Как дети играют в сороку ворону. Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона

В сотый раз убеждаюсь, что никакие европейские практики и американские методики не идут ни в какое сравнение со славянской, нашей родной мудростью. Доман, Монтессори просто нервно стоят в сторонке и курят, смотря на нашу "Сороку-ворону" с ее кашей. Каждое слово, каждое движение неспроста, по-науке, вот только диву даюсь, неужели наши бабульки знали о связи желудочно-кишечного тракта и ладошке, когда незатейливый этот стишок сочиняли.
Дальше из Интернета:
Сорока-ворона
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти \"бабушкины сказки\" - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре \"Сорока-ворона кашу варила, деток кормила\" стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы \"подгоняете\" толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить \"варить кашу\" надо на слове \"кормила\", проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу \"сороки-вороны\" на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием \"этому дала, этому дала...\" Каждого \"детку\", то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому \"не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!\") не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый \"легочный меридиан\". Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует \"побить\", чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Как и обещал, рассказываю о многовековой помощнице в становлении речи малышей. Еще древнегреческий философ Анаксагор писал:

«Рука каждого человека показывает его участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней».

Так как же надо правильно играть в «Сороку»? Древнюю и незаслуженно забытую игру — комплекс упражнений, массажа пальцев, кисти ребёнка.

Взрослый садится напротив ребенка, чтобы тот видел его лицо и губы, берет ладошку ребенка и говорит, загибая по очереди пальчики ребенка:

- Сорока, сорока, сорока-белобока! Кашу варила, деток кормила.
Этому дала (загибаем указательный палец),
Этому дала (загибаем средний палец),
Этому дала (загибаем безымянный палец),
Этому дала (загибаем мизинец),
А этому не дала (загибаем большой палец)

Ты воды не носил, ты кашу не варил!:)

Сорока, сорока, сорока – белобока,
Кашку сварила, гостей скликала,
На порог скакала, гостей смотрела.
Гости услыхали, быть обещали.
Гости – на двор, кашицу – на стол.
Этому на блюдечке, этому – на тарелочке,
Этому – на ложечке, этому – поскрёбушки.
А этому – нет ничего.

Ты дров не рубил, ты печку не топил!
Ты воды не носил, ты кашу не варил!

Гости поели, сороке спасибо сказать велели, Шувы! Полетели,
И на головку (называется имя ребенка) сели.

Ручки ребёнка поднимают и кладут на головку (психологический якорь, закрепление услышанного):

Движения пальцев взрослого, сопровождающие «потешку», следующие:

  1. Сначала водят большим пальцем по ладошке ребенка. Каждое слово сопровождается легким нажимом на ладонную поверхность кисти малыша. Направление движения от большого пальца к мизинцу.
  2. При перечислении каждого из «участников» приготовления каши загибают пальчики, перебирая их и массируя каждый снизу вверх по одному.
  3. Начинают загибать пальчики малыша с мизинца, так как необходимо, чтобы все пальцы оказались в кулачке, а большой палец был сверху. Важно, чтобы ребёнок научился держать большой пальчик поверх остальных в кулачке.

Когда же начинать такие игры упражнения, спросите вы?
А почему бы мамам не начать играть в «Сороку» с малышом прямо с рождения? Только для начала крупно напишите ее текст и повесьте перед глазами, чтобы текст был один и тот же. Потом вы поймете для чего его надо повторять именно в этой последовательности и с этими словами, по возможности не допуская вариаций.

Ребёночек рождается с рефлексами, один из которых так и называется «хватательный». Вложите указательный палец или карандаш ребёнку в ладошку, он крепко ухватится за них. Малыш уже способен долго не выпускать из рук предмет. По мере роста и созревания, примерно к 4-иу месяцу жизни, этот рефлекс переходит в осознанный навык «брать» и «отпускать».
Получается, что наши пра-пра- прабабушки, «Сорокой», варившей кашу для птенцов, учили малыша поскорее раскрыть ладошку, для познании окружающего мира путем тактильного осязания. Они заметили, а теперь это доказано учеными, что чем чаще у ребёнка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.
Время идет, малыш растёт дальше. Игрушки ребёнок может брать в руку, тащить в рот. Теперь самое время научить его правильно захватывать предметы, надо постараться, чтобы большой палец малыша противостоял остальным. Как раз здесь берут начало навыки правильного письма, навык удерживания карандаша или ручки. А теперь еще раз вспомним, о большом пальце из «Сороки»:

Ты воду не носил,
Ты печь не топил,
Ты кашу не варил –
Ничего не получил.

И укладывается большой палец сверху всех остальных, чтобы расслабить его и вывести его из-под остальных пальцев маленького. А теперь вспомните о понятии коллектива и судьбе одинокого путника. Ничего вам это не навеяло? Кроме обучения правильного сжимания пальчиков в кулак, малыш исподволь получает азы социального воспитания. Все вместе, в кулачке, мы становимся той силой, которая может сварить кашу и накормить гостей, пускай это только воображаемая птичка. Не бросайте играть в «Сороку-белобоку», пусть она растёт вместе с малышом. Если сначала мама играла с ладошкой малыша, сгибая и разгибая пальчики, то с возрастом роль ребёнка становится активней. От мамы требуется произносить слова потешки, а ребенок уже сам двигает пальчиками. Став старше, ребёнок становится «режиссером и актером» этой игры. И пальчики у него уже превращаются в разных персонажей, он растирает их, массирует, сгибает и разгибает, координируя движения, мелкую моторику.
Такая гимнастика пальчиков оздоровляет и тонизирует организм малыша. Влияя на рефлексогенные зоны кисти ребёнка, действует на внутренние органы. Установлено, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца нормализует состояние желудка, среднего - кишечника, безымянного - печени и почек, мизинца - сердца.

Регулярные пальчиковые упражнения или «СОРОКА БЕЛОБОКА» по 3-4 раза в день, улучшат умственные способности ребенка, снизят эмоциональное напряжение, улучшат работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, разовьют координацию движений, силу и ловкость рук, поддержат жизненный тонус не только малыша, но и его мамы или папы, которые поняли смысл этой древней, с первого взгляда бессмысленной, но такой полезной для маленького человека игры.

Будьте настойчивы и терпеливы, не жалейте времени и любви к малышу и у Вас все получится! Это говорю Вам я – доктор Бубнов.

(для себя в качестве инфо)

Старославянские игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» великолепно развивают речь, мелкую моторику, память и чувст­во ритма у ребёнка. Кроме того, песенки, которые хорошо рифмуются, важны для по­знания математических азов, музыкальных законов и развития языка.

Оказывается, игры типа «Сороки-вороны» и «Ладушек» – не игры вовсе, а лечебные процедуры. Другими словами, в древности детей пестовали. Пестование – это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребёнка и настройки ребёнка на биополе Земли.

Так называемые «пестушки» мамы произносят, когда умывают ребёнка:

Водичка, водичка,
Умой моё личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

«Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.

На центре ладони – проекция тонкого кишечника, отсюда и надо начинать массаж. Затем неторопливо увеличивайте круги – по спирали к внешним контурам ладони (здесь проекция толстого кишечника).

Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Описывая работу «сороки-вороны» на раздаче каши деткам (пальчикам), не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждый пальчик вашего ребёнка надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного – желудка.

Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил – вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «лёгочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Игра «Сорока-ворона» подойдёт и взрослым. Решите сами, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Полный текст «Сороки-вороны».

Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона»Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Подобные «пестушки».

Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем -
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.

Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот – резал.
Этот – ел.
Ну, а этот – лишь глядел!

Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: “Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!”

Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

«Ладушки».

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. Именно потому, по их мнению, у младенцев всегда сжаты кулачки, а по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается.

Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Вполне вероятно, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнёт работать.

Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности – к собственной ладошке, к голове или к маминой руке.

Ладушки, – говорите вы, – ладушки. – И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки! – соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! – хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! – ещё раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

А вот полный текст «Ладушек».

Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

Подобные «пестушки».

Ладушки, ладушки.
Мы пекли оладушки.
Получилось ровно пять:
Один Жучке надо дать,
Два – коту с усами,
Два съедим мы сами.

Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щёку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

Стенка, стенка
(потрогать щёчки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь – звонок!
(нажать на носик)

Развивающая игра в Ладушки известна вам лучше всего, наверняка! Играть в эту игру с ребенком можно и когда он у вас на ручках, и когда он лежит на спинке. Главное, чтобы ребенок был сух и сыт.

Подойдите к своему малышу и улыбнитесь ему, позовите ребенка по имени. Когда ребенок вас заметит, можно начинать играть. Возьмите руки ребенка в свои и аккуратно двигайте ими так, чтобы они соприкасались друг с другом. Таким образом, малыш будет вместе с вами хлопать в ладошки. А вы просто напойте ему песенку пока играете: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку!» Пожалуй, эту песенку с самого детства знает каждый родитель. Потому как все мы когда-то были детьми, и с нами со всеми в разном возрасте играни в Ладушки. Пока ребенок маленький, можно напевать песенку медленно, а потом, со временем, понемногу ускорять темп.

Ира в Ладушки развивает ощущение ритма, также игра Ладушки тренирует ручки малыша, да и все тело. Ладушки помогают выработать базовую моторику ребенка. Вот такие простые, и непростые Ладушки.

Развитие ребенка от 0 до 3-х месяцев: Игра в Сороку-Ворону

Развивающие игры: Когда играть?

Когда памперсы уже поменяли, и малыш сухой лежит на спинке как раз время поиграть с с Сороку-Ворону! Каждый из нас с детства помнит эту игру, хотя и не всегда как развивающую игру, но как веселое стихотворение.

Развивающие игры: Как играть?

Руки и ноги малыша должны быть свободными, и ребенок хочет с вами поиграть – погладьте кончиком пальца его ножку, потрогайте ребенка за пяточку. Малыш засмеется вам в ответ и станет вытягивать на своих ножках пальчики – ему щекотно. Теперь можно погладить малыша за мыски. Теперь малыш сжимает свои пальчики – ему тоже щекотно. Это нужно проделать несколько раз - гладить то мыски, то пяточки. А потом можно взять каждый пальчик, по очереди, начать с мизинца, и немножечко сжать. Вот теперь можно петь знаменитую песенку «Сороко-Ворона».

Сорока-Ворона, Кашку варила, Деток кормила.
Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала,
А этому не дала! Ты кашу не варил, деток не кормил,
Дров не рубил – лодырь!

Потом эту же игру можно перенести на ручки. А когда допеваете песенку, сделайте вид, что хотите съесть большой пальчик – шутя. Малышу это наверняка понравится!

Развивающие игры: Что развивает эта игра?

Игра Сорока-Ворона уже на протяжении многих поколений развивает мелкую моторику ног и рук. Она учит ребенка ощущать свое тело, и тренирует внимание малыша. А еще игра Сорока-Ворона учит ребенка выражать свои чувства и эмоции.

Наладка по ладошке

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…

Пестование, чтоб вы знали, - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские \»игры для самых маленьких\» (типа \»сороки-вороны\», \»трех колодцев\», \»ладушек\») - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Пока в столицах разрабатывают \»новоавторские\» или заимствуют западные методики, провинция возвращается к истокам. О том, как правильно \»пестовать\» малышей, чтобы росли здоровыми и сильными, рассказала начальник отдела семейного воспитания самарского центра Елена БАКУЛИНА. То, что хорошо для младенца, иногда может помочь и взрослому. Попробуйте.
Пестование
Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: \»Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. А теперь мы наденем памперс\» - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:
Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

А делая массаж или зарядку, приговариваете:
Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки - ходунюшки,
Рученьки - хватунюшки.
В роток - говорок,
А в головку - разумок…

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят \»здоровый ритм\» и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку - свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти \»бабушкины сказки\» - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре \»Сорока-ворона кашу варила, деток кормила\» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы \»подгоняете\» толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить \»варить кашу\» надо на слове \»кормила\», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу \»сороки-вороны\» на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием \»этому дала, этому дала…\» Каждого \»детку\», то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому \»не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!\») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый \»легочный меридиан\». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует \»побить\», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, \»запрятанный\» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. \»Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается\». Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности… К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в \»ладушки\».
- Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! - еще раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
Понятно вам теперь, почему игра называется \»ладушки\»? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова \»ладонь\»? Центр наладки!

Три колодца

Это, пожалуй, самая забытая из \»лечебных игр\». Тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на \»легочном меридиане\» - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы…
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему. Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили \»массаж легких\»):
- Здесь вода горячая…
- А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.
Начинайте прямо сейчас. В мерзко-простудную осеннюю погоду такие игры весьма кстати: и развлечение, и профилактика от гриппа.