План конспект индивидуального занятия детьми с зпр. Кабинеты специального назначения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»

Конспект открытого занятия

Тема: «Звуки Н, Нь и буква Н»

Подготовила:
учитель-логопед
I квалификационной категории
Тимофеева Виктория Алексеевна

г. Бокситогорск,

Цель: закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с использованием инновационных технологий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь];

    Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах, словах, фразах;

    Закрепить понятия «согласный», «твёрдый», «мягкий»;

    Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;

    Развивать умение согласовывать числительные с притяжательными прилагательными и существительными;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

    Развивать слуховое внимание;

    Развивать фонематическое внимание и восприятие;

    Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;

    Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;

    Формировать представления (элементов) опытно-экспериментальной деятельности;

    Развивать умение решать простые ребусы;

    Знакомить с русскими пословицами и поговорками;

Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия ««Звуки Н, Нь и буква Н», шесть зеркал (по количеству детей), салфетки бумажные, бубен, две аудиозаписи (звуки ухающей совы, звуки тройки лошадей с бубенцами), сова-рукавичка, мяч, ёлочка, деревянные бусины синего, красного и зелёного цветов разной величины и формы, шесть шнурков, шесть конвертов с квадратами «Танграм» (три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета), буквы разрезной азбуки, коробка детских конфет.

Ход занятия

    Организационный момент:

(ребята с учителем-логопедом заходят в зал)

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Ребята, встаньте в круг «Дружбы»:

Друг дружке улыбнитесь,
Друг с дружкой подружитесь!
Крепко-крепко.
(Ребята берутся за руки, сжимают руки)

(помощник по условному сигналу звонит в колокольчик)

Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться … велел (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют). Пройдите и сядьте за столы.

    Артикуляционная гимнастика (с показом презентации):

Вы расселись по порядку,
Дружно сделаем зарядку,
Не ногами, не руками (топают, хлопают),
А своими … язычками (последнее слово дети вместе с логопедом повторяют)!

Примечание: артикуляционная гимнастика выполняется под ритм бубна.

    Дидактическая игра « Чистоговорки-добавлялки»:

(слышны звуки ухающей совы)

Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса)? Откуда они? Из леса? (логопед заглядывает за экран, показывается с совой-рукавичкой)

Ребята, знакомьтесь – это Очень Мудрая Сова. По лесу разлетелась новость о том, что в нашем детском саду ребята подготовительной группы умеют играть в «Чистоговорки - добавлялки». Поиграем? (Да.)

(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)

    На! На! На! Ночью светит нам … (луна).

    На! На! На! У гитары лопнула … (струна).

    На! На! На! Россия – любимая …(страна).

    Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно).

    Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно).

    Но! Но! Но! На стене висит … (панно)

    Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно).

    Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну).

    Сообщение темы занятия:

Молодцы! Какой звук слышен в словах: лун а, струн а, стран а, дн о, бревн о, панн о, окн о, волн а? (ответ ребёнка: Звук [Н]).

Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью).
- Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?

(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).

А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети вместе с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)

Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?

(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).

Правильно! Совунья приготовила для вас интересные игры со звуками [Н] - [Нь]. Поиграем? (Да.)

    Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь] с мячом:

Ребята, встаньте за стульчиками, приготовьте ручки-лодочки. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь].

На-ня-на
Но-нё-но
Ну-ню-ну
Ны-ни-ны

Ан-ань-ан
Он-онь-он
Ун-унь-ун
Ын-ынь-ын

Молодцы! Садитесь на свои места.

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации):

Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?

    Нитки, ночь, низкий, Никита

    Сын, конь, пень, огонь

    Батон, олень, океан, трон

    Нос, ногти, носки, нитки

    Коньки, санки, танки, конфеты

    Книга, линейка, карандаш, земляника.

    Пальчиковая гимнастика «Следопыт»:

Ребята, какое время года сейчас? (Зима.)

Какого цвета зима? (Белого.)

Почему всё вокруг белое? (Потому что всё покрыто снегом.)

Что люди и животные оставляют на снегу? (Следы.)

Сыграем с пальчиками в следопытов. (На слайде лесные полянки со следами на снегу.) (Выполнять в упражнении «Цепочка».)

Следопыт идёт по следу,
След ведёт его по снегу.

    Дидактическая игра «Посчитай следы»:

В зимнем лесу много снега. Поиграем вместе с Совушкой в следопытов? (Да.)

Ребята, выходите из-за столов, встаньте полукругом.

(слайд со следами кабана)

Ребята, кто это? (Это кабан.)

Чьи это следы на снегу? (Это кабаньи следы на снегу.)

Посчитайте по-очереди кабаньи следы на снегу. (Первый ребёнок начинает считать, следующий продолжает и т.д. по количеству детей.)

Пример: один кабаний след на снегу, два кабаньих следа на снегу, три кабаньих следа на снегу и т.д.

Молодцы! Хорошо посчитали кабаньи следы. Тсс! Всё, убежал кабан.

(На слайде лесные полянки со следами на снегу.)

    Физкультминутка:

Ребята, мороз не велик, да стоять не велит (поговорка). Погреемся? (Да.)

Стихотворение с движением «Мороз»

Мёрзнут пальцы

(сжимание и разжимание кистей)

Щиплет нос

(указательными пальцами дотронуться до кончика носа, остальные пальцы сжаты в кулачки)

Лезет в валенки мороз

(прыжки по-очереди на одной ноге)

Мы мороза не боимся

(руки на поясе, повороты в стороны)

Продолжаем веселиться

(упражнение «Топать-хлопать»)

По сугробам мы шагаем,
выше ноги поднимаем

(высоко поднимать ноги)

Справа – хлоп и слева - хлоп

(хлопки руками)

Посмотрите, там сугроб!

(указать рукой на «сугроб» из «снежных комков», дети ищут глазами «сугроб»)

    Отгадывание загадки: (звучат звуки проезжающей тройки лошадей)

Ребята, что это за звуки? Отгадайте загадку:

Они красивы, грациозны,
Стихия их – азарт погони,
Беря барьеры виртуозно,
Летят быстрее ветра
(Кони) .С. Устабеков

Верно! Русская пословица гласит: «Домой и кони веселее бегут».Пора нам обратно в садик возвращаться. «До свидания» Сова. Закройте глаза; раз, два, три, четыре, пять – вот мы в садике опять! Открывайте глазки.

    Дидактическая игра «Украшение для ёлочки»:

Ребята, пройдите и сядьте за столы (на столах стоят две металлические коробочки в виде ёлочных шаров, дополнительно лежат шесть тканевых салфеток). Какой зимний праздник скоро наступит? (Скоро наступит Новый год!)

В Новый год принято украшать ёлочку. Изготовим украшение для ёлочки из деревянных бусин. Украшение непростое, а звуковое. Кто по лесу проехал мимо нас с вестью о приближающемся празднике? (Кони.) (слайд на экране).

Назовите первый звук в слове «К-они». (Звук [К]).

Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину твёрдого звука [К]. Нанизывайте её.

Назовите звук, следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни». (Звук [О]).

Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [О]. Нанизывайте её так, чтобы она была второй по счёту (слева направо счёт).

Назовите звук, следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и». (Звук [Нь]).

Какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите бусину мягкого звука [Нь]. Нанизывайте её так, чтобы она была третьей по счёту (слева направо счёт).

Назовите последний звук в слове «конИ». (Звук [И]).

Какой это звук: гласный или согласный? Возьмите бусину гласного звука [И]. Нанизывайте её так, чтобы она была последней по счёту (слева направо счёт).

Примечание: По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове, отхлопывают по слогам, повторяют правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

Ребята, молодцы! Красивое украшение получилось, завяжите бусы бантиком и пойдемте украшать нашу ёлочку.

    Дидактическая игра-головоломка «Танграм» с элементом опытно-экспериментальной деятельности:

Ребята, посмотрите, под ёлочкой лежат конверты. Наверное, Дедушка Мороз приготовил их для вас. Возьмите их и сядьте на свои места. Посмотрите, что внутри. (Ребята выкладывают на стол разрезной квадрат «Танграм»).

Примечание: три квадрата зеленого цвета, три квадрата синего цвета.

Это игра-головоломка «Танграм». Соберите квадрат так, чтобы получился символ как на картинке. (На экране слайд).

Ребята, а теперь подставьте свои зеркала к верхней части квадрата, что вы видите? (Это буква-Н).

Верно! (слайд презентации со стихотворением про букву-Н).

А, вот, и новогодняя буква-Н. Прочитайте её три раза хором. (Н-Н-Н).

    Чтение простых слогов:

Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному: твёрдым звуком и мягким звуком. Квадрат «Танграм» вам об этом напоминает!

Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце: (поочередное чтение)
АН, УН, ОН, ИН.

Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале: (поочередное чтение)
НА, НУ, НО, НИ.

    Дидактическая игра «Ребус»: (слайд на экране)

Ребята, разгадайте ребус и вы узнаете имя нашей Очень Мудрой Совы, без которой наше занятие не было бы так увлекательно. Вспомните правило: имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. Будьте внимательны при решении ребуса.

Расставьте буквы в соответствии с их порядковыми номерами. (У детей буквы разрезной азбуки).

Молодцы! Прочитайте, как зовут сову (все дружно хлопают себе).

    Подведение итогов занятия:

Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н, Нь и букву-Н. (Слайд с буквой-Н).

Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей).

Ребята, вы замечательно поработали, отлично справились с заданиями Очень Мудрой Совы Нины и Дедушки Мороза! Я от всей души поздравляю вас всех с наступающим праздником, растите умными, а этот сладкий подарок от Дедушки Мороза поделите между всеми ребятами вашей группы. Приятного аппетита и до новых встреч с нашими гостями. Скажите «До свидания!» и пойдёмте в группу.

Цель занятия: изучаем букву Н, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Н, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Н по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Маленькой Наташе купили игрушечную лошадку. Наташа села на лошадку и закричала:
- Но-но-но!

  1. Как закричала Наташа?
  2. НННО - какой тут первый звук?
  3. Кому купили лошадку?
  4. НАТАША - какой первый звук в этом слове?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ножницы Небо Ноты Носорог

Какой первый звук в слове НОСОРОГ? - НОЖНИЦЫ?
В начале, в конце или в середине слова звук [н] в слове ЛИМОН? ОКНА? БАРАН? НОТЫ?

Когда мы произносим звук [н], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: ННН. Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [н].

  1. Гласный или согласный звук [н]?
  2. Какие еще согласные звуки ты знаешь?
  3. Звонкий или глухой звук [н]?
  4. Какой еще звонкий согласный звук ты знаешь? ([м])

Задание: печатная буква Н для дошкольников

Рассмотри букву Н. Нашили букву Н в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Шарады

Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца -
Во мне увидишь что угодно.
(Нос - сон)

С буквой Я, мои друзья,
Ничего не значу я,
Я на С перемените -
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М -
Я пальто у вас проем.
(Ноль - соль - моль)

Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(Ноша - юноша)

Сказка про букву Н

Буратиний нос
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать,- бурчит Никита.
- Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается! Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Загадки для детей на букву Н

Между двух светил
Посередине один.
(Нос)

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка.
(Ноты)

На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
(Ноты)

Голубая простыня весь свет покрывает.
(Небо)

На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток)

У кого днем один глаз,
А ночью - много?
(У неба)

Это что за потолок?
То он низок, то высок.
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий.
(Небосвод)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Пословицы и поговорки на букву Н

В осеннее ненастье семь погод на дворе.
На чужой земле и весна не красна.
Не бросай друга в несчастье.
Невесело птичке в золотой клетке.
Одна пчела немного меду наносит.
Недочитанная книга - что не пройденный путь.
Не знать - не страшно, страшно - не узнать.
Несчастливые дни долго памятны бывают.
Не рой другому яму - сам упадешь.

Веселые стихи про букву Н для детей

Наперсток
Наши братья шили платье,
Был царем один из братьев.
Он корону надевал.
Но в труде не отставал.
(Г. Виеру)

Слова-близнецы
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде,
Пропал и след.
Норка - здесь,
А НОРКИ - нет!
(А. Шибаев)

Разные носы
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
(Я. Аким)

Носорог
Кто носорогу дорогу уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться все реже и реже!
(Б. Заходер)

Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос
К банке с медом
Не прирос.
(Ф. Бобылев)

Отведи нас к Вере.
- Где она?
- На сквере.
(Я. Козловский)

Нам ни к чему такие шутки!
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног.
Наверно это - носорог.
(Г. Сапгир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Задачи:

1. Учить детей слышать звук Н в словах.

2. Учить детей давать характеристику звука Н по опорной схеме.

3. Закреплять навык фонематического анализа обратного слога.

4. Развивать фонематические представления.

5. Закреплять зрительный образ буквы Н.

6. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, мои с существительными.

7. Развивать произвольное внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятиею

8. Развивать мышление, конструктивный праксис, ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику.

Оборудование:

Картинка-носорог, предметные картинки для фланелеграфа, в названии которых есть звук Н и те, в названии которых этого звука нет, фланелеграф, схема для характеристики звуков, схема для дифференциации понятий звук-буква, бланки для игры «Крестики-нолики», простые карандаши, счётные палочки, полоски для выкладывания звуковых схем, фишки для выкладывания схем, пластмассовые буквы, «Чудесный мешочек», стрелочки разных цветов, звуковые линейки, кораблики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

К нам на занятие пришёл гость. Кто это? (носорог) Он узнал, что ребята в детском саду могут рассказать про его любимый звук.

2. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме.

Какой первый звук слышится в слове носорог? Давайте расскажем носорогу, всё, что мы знаем про звук Н (характеристика звука по схеме).

3. Развитие фонематического восприятия, умения слышать звук Н в словах, развитие ориентировки на листе бумаги.

Носорог приготовил для вас игру, она называется «крестики-нолики». Я буду называть слова, если в слове есть звук Н, ставим крестик, если нет – нолик (работают простым карандашом).

Сколько слов со звуком Н я назвала? Как это можно определить (посчитать крестики). Давайте вспомним, какие слова со звуком Н я называла.

4. Физминутка.

5. Звуковой анализ слова ОН с опорой на звуковую схему.

Ребята, носорог слышал, что вы умеете выкладывать некоторые слова фишками, давайте и его научим. Выложим схему слова ОН квадратиками.

Вопросы к детям (индивидуальные)

Сколько звуков в слове ОН? Назови.

Сколько гласных звуков в слове ОН? Назови.

Сколько согласных звуков в слове ОН? Назови.

Какой звук в начале слова ОН?

Какой звук в конце слова ОН?

6. Развитие фонематических представлений.

Давайте подарим нашему гостю подарки (картинки для фланелеграфа), но дарить мы будем только те, в названии которых слышится звук Н.

7. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Понравились подарки нашему носорогу и он говорит: «Это мой носки» и т. д. Научим носорога говорить правильно. Как надо сказать? (мои носки и т.д.).

8. Развитие слухового внимания, выделение первого и последнего звука в звукосочетаниях.

Носорогу пора отправляться дальше в страну звуков и букв. Вы хотите пойти с ним? Он возьмёт с собой только самых внимательных. Надо показать на звуковой линеечке, сколько звуков я произнесу (АНУ, НАО и т.д.). Какой первый звук? Какой последний звук?

9. Дифференциация понятий звук-буква. Носорог решил сначала отправиться к буквам, чтобы найти свою любимую букву Н. Чем отличаются звуки и буквы? (по опорной схеме).

10. Закрепление зрительного образа буквы Н.

Крутись-вертись в звукобуквенной стране очутись!

Путешествовать мы будем по стрелочкам-указателям. Сначала пойдём по фиолетовой стрелочке. В какую сторону она указывает (вправо). А вот и наша буква Н, её обозначают звук Н. На что похожа буква Н? Давайте встанем парами и изобразим букву Н. Сколько палочек понадобится, чтобы выложить букву Н (выкладывают из палочек).

11. Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики.

Ой, что это за мешочек. В нём буквы. Оказывается, в нём надо найти на ощупь буквы Н.

А теперь давайте обведём эти буквы карандашом (обводят). Превратим их в морячков, наденем на них тельняшки (штрихуют).

12. Чтение прямых и обратных слогов. Отправимся вместе с буквами-морячками через море на корабликах. Корабли плывут мимо островов (на островах буквы А, О, У). Дети читают слоги (НА, АН, НО, ОН, НУ, УН в зависимости от того, где причалил кораблик).

13. Подведение итогов.

Носорогу очень понравилось путешествовать вместе с вами. А теперь пора возвращаться в детский сад.

Чему вы научились? Что понравилось? Какие были трудности?

Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите в комментариях, и я выложу фото наглядного материала.

Тема «Звук и буква Н»

Составила учитель-логопед: Денисова Оксана Владимировна

г. Москва ГБОУ школа №1285 СП «Остров сокровищ»

Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н».

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
  • Формировать лексико – грамматический строй;
  • Совершенствовать грамматический строй речи;
  • Уточнить артикуляцию звука «Н»
  • Закреплять формирование понятий «согласный, твердый, звонкий звук»;
  • Упражнять детей в звукобуквенном и звукослоговом анализе и синтезе слов;
  • Автоматизировать звук «Н» в слогах, словах, предложениях;
  • Обучать чтению и письму;

Коррекционно-развивающие;

  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
  • Совершенствовать артикуляционную моторику;
  • Развивать умение понимать и выполнять простые и сложные (двуступенчатые) инструкции;
  • Развивать крупную и мелкую моторику, координацию движений;
  • Развивать графические навыки;

Воспитательные:

  • Формировать положительные установки на участие в занятиях;
  • Формирование умения слушать сверстников и логопеда;
  • Воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к окружающим (бережное отношение к предметам);
  • Воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, общительность, культуру поведения в социально-жизненных ситуациях;
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность
  • Воспитывать усидчивость

Методы и приёмы:

  • Словесные: беседа, вопросы, объяснения, инструкции, поощрение.
  • Наглядные: предметные картинки в названии которых присутствует звук «Н»
  • Практические: дидактические игры, физкультминутка, развитие крупной и мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки: гусёнок; лисёнок; карандаш; лесенка; носорог; нос; носки; ноты; чемодан; диван; слон; магнитофон. Магнитная доска, цветные мелки, счётные палочки, листочки бумаги в линейку, ручки трёх цветов, карандаши трёх цветов

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.

Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это. (Н; НА; НАТАША; НО; Н; НОЧЬ; НУ; НЫ; НОТЫ; НОС; Н; НОСКИ; НЭ)

2. Основная часть:

  • Знакомство со звуком и буквой « Н»

Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»

Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, зубы на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.

Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)

Почему вы так думаете? (пишем синим, воздух встречает преграду, горлышко звенит)

У меня про букву ЭН На букве ЭН я, как на лесенке,
Вдруг сложилась песенка: Сижу, и распеваю песенки
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н – (рисую вверх)
Получилась лесенка. Е. Тарлапан

У вас на столах лежат счётные палочки. Возьмите их и выложите букву «ЭН». Молодцы. Уберите палочки.

  • Развитие мелкой моторики.

Сейчас мы с вами возьмём листочки и напишем одну строчку буквы «ЭН» по образцу (большая-маленькая). Не забывайте делать расстояния между парами букв. Каким цветом будем писать букву «ЭН»? (образец на доске + показ написания)

  • Упражнение «Новый звук»

Я принесла вам картинки. Нужно услышать, где находится звук «Н», в начале, в середине, в конце слова?

Ребёнок определяет позицию звука в слове и забирает картинку себе.

  • Упражнение «Составь предложение»

А теперь, когда у всех вас есть картинки, придумайте по ним предложения. Я начну: Гусёнок очень любит плавать в пруду. Теперь вы. По очереди.

  • Физкультминутка «Повтори не ошибись»

Логопед говорит слоги со звуком «Н» и делает различные движения. Дети должны повторить.

Упражнение на межполушарное взаимодействие: «Блины»; «Вода»

  • Упражнение: «Составь слог»

Ребята, а как вы думаете, что получится, если соединить 2 звука «А» и «Н» --- АН О__Н – ОН; У___Н – УН; И____Н –ИН; Ы____Н – ЫН; Э ____Н – ЭН. (Пишу на доске)

То-же с открытыми слогами. НА; НО; НЫ; НЭ; НУ.

  • Звукослоговой разбор слов

Взяли свои листочки. Рисуем звукослоговую схему первого слова (ноты). Один ребёнок работает на доске. Так-же слова: сын; окна.

Молодцы. Положили всё на край стола.

3. Заключительная часть:

Итог занятия:

А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки:

Всю жизнь ходят, а обогнать друг-друга не могут. (ноги)

Сопит, фырчит, на лице сидит. (нос)

С какого звука начинается слово?

Почему я загадала такие загадки? (мы сегодня говорили про звук «Н»)

Умницы. Вы сегодня отлично занимались. Похлопайте себе. Погладьте себя по головкам и скажите: «Мы молодцы!» Занятие окончено.

Литература

  1. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа.

Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2011 год.

  1. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа.

Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2012 год.

  1. О.И. Крупенчук Уроки логопеда. Учим буквы для детей 5-6 лет. СПб, издательство «Литера», 2008 год.
  2. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических заняий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.

СПб, издательство «Детство-Пресс», 2007 год.

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (II период).

Москва, издательство «Гном и Д», 2001 год.


Тема: Звуки Н – Нь Буква Н.

Коммуникация: Учить давать сравнительную характеристику звуков Н- Нь. Учить дифференцировать звуки. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу. Работать над предложением. Познакомить с буквой. Развивать навык звукового анализа слогов и слов. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах. Развивать фонематический слух, память, мышление и внимание.

Социализация: Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре, доводить начатое дело до конца .

Здоровье: Развивать фиксацию взора, зрительное внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

Методы и приемы : указания, поощрения, объяснения, показ.

Оборудование: карточки с буквами, знаки – символы звуков, карточки синего и красных цветов, буква Н, проектор.

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются)

2. Эмоциональный настрой.

Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям). Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим

3.Сообщение темы и цели занятия:

Ребята отгадайте загадки:

Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь)

Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н.

4. Работа над новой темой.

а) Акустико – артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:

Звук Н – согласный, звонкий, твердый

Звук Нь – согласный, звонкий, мягкий

б) Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня

в) Произношение чистоговорок.

На-на-на Но-но-но

На холме сосна. На дворе темно.

Ны-ны-ны Онь-онь-онь

На небе нет луны. Зажигай огонь.

У Наты и Нины сегодня именины.

Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.

г) Связь звуков и букв

Буква Н, сказать всем можно,

Очень на кровать похожа.

Отыскивание буквы в разрезных азбуках.

5. Пальчиковая игра «Норка»

Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

6. Закрепление:

а) Обведение по контуру и печатание буквы

Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее. (Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке).

б) Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение:

НА НО НИ НЫ НУ

в) Звуковой – анализ слова Нина.

Выкладывание звуковой схемы слова. Составление слова из ранее составленных слогов.

7. Гимнастика для глаз

Предьставтье,

мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)

8. Работа над предложением

Составьте из слов предложения по опорным словам:

Надя – песни Нина - сон Наташа - коньки

Никита – санки Марина – зонт Алена - сок

9. Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

10. Закрепление

а) Игра «Найди лишнюю букву» (по индивидуальным карточкам)

Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?

Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.

б) Игра «Найди слова со звуком «Н»

Ребята придумайте слова со звуком «Н» или вспомните слова со звуками Н - Нь.

11. Итог занятия

С каким звуком и буквой мы знакомились? Звук «Н» какой? (согласный, он может быть твердым, мягким, звонким.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).

Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.