Таджикские обычаи и традиции. Таджикская свадьба Таджикские свадебные традиции

Выйти замуж и родить минимум двух детей - мечта каждой женщины из Таджикистана. Но, прежде чем стать счастливой женой и мамой, им приходится пройти длинный путь.

Во многих таджикских семьях родители начинают готовиться к свадебным торжествам своих детей задолго до самой свадьбы, нередко сразу после того, как дети появились на свет. С их рождения родители, беспокоясь о самом счастливом и долгожданном дне, начинают собирать приданое для дочери и думать о калыме для сына. Несмотря на тяжелые времена и бедность (больше половины таджиков живут за ее чертой), жители страны стараются соблюсти основные традиции и правила проведения свадебных мероприятий.

В Таджикистане сильны патриархальные традиции, молодые люди до сих пор несамостоятельны в выборе второй половины. Поиск спутника жизни, как и в былые времена, является делом всей семьи, клана и даже общины. Собираясь в чайхане или на каком-то мероприятии, старшие обсуждают, кому из молодых уже пора выйти замуж или жениться. Тут же могут быть предложены подходящие кандидатуры. Затем информация по сарафанному радио расходится дальше, и к родителям потенциальных невест начинают обращаться посыльные от семей женихов.

Сегодня на помощь ищущим вторую половину пришли новые технологии - сайты знакомств, соцсети, мессенджеры. Правда, к знакомствам в виртуальном пространстве таджики относятся пока с настороженностью, отдавая предпочтение прочно укоренившимся национальным традициям.


При этом в Таджикистане все больше молодых, чьи родители договариваются об отказе от калыма - некогда обязательного условия проведения свадьбы, а в городах отказываются от выкупа. Но остается спрос на приданое. Почитатели традиций уверены, что старинное наследие несет в себе практическую пользу, вступающие в самостоятельную жизнь пары благодаря взрослым менее зависимы от обстоятельств и более подготовлены к реальным будням. Противники пышности считают, что свадебные расходы становятся обременительной ношей, из-за которых таджики, стремясь провести торжества с размахом, залезают в долги и уезжают на заработки.


Таджикские власти несколько лет назад приняли закон об упорядочении национальных обычаев, торжеств и обрядов. В новом законе строго расписаны правила и требования для тех, кому предстоит сыграть свадьбу или провести ритуальные обряды. Власти настоятельно рекомендуют согражданам сократить расходы на проведение религиозных обрядов и свадеб, а также поделить свадебные траты между семьями жениха и невесты.

Молодые должны иметь медицинские книжки с вовремя пройденными осмотрами врачей и не иметь скрытых болезней. Закон регламентирует также время проведения торжеств, число приглашенных гостей, количество угощений и сами торжества. Полностью отменены смотрины, девичники и мальчишники, а также распространенные в Таджикистане поминальные встречи через 20 дней, каждый четверг и другие подобные мероприятия. Теперь торжество должно праздноваться в выходные с 8:00 до 22:00 и в будни с 18:00 до 22:00. Продолжительность празднования свадьбы устанавливается до трех часов.


Любая таджикская сваха знает, куда нужно идти в поисках невест. В первую очередь здесь присматриваются к девушкам - студенткам вузов и средне-специальных учебных заведений. На примере города Худжанд, традиционно в негласном народном рейтинге самым востребованным и популярным местом выбора невест является факультет таджикской филологии, следом за ним идет факультет иностранных языков ХГУ. На третьем месте - худжандский медицинский колледж, далее следуют худжандские филиалы Таджикского технологического университета и госуниверситета коммерции.


Все давно продумано. На филологический факультет приходят те, кто не имеет больших амбиций и карьерных планов на будущее. Предполагается, что такие невестки будут работать в школе или будут хорошими домохозяйками и смогут правильно воспитывать детей. На факультет иностранных языков, наоборот, в основном идут те, кто рассчитывает на карьерный рост, - здесь ищут невест богатые семьи и те, чьи сыновья учатся или живут за рубежом. В медколледж часто тянутся те, у кого в семье тоже есть медики. В два остальных вуза за невестами приходят из состоятельных семей, те, кто хочет иметь дома не только хозяйку, но и образованного человека, способного принести в семью доход.

Здесь еще играет роль финансовый вопрос. Многие девушки обучаются на договорной основе. Стоимость договора в первых трех учебных заведениях сравнительно низкая. Семьи жениха учитывают и этот фактор, примеряют к своим финансовым возможностям, поскольку бремя оплаты за учебу невестки ляжет на их плечи. Свахи спрашивают преподавателей о той или иной девушке - насколько она скромна, воспитанна, вежлива. В отношении внешности критерии такие: просят белых (то есть белокожих), стройных, высоких, красивых или симпатичных, с длинными черными волосами. Сейчас девушки именно с такими приметами востребованы. И чтобы потенциальная невеста была городская.




В селах, где почти все знают друг друга, будущую невестку найти проще. Да и требований у сельчан поменьше. Раньше родители девушки не спрашивали ее, согласна ли она выйти замуж за такого-то парня. Теперь порядки стали немного демократичнее: перед тем как совершить обряд помолвки, молодым парам дают возможность встречаться и узнать друг друга лучше. Однако воспитание сельских девушек зачастую не позволяет им перечить выбору родителей, и, чтобы их не расстраивать, дочери дают согласие на брак с нелюбимым человеком. Иногда давление родителей приводит к трагедиям.


Зачастую главным критерием выбора будущей жены становится богатое приданое. Чем оно больше, тем выше «спрос» на невесту и, соответственно, больше претендентов на ее руку и сердце. Отсутствие приданого, скромность подарков или размер подношений может стать причиной скандалов. Сейчас таджикские женихи выбирают богатых невест. Состоятельность помогает в будущем пережить экономические неурядицы. Мужчина не может найти себе работу, а невеста пришла в дом состоятельная, да еще и работящая. Нередки случаи, когда мужчины безработные сидят, а жены работают.


Традиции очень давят на людей, есть много ненужных условностей. Таджики продолжают не искать женщину и хозяйку, а приводят в дом помощницу, служанку, которая обязана отработать потраченные на нее средства. Согласно традиции, приданое невесты выставляется на всеобщее обозрение, чтобы гости увидели ценности, которые получили жених и невеста после свадьбы.


В Таджикистане до сих пор в каждой семье знают, потомками какого клана они являются. В досоветские времена здесь сложились несколько больших родовых сословий, представители которых относили себя к благородным: оя (тура, хон), мирзо, худжа. Причем оя считаются самыми благородными. Всех остальных, которых причисляли к более низким слоям общества, называли оми. Буквально до последних лет каждый клан связывался родственными узами только с представителям своего клана. Невесту из рода, принадлежащего к оми, выбирали только в исключительных случаях. В таких браках у супруга было преимущество в разрешении споров и конфликтных ситуаций, так как он - из более высокого сословия.


Дочерей в семьях из сословия оя никогда не выдавали замуж за представителей более низких кланов, считая это своего рода принижением достоинства. Но в последние годы эти стереотипы стали меняться. Теперь семьи, так сказать, «благородного происхождения» идут на уступки. Представители оми в последнее время тоже стали состоятельными, многие занимают высокие посты. Это заставляет «забыть» о принадлежности к клану. Ведь одной из главных целей, которые преследуют при выборе жениха или невесты, было и есть сохранение и приумножение семейных богатств, денег, недвижимости. И если раньше ради этого заключали браки даже между двоюродными и троюродными родственниками, то теперь закон запрещает родственные браки.


В Таджикистане к государственным праздникам, например Наврузу или Дню национального согласия, зачастую приурочивают массовые свадьбы для пар из малообеспеченных слоев населения. Они проходят при поддержке местных властей.

Таджикский народ бережно хранит и передает молодому поколению брачные обряды и ритуалы как часть культурного наследия предков. Современное бракосочетание включает в себя традиции, поддерживающиеся веками наряду теперешними атрибутами таджикской свадьбы

Зачастую невесту или жениха для любимого чада находят родители или старейшие уважаемые члены семьи. Иногда молодые только за месяц перед свадьбой могут узнать о выборе старших. Конечно, все больше становится пар, делающих самостоятельный выбор, но слово родителей и их благословение уважается по-прежнему.

На церемонии сватовства семьи знакомятся друг с другом, согласовывается день помолвки и размер непременного калыма. Следующим этапом свадьбы по таджикским обычаям является помолвка. Это уже более торжественный обряд, на который в дом невесты приносится множество красивых подносов “лайли”. Число их должно быть четным. На подносах разложены традиционные подарки, каждый из которых имеет свое символическое значение. На одном из подносов предназначенном для невесты, помимо туфлей, ткани на платье и других необходимых в девушке вещей, должен лежать белый платок - символ чистоты. На чаепитие зовутся соседи и родственники, чтобы сообщить радостную новость о том, что дочь отдают замуж. Почетный гость должен преломить лепешку и прочесть молитву для счастья молодых. Калым выплачивается в назначенный день отцу девушки, это тоже сопровождается различными ритуалами. Девушка, в свою очередь, складывает давно приготовленное приданое в два сундука. Шить приданое помогают все женщины семьи невесты, при этом читают молитвы, желают счастья молодым, поют и веселятся. По поверью это убережет молодую семью от сглаза и поможет благополучной и спокойной семейной жизни. Обязательный подарок молодой паре к таджикской свадьбе - вышитое покрывало сюзане. Каждый узор на нем имеет свой магический смысл.

В день свадьбы жених идет в дом невесты в чапане, расшитом золотой нитью, с ним друзья и родственники, а так же музыканты, играющие на народных музыкальных инструментах. Подруги выводят невесту в национальном наряде, держа над ее головой ковер. Молодую пару провожают за покрывало чимилик. Родители благословляют их, трижды обносят свечами и угощают медом, чтобы прогнать злых духов и пожелать сладкой и благополучной жизни новой семье.

Наступает время для мусульманского религиозного обряда никох. Это похоже на обручение. Мулла читает Коран и, снимая с невесты семь платков, семь раз спрашивает парня, согласен ли он женится на этой девушке. После этого молодые отпивают из чаши со святой водой, скрепляя свой союз.

Теперь можно отдать дань современным традициям и провести официальное бракосочетание. Наступает самый долгожданный праздничный вечер “туй арусидомод” , который раньше проводился в доме невесты, а теперь чаще в ресторане.

Национальный свадебный наряд таджикской девушки всегда очень красочен. Цвет и орнамент платья зависит от региона проживания. Например таджички с Памира наряжаются в платье и брюки традиционно красных и белых цветов и покрывают голову платком, чтобы уберечься от сглаза. Если раньше на таджикской свадьбе веселились только гости, а жених с невестой лишь скромно присутствовали на торжестве, то теперь все чаще молодожены наряжаются в современные костюмы и белые пышные платья, и радуются празднику вместе со всеми.

Главное событие в жизни таджикской семьи, к которому готовятся с рождения детей, хозяева праздника стремятся разделить с огромным количеством родственников, друзей, соседей, знакомых и сослуживцев. Восточный ресторан ‘Караван one"создаст для этого атмосферу роскошного праздника в азиатском стиле. Для большего количества гостей подойдет Банкет холл «Лефорт». До четырехсот человек гостей смогут вдоволь повеселиться в просторном, богато украшенном зале. Свадьба у таджиков - это когда в гостях все от семи до семидесяти, когда «танцуют все!», песни чередуются с тостами и поздравлениями, а на столе любимые, привычные с детства национальные яства. В большом банкетном зале для этого есть огромный танцпол, сцена для выступлений и большой выбор блюд восточной кухни. Хорошо обученный персонал поможет провести свадебное торжество с восточным радушием и вниманием к каждому гостю. С самого начала торжества и до самого конца всех собравшихся будет окутывать атмосфера гостеприимства, веселья, красоты и удовольствия.

11:16 06.09.2012

Свадьба является одним из важнейших событий в жизни каждой таджикской семьи, если не самым главным. Таджикские свадьбы в разных регионах отличаются множеством традиций и ритуалов. Мы решили рассказать о некоторых из них.

Куляб. И помоют, и подстригут

У таджиков, проживающих на юге страны, свадебный обряд отличается проведением нескольких ритуалов. В день свадьбы со стороны невесты два близких родственника (обычно мужчина и женщина) едут к жениху и отвозят приданое невесты, а заодно приглашают жениха приехать за своей будущей женой. Эта традиция в Кулябе называется шахджахд.

У невесты дома до приезда жениха проводится церемония саршуён - своего рода омовение головы. Во время этой церемонии невеста выходит во двор в национальном наряде (чакане) и садится на корточки. Над ее головой девушки-подружки поддерживают прекрасно расшитое сюзане (вышитое руками национальное панно), на которое гости бросают монеты, конфеты, деньги. Это означает, что все желают невесте жить в достатке, благополучии и счастье. При этом девушки поют специальную песню о том, что девушке пришла пора прощаться с отчим домом. В то же время одна из близких родственниц невесты, обычно пожилая женщина, смачивает вату в чистой воде и понемногу мочит волосы невесты, как бы омывая их. Как правило, невеста во время этой церемонии плачет, ведь ей очень грустно оставлять родительский дом.

В это время в доме жениха проводится обряд сартарошон - стрижка. Жених, облаченный в национальный халат, сидит на стуле, а один из старейших и уважаемых мужчин семьи под особую песню стрижет его, держа в руках расческу и ножницы. На самом деле в наше время, как и в случае с обрядом саршуён, во время сартарошон делается только вид, что жениха стригут. Ему могут отрезать совсем маленький клочок волос, и только, но в прежние времена жениха стригли по-настоящему.

Когда в дом невесты приезжает жених, к его ногам в знак уважения стелют пойандоз (красивую дорогую ткань или ковер) и разбрасывают конфеты, жвачки, которые обычно с шумом и радостью собирает детвора.

В доме жениха молодых тоже встречают с пойандозом и сладостями и просят обоих встать на сари тахт. Тахт - это заранее приготовленное возвышение из новых, только что сшитых национальных ватных матрасов (курпачи), которое накрывают красиво вышитым сюзане и на нее ставят священную книгу Коран так, чтобы она распологалась всегда на самом верху. Молодые стоят у этого постамента, потом под звуки веселых свадебных мелодий их заводят в комнату под заранее прибитый в виде ширмы чодар, который также называют чимилик (большое покрывало, сшитое из красивой, яркой ткани или сюзане). Здесь проводится обряд поджикон, смысл которого заключается в том, что кто первым наступит на ногу другому, тот и будет в семье главным. Как правило, невеста не решается наступать жениху на ногу и часто он оказывается победителем. После этого мать жениха посыпает головы молодых щепоткой муки, чтобы их жизненная дорога была светлой. Молодым подносят новое зеркало, в которое никто еще не смотрелся, чтобы в нем они увидели друг друга. Этот обряд имеет свою философию: молодые должны быть зеркалом друг друга. Также жениха и невесту угощают медом, чтобы совместная жизнь была сладкой.

Вокруг чимилика, чтобы изгнать злых духов, обводят дымом испанда - травой для благовония и дезинфекции.

На второй день в дом жениха приходят близкие родственницы невесты на рубинон - смотрины. Мама невесты приносит в дом дочери несколько больших тазов с угощениями, сладостями и подарками. Обязательно готовится национальная белая халва, хлебные изделия - кульча, чапоти, калама (слоеная лепешка, прожаренная на масле), приносится целое ведро сваренных яиц и много вкусных национальных печеных изделий - орзук, салла, самбуса и других. Кроме этого матери и отцу жениха дарят курпачи и подушки, расшитые национальным орнаментом.

Родственники жениха тоже по-особому готовятся к этой встрече. На дастархан они подают целых семь блюд. Сначала в красивых фарфоровых чайниках гостям приносят теплую подслащенную воду, чтобы жизнь у молодых была сладкой, а отношения с новыми родственниками - теплыми и хорошими. В качестве первого блюда обычно подают ширбириндж (рисовая каша на молоке), политый раскаленным топленым маслом, затем приносят хомшурбо (наваристый мясной бульон с овощами). Далее гостей ждет третье блюдо - гуштбирён (жареное мясо), а потом их угощают манту. В качестве пятого блюда готовят оталаи бурида (лапша, сваренная на бульоне из горных трав), следом за ним подают горячую самбусу. Как только приносят оши палов (плов), гости понимают, что пора уходить.

Но перед тем как подать плов, всем гостям показывают приданое невесты и подарки со стороны жениха. Собственно, с этого начинается сам обряд рубинон. Женщины из семьи жениха подходят к невесте, держа на руках маленького мальчика. Одна из них с помощью двух веточек плодового дерева открывает лицо невесты, а другая сажает в ее подол ребенка, чтобы первым у молодых родился мальчик. Потом остальные женщины с подарками в руках начинают подходить к невесте, целовать в лоб и приветствовать ее в доме мужа.

Исфара. Всё у невесты

Особенностью свадьбы этого региона является то, что она отмечается в доме невесты. С самого раннего утра со стороны жениха приходят мужчины, копают небольшую яму во дворе дома невесты, устанавливают большой казан и начинают готовить свадебные блюда. Во дворе накрываются столы, гостей угощают, сюда приезжает жених, который три дня должен оставаться в доме будущей жены. Только потом приезжают родственники жениха и забирают его и невесту домой.

В доме новобрачной на видном месте обычно развешивают все ее наряды и чимилик - ширму, под которой обычно прячется невеста. Туда в сопровождении танцующих друзей в золотошвейном халате (чапане) входит жених. Привязать чимилик доверяют только той семейной паре, которая прожила долгую и счастливую жизнь в браке. Молодые выходят из дома в сопровождении подруг невесты, которые держат над ее головой расшитое покрывало или сюзане - символ счастливой крыши в браке.

На севере страны многие годы было принято обходить под таким покрывалом три раза вокруг костра, и назывался этот ритуал аловгардон. Этот обряд дошел до нас со времен зороастризма и олицетворял изгнание злых духов, предотвращал порчу и сглаз. Действующими лицами в этой церемонии выступали исключительно женщины. Сейчас муллы запрещают проводить этот обряд, считая его огнепоклонством.

Памир. Верхом на друге

Памирская свадьба состоит из многочисленных традиций, имеющих свою философию, но запомнить их все, а тем более их значение, с первого раза трудно. Даты никоха (помолвки) и самой свадьбы, как правило, согласуются с местным муллой, которого здесь называют халифа. После процедуры мусульманского обряда молодожены должны расписаться в специальном документе вроде брачного договора.

На следующий день после никох проводится свадьба. Так как многие обряды в различных регионах республики схожи, в доме жениха она начинается с процедуры сартарошон, о которой мы рассказывали вначале. Но только на Памире к месту свадьбы жених приезжает верхом на... друге. В этот день он - шох, то есть царь, и потому пользуется всяческим почетом. Говорят, даже настоящий шах в этот день может считаться ниже рангом, и если он появится в доме жениха, тот может не вставать перед ним. Это его день...

Все принадлежности для сартарошон, в том числе и одежда жениха, кладутся в галбеле (сито с крупными отверстиями) и окуриваются дымком страхма - растения, якобы разгоняющего злых духов и освящающего одежду. Но это не хазориспанд, который используется в других регионах страны. Страхм для памирцев - это священное растение, которое является обязательным атрибутом практически в любом обряде, будь то свадьба или поминки. Сам галбел символизирует отсеивание зла.

После церемонии халифа читает дуо (молитву), и жених вместе со свитой поет песню «Эй, шохи мо дар сафаре, подшохи мо дар сафаре» (наш шах в пути, наш падишах в пути), женщины отбивают такт в даф (дойры). Под это музыкальное сопровождение жених отправляется за невестой. Стоит отметить, что на Памире жениха сопровождают два свидетеля. У дома невесты его ждут женщины с дафами и артисты, которые приветствуют уже другой песней: «Эй, шохи мо омаде, подшохи мо омаде» (наш шах пришел, наш падишах пришел).

У невесты делегация находится недолго. После чтения молитвы приносят угощение. Как правило, это ширруган (лепешка, молоко и масло, подающиеся в деревянных блюдах).

Пока гости едят, начинается подготовка невесты - шай. Сначала ей плетут две косички, вплетая в волосы печак (плетение из меланжевой нити и бисера). Затем она надевает платья, как правило, несколько, но обязательно нечетное количество и красного цвета: красный цвет на Памире считается цветом радости и счастья и является основным в гардеробе невесты. Затем ее голову и лицо обматывают белой тканью и тюлью - символом чистоты и целомудрия, следом накидывают несколько больших платков. После этого ее голову завязывают надлобной повязкой и платки, кроме самого нижнего, закидывают назад.

В памирских домах молодожены имеют свое специальное место, как правило, оно находится у одного из пяти столбов. Невесте, которая под грузом своего одеяния еще не видела дом жениха, должны открыть лицо. Как правило, это делает любой представитель сильного пола, часто кто-то из близких друзей жениха с помощью самодельного лука и стрелы. Натянув стрелу, он два раза этой стрелой поднимает и опускает платок невесты. В третий раз он закидывает платок назад и пускает стрелу в рудз - потолочное окно в памирском доме. С этих пор мужчина, который открыл лик невесты в ее новом доме, считается ее пед - названым отцом. Далее невесту отводят в отдельное место, где снимают с нее нелегкое одеяние, и она облачается в одно платье, а на голову накидывает лишь один платок.

Интересно, что памирские женихи свободны в своих действиях: во время церемонии свадьбы «шах» может выйти погулять с друзьями или отлучиться по нужде, а его место возле невесты занимает ее названый отец. Плохого умысла в таком сидении рядом с новобрачной ни у кого нет, так как этот новый родственник теперь должен оберегать ее всю жизнь, а она должна уважать и почитать его, как родного отца.

Гарм. Семь волшебных сундуков

Традиционно гармская свадьба мало чем отличается от подобных семейных торжеств, проводящихся в южной части республики. Однако в ней есть своя изюминка, свои особенности, и одна из них заключается в том, что невеста должна привезти в дом мужа целых семь сундуков! Сейчас, правда, при упорядочении свадеб и традиций, их число сократилось до четырех. Что же в них? Два сундука по традиции невеста приносит для себя: там ее приданое, начиная от одежды, обуви и заканчивая посудой, скатертями и постельным бельем с учетом того, чтобы всего хватило на первые семь лет семейной жизни. Два других сундука она приготовила для своей свекрови. Интересна сама церемония сандуккушои (открытие сундуков), которая проводится на второй день после свадьбы. Сундуки, как правило, закрыты на замки, ключи от которых родственники невесты передают матери жениха. Она по своему усмотрению должна выбрать сандуккушо - женщину из своего окружения. Зачастую это уважаемая и знатная особа, у которой счастливая семейная жизнь. Как только она открывает сундук, все видят, что на самом верху лежит узелок с несколькими отрезами ткани. Это для той, кто открыл сундук. В сундуке обычно лежат отрезы для всей женской половины семьи жениха, а также чапан, джойнамоз (коврик для моления), тюбетейка с рубашкой для свекра, рубашки для других родственников. Там много лишних отрезов и тюбетеек - все, чем может распорядиться сама свекровь по своему усмотрению, то есть кому хочет, тому подарит. Во втором сундуке находятся скатерти, полотенца, белье, покрывала и другие принадлежности, а также домашняя утварь, начиная от посуды и вплоть до скалок, рафиды (плоские подушки разного размера для выпечки лепешек в печи - тандуре) и мугпар (специальная форма для придания узора лепешке). А самое главное, в этом волшебном сундуке находятся от 40 до 70 (и больше) пиал с порцией белой халвы - своеобразный подарок для всех присутствующих на церемонии женщин.

Еще одна примечательная церемония подобной свадьбы: когда невесту заводят за чодар, где в основном находятся родственницы невесты, начинается чойкашон - жених заваривает чай и подает всем гостям, а сторона невесты одаривает его за это подарками. Этот обычай - своеобразные смотрины жениха, так как раньше по традиции он закрывал платком половину лица, и его из гостей прежде никто не видел.

И еще. Гармские тещи - самые ущемленные. Им нельзя приезжать в гости к дочери, пока они не станут бабушками, то есть целый год, а иногда и больше. Кстати, сама дочь может приехать в отчий дом даже после брачной ночи, и такие хождения туда и обратно ей разрешаются в течение года. Так как гармцы считают, что девушка должна привыкнуть к дому мужа, если она скучает по родителям, ей не возбраняется часто их навещать. Соблюдается целый ритуал (джахд), когда сторона невесты с большими подносами, полными сладостей и лепешек, идет забирать ее, а сторона жениха отвечает тем же, когда просит невесту вернуться обратно.

В нашем агентстве работает таджикский тамада Шукурали , ведущий который сможет провести для таджикскую свадьбу на таджикском и русском языке со знанием традиций в Москве и Московской области.

Начало таджикской свадьбы заложено в сватовстве. Эта процедура у таджиков является первой церемонией, связанной с браком. Здесь происходит официальное представление молодых, знакомство их семей, назначается день помолвки и оговаривается размер калыма. Калым непременный атрибут любой свадьбы, Таджикское понятие слова « помолвка» несет в себе три значения: « кабулдоран » (согласие обладать), « ошхуракон » (угощение пловом) и «оклик» (чистота, белизна). Согласно последнему термину, родители невесты приносят на торжество белую материю, гарантируя тем самым непорочность и чистоту своей дочери.
В состоятельных таджикских семьях принято устраивать дополнительный ритуал, называемый - «закрепление помолвки». Это более масштабное и дорогостоящее событие проходит в доме невесты и обставляется с соблюдением многочисленных деталей.
Родственники со стороны жениха приносят в дом невесты красивые подносы - «лайли», обязательно в четном количестве, на которых разложены ритуальные подарки.
На первом лежат сдобные свадебные лепешки : « гуль-нон», «фатир», «кульча», которые имеют сакральное значение оберегов и пожелания молодым счастливой семейной жизни. Второй поднос доверху наполнен ингредиентами для свадебного плова (рис, мясо и т.д.).
Третий поднос самый « вкусный », туда обычно кладут всевозможные сладости, дабы жизнь у молодых была подобно меду. Четвертый же предназначается персонально для невесты, атрибуты для свадьбы, причем в их числе, обязательно должен быть белый платок, материя для платья и белые туфли.
Особенностью таджикской свадьбы является то, что она всегда отмечается в доме невесты. Именно здесь накрываются столы, угощают гостей, сюда же приезжает и счастливый жених. Три дня он обязан провести в доме будущей жены. И только потом приезжают его друзья и забирают пару в дом родителей жениха.

Традиционно, молодожены первый год после свадьбы живут в доме родителей супруга, и лишь впоследствии могут переезжать в собственное жилье.
Утром назначенного дня, жених, в расшитом золотом национальном халате – чапане, с друзьями и родственниками под звуки народных инструментов, приезжает в дом невесты, где их радушно встречают и щедро угощают. Невеста, в национальном свадебном наряде ожидает жениха в окружении подруг.
В доме, на почетном месте развешиваются все ее наряды и « чимилик » (плотная занавеска в углу комнаты, призванная скрыть молодых во время отправления обрядов и таинств). Рядом с ним висит нож, деревянная ложка, и стручок острого красного перца. Нож символизирует сильного и смелого сына; ложка должна « помочь » родить дочку-хозяйку, а перец, по поверьям оберегает молодую семью от сглаза.
По традиции , невеста выходит к собравшимся в окружении подруг, которые держат над ее головой расшитый золотом ковер - символ счастливого нового дома. Девушку провожают в « чимилик », туда же, сопровождаемый друзьями, входит и жених.

Родители невесты читают молодым благословляющую молитву, к которой присоединяются все присутствующие. Затем благословленных молодых 3 раза обводят зажженными свечами, дабы отогнать всех злых духов, а после паре приносят мед. Соблюдая ритуал, жених сначала сам попробует мед, а потом подносит его и невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой и безмятежной.
Близится время самого главного свадебного обряда - «никох», аналогичного русскому венчанию. Его обязательно проводит мулла (священнослужитель), который прочитает молодым особые суры из Корана. Во время чтения, мулла один за другим снимает с головы невесты 7 платков, получая на каждый снятый платок от жениха согласие на брак.
После молитвы мулла подает паре кубок со святой водой, из которого они поочередно отпивают по глотку, что подтверждает согласие молодого мужа защищать и обеспечивать жену, а ее, в свою очередь, слушать и почитать мужа.
Подготовка к обряду « никох » молодоженами соблюдается очень тщательно. Всю неделю до него они проводят за молитвами и соблюдают пост. Невеста в этот период шьет свадебный наряд, а жених обустраивает их будущее жилье, чтобы молодой жене было уютно и спокойно на новом месте.
После совершения обряда венчания, молодые в сопровождении гостей едут в ЗАГС, а далее по плану все собираются на праздничное пиршество, которое сопровождается обильным угощением, веселыми плясками и красивыми лиричными песнями.
Раньше к свадебным церемониям приурочивались различные спортивные состязания и конные скачки, сегодня такое можно увидеть только в сельской местности, у очень зажиточных молодоженов.
Гуляния заканчиваются далеко за полночь, как правило, уже без молодых, которые уезжают в дом жениха, там им предстоит еще несколько свадебных ритуалов.

Таджикская свадьба традиционно отмечается с таким размахом, что это стало настоящей национальной проблемой. Даже президент обратился с речью к своему народу, призывая сократить расходы на проведение торжества, не брать огромные кредиты, которые гасятся десятилетиями. Прислушаются ли к нему? Время покажет.

А сейчас давайте поговорим, какие традиции требуют таких огромных средств, и как правильно организовать свадьбу по-таджикски.

Если соблюдать все традиции и ритуалы, то празднование займет не один день, и даже не одну неделю.

Сватовство и помолвка

Как и в большинстве таджикские родители сами находят избранников своим детям. Они решают это между собой, соглашаются устроить свадьбу и засылают сватов. А будущий жених может узнать об этом только спустя месяц после сватовства, в день помолвки.

Его мама под вечер идет в дом невесты и несет блюдо плова с лепешкой. Для нее устраивают торжественный ужин, на котором старейшинам рода и многочисленным гостям объявляют о помолвке. Это сопровождается молитвами и преломлением лепешки. Теперь молодые считаются официальными женихом и невестой.

Тахта пас кунон - вручение калыма

Таджикская свадьба традиционно не обходится без вручения калыма родителям будущей жены. Как бы ни был беден жених, он обязательно должен предъявить драгоценные подарки, и только после этого назначается день будущего бракосочетания, чаще всего - на осень.

Перед таджикской невестой редко стоит вопрос, как правильно выбрать свадебное платье, потому что обряды предполагают традиционную одежду, пусть и не очень удобную. Более того, по традиции этот свадебный наряд молодая жена должна носить 40 дней после свадьбы.

Никох - обряд бракосочетания

Государственная не является обязательной, а вот без обряда «никох» таджикская свадьба обойтись не может.

В этот день с утра в семьях молодых угощают пловом все селенье. Праздничное застолье длится до самого вечера, а в это время жених и невеста готовятся к свадьбе - каждый в своем доме. Невесту наряжают в традиционную и она ожидает приезда жениха. На видном месте развешиваются все ее наряды и особые обереги: красный перец для защиты от злых духов, ложка для рождения дочки-хозяйки и нож для рождения храброго сына-воина.

Когда жених приезжает, к нему выходит невеста в окружении подружек, зовут муллу для проведения обряда бракосочетания. Он читает молодым особые строчки из Корана, молится, снимает с невесты поочередно семь платков, а жених каждый раз подтверждает свое согласие на брак. После этого молодожены выпивают воду из одного кубка, и теперь они официально считаются мужем и женой. Муж обязан защищать свою семью и обеспечивать ее, а жена должна во всем слушаться мужа.

Свадебное застолье

Таджикская свадьба продолжается застольем, которое длится три дня в доме невесты, и еще три дня в доме жениха. Тысяча гостей - это обычный размах для такого праздника. Если приглашено 200-300 человек, то свадьба по таджикским меркам считается весьма скромной.

Столы должны быть уставлены кушаньями так, чтобы пустого места не оставалось. Даже если гости не могут все съесть, и еда портится - это не важно. Таджики очень боятся осуждения со стороны соседей и знакомых, поэтому стараются показать гостям максимальную щедрость и роскошь.

Самое традиционное блюдо, без которого не проходит никакой праздник - это плов. Но подают его только в конце застолья, когда гости собираются уходить домой.

В роли тамады выступает байдерхан - пожилой уважаемый человек. Он должен уметь красиво и образно произносить тосты, предоставить слово всем гостям, подавать сигналы для проведения народных игр и танцев.

На третий день свадьбы байдерхан снимает с невесты чадру - это означает начало новой жизни для нее. После этого праздник перемещается в дом молодого мужа. На шестой день свадьбы родственники невесты приходят в дом жениха и проводят там ночь - так заканчивается длительный обряд.

Медовый месяц

Таджикская свадьба, как и любая другая, завершается Он длится тоже очень долго - сорок дней. Но молодые не едут в экзотические страны, а проводят это время в доме молодого мужа, под одной крышей с его родителями. Считается, что это помогает уберечь семью от первых ссор и проблем.

Если подсчитать общее время всех свадебных ритуалов, то они занимают почти два месяца. А в список финансовых затрат входят не только щедрые угощения многочисленных гостей, но и передача калыма, подарки невесте, дорогие свадебные наряды, оформление дома. Поэтому таджикская свадьба - более, чем серьезное мероприятие, разводы после которого происходят лишь в единичных случаях.