Подробный режим дня ребенка в 1 год. Нормы сна: от года до двух

Режим дня ребенка в 1 год

После пробуждения и краткого утреннего туалета ребенка нужно одеть в спортивную форму: трусики и тапочки, если прохладно - в рубашечку и колготки. Комнату к этому времени надо проветрить, а в теплую погоду распахнуть окно.
Зарядка начинается с ходьбы.
На первых порах малыша можно поддерживать за руку или, отойдя на 2-3 шага, манить к себе. Так повторяется несколько раз. С каждым днем пройденный путь должен увеличиваться. Упражнение второе - преодоление препятствий. Пустой ящик письменною стола (или любой другой не выше 10-12 см) находится на пути малыша к игрушке. Помогите ему перелезть через бортики ящика, взять игрушку и вернуться с ней обратно. Третье упражнение - вы и ребенок, стоя напротив, держитесь за обруч, кольцо или палочку. При четкой команде «сядем» - «встанем» приседайте и вставайте вместе с ребенком. Следующее упражнение - подползание под препятствие, например под скамейку или журнальный столик. Цель - подойти к препятствию, присесть, подползти под него, достать игрушку с другой стороны, взять ее, выпрямиться и отнести взрослому. Такое трудное упражнение при правильном выполнении должно вознаграждаться словесной похвалой. Пятое упражнение - покажите малышу, как перешагивать препятствия. Вначале они должны быть не очень высокие: кубики, брусочек, мячик. Через несколько недель высота их увеличивается в 2 раза (узкая коробка или ящик и т. п.).Усилия достигнут цели, когда ребенок самостоятельно легко преодолеет эти препятствия.

Для выполнения следующего упражнения нужно дать ребенку в руки мяч и предложить бросать его перед собой. Взрослый должен сам ловить мяч и возвращать малышу. Зарядка завершается кратковременной ходьбой.

С ростом ребенка меняются объем и характер гимнастических упражнений. Следующий комплекс подойдет для малыша в возрасте 14-18 месяцев. В этот период при проведении гимнастических упражнений и игр необходимо в течение дня многократно демонстрировать ребенку правильное дыхание, учитывая его стремление подражать взрослым, легко перенимать их действия. Если делать при малыше шумный вдох и выдох, он легко повторит это. Все упражнения должны иметь внешнюю форму игровых моментов, даже дыхание («подуем в трубочку», «надуем шарик», «скажем у-у-у»).

Ребенок овладел ходьбой по полу, и теперь она должна усложняться. Надо научить малыша пройти по одной половице или доске. В качестве «половицы» при паркетном, плиточном или пластиковом покрытии можно использовать специальную или даже гладильную доску. Вначале ее нужно положить ровно, и ребенок с посторонней помощью проходит по ней приставным, а потом и обычным шагом. По мере овладения способностью сохранять равновесие упражнение усложняется: дальний конец доски приподнимается над поверхностью пола на 5-10-15 см.

Следующее упражнение выполняется сидя. Малыш двумя руками поднимает игрушку как можно выше, затем ее к ногам. Взяв игрушку второй раз, прячет ее за спину, достает и снова кладет к ногам. Количество повторений упражнения с возрастом увеличивается с 2 до 6. Пятое упражнение - небольшой мяч поднимается с пола как можно выше и бросается взрослому то левой, ТО правой рукой. Взрослый ловит его и опять подкатывает К ребенку. В заключение ходьба в быстром и обычном ритме.

Полный заряд от утренних упражнений ребенок получит только в том случае, если они завершатся водной процедурой - теплым душем или (если нет подходящих условий) влажным теплым обтиранием тела мягкой тряпочкой, поролоновой губкой. Такое начало дня - залог бодрого настроения и хорошего аппетита. Высокий эмоциональный тонус малыша должен поддерживаться неукоснительным соблюдением возрастного режима дня. Без этого нарушается гармония, взаимосвязь биологических ритмов организма.

Режим дня ребенка в 1 год (возрасте от одного года до полутора лет) следующий:

7-8 ч подъем, туалет, утренняя гимнастика;

8 ч - 8 ч 30 мин завтрак;

8 ч 30 мин - 10ч утреннее бодрствование;

10-12 ч первый дневной сон;

12 ч - 12 ч 30 мин обед;

12 ч 30 мин-15 ч дневное бодрствование, прогулка;

15 ч - 16 ч 30 мин второй дневной сон;

16 ч 30 мин - 17 ч полдник;

17 ч - 19 ч 30 мин вечернее бодрствование, вторая прогулка, купание через день;

19 ч 30 мин - 20 ч ужин;

20-7 ч ночной сон.

Специалисты разработали примерный режим дня для ребенка в возрас м-от 1 года до 3 лет.

Распорядок дня

1-2 года

Распорядок дня

2-3 года

Пробуждение, туалет, водные процедуры

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Игра - прогулка

Разумеется, это примерный распорядок дня. Отталкиваясь от него, как от основы, родители смогут составить свой собственный, удобный режим дня для ребенка

В годик у малыша формируется характер, он может начать серьезней отстаивать свои интересы и капризничать, если что-то пойдет не так. В целом этот возраст очень увлекательный, ведь малыш уже ходит и начинает говорить. Для родителей это тоже интересное, но непростое время, когда воспитание имеет большое значение. Чтобы и дальше способствовать совершенствованию навыков крохи, необходим режим дня ребенка в 1 год, который в некоторых случаях потребуется грамотно скорректировать.


Режим дня ребенка в 1 год

Распорядок дня годовалого ребенка может оставаться в том же виде, в котором был составлен в предшествующий месяц, если малышу по-прежнему требуется двукратный дневной отдых. Однако некоторые дети уже имеют достаточно сформированную нервную систему, и поэтому могут спать днем только один раз. Для таких детишек нужен график по часам, так что посмотрите на таблицу, где приблизительно указаны определенные часы для занятий разного рода. Можно использовать ее как основу, но обязательно вносите правки, в зависимости от предпочтений родителей и ребенка.

Почему так важна корректировка? Это связано с тем, что большинство малышей отправляются в ясли уже в полтора года, а значит, начиная с года, уже подошло время для приучения их к расписанию, по которому работает это дошкольное учреждение. Это позволит адаптировать ребенка к новым условиям заранее. Да, этим следует заниматься заблаговременно, так как малыш не может быстро перейти на новый график. Прежде всего, для этого нужно правильно организовать дневной отдых карапуза.

Стоит сказать, что здоровый, жизнерадостный малыш вполне может обходиться однократным сном среди дня, но сначала родителям нужно убедиться в том, что он готов бодрствовать длительное время. Надо обратить внимание, как ведет себя ребенок:

  • в обычное для тихого часа время (10-11 часов утра) он продолжает чувствовать себя бодро, не проявляя признаков утомления;
  • при укладывании в постель не засыпает, а пытается двигаться, берет в ручки игрушки и погремушки;
  • выражает протест, если мама пытается уложить его в кроватку.

Если, к тому же, малыш может более пяти часов проводить в активном режиме, это говорит о том, что он готов к одноразовому дневному сну.

Относительно питания, частота кормлений будет зависеть от того, сколько он спит: при двукратном дневном сне – пять раз в день, при однократном – четыре раза. В последнем случае и порции для карапуза будут немного больше.

Остальные пункты распорядка дня должны быть выстроены в соответствии с часами отдыха и кормления.

Продолжительность дневного и ночного сна

В 12 месяцев ребенок должен отдыхать ночью не менее 10 часов, без перерывов на кормление, а в дневное время около 4 часов. Поскольку днем одни дети спят дважды, а в другие только один раз, предусмотрено два варианта расписания:

  1. В первом случае можно укладывать малышей два раза по полтора или два часа, а вечером они должны ложиться спать не позднее 22.00 часов.
  2. При одноразовом дневном отдыхе дети, как правило, просыпаются в 7-8 часов, поэтому тихий час им можно устраивать в обеденное время примерно в 13.00.

Переводить детей на одноразовое укладывание днем нужно постепенно, планомерно сдвигая утренний сон на полчаса каждый день. В течение полутора месяцев малыш привыкнет, и будет чувствовать себя вполне комфортно.

В годовалом возрасте у детей также случаются проблемы с засыпанием, и их сон может быть недостаточно глубоким и крепким. В большинстве случаев причиной беспокойного поведения может стать:

  • пересыпание в дневное время, когда сон превышает 4 часа;
  • переедание или голод малыша из-за неправильного кормления или несбалансированного рациона;
  • неудобные спальные принадлежности, матрас или одежда;
  • отсутствие или слишком короткие прогулки на свежем воздухе;
  • ограниченная физическая активность во время бодрствования;
  • несоответствие режима температуры и влажности в детской комнате.

Отдельные случаи нарушения сна притом, что уход за ребенком качественный и регулярный, заболевания пищеварительной и нервной системы, а также другие недуги, которым обычно подвержены дети. Если ситуация такова, лучше сразу показать малыша врачу.

К годику у крохи уже должен быть навык самостоятельного засыпания, хотя приучать к этому малыша нужно уже 8-9 месяцев. Для этого, помимо комфортной атмосферы, приглушенного звука и света, ограничивают подвижность ребенка в вечерние часы, проводят необходимые ритуалы, обязательно некоторое время держат малютку на руках, кладут в постель любимую игрушку. Важно отправлять сына или дочь в постель в одно и то же время.

Кормление годовалого ребенка

Некоторые детки в годик еще питаются материнским молоком, употребляя его по утрам и вечерам. Одновременно с этим, в их рационе разнообразные продукты, которые помогают насытить детский организм необходимыми веществами для интенсивного роста и развития.

Для здоровья малыша необходимо, чтобы блюда были легкоусвояемыми, питательными и нежирными, поэтому им противопоказаны

  • полуфабрикаты;
  • маринады;
  • копчености;
  • колбасы;
  • любые специи;
  • избыточное количество соли и сахара.

Сухие каши и готовые пюре уже не используются, так как их однородная консистенция уже не соответствует потребностям ребенка в более твердой пище и может быть даже вредной из-за формирования неправильного прикуса и возникновения патологий функции челюстного аппарата.

В основном, меню годовалых деток состоит из следующих продуктов и блюд:

  • каши, приготовленные на молоке с добавлением меда, свежих ягод, небольших кусочков фруктов;
  • различные фрукты, кроме цитрусов, которые все также не желательны, теперь дают порезанными кусочками в виде салатиков;
  • рыбу и мясо запекают, делают котлетки, кнели и фрикадельки, готовят на пару, иногда допускается обжаренный фарш к гарниру из отваренных овощей;
  • супы готовят на мясном и овощном бульоне, ингредиенты не перетирают, а просто измельчают.

В 12 месяцев многие дети на грудном вскармливании уже сами готовы отказаться от питания грудным молоком, к тому же, его состав уже не столь питателен, как раньше, поэтому режим дня ребенка в 1 год подлежит некоторым изменениям, и перед некоторыми мамами стоит задача отучить малыша от естественного вскармливания.

Чтобы облегчить отвыкание, педиатры дают следующие рекомендации:

  • молоко заменить молочной кашей, кефиром, другим напитком со сладким вкусом, характерным для грудного молока, к которому малыш привык;
  • когда малютке грудь нужна только для того, чтобы успокоиться, его важно отвлечь любым приемлемым действием – песенкой, сказкой, игрушкой;
  • если ребенок плачет, требуя мамину грудь, следует выдержать 10 минут, после этого можно даже покормить, только пару минут, если кроха никак не успокоится, и в дальнейшем придерживаться такой же тактики;
  • утром после пробуждения дают детям разбавленный водичкой сок, кусочек печенья.

При отучении от материнского молока ребенок уже должен уметь пользоваться поильником или чашкой. Если же он не готов к этому в год, лучше все оставить, как есть. Детям на искусственном вскармливании требуется немного больше пищи, чем грудничкам, так же как и деткам, спящим один раз в день – около 250 г еды в один прием.

Физическое развитие, прогулки и гигиена

В такое понятие, как полноценное физическое развитие ребенка, наряду с упражнениями, входит соблюдение основных требований личной гигиены, формирование здоровых привычек, закаливание и водные процедуры.

Основные упражнения для гармоничного физического развития:

  • ползание разными способами;
  • вращение по кругу ножками и ручками;
  • вис на турнике, кольцах;
  • приседания;
  • игры с мячом;
  • массаж и упражнения для укрепления мышц живота;
  • повороты и наклоны корпуса;
  • ходьба по прямой и неровной поверхности;
  • ползание с препятствиями;
  • продолжение обучения сползания с возвышенности (кресла, кровати, т.д.).

В комнате, где проходят занятия, должна быть комфортная для ребенка температура, ее необходимо заблаговременно проветрить, в то же время исключив сквозняки. Для поддержания хорошего настроения, гимнастику лучше проводить под веселую музыку с четким ритмом.

Годовалые малыши уже знакомы с основными закаливающими процедурами – проветриванием жилого помещения и воздушными ваннами, которые надо проводить дважды в день, время сеансов тоже постепенно увеличивается – от 5 до 30 минут. При появлении пупырышек на коже, кроху необходимо сразу одеть. Водные процедуры, помимо купания, должны включать обливания, обтирания, душ, плаванье.

Особым благотворным действием на организм ребенка обладают солнечные лучи, но они не должны быть прямыми, лучше всего рассеянный свет, пробивающийся сквозь кроны и листву деревьев, поэтому во время прогулок детишек можно подержать в тени деревьев или кустарников, но не сплошной, а пронизанной лучиками света. Хорошо, если есть возможность проводить гимнастику на свежем воздухе – это двойная польза для малыша.

Особенно актуально закаливание на втором году жизни еще и потому, что малыш постепенно утрачивает иммунитет, полученный от матери с грудным молоком. Потому необходимо внешнее воздействие на его организм с помощью закаливающих мероприятий и идеально скорректированный рацион питания, способный поддержать здоровье карапуза изнутри.

Развивать ребенка физически можно не только с применением специальных, перечисленных выше, способов. Можно активно приучать своего сына или дочь к самообслуживанию. Пусть ребенок сам одевается и раздевается, для него это тоже определенная нагрузка, помимо того, весьма полезное занятие и навык, освоив который, он высвободит немного маминого времени.

Игры и развивающие занятия

У годовалого малыша должно быть много разных игрушек. К этому времени наиболее интересными для него являются:

  • шарики и колечки, мячики всевозможных размеров;
  • сортеры с отверстиями разной формы и вкладышами;
  • красочные пазлы, состоящие из четырех крупных деталей;
  • кубики и пирамидки;
  • детское лото и домино;
  • толокары, каталки с ручкой и на шнурке;
  • матрешки и неваляшки;
  • резиновые куклы и фигурки животных;
  • для развития мелкой сенсорики – коврики и игровые центры;
  • детские музыкальные инструменты – барабан, бубен, маракасы, металлофон.

Если брать любимые игры годовалых малышей дома – это горка, сооруженная из подушек, по ней интересно лазить и скатываться, одновременно, кроха учится управлять своим телом. Другое не менее увлекательное для детей занятие – «езда верхом», в качестве лошадки может послужить стул или седло велосипеда, вокруг, желательно, обложить малыша подушками, чтобы избежать болезненных падений.

Одним словом, чтобы развлечь малыша, а заодно сделать это с пользой для его организма, можно придумать немало интересных занятий в собственном доме или квартире.

Развивающие занятия в форме игрового процесса можно проводить дома и на улице во время прогулки:

  • для совершенствования навыков речи, ходьбы и познавательных процессов малышу необходимо читать книги, показывать яркие изображения, также для этих целей подходят коробки с крышками, бочонки, матрешки, кубики.
  • на улице ребенок может делать куличики в песочнице – это развивает глазомер, моторику пальчиков;
  • для развития мышц рук, а также прививания любви к миру искусства, для детей полезно рисование пальчиковыми красками, фломастерами, мелками, пастелью;
  • чрезвычайно полезна и лепка из соленого теста – вряд ли у крохи получится что-то вылепить, но он может украшать лепешку из теста, вдавливая в нее бусины, пуговки и другие предметы;
  • конструктор и пазлы помогают ребенку лучше отличать цвета, форму, учат его логически мыслить;
  • совершенствовать слух и ритм поможет ритмичная музыка, кроме того, под нее можно потанцевать с малышом и даже попеть;
  • малышам в годик обязательно понравится и самостоятельно извлекать звуки из таких музыкальных инструментов, как детское пианино, дудочка или барабан;

Если родители строго соблюдают режим дня ребенка в 1 год и приучают к такому распорядку своего малыша, он будет полноценно развиваться во всех направлениях, расти сильным, здоровым и умным, а адаптация к новым для него условиям яслей или садика, пройдет спокойно и быстро.

На втором году жизни у малыша все больше растет интерес к окружающему миру: все хочется потрогать, увидеть, попробовать. Родителям важно установить правильный режим ребенка в 1 год и 4 месяца, чтобы нервная система успевала справляться с обилием новых впечатлений.

Основы режима

Родители часто переоценивают возможности крохи, поэтому рано переводят его на одноразовый сон. Взрослым кажется, что лишний час бодрствования - это пустяк. Но ребенок еще слишком мал, чтобы рассказать о своем переутомлении. Усталость постепенно накапливается, и малыш становится капризным.

Первые полтора года детям необходимо спать днем два раза. Нередко родители уже в год пытаются ввести в режим одноразовый сон, аргументируя свое решение тем, что вторично кроха засыпает с трудом. Но психологи утверждают, что проблемы возникают именно у тех детей, которым сон крайне необходим. У впечатлительных ребят следует не отнимать драгоценный отдых, а создать благоприятные условия для засыпания: тишину, свежий воздух, спокойствие.

Дневной отдых составляет два раза по 1,5-2 часа. Переход к режиму с одноразовым сном происходит с полуторагодовалого возраста. Определить количество времени бодрствования поможет наблюдение за поведением крохи.

Активность необходимо сократить на 30-40 минут, если малыш:

  • капризничает;
  • не слушается;
  • кричит;
  • беспричинно смеется;
  • становится вялым;
  • хнычет;
  • обижается без причины.

Возможна и другая ситуация, когда крошка во время укладывания активен, уравновешен, но никак не может заснуть. В таком случае лучше продлить время бодрствования на полчаса.

Твердый режим не означает, что все пункты выполняются поминутно, независимо от обстоятельств. Возможны незначительные сдвиги в распорядке, которые спровоцированы:

  • самочувствием крохи;
  • погодными условиями;
  • временем года;
  • переменой места пребывания.

Резкие перепады в поведении свидетельствуют о том, что нервная система исчерпала свои возможности. Маленькому человеку требуется отдых.

Питание

Кормить ребенка в 1 год и 5 месяцев необходимо 4 раза в день. Интервалы между приемами пищи составляют 3,5-4 часа.

  1. Первый завтрак – через час после утреннего пробуждения.
  2. Обед – за час до дневного сна.
  3. Полдник – через полчаса после отдыха.
  4. Ужин – за час-полтора до ночного сна.

Ослабленные дети с плохим аппетитом получают тот же объем пищи, но 5-6 раз в день. Режим питания и меню необходимо согласовать с врачом.

Малыши на втором году жизни получают измельченные и протертые продукты. Но постепенно, по мере прорезывания зубов, в рацион вводят блюда, приучающие к жеванию:

  • оладьи;
  • пудинги;
  • овощи и фрукты, нарезанные кусочками;
  • паровые котлеты.

Специалисты рекомендуют составлять меню сразу на неделю. Стол получится разнообразным, и все требования к рациону будут учтены. Чем больше продуктов, тем легче удовлетворить потребности малыша в пище. К тому же, однообразное питание быстро приедается.

Суточный рацион распределяется таким образом:

  • обед – 35-40%;
  • полдник – 10-15%;
  • завтрак + ужин – 55-45%.

Следует учитывать вкусовые предпочтения крохи: зачастую еда, которая уплетается с аппетитом, и пользы приносит больше.

Хороший сон

Суточное время отдыха должно составлять 14-14,5 часов:

  • ночной сон — 11 часов;
  • 1-й дневной — 2 часа;
  • 2-й дневной — 1-1,5 часа.

Порой родители считают, что ребенок уже достаточно подрос, поэтому становится нечувствительным к посторонним звукам во время сна. Но это неверно. Относительная тишина в доме должна соблюдаться обязательно. Включать музыку, громко разговаривать, включать яркий свет - недопустимо.

Помогут крепко заснуть:

  • свежий воздух в комнате;
  • отсутствие перевозбуждения;
  • укладывание в одно и то же время.

Главный показатель здоровья малыша - это качество сна. Стоны, разговоры, метания сигнализируют о том, что организм дал сбой. При систематических расстройствах необходимо обратиться к врачу.

Пробуждение так же важно, как и отдых. Если малыш просыпается добрым и улыбающимся, то он отлично выспался. Но есть дети, которые просыпаются медленно. Их нельзя поднимать насильно, лучше придумать стимул к самостоятельному подъему.

Прогулки

Отдельное место в расписании отводится прогулкам. Зимой выходят на улицу 2 раза на 1-1,5 часа, а летом все время бодрствования проходит на свежем воздухе.

В полтора года ребенок уже ходит, поэтому тепло одевать его, как младенца, нет необходимости. Тяжелая одежда сковывает движения, мешает бегать и наклоняться. Укутывание затрудняет дыхание, нарушает кровообращение. Малыш потеет, перегревается, поэтому часто болеет.

Занятия во время прогулки должны чередоваться: на смену подвижным играм приходят спокойные. Следует предоставлять детям возможность поиграть самостоятельно.

Чистота и гигиена

Воспитать привычку к чистоте несложно. Кроха приловчится мыть руки с мылом, проситься на горшок, если взрослые научат его. Главное – повторять одни и те же действия многократно, улыбаясь и подбадривая малыша.

Ошибки родителей при проведении водных процедур:

  • слишком горячая или холодная вода;
  • попадание жидкости (мыла) в глаза и нос;
  • намоченные рукава при умывании.

По мере взросления человечек сам начинает понимать, что умываться необходимо утром и вечером, испытывает дискомфорт от грязных рук, стремится сменить испачканную одежду.

В 1 год 4 месяца самое время приучать ребенка к горшку. За его поведением необходимо наблюдать, чтобы заметить признаки беспокойства и вовремя усадить кроху на горшок. Стыдить и наказывать за мокрые штанишки категорически нельзя. Только терпеливое и спокойное поведение родителей поможет достичь результата.

В полтора года мышцы укрепляются во время естественной активности. В этом помогут:

  • прыжки;
  • бросание мячика;
  • подъем на детскую горку;
  • копание песка.

Следует помнить, что двигательные рефлексы возникают во время обучения. Поэтому взрослые объясняют в игровой форме, как выполняются движения. Например, мама бросает малышу под ноги мячик, и он пытается оттолкнуть его.

Оптимальное время для занятий - после первого сна (между 13 и 14 часами).

Стоит включить в распорядок дня закаливающие процедуры.

  • Воздушные ванны. Температура воздуха – 17-18°C. Начинают процедуры с 5 минут, постепенно продлевая до получаса.
  • Обтирание. Кожу протирают влажным полотенцем, а затем насухо вытирают. Первоначальная температура воды – 35°C, постепенно снижают до 24-26°C.
  • Мытье ножек в прохладной воде (22-24°C). Длительность процедуры – 5 минут.

Спокойного сна

Иногда самая большая проблема родителей – уложить чадо спать. Кроха зачастую не хочет действовать в соответствии с режимом. Но и тут есть свои хитрости.

Перед отдыхом исключают подвижные игры, а также активный контакт со взрослыми. Психологи рекомендуют отход ко сну сделать как можно однообразнее. Поэтому укладывать ребенка спать должен один и тот же человек.

В полтора года малыш уже способен принимать активное участие в приготовлениях к отдыху:

  • принести стульчик;
  • снять штанишки;
  • поставить аккуратно ботиночки.

Некоторые дети развлекают себя, забывая о сне. Лучше побыть с крохой рядом, повернуть на бочок, погладить.

Примерный распорядок дня ребенка после года

Годовалые малыши быстро развиваются. Они с любопытством познают окружающий мир, поэтому нервная система испытывает значительные перегрузки. В этом возрасте не стоит резко менять распорядок дня. Переход к одноразовому сну, если он не произошел раньше, необходимо проводить очень плавно, с учетом индивидуальных потребностей ребенка. Формирование новых привычек должно приносить удовольствие, иначе не избежать капризов.

Подросший малыш активен и любознателен. К счастью для взрослых его словарный запас еще мал, поэтому ребенок пока не «замучивает» своих родителей множеством вопросом, зато его исследовательский азарт побуждает кроху к изучению всего, что окажется рядом: игрушек, механизмов, приборов и устройств. В эту пору надо прятать подальше все, что может стать потенциальным источником опасности.

Сравнительно с предыдущим возрастным периодом изменений в расписании дня мало: один дневной сон, 4–5 кормлений (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка), 1–2 прогулки, чтение книжек - совместно со старшими, и развивающие игры - на усмотрение родителей. Важно сохранить доброжелательность малыша и поддержать его стремление к получению новой информации: рассказывать ему о природных явлениях, действиях, совершаемых взрослыми и другими детьми, транспорте, который он видит на улицах города, и многих других предметах и событиях, представляющих интерес для крохи.

Раннее развитие малыша

Сегодня можно приобрести массу развивающих пособий для самых маленьких. Родители с энтузиазмом скупают все подряд, забывая учесть главный фактор: малыш не в состоянии длительное время концентрировать свое внимание, а значит, буквально через пару минут после начала занятия он уже переключается на что–то другое. Поэтому не стоит отчаиваться, если кроха не проявляет интереса к предлагаемым забавам, вероятно, позже, когда ребенок станет старше, он вернется к игрушкам и с удовольствием будет обучаться вместе с вами.

Методик раннего развития существует много, как определить, которая из них оптимальна для вас? Только способом проб и ошибок. Для начала стоит купить пазлы или обучающие кубики, не помешает конструктор или подборки тематических картинок - с животными, растениями или иными объектами. В этом возрасте малышу уже можно предложить мелки для рисования или мозаику - для развития творческих навыков.

В расписании дня предусмотрите время для совместных игр - только систематические занятия будут способствовать интенсивному развитию крохи. Примерные варианты:

  • Смешать несколько пар носков, варежек, перчаток и предложить малышу, чтобы он их разложил правильно.
  • Собрать пирамидку или комплект матрешек.
  • Сложить картинку из кубиков. Разумеется, в этом возрасте лучше использовать комплекты с простыми изображениями.
  • Изучение окружающего мира. Этому можно посвятить часть прогулки. Рассказывайте крохе о природных явлениях, объясняйте, что такое дождь, гроза, радуга (если повезет) или ветер. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был интересен малышу, никогда не перегружайте его память большим объемом информации.
  • Музыкальное воспитание. Совместное исполнение песен доставит крохе немало удовольствия, способствуя улучшению настроения. Это могут быть произведения из известных мультфильмов или сказок.
  • Чтение детской литературы. На этом этапе развития желательно подбирать книжки с большим количеством иллюстраций. Обратите внимание малыша на то, что страницы нуждаются в бережном отношении, их нельзя рвать или мять. С раннего возраста ребенок должен приобретать навыки аккуратного обращения с книгами.

Как можно больше общайтесь с дочерью или сыном и старайтесь прививать ему умение играть с другими детьми. Пусть ребенок растет всесторонне развитой и коммуникабельной личностью: тогда в жизни ему будет намного легче найти общий язык и со сверстниками, и с взрослыми.

Физическое развитие

Малыш теперь не только уверенно ходит, но и способен поднимать игрушки с пола, присаживаться на корточки, переступать через препятствия и даже бегать. Каждое утро посвятите 10–15 минут гимнастике - благодаря ей ребенок получит заряд бодрости на весь день. Помните, что это мероприятие надо проводить в форме игры - ни в коем случае не принуждайте кроху к выполнению упражнений. Возможный вариант проведения зарядки:

  • приседания с мячом;
  • энергичные движения руками в горизонтальном и вертикальном направлениях;
  • ходьба по узкой тропинке, ее можно создать с помощью шнура;
  • движение боком;
  • обычная ходьба с высоким подниманием коленей;
  • прохождение через обруч.

Постарайтесь придумать для каждого упражнения забавную историю, тогда малыш не ощутит усталости и будет заниматься с удовольствием.

Питание малыша

Во многих семьях малыша после года переводят на общий стол. Правильно это или нет? Все зависит от того, придерживаются ли члены вашей семьи здорового образа жизни. Если в меню преобладают жареные и жирные блюда, мало овощей и фруктов, значит, ребенку такая еда полезной не будет. А может, вам стоит сесть вмести с ним на диету? Попробуйте, уже через пару недель вы ощутите позитивные перемены в организме.

Основные моменты

Каждый день малышу необходимы следующие продукты: мясомолочные, хлебобулочные, овощи и крупы. Не менее двух раз в неделю в меню должна быть рыба, 2–3 раза - творог, сметана и яйца. Ежедневная порция мяса - в пределах 80–100 г, рыбы - до 100 г. Позаботьтесь о достаточном количестве питья: давайте ребенку соки, чай, в том числе травяной, компоты из свежих или сухофруктов.

Помимо традиционного завтрака, обеда и ужина обязателен полдник. В качестве пятого кормления можно предложить стакан кефира и пару печений. Если кроха еще сосет грудь - предложите ему материнского молока. В перерывах между едой не забывайте предлагать ребенку питье, это особенно важно в летний период.

Режим дня

Постарайтесь составить расписание дня ребенка в едином ритме с семьей. То есть, время пробуждения по возможности должно быть одинаковым для всех, кто проживает в доме. Аналогичным образом поступите с приемами пищи - благодаря этому ребенок научится кушать за общим столом. Примерный распорядок дня:

  • 07:00 - пробуждение.
  • 07:00–07:30 - умывание, предоставьте малышу возможность самостоятельно почистить зубки, для этого потребуется специальная щеточка и зубная паста.
  • 07:30–08:00 - утренняя гимнастика.
  • 08:00–08:30 - завтрак, как вариант - молочная каша, например, овсяная, рисовая или гречневая.
  • 08:30–09:00 - чтение книжки, рисование.
  • 09:00–11:00 - первая прогулка, даже если малыш уже уверенно ходит сам, коляска не помешает, попутно можно купить хлеба или других продуктов, решить другие вопросы.
  • 11:00–12:00 - возвращение домой, игры.
  • 12:00–12:30 - обед.
  • 12:30–14:30 - тихий час.
  • 14:30–15:30 - просыпание, самостоятельные игры.
  • 15:30–16:00 - полдник, небольшой перекус не помешает.
  • 16:00–18:00 - прогулка, отличное время для посещения песочницы (если тепло) или вояжа по улицам города.
  • 18:00–19:30 - возвращение домой, общение с родными, развивающие игры.
  • 19:30–20:00 - ужин в кругу семьи.
  • 20:00–20:30 - подготовка к купанию.
  • 20:30–21:00 - водные процедуры.
  • 21:00–21:30 - кефир перед сном, отбой.

Адаптируйте предложенное расписание под потребности своего малыша. Вы можете вносить любые изменения, но обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок всегда кушал в одно и то же время. И не забывайте о самом главном, любите своего малыша и не забывайте ему об этом говорить. Пусть он растет здоровым и счастливым.

Режим дня годовалого ребенка не сильно, но все-таки отличается от распорядка, которого необходимо придерживаться в возрасте 10-11 месяцев. Основные изменения в этот период связаны с организацией дневного и ночного сна, изменениями в пищевом рационе, режиме прогулок. Если планируется раннее поступление малыша в дошкольное образовательное учреждение, режим необходимо составлять таким образом, чтобы он был максимально приближен к распорядку, утвержденному в детском саду. Если ребенок привыкнет все делать по графику, адаптация в яслях пройдет намного легче и быстрее, поэтому начинать приучение следует, как только крохе исполнится 1 год. Большинство детей идут в ясли в 1,5-2 года, поэтому у родителей есть достаточно времени, чтобы изменить существующий режим, если он по каким-то параметрам не соответствует требуемому распорядку.

Как приучить к определенному режиму или изменить существующий

Самая распространенная ошибка, которую совершают многие родители, пытаясь скорректировать распорядок дня годовалого ребенка, – это попытка ввести новые правила быстро. Ребенок не может сразу приспособиться к новому расписанию, особенно если до этого родители не придерживались конкретного распорядка или часто допускали погрешности в режиме. Иногда период привыкания к новым условиям может растянуться на несколько месяцев, поэтому маме нужно набраться терпения и не торопить кроху, если она хочет, чтобы переход на новый распорядок прошел безболезненно.

Важно! Не пытайтесь приучить ребенка к новому режиму дня быстро, наберитесь терпения.

Основные изменения, которые происходят в расписании дня годовалых детей, связаны с организацией дневного сна. Педиатры считают, что большинство здоровых детей в 1 год не нуждаются в двухразовом дневном сне, поэтому при проявлении признаков готовности перехода на одноразовый сон днем необходимо скорректировать режим таким образом, чтобы малыш спал 1 раз в день. Очень важно оценить готовность крохи к такому переводу, так как сон является важным условием здорового роста, правильного развития и эмоционального состояния малыша.

Ребенок готов к переводу на одноразовый сон продолжительностью 3-4 часа, если:

  • в привычное время укладывания (обычно это 10-11 часов утра) он не проявляет признаков усталости, не трет глаза, находится в хорошем настроении;
  • при попытке уложить его на утренний сон активно сопротивляется, плачет;
  • в кроватке не засыпает, играет с погремушками, рассматривает рисунки на постельном белье и мягких бортиках.

Важно! Если ребенок после перевода на одноразовый дневной сон стал капризным, плаксивым, у него испортился аппетит, следует проконсультироваться с врачом: возможно, кроха еще не готов к подобным изменениям.

Если ребенок объективно готов к переходу на одноразовый отдых днем, необходимо сдвигать время укладывания на 30 минут каждую неделю: в первую неделю укладывать спать в 10.30, вторую – в 11 часов и т.д. Придерживаясь такого метода, можно перевести ребенка на комфортный для него режим в течение 1-2 месяцев практически безболезненно.

От того, сколько раз в день спит ребенок, зависит, как именно составить распорядок дня, чтобы в нем было выделено время для прогулок, развивающих игр, занятий, кормлений и отдыха. Ниже приведены два варианта детского распорядка в зависимости от организации дневного отдыха.

Ребенок спит 2 раза в день

Если ребенок нуждается в кормлении перед сном, его также организовывают примерно за 20-30 минут до укладывания.

Ребенок спит 1 раз в день

Подъем у детей, которые спят 1 раз в день, обычно происходит позже, чем у малышей, продолжающих спать 2 раза в дневное время. Это необходимо учитывать при составлении режима.

Чем кормить годовалого ребенка

В год ребенок уже может питаться с общего стола при условии, что семья придерживается принципов здорового и диетического питания и не употребляет продукты, которые могут негативно повлиять на здоровье ребенка: колбасные изделия, специи, маринады, копчености. Важным изменением в этот период должен стать отказ от продуктов детского питания, продающихся в магазинах (готовые пюре, сухие каши и т.д.). Ребенок в этом возрасте не нуждается в питании, приготовленном таким способом, и слишком мягкая, однородная консистенция таких продуктов отрицательно влияет на жевательную функцию, может способствовать формированию неправильного прикуса, речевой задержке и нарушениям в работе челюстно-лицевого мышечного аппарата.


Рацион питания

  1. Молочные каши , в которые можно добавлять кусочки свежих или сушеных фруктов, мед, ягоды.
  2. Супы можно давать в обычном виде, не перетирая до состояния пюре, но важно, чтобы мясо в супе было измельчено, иначе ребенок может подавиться. Одним из вариантов является приготовление супов на овощном бульоне с последующим добавлением мясного пюре или фрикаделек из мяса.
  3. Мясо годовалому ребенку можно давать в виде паровых котлет, муссов, суфле, мягких запеканок. Допускается добавление обжаренного, мелкорубленного фарша к вареным овощам.
  4. Фрукты стоит давать кусочками, постепенно заменяя ими привычные для ребенка пюре.

Важно! Кормить годовалого ребенка следует 5 раз в день, постепенно отказываясь от утренних кормлений смесью или грудным молоком. Интервал между приемами пищи должен составлять не более 4 часов.

Как отучить ребенка от грудного вскармливания

Многие дети к годовалому возрасту сами отказываются от сосания груди, но есть и такие, кто готов питаться грудным молоком до 2-3 лет. После года состав материнского молока уже не удовлетворяет потребности детского организма, поэтому ребенка от грудного вскармливания необходимо отучать. Для этого можно воспользоваться следующими советами.

  • Если ребенок сосет грудь перед сном, можно попробовать предложить ему вместо молока какой-нибудь напиток из чашки или поильника. Это может быть молочная смесь для детей старше 1 года, компот, кефир или жидкая молочная каша. В первые недели напиток должен быть сладким, так как материнское молоко имеет сладковатый вкус, и ребенок может отказаться от пресных напитков.
  • Детей, которые используют грудь вместо соски, можно отвлечь сказкой, укачиванием, песенкой. Даже если кроха плачет и требует грудь, важно выдержать хотя бы 10-15 минут. Если плач после этого не прекратится, следует покормить ребенка, но не более 2-3 минут, и повторить попытку на следующий день.
  • Отучить от утренних кормлений грудью проще всего. Когда ребенок проснется, необходимо сразу предложить ему чай или дать кусочек печенья (сухарика), после чего увлечь игрой. Важно не переусердствовать с кормлением, иначе ребенок может отказаться от завтрака.

Если ребенок еще не готов к отучению от груди, не стоит торопиться. Лучше отложить это на несколько недель, после чего снова повторить попытку.

Важно! Отучать от груди можно только детей, которые умеют пить из чашки или поильника и уверенно удерживают их в руках без посторонней помощи.

Примерное меню годовалого ребенка

Прием пищи Чем кормить
Завтрак Молочная каша из геркулеса с бананом, напиток из ромашки, сухарик.
Второй завтрак Запеченная груша с медом
Обед Щи из капусты с мясными фрикадельками, морковное пюре с куриной котлетой, фруктовый сок.
Полдник Напиток из молока и злаков, детское печенье.
Ужин Отварная рыба с картофельным пюре, куриный желток вареный.
Поздний ужин Перед сном можно дать ребенку кефир или немного натурального йогурта без ароматизаторов и красителей.

Сон и его продолжительность днем и ночью

Продолжительность ночного сна у детей второго года жизни должна составлять около 10 часов без пробуждений. Дневной отдых, независимо от того, сколько раз спит ребенок днем, должен длиться не менее 3,5-4 часов.

Если ребенок в год плохо засыпает или спит ночью, это может быть вызвано несколькими причинами, среди которых:

  • слишком большая продолжительность сна в дневное время;
  • недостаточная физическая активность в течение дня;
  • несбалансированность дневного рациона, приводящая к голоду или, наоборот, тяжести в желудке в вечернее время;
  • короткие и нерегулярные прогулки;
  • несоответствие температуры и влажности в детской комнате санитарным нормам (спать дети должны в хорошо проветриваемых помещениях при температуре не выше 18°);
  • некачественное белье и одежда для сна.

Важно! Ребенок может плохо спать из-за проблем со здоровьем, например, заболеваний желудочно-кишечного тракта, аденоидов и т.д. Если ребенок, получающий хороший уход, продолжает плохо спать ночью, следует проконсультироваться с участковым врачом.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно в 1 год

  1. Приучать ребенка засыпать самостоятельно необходимо с 8-10 месяцев, так как потом сделать это будет гораздо сложнее.
  2. Примерно за час до ночного сна необходимо создать спокойную обстановку в комнате: выключить телевизор, компьютер, приглушить яркий свет.
  3. Важно в этот период ограничить подвижные и активные игры: идеальным вариантом будет, если за 20-30 мину до ночного сна ребенок уже будет лежать в кровати. В это время мама может разговаривать с ним, читать сказку, петь колыбельную.
  4. Большое значение для ребенка, привыкшего засыпать с мамой, имеет тактильный контакт: мама может гладить кроху по спинке, голове, ручкам.
  5. Не стоит долго держать ребенка на руках перед сном – для удовлетворения его потребности в тактильной близости перед сном достаточно 3-5 минут.
  6. Чтобы процесс расставания с мамой проходил менее болезненно, можно положить в кроватку любимую игрушку малыша.
  7. Перед сном все действия (чистка зубов, надевание пижамы) необходимо проводить в строгом порядке – это будет способствовать выработке привычек, связанных со сном.