Лексическая тема 9 мая в старшей группе. Конспект НОД для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи: День Победы

Занимаемся по теме: "День Победы"

Дети должны знать:

· кто из родственников принимал участие в Великой Отечественной войне;

· что на День Победы принято возлагать цветы к Вечному огню, устраивать парад, салют.

Лексика

Словарь ребёнка должен включать:

Существительные: мир, победа, салют, награды, орден, медаль, ветераны, враг, герой, солдаты, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, поражение, автомат, пушка, пулемёт и т.д.

Прилагательные: смелый, отважный, героический, мужественный, военный, мирный, солдатский, раненый, счастливый, радостный, долгожданная, трудное, победный, великий, майский, танковый…

Глаголы: победить, сражаться, стрелять, воевать, салютовать, помнить, поздравлять, вспоминать, искать, награждать, поднимать и т.д.

Грамматический строй речи

1. Игра «Образуй новое слово» (упражнять детей в словообразовании)

Сила - сильный; храбрость – храбрый; смелость – смелый;

Быстрота – быстрый; ловкость – ловкий; находчивость – находчивый;

Ум – умный; храбрый – храбрец; удалый – удалец; умелый – умелец;

Быстрый – быстро; смелый – смело; храбрый – храбро;

Отважный – отважно; лёгкий - легко

2. Игра «Скажи наоборот» (упражнять в подборе антонимов)

Смелый – трусливый;

Победитель - побеждённый;

Друг – враг;

Защитник – завоеватель;

Война – мир;

Добро – зло;

Герой – трус;

Победа – поражение.

3. Игровое упражнение «Скажи иначе» (упражнять в подборе синонимов) Солдат – боец, воин, рядовой, военнослужащий…..

Смелый – храбрый, отважный, мужественный, решительный….

4. Игровое упражнение «Какой? Какие?»

Солдаты стреляют – стреляющие солдаты;

Армия наступает – наступающая армия;

Воин сражается – сражающийся воин;

Боец защищает – защищающий боец;

Ветераны вспоминают – вспоминающие ветераны;

Враги отступают – отступающие враги;

Страна празднует – празднующая страна.

Связная речь

1. Пересказ рассказа (формирование связной монологической речи)

Рассказать ребёнку о том, что во время войны у солдат были верные помощники – это хорошо обученные собаки-санитары, которые разыскивали на поле боя раненых солдат и спасали их.

«Собака-санитар»

Солдат был ранен в руку и ногу. Он потерял много крови и лежал без сознания. Когда очнулся, он услышал, что рядом фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у неё была сумка с красным крестом. Там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров. Санитары доставили раненого в госпиталь. Там солдата вылечили. Так собака-санитар спасла раненого.

Куда был ранен солдат? (Солдат был ранен в руку и ногу).

Что случилось солдатом после ранения? (Он потерял много крови и лежал без сознания).

Что услышал солдат когда очнулся? (Вдруг он слышит: фыркает собака).

Какая была собака? (Это была санитарная собака).

Что было у собаки на спине? (На спине у неё была сумка с красным крестом).

Что лежало в сумке с красным крестом? (Там были бинты и лекарства)

Как был спасен раненый? (Раненый перевязал себе раны. Собака убежала и скоро привела санитаров)

Развитие внимания, памяти, мышления

1. Выучить стихотворение

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Организация коррекционно-образовательного процесса
с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
на материале лексической темы «День Победы»

Речь – явление социальное, т. к. благодаря именно речи ребенок познает окружающую действительность, расширяя круг своих компетенций, овладевая компетентностями, которые делают его успешным в социуме. Знание своих истоков, истории страны, семьи, способствует формированию чувства патриотизма, самости у взрослеющего человека.
Представленный комплект сформирован с учетом ФГОС, рассчитан на одну рабочую неделю, предполагает сотрудничество учителя-логопеда со всеми участниками образовательного процесса: воспитателями, родителями, детьми, специалистами ДОУ.
Материал рассчитан на воспитанников старшей логопедической группы с ОНР.
Данная методическая разработка включает в себя:
- перспективное планирование совместной деятельности и индивидуальной работы по следующим направлениям: лексика; формирование лексико-грамматических категорий, связной речи, фонематического восприятия и навыков звукового анализа; артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; формирование психологической базы речи;
- рекомендации для воспитателей (материал, которые необходимо использовать при планировании совместной деятельности и индивидуальной работы с воспитанниками);
- план-конспект по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей по данной теме и фонетико-фонематической стороны речи;
- материал для оформления стенда в приемной группы и размещения анонса недели на сайте учителя-логопеда;
- материал для формирования индивидуальных тетрадей, задания для совместной деятельности воспитанников и родителей, наглядные пособия.

I часть
Перспективное планирование
совместной деятельности и индивидуальной работы
по лексической теме «День Победы»
с воспитанниками логопедической группы
Лексика
Формирование лексико-грамматических категорий
Формирование связной речи
Форм-е реч-х навыков, фонем. восприятия и навыков зв. анализа
Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика
Развитие психических процессов




«Кто лишний».




«Измени по образцу».



«Четвертый лишний»




«Скажи правильно»
«Назови профессию»
Артиллерия – артиллерист
самолет - ... кавалерия - ... разведка -... пехота - ... пулемет - ... танк - десант - ... граница - ... море - ... парашют - ...



-выделять лишнее слово из произнесенного ряда;
-составлять предложения и схемы к ним;


-строить самостоятельно схемы слов.

Артикуляционная гимнастика:



Пальчиковая:
Не допустят к нам войну,
Защитят свою страну:
Пограничник, вертолётчик,
Врач военный и танкист,
А ещё – десантник, лётчик,
снайпер и артиллерист.
Игры: «Четвертый лишний»

Лексический материал:
Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.
Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.
Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.
Инструкция воспитателя
Выполняемые действия

1. Развитие общей моторики (ежедневно)

Нет на свете Родины красивей
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Дети шагают на месте.
Изображают «богатырей».
Шагают на месте и широко разводят руки.

2. Развитие мелкой моторики (ежедневно).

Не допустят к нам войну,
Защитят свою страну:
Пограничник, вертолётчик,
Врач военный и танкист,
А ещё – десантник, лётчик,
снайпер и артиллерист.
Обе ладони от себя.
Загибаем по одному пальцы сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца.

3. Развитие артикуляционной моторики (ежедневно)

Упражнение для челюсти «Проснулись»
Упражнение для губ «Улыбнулись»
Упражнение для языка «Почистили зубки»
Медленно широко зевнуть.
Развести губы в улыбке, подержать 5 сек.
Водить кончиком языка за верхними, затем за нижними зубами, по 5 раз.

4. Развитие фонетико-фонематического восприятия, звуковой анализ.

Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки

5. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Измени по образцу». Боец – бойцы – много бойцов. (Снайпер, ракетчик, танкист, пограничник, пушка, автомат.)
«Кто лишний».
Десантник, танкист, ракетчик, тракторист.
Танк, самолёт, трамвай, вертолёт.
Храбрый, мужественный, смелый, съедобный.
«Что не так?» Солдаты не должны защищать свою Родину. Танкист управляет самолётом. Подводная лодка взлетела в небеса.
«Измени по образцу».
Летает – летают. (Служит, защищает, стреляет, спасает, побеждает.)
«Подбери признак». Солдат (какой?) – смелый, сильный,
«Один – много». Корабль – кораблей. (Ветеран, орден, медаль, офицер, солдат, пушка»
«Посчитай 1-5». Военный корабль, подводная лодка, военный самолёт, отважный солдат.
«Скажи правильно»
Снаряд - много (чего?) - снарядов; (пушка, автомат, патрон, орудие, пистолет, мина, ракета, каска, орден, медаль, ремень, флаг, вертолёт, танк, самолёт, пулемёт).
«Назови профессию»
Артиллерия – артиллерист
самолет - ...
кавалерия - ...
Разведка -...
пехота - ...
пулемет - ...
танк -
десант - ...
граница - ...
море - ...
парашют - ...
«Четвертый лишний»
(назови, что лишнее и объясни свой выбор)
Танк, истребитель, вертолет, самолет;
Бомбардировщик, артиллерист, снайпер, повар;
Барабан, пулемет, автомат, миномет.
Тельняшка, шинель, джинсы, китель.
Снайпер, сапер, танкист, артист.
Пистолет, снайпер, винтовка, ружье.

6. Развитие связной речи

Чтение с обсуждением «Сыновья» В.Осеевой.
Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин.
Выучить стихотворение «Я сегодня медсестра» (рассказывают с опорой на мнемотаблицу)
Я сегодня медсестра,
Кукол я лечу с утра.
Я пою их чаем с медом,
Раны смазываю йодом.
Витамины дам по штучке:
Курам, уткам, кошке, Жучке.
А колючему ежу
Ножку я перевяжу.
Медвежонку Тяпке срочно
Нужно вырвать зуб молочный.
Кукол я лечу с утра,
Я сегодня медсестра.

Совместная образовательная деятельность
в старшей логопедической группе по лексической теме
«День Победы»
Коррекционно-образовательные цели и задачи:
- пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по лексической теме «9 мая»;
- продолжать учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать существительные к ним;
Коррекционно-развивающие цели и задачи:
- развивать мышление и связную речь;
- закреплять использование в речи предлога без;
- упражнять в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Коррекционно-воспитательные цели и задачи:
- воспитывать интерес к истории страны и уважение к людям защитившим ее - ветеранам.
Оборудование: презентация, костюмы, сюрпризы, обручи, заготовки для игр.
Лексический материал:
Существительные: война, победа, солдат, офицер, защитник, медсестра, танк, пушка, пулемёт, пистолет, автомат, партизан, боец, ветеран, снайпер, орден, Отечество.
Глаголы: воевать, защищать, спасать, стрелять, охранять, побеждать.
Прилагательные: Великая, Отечественная, смелый, отважный, выносливый, мужественный, непобедимый.

Предварительная работа: разучивание стихов, беседы о ВОВ и ее героях, рассматривание иллюстраций, игры со словами, просмотр презентаций на военную тематику, оформление выставки детских и совместных работ с родителями.
Форма проведения: утренник.

Информация для размещения на стенде
в приемной группы и на сайте учителя-логопеда

В мае дети будут закреплять звуки и буквы, с которыми познакомились в течение учебного года; анализировать их в сравнительном плане. Будет проведен диагностический срез.
На занятиях мы будем:
- упражняться в различении звуков;
- читать слоги (с буквами гласных звуков);
- выделять лишнее слово из произнесенного ряда;
- составлять предложения и схемы к ним;
- выделять слова с заданными звуками из текста;
- подбирать слова к схемам и наоборот;
- строить самостоятельно схемы слов.
Продолжаем играть в игры:
«Найди лишнее» (в потоке слов);



Тема 1 недели мая:
«День Победы»
Родителям рекомендуется
- рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах;
- вспомнить и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников;
- сходить с ребенком к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику;
- задать ребенку вопросы и помочь на них ответить:
Как называется наша страна?
Кто нас защищает?


Помогите ребенку:
Выучить пословицу и объяснить её значение:

Подобрать слова, которыми он поздравит воина – ветерана.
Нарисовать букет цветов для ветерана.

Материал для индивидуальных тетрадей
(домашнее задание)
Задание по фонетике
Продолжаем играть в игры:
«Где живет звук» (в начале, середине, конце слова);
«Кто больше?» (поочередно подбираем слова на заданные звуки);
«Разделить слова на части» (слоги), хлопая в ладоши.

Задание по развитию лексико-грамматической стороны речи по лексической теме: «9 мая»
Дети должны усвоить: что такое праздник 9 Мая; кто такие Ветераны Великой Отечественной войны; почему их нужно помнить и поздравлять.
Лексический материал (словарь): праздник, Победа, герои, Родина, подвиг, Великая Отечественная война, солдат и т.д.
Задания для ребенка и родителей:
1)Рассказать ребёнку о героях Великой отечественной войны, рассмотреть иллюстрации в книгах.
2)Вспомнить и рассказать ребёнку, кто из членов вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне, показать фотографии родственников.
3)Помогите ребенку ответить на вопросы:
Как называется наша страна?
Кто нас защищает?
Какой праздник мы отмечаем 9 мая?
Кого называют ветеранами войны?
4)Помогите выучить пословицу и объясните значение пословицы:
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
5)Совместно с ребенком подберите слова, которыми он поздравит воина – ветерана.
Задание для ребенка:
1)Нарисуй для ветерана букет цветов.
2)Срисуй рисунки, считая клеточки.

МКДОУ д/с № 414 «Чебурашка» г. Новосибирска
учитель-логопед О. В. Мельникова

13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День Победы»

Описание материала:
конспект может быть полезен учителям-логопедам, воспитателям детских садов, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель:
расширение представлений детей о празднике – Дне Победы в Великой Отечественной войне; формирование лексико-грамматических категорий по теме «День Победы».

Задачи:

1. Образовательные
Активизировать пассивный и активный словарь по теме «День Победы».
Формировать умения:
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
- образовывать множественное число имён существительных;
- образовывать форму творительного падежа имён существительных.
2 Коррекционные
Развивать чувство ритма.
Развивать логическое мышление.
Развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитательные
Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, гордость за Отечество, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Ход занятия.

Организационный момент
Ежегодно в мае вся наша страна отмечает великий праздник. Какой?
- День Победы.
Правильно. В этом году мы празднуем 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.
В этот великий для страны день все люди собираются на праздничный парад.

Игровое упражнение «Барабанщики»
(выполнение упражнения с палочками: повторение ритмического рисунка)
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит, барабанит
Полтора часа подряд.


На параде всегда идут строем разные войска армии, едет военная техника, звучит торжественная музыка военного оркестра.
Давайте вспомним военные профессии
«Кто кем был?» (по картинкам)
Этот солдат был – пограничником
Этот солдат был – лётчиком
Этот солдат был – моряком
Этот солдат был – танкистом
Этот солдат был – радистом
Игровое упражнение «Один - много»

Танк – танки
Солдат – солдаты
Моряк – моряки
Парашют – парашюты
Самолёт – самолёты
Ракета – ракеты
Игровое упражнение с палочками (по схемам)
Предлагаю вам из палочек выложить военную технику: катюшу, танк, подводную лодку,самолёт, ракету, корабль...





Наши дедушки и прадедушки отважно и смело сражались с захватчиком - врагом, чтобы мы с вами могли жить в мире.
Наполним нашу «Копилочку признаков» словами: какие были наши солдаты:
- Солдат (какой?) – смелый, храбрый, отважный, сильный, ловкий, здоровый, внимательный, меткий…
Давайте и мы с вами проведём тренировку
«Тренировка» (физминутка)
Встанем смирно, без движенья,
Начинаем упражненья:
Руки вверх подняли – раз!
Выше носа, выше глаз.
Упражнение второе –
Положенье рук иное.
Будем делать повороты,
Выполнять с большой охотой.
А третье у нас упражненье –
Руки к плечам – круговые движенья.
Вперед - вперед, назад - назад.
Это полезно для наших ребят.
А теперь их сгибаем без труда,
чтобы сила богатырская была.
Затем приступим к туловищу мы –
Наклонов восемь сделать мы должны.
Сначала два раза вперёд наклонись,
Затем два раза назад – не ленись!
Вправо и влево ты наклоняйся,
Делай красиво, не ошибайся.
На ноги свои обрати ты вниманье,
Делай глубокие приседанья!
Теперь попрыгать очень нужно,
Пружиня вверх – скачите дружно!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди,
Да смотри не упади!
А теперь постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

А теперь потренируем наши язычки (артикуляционная гимнастика):
- «Язык-силач»;
- «Пулемёт».
Наши солдаты были не только сильными и отважными. Очень важно было обладать смекалкой, вниманием, сообразительностью. Давайте и мы с вами потренируем наш ум – разгадаем кроссворд.


1. Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик
Через несколько минут опустился (парашют)

2. Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Днём и ночью под водой
Охраняет твой покой (подводная лодка)

3. Какие «четвероногие бойцы» помогали солдатам в годы войны искать мины, вытаскивать раненых с поля боя, доставлять донесения. (собаки)

4. Чем награждали особо отличившихся в боях солдат (медаль)

5. Блестят сапоги и блестят на плечах автоматы.
Идут ровным строем матросы, пехота, солдаты
Сегодня девятое мая и каждый по-своему рад
Встречают победный на площади Красной (парад)

6. Знаменитая боевая машина, названная в честь известной военной песни. (Катюша)
Какое получилось слово?
- Великое и значимое слово ПОБЕДА!

Победа была не легкой. Многие не вернулись с войны, защищая нас с вами, чтобы мы с вами жили в хорошей, дружной, счастливой стране. Погибшие в боях за нашу счастливую жизнь навсегда останутся в нашей памяти.


Мы встречаем день Победы,
Он идёт в цветах, знамёнах.
Всех героев мы сегодня
Называем поимённо.
Этот день завоевали
Наши прадеды и деды.
Нашей Родине любимой
Слава, слава в День Победы!

«Мир» (пальчиковая гимнастика)
Мир – это когда заливаются пением птицы, ("клювики": большой и крепко сжатые остальные пальцы двигаются навстречу друг другу)
Мир – это детей счастливые лица, (указательные пальцы прижаты к щекам, улыбка, покачивание головой в стороны)
Мир – это солнце, цветы и тепло. (поочерёдно: подушечки пальцев соединены, образуют шар; ладони соединены, пальцы раздвинуты; руки скрещены на груди, похлопывание по плечам.)
Мир – это когда всем хорошо! (Ладошки в кулачках, большой палец вверх)


Изготовление голубков
Давайте сделаем символ мира – голубков и подарим их на параде ветеранам войны, труженикам тыла, своим бабушкам и дедушкам.