Игры для детей с алалией. Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии

Если ребенку по результатам логопедического обследования поставлен диагноз «моторная алалия», нужно начинать специальные коррекционные занятия.

Многие родители имеют ошибочное мнение о том, что заниматься с логопедом можно не раньше, чем ребенку исполнится 4-5 лет.

На самом деле, чем раньше начата коррекция, тем большую часть речевых нарушений можно преодолеть к началу обучения в школе.

Почему нужно начинать занятия как можно раньше?

Возраст от рождения до 5 лет – сензитивный (наиболее благоприятный) период для исправления речевых нарушений. Дело в том, что именно в раннем и дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мозга, развитие его функций.

Ученые-физиологи считают, что тренировать функции центральной нервной системы нужно тогда, когда они формируются естественным путем. Так они легче поддаются тренировке. А без соответствующей поддержки развитие этих функций может остановиться и вообще прекратиться.

Связью речи и функций мозга занимался известный русский физиолог И.П. Павлов: «Механизмы речи связаны с деятельностью мозга, иерархической по своему строению. Каждое из звеньев которой вносит свой специфический вклад в характер речевой деятельности».

Его исследования продолжили такие нейрофизиологи с мировым именем, как А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин.

Классик российской психологии Л.С.Выготский показал, что «…первоначально планирующая речь является внешней по своей форме, а потом переходит во внутренний план, становясь внутренней речью».

Исследования современных психологов доказали, что речь и поведение ребенка с недоразвитием регулирующей функции отличается такими особенностями:

  • Действия таких детей импульсивны.
  • Они не замечают своих ошибок.
  • Дети легко отвлекаются, теряют «конечную» задачу.
  • Они затрудняются установить последовательность мыслительных операций.
  • Дети с недоразвитием речи не могут затормозить побочные ассоциации.

Работая с детьми, которым поставлен диагноз «моторная алалия», логопед не может не учитывать эти отличительные черты их деятельности.

Как логопед организует процесс обучения?

Наиболее продуктивно идут такие занятия, если они проводятся индивидуально.

Если в работе участвует группа детей , то она не должна быть больше 3 человек.

Все задания предлагаются только в игровой форме , причем в начале работы большинство заданий не требует участия речи.

Эти приемы направлены:

  • На развитие памяти и внимания;
  • На развитие мелкой и крупной моторики;
  • На развитие мышления;
  • На развитие представлений о форме, цвете и величине предметов.

Параллельно логопед внимательно наблюдает за ребенком , за тем, какие речевые проявления ему доступны, каков уровень понимания речи, имеется ли в обиходе фразы, сколько слов он может произносить самостоятельно.

Очень важно установить тесный эмоциональный контакт с малышом, чтобы он доверял преподавателю, не замыкался. Для этого надо поощрять любые, самые крохотные достижения ребенка.

Логопед не имеет права принуждать малыша что-то сказать, повторить за ним, если у того нет желания это делать. Вполне возможно, что в семье злоупотребляли словами «скажи, повтори», и у ребенка на них уже выработался отрицательный рефлекс, негативная реакция. Логопед постарается заменить эти слова другими — например, «подскажи, отгадай».

Вполне возможно, что он сам будет спрашивать и сам отвечать на свой вопрос. Если неговорящему ребенку стали доступны звукоподражания, то допускается повторить за ним 1-2 раза эти звуковые реакции (ме-ме, ав-ав, би-би, мяу, ж-ж-ж ).

Этапы формирования устной речи

Дети, которым установлен диагноз «моторная алалия», приходят к логопеду с различной степенью речевого недоразвития. Одни дети к 2-3 годам осваивают первые слова, а к 3-4 – первые фразы, другие и в 4-5 лет не могут произнести ни звука, то есть страдают от полного отсутствия речи. Такое расхождение требует индивидуального подхода к каждому ребенку.

Начиная работу, логопед строит ее на базе того, что уже достигнуто ребенком . При этой речевой патологии страдает грамматика речи, активный словарный запас, произношение отдельных звуков или целых звуковых групп, но понимание речи практически не страдает.

Основные этапы коррекции моторной алалии:

  1. Однословное предложение.
  2. Первые формы слов.
  3. Двухсоставное предложение.
  4. Предложение из нескольких слов.
  5. Расширение объема предложения. Сложное предложение.

Эта система работы предложена коллективом авторов в лице Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой — известными специалистами в области логопедии и дефектологии.

Материал дается с постепенным усложнением , начинается с освоения первых слов и заканчивается построением развернутой фразы. В основу методики положена такая единица речи, как предложение.

Выдающийся лингвист А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет отдельную роль. …оно является основной единицей речи, как орудия мышления и обобщения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде освоения предложений различных типов».

Первый этап – однословное предложение

Если ребенок не имеет практически никакой речи, задача логопеда на первых занятиях – вызвать желание подражать взрослому, любые голосовые реакции.

Если малыш с трудом понимает обращенную к нему речь, преподаватель работает еще и над развитием ее понимания.

Детям показывают и называют:

  • Их игрушки.
  • Части тела.
  • Предметы обихода.
  • Распространенные явления окружающей жизни (вода, солнце, дом, самолет).
  • Действия, которые выполняют он и его близкие.

Все эти слова логопед повторяет многократно , показывая картинки, предметы или действия.

Нужно, чтобы в речи взрослых было как можно меньше отвлеченных слов и как можно больше конкретных значений.

Параллельно с этой работой логопед создает условия для того, чтобы ребенку захотелось ему подражать. Неважно, в какой форме он будет произносить слова, выражать свои желания, называть предметы или действия — главное, что появилась потребность подражать словам взрослого.

Грубейшая ошибка на этом этапе – разучивание правильного произношения слов или, что еще хуже – постановка звуков.

Дети нюхают цветы (ах ), показывают, как плачет девочка (уа-уа ), падает игрушка (бух ), плачет мышка (и-и-и ), и стонет мишка с больным зубом (н-н-н ). Творческий педагог имеет в своем арсенале огромное множество логоритмических упражнений с возможностью договаривания детьми отдельных слогов или слов. «Мы пришли и сели, играем на трубе, подудим в свою трубу» (Дети: ту-ту-ту, ду-ду-ду).

У малышей вызывают доступные их произношению имена близких (ба, дя, ля ), просьбы (на, дай ), подражания крикам животных (пи-пи, ко-ко, мяу, ав-ав ), звучанию музыкальных игрушек (бум-бум, ля-ля, динь-динь ), шумам и стукам (бух, ап ), междометиям (ай, ой, ох ).

К окончанию этого этапа дети наращивают свой пассивный словарь, активно подражают взрослому, который их пока не поправляет.

Второй этап – первые формы слов

На этом этапе детей учат соединять слова в двухсловную фразу . Здесь так же не исправляют детские словечки, предпочитая, чтобы дети соединяли их в «исходной» форме.

Адём амо – идем домой, баба куся – бабушка кушает. Детей учат произносить слова из 2, далее — из 3 слогов, подчеркивая ударный слог (вата, киса, муха, вода, лиса, кубики, молоко, машина ).

Дети отдают команды игрушкам или сверстникам, близким (иди, сядь, пой, ешь, мой, помоги ), соединяют в одной фразе обращение и глагол (Маша, лови. Коля, иди ).

К окончанию этого этапа дети умеют строить предложения из двух слов, могут правильно произносить слова из двух и трех слогов, верно ставя ударения, отвечают на вопросы к картине, показывая правильный ответ.

Третий этап – построение двусоставного предложения

Этот этап считается своеобразным переломным моментом: речь одних детей начинает бурно развиваться, а у других все проявления приобретают затяжной характер.

Если ребенок не чувствует грамматику языка, ему предлагают такие задания:

  • Различение слов, отличающихся только одним звуком (полено-колено ).
  • Различение глаголов, близких по звучанию (несут-везут, висит-стоит ).
  • Различение действий, противоположных по смыслу (застегни-расстегни).
  • Определение лица, выполнившего действие (Саша упал, Саша упала ).
  • Работа с предлогами в, над, за, под, перед, из-под.
  • Различение прилагательных, противоположных по значению (большой — маленький, толстый — тонкий ).

Чтобы научить детей составлять предложения, их просят подобрать название предмета к действию, сравнить сюжетные картинки, где действия выполняют один или несколько лиц. Дети договаривают слова и словосочетания в стихотворениях.

Для усвоения слоговой структуры слова детей учат делить слова на слоги, отстукивая слоги или прохлопывая их.

К окончанию этого этапа дети умеют согласовывать в простом предложении подлежащее и сказуемое, усваивают слоговой рисунок двухсложных и трехсложных слов, понимают содержание коротких сказок и рассказов.

Четвертый этап – предложения из нескольких слов

На этом этапе детей учат словоизменению , обращая их внимание на «конец» слова, просят, чтобы они отвечали полным предложением на вопрос взрослого.

Теперь некоторая часть занятий уделяется звукопроизношению, подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Детям предлагаются такие задания:

  • Ответы на вопросы по сюжетным картинкам.
  • Выполнение поручений и проговаривание выполненных действий.
  • Изменение слов по родам и числам.
  • Обучение умению составлять вопрос.
  • Заучивание двустиший.
  • Слушание маленьких рассказов и ответы на вопросы по их содержанию.

К окончанию этого этапа дети овладевают элементами разговорной речи, она приобретает коммуникативную функцию, могут произносить слова из 3-4 слогов.

Пятый этап – расширение объема предложения. Сложное предложение

На этом этапе детей учат согласовывать прилагательные и существительные, подбирать определения к предметам, заучивать стихи их 4-6 строчек, составлять предложения с однородными членами.

После усвоения этих умений детей учат составлять сложные предложения, используя игры:

  • «Что сначала, что потом».
  • «Угадай, где ошибся».
  • «Сам не знаю, что буду делать».
  • «Скажи, почему ты выбрал эту игрушку».
  • «А что ты хочешь?».
  • «Что тебе сказали по телефону».

К окончанию этого этапа речь детей становится грамматически правильной, хотя в ней допустимы некоторые неточности.

Кропотливая и долговременная работа логопеда при поддержке родителей ребенка обязательно приведет к решению проблемы — обучения ребенка с моторной алалией правильной и красивой речи.

Важно помнить, что этот процесс требует терпения и времени, объединения усилий логопеда, педагога — психолога и родителей малыша.

с детьми-алаликами раннего возраста

В данной статьей я рассмотрю более подробно логопедическую работу с детьми , страдающими именно моторной алалией.

Моторная алалия у детей представляет собой сложный комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны.

Первые три года жизни – определяющие для развития ребенка. Именно поэтому ранее речевое развитие (в 3 – 4 года), ранний опыт социального окружения важны для формирования его личности и развития мозга. У ребенка появляется стремление к знаниям, необходимые для жизни активность, осознанность, заинтересованность, критичность.

Выделяются разные степени тяжести алалии: от простой словесной неловкости до полной неспособности пользоваться разговорной речью. Детей с моторной алалией характеризуют: отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Коррекционная помощь заключается в формировании собственной речи, правильном эмоциональном развитии безречевого ребенка, воспитании желания и потребности общаться с окружающими; ликвидации речевого негативизма, стимуляции и пользования речью, создании эмоциональной заинтересованности вовремя занятий; развитии возможности повторения (отраженная речь) и использовании ее в дальнейшей работе.

К отклонениям от нормального развития у ребенка-алалика относятся:

— недостаточность общей моторной сферы;

— речевой моторики;

— слухового внимания;

— отклонение в области зрительного восприятия (различение цвета, формы предметов, воспроизведение их по образцу);

— отклонения в мотивационной сфере.

Развитие речевой и общей моторики, слухового внимания, зрительных и тактильных кинестетических восприятий необходимо проводить одновременно с развитием речи.

Этапы работы:

  1. Речевую работу с детьми-алаликами следует начинать с развития и обогащения воспринимаемой речи. при ознакомлении с предметом необходимо добиться от ребенка не только показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи.
  2. Всю работу по развитию воспринимаемой речи необходимо проводить только наглядно, путем показа подлинных предметов или игрушек для установления прочной связи между восприятием слова и самим предметом. Все занятия проводить в форме игры, особенно в начале работы, для поддержания интереса к изучаемому материалу и в доступной для их возраста форме – сказки.
  3. Показывая ребенку незнакомый предмет, важно ясно и четко назвать его. После ознакомления с новым предметом проводить проверку понимания и усвоения нового: ребенку предлагается показать предмет или картинку, изображающую этот предмет.
  4. Приемлемо допускать временное упрощение речевых конструкций детей с моторной алалией. После преодоления речевого негативизма у ребенка постепенно возникает речевая активность, что является толчком к дальнейшему развитию речи.
  5. После пассивного накапливания словаря ребенком-алаликом следует переходить к развитию произносимой речи (в виде доступных для произношения звукоподражаний голосам животных). Например, «Корова мычит: му-му-му. Повтори, как мычит корова?»
  6. Рекомендуется вводить в речь ребенка вновь усвоенные звукоподражания в сочетании с имеющимся словарем. Создавать ситуации, при которых он вынужден будет обращаться за игрушкой к логопеду или своему сверстнику, или сказочному герою. Например: «Миша, дай му-му».
  7. Важно развивать практику общения на доступном для ребенка уровне: операции с отдельными словами (покажи, повтори, назови), фразами, необъединенными смысловым контекстом (понимание вопросов, ответы на них), фразовым материалом, объединенным смысловым контекстом на фоне эмоциональной и семантически значимой для ребенка ситуации (попросить игрушку, выбрать ее).
  8. Расширять словарь и совершенствовать произносимую речь ребенка следует на материале, включающем овладение всеми звуками речи, начиная с таких наиболее легких по своей артикуляции, как [т], [д], [п], [б], [в], [ф]. По усвоению устойчивого произношения звука ребенком вводить его в слова, легкие фразы и тексты.

Понимание моторной алалии как результата недоразвития речедвигательного анализатора выдвигает одним из главных принципов работы привлечение других анализаторов, главным образом слухового, зрительного и тактильного. Так, одно и то же действие или явление страдающий алалией ребенок должен пронаблюдать, прослушать его название, назвать, изобразить жестом. В результате сочетания работы анализаторов в сознании ребенка возникают дополнительные связи, усиливаются компенсаторные процессы, материал лучше закрепляется.

Воспитание слухового внимания и дифференцированного слуха помогает ребенку слушать чужую речь, улавливать отдельные звуки речи, контролировать свою речь, логопед приучает внимательно дослушивать фразу до конца, понимать оттенки лексико-грамматических форм, вопросы, в которых скрыты разнообразные предметные отношения: чем едят? Что едят? Из чего едят? У детей вырабатывается сознательная наблюдательность над употреблением лексико-грамматических форм, интонаций, закрепляется понимание флективных отношений, связи слов в разнообразных сочетаниях, последовательности словесных и грамматических структур.

Огромную роль в развитии фонематического слуха играет работа при участии зрения и выключенном зрении. Она строится на узнавании цвета и формы и закреплении их названий по памяти на разнообразных видах занятий.

Развитие тактильно-кинестетических восприятий проводится на узнавании путем ощупывания признаков предметов и их свойств.

Развитие пространственных восприятий проводится на предметах, окружающих ребенка. Задания логопеда начинаются с простых предложений-конструкций: «Брось мяч вверх, брось мяч вниз, встань впереди меня, встань сзади меня, подними левую руку вверх, подними правую руку вверх». Затем даются пространственные понятия с включением предложенных конструкций: «Посади куклу на стул, поставь тарелочку на стол».

В подборе речевого материала и материала по воспитанию всех анализаторов – слуховых, зрительных, тактильно-кинестетических необходимо соблюдать строго индивидуальный подход.

Наличие аграмматизма в устной речи, а впоследствии при обучении грамоте и в письменной речи – характерная черта алалика. Занятия по устранению аграмматизма необходимо начинать с самого начала овладения алаликом произносимой речью, показывая правильное произношение и употребление языковых норм. Следует соблюдать общий порядок работы над любой грамматической категорией: сначала ребенок наблюдает, как конструирует определенную модель логопед, затем включается в подражательную речевую деятельность, употребляя и изолированную грамматическую форму, и грамматическую форму в развернутой речи. Аграмматизм в собственной речи сглаживается при упреждающем преодолении импрессивного аграмматизма.

Мощным источником речевого развития ребенка служит его общение с нормально говорящими людьми, хотя оно и не считается единственным фактором, определяющим уровень развития речи и познавательной активности. Всякая речевая реакция ребенка поощряется логопедом и первое время не исправляется, несмотря на ее недостаточность и неполноценность, а иногда даже неадекватность. Наиболее эффективным оказывается формирование речи в процессе коммуникации на основе максимального развития активности общения и познавательных возможностей детей. Логопедическую работу с детьми следует проводить в группе, используя детскую подражательность, создавая эмоциональный фон, эффект соревнования. Это способствует формированию навыка коллективной работы, что важно для предстоящего обучения и социальной адаптации.

Вопрос 1. Картотека игр по развитию звукоподражания для логоритмических занятий с детьми с алалией.
Упражнение 1.Вызывание гласных звуков.
Широко открываем рот, громко поём:
А-а-а!
Как мама укачивает малыша?
А-а-а!
Округляем губы, громко поём:
О-о-о!
Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
О-о-о!
Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
У-у-у!
Как гудит паровоз?
У-у-у!
Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
И-и-и!
Как кричит лошадка?
И-и-и!
Дети заблудились в лесу. Они кричат:
Ау! Ау!
Малыш плачет:
Уа! Уа!
Ослик кричит:
Иа! Иа!
Упражение 2. Работа над гласными звуками.
Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и
опускается по лесенке (повышение и понижение тона):
А-а-а!
- О-о-о! И т.д.
Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
А-о-у-и!
У-а-и-о! И т.п.
Работа с картинками. Показываем ребёнку картинки и задаём вопросы:
Как мама укачивает малыша?
А-а-а!
Как гудит паровоз?
У-у-у! И т.п.
Упражнение 3. Работа над звукоподражаниями.
Это корова. Корова мычит: 4. Это овечка. Овечка кричит:
Му-му-му! - Бе! Бе! Бе!
Как мычит корова? - Как кричит овечка?
Это коза. Коза кричит: 5. Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
Ме-ме-ме! - Пи! Пи! Пи!
Как кричит коза? - Как пищит цыплёнок?
Это кошка. Кошка кричит: 6. Это собака. Собака лает:
Мяу! Мяу! - Ав! Ав! Ав!
Как кричит кошка? - Как лает собака?

Упражнение 4. Работа над звукоподражаниями.
Это курочка. Курочка кричит: 4. Это лягушка. Лягушка квакает:
Ко! Ко! Ко! - Ква! Ква! Ква!
Как кричит курочка? - Как квакает лягушка?
Это гусь. Гусь кричит: 5. Это утка. Утка крякает:
Га! Га! Га! - Кря! Кря! Кря!
Как кричит гусь? - Как крякает утка?
Это кукушка. Кукушка кукует: 6. Это петушок. Петушок поёт:
Ку! Ку! - Ку-ка-ре-ку!
Как кукует кукушка? - Как поёт петушок?
Упражнение 5. Работа над звукоподражаниями.
Мальчик играет на дудочке: 4. Девочка звонит в колокольчик:
Ду-ду-ду! - Динь! Динь! Динь!
Как играет мальчик? - Как звонит колокольчик?
Мальчик играет на барабане: 5. Папа стучит молотком:
Бум! Бум! Бум! - Тук! Тук! Тук!
Как играет мальчик? - Как папа стучит молотком?
Машина гудит: 6. Дать ребёнку поиграть на барабане,
Би-би-би! дудочке, позвонить в колокольчик,
Как гудит машина? постучать молотком, произнося звукоподр.
Упражнение 6. Вызывание междометий.
Мячик упал в воду: 3. Девочки качаются на качелях:
Ах! Ах! Ах! - Ух! Ух! Ух!
У девочки болит зуб: 4. Папа рубит дрова:
- Ох! Ох! Ох! - Эх! Эх! Эх!
Упражнение 7.
Мальчик погоняет лошадку: 5. Проговариваем цепочки слогов:
Но! Но! Но! НА-НА-НА
Как мальчик погоняет лошадку? НО-НО-НО
Девочка наказывает куклу: НУ-НУ-НУ
На! На! На! НЕ-НЕ-НЕ
Как девочка наказывает куклу? НИ-НИ-НИ
Дядя погоняет ослика: НЯ-НЯ-НЯ
Ну! Ну! Ну! 6. Рисуем девочек, показываем,
Как дядя погоняет ослика? называем:
Малыш не хочет есть: - Нана, Нина, Нонна, Анна, Инна.
Не! Не! Не! Предлагаем ребёнку показать и
Как капризничает малыш? назвать девочек.
Упражнение 8 .Развитие зрительного внимания.
Ставим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:
Ляля, Киса, Зая, би-би.
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:
Что я убрала?
Ребёнок отвечает:
БИ-БИ. и т.п.
Упражнение 9.
Малыш топает: 4. Часы бьют:
ТОП-ТОП-ТОП БОМ-БОМ-БОМ
- Как топает малыш? - Как бьют часы?
Вода капает: 5. Охотник стреляет:
КАП-КАП-КАП. ПИФ-ПАФ
- Как капает вода? - Как стреляет охотник?
Часы тикают: 6. Зайчик прыгает:
ТИК-ТАК ПРЫГ-ПРЫГ
- Как тикают часы? - Как прыгает зайчик?
Упражнение 10.
Девочка заблудилась в лесу. Она кричит:
Папа! Ау! - Дядя! Ау!
Мама! Ау! - Катя! Ау!
Тётя! Ау! - Нина! Ау!
Помоги девочке, покричи вместе с ней.
Упражнение 11.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
Катя, дай Лялю!
Тётя, на Лялю!
Просим ребёнка повторить.
Упражнение 12.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
Это Вова. У Вовы би-би.
Вова, дай би-би.
Тётя, на би-би.
Мама, на би-би.
Папа, на би-би.
Просим ребёнка повторить.
Упражнение 13.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот солдатики идут,
Вот идут, идут, идут.
Ружья на плечах несут,
Вот несут, вот несут.

Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Упражнение 14.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот охотник в лес идёт,
Он идёт, он идёт.
Волка серого убьёт,
Он убьёт, он убьёт.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Вопрос 2. Картотека игр для логоритмических занятий с больными афазией.
Источник: автореферат магистерской работы Бохоновой Натальи Ивановны
I этап: упражнения на развитие дыхания.
Упражнение 1.
Описание упражнения: Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва.
При выполнении упражнения необходимо стараться делать так, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи.
Упражнение 2.
Описание упражнения: Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая будет являться подготовкой к выдоху. Положение мышц диафрагмы при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и в шее. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение также можно сидя.
Упражнение 3.
Описание упражнения: Медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от клиента («Свеча», в данном случае, может быть и воображаемой). Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи. Затем снова сделать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Голову вперед не тянуть.
Упражнение 4.
Описание упражнения: Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох и выдох, также загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу.
Упражнение 5.
Описание упражнения: Для того чтобы приучить клиента к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет "три", а длительность выдоха - на счет "шесть". Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет "один". Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох - три единицы, пауза - одна единица, выдох шесть единиц. Вдох делать носом, а выдох ртом. Упражнение выполняется три - четыре раза.
Упражнение 6.
Описание упражнения: Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом, вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох - через узкое отверстие губ длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - вдох - одна остановка - выдох десять-двенадцать единиц.
II этап: развитие двигательного праксиса. Упражнения начинаются с развития общей моторики, затем осуществляется плавный переход к формированию тонкой дифференцированной моторики пальцев рук и мимического праксиса.
Упражнение 1.
Описание упражнения: Ходьба на месте. На вдох поднять правую ногу, на выдох опустить. Повторять упражнения с каждой ногой, счет ведется до десяти;
Упражнение 2.
Описание упражнения: Упражнение проводился стоя. Сначала следует поднять параллельно прямые руки, в это время ладони вперед, пальцы разогнуты. После отведение прямых рук, при этом ладони вверх, пальцы разогнуты. Далее происходит сгибание рук в локтевых суставах без отведения локтей от туловища, с одновременной супинацией предплечья и кисти; разгибание рук в 8локтевых суставах, и удержание их перед собой под прямым углом по отношению к туловищу ладони находятся в том же положении.
Упражнения на развитие мелкой моторики проводятся после серии упражнений на развитие общей моторики. Вначале используются простые упражнения, которые усложняются по мере усвоения их всеми членами группы. В зависимости от степени поражения мозга одна рука, как правило, бывает паретична или парализована, поэтому рекомендуются пассивные движения для поврежденной руки, которые выполняются с помощью здоровой руки. Пассивная гимнастика подготавливает руку клиента к лучшему выполнению активных упражнений. Упражнения необходимо выполнять с работающей руки, далее закрепить их пораженной рукой.
В число упражнений на развитие мелкой моторики входят упражнения на освоение необходимых бытовых навыков: обращение с кухонными предметами, домашней техникой. Восстановление бытовых движений проводятся в обыгрывании ситуаций.
Упражнение 3.
Описание упражнения: Так, клиент может имитировать под музыку с четким ритмом ритуал заваривания чая и размешивания сахара. Среди реквизитов обстановки используются заварочные чайники, бокалы, чайные ложки, сахарница и один большой пустой чайник. При помощи сохранной руки снимается крышка с заварочного чайника, и кладется справа от себя. Имитируя движения заваривания чая горячей водой, используется пораженная рука, при необходимости сохранная рука помогает. Накрыть крышкой заварочный чайник. В процессе выполнения упражнения клиенты сидят в кругу, затем передают большой чайник по кругу. После заваривания чая клиент берет стоящий перед ним стакан, и имитирует наливание чая, и когда, по мнению клиента, стакан наполнен, он ставит заварочный чайник в сторону, берет чайную ложку и повторяет набирание сахара из сахарницы в стакан. Упражнение завершается размешиванием сахара.
Упражнение 4.
Описание упражнения: Навык перелистывания страниц книги. Клиенты продолжают сидеть за столом, но столе лежат книги (не менее 8 страниц из твердой бумаги). Клиент начинает перелистывать книгу, после того как он закончил, закрывает книгу и кладет ее справа от себя, берет новую книгу, а предыдущая книга переходит к следующему клиенту. Упражнение повторяется в течение пяти раз за занятие.
Так же особая роль уделяется развитию мимики, поэтому на логоритмических занятиях используются мимические упражнения. Так, перед каждым клиентом во время работы ставится зеркало, с помощью которого они повторяют продемонстрированные упражнения.
Упражнение 5.
Описание упражнения: Перед зеркалом зажмурить глаза и вести счет до пяти, открыть глаза. Далее закрывать глаза по очереди.
Упражнение 6.
Описание упражнения: Поднять брови после опустить. Далее следует нахмурить брови. Счет ведется до пяти.
Упражнение 7.
Описание упражнения: Далее следует надуть щеки и сдуть. После надувать каждую щеку по очереди. Счет ведется до пяти.
Упражнение 8.
Описание упражнения: Упражнение закрепляется демонстрацией эмоциональных состояний: радость, удивление, страх, гнев и т. д.
Используя упражнения, клиенты в течение логоритмического занятия улучшают дыхание как диафрагмальное, так и речевое. Восстанавливается общее моторное состояние, мелкая моторика, а использование мимических упражнений положительно влияет на мышцы лица при лицевом парезе. Работа дополняется использованием артикуляционных упражнений.
Использование логoритмических упражнений у клиентов с моторной aфферентной афaзией при проведении логопедического занятия создает благоприятный эмоциональный фон, это способствует более эффективному усвоению 10 предложенных упражнений, что повышает различные речевые показатели. Использование музыки при проведения логопедической работы с применением лoгоритмических упражнений положительно влияет на мотивацию в коррекции и способствует более эффективному закреплению результатов.
Вопрос 3. Песенный репертуар для логоритмических занятий с заикающимися детьми дошкольного возраста на заключительном этапе коррекционной работы.
Занятие должно быть выстроено динамично, со сменой заданий и тематикой, вызывающей интерес у ребенка. Начать его необходимо с ритмической разминки, целью которой является развитие координированных движений под музыку, а также умение менять ритм и темп в соответствии со сменой музыки. Например, марши со сменой направления.
В репертуар можно включить «Марш», муз. М. Робера, «Шагают девочки и мальчики» , муз. В. Золотарева.
Далее целесообразно использовать упражнения на развитие мышечного тонуса. Целью этих упражнений является снижение мышечного тонуса. Полезно чередовать упражнения на напряжение и расслабление мышц.
Репертуар: «Качание рук», польск нар мел. в обработке В. Иванникова.
На следующем этапе включаются упражнения, развивающие чувство ритма в заданном темпе. Это - различные звучащие жесты, отхлопывание, отстукивание с переходом к ритмичному пропеванию слогов, слов и песенок.
Например, всем известное упражнение «Василек».
Ва-си-лек, ва-си-лек. В этом могут помочь такие упражнения, как «Дудка», «Кукушечка» муз Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова.
Далее вводятся упражнения на координацию речи с движением.
На качелях я лечу. – Дети, стоя, покачиваются с ноги на ногу.
Вверх – вниз, вверх – вниз. – Поднимают и опускают руки.
Я пою, смеюсь, кричу. – Покачиваются.
Вверх – вниз, вверх – вниз. – Поднимают и опускают руки. (Л. Дымова)
У детей с невротической формой заикания подобные упражнения не вызывают особых сложностей, в то время как для детей с неврозоподобной формой заикания эти упражнения достаточно сложны и требуют длительной проработки.
Следующий вид деятельности логоритмического занятия – пение.
Его основная цель – стабилизация речевого дыхания и сохранение нужного темпа речи. Произведение должно отличаться удобным ритмом. Давно замечено, что при пении и пропевании заикание значительно нивелируется.
Песни следует выбирать с удобным темпом и диапазоном, такие как «Спят деревья на опушке», муз. М. Иорданского, сл. И. Черницкой, «Улетают журавли», муз. В. Кикто и другие.
Для закрепления полученных навыков в конце занятия используется игра, которая может помочь детям ориентироваться в пространстве. Например, «Звероловы и звери», муз. Е. Тиличеевой, «Пастух и козлята», рус нар. мел. в обработке М. Красева.
Таким образом, занятия для заикающихся детей гораздо продуктивнее, если детей разделить на подгруппы, в зависимости от особенностей заикания. И соединение детей в одну группу происходит после анализа достигнутых результатов в каждой подгруппе.
Планомерная и последовательная работа помогает детям улучшать свою речь. А как известно, именно чистая и правильная речь является залогом успешной коммуникации в дальнейшем.
Автор материала: Сажина Лариса Юрьевна www.prodlenka.org

Татьяна Тукиш
Использование графомоторных игр и упражнений при моторной алалии

Тукиш Татьяна Федоровна

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций . Для алалии характерно нарушение всех подсистем языка : синтаксической, морфологической, лексической и фонематической.

Дошкольники с моторной алалией обычно имеют плохую координацию движений, движения выполняют неточно и неловко. У них трудно добиться грациозности движений.

Особенно страдает мелкая моторика пальцев . Самые эффективные игры и упражнения на развитие мелкой моторики следующие :

Для коррекции этих недостатков можно выполнять такие упражнения :

Подниматься и опускаться со ступенек, стоять на одной ноге, подпрыгивать на обеих ногах и на каждой поочередно.

Завязывать узел, бант, застегивать пуговицы.

Сгибать и разгибать поочередно пальчики на каждой руке.

Соединять по очереди большой палец с остальными пальчиками.

Выполнять движения по показу и без него : «кулак-ребро-ладонь» .

Строить башенки из кубиков, собирать пирамидки.

Протягивать шнурок через отверстия в различных вариантах, нанизывать бусы на веревочку.

Сжимать и разжимать грушу пульверизатора.

Выкладывать узоры из мозаики.

Массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков) ;

Игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т. п.) ;

Лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)

Эффективно рисование на обоях.

Игра «Филин»

Руки – это крылья филина. Ребенок поднимает руки вверх, произнося звук высоко, опускает руки, произнося звук низко. Взрослый читает текст, ребенок произносит звук филина :

Ухал, охал, ахал филин : «У-у!» , «У-у!»

Эхо слышалось в лесу : «У-у!» , «У-у!»

Звери в страхе разбежались : «У-у!» , «У-у!»

Песни фили испугались : «У-у!» , «У-у!»

«Зарядка»

Взрослый произносит текст, ребенок выполняет движения со звукоподражаниями.

Руки вверх – хлоп, хлоп, хлоп (ребенок хлопает в ладоши)

Руки вниз – топ, топ, топ (топает ногами)

Руки в стороны – ух, ух, ух (машет, как крыльями)

Руки вперед – тук, тук, тук (стучит кулачками)

«Игра с мячом»

Ребенок бросает мяч со словом НА, просит отдать мяч со словом ДАЙ

«Веревочки»

1-й вариант. Ребенок раскручивает или закручивает на карандаш ленточку с игрушкой на конце, произнося протяжный звук : гласный или отрабатываемый согласный звук (сссс, зззз, вввв, хххх)

1-й вариант. Ребенок разматывает ленточку со звуком (гласным или согласным) . Когда лента разматывается до поверхности стола или пола, произносит БУМ или БАХ.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». Булгакова.

Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова. Часть 1 Муниципальное учреждение «Психолого-социальный центр системы образования «НАДЕЖДА». ПРИЛОЖЕНИЕ «Использование дидактических.

«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2 Игры, направленные на формирование фонематического восприятия Упражнение №1. Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает.

Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в себе Консультация. Тема: «Использование в педагогическом процессе игр и упражнений при затруднении ребёнка в общении, повышении уверенности в.

3.4 Практические задания

Развитие пассивного словаря

Предлагаемые задания для развития понимания речи предназначены для детей, которые владеют некоторым пассивным предметным и глагольным словарем.

Понимание речи на этом уровне речевого развития часто характеризуется неточностью.

Желательно, чтобы дети научились различать количество предметов (много -- мало -- один), величину (большой -- маленький), вкус (сладкий -- соленый), а также их пространственное расположение, если эти предметы находятся в привычных для ребенка местах. Если ребенок упорно не соотносит цвет или величину с их словесным обозначением, то надо ограничиться сличением предметов по их цвету или величине, отложив работу по запоминанию названий цвета на более поздние сроки.

Особое внимание следует обратить на обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов. Однако надо знать, что такие задания доступны лишь в том случае, если у них сформированы представления о количестве предметов: один -- много.

Задание 1 . Научить детей узнавать предметы по их назначению.

Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять», «Покажи, чем ты будешь чистить зубы?», «Покажи, чем ты нарисуешь домик?» и т.д.

Фрагмент одного занятия

Задание 2 . Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию.

На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Логопед предлагает угадать, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д.

Задание 3 . Научить детей соотносить слова один -- мало -- много с соответствующим количеством предметов.

В условиях специализированного детского сада для детей с нарушениями речи это задание можно соединить с занятиями по счету.

Задание 4 . Научить детей соотносить слова большой -- маленький с величиной предлагаемых предметов.

Задание 5 . Научить детей быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое:

а) без предмета:

иди -- стой иди -- прыгай

садись -- встань беги -- иди

ложись -- садись беги -- стой

сиди -- лети прыгай -- беги

б) с предметом или предметами:

возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Вове; возьми обруч, подними его над головой, пролезь в него, положи обруч к ногам.

Задание 6 . Научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не.

а) без предмета:

иди -- не ходи прыгай -- не прыгай

садись -- не садись дыши -- не дыши

беги -- не беги улыбнись -- не улыбайся

ложись -- не ложись закрой глаза -- не закрывай глаза

вставай -- не вставай катайся -- не катайся

пей -- не пей пой -- не пой

б) с предметом (мяч, обруч, кубик или любой другой предмет):

возьми -- не бери кубик дай -- не давай обруч

неси -- не неси обруч спрячь -- не прячь мяч

подними -- не поднимай мяч убери -- не убирай кубики

Вначале логопед утрированно (если это необходимо) интонирует отрицание или утверждение (отрицание -- строгой интонацией, утверждение -- мягкими, ласковыми интонациями). В дальнейшем ребенок должен ориентироваться только на значение отрицательного слова.

Задание 7 (только для группы детей). Научить различать, к кому обращена команда-просьба.

«Вова, сядь.-- Дети, са- Таня, прыгай.-- Дети, прыгайте».

«Вова, встань.-- Дети, Таня, подними руки.--Дети,

встаньте. поднимите руки».

«Нина, беги.-- Дети, бегите. Вова, закрой глаза.-- Дети,

закройте глаза».

Задание 8 . Научить детей по форме глаголов повелительного наклонения различать, к кому обращены просьбы -- к одному лицу или нескольким лицам:

иди -- идите ложись -- ложитесь

сядь -- садитесь прыгай -- прыгайте

беги -- бегите закрой глаза -- закройте глаза

подними руки вверх -- поднимите руки вверх

Задание 9 . Научить детей различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) (II склонение).

возьми шар -- возьми шары

возьми мяч -- возьми мячи

возьми гриб -- возьми грибы

возьми цветок -- возьми цветы

возьми (дай): кубик - кубики, карандаш - карандаши, лопату - лопаты, книгу - книги, картинку - картинки;

подай тетрадь - подай тетради.

Задание 10 . научить различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -а (-я) (II склонение).

Инструкция. Покажи, где нарисован(ы) дом(а).

дом - дома

глаз - глаза

перо - перья

дерево - деревья

стул - стулья

окно - окна

лист - листья

крыло - крылья

Если дети не могут выполнить задания 9 и 10, логопед должен выяснить. Усвоены ли ими понятия «много» и «один».

Следующие предлагаемые задания направлены на обучение детей различать некоторые грамматические формы слов, а также различать слова, близкие по звучанию или имеющие сходство с предметной ситуацией. Первоначально дети в своем понимании ориентируются на языковой контекст всего вопроса логопеда. Как только дети научатся без затруднений понимать и выполнять все задания, логопед постепенно может начать убирать все подсказывающие слова и дать возможность ребенку ориентироваться на различное звучание отдельных частей слова. В такой поэтапности нет необходимости, если логопед обнаружит способность детей различать грамматические формы слов.

Задание 1 . Научить детей различать слова (существительные), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком):

вагон -- газон козел -- осел мыло -- Мила

земля -- змея бочка -- точка крыша -- крыса

горшок - порошок полено -- колено нос -- воз

Задание 2 . Научить различать слова (глаголы), близкие по звучанию:

Кого несут, а кого везут. Кто купается, а кто катается.

Что висит, а что стоит. Кто копает, а кто покупает.

Задание 3 . Научить детей не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации:

моет -- умывается -- стирает несет -- везет

бежит -- прыгает подметает -- чистит

лежит -- спит шьет -- вяжет

строит -- чинит

Игровой прием к заданию

«Что мы будем стирать, а что мы будем мыть?» Дети выбирают соответствующие предметы или их изображения на картинках по названному логопедом действию.

Игру «Покажи, кто спит, а кто лежит» или «Покажи, кто везет, а кто несет» можно провести по демонстрируемым действиям, но лучше подобрать картинный материал с соответствующим сюжетом.

Задание 4 . Научить детей различать названия действий, противоположных по значению:

застегни пальто -- расстегни пальто, сними шапку -- надень шапку;

отнеси -- принеси, намочи--отожми, завяжи -- развяжи, открой -- закрой, найди -- спрячь, войди -- выйди, вымой -- вытри, включи -- выключи.

Задание 5 . Научить детей понимать действия, изображенные на сюжетных картинках:

вытирается -- вытирают, одевается -- одевают, купается -- купают, катается -- катают, умывается -- умывают, обувается -- обувают, качается -- качают, причесывается -- причесывают.

Фрагмент одного занятия

После того как дети познакомились с парными сюжетными картинками, на одной из которых какое-то лицо, например мальчик или девочка, совершает действие самостоятельно, а на другой картинке им помогает совершить это же действие взрослый, логопед предлагает детям сравнить эти картинки и показать, где девочка сама одевается, а где ее одевает мама. Если дети справляются с заданиями, то логопед убирает из своего вопроса подсказывающие слова мама, папа: «Где Оля сама причесывается, а где ее причесывают?» и т. д.

На следующем этапе из контекстов вопросов убираются все подсказывающие слова, и дети должны ориентироваться на грамматические формы глаголов, например: «Покажи, где девочка причесывается, а где девочку причесывают», «Где Вову вытирают, а где Вова вытирается?».

Задание 6 . Научить детей различать значения приставок в страдательных причастиях:

завернут (-а, -ы) -- развернут (-а, -ы) кукла, конфета;

завязан (-а, -ы) --развязан (-а, -ы) узел, бант, шнурки;

застегнут (-ы, -о) -- расстегнут (-ы, -о) пальто, воротник;

одет (-а) -- раздет (-а) кукла, девочка, мальчик;

открыт (-а, -о) -- закрыт (-а, -о) окно, шкаф, форточка.

Задание 7 . Научить детей определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие -- одному лицу или нескольким лицам:

спит -- спят летит -- летят

бежит -- бегут лежит -- лежат

идет -- идут везет -- везут

сидит -- сидят едет -- едут

стоит -- стоят несет -- несут

Фрагмент одного занятия

Логопед готовит сюжетные картинки, на одной из которых действие совершает одно лицо, а на другой это же действие совершают в этой ситуации несколько лиц. Сначала дети учатся различать грамматическую форму единственного и множественного числа глаголов, ориентируясь в понимании на подсказывающие слова, например: «Покажи, где мальчик сидит, а где дети сидят», «Где девочка прыгает, а где дети прыгают?». Затем одни и те же существительные даются в единственном и множественном числе: «Покажи, где девочка сидит на скамейке, а где девочки сидят на скамейке», «Где машина едет по дороге, а где машины идут по дороге?». Если такая постановка вопросов не вызывает затруднений в понимании, то из контекста вопросов убираются все подсказывающие слова и детям предлагается ориентироваться только на грамматическую форму глагола изъяснительного наклонения, например: «Послушай и выбери ту картинку, о которой я тебе говорю: в синем небе летят что? (самолеты). В синем небе летит что? (самолет). По реке плывет что? По реке плывут что?»

Задание 8 . Научить детей по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие, например:

Женя упал.-- Женя упала.

Женя встал.-- Женя встала.

Женя вымыл руки.-- Женя вымыла руки.

Женя вытер руки.-- Женя вытерла руки.

Женя подмел пол.-- Женя подмела пол.

Женя убрал свои игрушки.-- Женя убрала свои игрушки.

Задание 9 . Научить детей различать, кому из них надо совершать действие:

Вова, лови Нину. Нина, лови Вову.

Катя, возьми за руку Олю. Оля, возьми за руку Катю.

Катя, дай мяч Вове. Вова, дай мяч Кате.

Активизация речевого подражания

Ответственным моментом в логопедической работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные речевые реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Логопеду необходимо создать условия, в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторить) одни и те же звукосочетания неоднократно. Например, по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных и птиц: «му», «ко-ко» и т.д., цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме.

Логопед. Мы пришли и сели (сидят на стуле).

Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак, к губам).

Подудим мы в свою трубу.

Дети. Ту-ту-ту, бу-бу-бу.

«Дом маленький, дом большой».

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводит руки в стороны).

Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх).

Логопед. А у зайца маленький, ай, ай, ай (жалобно).

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.

Дети (жалобно). Ай, ай, ай.

Логопед. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Логопед. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

Логопед. Бормочут куры по ночам.

(Дети стоят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы. Похлопывают себя по коленям, произносят: тах-тах-тах.)

Дети. Tax-тax-тax.

Логопед. Поднимем руки мы к плечам.

(Дети выпрямляются, делают вдох.)

Потом опустим так.

Дети. Ко-ко-ко.

Формирование первых форм слов

После того как у детей возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиться от них воспроизведения ударного слога, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно). Важным достижением в развитии речи будет умение детей объединять два слова в одном предложении, например «Петя, пусти» или «Дай шарик».

Дети должны научиться выражать свои желания не с помощью жестов, аморфных слов или неизменяемых существительных в именительном падеже, а в повелительной форме глагола. Надо помнить, что некоторые дети не сразу могут овладеть слоговой структурой предлагаемых глаголов, поэтому вначале допустимо проговаривание только ударного слога, но в дальнейшем должны воспроизводиться минимум два слога.

Рекомендуется использовать следующие логопедические приемы: называние предметов или предметных картинок; просьба передать, взять, отдать и т. д. предмет; договаривание начатых логопедом фраз со зрительной опорой на предмет или его изображение; называние действий в повелительной форме. Необходимым условием является многократное проговаривание детьми усвоенных слов.

Задание 1 . Научить детей называть знакомые лица, предметы или предметные картинки. Примерный лексический материал

Организация обучения вождению автомобилей