Страхи у детей: причины зарождения и методы преодоления. Ночные страхи у детей Детские страхи 5 6 лет


Здравствуйте, читатели и гости моего блога!
Продолжим разговор о детских страхах. Мне очень приятно, что эта тема заинтересовала читателей и я получаю много комментариев к постам. Спасибо! Этот пост получился длинным, очень длинным по моему мнению. Как Вы относитесь к длинным постам? Если говорить о себе, то мне легче воспринимать не очень много информации, а тем более такой серьезной. Мне важно Ваше мнение - какой объем поста легче воспринимать? Буду рада Вашим ответам.
Итак, о страхах детей 5-6 лет. Прежде чем рассказать о том, что детей волнует в этом возрасте важно знать ситуацию развития (в психологии определенный возраст связывают с ситуацией развития - с тем, что происходит с ребенком, что развивается и т.д.).


Напомню, что вопросы детских страхов я раскрываю с использованием книги Евгении Чех Мне страшно. Расскажи мне сказку. Если есть желание, то купите ее - не пожалеете!

У детей на шестом году жизни сохраняется непроизвольность психических процессов, им трудно управлять своим вниманием. Мыслительные процессы развиваются. Теперь ребенок может мыслить о предметах и явлениях, выходящих за пределы реальной ситуации.
Формируется представление об обратимых и необратимых процессах. Например, малыш понимает, что взрослый не может стать ребенком, а ребенок может стать взрослым. Однако на этой стадии ребенок еще не способен разграничить реальность и фантазию.
Основа речи обычно к этому возрасту сформирована. Теперь ребенок способен рассказать о своих переживаниях, открытиях. С помощью речи он может, задав вопрос, получить разрешение своим сомнениям или сделать новый шаг в своем познании мира. Этот возраст и называют возрастом почемучек.
Появляется потребность в общении. Малышу уже недостаточно только мамы и ближайшего окружения. Он ищет контакта со сверстниками.
Замечательная картина получилась. Ваш малыш делает в этом возрасте огромный рывок в своем развитии. Откуда приходят страхи? А страхи являются логическим продолжением роста.
Страх смерти и запретные темы. Мы говорим, что ребенок уже способен размышлять о времени, осмыслять необратимость происходящего. И что же он в связи с этим узнает? Что люди не бессмертны. Что и он, о ужас, когда-нибудь умрет. И что это может произойти огромным количеством способов и в любую минуту. Человек может вдруг заболеть и умереть. Человека может переехать машина, которых несчетное количество повсюду. Человека может убить грабитель или враг, если ведутся военные действия. И прочее, и прочее. Есть от чего запаниковать! Большинство страхов этого возраста связаны со страхом смерти. И это вполне нормально, это часть взросления.
Аню 6 лет привела на консультацию взволнованная мама. «С Аней что-то не то происходит Она меня пугает. Постоянно залает дурацкие вопросы про смерть и потусторонний мир. То спросит, все ли мы умрем и когда. То интересуется, куда попадают люди, когда умирают. Я и так и сяк ее отвлекаю, не выходит. Твердит свои вопросы из этой серии — и все. Это же явно признак психологического неблагополучия!»
Психолиагностика, однако, не показала никакого психологического неблагополучия. И с фактом смерти девочка ни в каком виде не встречалась. Аня же рассказала о своей подружке в детском садике, которая «просветила» ее на тему людской смертности, рая и ала. После того как мама спокойно и не вдаваясь в особые подробности ответила на Анины вопросы, тема смерти Аней больше не полнималась.
Конечно, толчок для исследований на определенную тему всегда есть. Но не будь столь просвещенной подружки, Аня почерпнула бы пищу для размышлений из окружающей действительности или телевизора. Есть темы, на которые мы с удовольствием даем ребенку исчерпывающие объяснения. Есть и другие, которых мы тщательно избегаем. Мы не знаем, как объяснить некоторые вещи, нам неловко, мы боимся неосторожным словом поранить ребенка. Делая вид, что определенных тем не существует, мы ожидаем и от ребенка, что он будет играть по нашим правилам. Среди подобных тем — тема рождения и тема смерти. Некоторые родители доходят до того, что в ответ на детский вопрос отвечают: «Такого слова нет!» или

«Я не знаю!» На что мы надеемся? Что ребенок никогда не получит ответ из других источников? Или забудет? А если ребенок, не получив внятного разъяснения, сам додумает недостающую информацию? Вот уж широкое поле для взращивания страхов. Сами посудите, если мама реагирует со страхом или нервозностью на простой вопрос, значит, это действительно страшно! А с другой стороны, запретный плод... что? Совершенно верно — очень сладок! К нему так и тянет! То есть избеганием мы добиваемся как раз обратного — мы привлекаем внимание ребенка к запретной теме. Так что, если мы хотим помочь ребенку пройти этот непростой этап взросления, придется немного потрудиться.

Для этого можно выполнить следующие упражнения.

Прежде всего нам необходимо понять, какова запретная тема (или темы) в вашей семье?

Часто мы столь преуспеваем в избегании неприятной темы, что и сами перестаем это замечать. Не торопитесь. Вспомните: о чем спрашивал ваш почемучка?

Всегда ли он получал ответы на свои вопросы?

Какие вопросы ребенка остаются без ответа?

Были ли вопросы, которые вас раздражали, были неприятны?

Можете ли вы сказать, почему это происходит:

1. Вы не знаете, как сложные философские вопросы объяснить на доступном ребенку уровне?"

2. Вы сами боитесь даже думать на эту тему?

4. Вы сами не знаете ответа?

5. Нет времени?

6. Другая причина? Какая? Запишите ваши ответы.


Итак, удалось ли вам определить свою запретную тему или темы? Если вы определили, в чем конкретно вы испытываете затруднения при ответах на детские вопросы, мы можем предметно разработать план действий по их преодолению.


1. В случае, если вы просто не знаете, как объяснить сложные вопросы на доступном ребенку уровне, вы можете:

Поинтересоваться, что предлагают специалисты по данному вопросу. Сегодня существует большое число книг для чтения вместе, с детьми или детям по вопросам рождения человека, любви, ревности и т. д. Однако обязательно прочитайте книгу сначала сами, прежде чем предлагать ее ребенку. Может так случиться, что авторская трактовка приведет вас, мягко говоря, в смущение.

Подумать, какое объяснение могло бы вас удовлетворить, будь вы в возрасте вашего ребенка.

Сочинить для вашего малыша сказку, в которой в образной форме рассказывается об интересующих ребенка вопросах.

Применительно к вами обнаруженной запретной теме проведите маленькое исследование книжного рынка, а также предложения библиотеки по

Если вы нашли книгу, которую с удовольствием прочитали бы вместе с вашим малышом, купите ее (или возьмите в библиотеке) и сделайте это. Не забудьте по окончании чтения поговорить с малышом о прочитанном. Что ему понравилось, что нет, что осталось непонятным? Ответьте на возникшие вопросы.

В случае, если подходящей книги найти не удалось, положитесь на собственные воспоминания и воображение. Постарайтесь вспомнить, как вы сами в возрасте вашего малыша пришли к пониманию этой темы, Что вам тогда помогло или помешало? Какое объяснение удовлетворило бы вас тогда? Сформулируйте такое объяснение сначала на бумаге. Если вас что-то не устраивает, внесите изменения. Теперь вы можете ваш ответ передать малышу. Предложите ему задать вопросы, если ему что-то непонятно. Ответьте на его вопросы.

2. Если вы обнаружили, что причина существования запретной для ребенка темы в вашем собственном страхе, придется поработать над собой. Разберемся, а чего, собственно, конкретно вы боитесь и почему. Возможно, вам придется мысленно вернуться в ваше детство. Обычно тогда мы получаем основные инструкции, которым следуем затем всю жизнь, не отдавая себе отчета. Действительно, научившись, например, читать, мы больше не задумываемся, какая это буква, просто автоматически читаем. Так и с информацией о законах мироздания: когда-то получили сигнал, что это делать нельзя, и следуем ему автоматически.


3. Вы боитесь, что, если ребенок узнает правду, это может его травмировать?

Правду ребенок узнает в любом случае. Вопрос только - от кого и в каком виде. Кроме того, отказываясь поговорить с ребенком на запретную тему, вы упускаете еще и возможность показать ему, что он может в любом вопросе на вас положиться. Если позже вы обнаружите, что малыш что-то от вас утаивает, не стоит удивляться.

Не лучше ли набраться мужества и самим ответить ребенку на интересующие его вопросы в той форме, которая устроит и ребенка, и вас? Если вы не уверены, посоветуйтесь с другом. Часто со стороны виднее. И конечно, консультация специалиста была бы еще лучшим подспорьем.

4. Вы сами не знаете ответа? Ну что ж, тогда детский вопрос - хороший повод заполнить пробелы в образовании. Это не говоря уже о том. что вы, как минимум, заботитесь о сохранении близких отношений с ребенком.

5. Ну и последняя в списке, но не по частоте встречаемости, причина - нет времени. Вы не одиноки. Практически каждый папа и каждая мама загружены до предела решением ежедневных бытовых, финансовых, производственных проблем. И для каждого родителя важно благополучие его малыша. Я не устаю призывать: не забывайте, пожалуйста, что благополучие малыша заключается не только в отсутствии чувства голода и холода. Не менее важно, что происходит в душе маленького человека. А это вы можете проследить по настроению ребенка и по вопросам, которые он задает. Тем более что много вашего времени и не потребуется. Самый подробный ответ не займет у вас больше пяти минут. Думаю, безмятежная улыбка вашего малыша того стоит.

6. Если вы обнаружили другие причины возникновения запретных тем в вашем общении с ребенком, попробуйте по аналогии с рассмотренными вопросами найти решение самостоятельно. Ваши усилия будут возна-

. граждены.

Страх насмешек, изоляции, одиночества. В возрасте 5-6 лет возникает еще одна, особая группа страхов. Это страх, что над тобой будут смеяться сверстники или не примут в свою группу, не признают своим. Особенность этой группы страхов в том, что это не абстрактные страхи, как страх темноты, например. Это страх конкретной ситуации, могущей произойти со мной при общении с другими людьми. Он говорит о вступлении ребенка в новый этап развития. У малыша возникает потребность общения со сверстниками. А вместе с потребностью возникает страх быть не способным ее удовлетворить — быть не принятым, оказаться в одиночестве. Конечно, каждый из нас, чего-то очень желая, но не имея опыта, сомневается в своих силах, тревожится. А вдруг не получится? А вдруг я хуже других? А вдруг они не захотят со мной водиться? А вдруг я всю жизнь буду один? Масла в огонь может подлить неосторожное слово взрослого, сказанное сгоряча, в результате чего опасения ребенка подтверждаются и закрепляются. И это уже не просто опасения, а устойчивый страх — страх насмешек, изоляции, одиночества.

Пример из практики Евгении Чех. Андрюше 5 лет. Он еще никогда не ходил в детский садик. Но очень хочет. Точнее, хотел. Потому что, как только он узнал, что появилась такая возможность и он со следующей недели может- посещать детский сад, наотрез отказывается туда идти. Родители в смятении. Пытались выяснить причину. Мама рассказывает: «Я Андрюше объяснила, что, если окажется, что воспитательнциа будет плохая, или что ему там не понравится, или спать в садике не захочет, или дети будут его обижать, мы его сразу же заберем домой. Ни в какую!»

Во-первых, обратите внимание, интересно мама уговаривает пойти в детский сад. Если эта место, где могут оказаться плохие воспитатели, где заставляют спать (а скорее всего, и еще что-нибудь заставляют), где может не понравиться и где дети могут тебя обижать, возникает вполне законный вопрос: зачем туда вообще идти? Это к вопросу о том, как мы сами внушаем нашим детям страхи.

Во-вторых, незадолго до рассматриваемых событий Андрюша с родителями ходил в гости, где собралась целая компания детей, примерно того же возраста, что и Андрюша. К сожалению, вечер был испорчен, так как вскоре Андрюша со слезами на глазах требовал, чтобы они ушли домой, потому что дети отказались принять его в свою игру. После того как все уговоры оказались безрезультатны, пришлось уйти. И мама в сердцах сказала: «Так ты никогда не научишься играть с детьми!» Приговор вынесен и был благополучно забыт. Но не Андрюшей.

Потребовалась определенная психотерапевтическая работа, прежде чем Андрюша поверил в свои силы устанавливать контакты с людьми. Вполне естественно, что Андрюша, не имея опыта взаимодействия с детским коллективом, опасался, удастся ли. На эти сомнения наложилась неудача на праздновании дня рождения. В этой ситуации следовало еще в гостях разобраться и разрешить конфликт. Но мамин вывод закрепил мнение самого мальчика о себе и своих способностях. Если уж мама так считает, нечего и пытаться.

Вот такой возраст — интересный и очень ответственный.


Спасибо, что дочитали этот длинный пост до конца! Надеюсь в своих комментариях Вы поделитесь своими примерами страхов детей 5-6 лет и своими личными страхами в этом возрасте.

Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!

Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА .

Детские страхи .

Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи . Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.

Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению . Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.

Также появлению чувства страха способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.

Ребенок , ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он :

Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;

Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;

Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием ) ;

Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;

Обостряет все органы чувств , что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.

Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический характер.

Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.

Возрастным страхам подвержены практически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов :

Наличие страхов у родных , большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи : Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания);

Тревожность в общении с ребенком ;

Чрезмерное оберегание от опасности;

Большое количество запретов;

Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;

Психологическая травма : испуг, шок;

Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;

Конфликтные ситуации в семье и т. д.

Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством , темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты .

Чтобы помочь ребенку преодолеть страх , родителям необходимо понять , что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку , к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку , обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка , не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха» . Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе , показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.

Если этого не делать , существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся , станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.

Советы родителям :

«Что делать , если у ребенка есть чувство страха

В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими членами семьи.

В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду , соблюдать режим, находить время для общения с ним.

Если у ребенка появляются страхи , то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.

Если ребенок испытывает страхи , необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.

Для позитивного самоощущения ребенка , особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания» , который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.

Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами : «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».

Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх .

Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок , в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия .

Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно , учитывая его возможности.

В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.

Жизнь пятилетнего ребенка наполнена событиями и эмоциями. Сильные впечатления могут вызвать тревогу и испуг. Чтобы помочь малышу справиться с неприятными переживаниями, нужна помощь родителей. Правильные действия взрослых вернут крохе спокойствие.

Такие разные детские страхи

Большинство детских страхов - проявление возрастных особенностей. В старшем дошкольном возрасте число фобий увеличивается. Причем у девочек спектр страхов шире.

Психологической нормой для мальчиков 5 лет являются такие страхи:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • Бабы-Яги, Бармалея, Кощея Бессмертного;
  • перед сном;
  • транспорта;
  • высоты;
  • войны;
  • уколов.

Перечень основных страхов девочек 5-летнего возраста длиннее:

  • заразиться и заболеть;
  • мамы и папы;
  • перед сном;
  • страшных снов;
  • животных (пауков, змей, волков);
  • транспорта;
  • природных катаклизмов;
  • тесных помещений;
  • воды;
  • больших помещений, улиц;
  • боли.

Если у ребенка фобии, не свойственные его возрасту и полу, это может быть проявлением детского невроза страха. В таком случае полезно проконсультироваться с детским психологом. Но чаще ситуацию может исправить грамотное поведение родителей.

Внушенные и ситуативные страхи

Многие страхи появляются после психотравмирующих ситуаций (испуг, боль, медицинские процедуры, конфликты в семье). Иногда появление фобий определено личностными особенностями малыша (фантазирование).
Нередко источником страха становятся взрослые. Например, родители и воспитатели внушают чувство опасности, пытаясь предостеречь кроху. Но малыша не защищают, а пугают фразы: «Не трогай - обожжешься!», «Не открывай дверь - там чужой!». Вредны и высказывания о слабости ребенка, о смерти, несчастьях, пожарах. Так закрепляются внушенные страхи.

Факторы риска

Предпосылки проявления боязливости у ребенка:

  • чрезмерная требовательность или тревожность мамы;
  • отсутствие других детей в семье;
  • запрет на шумные игры;
  • семейные конфликты;
  • родители старше 35 лет (больше опеки);
  • свойства нервной системы ребенка.

Страшные сны

Кроме дневных страхов психологи обращают внимание на существование ночных кошмаров. Это страшные сны, которые могут повторяться. Детям снятся чудовища, жуткие события. Обычно ночные кошмары появляются на фоне дневных страхов. Такие дети просят оставить на ночь свет, стремятся быть поближе к родителям, вскрикивают и беспокойно двигаются во сне.


Уберечь ребенка от подобных неприятных переживаний можно. Для этого нужно не допускать перед сном таких событий:

  • ссоры родителей;
  • наказания, угрозы;
  • компьютерные и подвижные игры, TV;
  • отказ почитать перед сном, обнять или поцеловать ребенка.

Родительская поддержка детей 5 лет

Если страх проявляется слабо и редко, лучше отвлечь ребенка интересной игрой. Чем больше интересов, тем меньше переживаний.

Мудрые действия взрослых могут избавить ребенка от страхов. Например:

  • постараться понять причину тревоги;
  • внушить ребенку веру в то, что страхи исчезнут;
  • чаще говорить ребенку: «Я с тобой»;
  • обеспечить общение малыша с детьми (выброс эмоций);
  • активно играть дома;
  • бывать на природе;
  • предлагать малышу рисовать (или лепить) страхи и уничтожать их (или изображать в комичном виде);
  • поощрять достижения ребенка;
  • добиваться положительных эмоций.

Никогда не стоит запугивать ребенка. Пятилетний малыш может воспринять угрозы серьезно, и страх сохранится надолго.

Лучшая тактика по отношению к страхам - не беспокоиться, не впадать в панику, не драматизировать ситуацию. И тогда страхи исчезнут навсегда.