Конкурсы на тему новый год для детей. Энциклопедия лучших новогодних конкурсов для детей

19.10.11 г.

Сценарий к дню пушкинского лицея

Цель:

воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина

Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.

Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна

и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво

смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:

Пушкин:

Давно ль был день разлуки шумный,

Давно ль был Вакха буйный пир.

Со мной друзей нет юности безумной,

Теперь уединенье – мой кумир.

А как мы славно пировали:

Бокалы, осушив до дна,

Свободу, вольность воспевали,

Благословляя Вакха-шалуна.

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман». (Пушкин)

Теперь один, поэт опальный,

Сижу в Михайловском своем,

Под звуки осени печальной

Я вечер коротаю с нянею вдвоем.

О, где ж вы, други юности беспечной,

Дождусь ли встречи с вами я?

Вас обниму ли с радостью сердечной,

Пожму ли руки вам, мои друзья?

Звенит колокольчик. Входит Пущин.

Пущин:

Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,

Вот, наконец, мы встретились с тобой.

Я вижу: весь в трудах полезных,

Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись

«Евгений Онегин»)

Пушкин:

Я рад!

«…Поэта дом опальный

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)

Пущин:

Давай с тобой мы выпьем за Лицей,

За дружбу, за любовь и за свободу!

За круг, уже редеющий, друзей,

Кого теряем мы все чаще год от году.

Пушкин и Пущин молча чокаются чашками

С морсом и, стоя, пьют.

Пущин:

Быть может, пьем с тобой последний раз

И не увижусь я с тобою боле.

Давай забудем горести на час,

Забудем о печали, о неволе.

Пушкин

(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш.

И пусть умрем мы оба

При стуке полных чаш! (Пушкин)

И они поют песню:

Песня

(«Гусарская баллада»)

Мы вспомним юные забавы,

И станет на душе у нас тогда тепло.

Не надо нам с тобою славы,

Лицейской дружбы сохраним навек тепло!

Наш Бахус мирный, вечно юный,

Он с лицеистами всегда был заодно.

Мы в честь него настроим струны

Но мы вино не пьем давно, давным-давно.

Пускай с отрадою печальной

Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.

Не забывай, мой друг опальный,

Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.

Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:

«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.

На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,

что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.

Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.

Дельвиг (обнимая Пушкина):

Привет, Француз, поэт-отшельник,

Как долго же не видел я тебя!

Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)

А ты совсем не бережешь себя.

Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает

И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным

До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)

Пушкин:

«И ты пришел, сын лени вдохновенный,

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)

Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.

Пушкин (снова один):

О, мои милые друзья!

«Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я.

Исполнится завет моих мечтаний:

Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)

Пушкин уходит.

На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.

За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.

Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:

1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.

2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго

Ею любовался.

3. Палярники дрейфовали на льдине.

4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).

5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.

Учительница:

Мне жаль вас, молодое поколенье:

Не чтите вы совсем родной язык.

По-русски написать для вас – мученье,

Для вас могучий русский – не велик.

На языке богатом, русском, говорили

Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…

Его боготворили, знали и любили

Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…

А Пушкин, наш великий, славный гений

(«Живи сейчас он снова среди нас»),

Он, русским словом обратившись к поколеньям,

Такую мысль бы высказал тотчас:

Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.

Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

Ученики встают, приветствуя гостей.

Пушкин:

«Доколь же вы, надменные потомки,

Смеяться будете над русским языком?

Стихов и прозы безобразные обломки

Впитают дети ваши с материнским молоком!

Средь них тогда не будет уж поэтов,

А о писателях уж я не говорю!

Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,

А о сонетах и поэмах я и не молю!

Проснитесь же вы, сонные ленивцы!

Бог помочь вам, друзья мои!

Вперяйте в книги вы свои десницы,

Наступят пусть у вас златые дни!»

Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.


Сценарий праздника «День Гимназии», посвященного Дню открытия Царскосельского лицея

  1. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б не повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

2. Ведущий 1:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.

Ведущий 2:

В начале жизни школу помню я…

Сегодня, 19 октября, исполняется 201 год со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех, учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из главных праздников. А поэт говорил про 19 октября: “Лицея день заветный”.

Ведущий 1:

А мы 19 октября называем Днём гимназии. А значит, он и наш праздник, так как все мы юные гимназисты!

Звучат фанфары.

На экране – слайды с видами Царского Села

3. Ведущий 2:

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Санкт-Петербурга.

Ведущий 1:

Приняли в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен. Их тридцать – всего один класс. Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать. Их называют “недорослями”. Обидно? Нет! Они действительно еще не доросли до службы государственной или военной и поэтому должны учиться.

Ведущий 2:

А учить их будут лучшие учителя! Образованные и начитанные, они специально готовились к преподаванию в новой школе! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству. И начала занятий они ждут с таким же нетерпением, как и мальчики.

Ведущий 1:

Сегодня – особенный день. А в такие дни получается все, что ни пожелаешь.

Ведущий 2:

Ах, как хочется оказаться в Царском Селе 19 октября 1811 года и увидеть, какими они были – лицеисты пушкинского времени.

Ведущий 1:

Давайте прислушаемся, может, мы услышим их голоса!?

Слышен стук входной двери. Из коридора доносятся голоса юных лицеистов:

– Как здорово, что сегодня, в день открытия Лицея, выпал снег!

– А-а-а-а! – слышится крик, в зал летят несколько ватных снежков.

– Нет, не удерешь, Кюхля!

– Ребята, догоняем его! За мной! – через гостиную пробегают в библиотеку.

4. Ведущий 2:

Так или примерно так заканчивался этот день 19 октября в 1811 году для лицеистов первого пушкинского выпуска. Да, они стали воспитанниками Царскосельского лицея, им предстояло готовиться к службе государственной… Но не будем осуждать их за шалости, ибо сегодня, 19 октября 1811 года, они еще просто дети.

Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов. Беседа:

– Сегодня праздник!

– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!

– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!

– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.

– Все в сборе?

– Нет! Царя ждут!

На экране – Большой зал Лицея.

Лицеисты появляются в гостиной.

Директор лицея Василий Федорович Малиновский

– Дамы и господа, Его императорское величество государь Александр Павлович!

Звучат фанфары.

Входит актер, играющий Александра Первого, занимает почетное место.

На экране – Устав Лицея.

Ведущий 1:

В день открытия Лицея лицеисты впервые увидели Устав – большую красную книгу в нарядном переплете. На обложке буква “А” – вензель императора Александра. В Уставе записаны все обязанности воспитанников и их права.

Император: «В залог же особенного НАШЕГО к сему Училищу благоволения, даруем ему титул ИМПЕРАТОРСКОГО ЛИЦЕЯ.

Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с Российскими Университетами.

Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях.

От воспитанников, вступающих в Лицей, требуется, чтобы они имели несомненные удостоверения об отличной их нравственности и были бы совершенно здоровы. Воспитанники при их приёме должны иметь от роду от 10-ти до 12-ти лет и при том представлять свидетельства о своём дворянстве».

Все воспитанники равны, как дети одного отца или семейства!

Запрещается воспитанникам кричать на служителей или бранить их, хоть люди они крепостные!

Телесные наказания запрещены!

Лицей будет иметь особенный мундир, НАМИ определённый».

(При каждом новом правиле “лицеисты” перешептываются, комментируют их.)

Ведущий 1: Обратите внимание на одного из педагогов. Как он пристально смотрит на будущих воспитанников. Это профессор Александр Петрович Куницын. Пройдут годы, и Александр Сергеевич Пушкин будет так вспоминать о своем любимом преподавателе и о торжественном моменте:

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный пламень,

Им чистая лампада возжена…

Звучат фанфары.

Директор Малиновский:

– Дамы и господа, Александр Петрович Куницын.

Выходит Куницын и обращается к лицеистам:

К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего священного храма наук. Пройдет время, и вы будете иметь влияние на благо целого общества… Дороги чести и славы открыты перед вами. Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к славе и Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!

В исполнении учеников звучит отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “19 октября” 1825 г. :

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Звучат фанфары.

Ведущий 2:

День 19 октября для всех лицеистов на всю оставшуюся жизнь стал днем особенным. “Лицея день заветный” – так именовал его А.С. Пушкин, а вслед за ним его друзья. Так называем его и мы, и те, кто будут жить после нас.

Ведущий 1:

Пройдут годы, судьба разбросает по свету тех, кто учился с Пушкиным, но каждый год 19 октября они, связанные узами дружбы, лицейского братства, будут стремится встретится своим узким кругом. Сейчас назовем лишь шестерых из них…

Сцена: звучит имена лицеистов пушкинского выпуска, каждый из них подходит к императору, кланяясь, приветствует его. Одновременно, сопровождая каждое имя, звучит краткая историческая справка о лицеисте.

Малиновский объявляет:

(выходят ученики в роли прославившихся лицеистов и рассказывают интересные факты из их жизни).

Иван Иванович Пущин – один из самых близких друзей Пушкина. “Мой первый друг мой друг бесценный” – так называл Пущина Пушкин. Стал судьей Московского надворного суда, декабрист, осужден на вечную каторгу. Автор “Записок о Пушкине” – одного из самых достоверных мемуарных источников о молодом Пушкине.

Антон Антонович Дельвиг – барон, замечательный поэт, один из трех лицеистов, посетивших Пушкина в Михайловской ссылке.

Константин Карлович Данзас – лицейский товарищ, ставший секундантом на последней дуэли Пушкина, дослужился до генерал-майора.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер – лицейский друг, которому Пушкин посвятит такие строки: “мой брат родной по музе, по судьбам”. Замечательный поэт, литературный критик, издатель альманаха, декабрист, участник восстания на Сенатской площади, осужден на 20 лет каторги.

Вольховский Владимир Дмитриевич – “суворочка”, лучший ученик пушкинского выпуска, окончил Лицей с большой золотой медалью, избрал военную карьеру, дослужился до генерал-майора, привлекался по делу декабристов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Император удаляется.

Ведущий 2:

Прощаясь с первым лицейским выпуском 2-ой директор Царскосельского лицея Егор Антонович Энгельгардт подвёл итоги шестилетнего обучения так:

«Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»

Ведущий 1:

И они будут помнить Лицей, ставший им вторым домом, своих верных друзей и уважаемых наставников. Об этом прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея, написанная 18-летним Антоном Дельвигом:

Чтец 1:

Друг на друге остановите

Вы взор с прощальною слезой!

Чтец 2:

Храните, о друзья, храните

Ту ж дружбу с тою же душой

Чтец 3:

То ж к славе сильное стремленье,

То ж правде - да,

неправде - нет.

Чтец 4:

В несчастье - гордое терпенье.

И в счастье -

всем равно привет!

Чтец 5:

Шесть лет промчалось,

как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Чтец 6:

Прощайтесь, братья,

руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Вместе:

Судьба на вечную разлуку,

Быть может,

здесь сроднила нас!


Ты наш друг и наш учитель, славный Пушкинский Лицей

(к 204- летию со дня открытия)

Литературная гостиная

Литературная гостиная приурочена к 204-летию со дня открытия Пушкинского Лицея.

Участвуют 8 мальчиков-шестиклассников. В сценке между так называемыми лицеистами Пушкиным, Пущиным, Дельвигом, Яковлевым, Кюхельбекером и Матюшкиным происходит знакомство, затем - урок словесности, после него - прогулка, потом - урок математики... В конце мероприятия каждый лицеист рассказывает, кто кем стал после окончания Лицея, как сложилась его судьба.

Звучат записи романса "Соловей" на стихи Дельвига и "Буря мглою небо кроет..." на слова стихотворения Пушкина "Зимний вечер". Среди присутствующих была проведена викторина на закрепление услышанного. Участники были поощрены грамотами и "лицейскими" медалями.

Сценарий

Оформление : книги, гусиные перья с чернильницей, звонок, пластинка с записью романса «Буря мглою небо кроет…(на стихи Пушкина «Зимний вечер», муз. М. Яковлева), картина Репина «Пушкин на экзамене в лицее», мальчики – лицеисты в парадной форме (6 из 7 кл.).

1 Ведущий:

Если дружбу и верность ценим,

Над землей отгорел не зря

День товарищества, День лицея -

Девятнадцатое октября.

2 Ведущий: Мы приглашаем вас отправиться в Царское село начала 19 века. В 1811г. по всей России пронесся слух: недалеко от Петербурга открывается особое учебное заведение.
1 ведущий

«Дайте мне Указ прочесть.

Вот святилище наук!

Юношество приглашаем

В нем отлично обучиться,

Для России потрудиться.

В Храм науки все скорей,

В императорский Лицей».

Подходят с двух сторон мальчики

Разговор мальчиков:

Что-то новое… слыхали?

Да! Лицеем обозвали.

Что же значит сей Лицей?

Надо выяснить скорей!

Аристотель так учил.

Он тогда в Афинах жил.

И, гуляя по аллеям,

Размышлял он о Ликее.

А на русский лад - Лицей.

И хватает здесь аллей.

Обучение – 6 лет.

Так решил их педсовет.

– Говорят, не будут бить.
– Как без этого учить?
– Вы дикарь! Как Вам не стыдно?! За Россию мне обидно!

2 Ведущий: Итак, 195 лет назад, 19 октября 1811 г. в Царском Селе 30 мальчиков сели за парты и стали однокашниками. Им было в среднем лет по 12. Мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет. Среди них были и проказники, и спорщики, и лодыри, и порой, неучи.

Они уже познакомились, пригляделись друг к другу. (представляются): Александр Пушкин, Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгем Кюхельбекер, Фёдор Матюшков, Михаил Яковлев. (и другие).

Пущин: Господа, Пушкин нас опередил: многое прочёл, о чем мы и не слыхали. Но главное достоинство его составляет то, что он не важничает…(обнимает Пушкина). Разрешите представиться – нумер 13-ый, Иван Пущин.

Пушкин: А –а, сосед! А я – нумер 14 – Александр Пушкин.

Пущин: Очень рад такому соседству. А, знаете, господа, в общем не трудно привыкнуть к новой жизни.

Дельвиг: Ну да… вставать с 6 утра!

Яковлев: А с 7 до 9 – класс!

Дельвиг: Но зато в 9 чай с белой булкой!

Пушкин: И первая прогулка до 10!

Яковлев: Но с 10 до 12 снова класс!

Дельвиг: А с 12 до часу вторая прогулка!

Кюхельбекер: С 2 до 3 нудное чистописание!

Матюшкин: Но и рисование!

Пущин: И, наконец, чай и 3-я прогулка. Нет, господа, что ни говори - жить можно!

1 Ведущий (он же учитель) звонит и объявляет:

Господа, урок словесности.

(все садятся: на столе- листочки, перья).

Вы вчера писали в прозе.

А сейчас в стихах – о розе.

Кюхельбекер! Написали?

Кюхельбекер: Снова мысли поскакали.

Учитель: Милый Пущин! Что же с вами?

Пущин: Я, профессор, не Державин.

Учитель: Что же Пушкин Саша скажет?

Все хором: Он сейчас стихи покажет.

Пушкин отдаёт лист, учитель читает, потом говорит:

Учитель: О! Прекрасно! Прочитайте!

И другим пример подайте!

Пушкин читает: Где наша роза, друзья мои?

Увяла роза, дитя зари,

Не говори: так вянет младость!

Не говори: вот жизни радость!

Цветку скажи: прости, жалея!

Все хлопают.Звонок.

Появляется гувернер:

Господа, по чашке чая,

вот всем булки,

настало время для прогулки.

Вы только парами идите.

Достоинство своё храните!

(лицеисты сначала идут парами, потом устраивают свалку)

Гувернер: Ах! Вы опять все здесь вповалку.

Перед дворцом устроить свалку.

Не могут без проказ!

За вами нужен глаз да глаз.

Знать, плохо я вас сторожу-

Директору все доложу!

Пушкин: Вы помните ль то розовое поле,

Друзья мои, где красною весной,

Оставя класс, резвились мы на воле

И тешились отважною борьбой?

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья.

2 Учитель звонит и объявляет:

А теперь, господа, урок математики.

(Все решают. Один Пушкин ничего не делает).

Учитель: Пушкин, решайте уравнение.

Пушкин: Я не умею.

Учитель: Идите и решайте, а вы все поспешайте!

(Пушкин мучается у доски)

Учитель: Я всё стою печально и смотрю…

Пушкин: Но уравнение равно нулю.

Учитель: У вас всегда и всё нулю равняется.

Да! С математикой у вас не получается.

Вы на последней парте заседайте,

Свои стихотворенья сочиняйте.

Вот вам единственный совет.

Все лицеисты: Но он у нас большой поэт.

(по очереди встают, говорят, садятся)

1-й лиц. Наша лицейская семья была интернациональна.

2-й лиц. Кюхля – немец по отцу и матери

3-й лиц. Отцы Данзаса, Дельвига – немцы.

4-ы лиц. У Горчакова, Матюшкина матери – немки.

5-й лиц. У Пушкина прадед – арап.

1 Ведущий: Но Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России. И все лицеисты пушкинского выпуска считали себя в дальнейшем истинно русскими.

Пушкин:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа, неразделим и вечен!

Неколебим, свободен и беспечен.

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело, всё те же мы…

Все вместе: Нам целый мир чужбина.

Отечество нам Царское село.

2 Ведущий: Все воспитанники были равны, никто не мог презирать других или гордиться перед другими чем бы то ни было.

(Пауза. Лицеисты встают).

Последние лицейские дни. Май 1817 года. Выпуск воспитанников прошел тихо и скромно. Были розданы награды: медали, похвальные листы. На лицевой стороне лицейской медали были изображены: сова – символ мудрости, лира – символ поэзии, свиток и венки: лавровый – символ славы и дубовый – символ силы. Над ними надпись: «Для общей пользы».

Затем выпускники запели «Прощальную песнь», написанную Дельвигом.

Дельвиг: Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

(руки вместе, обняться)

Простимся, братья! Руку в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, здесь сроднила нас!

1 Ведущий: 19 октября 1811г. в Царском Селе (ныне г. Пушкин) 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Через 6 лет они получат аттестаты. Класс как класс, мальчишки как мальчишки, из которых выйдут потом: (лицеисты представляются)

Поэты: Александр Пушкин и Антон Дельвиг. У Дельвига написано много стихов в духе народных песен. Самая известная – «Соловей мой, соловей». Композитор Алябьев на слова этой песни написал романс «Соловей». Прослушаем запись.

Декабристы: Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер

Пущин: Когда Иван Пущин находился в ссылке в Сибири, его друг Александр Пушкин прислал ему письмо:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил, когда мой двор уединенный

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней.

Мореплаватель: Федор Матюшкин. Его именем назван мыс в Северном Ледовитом океане.

Композитор: Михаил Яковлев.(Он написал лучший свой романс «Буря мглою небо кроет…» на стихотворение Пушкина «Зимний вечер». Пушкин написал его в Михайловском изгнании, а посвятил своей няне).

Прослушивание пластинки.

Говорят лицеисты:

1:

2: Дата сия освящена стихами и чувствами Пушкина.

3:

Пушкин и его заветные друзья всегда оставались патриотами России, талантливыми сынами Отечества, радетелями и страдателями за его судьбу.

4:

5:

Дружбы, рожденной в стенах Лицея.

2 Ведущий: Все лицеисты пушкинского выпуска до последнего дня не забывали своих друзей и каждый год 19 октября отмечали очередную лицейскую годовщину, кто у лицейского старосты Михаила Яковлева на квартире, а кто в Сибирской ссылке, как Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер. И последний лицеист, переживший всех своих товарищей, Александр Горчаков будет отмечать 19 октября в одиночестве.

(пауза) Пушкинский Лицей продолжается.

Пущин : На пороге наших дней неизменно мы встречаем,
Узнаем и обнимаем наших истинных друзей.

Дельвиг :Здравствуй, время гордых планов,
Пылких клятв и добрых встреч!
Свято дружеское пламя, да не просто уберечь.

Кюхельбекер: Вот бы жить, как в оны дни,
Вот бы жить легко и смело,
Не рассчитывать предела
Для бесстрашья и любви.

Яковлев:

И, подобно лицеистам, собираться у огня
В октябре багрянолистом
Девятнадцатого дня.

Пущин

На дорогах наших дней,
В перепутьях общежитий

Все :Ты наш друг и наш учитель,
Славный пушкинский Лицей!


Сценарий праздника ко Дню лицеиста

Ведущий:

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады, что собрались все в этом зале на наш праздник.

Нам бы жить, как воны дни,

Нам бы жить легко и смело,

Не испытывать предела

Для несчастья и любви,

И подобно лицеистам

Собираться у огня

В октябре багрянолистном

19 –го дня!

А.С.Пушкин так писал о своих лицейских годах: «В начале жизни школу помню я…» И как же её забыть, если здесь он провёл шесть необыкновенных лет, здесь развился его поэтический талант, здесь в лицее, обрёл он дружбу, познал радость первых творческих успехов.

Первый пушкинский выпуск запомнился потомкам талантливыми воспитанниками, а день открытия лицея – 19 октября – стал для многих днем доверия, искренности, понимания.

И мне так приятно сейчас, забыв о волнениях нашей неспокойной жизни, воскликнуть: «С праздником Вас! С днём открытых сердец!»

Давайте сейчас вместе с вами мысленно перенесемся в Царское Село Х1Х века.

Игра в Лицей. Сценка должна пройти быстро и весело.

Девочка:

Собирайтесь все скорей – поиграем мы в лицей!

(Директора и министр могут представляться сами)

Разумовский: Вот министр Разумовский.

Малиновский: Вот директор Малиновский.

Энгельгардт: Вот директор Энгельгардт.

Император Александр 1 : Отступили шаг назад.

Александр, царь России!

Всех, кто нужен пригласили?

Девочка: Пригласили, они здесь.

Император: Дайте мне указ прочесть.

Вот святилище наук!

Ныне двери отверзаем –

Юношество приглашаем

В нём отлично обучиться

Для России потрудиться

В храм науки все скорей,

В императорский лицей.

Публика гуляет в Царском селе.

Что-то новое… слыхали?

Да, лицеем обозвали.

Что же значит сей лицей?

Надо выяснить скорей!

Аристотель так учил.

Он тогда в Афинах жил.

И гуляя по аллеям,

Размышлял он о Лике.

А на русский лад Лицей.

И хватает здесь аллей.

Говорят, не будут бить!

Как без этого учить?

Вы дикарка! Вам не стыдно? За Россию мне обидно!

Обучение - шесть лет.

Так решил их педсовет.

Кто-то мне ещё сказал – всем отдельный дортуар.

Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.

^ Один из отцов: Да! Любовное посланье

Написать в тиши ночной…

А это его супруга: Не супруг, а наказанье.

Ну-ка быстренько домой.

Чтец: Всем сначала очень быстро

Сдать экзамен у министра!

Разумовский в кабинете.

Все уже собрались дети?

^ Хором: Все собрались. И в волненье.

Разумовский: Всех детей ко мне скорее!

Группа мальчиков. Все очень волнуются.

Экзамен сдаёт Вольховский. Показывает Разумовскому лист. Разумовский внимательно смотрит.

Разумовский: Что ж… Математика отлично!

Показывает другой лист.

Разумовский: История – весьма прилично!

Третий лист.

Разумовский: Словесность – слог прекрасный, броский! Так… Как фамилия?

Вольховский.

Горчаков жестикулирует. Лицо очень умное.

Разумовский : Ну, что ж? Ответы идеальны.

Весьма, весьма, весьма похвально!

Я не жалею ярких слов!

Фамилья ваша?

Горчаков.

^ Пушкин. Пушкин должен произнести 2-3 фразы по- французски.

Разумовский: Что ж… Во французском языке вы показали высший класс!

Пушкин протягивает лист.

Разумовский: Как с русским же, с родным у вас? Не очень хорошо. Старайтесь.

Побольше русским занимайтесь.

Протягивает другой лист.

Разумовский: В истории отменный дар! Вы кто?

Я Пушкин Александр!

Разумовский: Так сколько будет их учиться?

Девочка: О! Господин министр! 30!

Сияли синие мундиры

И красные воротники

Под Солнцем Северной Пальмиры

В лицей стеклись ученики.

День торжества октябрьской сини

Был днём рождения друзей…

Надеждой, будущим России

Куницын видел тот лицей.

Здесь были Пущин, Кюхельбекер

И Пушкин с Дельвигом – квартет

Где место дружеской опеке

И шалостям лицейских лет.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»-

Здесь от восторга Пушкин восклицает,

И пунш в его руках играет,

И слышится приятный шепот муз…

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Да, есть преемственность традиций!..

Другой октябрь, и день иной,

И новый пушкинский Куницын

Глядит на лицеистов строй.

Но цель – величие России –

Всё та же. Юные сердца

Приложат максимум усилий

Быть лицеистом до конца.

И с каждой новой годовщиной

Крепить союз ума и рук.

Лицей – подножие вершины,

Республика естественных наук.

Друзья мои! Прекрасен наш союз!

Мы восклицаем так же, как поэты.

Ведут нас по дороге 9 муз.

И мы гордимся все дорогой этой.

Учащиеся держат в руках буквы, составляющие слово Л И Ц Е И С Т

Л – это любовь! Любовь к жизни, к знаниям, к наукам!

И – это интеллект!

Ц – целеустремлённость в жизни!

Е – ещё уважение к старшим, отцу, матери, учителям!

И – и опять вернулись к И. И – это интерес ко всему новому, интеллигентность.

С – стремление быть первым, старательным быть.

Т – это талант!

1: 19 октября 1811 года в Царском селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали лицеистами. Эти юнцы выросли поэтами, министрами, офицерами, сельскими домоседами и неугомонными путешественниками. За шесть лицейских лет они стали друзьями и пронесли эту дружбу через всю жизнь.19 октября 1811 года в России произошло событие, которое во многом определило ее развитие на сто лет вперед.

2: Был путь России славным и тернистым
Передовою мыслью и пером,
Он был воспет великим лицеистом,
И мы решили вспомнить о былом.

^ 3: Сегодня празднует лицей свою святую годовщину.
Растет от года круг друзей,
В семью сливаются едино.

4: Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина: Отечество нам Царское село.

5: Знаменитые, известные каждому пушкинские строки. Поэт напишет их 19 октября 1825 года в Михайловской ссылке, в глуши, в полном одиночестве, за 300 верст от Петербурга. Но он знает, что там, вдали, обязательно соберется круг его лицейских товарищей, чтобы отметить 14-й День рождения лицея.

6: И пока будет жив последний лицеист, эта традиция не прервется. И даже когда последний ученик из пушкинского класса покинул этот мир, праздник продолжали отмечать лицеисты следующих поколений, а слава его разрасталась из года в год. И теперь многие в нашей стране считают 19 октября Днем, когда родилась русская поэзия.

7: В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Акулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной при клинах лебединых,
Близ вод, сиявших в вышине,
Являться муза стала мне.

9: Некогда, еще до начала нашей эры, одна из окраин греческого города Афины носила название Ликей. Там находился храм Аполлона, окруженный прекрасным садом. А в саду при храме располагался знаменитый “гимнасий” - школа великого учителя и философа древности Аристотеля. Вот откуда берет свое название первый русский лицей. " 1 Лицей в Царском селе был основан указом Александра 1 в 1811 году. На него возлагались большие надежды; он должен был готовить воспитанников - для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.

10: Вы помните, когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли,
И встретили нас Куницын,
Приветствием меж царственных гостей

11 :19 октября состоялось торжественное открытие лицея. К парадному крыльцу большого лицейского дома подъезжали гости из Петербурга. По широкой лестнице поднимались они на второй этаж в актовый зал. Здесь, между колонами, стоял стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. По правую сторону стола в три ряда выстроились лицеисты- 30 мальчиков в одинаковых, синих мундирах, в белых брюках, в высоких сапожках.

12: Начались занятия, потекла размеренная жизнь. Программа была обширной. Первые 3 года посвящались изучению языков: российского, латинского, французского, немецкого, а также математики, словесности, риторики, истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде, плаванию.

^ 13: В начале жизни школу помню я,
Там нас, детей беспечных, было много,
Неровная и резвая семья…

14 :Так напишет о лицее Александр Пушкин в 1830 году. “Лицейский дух ” на всю жизнь запомнится лицеистам первого – пушкинского выпуска – это был дух товарищества и чести. Дружба без всякой подлости была священна.

15: Правила лицея гласили: “”Все воспитанники равны как дети одного отца и семейства, а потому никто не может призирать других или гордиться чем ни было. Если кто замечен будет в том пороке, тот занимает самое нижнее место по поведению, пока не исправится”.

16: Шесть лет промчалось как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечество призванье
Гремит наш: шествуйте сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку
Быть может здесь сроднила нас!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой!

^ 17: Выпускники Лицея прославили не только свое имя, но и Лицей и Россию. Вот их имена:

18: Александр Пушкин – великий русский поэт.

19: Федор Матюшкин – путешественник- мореплаватель, контр-адмирал, сенатор, в его честь назван мыс Матюшкин.

^ 20: Александр Горчаков – секретарь российского посольства в Лондоне

21: Константин Данзан – боевой офицер, генерал.

22: Сергей Ломоносов – дипломат

2 3: Михаил Яковлев - тайный советник, сенатор.

^ 24: Алексей Илличевский - начальник отделения министерства финансов России.

25: Семен Есаков - в 30 лет полковник, награжденный многими наградами за служение Отечеству.

^ 26: Павел Юдин - служил в министерстве иностранных дел.

27: И многие другие, чьи имена золотыми буквами вписаны в историю России.

28: И сегодня в день 197-летия основания пушкинского лицея мы с гордостью произносим слова великого русского поэта

29: Благослови, ликующая муза,
Благослови, да здравствует Лицей!

^ 30: Между пушкинскими лицеистами и нами есть чувство родства, несмотря на эпохи, разделяющие нас.

31: Говорят, что на самом деле
Лицеистов простыл и след,
Но не верьте этому, люди,
Наш лицей выпускает их в свет.
Пусть лицей наш не Царскосельский,
Нет здесь Пушкина, Дельвига нет,
Но устав лицейского братства
Здесь хранят уже много лет.

32: “Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями” - учил профессор Куницын своих воспитанников - лицеистов. И сегодня, в начале нового тысячелетия Россия как никогда нуждается в умных, честных и энергичных гражданах. Помните: любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

33: Школа - наш второй дом. Любите её, берегите её традиции, приумножайте её славу. Помните, что друзья даются один раз. Любите школьных друзей. Свято берегите лицейскую дружбу и пронесите ее через всю жизнь.

34: Сегодня гудит словно улей лицей,
Собрали мы в гости всех наших друзей.
Жили мы дружно лицейской семьей
Примем и вас с открытой душой

35: Помните, что ученье - это главный труд лицеиста. Не унижайте себя безделием. Среди людей чести всегда ценятся ум, образованность, интеллигентность.

36:
И вместе двинемся вперед.
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет!

Как бесконечно, стремительно время Да, время всё стремительней, быстрей.

Вот уж октябрь, и зима у двора. Сегодня посвященье в лицеисты.

А мы вспоминаем сегодня мгновенья, День выбран не случайно: лицеисты

Когда в сентябре собралась детвора. Пришли впервые в этот день в лицей.

Два века уж прошло с тех давних дней.

Мы вспоминаем про чертог Царицын,

Мы вспоминаем имена и лица –

Союз прекрасный истинных друзей.

Лицеист 1:

Сегодня мы принимаем в нашу семью новое пополнение. Прощу учащихся 1 класса встать. Наступает торжественная минута принятия клятвы. Для принятия клятвы всем встать!

КЛЯТВА

Вступая в ряды лицейского братства, клятву даем:

Дорожить честью лицеиста

КЛЯНЕМСЯ!

Крепить лицейское братство

КЛЯНЕМСЯ!

Любить свою профессию

КЛЯНЕМСЯ!

Стремиться к идеалам добра и справедливости

КЛЯНЕМСЯ!

Тесней, о милые друзья
Тесней наш верный круг составим
Вошедших вновь в лицей поздравим,
Лицей запомнит ваши имена.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт – сын ошибок трудных

И гений – парадоксов друг.

И мир огромный открывая

Всё тем же опытным путём

Мы по дороге вдаль шагаем

С большим тяжелым рюкзаком.

Мы на праздник посвященья

Вышли не для выступленья,

Просто мы хотим сказать:

Наших заповедей – пять.

Никогда их не забудем,

Выполнять всегда их будем.

В деле поможет дружба нам верная,

А дел интересных – не перечесть

Ведь гимназиста заповедь первая:

Доброе сердце, совесть и честь.

Каждому доброе сердце

Точный укажет путь

Верное это средство

Ты про него не забудь.

Мы постараемся на свете всё постичь,

Учёбу превращая в приключенье,

Со знаниями к нам придет уменье,

Чтобы вершин познания достичь.

Мы все научимся ценить мечту,

Изучим край родной, ребята,

Мы сбережём любовь к России свято:

Её историю, судьбу и красоту.

Младшие вместе и старшие

В добрых, хороших делах

Гордимся гимназией нашей:

Судьба её в наших руках.

Первоклассники поют песню «Топ – топ»

Топ-топ, топает малыш

По ступенькам знаний вверх, не вниз!

Соски и пустышки не сосем,

А гранит науки мы грызём.

Припев: Топ-топ! Топ-топ!

Очень не легки,

Топ-топ! Топ- топ!

Первые шаги!

Топ – топ, время не теряй,

Поскорее знанья получай.

В мир науки очень сложен путь,

Ты об этом помни, не забудь!

Скоро- скоро-скоро подрастём

И в лицей учиться мы пойдём.

Лицеисты, вы пока сейчас,

Учителями станете для нас.

По традиции 1 класс танцует вальс.

А теперь наше сказочное поздравление первоклассникам.

Школьники против «Диких гитар»

Персонажи: Маша

Кот Матвей

Баба Яга

Маша: Витя, у меня есть сюрприз! Смотри! Пришла посылка от Василисы Премудрой, а в ней вот этот сундучок! И записка!

Витя: Сундучок особый это!

Он с сюрпризом и секретом!

Он всегда в беде поможет,

Силы, знания умножит!

Влетает Баба Яга.

Б.Я.: А Баба Яга против! Какие ещё знания! И так все умные стали!

Поёт (на мотив «В траве сидел кузнечик…»)

Всё знают нынче дети!

Их не заманишь в сети!

На всё найдут ответы!

Их трудно обмануть!

Их не заманишь в сети!

Представьте себе, представьте себе!

Их трудно обмануть!

Противные детишки!

Зачем –то лезут в книжки!

Сидели бы, как мышки!

Короче, просто жуть!

Представьте себе, представьте себе!

Сидели бы как мышки!

Представьте себе, представьте себе!

А эти – просто жуть!

Вот так подарочек! Надо Кащея предупредить!

Витя: Баба Яга что-то задумала! Маша, давай откроем сундучок! Может, он подскажет, что делать.

(Достают из сундучка Волшебную книгу)

Кот Матвей: Эх, бараночки – конфеты,

Бары – растабары!

Мы лесные «Самоцветы»

«Дикие гитары»!

Мы кричим и бренчим,

И барабаним,

А кого в лесу найдем,

С тем шутить не станем!

На части разорвем!

На части разорвем!

На части разорвем!

Эй, тормози! Опять фонограмму заело!

Маша: Ай, да артисты! Умора!

Витя: Маша, подожди! Дяденька кот, можно спросить?

Кот Матвей: Что? Мальчишка? Опять камнями будешь бросаться, из рогатки стрелять? Лучше не подходи, фр-р-р!

Витя: Что вы! Я камнями не бросаюсь!

Кот Матвей: Девочка? Очень люблю девочек! У тебя колбаса есть?

Маша: Нет у меня никакой колбасы! Как вам не стыдно! Здесь школа! Здесь дети учатся!

Кот Матвей: Какая школа?

Кот Матвей: Я слышал, что в школе детей мучат!

Витя: Не мучат, а учат! Здесь всех детей любят и уважают!

Кот Матвей: Вот этих малявок учат? Дети, не ходите туда! В школе сначала бьют линейкой по голове, а потом оставляют без обеда. Не верите? Спросите у родителей! Вас били линейкой по голове? А без обеда оставляли? Ну, это вам повезло! А сейчас дети шляются без призора, из рогаток стреляют, меня за хвост таскают!

Витя: Это плохие дети, а у нас тут все хорошие!

Кот Матвей: Не верю! Не верю!

Раздаётся музыка!

Появляется Кащей на велосипеде.

Кащей поёт на мотив «Я – шоколадный заяц…»

Я – молодой красавец,

Я – редкостный мерзавец,

Железный на все сто!

Сто-сто-сто!

Отличный воспитатель,

Тружусь я как спасатель!

Всегда борюсь за то,

То-то-то!

Чтоб дети все ругались,

Пинались и щипались!

Ведь это так смешно

Но-но-но!

Когда их с книжкой вижу,

То просто ненавижу!

Подпорчу всё равно!

Кащей: Что здесь?

Кот Матвей: Вот, говорят, что я петь не умею!

Кащей: Слушай, Матвей! Ещё раз твоё пение под окном услышу – не сносить тебе головы! Всю ночь из-за тебя не спал! Аж зуб разболелся! А это что за толпа?

Баба Яга: Это дети. Учиться хотят!

Кащей: Учиться? Странное желание! И что: все хотят?

Баба Яга: Все, ваше Бессердечие!

Кащей: Может, мне их в порошок стереть?

Маша: Ой, больно мы тебя испугались!

Кащей: Что? Да ты знаешь, кто я такой!

Витя: Знаем. Ты – Кащей Бессмертный, про тебя все в книжках написано! А зубы у тебя болят, потому что злой ты.

Маша: Вот сделаешь доброе дело – мы тебя вылечим!

Кащей: Я не умею! Меня не учили добрые дела делать!

Витя: Проси директора, чтобы тебя в школу взяли. Здесь учат не только читать и писать, но и добрые дела делать.

Кащей: Возьмите меня к себе в школу хотя бы дворником. У меня чистота вечная будет, ведь я же бессмертный!

Кот Матвей, Баба Яга: Ваше Бессмертие, а можно и мы в школу пойдем?

Кащей: Это не ко мне, это к директору. Ваша Премудрость, возьмете моих охламонов в школу?

Эх! Сейчас бы станцевать!

Танец бабок ежек на музыку из м/ф «Летучий корабль»

А закончить наш праздник мы хотим песней о нашей школе.

Друзья! Дадим друг другу руки,

И вместе двинемся вперед.

И пусть под знаменем науки

Союз наш крепнет и растёт!

Песня на мотив «Что такое осень» ДДТ Шевчук

Что такое школа – это стены,

Может это Завуч и Директор?

Школа – это здание и мы его наполним

Добротой, заботой и любовью.

Школа, наша, мир доброты.

В спорте всех побеждать.

Что такое школа – это дети.

Школа – это разные науки.

Школа – это дом для многих поколений,

Всех, кто плакал, школу покидая.

Припев: Школа, наша, лучшая ты,

Школа, наша, мир доброты.

Счастье знания здесь получать,

В спорте всех побеждать.

Что такое школа – это знания,

Классные часы, уроки, танцы.

Школу никогда мы не забываем,

С нею мы не сможем распрощаться.

Припев: Школа, наша, лучшая ты,

Школа, наша, мир доброты.

Счастье знания здесь получать,

В спорте всех побеждать.

Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на
столе конторка, подсвечники, чернильница с гусиным пером.
На протяжении всего праздника используется презентация.
1. Дети заходят в зал под музыку Штрауса, рассаживаются.
2. Звучат фанфары.
Выходят ведущие и 2 чтеца
1 чтец
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
…Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…
Ведущий 1.
Эти поэтические строчки напишет взрослый, мудрый А.С. Пушкин, вспоминая годы
обучения в Царскосельском лицее – школе, ставшей для него домом.
2 чтец
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого, Но
видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Ведущий 2.
19 октября исполнилось 2005 лет со дня открытия Царскосельского лицея. Для всех,
учившихся вместе с А.С. Пушкиным и в последующие годы, этот день стал одним из
главных праздников.
Ведущий 1.
Александр Сергеевич Пушкин про день ­ 19 октября говорил: “Лицея день заветный”.
3. Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» тихо.

2
Ведущий 2:
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой,
Леса, где я любил, где чувство развивалось,
Где с первой юностью младенчество сливалось,
И где, взлелеянный природой и мечтой,
Я знал поэзию, веселость и покой.
Эти строки А.С. Пушкин посвятил Царскому Селу, где он провел 6 лет отрочества и
юности.
Ведущий 1:
В 1811 году 12­летнего Александра привезли в Царское Село для поступления в
Лицей.
Название учебного заведения связано с классической древностью. Лицеем
называлась древнегреческая философская школа на окраине Афин, у храма Аполлона
Лицейского.
Возникновение Лицея связано с планами прогрессивного преобразования
государства.19 октября 1811 года в большом зале Царскосельского лицея было
торжественно зачитано постановление.

Ведущий 2.
Постановление о лицее.
Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно
предназначенное «к важным частям Службы государственной». Сообразно сей цели,
Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, знаниями и
нравственностью своей общее доверие заслуживающих. Лицей в правах и
преимуществах своих равняется с Российским Университетом.
Ведущий 1.
День 19 октября навсегда стал особенным для лицейских воспитанников – днем
рождения школы и начала дружбы, днем воспоминаний о юности, о друзьях и
наставниках. Через 6 лет, прощаясь с лицеем, первые его питомцы дадут клятву друг
другу «И последний лицеист будет праздновать 19 октября.»
Ведущий 2.
«Благослови, ликующая муза,
Благослови: Да здравствует лицей!»
Опять листва горит, как свечи,
И парка темного собор.
Приходишь ты на вечер встречи
С самим собой.

3
4. Звучит музыка Штрауса.
Под музыку танцуют вальс.
На фоне музыки звучат слова:
Ведущий1:
В лицейском парке у пруда
Вальсирует листва берез.
И Пушкин с Пущиным вдвоем…
Их листопад почти занес.
Занес лицейские мостки,
Занес скульптуры и скамьи.
Друзья в саду совсем одни,
Читают новые стихи.
Ведущий 2.
В лицейском парке у пруда
Мечтают о любви друзья,
О славе думают они,
Читают Пушкина стихи.
В лицейском парке у пруда
Опять встречаются друзья.
Вальсирует листва берез.
И листопад уж всех занес.
Слайд 1. Презентация (история создания, традиции Царскосельского лицея)
Слайд 2. 1 ведущий: 205 лет назад, 19 октября 1811 года, в Царском селе царило
особое оживление: на этот день было назначено торжественное открытие Лицея.
Слайд 3. 2 ведущий: К зданию Лицея то и дело подъезжали кареты, экипажи –
съезжались видные сановники и педагоги Петербурга, родственники лицеистов. На
торжестве должен был присутствовать Александр I.
Слайд 4. 1 ведущий: императорский Царскосельский Лицей – привилегированное
учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное к
важнейшим частям службы государственной».
Слайд 5. 2 ведущий: Император Александр Первый лично утвердил в 1811 году
список первых воспитанников Лицея и лично раздал им через шесть лет награды и
дипломы.
Слайд 6. Лицеист: Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын

4
Приветствием меж царственных гостей.
Лицеист: Лицей стал для нас родным домом, нашей республикой со своими законами,
братством, дружбой.
Лицеист: Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались регулярные
занятия, потекла обычная лицейская жизнь. «Шесть лет соединенья».
Слайд 7. 1 ведущий: Распорядок дня в Лицее.
 Подъем по звонку в 6 часов.
 От 7 до 9 часов – класс, то есть учебные занятия.
 В 9 – чай с белой булкой.
 Сразу после чая первая прогулка до 10 часов.
 От 10 до 12 – класс.
 С 12 до часу – вторая прогулка. Гуляли обязательно в любую погоду.
 Потом повторение уроков или вспомогательный класс для отстающих.
 В половине 9 звонок к ужину.
 После ужина до 10 часов – отдых, развлечения.
 По средам и субботам бывало вечернее танцевание и фехтование.
 В 10 часов – вечерняя молитва, сон.
Слайд 8. 2 ведущий: Лицеистов поселили в отдельные номера­комнаты. В номер 14
поселился Пушкин.
Слайд 9. В комнате было только необходимое для отдыха и занятий.
Слайд 10. 1 ведущий: Скоро все лицеисты объявили себя «скотобратцами» и, как
водится, наделили друг друга прозвищам:
(Ведущие читают по очереди)
1. Слайд 11. Вильгельм Кюхельбекер – Кюхля
2. Слайд 12. Антон Дельвиг – Тося
1. Слайд 13. Михаил Яковлев – Буффон
2. Слайд 14. Иван Малиновский – Казак
1. Слайд 15. Александр Горчаков – Князь
2. Слайд 16. Константин Данзас – Медведь
1. Слайд 17. Иван Пущин – Большой Жанно
2. Слайд 18. Федор Матюшкин – Матюшко
1. Слайд 19. Александр Пушкин – Француз, Помесь обезьяны с тигром.
Лицеист: С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.
Лицеист: Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит
по­русски, того штрафуют.

5
Лицеист: Не пропускаются дни рождения.
2 ведущий: Они были обыкновенными мальчишками, любили пошалить.
Сценка. (Пушкин, Пущин, Малиновский)
- Я.
- Я.
- И я затеяли выпить гоголю­моголю.
Пущин: Я достал рому, добыли яиц.
Малиновский: Натолкли сахару.
Пушкин: И началась работа у кипящего самовара.
Пущин: Тут начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше
дело и что мы одни виноваты.
Пушкин: Постановление следующее: две недели стоять на коленях во время утренней
и вечерней молитвы.
Малиновский: Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по
поведению.
Слайд 21. 1 ведущий: В январе 1815 года в Лицее был назначен публичный экзамен.
Лицеист (читает газету): Императорский Царскосельский Лицей имеет честь
уведомить, что 4­го числа будущего месяца от 10 до 3 по полудни имеет быть в оном
публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода из младшего
в старший возраст.
Это был экзамен – смотр, чему научились за три с лишним года, ибо достигли
середины.
Пушкин: Державин был прижизненной легендой. Как узнали мы, что Державин будет к
нам, все мы взволновались.
2 ведущий: Экзамен очень утомил Державина. Пушкин прочел «Воспоминания в
Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.
Пушкин: Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в
восхищении. Он меня требовал, хотел обнять… Меня искали, но не нашли.
Лицеист: Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: «Я не умер!»
Лицеист: Учиться еще два года.
Слайд 22. Ведущий 1.

6
В день открытия лицея в честь одного из самых выдающихся его выпускников принято
проводить конкурсы чтецов, разнообразные гостиные, пушкинские чтения.
Ведущий 2.
Мы открываем пушкинские чтения.
На сцену приглашается …………………………………………………….
Ведущий 1:
В лицее пришла к Пушкину слава.
Окончив Лицей, Пушкин поселился в Петербурге. Столичная жизнь с её театрами,
балами, литературными обществами захватила поэта.
«Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромном зале всё дрожало
Паркет трещал под каблуком…»
Так в своём знаменитом романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин писал про балы.
Попробуем и мы с вами побывать на таком балу.
Ведущий 2.
У нас сегодня свой маленький бал,
Я думаю, Пушкин бы с нами сплясал
Танец весёлый исполним сейчас,
И очень просим поддержки у вас!
5. Полонез.
6. Танец полька под музыку С. Рахманинова «Итальянская полька»
Ведущий 1:
Но на балах не только танцевали, а ещё и в фанты гости все играли.
ИГРА «ФАНТЫ»
1. Прочти стихотворение о любимом времени года А. С. Пушкина
2. Сыграть на фортепьяно
3. Разгадать шараду
 Слог первый рвётся в облака, ­
ты лишь надуй его слегка.
Ещё два слога надо взять
и имя женское создать.

7
А в целом ­ интересная игра,
загадкой называется она.
Ответ: шар+Ада= шарада.
 Начало деревом зовётся,
конец ­ читатели мои.
Здесь, в книге, целое найдётся,
и в каждой строчке есть они. Ответ: (бук­вы)
 С буквой Л в игре в футбол
часто слышим слово...
С Д ­ уж в слове смысл не тот ­
мерой стало ­ просто... Ответ: (гол ­ год)
 Сперва назови ты за городом дом,
в котором лишь летом с семьёю живём.
Две буквы к названью приставь заодно,
получится то, что решать суждено. Ответ: (дача ­ задача)
4. Ответить на вопросы викторины.
Викторина
1. Сколько лицеистов было принято в Царскосельский лицей в 1811 году
2. К кому из лицеистов обращены пушкинские строки: «Мой первый друг, мой друг
бесценный!»?
3. Кто был неразлучным другом А. Пушкина и его соседом, жившим в Лицее в комнате
№ 13?
4. В лицее его звали «Казак», он был сыном первого директора Царскосельского лицея.
О ком идёт речь?
5. Этот лицеист горячо любил А. Пушкина. В Лицее он мечтал о море, участвовал в
кругосветном путешествии. Его именем назван мыс у северных берегов Восточной
Сибири. Назовите этого человека.
6. Во сколько вставали лицеисты?
7. Какой предмет больше всего не любил Пушкин?
8. В каком возрасте Пушкин поступил в Лицей?
9. Как друзья называли в Лицее А. Пушкина?
10.Кого Пушкин поразил на экзамене?
11. Как друзья называли Вильгельма Кюхельбекера?
12.Кто сопровождал поэта все годы его жизни?