Сказка Коза-дереза. Русская народная сказка

Тема. Знакомство со сказкой «Коза-дереза». Чтение и обсуждение сказки.

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; р азвивать умственную активность, творческое воображение, сообразительность, наблюдательность, фантазию, умение сравнивать; воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду; учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её, учить наблюдать за развитием сюжета, отвечать на вопросы по тексту, передавать своё отношение к поступкам героев сказки, расширять читательский кругозор; воспитывать доброе отношение к животным,
любовь и интерес к русским народным сказкам.

Тип: изучение нового материала.

Оборудование : выставка детских книг и рисунков, иллюстрации книги, игрушки, маски зверей, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Организация класса.

Здесь затеи и загадки,

Игры, сказки, все для вас!

Пожелаю вам удачи,

За работу, в добрый час!

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Сообщение темы урока.

1.Приветствие учителя.

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем – всем – всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Доброе утро”.

2. Игра “Доброе утро”.

Я скажу слова: “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали и отвечайте на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!....

Доброе утро всем мальчикам!...

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто пришёл в школу пешком!

Доброе утро всем, кто любит свою школу!

Доброе утро всем, кто любит сказки!

3.Сказка, сказка это чудо!

В чудеса играть мы будем,
Будем вместе мы читать,

Чудесами управлять!

4.Отгадывание загадок.

Маленький, беленький, все полюшко прокружил,
По дорожке прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (Заяц)

Ходит барин по двору, придирается ко всему,
Двойная бородка, на бок колпачок! (Петух)

С бородкой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет! (Коза)

А как вы думаете, в какой сказке живут эти герои? Молодцы, ребята, правильно отгадали! В сказке - "Коза-дереза!"

А кто же главный герой это сказки?

Физкультминутка «Коза - Дереза ».
Я Коза – Дереза,

Коза - черные глаза
Острые рога, кривая нога.
Глазками - хлоп-хлоп!

Ножками - топ-топ!
Забодаю, забодаю, забодаю!!!

III. Работа над материалом урока.

1.Слушание сказки "Коза-дереза".

2.Обсуждение сказки.

Как называется сказка?

Кто герои сказки? (Петух, зайчик, коза, дочка, старуха, старик.)

О чем говорится в сказке? (О том, как коза обманывала всех.)

Почему старик выгнал дочку и старуху?

Как старик узнал, что коза его обманывала?

Как старик решил наказать козу?

Кого выгнала коза-дереза из своей избушки?

Кто помогал зайчику прогнать козу-дерезу и получилось ли у него?
- Кто ещё поспешил на помощь зайчику?

А кто помог зайчику?

Как петух испугал козу? (Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!)

3. «Чему учит сказка?» (Ответы детей)

Физкультминутка.

1) Стоит в лесу домик - теремок, (пальцы раздвинуть в стороны)
На двери висит замок, (пальцы переплетены в замок)
Открывает его волк: (движения сомкнутыми кистями влево, вправо)
Дерг - дерг, дерг - дерг. (движения сомкнутыми кистями)
Пришел Петя-петушок (пальцы подняты вверх, изображая гребешок)
И ключом открыл замок (пальцы размыкаются и соединяются, изображая крышу)

3. Русская народная игра "Ходил дед на базар".

Ходил дед на базар, купил дед косу.
- На что тебе коса?
- Мураву-траву косить!
- На что траву косить?
- Добра коня выкормить!
- На что коня выкормить?
- Дубовый лес возить!
- На что дубовый лес возить?
- Мосты мостить!
- На что мосты мостить?
- В гости к козоньке ходить!

Продавец: Кому козу? Продаю козу!...Недорого отдам!...

Дед: Почем, хозяюшка, козу продаешь?

Продавец: За три гроша отдам!

Дед: А хороша ли коза?

Продавец: Ах хороша! Да как хороша!

Дед: Ну бери три гроша давай козу! (ведет козу)

Продавец: Слава тебе господи! Продала козу!

4. Инсценирование отрывка сказки (по выбору детей).

IV . Итог урока. Рефлексия.

Любая сказка как венцом всегда кончается концом. По обычаю сказочному мы можем закончить сказку какими словами?

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Какой урок даёт нам сказка "Коза-дереза"?

Что вам особенно понравилось в сказке?

А ещё какие сказочные концовки вы знаете?
- Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!
- Вот тебе и сказка, а мне бубликов связка!
- Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!
- Жил-был царь-овес, он все сказки унес!

Всякой сказке бывает конец, а кто участвовал в ней – молодец.
- И стали они жить поживать и добра наживать!

Вот мы и распрощались по-сказочному!

Сказка для дошкольников «Коза-дереза» рассказывает о старике и вредной козе. Все козочки были смирными и послушными, и только одна капризничала всегда. Разгневала дереза деда, что пришлось ей от гибели в лес убегать. Там она тоже принялась за свое – выгнала зайчишку из своего домика и стала там жить. На помощь бедолаге пришел петух.

Сказка Коза дереза скачать:

Сказка Коза дереза читать

Жили-были старик со старухой да их дочка.

Вот дочка пошла пасти коз. Пасла по горам, по долам, по зеленым лугам, вечером пригнала их домой. Старик вышел на крыльцо и спрашивает:

Вы, козочки, вы, матушки,

Вы сыты ли, вы пьяны ли?

Отвечают ему козы:

Мы и сыты, мы и пьяны,

Мы по горочкам ходили,

Травушку пощипали,

Осинушки поглодали,

Под березкой полежали!

А одна коза отвечает:

Я не сыта, я не пьяна,

По горочкам не ходила,

Травушку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под березкой не лежала,

А как бежала через мосточек,

Ухватила кленовый листочек.

Ухватила воды капельку.

Рассердился старик на дочь и прогнал ее с глаз долой.

На другой день послал пасти старуху. Старуха пасла коз по горам, по долам, по зеленым лугам. Поздно вечером пригнала их домой.

Вышел старик на крыльцо:

Вы, козочки, вы, матушки,

Вы сыты ли, вы пьяны ли?

Козы ему отвечают:

Мы и сыты, мы и пьяны,

Мы по горочкам ходили,

Травушку пощипали,

Осинушки поглодали,

Под березкой полежали!

А одна коза - все свое:

Я не сыта, я не пьяна,

По горочкам не ходила,

Травушку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под березкой не лежала,

А как бежала через мосточек,

Ухватила кленовый листочек.

Да как бежала через гребельку,

Ухватила воды капельку.

Пуще прежнего рассердился старик, прогнал старуху с глаз долой.

На третий день сам пошел пасти коз. Пас по горам, по долам, по зеленым лугам. Пригнал их вечером домой, сам забежал вперед и спрашивает:

Вы, козочки, вы, матушки,

Вы сыты ли, вы пьяны ли?

Козы ему отвечают:

Мы и сыты, мы и пьяны,

Мы по горочкам ходили,

Травушку пощипали,

Осинушки поглодали,

Под березкой полежали!

А одна коза - все свое:

Я не сыта, я не пьяна,

По горочкам не ходила,

Травушку не щипала,

Осинушки не глодала,

Под березкой не лежала,

А как бежала через мосточек,

Ухватила кленовый листочек.

Да как бежала через гребельку,

Ухватила воды капельку.

Старик поймал эту козу, привязал ее и давай бить. Бил, бил, половину бока ободрал и пошел нож точить. Коза видит - дело плохо, оторвалась и убежала. Бежала, бежала, прибежала в заячью избушку, завалилась на печку и лежит.

Приходит зайчик:

Кто, кто в мою избушку залез?

А коза ему с печи отвечает:

Я, коза-дереза,

За три гроша куплена,

Полбока луплено,

Топу, топу ногами,

Заколю тебя рогами,

Ножками затопчу,

Хвостиком замету!

Зайчик испугался и убежал. Идет, горько плачет.

Попадается навстречу ему петух в красных сапожках, в золотых сережках, на плече косу несет:

Здравствуй, заинька. Чего плачешь?

Как мне не плакать? Забралась коза в мою избушку, меня выгнала.

Пойдем, я твоему горю помогу.

Подошли они к избушке, петух постучался:

Тук-тук-тук, кто в избушке?

А коза ему с печи:

Я, коза-дереза,

За три гроша куплена,

Полбока луплено,

Топу, топу ногами,

Заколю тебя рогами,

Ножками затопчу,

Хвостиком замету!

А петух как вскочит на порог да как закричит:

Я иду в сапожках,

В золотых сережках,

Несу косу,

Твою голову снесу

По самые плечи,

Полезай с печи!

Коза испугалась да со страху упала с печи и убилась. А заинька с петушком стали в избушке жить да быть да рыбку ловить.

Коза — дереза - поучительная русская народная сказка с заложенным нравственным и жизненным уроком. Сказку про Козу — дерезу можно читать онлайн или скачать текст в формате doc и PDF.
Краткое содержание Сказки Коза — дереза можно начать с того, как у одной семьи жила особенная коза, которая постоянно жаловалась и клеветала. Пошла как то дочка пасти коз, пасла по горам, по долам, по зеленым лугам. Пришла домой, а старик и спрашивает: Вы, козочки, вы матушки, сыты ли вы? пьяны ли вы? . Все козы довольные осталось, только одна Коза — дереза начала жаловаться, дескать голодная осталась. Рассердился старик, да прогнал дочь с глаз долой! На следующий день пошла пасти коз старуха. Пасла по горам, по долам, по зеленым лугам. Пришла домой, старик спрашивает: Сыты ли вы? пьяны ли вы? все козы отвечают, что и наелись досыта и нагулялись, а Коза — дереза снова жаловаться начала, что осталась голодная. Пуще прежнего разгневался старик, да на следующий день пошел пасти сам. Пас коз по горам, по долам по зеленым лугам, а дома снова спрашивает, как мол, сыты, довольны ли вы? Все как один отвечают, что и наелись вдоволь и нагулялись, а Коза — дереза опять недовольна осталась. Поймал старик эту козы, давай ее бить по бокам, уже и ножи пошел точить, да коза убежала прочь.
Главный персонаж сказки Коза — дереза , подразумевает под собой человеческие пороки и особенности характера. Ложь, зависть, высокомерие, самовлюбленность, ведь по каким — то причинам коза решила, что не такая, как все ее окружающие соплеменники. Прибедняясь и жалуясь на жизнь, коза хочет особого отношения от хозяев, тем самым четко демонстрируя психологию плебея. Лживость козы свидетельствует о комплексе неполноценности, который компенсируется за счет оскорблений и клеветы на других. Лжесвидетельство и вранье не пробуждают в Козе — дерезе раскаяния и угрызения совести, что говорит еще и ее сверх наглости. Даже когда свидетелем ее вранья стал сам хозяин дед, она продолжала клеветать, хотя и жаловаться уже было не кому.
Читать сказку Коза — дереза , не только очень интересно, но и поучительно, для детей любого возраста. Сказка показывает различную модель поведения и отношения между людьми, что является для ребенка основой первых знаний о жизни. В сказке Коза — дереза заложен глубокий нравственно – педагогический смысл. Ситуация в сказке поможет вовремя распознать в ребенке привычку врать и ябедничать. Особенно у избалованных детей самолюбцев, которые убеждены в своей исключительности и безнаказанности до такой степени, что применять лживые приемы, становится для них нормой. В конце сказки дети увидят к чему приводит ложь и вранье, и самостоятельно сделают выводы о таком поведении.
Сказка Коза — дереза наглядный пример таких пословиц как : Кто сегодня обманет, тому завтра не поверят, Клевета – орудие завести, Клеветник ждет палки, Легко клеветать, да не легко отвечать, Зависть и клевета живут совместно, Не знает тот, кто клевету плетет, что клевета потом его убьет.

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально -художественная, рассказывание, конструирование.

Программные задачи.

Образовательные: активизировать познавательную и речевую деятельность детей; формировать коммуникативные качества,способствовать овладению детьми в

конкретных речевых ситуациях нормами речи, учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, формировать умение взаимодействовать;

Развивающие: развивать конструкторские навыки; сообразительность, детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности, способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству, воспитывать в детях нравственность(желание помочь, сопереживание чужому горю, не быть лентяем, обманщиком)

Словарная работа: лупить- бить, пасти- выводить на лужок травку кушать, избушка- деревянный домик. Отпиленные стволы деревьев называют- брёвнами.

Форма проведения (речевой работы): игровая деятельность- путешествие

Материалы и оборудование: атрибуты одежды для Козы- Дерезы, резиновые игрушки –герои сказки, серия сюжетных картинок по сказке, картинки деревянных домиков, таблица «Коза». Клей. кисточки, заготовки для избушки. Альбомные тонированные листы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБ ДОУ» Центр развития ребёнка д/с №21 « Радость».

Интегрированная деятельность в средней группе

на основе р.н.сказки «Коза-Дереза»

Подготовили и провели

Воспитатель I кв.кат

Магсумова Ч.И.

Воспитатель высш. кат

Гук. Л.Н.

Набережные Челны 2013

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Здоровье».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально -художественная, рассказывание, конструирование.

Программные задачи.

Образовательные: активизировать познавательную и речевую деятельность детей; формировать коммуникативные качества,способствовать овладению детьми в

конкретных речевых ситуациях нормами речи, учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, формировать умение взаимодействовать;

Развивающие: развивать конструкторские навыки; сообразительность, детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности, способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству, воспитывать в детях нравственность(желание помочь, сопереживание чужому горю, не быть лентяем, обманщиком)

Словарная работа: лупить- бить, пасти- выводить на лужок травку кушать, избушка- деревянный домик. Отпиленные стволы деревьев называют- брёвнами.

Форма проведения (речевой работы): игровая деятельность- путешествие

Материалы и оборудование: атрибуты одежды для Козы- Дерезы, резиновые игрушки –герои сказки, серия сюжетных картинок по сказке, картинки деревянных домиков, таблица «Коза». Клей. кисточки, заготовки для избушки. Альбомные тонированные листы

Описание сценария ИОС.

1. Вводная часть

Воспитатель приглашает детей встать в круг

Солнце дети высоко

Все вдыхаем глубоко.

Руки вниз мы опускаем и тихонько выдыхаем

1-2 все вдыхаем, 3-4 выдыхаем.

Зная как вы любите сказки, предлагаю сегодня поехать в гости -в деревню « Сказкино».Садитесь на наш волшебный поезд(дети кладут руки на плечи друг- друга и громко говорят)

Вагончики-вагончики,

По рельсам тарахтят.

Везут в деревню « Сказкино»

Приехали Ой, как здесь красиво.

2. Основная часть

Входит коза и причитает

Ой. Я бедная коза. Никто меня не любит. Даже родной дед меня из дома выгнал.

А может ты нам расскажешь, что случилось, а мы с ребятами тебе поможем.

Я- Коза –Дереза. Жила я вместе дедом, бабкой и внучкой Машей…

Кажется, ребята я знаю эту сказку. Это русская народная сказка « Коза- Дереза».

(рассказываю сказку и показываю картинки)

Жили были дед да баба да внученька Маша. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки - одна коза. Коза, черные глаза, кривая нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз дед послал бабку козу пасти. Она пасла, пасла и домой погнала. А дед сел у ворот да и спрашивает:

Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, что ты ела, что пила?

Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек, - вот и вся моя еда. Рассердился дед на бабку, раскричался и послал внучку козу пасти. Та пасла, пасла и домой пригнала. А дед у ворот сидит и спрашивает:

Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога? острые рога, что ты ела, что пила? А коза в ответ:

Я не ела, я не пила, меня внучка не пасла, как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, - вот и вся моя еда.

Рассердился дед на внучку, раскричался, пошёл сам козу пасти. Пас, пас, досыта накормил и домой погнал. А сам вперёд побежал, сел у ворот да спрашивает:

Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, хорошо ли ела, хорошо ли пила?

А коза говорит:

Я не пила, я не ела, а как бежала через мосточек ухватила кленовый листочек,- вот и вся моя еда!

Рассердился тут дед на обманщицу, схватил ремень, давай её по бокам лупить. Еле-еле коза вырвалась и побежала в лес.

В лес прибежала да и забралась в зайкину избушку, двери заперла, на печку залезла. А зайка в огороде капусту ел. Пришёл зайка домой - дверь заперта. Постучал зайка да и говорит:

Кто мою избушку занимает, кто меня в дом не пускает?

А коза ему отвечает:

Я коза-дереза пол бока луплена, за три гроша куплена, я как топну - топну ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету.

Испугался зайчик, бросился бежать. Спрятался под кустик и плачет, лапкой слёзы вытирает.

Идет мимо серый волк, зубами щёлк.

О чём ты заинька плачешь, о чём слёзы льёшь?

Как мне, заиньке, не плакать, как мне серому, не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, а забралась в неё коза-дереза, меня домой не пускает.

Не горюй, заинька, не горюй серенький, пойдём я её выгоню.

Подошёл серый волк к избушке да как закричит:

Ступай, коза, с печи, освобождай зайкину избушку!

А коза ему и отвечает:

Я коза-дереза, пол бока луплена, за три гроша куплена, как выпрыгну, как выскочу, забью ногами, заколю рогами - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал!

Сидит заинька под кустом, плачетИдёт медведь, толстая нога. Кругом деревья, кусты трещат.

О чём, заинька, плачешь, о чём слёзы льёшь?

Как мне, заиньке, не плакать, построил я избушку на лесной опушке, а забралась ко мне коза-дереза, меня домой не пускает.

Пошёл к избушке медведь да давай реветь:

Пошла, коза, с печи, освобождай зайкину избушку!

Как выскочу, да как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами, - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и убежал.

Сидит зайка под кустом, пуще прежнего плачет, слёзки лапкой утирает. Кто мне зайчику серенькому поможет? Как мне козу-дерезу выгнать?

Идёт петушёк, красный гребешёк, в красных сапогах, на ногах шпоры, на плече коса.

Что ты, заинька, так горько плачешь, что ты серенький, слёзы льёшь?

Как мне не плакать, как не горевать, построил я избушку, на лесной опушке, забралась туда коза-дереза меня домой не пускает.

Не горюй, заинька, я её выгоню.

Я гнал - не выгнал, волк гнал - не выгнал, медведь гнал - не выгнал, где тебе,

Петя, выгнать!

Пойдём посмотрим, может и выгонем!

Пришёл Петя к избушке да как закричит:

Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!

Испугалась коза да как хлопнется с печи! С печи на стол, со стола на пол, да в дверь, да в лес бегом! Только её и видели.

А заинька снова стал жить в своей избушке, на лесной опушке. Морковку жуёт, вам поклон шлёт.

Ну вот, Коза, и вся твоя история. Что же, ребята, Коза сделала неправильно и почему осталась совсем одна?

Она обманывала дедушку, выгнала зайку из избушки.

Я не обманывала – а фантазировала. И с зайцем не хотела ссорится просто мне домик его понравился.

Ребята, помогите Козе всё исправить.

Надо попросить прощения у дедушки и у зайки.

Ой, спасибо вам ребята, я больше не буду никого обижать.(коза уходит)

Говорят: Что наврешь, то и пожнёшь. Вот не врала бы коза –не приключилось бы с ней такого горя.(проговаривают пословицу)

Физ. Минутка

А.Барто «Козленок»:

У меня живет козленок, (показ рожек)

Я сама его пасу. (показ рукой на себя)

Я козленка в сад зеленый (показ деревьев, качающихся от ветра)

Рано утром отнесу.(колыбелька)

Он заблудится в саду (закрыть руками глаза)

Я в траве его найду.(раскрыть руки)

Кто сможет рассказать сказку по картинкам?

Посмотрите, кто это к нам на встречу пришел?

Герои сказки «Коза- Дереза»

1. Расставьте всех героев по порядку. Сколько их?

Сколько животных?

Сколько диких животных?

Сколько домашних?

Какой по счету дед?

Кто стоит между волком и петухом?

Где стоит коза?

Расскажите о козе по таблице.

Каких домашних животных вы можете назвать на букву « К»?(кошка, кролик. конь, корова).

(хороводная игра)

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

Кони? Нет, не кони!

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

Козы? Нет, не козы!

Далеко, далеко

На лугу пасутся ко…

Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко -

Будете здоровы!

3. Художественное творчество. Практическая часть

Сегодня мы построим много избушек. Никто не останется без домика.

Избушка- это деревянный домик. Отпиленные стволы деревьев называют брёвнами. Обычно такие дома строили в деревнях.(Показ картинок.)Дома строили так, чтобы они смотрели друг на друга. Так появлялась улица. У вас на столах лежат вот такие коричневые прямоугольники. Нужно аккуратно обрывать по линии её на тонкие брёвна- прямоугольнички.и выкладывать из них стены. потом нужно приклеить треугольную крышу и окно вот и готов домик.

(сам. работа) – звучит музыка

Выставка домиков

Коза выходит прощается с детьми и угощает молочным батончиком (Милкивей)

Ну, а нам ребята пора возвращаться.

Вагончики-вагончики,

По рельсам тарахтят.

Везут обратно в садик

Компанию ребят.Чух-чух-чух.Чух-чух-чух.