, выполнял работу по дому или просто вел себя хорошо. Предоставление привилегий также может послужить хорошей наградой, но не используйте в качестве поощрения еду, так как это может привести к нездоровым привычкам в питании в будущем. Не подкупайте ребенка наградой заранее ради того, чтобы он вел себя лучше.

      Разрешите вашему ребенку принимать некоторые решения. Дети часто устраивают сцены, потому что чувствуют, что не имеют контроля над ситуацией. Дайте ребенку возможность принимать незначительные решения, и он почувствует большую власть над ситуацией, и не будет устраивать сцен.

      • Если ребенок еще мал, разрешите ему выбрать между чтением книги и раскрашиванием до обеда или времени отхода ко сну.
      • Разрешите ему выбирать самому себе одежду.
      • Дайте ему выбрать, с какими игрушками он хочет играть в ванной.
      • Спросите его, какой вид бутерброда он предпочитает на полдник.
      • По мере взросления решения будут становиться более важными. Разрешите ребенку выбрать, какие занятия ему посещать, если школа позволяет сделать такой выбор, или же разрешите ему решить, каким видом спорта или другими видами деятельности он хочет заниматься после школы.

      Часть 3

      Как объяснить ребенку последствия плохого поведения
      1. Объясните ваши ожидания и последствия. Ребенок должен точно знать, что от него ожидают, и что случится, если он нарушит правила. Примите дисциплинарные меры, если это необходимо. Старайтесь не пускать в ход лишних и безосновательных угроз, так как для ребенка это верный признак того, что вы не будете его наказывать. Однажды узнав, что можно избежать наказания, ребенок продолжит раздвигать границы. Научите его осознавать последствия своих действий логическим путем. Соотносите его поведение с последствиями, сказав что-то вроде:

        Дайте ребенку возможность учиться на своих ошибках. У всех действий есть естественные последствия, и такие институты, как школа, церковь и общество ожидают от ребенка различных манер поведения. Иногда ребенку нужно понять, что не только дома на его поведение налагаются правила. Это может быть сложно, но иногда важно дать ребенку проиграть, чтобы он получил жизненный урок.

Воспитание ребенка по мнению детских психологов - процесс ежедневный и сложный, и его успех зависит, прежде всего, от последовательных целенаправленных действий взрослых. Но как бы вы не старались с младенчества прививать малышу правила и нормы поведения, рано или поздно наступит момент, когда ребенок сделает что-нибудь такое, за что должно последовать наказание .

Как наказать ребенка правильно, чтобы он вынес урок и в будущем не совершал неправильных поступков? Как объяснить другим членам семьи, что это не ваше плохое настроение или прихоть, а один из обязательных пунктов становления и формирования характера вашего малыша?

Как наказать ребенка за непослушание?

Прежде всего, определим один очень важный запрет в процессе воспитания – наказывать физически детей категорически нельзя! Чтобы не сделал малыш, применять силу к нему недопустимо! Даже если дети становятся на тропу упрямства, намеренно делая наоборот и всем видам показывая вам, что ваши уговоры ничего не значат для них, правильно наказать ребенка – это найти те слова или действия, которые, в конце концов, смогут на него повлиять.

Пресечь неправильные действия и поступки необходимо сразу же, как только вы это заметили. Однако, применяя наказание, вы должны быть абсолютно уверенны в том, что плохой поступок совершил именно ребенок, и ваши действия правомерны, а затем уже выбрать способ, как наказать ребенка.

Бывают случаи, что малыш начинает капризничать по причине недомогания, голода или жажды. Часто дети после болезни ослаблены и ведут себя упрямо, потому, что во время приема пищи уже хотят спать, а во время сна бодрствовать. Как наказывать ребенка так, чтобы не ошибиться, приняв внезапное изменение режима дня за своенравный характер? Лучше всего выяснить это, спросив у самого ребенка, объяснив ему, что хныча и капризничая, он расстраивает родителей.

Например, выбирая, как наказать ребенка за вранье, выясните – действительно ли это было обманом, или малыш в процессе игры просто нафантазировал что-то не особо задумываясь над этим.

С какого возраста можно наказывать ребенка?

Наказание в возрасте до 2-2,5 лет не несет никого смысла. Ребенок, скорее всего, поймет лишь одно – родители перестали любить его, и не разрешают играть в обычные игры. В этот промежуток взросления малыш понимает, что его игрушка сломана, а постель испачкана карандашами или красками, но его мышление еще не достаточно развито для того, чтобы связать вместе от чего это получилось и кто в этом виноват. Поэтому, гораздо проще не наказывать ребенка в 2 года, а планомерно объяснять ему как обходиться с вещами и предметами, почему тарелка может разбиться, а машинка может лишиться колесиков.

Можно ли наказывать ребенка в 2 годика? Нет, скорее просто пожурить и собственным примером показать, какие поступки могут порадовать близких людей, а какие огорчить.

Умение управлять собственными поступками и поведением приходит к малышу в 2,5-3 года. Но и в этом возрасте наказывать непослушного ребенка нужно правильно. Прежде всего, не кричите, старайтесь рассказать малышу, что он не прав строго, но спокойно. Пройдет еще пол года или год, и кроха начнет отличать хорошие поступки от плохих. Однако боясь вашего гнева, скорее всего, не расскажет сам, что именно он натворил.

В трехлетнем возрасте ребенок начинает чувствовать независимость и очень часто идет наперекор своим родителям не потому, что чувствует правоту, а потому, что старается показать, насколько сильно он уже может сопротивляться. Как наказывать ребенка в три года, если он начал показывать свое «я» и стоять на своем во что бы то ни стало?

Выбирая, как правильно наказывать ребенка в 3 года нужно учитывать и то, насколько вы сами можете управлять в данную минуту своими эмоциями, умеете ли выслушать малыша, уделить время для разговора и детального разбора его поступка. Ведь, как известно, этот возраст славится своим «Почему?», и может быть, вызвав интерес у крохи, вы сможете раз и навсегда остановить порчу обоев в прихожей или «игру за хвостик» с котенком.

В возрасте от 3 лет и старше причин непослушания может быть несколько, и как наказать ребенка в 4 года и старше, зависит именно от того, почему он поступил неправильно:

  • Малыш самоутверждается;
  • Кроха испытывает недостаток вашего внимания и старается обратить его на себя;
  • Взрослый обещал что-то и не сделал, и теперь ребенок старается изо всех сил «насолить» взрослому обидчику;
  • Малыш потерял веру в себя, слыша каждый раз какой он «недотепа», «не аккуратный» и «не умелый», и решил подтвердить мнение родителей.

Выбирая наказание, помните, что вслед за ним обязательно последует прощение, а значит – вы никогда не должны напоминать малышу о случившемся.

Можно ли наказывать детей, применяя силу?

Главное – правильно выбрать, как наказать ребенка за плохое поведение. Если ваша цель – разъяснить малышу, в чем его вина и в дальнейшем не допустить подобного, необходим конструктивный спокойный разговор, с акцентом на тех действиях, которые вас расстроили.

Как бы ни провинился кроха, ни в коем случае не бейте его, и уж тем более не наказывайте ребенка ремнем. Помните, что это только кратковременное решение вопроса, которое чаще всего вызывает у малыша обиду на вас. Когда эмоции утихнут – у вас возникнет колоссальное чувство вины и жалости к крохе. Поверьте, если наказание влечет за собой такие чувства, то оно того не стоит.

Кроме того, старинная поговорка «не поротый сын – бесчестье отцу» канула в лету. Наказание детей в старину было обусловлено стремлением старшего в семье подчинить себе младшего, быстро и безоговорочно. А связано это было с тем, что детей в семьях было много, а особого времени на воспитание у родителей никогда не было. Розгами быстро ставился на место провинившийся, а заодно и все остальные получали наглядный пример. Современные методы воспитания приветствую более лояльные подходы и методы наказания.

И конечно, выбирая малышу наказание, не забудьте хорошо взвесить причину плохого поведения. Излишняя агрессия или подвижность, намеренная и целенаправленная порча имущества может послужить поводом обратиться к детскому психологу или невропатологу.

Доктор Комаровский: непослушный ребенок

16:25 13.11.2015

Воспитать зрелую личность, ни разу не наказав ребенка - утопия. Наказание - необходимый процесс воспитания, утверждают психологи. Но как наказывать правильно?

Ребенок, чьи родители за малейшую провинность бьют его, угрожают отдать злому дяде, заставляют часами стоять в углу или устраивают молчаливые бойкоты, как правило, обречен на несчастливое детство. Такой малыш почти наверняка будет страдать от заниженной самооценки, недоверия к миру, ощущения, что он лишний и нелюбимый. По сути, такое наказание детей не имеют ничего общего с воспитательным процессом. Это банальная жестокость.

Не лучше и другая крайность - полная вседозволенность. Если ребенок уверен, что он может натворить что угодно и ему за это ничего не будет, то он не различает границы между добром и злом, между собственным удовольствием и чужой болью. И как ни странно это может показаться на первый взгляд, такой малыш тоже зачастую чувствует себя ненужным, нелюбимым своими родителями.

Наказывать необходимо - в некоторых случаях только этот метод позволяет ребенку почувствовать границы дозволенного, сохранить родительский авторитет и воспитать в нем ответственность. Вопрос в том, за что следует наказывать, как это делать и как при этом дать ребенку понять, что ты его по-прежнему любишь.

Почему дети не слушаются?

Для того чтобы понять, что можно, а что нельзя, ребенку необходимо попробовать на прочность окружающие его границы, в частности пределы родительского авторитета и терпения (ведь именно мама и папа устанавливают первые в жизни малыша правила). Так что детское непослушание нередко бывает вызвано желанием узнать: "А что изменится в мире, если я сделаю то или это?" или "Я знаю, что так поступать нельзя, но может быть, если очень хочется, то можно?"

Особенно часто исследуют границы дозволенного дети, чьи родители непоследовательны в своих требованиях (например, вчера разрешили полдня играть на компьютере, а сегодня почему-то нет). Такие малыши попросту не знают наверняка, что им можно, а что нельзя.

Бывает и по-другому. Порой ребенок ведет себя так, словно задался целью "достать" своих родителей. В некотором смысле так и есть, хотя мотивы у малыша иные, чем это представляют себе взрослые.

"Дети (особенно это касается дошкольников) не делают что-либо назло, из чистого желания причинить другому боль, - отмечает семейный психолог Светлана Ройз. - Ребенок демонстративно долго копается, когда нужно быстро собраться в садик, или намеренно выворачивает тарелку каши себе на свитер? Он делает это не для того, чтобы обидеть маму или папу. Зачастую бунтарское поведение - это неумелая попытка привлечь к себе внимание.

Неосознанно ребенок руководствуется таким мотивом: "Пусть лучше мама рассердится и отшлепает меня, чем будет вести себя так, словно она вообще не замечает моего существования". Если малышу не хватает родительского тепла и участия, плохое поведение может оказаться единственной возможностью вызвать у мамы или папы ярко окрашенную эмоциональную реакцию".

Искусственные игрушки делают детей неуправляемыми

Еще одна причина детского непослушания - нервное перенапряжение. Современные детки перегружены обилием информации. Это и всевозможные кружки раннего развития, и агрессивные мультики (компьютерные игры). Проведя всего несколько часов в процессе наблюдения за виртуальными монстрами, ребенок становится гипервозбудимым, его невозможно успокоить и уложить вечером спать.

"Дети становятся неуправляемыми и агрессивными, если они играют искусственными игрушками, - утверждает вальдорфский педагог Валентина Антощенко. - Я имею в виду не только виртуальные игры (компьютер, приставки). Пластмассовые, пластиковые игрушки не дают чувству осязания развиться в полной мере. Ребенок в буквальном смысле слова не чувствует и не осознает, что, ударив сверстника или вырвав клок шерсти у кошки, он причинил им боль".

Воспитание и наказание ребенка: каждому возрасту - свой подход

Далеко не всегда мягкие увещевания и разъяснения приводят к нужному результату. Порой только через наказание ребенок может усвоить те или иные правила и нормы поведения.

"Важный нюанс: наказание - это последствие нарушения правила, о котором ребенок знал заранее, - говорит Светлана Ройз. - Иными словами, нельзя наказывать малыша за то, что он стащил у своего товарища игрушку, если прежде вы ему не объясняли, что чужие вещи без спросу брать нельзя. Важно, чтобы родительская реакция была адекватна проступку и возрасту ребенка.

К примеру, до того момента, как кроха не стал говорить о себе "Я" (обычно это происходит в 2-2,5 года), он не соотносит наказание со своей личностью. Гиппокамп (часть головного мозга), ответственный за нашу биографическую память, начинает активно работать лишь на третьем году жизни. Только с этого времени ребенок способен запомнить, что тот или иной проступок приводит наказанию. Конечно, это не значит, что малютке следует позволять драться и щипаться. Но наказывать за это двухлетнего карапуза просто не имеет смысла. Остановите ручку ребенка, мягко переключите его внимание на что-то другое".

"Приблизительно до пяти лет действия ребенка - это прежде всего подражание, - добавляет Валентина Антощенко. - Если трех-четырех-пятилетний малыш, к примеру, вытащил деньги из вашего кошелька, это не значит, что он украл их. Скорее всего, он просто копирует то, что где-то увидел. Не обязательно в семье (хотя чаще всего дети "отзеркаливают" поведение родителей) - возможно, он увидел схожую сцену по телевизору или на улице. Просто задумайтесь: где и у кого малыш мог позаимствовать подобный стиль поведения?"

Как наказывать ребенка без вреда для его психики: важные правила

Цель наказания - помочь ребенку разобраться в самом себе и в сложившейся ситуации и по возможности избежать повторения допущенных ошибок в дальнейшем. Для того чтобы наказание оказало именно такой эффект, необходимо, независимо от возраста чада, соблюдать ряд правил.

  • Холодная голова…

Когда ты наказываешь сына или дочку, в тебе самой не должны бурлить эмоции. Конечно, это правило не всегда просто осуществить на практике. Методы вроде "сосчитать до десяти" и "выйти в другую комнату и успокоиться" действительно работают. Вначале разберись со своими собственными чувствами и только после этого совершай какие-либо действия.

  • …и горячее сердце

В славянской традиции издавна существовало правило: наказывая своих детей розгами, родители мысленно помещали перед малышом свое сердце, наполненное любовью. И несмотря на всю непедагогичность порки, дети воспринимали такое наказание как справедливое. Мы ни в коем случае не призываем тебя применять физические меры воздействия.

Но хорошо, если отношение "с любовью в сердце" станет основополагающим мотивом любых твоих действий по отношению к малышу (и наказания в том числе). Это не просто красивые слова, и опыт практикующего психолога тому подтверждение. "Когда ко мне на прием приводят маленьких деток и речь заходит о наказаниях, очень многие крохи говорят, что самое страшное для них - это не ремень, стояние в углу или лишение каких-то удовольствий, а… злые мамины глаза".

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что с ним поступают справедливо, что его по-прежнему любят и что даже будучи наказанным он не останется без родительской любви.

  • Задай себе пару вопросов

Унять шквал эмоций и выбрать верную линию поведения помогут два мини-теста. Если чувствуешь, что вот-вот сорвешься, приостановись и спроси себя: "Почему я это делаю? От бессилия? Усталости? Раздражения на мужа?". Второй тест: представь, что на месте твоего сына или дочери: а) чужой ребенок; б) значимый для тебя взрослый человек - муж, мама или подруга; в) ты сама. Позволила бы ты себе в этом случае поступить так, как собираешься?

  • Поступок, а не личность

Критикуй плохое поведение, а не самого ребенка. Скажи: "Я наказываю тебя за то, что ты обзывал других детей плохими словами". Избегай нелестных характеристик в адрес личности сына или дочери (неряха, лентяй, плохой ребенок).

  • Ребенок должен знать, за что его наказывают

Следует четко озвучить малышу, что именно привело к наказанию. Помни: нельзя наказывать за чувства (за то, что ребенок обиделся, разозлился и т. д.), ведь каждый из нас имеет право на любые переживания. Другое дело, как мы эти чувства выражаем. Например, малыш на что-то обиделся или разозлился и в сердцах бросил тарелку на пол. Ты можешь сказать: "Я понимаю, что тебе было обидно, но портить имущество в нашей семье не разрешается". Не стремись любой ценой унять детские слезы. Ведь плач - это естественный выход эмоций и гормонов стресса. И хорошо, когда этот выход есть! Психолог Лиз Бурбо утверждает: "Невыплаканные слезы могут привести к появлению хронического насморка и даже гайморита". Кроме того, если ты не будешь позволять малышу выплакаться, когда он этого хочет, в будущем у него могут возникнуть серьезные проблемы с умением выражать свои истинные чувства.

  • Временные рамки

Важно, чтобы ребенок знал, сколько будет длиться наказание. Формулировки "не получишь больше сладкого" или "отныне ты не будешь смотреть мультики" абсолютно неприемлемы! Малыш может решить, что запрет распространяется на всю его дальнейшую жизнь - согласись, это слишком сурово и к тому же нереально. И потом, когда спустя какое-то время ты забудешь о случившемся и сама же угостишь кроху лакомством или включишь его любимый мультик, твой родительский авторитет в его глазах может пошатнуться.

  • Ритуал примирения

Выработайте какое-то символическое действие, которое будет знаменовать окончание срока наказания. Это может быть, например, детский стишок: "Мирись-мирись-мирись и больше не дерись!" Кстати, неспроста детки, мирясь, сплетают мизинчики: на мизинце находятся биологически активные точки, напрямую связанные с сердцем!

Запрещенные приемы: как нельзя наказывать ребенка

В вопросах наказания существуют табу. Каким бы ни был проступок ребенка, ни в коем случае не позволяй себе унижать или запугивать малыша. Недопустимо лишать кроху удовлетворения его физиологических (сегодня ты ложишься спать без ужина) и эмоциональных (я теперь с тобой не разговариваю) потребностей. Игнорирование - вообще едва ли не самый страшный вид наказания для ребенка. В этом случае родитель словно направляет малышу посыл: "Тебя для меня не существует, тебе нет места в моей жизни". Нельзя угрожать ребенку: "Будешь плохо себя вести - отдам тебя бабаю" (кроха воспринимает это как "ты мне не нужен").

Венгерский писатель и психолог Домокош Варга в книге "Радости родительских забот" писал: "Хотел бы предостеречь родителей от заранее объявленной порки. Еще куда ни шло иной раз по горячим следам шлепнуть ребенка по попке, если уж другим способом с ним не совладать. Заставлять же ребенка ждать, терзаться, вновь и вновь представлять себе сам процесс наказания - это уже заранее обдуманная жестокость".

Ставить ребенка в угол - тоже не лучший вариант. Ведь в положении стоя малыш пребывает в напряжении, а значит, не может расслабиться и спокойно обдумать свой проступок и найти выход из ситуации. Намного более эффективен способ, принятый в вальдорфском детском садике, где работает Валентина Антощенко: "Когда кто-то из малышей начинает шалить, я говорю: "Пойди, пожалуйста, сядь на диван в дальнем углу игровой комнаты.

И когда ты успокоишься, придешь ко мне и скажешь". Проходит время, ребенок подходит и говорит: "Я знаю, что теперь нужно сделать". - "Что?" - "Извиниться" (собрать разбросанные игрушки, помочь нянечке убрать разлитый суп и т. д.). Такой способ позволяет, с одной стороны, нейтрализовать шалуна, а с другой, дает малышу шанс самому разобраться в ситуации.

Согласитесь, это умение намного ценнее, чем привычка действовать по придуманному кем-то шаблону".

Наказывай без свидетелей

Наказывать кроху лучше наедине. Во-первых, это не травмирует самооценку малыша. А во-вторых, если наказывать одного ребенка в присутствии другого, то страдает и тот карапуз, который наблюдает за происходящим. Он получает даже больший заряд агрессии, чем виновный, к которому применяются воспитательные санкции. Безусловно, это отразится на его психоэмоциональном состоянии.

Поведение и наказание: игра по правилам

Договориться заранее всегда лучше, чем "разруливать" уже произошедший конфликт. Для того чтобы в семье всегда царили мир и гармония, необходимо установить определенные правила поведения.

  • Минимум запретов

Ограничений не должно быть слишком много. Они должны касаться лишь тех моментов, которые действительно важны для тебя в поведении детей (мыть руки перед едой, застилать по утрам постель, здороваться, не ковыряться в носу и т. д.). Старайся предоставлять свободу там, где это возможно. Ребенок вполне может сам решить, какую игрушку он возьмет с собой в садик и кофточку какого цвета сегодня наденет.

  • Единые стандарты

Важно, чтобы у тебя с мужем были единые требования к ребенку. И будьте готовы удерживать границы дозволенного и применять санкции в случае их нарушения.

  • Одни правила для всех

Правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он не ел перед телевизором, если это делаете вы с мужем.

  • Творческий подход

Вместе с ребенком нарисуйте на листах бумаги "напоминалки", касающиеся самых важных правил. Например, вы можете изобразить чашку с ножками, направляющуюся к раковине, и повесить этот рисунок над обеденным столом. После еды тебе будет достаточно указать на плакат - и малыш вспомнит, что следует отнести грязную посуду в раковину.

  • Гибкая система

Правила следует время от времени пересматривать и корректировать, ведь они призваны не управлять вашей жизнью, а сделать ее легче и приятнее!

Фото в тексте: Depositphotos

Многие родители спорят о мерах воздействия, которые нужно применять к провинившемуся ребёнку. И часто бывает непонятно, необходимо ли наказание детей. Одни применяют физическое воздействие, другие могут проигнорировать плохое поведение, а кто-то ставит чадо в угол. Специалисты советуют помнить о главных нюансах воспитания детей, которые важны при выборе наиболее эффективного метода воздействия.

Насколько необходимо наказание

Если родители постоянно награждают шлепками ребёнка за каждую провинность, рассказывают про страшного волка в качестве наказания или оставляют надолго в тёмном углу, то такого малыша можно смело назвать несчастным. Такие воспитательные приёмы приведут к тому, что у него в будущем будет низкая самооценка и недоверие ко всему окружающему. И также не все дисциплинарные методы можно посчитать воспитательным процессом, скорее банальной жестокостью.

Но и вседозволенность приносит только вред. Если малыш будет думать, что ему ничего не будет за плохое поведение, то у него сотрутся границы хороших поступков и плохих. Получается, что наказание является обязательным, но мама и папа все равно совершают ошибки. И дитя, взрослея, припоминает родителям, что его иногда несправедливо наказывали. Если порицание возымело должный эффект, то ребенок поймёт, в чём он ошибся, и в будущем не будет так поступать.

Психологи считают, что правильное наказание детей имеет несколько важных задач:

  1. Корректировка нежелательного поведения ребёнка.
  2. Контроль над дозволенными границами.
  3. Возмещение вреда, причинённого малышом.
  4. Предотвращение подобных проступков в будущем.

Таким образом, большинство специалистов сходятся во мнении, что наказание необходимо. Остаётся только понять, как наказывать ребёнка, и с какого возраста это можно делать.

Если ребёнок младше двух лет, то он не поймёт связь между своим проступком и мерами пресечения, которые предпримут родители. Например, японские родители предпочитают не ругать дитя, пока ему не исполнится 3 года. Но с этого возраста чадо знакомят с новым порядком, и также появляются наказания за проступки.

До двух лет к чаду не стоит применять дисциплинарную меру. Лучше переводить внимание дитя на другие вещи. При этом нужно чётко говорить «нет» и давать понять малышу, что определённое поведение не является желательным. В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики. Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки.

Многие родители желают знать, как наказывать ребёнка в 5 лет правильно. Необходимо учитывать, что в возрасте с трёх до пяти лет можно применять первые виды наказаний. Ведь для дитяти этого возраста устанавливаются главные правила и дисциплинарные методы. В этом возрасте чадо начинают ставить в угол, а также сажают на стул для тех, кто провинился.

Если родитель хочет знать, как наказывать ребёнка в 8 лет, то нужно учитывать, что телесные наказания должны быть отменены . Если оставить телесное наказание, то дитя в этом возрасте начинает чувствовать от такого метода унижение. Родителям следует больше бесед проводить с ребёнком, обсуждать определённые поступки. И также можно с примерами объяснять возможные причины человеческого поведения и развивать сочувствие.

Чтобы знать, как наказывать ребёнка в 10 лет, необходимо помнить, что нельзя использовать прямые обязанности (уборка, уроки) в качестве меры пресечения. Не рекомендуется сравнивать десятилетнего мальчугана с другими детьми, от этого пострадает самооценка, а хороших результатов не получится. Во время наказания не должно быть свидетелей.

Порицание нужно даже за небольшие проступки. Если этого не делать, то с каждым разом они будут все крупнее, а ребёнка будет все сложнее остановить.

Чтобы правильно выбрать дисциплинарную меру для подростка, необходимо учитывать, что в переходном возрасте молодые люди очень чувствительны к мнению других людей, они склонны к впадению в крайность. Для подростка можно применить такое наказание, как лишение привилегий, а также сокращение времени общения с приятелями.

Необходимо учитывать, что наказывать дитя следует за преднамеренное запрещённое действие. И наказание должно соответствовать тяжести злого деяния. Если он украл деньги, поднял руку на сестру или брата, ушёл из дома, то и последствие должно быть соответствующим.

И также перед наказанием следует выяснить мотив проступка. Убедиться, что серьёзное деяние было осуществлено осознанно, а не по ошибке или незнанию.

Нельзя порицать дитя в следующих случаях:

Правила верного наказания

Дисциплинарная мера также служит для того, чтобы малыш осознал свои чувства и в будущем такие ситуации не повторялись. Для большего эффекта родителям необходимо соблюдать определённые правила:

  1. Необходимо быть последовательными. Возмездие необходимо за одни и те же проступки. Нельзя пускать на самотёк своенравность ребёнка, если даже у родителя нет времени проводить беседу.
  2. Нельзя закрывать глаза на степень тяжести проступка. Если это первое нарушение правил или ребёнок немного побаловался, то последует лишь предупреждение. Строго реагировать нужно на умышленные проступки.
  3. Продолжительность последствий должна иметь свои рамки. Наследник должен всегда знать, когда закончится наказание. В противном случае он потеряет следственную связь между произошедшим и наказанием, которое длится, например, три недели.
  4. Действия должны быть рациональными. Для этого родитель должен сначала успокоиться, а потом подумать о методе наказания.
  5. Муж и жена должны быть согласны друг с другом в выборе дисциплинарной меры. В противном случае могут начаться манипуляции.
  6. Перед глазами у ребёнка должен быть положительный пример. Ребёнок часто перенимает поведение родителей, поэтому в первую очередь они должны быть образцом желаемого поведения.

Представьте себе такую картину. Вы, после долго дня на работе, устало приходите домой. Традиционно осматриваете все вокруг. Ребенок цел, вся мебель на месте, цветы в горшках, можно выдохнуть… И тут вам навстречу выходит ваш Барсик, криво подстриженный подо льва. А сзади довольный юный парикмахер.

Что делать? Накричать, отшлепать, поставить в угол? А если хочется сделать все сразу? Не торопитесь. Успокойтесь, воспользовавшись способами, о которых мы писали ранее и прочтите эту статью.

Мы вспомнили самые частые виды наказания и добавили к каждому пункту мнения «за» и «против» родителей с различных форумов и страничек соцсетей.

1. Применять силу.
Очень многие родители часами спорят на тематических форумах о том, можно или нельзя применять физическую силу, как метод воспитания. Одни категорически против и готовы отстаивать эту позицию с пеной у рта, другие считают, что от нескольких шлепков ничего не будет, третьи говорят, что без ремня и не воспитаешь.

«Людей бить нельзя, никаких, ни больших, ни маленьких. Но если у человека истерика, то его останавливают пощечиной, не так ли? Да, в подавляющем большинстве случаев (на мой взгляд) физическое „наказание“ ребенка - это роспись в беспомощности родителей и в педагогическом „фиаско“. Но бывают же случаи когда ребенка в чувство можно привести только шлепком по попе? (при этом оставаясь спокойный внутренне и как ни странно исходя из родительской любви)».

«Одно дело „бить“ детей и совсем другое „шлепнуть по попе“. Вот в годик никто никого не наказывал, но сейчас сыну 2,5 года и шлепки по попе иногда зарабатывает. И меня, и сестру в детстве по попе шлепали, а один раз я даже ремня выхватила (за дело, сама помню). Выросли обычными, воспитанными и любящими людей девушками. Моего мужа в детстве поколачивали основательно, вырос вроде тоже воспитанным, но злость на родителей присутствует. Может и послать (разок слышала:((((
Таким образом, мой вывод сводится к тому, что редкие шлепки по попе (по делу) иной раз просто незаменимы. И они не имеют ничего общего с понятием „бить“, „избивать“ ребенка.
Еще мне нравится способ успокоения - разок ремешком шлепнуть, а потом только пугать им, мол, сейчас каааак возьму ремень…».

ПРОТИВ:

«Меня били в детстве за всякую ерунду. ну что я могу сказать? Пусть не удивляются что звоню я редко, приезжаю еще реже да и о чем нам говорить?
И на самом деле дело то не в битье, а в не желании родителей понять своего ребенка (в моем случае) Я конечно за них переживаю и надеюсь что все у них хорошо, но поддержки мне от них ноль».

«Я шлепков по попе и другие наказания тоже не понимаю и не приемлю. Нас родители никогда пальцем не трогали, все шло в воспитательной беседе. Я своего ребенка тоже еще ни разу не стукнула и в угол не поставила. Вы сами подумайте, когда вы произносите слово НЕЛЬЗЯ! что это значит для ребенка? он ведь не понимает, что нельзя? почему нельзя? Я своему ребенку все позволяю пробовать. Чтоб он понимал мои слова. Хочет потрогать горячий чайник? - дайте дотронуться пальчиком, пусть поймет, что нельзя-значит опасно. Пусть возьмет ножницы и под вашим присмотром порежет бумагу, пошьет иголкой, уколется. Чтоб слово нельзя не было пустым звуком. Пусть замарает на улице одежду, попрыгает в луже, насладится (надо иметь одежду для улицы, которую можно извозить в грязи) Это же детство и всему надо учить и пробовать. Мой ребенок изо дня в день проливает кружку. Ну что делать? а у вас разве не бывает такого? нет настроения, разбили посуду, не хотите сегодня купаться. Вас ведь никто по попе не бьет. Вы хотите, чтоб ребенок был и вел себя по вашей модели, какую вы составили у себя в голове. А ребенок- личность в первую очередь и это надо учитывать».

5 СИТУАЦИЙ, КОГДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ СТОИТ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА

2. Кричать.
А прикрикнуть на ребенка - можно или нельзя? Многостраничные форумы пестрят темами: «Кричу на ребенка: что делать?!». Здесь мнения расходятся чуть меньше, чем в вопросе шлепков, большинство родителей против крика, самим же потом стыдно становится за несдержанность. Оттого эти темы на форумах и появляются.

«Такое иногда бывает. Говоришь ему раз, два, три, четыре раза - как в пустоту, реакции ноль, потом как гаркнешь… И сразу все доходит!!!»

«Тоже иногда ору, ничего не могу с собой поделать. Особенно, когда по сотому разу надо повторять - а шапку взял, а то положил, а это сделал. И ничего, или да-да, а потом все оказывается забыто, ору… Конечно, не хорошо, но зато как помогает. Главное не частить, чтоб не привык к ору».

ПРОТИВ:

«Орут (родители) от бессилия, когда не могут или не знают как себя вести. Дальше - для дочки это пример того, как НАДО себя вести, и она истерит в ответ. Дети - зеркальное отражение своих родителей, они очень внимательные и дааалеко не глупые. В идеале родителю должно быть достаточно одного взгляда, чтобы ребенок понял, что огорчает своим поведением».

«Вы себя поставьте на место ребенка? или представьте, что вы уже дама в возрасте, а ваша уже взрослая дочь в силу различных проблем, усталости орет на свою уже престарелую мать?
каково вам будет?».

ВРЕДЯТ ЛИ ДЕТЯМ СТРАШНЫЕ ИГРУШКИ

3. Запугивать.
Все мы знаем присказки в духе «не будешь слушаться, отдам Бабе-Яге». И еще: «Все! Сейчас выброшу все твои игрушки!». Оба обещания неисполнимы, ребенок после первого же невыполненного слова может перестать воспринимать вас всерьез. Но многие считают, что это помогает. И надеются, что Баба-Яга и правда заберет непослушное чадо хотя бы на пару часиков.

«У меня дети телефонные маньяки, поэтому если пробуют скандалить, говорю что если еще раз повториться, телефон заберу и не отдам. Дети очень быстро принимают правила игры».

«Доча - та еще сладкоежка. Стоит ей сказать, что сама съем все сладкое (я конечно не съем, его у нас очень много), как сразу - мама-мамочка, больше не буду. Работает безотказно».

ПРОТИВ:

«Запугивание неведомо чем - сомнительный вариант, неизвестно как отразится на ребенке. Ну например, встретит старушку на улице и подумает это та самая Баба Яга, стресс.
Уж если пугать, хотя лучше угрожать, чем-то конкретным, чтоб не было полета фантазии, который непонятно куда завернет».

«Чаще всего испуг обусловлен неправильной тактикой воспитания, возникает как результат различного рода запугиваний. Например: „будешь плохо себя вести, тетя врач сделает укол“ или „отдам дяде милиционеру“ или „не будешь слушаться, - утащит собака“ и т. д. И вот безобидный, влияющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас».

4. Лишить чего-то.

Забрать любимую игрушку, запретить сладкое или планшет, не пустить в кино - вот то, что часто делают родители в ответ на выходку ребенка. Кажется, довольно логичным. Сделал нам плохо - вот и мы тебе плохо, око за око, телефон - за разбитый мячом сервиз.

ЗА:

«Мы своего ребенка наказываем так: забираем у него все машинки, которыми он играет. Если он сильно в чем-то провинился, то на два-три дня от остается без игрушек. Еще ставим в угол, слава Богу что начал понимать что это такое и зачем его туда ставят».

«Лучше всего лишить ребенка чего-либо. Например, если рвет книги, портит игрушки - забрать и долго не отдавать. Если ребенок постарше стал плохо учиться из-за слишком частого торчания в интеренете, изъять планшет, телефон. Лишать сладкого, мультиков, прогулок иногда бессмысленно, потому что есть дети, которые скажут, что не очень-то им это и нужно. Сужу по себе и своему ребенку».

ПРОТИВ:

«Нельзя всех детей грести под одну гребенку. У меня двое детей и к каждому приходится применять свой метод. Если на старшего сына всегда действовало изолирование и лишение каких-либо благ и удовольствий, то младший ребенок очень упрям и это на него не действует, помогает высказывание своего огорчения таким поведением и разговоры о не допустимости такого».

«Забирать любимое - это неправильно. А если бы у вас забрали на работе телефон за то, что вы вышли ответить на звонок, не понравилось бы наверно. Должно быть наказание такое, как поступок. Разбил - убирай, накричал - извинись и всегда договориться можно, а не отбирать».


5. Устроить бойкот.
Зачем кричать или драться, если можно просто помолчать? Пусть ребенок сам поймет, в чем дело, пока мама молча занимается своими делами. Тихая мама, тихий ребенок, тишина и покой…

«А меня родители наказывали полным игнором: дошло быстро-я поняла насколько гадко я поступила, что со мной даже разговаривать не хотят, даже в сторону мою смотреть не желают. Бить и кричать бесполезно, угол вообще считаю тупым и бессмысленным. Я и со своими детьми перестаю разговаривать, эффект наступает быстрее-сами подходят, озвучивают свой поступок и ведут себя иначе. Надо, чтобы ребенок сам проанализировал свое поведение и понял, в чем он не прав».

«Я детей не наказывала. Но сама очень расстраивалась и замолкала. И дочка и сын очень переживали., что я молчу и начинали сами меня спрашивать, почему у меня такой грустный вид и почему я молчу. Вот тогда я им объясняла причину моей грусти, они сами просили прощения, мы мирились и наши разногласия были погашены объятиями».

ПРОТИВ:

«По-моему, намного лучше будет обсудить с ребенком причину Вашего недовольства, объяснить, чем нехорош его поступок и почему не стоит так делать в будущем. Игнорировать малыша и не разговаривать с ним действительно не очень хорошо. Во-первых, ребенок может и не понять, из-за чего мама на него обиделась. Во-вторых, он так и привыкнет „замалчивать“ проблемы, а в дальнейшем это ничего хорошего не принесет».

«Ребенок не телепат, чтобы понять за что мама обидку затаила, особенно кроха. Это будет давить на него, но он может не догадаться или не захотеть спросить. В итоге полчаса молчания и расстроенные мама и кроха, кому это надо?».

КОГДА МОЖНО ОТПУСКАТЬ ДЕТЕЙ ГУЛЯТЬ БЕЗ ПРИСМОТРА

6. Ставить в угол.
Еще одна обсуждаемая тема - можно ли ставить в угол? Одни говорят, что можно, их ставили, они своих детей ставят, а те своих ствавить будут. Нет ничего лучше средства, проверенного временем. Другие говорят, что дети у них по углам не стоят и вообще там отрицательная энергия скапливается. Кто прав - решать вам.

«Оптимальный метод наказания, по мнению нашего врача, - старый добрый Угол. За хулиганство, отказ слушаться, необоснованные капризы, не прекратившиеся после первого (!) предупреждения, надо взять ребенка за руку, посмотреть ему в глаза, коротко и четко сказать, за что его наказывают, и отвести в пустой угол, лучше даже в другой комнате, и запретить их него выходить (если выйдет без спросу - вернуть)».

«Доче 1,5 года и стояла у компа и требовала включить мультик. начала ныть (не плакать), психовать, топотать т.к. я не собиралась ей его включать и сказала „нет“. отвела в угол, сказала, что как перестанет капризничать сможет выйти. и минуты не прошло как ребенок и забыл про свою истерику. теперь начинает командовать, я ей - хошь в угол? детенок сразу послушным становится. правда не часто углом пригрожаю, чтоб как шутка не стало у нас».

ПРОТИВ:

«Насколько точно помню себя маленькой и меня ставили в угол, но дело в том, что я не помню о чем я там думала, но как правило чувство вины не испытывала, видимо потому, что мама много времени на объяснения не тратила, просто ставила и все. Старшего сына, маленьким тоже в уголок ставила „подумать о своем поведении“, учась на родительских ошибках уделяла время на объяснение причины наказания. Сынок обычно „думал“ там лежа, сидя и тоже так и непонятно о чем:)».

«Не всех можно поставить в угол. Брат мой стоял, а я нет, выходила просто и начинала заниматься какими-то другими делами. Меня можно было либо попросить что-то не делать/делать, или четко объяснить почему именно такие ко мне требования. Обычно после этого я легко шла на договоренности. Дочь свою никогда в углы не ставила, зато, если ребенок сильно расшалился, я ее отводила в другую комнату, садилась с ней рядом и подробно разбирала, что именно мне кажется неправильным в ее поведении, потом предлагала посидеть и подумать, в чем причина и как избежать ошибок».

7. Заставить трудиться.

Еще один нередкий вид наказания - это труд. Чаще всего - работа по дому. «Теперь три недели будешь посуду мыть!». И себя разгрузили, и ребенка наказали, и посуда будет чистой. Правда возможно не очень целой, если вашему шкоднику это все надоест.

«Здравствуйте, я считаю что самые главные виды наказания, это трудом и лишения некоторых удовольствий. Труд всегда помогает ребенку исправиться и кто муже труд облагораживает, и поможет осознать свои поступки».

«Сейчас у детей вообще никакой трудовой дисциплины, надо как-то приучать, хоть так. Зато работа по дому будет сделана и ребенок потрудится. У меня если сын плохо себя вел, я его на выходные ни дома оставляла с компом, а на дачу к деду строить колодец отправляла».

ПРОТИВ:

«Я один раз, с дуру, видимо, из-за прогула в школе заставила ребенка все полы в доме вымыть. Ну, сына, конечно, вымыл, но с тех пор любую просьбу помочь с уборкой воспринимает в штыки. У него есть и свои обязанности по дому, но вот полы теперь - это только за прогул, видимо».

«Ни в коем случае!!! Это не наказание, же, вы одна семья и должны распределять работу по дому, а не наказывать ей. А так мыть посуду будет только по праздникам что ли?».

Что еще можно посоветовать родителям при наказании ребенка?

  • Одно преступление - одно наказание, соответствующее проступку. Не будьте жестоки к мелким провинностям и не спускайте ребенку с рук серьезные проступки.
  • Ребенок должен знать правила поведения. Если вы заранее не объяснили ему, что делать можно, а что нельзя, то это скорее ваша, чем его вина.
  • Не затягивайте. Ребенок быстро забывает содеянное. Наказание должно последовать сразу после, а не вечером, когда у вас будет время.
  • Будьте спокойны. Если вы постоянно повышаете голос, то ребенок привыкнет к этому и перестанет воспринимать это как угрозу. А заодно переймет такой вид поведения для себя.
  • Согласуйте мнение с супругом/родственниками. Если папа ругает, а мама прощает, то ребенок очень быстро начнет манипулировать ситуацией в свою пользу. Вы должны быть солидарны, по крайней мере, с точки зрения ребенка.
  • Отчитывайте ребенка в одиночестве. Не стоит наказывать ребенка прилюдно, это сильно давит психологически.
  • Не наказывайте ребенка за то, чем сами грешите. Если до этого вы аккуратно подравняли шерсть коту, не удивляйтесь, что ребенок решил повторить за вами.
  • Поощряйте хорошее поведение. Помните, что кроме кнута, есть еще и пряник.
    Учитывайте возраст и характер ребенка. В разные периоды на детей действуют разные дисциплинарные меры.
  • Понятно, что ставить школьника в угол уже не по возрасту. Кроме этого, не забывайте и о его личности. Если ваш ребенок обычно грустный и задумчивый - не применяйте метод «запугивания», если слишком активный - чтение морали не поможет и т. д.

Послушных вам детей и поменьше поводов их наказывать!