Картотека игр для детей второй младшей группы. Картотека игр для детей второй младшей группы Игра «Угадай, что делать»

Рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуются психические процессы, такие как речь, мышление, память. Поэтому в значительной мере то, как будут протекать все эти процессы, в будущем повлияет на уровень готовности ребенка к школе.

Детский сад по праву считается вторым по счету социальным институтом в жизни ребенка после семьи, в котором царят совершенно другие социальные нормы, отношения, не знакомые ему до этого. Ребенку за период дошкольного образования необходимо многому научиться, понять, выучить, узнать, осмыслить. В первую очередь дети в детском саду учатся общаться и находиться в коллективе, усваивают правила этического поведения и общения со сверстниками. Стоит отметить, что первостепенную роль в этом процессе играют воспитатели.

Многие дети во 2 младшей группе детского сада уже год или два находятся в детском саду. Период адаптации у них уже прошел, они уже успели познакомиться со своим коллективом, привыкнуть к распорядку дня, воспитательнице, к помещению группы.

В этом возрасте у детей формируется самооценка, они стараются отвечать требованием взрослых, учатся быть хорошими и послушными, противопоставлять и сравнивать себя с другими детьми. Но порой выводы от такого противопоставления бывают неправильными, особенно если у ребенка не установился контакт в коллективе или с воспитателями, что проявляется в дальнейшем вспышками агрессии, нежелании посещать детский сад, упрямству, капризам, и даже истерикам.

Учитывая этот нюанс, психологи склонны считать детей 2 младшей группы детского сада детьми которые находятся в переходном и кризисном возрасте. Задача воспитателей и родителей общими усилиями помочь детям благополучно переступить это возрастной рубеж.

Посредством изменений, проходящих в психических процессах, таких как восприятие, внимание, воображение, речь, мышление, память, продолжает формироваться характер ребенка, его темперамент, усовершенствуется деятельность.

Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...

Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...

Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...

Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...

«Кто пройдет тише»

Задачи: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.

Ход игры: Дети идут в свободном построении в одном направлении. Воспитатель предлагает идти тихо на носочках(показывает как это надо делать). Затем дает сигнал: «А теперь зашагали быстро». Скорость ходьбы по сигналу меняется несколько раз.

«Шарик»

Ход игры: Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом: медленно поднимают руки вверх и надувают щеки. Но шарик «лопнул»:дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш

Источник: О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

«Зернышки»

Задачи: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

Ход игры:
Воспитатель: Посадили зернышки в землю.(Дети садятся на пол, сжимаются в комок.)Полил дождь,а потом засветило солнце. Стали зернышки прорастать, появились росточки.(Дети медленно поднимаются, подтягиваются, поднимая руки-«росточки» вверх -и поворачиваясь к «солнышку»).

«Пузырь»

Задачи: учить детей действовать по команде воспитателя, развивать внимание.

Ход игры: Дети вместе со взрослым стоят в кругу взявшись за руки.
Воспитатель:
Надувайся пузырь.
Надувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся.
Дети постепенно отходя назад расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» опускают руки и произносят «ш-ш-ш».
Игра повторяется 2-4 раза.

Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

«Ква-ква-ква»

Задачи: развивает слуховую память и в некоторой степени координацию движений и внимательность.

Описание игры:

Ведущему завязываются глаза повязкой, а остальные дети становятся вокруг него.
Ведущий начинает кружиться и произносить речёвку:
"Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянула ножки,
Увидала, комара, Закричала...
"На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя.
Тот игрок, на которого указывает ведущий (или ближе к которому) произносит: "Ква-ква-ква". Ведущий должен назвать имя этого игрока.
Если ведущий угадал, то следующим ведущим становится опознанный игрок, иначе ведущий все повторяет.

Правила игры

1. Ведущему завязывают глаза, а остальные дети становятся вокруг него.
2. Ведущий кружиться и произносит вышеуказанную речевку.
3. На слове "закричала", ведущий указывает пальцев впереди себя, а игрок на которого он указывает должен произнести: "ква-ква-ква".
4. Если ведущий правильно угадывает кто перед ним, то этот игрок становится ведущим, иначе игра начинается заново со второго пункта.

Примечания:

Ведущему не разрешается прикасаться к игрокам.
Для усложнения игры, разрешается произносит ква-ква неестественным для себя голосом.

«Кошечка»

Задачи: игра развивает артистизм,ловкость.

Ход игры:

Ребенок ползает на четвереньках, изображая кошечку. Останавливается и поворачивает голову (кошечка оглядывается), затем наклоняет голову(кошечка пьет молоко) .

Для детей старше двух лет можно усложнить игру: кошечка проползает между ног взрослого, под стулом,взбирается на диван, ложится, мурлычет.

«Шалтай-болтай»

Ход игры

Дети стоят в расслабленной позе, руки свободно свисают. Под текст, который произносит взрослый поворачивают корпус вправо-влево(руки должны болтаться свободно, как у тряпочной куклы).

Воспитатель:

Шалтай-балтай
Сидел на стене.
Шалтай- болтай.
Свалился во сне.

Дети расслабленно опускаются на пол. Игру можно проводить с одним ребенком или с подгруппой детей.

«Холодно-тепло»

Задачи: развивает внимание, мышление.

Ход игры:

Дети сидят на ковре, сложив ноги по-турецки.

Воспитатель: Подул северный ветер. Стало холодно-холодно.(Дети сжимаются в комочки, скрестив руки на груди.)

По сигналу «Выглянуло солнышко. Стало тепло-тепло»дети расслабляются обмахиваются. Игра повторяются 2-3 раза.

Источник:О.Н.Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

«Найди пару»

Найди пару – игра развивает навыки классифицирования и сортировки, зрительно-двигательную координацию, моторику рук, мыслительные навыки.

Описание игры

На стол выкладывают предметы, которые сочитаются друг с другом по каким-либо признакам. Перемешивают их. Ребенку предлагается взять любой предмет и найти к нему пару, а также объяснить потом почему он считает эти предметы парными.

Правила игры

1. Собираются различные предметы, которые сочетаются друг с другом (карандаш и бумага, носок и ботинок, замок и ключ и т.д.)
2. Раскладывают предметы на столе и перемешивают.
3. Ребенка сажают за стол.
4. Взрослый выбирает любой предмет и просит ребенка найти ему пару (или
ребенок выбирает предмет самостоятельно).
5. Если ребенок находит пару, ее откладывают в сторону.
6. Берут следующий предмет и повторяют тоже самое.
7. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут собраны по парам.

Примечание
Вместо предметов можно использовать картинки с предмета.
Источник М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры»

«Найди по описанию»

Найди по описанию - игра для детей двух-трех лет. Способствует развитию наблюдательности, памяти и внимания ребенка.

Описание игры:

Попросите ребенка показать то, что вы ему опишите.
Например: «Покажи мне, пожалуйста, предмет. Он – круглый, одна сторона у него красная, а другая – синяя. С ним можно играть: катать его, кидать друг другу» (это мяч).

Правила игры:
1. Описываете ребенку какой-нибудь предмет: его цвет, форму, из чего он сделан, что с ним можно делать
2. Ребенок по описанию угадывает и называет предмет

Примечание

Можно описывать людей, животных, природу – осадки, деревья... (да все что нас окружает) и попросить ребенка отгадать, о ком/о чем вы выговорите.

«Молчанка»

Задачи: игра развивает речь и память с помощью стишков.
Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
После слова «Молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями,смешными словами, потешками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

Предварительный просмотр:

МБДОУ с.Грачев Куст

Согласованно

Председатель М О

Бержбаева Я.В.___________

УТВЕРЖДАЮ Заведующая детским садом с.Грачёв Куст

Перелюбского

Муниципального района

Саратовской области

Шакалей Е.Н

Рабочая программа 2 младшей группы

Разработал воспитатель:

Байкова Т. Н.

Рассмотрено

Педагогическим советом

От «__»_______2012г

Протокол №_________

2013 год

Раздел 1.

Структура и содержание пояснительной записки к рабочей программе

Разделы рабочей программы

1) пояснительная записка;

2) организационные условия жизнедеятельности детей

4) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы

Вторая младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Возрастные особенности детей

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общ е ственной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию пр и водит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместител я ми. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники огранич и ваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжет а ми. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на разв и тие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппл и кации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте огран и чена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятел ь ность. Дети от использования предэталонов - индивидуальных единиц во с приятия - переходят к сенсорным эталонам - культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса-и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут з а помнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкол ь ного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе цел е направленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выст у пают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение м о тивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное упра в ление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи огран и чения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые слове с ными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в зн а чительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характ е ре выбираемых игрушек и сюжетов.

Характеристика контингента дошкольного возраста .

Во второй младшей группе (возраст от 3 до 4лет) детей, девочек, мальчиков

Относительно здоровых детей: , детей с патологиями:0

По группам здоровья: 1гр- чел.;2гр- чел.

Наиболее распространенными группами заболеваний являются: группа.

У детей 2младшей группы нервно-психическое развитие соответствует возрастным показателям.

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Владеют соответствующими возрасту основными движениями.

Сформирована потребность в двигательной активности: проявляют п о ложительные эмоции при физической активности, в самостоятельной дв и гательной деятельности.

Проявляют интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.

Пользуются физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное гремя).

Самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элеме н тарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеют элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.

Проявляют интерес к различным видам игр, к участию в совместных играх.

Интересуются собой (кто я?), сведениями о себе, о своем прошлом, о происходящих с ним изменениях.

Интересуются предметами ближайшего окружения, их назначением, свойствами.

Проявляют интерес к животным и растениям, к их особенностям, к простейшим взаимосвязям в природе; участвует в сезонных наблюдениях.

Задают вопросы взрослому, ребенку старшего возраста, слушает рассказ воспитателя о забавных случаях из жизни.

Любят слушать новые сказки, рассказы, стихи; участвует в обсуждениях.

Участвуют в разговорах во время рассматривания предметов, картин, иллюстрации, наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Активны при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ.

Пытаются петь, подпевать, двигаться под музыку.

Проявляют интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях.

Умеют проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отнош е нию к окружающим. Откликаются на эмоции близких людей и друзей, лает попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

Эмоционально-заинтересованно следят за развитием действия в играх -драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей.

Слушая новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов, пытаются с выраж е нием читать наизусть потешки и небольшие стихотворения,

Проявляют эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов (игрушки), объе к тов природы (растения, животные), испытывают чувство радости; пытаются в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы и явления, передавая их образную выразительность.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту муз ы кальные произведения, различают веселые и грустные мелодии, пытаются выразительно передавать игровые и сказочные образы.

Пытаются отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности

Умеют в быту, в самостоятельных играх посредством речи налаживать контакты, взаимодействовать со сверстниками

Умеют объединяться со сверстниками для игры в группу из 2-3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль в сюжетно-ролевой игре; пр о являют умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолж и тельной совместной игре.

Умеют делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Могут в случае проблемной ситуации обратиться к знакомому взросл о му, адекватно реагирует на замечания и предложения взрослого.

Обращаются к воспитателю по имени и отчеству.

Имеют положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице; на правильное взаимодействие с ра с тениями и животными; отрицательно реагируют на явные нарушения усв о енных им правил.

Умеют действовать совместно в подвижных играх и физических упра ж нениях, согласовывать движения. Готовы соблюдать элементарные правила в совместных играх.

Могут общаться спокойно, без крика. Ситуативно проявляют доброж е лательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем; имеют опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Понимают, что надо жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Соблюдают правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорят «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).

Умеют замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Знают, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

После объяснения понимают поступки персонажей (произведений, спектаклей) и последствия этих поступков.

Стремятся самостоятельно выполнять элементарные поручения, проявляют желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке. Способны самостоятельно выполнить элементарное поручение (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям).

Могут самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Используют разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты.

Способны устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями , делать простейшие обобщения.

Проявляют желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Умеют занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью.

Имеют первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерныепредставления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые).

Называют членов своей семьи, их имена. Знают название родного города (поселка).

Знакомы с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

Имеют простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

Способены самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности.

В случае проблемной ситуации обращаются за помощью.

Испытывают положительные эмоции от правильно решенных познав а тельных задач, от познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.

В диалоге с педагогом умеют услышать и понять заданный вопрос, не перебивают говорящего взрослого.

Проявляют интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций.

У детей сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Пример расчета общего объема программы

(в группе с 10.5 часовым пребыванием)

Возрастная группа –2 младшая, 3-4 года

Время, необходимое на реализацию программы, составляет 70% от времени пребывания ребенка в ДОУ: 7,25 часов

Составляет 80% от времени, необходимого на реализацию программы: 5,6 часа

Объем части Программы, формируемый участниками образовательного процесса, составляет 28,08% от времени, необходимого на реализацию программы: 1,05 часа

В объем о бразовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность) входит время:

Утренняя гимнастика: 5 мин

Организованная интегрированная и (или) продуктивные виды детской деятельности: 45 мин.

Чтение художественной литературы: 15 мин

Итого: 65 мин, что составляет 14,60 % от общего объема Программы

Самостоятельная деятельность детей: 3 часа10, что составляет 42,69 % от общего объема Программы

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

2 часа 50 мин, что составляет 38,20%

Взаимодействие с родителями по реализации Программы: 40 мин, что составляет 8,98%

Структурные компоненты Программы

Объем Программы, час, мин, %,

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (непосредственно организованная деятельность – НОД)

Объем обязательной части Программы

45 мин

10,11 %

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов

Объем обязательной части Программы

2 часа 50 мин(170)

38,20 %

Объем части Программы, формируемый

участниками образовательного процесса

Самостоятельная деятельность детей

Объем обязательной части Программы

3 часа10 (190 мин)

42,69 %

Объем части Программы, формируемый

участниками образовательного процесса

Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы

Объем обязательной части Программы

40 мин

8,98 %

Объем части Программы, формируемый

участниками образовательного процесса

Итого

7,25 часов

100 %

Объем обязательной части Программы

5,6 часа (5 часов 36 мин)

80 %

Объем части Программы, формируемый

участниками образовательного процесса

20 %

1,4 часа (1 час 24 мин)