Наличие положительной динамики личностного развития в доу. Индивидуальная карта учета динамики развития ребенка (комплексная) Рекомендации структуре

Надежда Лебедева
Динамика достижений в образовательных областях

Мониторинг был проведён, опираясь на «Программу воспитания и обучения» под ред. М. А. Васильевой, B.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (средняя, старшая группы, и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа)

Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.

Составляется сводная таблица (количественный и качественный анализ выполнения программных требований). Определяется средний балл по каждому разделу:

СРЕДНИЙ БАЛЛ = _А__

А – сумма итоговых баллов каждого ребенка

В – число детей

С – число критериев раздела

Критерии:

1,0- 1,5 – низкий уровень

1,6- 2,4 – средний уровень

2,5- 3 – высокий уровень

Анализ результатов мониторинга освоения детьми разделов программы по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому показал достаточно хорошие результаты в освоении детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность» :

Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры. Наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.

Ребята старшего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

В подготовительной к школе группе дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Образовательная область «Физическая культура»:

Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников показал положительную динамику.

Увеличились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.

Положительной динамике образовательной области «Физическая культура» способствовало:

Наличие квалифицированного, творческого воспитателя по физической культуре;

Систематическое проведение организованных форм работы: занятий, кружка с ЧБД, индивидуальной работы, спортивных досугов и развлечений.

Дети очень полюбили заниматься физкультурой, играть в различные спортивные игры, могут сами организовывать подвижные игры.

Образовательная область «Социализация»:

Работа по освоению образовательной области проводилась на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных и игровых ситуаций, обеспечивали детям освоение опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Это организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений, элементарного профессионального взаимодействия взрослых, режиссерские игры, в ходе которых дети осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.

Динамике в образовательной области «Социализация» способствовало: - проведение кружка «Ручеек» экологической направленности, где дети вместе проводили опыты, наблюдали за природными объектами, находили те или иные ответы на вопросы, учились договариваться, согласовывать свои желания и интересы с партнёром;

Систематическая работа в группе: занятия, беседы, игры по формированию доброжелательных взаимоотношений;

Коррекционная работа психолога;

Психотренинг;

Экскурсии по знакомству с достопримечательностями посёлка, чтение литературы, беседы.

Образовательная область «Труд»:

Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд». Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности.

Образовательная область «Познание»:

Анализ работы по образовательной области «Познание» показал:

На сентябрь 2009 года дети показали низкий результат знаний по ознакомлению с окружающим. Особенно слабые знания о родной стране, космосе, профессиях.

Недостаточно высокий уровень развития конструктивных способностей детей. Это в первую очередь связанно с материально – технической базой детского сада (недостаточным количеством конструкторов). Следует запланировать пополнение методического материала наборами конструкторов.

В результате проведённой работы: наблюдения, занятия, беседы, чтение, экскурсии и т. д., на май 2012 года результаты значительно изменились.

Значительный скачок произошёл в овладении детьми математическими понятиями и представлениями. Дети хорошо разбираются в составе числа, решают задачи, примеры, любят играть в игры-головоломки, отгадывают ребусы, т. д. Немного отстаёт ориентировка во времени: путаются в последовательности названий месяцев года.

У ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями, отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.

Образовательная область «Коммуникация»:

Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. К концу года во всех группа количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Дети свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, умеют пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т. д.)

Но необходимо ещё обращать внимание на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, интонационную выразительность речи. Уровень качества развития повысился благодаря проведению систематических как фронтальных, так и индивидуальных занятий, коррекционной работе с детьми учителя-логопеда, проведения бесед, игр, упражнений, экскурсий.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Так же во всех группах прослеживается положительная динамика.

Дети среднего возраста к концу года улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.

Дети старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.

Образовательная область «Художественное творчество»:

В образовательной области «Художественное творчество» у детей тоже наблюдается динамика. Дети полюбили рисовать, заниматься аппликацией, особенно по нетрадиционным технологиям, стало больше работ сюжетных, с проявлением детского творчества, улучшилась моторика детей, изобразительные навыки и умения. Я считаю, что необходимо больше уделять внимания знакомству с творчеством художников и народно – прикладного искусства.

Образовательная область «Музыка»:

За прошедший учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.

Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками, научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.

На основе анализа воспитательно - образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, можно сделать вывод, что на положительную динамику развития у детей музыкальных способностей оказало:

Своевременное, регулярное планирование работы музыкального руководителя;

Систематическое проведение музыкальных развлечений и досугов.

В итоге, исследуя в течение трёх лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.

Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы, а так же то, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка


Критерий II. Эффективность применения современных образовательных технологий и методик

К2.П1. Позитивная динамика достижений воспитанников

Наличие динамики индивидуального развития детей

Справка-подтверждение

Воспитательно-образовательная работа воспитателя МБДОУ «Детский сад № 14 города Красноармейска Саратовской области» Уржумцевой В.В. строится на основе грамотного сочетания базисной комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и ряда парциальных программ (Николаева С.Н. «Юный эколог» – М., 1993; «Основы здорового образа жизни» под ред. Н.П. Смирновой – Саратов, 2000; И.А. Лыкова «Цветные ладошки», - «Сфера», М., 2007) и педагогических технологий.

Мониторинг развития детей проводится два раза в год (в октябре и мае). Основная задача мониторинга за­ключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образова­тельной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Оценка результатов развития дошкольников строится на основе показателей развития, данных в программе по основным направлениям:




Направления

Развития


Диагностические методики

1

Физическое

развитие



Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста

2

Познавательно-речевое

развитие


«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

подготовительная к школе группа авт-составит. Н.Б.Вершинина


3

Социально-личностное

Развитие


«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

  • вторая младшая группа авт-составит. С.С.Дреер, А.Н.Потыкан

  • средняя группа авт-составит. С. С. Дреер, А.Н. Потыкан

  • старшая группа авт-составит. Н.Б.Вершинина

  • подг.к шк. группа авт-составит. Н.Б.Вершинина

4

Художественно-эстетическое развитие

«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Программа по изобразительной деятельности И.А. Лыковой «Цветные ладошки»

Основные методы диагностики - наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности. Диагностическая работа даёт возможность увидеть субъективную и объективную картины уровня овладения детьми основными знаниями в различных сферах деятельности.

Как педагог-практик, Уржумцева В.В. осознанно ставит цель развития каждого своего педагогического действия, и помню, что разные дети обладают разным исходным уровнем развития, разными способностями и склонностями, т. е. развиваются несколько по-разному и в разных направлениях. Работая в современных условиях, ориентированных на развитие ребёнка педагог


  • ставит перед собой цели развития,

  • обеспечивает при взаимодействии с ребёнком обратную связь.
В этом помогает диагностика. По результатам диагностики Валентина Владимировна:

  • выявляет круг проблем,

  • составляет практические указания и рекомендации,

  • корректирует дальнейшее развитие ребёнка в нужном направлении.

Заведующая МБДОУ «Детский сад № 14

Г. Красноармейска» ____________ (Дорофеева Н.А.)