Японские методики раннего развития. Методика Шичида Методика шичиды

День за днем набирает всё большую популярность, что неудивительно. Ведь автор метода считает возможности детей безграничными, а обучение – приятным процессом, который должен происходить в расслабленной обстановке. Как же организовать занятия по Шичиде дома?

1. Подготовка к занятиям по Шичиде

Первоочередная задача родителей перед началом занятий – создать у ребенка нужный настрой. Выберите время, когда у малыша хорошее настроение, он сыт и не капризничает. Включите музыку с альфа-волнами (например, в обработке Джеффри Томпсона) – она кажется успокаивающей, но на самом деле активизирует работу правого полушария мозга.

Дыхательные упражнения

Выполнение дыхательных упражнений является частью подготовки к занятиям по методу Шичида. Глубокие вдохи и выдохи помогают расслабиться, что очень важно для работы правого полушария. Время на выполнение дыхательных упражнений – 5 минут.

Вы можете вместе с ребенком:

  • дуть через трубочку в стакан воды;
  • пускать мыльные пузыри;
  • задувать свечи;
  • дуть на подвешенные на веревочке легкие предметы (перышки, бумажные фигурки, помпоны), заставляя их взлетать, кружиться и качаться;
  • дышать на воображаемый предмет.

Дети старшего возраста могут выполнить такое упражнение. Сначала нужно закрыть глаза и подышать медленно и глубоко некоторое время. Затем сделать 8-секундный вдох, задержать дыхание на 8 секунд и сделать 8-секундный выдох. После трехкратного повторения этого упражнения ребенок расслабится.

Упражнение «Шар энергии» по методу Шичида

Данное упражнение кому-то может показаться мистическим, поскольку смысл его в том, чтобы ребенок ощутил, что он может привлекать и получать положительную энергию из окружающего мира. В любом случае, это, как минимум, позитивная и развивающая воображение игра.

Для выполнения упражнения вы с малышом должны сесть друг напротив друга и потирать ладошки одна об другую, говоря о том, как сейчас вы собираете из окружающего пространства положительную энергию. Постепенно вы «замечаете», как у вас в руках возникает уже маленький энергетический шарик, который становится всё больше и больше. Представьте, как будто вы скатываете снежок зимой. Шар энергии по аналогии увеличивается в ваших руках, и, наконец, становится таким большим, что удержать его уже тяжело – теперь можно «облить» себя этой положительной энергией, окунуться в нее. Другой вариант – с силой сжимать, утрамбовывать шарик, и когда он станет маленьким, «съесть» этот кусочек высококонцентрированной положительной энергии. Если малышу пока сложно повторять движения взрослого, можно выполнять движения вместе с ним, создавая один, общий шар энергии.

Позитивные установки

Вам нужно сказать взять малыша на руки и сказать ему три фразы:

  • «Ты особенный»;
  • «Ты можешь всё»;
  • «Мы тебя очень любим».

Конечно, вы можете изменить эти фразы по своему усмотрению, главное – передать ребенку позитивный настрой, оптимизм и свою любовь.

2. Упражнения на развитие воображения

Задания на развитие воображение, или на создание образов, являются важнейшим компонентом методики Макото Шичида, по мнению самого автора.

Для стимуляции фантазии ребенка можно использовать такие варианты упражнений:

  • представить себя очень-очень маленьким;
  • представить себя каким-то животным (кошечкой, зайчиком, птичкой и т.п.). Фантазировать должен ребенок, а не мама – поэтому задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета глаза у кошечки? А шерстка? Куда кошечка пошла гулять? Кого встретила по дороге?»;
  • представить себя неодушевленным предметом, например, стулом или шкафом. Ощутить себя легким, как перышко, или тяжелым и твердым, как бревно. Это упражнение применяется в театральных студиях для развития артистичности, т.е. способности погружаться в образ. По утверждению Макото Шичида, дети благодаря таким заданиям учатся визуализировать цвет и форму, «слышать» звук, чувствовать по памяти запах, вкус, осязательные ощущения;
  • ролевые игры. Попросите малыша показать, как его любимый персонаж или игрушка кушает, играет, спит, гуляет. С детьми постарше можно пофантазировать вместе: «Представь, что мы вышли из дома и пошли/поехали/поплыли на лодочке в гости к бабушке. Кого мы встретили? Чем бабушка нас угостит?
  • вспомнить события вчерашнего или какого-либо интересного дня (день рождения, день встречи Нового года, выходной, когда вы всей семьей ездили в лес или парк). Маленькому – рассказываете вы, ребенку постарше – задаете наводящие вопросы, дети 3-4 лет обычно охотно делятся воспоминаниями сами;
  • с использованием изображений. Посмотреть на картинку, закрыть глаза и представить ее. Постараться максимально подробно описать образ, возникший в голове;
  • с использованием двухцветной картинки. Для упражнения вам понадобится оранжевый лист бумаги с наклеенным посередине синим кругом (диаметр 2 см). Держите его на расстоянии 30 см от глаз ребенка. Попросите малыша внимательно смотреть на лист в течение 30 секунд, а потом закрыть глаза. Он может увидеть 4 различных послеобраза – только синий цвет; центральная фигура имеет другой цвет, а не синий, или другую форму (например, квадрат); синий кружок выглядит, как оранжевый; круг будет синим, но цвет может изменяться по желанию ребенка произвольным образом;

3. Упражнения на развитие функции ESP

Данная часть методики Шичиды часто подвергается критике, поскольку предусматривает развитие непонятных простому обывателю способностей. ESP функция мозга – это возможность получать информацию с помощью скрытых чувств правого полушария, или так называемого «шестого чувства». ESP способности связаны с экстрасенсорикой и включают в себя телепатию, ясновидение, психометрию, предвидение, духовную силу и даже телекинез. Простой пример проявления ESP функции: взрослый мысленно передает ребенку образ мороженого. Ребенок говорит: «холодное», «сладкое, по вкусу похоже на мороженое».

Современная наука уже достигла много в изучении функций и возможностей мозга, однако даже лучшие специалисты знают о нем далеко не всё. Существует масса свидетельств наличия у некоторых людей особенного восприятия мира, позволяющего видеть и чувствовать информацию на ином уровне. Поэтому отрицать теоретическую вероятность существования ESP способностей – это несколько высокомерно. Даже если скептическое отношение к развитию экстрасенсорики у ребенка вас не покидает, мы можем посоветовать вам воспринимать данные упражнения как увлекательные развивающие игры. По мнению Макото Шичида, даже без выполнения заданий на ясновидение и телепатию, развивая правое полушарие мозга с помощью других заданий методики, вы будете развивать и ESP способности.

Ясновидение

Человек, использующий ясновидение, получает информацию в обход известных нам органов чувств из глобального информационного пространства – единой «базы знаний» всего мира. Примеры заданий на развитие ясновидения:

  • предложить ребенку угадать, что изображено на одной из пяти карточек, выложенных перед ним «рубашкой» вверх;
  • показать две карточки, например, с желтым яблоком и с красным, спрятать их за спину и положить перед малышом картинками вниз. Предложить найти карточку с красным яблоком;
  • положить один из цветных шариков в коробку так, чтобы ребенок не видел, и попросить его угадать цвет шарика;
  • с использованием двух одинаковых наборов карточек (к примеру, из 4-5 штук). Нужно выложить один из них картинками вниз и попросить ребенка разложить свой набор карточек так же, а затем проверить, насколько совпала последовательность;
  • разложить в несколько рядов парные карточки «рубашкой» кверху и предложить ребенку найти пары;
  • попросить ребенка, у которого завязаны глаза, угадать, что находится перед ним;
  • положить в коробку несколько предметов и спросить у ребенка, сколько их там. Можно предложить 3-4 варианта ответа;
  • угадать, кто звонит маме по телефону или стоит за дверью; что находится в подарке или в маминой сумке. Ребенку можно и нужно помочь, задавая наводящие вопросы – например, о подарке: какое это, мягкое или твердое, какого цвета, какой формы? При этом давать подарок в руки нельзя, чтобы ребенок не мог оценить вес коробки и предполагать логически;
  • «жмурки» – знакомая всем с детства игра. Завяжите малышу глаза шарфиком, а он должен найти вас.

Телепатия

Суть телепатии – передача мыслей и чувств на расстоянии. Т.е. вы думаете о чем-то и передаете эту информацию ребенку. Примеры упражнений:

  • спрятать игрушку/что-то вкусное в один из одинаковых стаканчиков (коробочек, чашечек). Мысленно транслировать малышу, где находится предмет, и попросить найти его;
  • выложить в ряд несколько карточек и выбрать в уме одну из них, стараясь передать эту информацию ребенку. Предложить ему показать на картинку, которую вы загадали;
  • с использованием двух одинаковых наборов карточек (4-5). Вам нужно выбрать одну из карточек в своем наборе и попросить малыша достать из его набора такую же;
  • сидя перед ребенком, загадать картинку и попросить его угадать, какую.

Психометрия

Смысл явления психометрии в способности получать сведения о предмете или его владельце через тактильный контакт. Говоря проще – человек потрогал предмет и понял, кому он принадлежит, где находился раньше, для чего используется и т.д. Примеры упражнений на развитие психометрии:

  • сделать коробку с отверстием для руки (содержимое коробки не видно), положить внутрь несколько шариков разных цветов. Попросить ребенка засунуть руку в коробку и на ощупь понять, какого цвета шарик;
  • положить перед малышом несколько карточек «рубашкой» кверху, попросить его дотронуться и сказать, что там изображено;
  • написать на листке бумаги букву или цифру, смять листок и отдать ребенку, чтобы он угадал, что на нем изображено;
  • нарисовать на листке бумаги фигуру (например, квадрат), сложите листок и дайте малышу. Покажите ему три изображения разных фигур и спросите, какая нарисована на листке бумаги, который ребенок держит в руках.

Предвидение

Предвидение – это умение предугадать то, что произойдет. Примерные упражнения:

  • угадать, какая завтра будет погода;
  • угадать, какую карточку вы сейчас наугад выберете из небольшой стопки.

4. Демонстрация флеш-карточек Шичиды

В методике Макото Шичида карточки являются основополагающим компонентом, причем, по мнению автора, их количество важнее качества. Преподаватели в школах Шичиды не советуют показывать младенцам одну и ту же карточку более 3 раз, потому что однообразие детям быстро наскучивает.

Для чего нужны карточки? Правое полушарие мозга можно сравнить с библиотекой, где хранится огромное количество информации, которая когда-либо будет оттуда извлечена. Быстрый показ карточек направлен именно на правое полушарие мозга, куда и заносятся новые изображения, поскольку для усвоения информации левым полушарием требуется значительно больше времени. Демонстрация карточек тренирует мозг примерно так же, как занятия спортом развивают мышцы.

Флеш-карточки по методу Макото Шичида (от «in-a flash» – мгновенно) – это набор карточек с изображениями на разные темы. Шичида предлагает показывать ребенку для начала не более 100 флеш-карточек в день, затрачивая на каждую не более 0,5 секунд. Во время демонстрации нужно называть изображенный предмет – это будет активировать и левое полушарие, в то время как мелькающие картинки сохранятся в правом. Ежедневный показ флеш-карточек развивает фотографическую память, расширяет словарный запас и общий объем знаний.

Когда начинать работу с флеш-карточками? Можно с трех месяцев, можно с полугода, но и в год начинать не поздно.

Как показывать карточки? В школах Шичиды рекомендуют располагать карточки чуть выше глаз ребенка, примерно на расстоянии его вытянутой руки. Интервал показа – 0,5-1 секунда. Вы можете начать с медленного показа, увеличивая темп постепенно.

Где брать карточки Шичиды? Их можно купить в обычных и интернет-магазинах, а также распечатать или даже изготовить самим. Комбинируйте способы получения карточек – ребенку понравятся и покупные, и сделанные вами. Желательно, чтобы карточки были без слова-обозначения.

Сколько карточек в день надо показывать? Столько, сколько будет интересно вашему ребенку. Некоторые последователи методики показывают по 1000 карточек в день. Это не занимает много времени, поскольку на показ одной карточки уходит всего секунда или даже меньше.

5. Игры с карточками

Игры с карточками наверняка увлекут вашего малыша еще больше, чем простой просмотр мелькающих изображений.

Цепочка памяти (Linking memory)

Суть упражнения – составление абсурдной истории из произвольно выбранных и выложенных в ряд карточек. Пример из книги Макото Шичида:

Из заданных слов «еж, конфета, туча, гвоздь, дом, сок, ящерица, небо, творог, снег» составляем следующую историю: «Еж шел и ел конфету, как вдруг увидел тучу, из которой неожиданно полил дождь из гвоздей. Гвозди были нужны ежу для строительства дома, куда он и отправился, чтобы попить сок. Сока захотелось и ящерице, которая до этого смотрела в небо. Небо было цвета творога, потому что пошел снег».

Сетка памяти (Memory Grid)

Сетка памяти Шичиды – это отличный способ развить фотографическую память. Начать стоит с простой сетки 2х2, в каждой из клеток которой находится картинка. В течение 10 секунд вы показываете сетку с картинками ребенку и выдаете ему карточки с такими же изображениями. Затем исходную сетку закрываете и предлагаете малышу выложить карточки на листе с пустой сеткой так, как они были размещены в образце. Когда ребенок закончит, откройте исходную сетку и сверьте результат.

Всё получилось? Значит, в следующий раз задание можно усложнить, использовав сетку 3х3, потом 4х4, 5х5 и т.д. Также можно использовать сетку 2х3 с четырьмя картинками и двумя пустыми клетками.

Если картинок в используемой сетке много, лучше использовать распечатку, чем разложенные карточки, потому что для тренировки фотопамяти на запоминание ребенку нужно давать лишь несколько секунд, а переворачивание карточек занимает большее время.

Игра на развитие фото-памяти (Photo memory game)

Вы можете использовать следующие игры:

  • показать ребенку карточку, спрятать ее, потом показать ту же и еще одну, похожую на нее. Попросить малыша указать первую карточку;
  • более сложный вариант: показать три карточки, потом показать те же три и еще одну и предложить убрать лишнюю, последнюю;
  • показать несколько карточек в течение 3-5 секунд и убрать их, затем показать тот же набор, но без одной карточки. Спросить, какой не хватает.

Мандалы

Мандала – это сложное геометрическое изображение, взятое методикой Шичиды из буддийских и индуистских религиозных учений. С точки зрения этих религий мандала символизирует модель Вселенной, карту космоса, сфера обитаний божеств. В настоящее время мандалы широко используются в психотерапии для осознания собственного «я». Маленьким детям всё это, конечно, не слишком интересно, да и не нужно. Но мандалы – это действительно красивые изображения с яркими узорами, и дети с удовольствием играют с ними.

Вот простой пример игры с мандалами по Шичиде. Необходимо заранее подготовить две мандалы – цветную и такую же, но черно-белую. Выдаем малышу черно-белый вариант, а затем показываем в течение 10 секунд цветной и прячем. Теперь надо попросить ребенка раскрасить его вариант мандалы так же, как образец. Тем, кто еще не справляется с раскрашиванием, можно предложить отметить участки мандалы штрихами нужных цветов.

Также с помощью мандал можно тренировать внимательность. Предложите малышу несколько мандал (для начала достаточно 3-4) и попросите найти имеющие одинаковый узор.

6. Танграмы, пазлы, мозаики, конструкторы, блоки Деньеша

Игры на восприятие запахов предложены не Шичидой, однако они также являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы. Вы можете сами создать свое «Лото запахов» из нескольких баночек со специями или засушенными цветами и карточек с соответствующими изображениями.

В блок сенсорики также можно включить творческие задания: рисование карандашами и красками, лепку, создание аппликаций.

Не стоит забывать и о важности развития музыкальности у ребенка – вы можете вместе петь, слушать музыку и играть для малыша на музыкальных инструментах. Можно сочетать музыкальные минутки с активными физическими упражнениями.

Заканчивать занятие, согласно методике Шичиды, следует упражнением на внушение (позитивные установки из подготовительного блока).

Важный момент метода Шичиды – чтение книг

Казалось бы, лингвистические навыки (знание слов, грамотная речь, иностранные языки) связаны с левым полушарием. Однако чтение все-таки активно развивает правое полушарие мозга. Почему так происходит?

По некоторым источникам, методика Шичиды предусматривает ежедневное чтение ребенку вслух как минимум 3 книг. Одна из мам, упоминаемая в книге автора метода, рассказывает, как ее сын научился читать без всякого обучения – просто потому, что она ему много читала. О пользе чтения знают, пожалуй, все родители. Книги – универсальный способ обучения ребенка. С точки зрения Шичиды, для развития интеллекта ребенка необходимо, чтобы малыш в спокойной и расслабленной обстановке с интересом получал новые знания. Книги как нельзя лучше соответствуют такому методу обучения.

Читая ребенку разные книги, родители развивают его воображение и фантазию, которые являются функциями правого полушария мозга. В отличие, например, от просмотра мультфильмов, во время чтения книги многие действия героев книги малышу приходится представлять в уме. Получается, книги без картинок еще эффективнее в плане развития правого полушария. Однако самых маленьких такими книгами заинтересовать сложно, поэтому стремиться к этому раньше времени не нужно. Также можно использовать аудиокниги – особенно они полезны во время поездок в автомобиле.

Как видите, игры по Шичиде очень разнообразны и увлекательны. Они помогают родителям правильно развивать своих малышей, делая это в комфортной и радостной обстановке. Желаем вам и вашим детям как можно более интересных занятий!

МАКОТО ШИЧИДА: «ВСЕ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ ГЕНИЯМИ»

Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.

Ученый внес огромный вклад в науку и медицину своими исследованиями в сфере изучения человеческого мозга. Благодаря почти сорокалетней научной деятельности и двадцатилетней практической он буквально произвел революционный прорыв в образовании, который изменил отношение к детям, их умственным способностям и методике их обучения. Революционная методика раннего развития Макото Шичида включает в себя методы стимулирования детского мозга. Макото Шичида убежден, что стимуляция головного мозга у детей раннего возраста помогает детям развивать особые способности. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты, сокрытые в нем в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

В настоящее время по методике раннего развития Макото Шичида в Японии уже действует около 500 развивающих детских центров, из них более 400 основал сам Шичида.

В последнее время система Макото Шичида завоевывает внимание все большего количества почитателей среди родителей, педагогов и в странах постсоветского пространства.

В учебных заведениях, работающих по методике Шичида, учатся дети от 6 месяцев до 6 лет. Именно этот возрастной диапазон автор считает оптимальным для обучения по своей системе.

Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития.

Согласно методике раннего развития Макото Шичида, те дети, которых с детства развивают интеллектуально и физически, в будущем могут стать или известными учеными, или спортсменами. Малыши растут и взрослеют гораздо быстрее, чем думают родители. До трех лет у ребенка доминирует правое полушарие мозга. В возрасте 3 лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга.

Правое полушарие мозга маленького человечка начинает свое стремительное развитие еще в утробе матери. Известно, что правое полушарие мозга отвечает за подсознательное и бессознательное, левое полушарие — полушарие сознательного. В одной из своих книг Шичида пишет о том, что правое полушарие имеет большую «емкость» памяти, нежели левое. Но правое и левое полушария мозга развиваются по-разному и в разное время. Правое полушарие мозга постоянно обнуляет старую информационную память, чтобы освободить место для новой, в то время как память из левого полушария никогда не удаляется. Поэтому, развивая правое полушарие, родители открывают возможность более легкого обучения и развития творческих способностей у детей. Правое полушарие еще отвечает за визуальную и пространственную обработку данных, а также способность видеть проблему в нескольких аспектах.

По мнению ученого, к шестилетнему возрасту ребенка его мозг формируется практически полностью, более точно к шести годам около 80 % клеток головного мозга уже развиты. Что дает возможность в возрасте до шести лет успешно развивать у ребенка скорочтение, фотографическую память, редкие музыкальные таланты и математические способности, эмпатию и интуицию. Именно в этом возрасте ребенок отличается лучшими способностями к изучению языков.

К десяти годам головной мозг ребенка уже сформирован почти полностью, приблизительно на 90 %. Поэтому вносить изменения в старшем возрасте очень трудно, а порой невозможно. А развить чувственное восприятие вообще можно только в раннем дошкольном возрасте. То есть чем старше становится ребенок, тем хуже он усваивает и запоминает информацию.

Из всего вышесказанного можно выделить основные принципы метода Макото Шичида.

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ МАКОТО ШИЧИДА

Все дети рождаются гениями;

Крайне важна крепкая связь между родителями и ребенком;

Доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;

Макото Шичида посвятил исследованиям головного мозга более сорока лет и пришел к удивительным результатам: правое и левое полушария мозга имеют различные возможности. Правое полушарие – как архив информации: оно запоминает всё, что когда-либо хоть краем глаза видел или чувствовал человек, и воспроизводит это в картинках – зрительных образах. Левое полушарие, напротив, имеет краткосрочную память и постоянно стирает лишнюю информацию, однако оно способно обрабатывать информацию с огромной скоростью. Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала. Левое же полушарие требует медленного многократного повторения.

Самый важный возраст для развития по этой методике – с 6 месяцев до 3 лет, когда данное полушарие является доминирующим. Но заниматься полезно и подросткам, и даже взрослым. Чем младше ребенок, тем лучше будет работать методика. Успех занятий зависит от их систематичности и последовательности.

Шичида предлагает развивать правое полушарие циклами коротких разнообразных заданий.

Как строится урок в школе Макото Шичида

Школа раннего развития по данному методу подразумевает регулярные уроки. По длительности они должны занимать около 30–40 минут 1–2 раза в неделю. Состав группы – от четырех до шести детей.

Каждое занятие включает в себя подготовительный этап, направленный на активизацию правого полушария. Эти приемы хорошо знакомы тем, кто занимается йогой. Они помогают снять доминанту левого полушария.

Подготовительный этап состоит из работы с:

    созерцанием – дети должны расслабиться, успокоиться, закрыв глаза;

    дыханием – дети должны настроить дыхание на глубокое и медленное;

    внушением и позитивным настроем.

Активности быстро сменяют друг друга и длятся не более пяти минут. На занятиях обязательно присутствует один из родителей.

Ученики за одно занятие принимают участие более чем в десяти различных играх, а именно: приветствие, различные игры, пение и танцы, загадки, изучение алфавита, чисел и т. д. Детям помогают мамы.

В остальные дни нужно просматривать карточки. Это не так уж сложно с учетом того, что занимает 3 минуты в день. Материал для занятий необходимо делать каждый раз новый, чтобы ребенку не наскучило. Все занятия должны проходить исключительно в расслабленном позитивном состоянии. Безусловно, большинство занятий будет интересно детям после года или даже ближе к двум годам. Но просмотр карточек и занятия для развития мелкой моторики можно начинать уже после шести месяцев, а после девяти месяцев начать играть в самые простые игры на развитие интуиции.

Схема занятия

В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно заниматься с ребенком по данной методике. Рассмотрим, как выглядят такие занятия.

    Релаксация под музыку с альфа-волнами. Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

    Дыхательное упражнение : ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

    Упражнение «Шар энергии» . В ладони берем шар энергии, катаем его, как ком снега, и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичида. Лучше посмотреть, как это делается, на видео, выложенном на YouTube.

    «Внушение» . Улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы: «Ты особенный», «Ты любим», «Ты можешь всё» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное – донести до ребенка, как вы его любите

    Тренировка воображения (Image Training). С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать, как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла – с морковкой? Вкусный, наверное! И так далее.

    Тренировка экстрасенсорики (ExtraSensoryPerception):

    Упражнение на телепатию (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко). Маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?» Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.

    Упражнение на интуицию . Начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым из листочков спрятался жучок? Потом усложняем задачу: предлагаем три яйца «Киндер-сюрприза» и спрашиваем, в каком из них сидит мишка, и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

    Гимнастика для глаз . Для самых маленьких берем колокольчик, водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше можно скачать видео с гимнастикой в интернете.

    Флеш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные). Шичида советует начинать со ста штук. Каждую карточку показываем не больше одной секунды. Оптимальный вариант – полсекунды, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для подключения и левого полушария: так происходит синхронизация полушарий мозга. Необходимо помнить, что целью применения флеш-карточек не является получение энциклопедических знаний. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичида карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флеш-карточки делают в виде компьютерных презентаций.

    Стоит отдельно упомянуть математику по Шичида. Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана, но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более полсекунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «Два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно: бабочек, слонов и т. п. В общем, делать всё, чтобы поддерживать интерес ребенка.

    Игры на развитие фотографической памяти .

    Похожие картинки (Photo Memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше на листе формата А4), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.

    Размести правильно (Space Memory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более одной секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Самых маленьких просим показать мишке его домик и т. п.

    Найди новую картинку (Flash Memory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех штук). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее. Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.

    Мандала – это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной, например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1–5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале отмечает карандашами, как она была раскрашена.

    Абсурдная история, или Память «цепочкой» (Linking Memory). Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала из трех штук) сочиняет сюжет, например: ворона прыгнула в речку, которая пахла, как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки: ворона, река и роза. Сначала мама 1–2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок, лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

    Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия . Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

    Внушение, описанное выше, завершает занятие . В конце можно спеть вместе с ребенком любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30–40 минут в день, а остальное время позволить ребенку играть. Профессор считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с первого по шестой включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности. Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому что перед занятием очень важно расслабиться.

Упражнения, направленные на гармонизацию отношений с ребенком

Элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут ввести абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

Крепкие 8-секундные объятия

Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа. Правда, упражнение на 8-секундные объятия является одним из множества на развитие гармоничных взаимоотношений между родителем и ребенком.

Внимательно слушать, что вам говорит ребенок

Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает: разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Здесь можно применить «метод эха», когда взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

Возьмем для иллюстрации простой разговор:

Мама, Катя плохая.
- Да, Катя плохая. Что она тебе сделала?
- Она ударила меня.
- Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

Метод настроя «5 минут»

Метод настроя под названием «5 минут» – настоящая палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелания ходить в детский сад, сосания пальца, лени и пр.

Пять минут – это время, после того как ребенок заснул, но его подсознание работает. Нужно воспользоваться этим временем.

Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама начинает нашептывать только что заснувшему дошколенку следующие слова: «… (имя ребёнка), ты теперь большая девочка, тебе уже целых два года. Поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму, и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко». Макото Шичида отмечал успехи после этого упражнения.

Развитие правого полушария направлено не только на успехи в учебе. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум и в дальнейшей жизни смогут учиться всему быстро и легко.

По материалам открытых источников

Методику японского профессора Макото Шичида многие считают чудом, ведь малыши, которые занимаются по ней, достигают очень высокой планки развития


Методика Макото Шичиды.


«Детям подвластно то, что не могут взрослые.»


Методику японского профессора Макото Шичиды многие считают чудом. Ведь малыши, которые занимаются по ней, достигают очень высокой планки развития. В чем же дело: в уникальной программе или усилиях родителей?


Ученый Макото Шичида изучал головной мозг человека более 40 лет и пришел к выводу, что левое и правое полушария обладают разными возможностями. Первое имеет краткосрочную память, постоянно стирает лишнее, но зато способно обрабатывать информацию с большой скоростью. Второе — своеобразный архив, в который попадает все, что хотя бы раем глаза видел человек.


Японский профессор Макото Шичида - создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития и ускоренного обучения детей.


Для занесения информации в правое полушарие необходимо мелькание, быстрая демонстрация нового материала, который в дальнейшем воспроизводится в виде зрительных образов (визуализируется). Все полученные данные будут храниться здесь всегда. Задача левого полушария — извлечь, обработать и правильно их использовать.


У детей с рождения до 3 лет правое полушарие доминирует над левым. Другими словами, малыши такого возраста гораздо легче запоминают образы, при этом задействуется фотографическая память.


«Когда ребенок рождается, его правое и левое полушария соединены несколькими триллионами временных нервных связей. Если в первые три года жизни ребенка они не используются (не заполняются информацией), то попросту исчезают. Это не значит, что после 3 и 33 лет с человеком не нужно заниматься, но эффект снижается в несколько раз»


Способности не появляются у малыша от занятий, они даны ему с рождения, считал Макото Шичида. С другой стороны, врожденные возможности ребенка надо подпитывать учебой. Без этого они перейдут в скрытый резерв, а вскоре и вовсе могут исчезнуть.


Какие качества можно развивать у детей до 3 лет?


интуицию фотографическую память умение моментально считать абсолютный слух способность к языкам.


Все эти навыки напрямую связаны с правым полушарием. Родители должны научить малыша использовать его сознательно (у большинства взрослых оно работает на уровне бессознательного). Ранний возраст — лучшее время для подобного развития. Левое полушарие у детей до 3 лет находится в подчиненном состоянии, малыши пока не умеют мыслить логически. Но это не мешает им активно использовать образное мышление.


Методика развития Макото Шичиды для России новая. Поэтому говорить о результатах именно русских малышей пока еще рано, многие занимаются по его программе всего 2-3 года. Российские родители пока еще с настороженностью относятся к этой методике. Многие взрослые не понимают, как в мелькании карточек маленький ребенок может запомнить хотя бы что-нибудь. Но это не должно удивлять, ведь мозг ребенка устроен иначе. Взрослые не могут так ловко пользоваться возможностями правого полушария, а ребенок до 6 лет делает это с легкостью.


Урок по программе Шичида состоит из множества коротких блоков, направленных на развитие всех органов чувств:


Игры с воображением: дети изображают сценки из сочинения, которое рассказал учитель;


Упражнения для развития памяти - на протяжении нескольких минут ребенку показываются карточки с коротким интервалом. Задание малыша - восстановить их последовательность по памяти;


Игры на сообразительность, например лабиринты, танграмы;


Письмо - ознакомление с алфавитами, использование слов, письмо, рисование;


Математика - ознакомление с цифрами, письмо, рисование;


Музыка - пение, слушание, игра на музыкальных инструментах;


Активные упражнения: хула-хуп, ходьба по линии и т. д.


Малыши не устают и на заняти находятся в тонусе. На выполнение каждого задания выделяется 2-5 минут. В общем в день достаточно 30 минут для занятий.


Важно не требовать от крохи моментального воспроизведения тех образов, которые ему демонстирует взрослый. Нужно помнить, что информация откладывается в подсознании и извлекается в подходящей для этого ситуации, когда ребенок чуть повзрослеет. Но так или иначе подобные занятия создают хорошую базу для дальнейшего успешного развития малыша. Они помогают детям учиться, использовать свои таланты, интуицию и творческий потенциал.


Способности правого полушария — врожденные, но для того, чтобы их развить, все-таки необходимо обучение. В противном случае природные возможности головного мозга так и останутся скрытыми.


Вот некоторые упражнения, которые Шичида предлагает включать в занятия с ребенком от 6 мсяцев до 3 лет.


1. Демонстрация флеш-карт.


Это одно из основных упражнений методики. Оптимально — демонстрировать карточки по пол-минуте каждую, к году их количество в сутки должно достигать 100 штук! А учитывая то, что изображения можно повторять только раз в 3 месяца, родителям придется немало потрудиться, чтобы обеспечить кроху развивающими пособиями. Что касается картинок, то нарисовано может быть все, что угодно: от производственных станков и куханой утвари до слов на иностранных языках и разного количества точек (от 2 до 10).


2. Игры на воображение.


Попросите ребенка представить себя кем-нибудь и изобразить. Задавайте ему для этого наводящие вопросы. Если малыш совсем маленький, вспоминайте вместе события последних дней. Например, Вы ходили в лес кормить птичек: «Помнишь мы вчера видели воробушка? А как он забавно хлопал крылышками? Покажи.»


3. Игры на интуицию.


Ребенку предлагают угадать, в какой руке или коробке находится тот или иной предмет, на какой из перевернутых картинок изображен цветок, а на какой — домик. Старайтесь менять предметы, которые нужно угадать. Было замечено, что дети с большей точностью находят нравящиеся им предметы.


Упражнение на запоминание расположения предметов. Самый простой вариант: разделите 2 квадрата из картона на 4 части. Один дайте ребенку, на другом поместите картинки (например, велосипед, лошадь, дерево, булочка). показывайте раскладку малышу в течение 10 секунд. После закройте и попросите его расположить картинки на своем квадрате в той же последовательности.


Видео взято с youtube.com.


Пользователь Елизавета Чернышева.


Показывайте ребенку образец цветной мандалы в течение 10 секунд. Затем закройте ее. Дайте малышу графическое изображение демонстрируемой мандалы, попросите обозначить, где какой цвет должен быть. Постепенно усложняйте рисунок, предлагайте ребенку не только раскрашивать, но и делать схему по памяти.


Игра, в которой из плоских геометрических фигур нужно сложить заданную. Простейшее задание: из двух треугольников сложить квадрат. Вы можете сами выложить сложные узоры танграм, задача малыша — повторить их.


7. Задание на соответствие.


Любые упражнения, где нужно выделить информацию из потока или соединить разные блоки сведений в логическую цепочку. Задания по типу — найди лишнее, кто что ест, кто где живет и т.д.


Видео взято с youtube.com.


Шичида — теория и практика.doc — Скачать.




Методика Николая Зайцева.


Методика Николая Зайцева включает в себя не только обучение чтению по знаменитым кубикам, но также обучение чтению, математике, русскому и английскому языку.


С миру по нитке.


Занимаясь вопросом раннего развития своего ребенка, беспокойные родители находятся в поиске все новых и более эффективных программ развития: определяют своего малыша в школу раннего развития.


Методика Baby-Yoga — физическое развитие.


Наряду с детским массажем и гимнастикой существуют и другие, более современные методики, лучшей из которых по праву считается методика«Baby Yoga» (Бэйби Йога)


Обсуждения.


Сразу загорелась желанием изучить методику Макото. Нужно будет законспектировать его занятия. Как жаль, что у тебя нет текстового варианта занятий, что бы можно было распечатать на принтере. Ну буду писать от руки. Нам такие занятия очень нужны. Ведь нужно развивать не только тело малыша, но и его мышление.


Японцы вообще хорошо своих детей готовят и развивают. Такая методика нужна. Игры интересные. Надо будет зайти на сайт и посмотреть.


Очень мне понравилось описание данной методики. Моему ребенку скоро исполнится шесть месяцев, так что можно еще немного изучить и начинать заниматься.


В Японии вообще воспитанию и обучению детей уделяется особое внимание. У них особое отношение как к детям, так и к старикам.Я бы назвала их методику -методикой ненавязывания. Как говорится-«всё гениальное-просто.»)Они из простого получают гениальное!


Думаю, что с таким игровым обучением малыша и родители сами будут обучаться и развиваться. Ведь нужно самим все это как-то обработать. С возрастом мозг взрослыми используется не так интенсивно, как в школьные и институтские года, потому постепенно его функции угасают. А так, с таким обучением у взрослых происходит рассвет умственных способностей:)


Спасибо за книгу! Прочитала с удовольствием. Я учитель начальных классов, буду методику Шичиды применять у себя в классе, это очень интересно! Ольга Первакова.


развитие детей, раннее развитие детей, методики раннего развития детей, методика макото шичиды, макото шичида, философия макото шичида

Если что-то сделано в Японии — 90%, что это качественно и современно. Педагог Татьяна Темралеева специально для нашего блога подготовила обзор популярных японских методик раннего развития: Кумон, Шичида, Ибука, Сузуки — и поделилась впечатлениями от занятий по ним со своими детьми.

Методика доктора Сузуки.

Сузуки заметил, что маленькие дети очень легко усваивают информацию , например, они с легкостью могу изучить иностранный язык. Тогда доктор решил попробовать обучить малышей музыке. Маленькие дети очень любят подражать и копировать взрослых. Именно это наблюдение легло в основу методики.

Уже через несколько лет Сузуки создал отряд скрипачей 4-5 лет, которые чудесно исполняли довольно сложные музыкальные произведения. Секрет успеха методики, по мнению автора, заключается в

  1. убежденности в том, что все люди на земле обладают музыкальными способностями (вопрос только в том, успели ли они развить эти способности в детстве)
  2. искреннем желании взрослого (родителя) помочь
  3. вовлеченности взрослого в учебный процесс.

В школах музыки Сузуки обучаются дети с 2 лет. Первый год они проходят подготовительный курс: поют песенки, слушают мелодии, осваивают разные инструменты, чтобы впоследствие осознанно выбрать инструмент. Заканчивается обучение в школе по достижении 12-14 лет (в зависимости от выбранного инструмента).

Эту методику я сама не пробовала, но в поддержку могу сказать, что верю в её эффективность. Мой папа очень любит музыку. Сам выучился игре на гармошке, баяне, гитаре. Он играет своим внукам с рождения, они танцуют и поют. Так вот Лиза (старшая внучка, 8 лет), глядя на деда, с маленькими подсказками без проблем научилась на гармошке играть вальс и частушки. Думаю, если бы их занятия были не раз-два в неделю, а каждый день, то инструмент она освоила бы быстро.

Методика Шичиды

Макато Шичида также считал, что все дети имеют врождённую гениальность и одаренность . Задача родителей — развить эти качества и способности, обеспечить ребёнку такие условия, чтобы его мозг в максимально развивался. Шичида уверен, что мозг ребёнка в возрасте от полугода до трёх лет способен накапливать неограниченное количество информации .

Основная идея метода — развитие правого полушария головного мозга. Именно оно отвечает за долговременную память, быстро накапливает информацию, которая поступает в мозг в виде изображений. Шичида утверждает, что до 3 лет у детей доминирует правое полушарие, поэтому именно это время необходимо использовать родителям.

После трёх лет всё активнее проявляет себя левое полушарие, которое отвечает за логику и мышление, а также развивается благодаря длительному заучиванию и многократному повторению. К 6 годам левое полушарие начинает доминировать, и занятия уже не будут настолько эффективны.

На занятиях по методу Шичиды важна теплая и благожелательная атмосфера, положительный настрой, вера в способности ребёнка. В процессе занятий используются игры на развитие памяти, воображения, интуиции, мелкой моторики, фантазии, творческих способностей .

Наш опыт занятий по этой методике очень недолгий. Хотя я купила готовые занятия, занимались мы недолго: времени постоянно не хватало на регулярные занятия. Начнем — бросим, так как появляются какие-то другие дела, игры, проблемы. Плюс для меня подводным камнем стали флешкарты: картинки надо показывать ребёнку каждый день, а повторяться они могут не раньше, чем через полгода. В интернете бесплатных презентаций для занятий по методу Шичиды не так уж много — всё нужно покупать. Для меня это стало проблемой. Поэтому на данный момент мы иногда просматриваем с младшим картинки, делаем какие-то отдельные задания, но комплексно занятия не проводим.

Методика воспитания Масару Ибука

В 70-х годах прошлого столетия Масару Ибука создал уникальную книгу «После трёх уже поздно» .

Основная идея книги заключается в том, что ребёнка необходимо развивать и воспитывать ещё до его рождения, ну или, как минимум, с самого рождения. Ибука говорил, что мозг ребёнка именно в этом возрасте активно развивается, в нём появляется множество нейронных связей. При этом автор методики не дает каких-то конкретных рекомендаций для родителей. Принципы его методики будут близки любому любящему родителю: любить ребёнка, ценить его, чувствовать его потребности и желания, замечать его особенности . Исходя из этого родитель может подбирать упражнения, игры и задания для малыша.

Самые простые упражнения этой методики: прослушивание классической музыки, разговор с ребёнком на иностранном языке, игры на развитие мелкой моторики и др.

И в этой методике есть рациональное зерно. Со старшей у меня было много свободного времени, я слушала классику, будучи беременной, читала сказки. С самого рождения Лизы мы рассматривали картинки и просто проглатывали книги Чуковского. Возможно, благодаря этому у Лизы хороший слух и вокальные данные, она рано начала говорить.

Методика Кумон

Основной принцип метода «От простого к сложному» . Основа метода Кумона – самообучение, самостоятельные занятия дома, когда помощь взрослого заключается в том, чтобы проверить домашнее задание. Программа ориентирована на самостоятельное приобретение навыков. Она воспитывает в детях привычку к систематическим занятиям, что необходимо для успешной учёбы. Занятия по системе Кумон позволяют ребёнку почувствовать, что он может многого добиться сам. Поэтому ребёнок вновь и вновь готов к новым достижениям. Насколько я знаю, тетради с заданиями Кумон предлагаются детям от 2 лет и старше.

Тетради мне очень понравились. У Лизы есть тетради по обучению счёту, определению времени, лабиринты, вырезанию. У младшей, Вари, – учимся рисовать, считать, простые лабиринты. Если говорить кратко, нам тетради «пошли». Дети с удовольствием вырезали, рисовали, проходили лабиринты. Лиза, пройдя тетрадь по счёту, быстро всё освоила и запомнила. Её от заданий приходилось оттягивать, дабы дать отдых глазам и рукам. Варвара сама выполняет несколько страниц с задачками, потом отдыхает. Но, насколько я знаю, не всем детям эти тетради нравятся — надо пробовать.

Во всех восточных методиках есть много общего. Рекомендуется:

  1. Начинать развивать и воспитывать ребёнка с младенчества, тогда это будет максимально эффективно.
  2. Любить, ценить ребёнка, не кричать, создавать благоприятную атмосферу на занятиях.
  3. Верить в своего ребёнка, доверять ему.
  4. Учитывать особенности и способности ребёнка.

В любой методике важны периодичность и постоянство. Если вы решили развивать детей, например, с помощью музыки, то не бросайте на полпути, идите до конца (ну или хотя бы дальше, чем «полпути»:). И результаты обязательно появятся. И, конечно же, какую методику бы вы ни выбрали, на чём бы ни остановились, помните, что самое главное — родительская любовь и поддержка.