Пальчиковая игра про семью младший возраст. Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом к воспитателем. Причем чем меньше дети тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что касается детей с ощим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические иподвижные.

С. А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: “Ознакомление с окружающей природой”, “Развитие речи”, “Развитие элементарных математических представлений”, “Рисование, лепка, аппликация, конструирование”.

î Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого учителя-дефектолога: вопросы конкретные, речь состоит из коротких точных фраз в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.


î Коррекционные задачи второго квартала заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи и в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая, распространенная фраза, конструирование фраз, их грамматическое оформление, построение сложноподчиненных предложений, переход к составлению рассказа. Изменяется последовательность изучения программного материала. Если в первом квартале на всех занятиях дети знакомятся с одними и теми же предметами, то во втором -- предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

î Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре, по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа. Увеличивается практика детей в контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и занятия приближаются к уровню массового детского сада.

î Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается накопление словаря, совершенствование фразы, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на вопросы учителя-дефектолога, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. Коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные разъяснения, уточнения.

ТЕМАТИКА НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь

3 неделя --- Овощи

4 неделя --- Фрукты, ягоды

ОКТЯБРЬ

1 неделя --- Грибы

2 неделя --- Осень – дивная пора

3 неделя --- Деревья, кустарники

4 неделя --- Перелётные птицы

НОЯБРЬ

1 неделя --- Игрушки

2 неделя --- Твоё чудесное тело

3 неделя ---Моя семья

4 неделя --- Одежда, обувь, головные уборы

ДЕКАБРЬ

1 неделя --- Зимующие птицы

2 неделя --- Продукты питания

3 неделя --- Посуда

4 неделя --- Новый год --- весёлый праздник

ЯНВАРЬ

1 неделя --- Каникулы

2 неделя --- Зимние забавы

3 неделя --- Домашние животные и их детёныши

4 неделя --- Домашние птицы и их птенцы

ФЕВРАЛЬ

1 неделя --- Звери наших лесов

2 неделя --- Мебель

3 неделя --- Защитники Отечества

4 неделя --- Кем быть?

МАРТ

2 неделя --- Животные холодных стран

3 неделя --- Животные жарких стран

4 неделя --- Каникулы

АПРЕЛЬ

1 неделя --- Весна. Весеннее пробуждение

2 неделя --- Перелётные птицы

3 неделя --- Транспорт.

4 неделя --- Моя родина --- Беларусь. Мой город

МАЙ

1 неделя --- День Победы

2 неделя ---Школа. Школьные принадлежности

3 неделя --- Насекомые

4 неделя --- Растения луга, леса

Методики Н. А. Чевелевой и С. А. Мироновой строятся на обучении заикающихся детей постепенному овладению навыками свободной речи: от простейшей ситуативной ее формы до контекстной (идея принадлежит проф. Р. Е. Левиной). Только Н. А. Чевелева это делает в процессе развития ручной деятельности детей, а С. А. Миронова - при прохождении разных разделов программы детского сада. Сам принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать правильным и необходимым в логопедической практике.

Приложение 2

Методика Чевелевой Н.А.

Коррекция заикания в процессе ручной продуктивной деятельности

Развитие связной речи ребенка идет от речи ситуативной (непосредственная связь с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к речи контекстной (обобщенной, связанной с прошедшими событиями, будущими действиями).



Последовательность упражнений:

От наглядных облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям.

5 периодов коррекции:

1 период – пропедевтический

î временное ограничение речи

î принятие образца речи (ритм, четкость)

2 период – сопровождающая речь

î собственная активная речь детей по поводу одновременно сопровождаемых действий (зрительная опора)

î усложнение вопросов – ответов, многократное проговаривание, вариативность ответов

На всех занятиях этого периода дети говорят (отвечая на вопросы педагога) только о том, что они делают в данный момент, говорят по поводу совершаемого ими какого-то отдельного элемента работы (“Я приклеиваю... ”, “Я вырезаю... ”, “Я раскрашиваю... ” и т. д.). Такая речь носит название сопровождающей.

3 период – завершающая речь

î дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (описывают выполненные действия)

î регулируются интервалы между деятельностью ребенка и его ответом

4 период – предваряющая речь

дети пользуются предваряющей речью (что намерен сделать? – речь вне наглядной опоры, планирование речи)

î усложняется фразовая речь (от нескольких связных фраз к самостоятельному рассказу)

5 период – закрепление навыков самостоятельной речи

развернутая контекстная речь на разных этапах деятельности.