Занятия для ребенка с аутизмом. Kоррекционные занятия для детей с аутизмом — стереотипные и сенсорные игры

Все мамы желают только здоровья деткам. Но в некоторых семьях рождаются «особенные» ребятишки. Таким малышам нужен отдельный подход и дополнительное внимание. У мам и пап, бабушек и дедушек этих крох возникает вопрос: чем занять ребенка аутиста? Многие упражнения и тренировки зависят от возраста.

Занятия для ребенка в возрасте до трех лет

Диагноз аутизм ставится ребенку в возрасте до трех лет. Примерно после 12 месяцев, а в некоторых случаях и раньше, родители замечают, что малыш не такой, как другие ребятишки. Такие детки редко идут на контакт, они стараются не смотреть в глаза. Ребятишки спокойны и погружены в себя, их мало что радует или веселит. Чтобы не допускать дальнейшего торможения в развитии, необходимо заниматься с детками. Начинают упражнения уже в возрасте до трех лет. Вот несколько вариантов развивающих игр.

  • Сенсорные навыки. Возьмите одну коробку и наполните предметами разных размеров. Положите мелкие и крупные детали. Предлагайте ребенку поочередно доставать их и изучать.

  • Покрасьте фасолины в яркие цвета. Замените при желании их орехами в скорлупе, цветными пуговицами или крышечками. Сложите предметы в одну емкость и предложите малышу отобрать одинаковые кучки. Или наоборот из общей кучки пусть дети разложат предметы по цвету.

  • Приобретите или сделайте самостоятельно мыльные пузыри. Научите ребенка их надувать. Такая гимнастика способствует тренировке дыхания и улучшает речевые навыки.

  • Займитесь рисованием. Для этого вам понадобятся пальчиковые краски. Малышу будет интересно обмакивать палец в краску, после чего наносить изображение на лист бумаги. Такие занятия будут способствовать , зрительному восприятию и .

Занятия для аутичных детей дошкольного возраста

Если до трех лет некоторые родители еще не подозревают о диагнозе ребенка, то ближе к школе уже выявляются наглядные проблемы. И в этом возрасте нужно проводить занятия с малышом. Упражнения будут помогать крохе вступать в контакты, отличать цвета, учиться выражать свои мысли и строить речь.

  • Займитесь лепкой. Пластилин нравится детишкам не только с проблемами в развитии. Этот материал помогает успокоиться. Из пластилина ребенок может вылепить свои эмоции, рассказать, что его беспокоит. Лепка способствует тренировке мелкой моторики, что очень благоприятно сказывается на развитии речи.
  • Посетите с ребенком-аутистом зоопарк. Таким деткам необходимо наглядно показывать окружающий мир. Недопустимо запирать малыша дома. Это лишь усугубит ситуацию и затормозит развитие. Ребятишкам нужно общаться и познавать мир таким, какой он есть.

В период дошкольного возраста детвора устанавливает контакты со сверстниками. У ребятишек появляются новые друзья. Однако ребенок с аутизмом в этот период приобретает новые проблемы: насмешки и издевательства. Именно поэтому нужно стараться развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Это поможет ребенку не стать изгоем в обществе.

Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы

Проблемы насмешек и социальной изоляции возникают в период начальной школы. В этом возрасте высказывания одноклассников и знакомых ребятишек могут оказаться очень жесткими. Если вы отдаете ребенка в обычную школу – это хорошо. Такая техника обучения будет способствовать развитию малыша. Но необходимо, чтобы учителя с пониманием относились к особенным деткам. Другим же ребятишкам необходимо разъяснить тактику поведения. Все насмешки и буллинг должны пресекаться.

  • Развивайте большую моторику и зрительную память. Опишите ребенку предмет, находящийся в комнате. Подробно расскажите о его деталях и форме. После этого предложите школьнику найти этот предмет. Если развитие ребенка сильно заторможено, то предложите выбрать верный вариант из двух.
  • Учите аутенка угадывать эмоции. Для этого дайте ребенку чистый лист и ручку. Показывайте свое настроение мимикой. Пусть кроха научится узнавать эмоции и изображать их на бумаге.
  • Устройте танцы. Такое занятие помогает крохе чувствовать ритм. Понимать свою физическую ориентацию. Дети-аутисты в большей своей части любят движения. Начните танцевать первым. Скорее всего, малыш не заставит вас ждать, а сразу составит компанию.

Занятия для аутичных детей подросткового возраста

В этом периоде большинство ребятишек направляется в специализированные школы. Там особенные дети учатся познавать мир и принимать его, составлять план своих действий и контролировать эмоции. Приветствуется парное занятие. Специализированные учреждения дают такую возможность. В этих местах ребенок-аутист может найти единомышленников, друзей или просто пообщаться с приветливыми людьми. Этот факт является важным для социального развития отстающих детей.

  • Организуйте парную тренировку. Одному члену команды нужно завязать глаза. Напарник должен руководить действиями. На пути «слепого» установите преграды. Второй член команды говорит о способах преодоления. Упражнение развивает ориентацию в пространстве, логическое мышление и речевые способности.
  • Чтобы помочь детям развивать чувства, проведите следующее занятие. Покажите ребятам сцену из простого фильма. После этого предложите каждому аутенку рассказать об увиденном. Пусть ребенок попытается высказать эмоции, которые были у исполнителей.

Развитие детей с аутизмом требует от родителей и педагогов больших сил. Наберитесь терпения. С детишками иногда сложно работать. Но наградой за ваши труды станет положительный результат. В некоторых областях дети-аутисты бывают достаточно сообразительными.

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии. Поэтому лавная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми.

Коррекционные занятия с аутистами требуют от родителей и психологов комплексного подхода к проблеме. Аутичному ребенку может быть присуща целая палитра нарушений: эмоциональная отрешенность, двигательные и речевые стереотипии, агрессия и упрямство, сниженная обучаемость на слух и многое другое. Как учесть все и оказать максимальную помощь ребенку с аутизмом?

В системно-векторной психологии Юрия Бурлана существует методика реабилитации детей с аутизмом с учетом индивидуальности ребенка . Этот научный подход сегодня подтвержден уникальными практическими результатами.

В этой статье мы рассмотрим, как выстроить комплекс развивающих занятий при аутизме, чтобы терапия была качественной и результативной.

Цель занятия с аутичным ребенком

Основная цель коррекционных занятий с ребенком с аутизмом – это устранить последствия той психической травмы, которая привела к развитию заболевания. Для этого в первую очередь нужно определить .

Системно-векторная психология раскрывает, что аутизм возникает исключительно у детей со звуковым вектором. От рождения звуковые дети наделены особыми свойствами психики: погруженность в себя, отсроченный ответ, сосредоточение на своем внутреннем мире. Признаки аутизма такой ребенок получает при травмирующем воздействии на психику через ухо, наиболее чувствительную свою зону.

Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии.

Поэтому главная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми. Для этого очень важно исключить травмирующее влияние громких звуков.

Однако есть и второстепенные задачи. является доминантным, поэтому травма в нем приводит к целому каскаду нарушений в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. Например, ребенок с может иметь тики и навязчивые движения, гиперактивность и «полевое поведение». Ребенок с демонстрирует агрессию и негативизм, отказ от всего нового, ритуальность.

Коррекционные занятия с детьми аутистами должны решать и такие задачи: помочь ребенку преодолеть сенсорную дезинтеграцию и нивелировать многочисленные патологические симптомы.

Такая комплексная методика занятий с аутистами, основанная на знаниях по системно-векторной психологии, может быть реализована даже дома, усилиями родителей. Также ее могут взять на вооружение и логопеды, дефектологи и педагоги в детском саду или другом ДОУ, в школе.


Игры и занятия с аутистами на развитие звукового восприятия

Восстановить способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках помогают интересные музыкальные занятия с аутистами:

  1. «Высокий-низкий». Поочередно звучат высокие и низкие звуки (на живом инструменте или в записи). Если звук высокий, ребенок поднимает ручки вверх (показывает, как капает дождик). Если звук низкий, ребенок опускает ручки вниз и показывает, как топает мишка.
  2. «Быстро-медленно». Ребенок держит в руках мягкую игрушку или куклу. Поочередно звучит быстрая, танцевальная музыка и медленная, колыбельная. Под медленную музыку укачиваем игрушки, под быструю – показываем, как они танцуют.
  3. «Что шумит». Необходимо несколько негромких инструментов: маракас, колокольчик, деревянные ложки и т. д. Сначала ребенок изучает, как звучит каждый из них. Затем взрослый отворачивается и играет. Задача ребенка – угадать, какой инструмент звучал.
  4. Нередко дети с аутизмом имеют хороший и даже абсолютный музыкальный слух. В таком случае можно приобрести набор из восьми колокольчиков, интонированных согласно звукоряду. Обучаем ребенка различать ноты на слух и выставлять по порядку. Можно использовать различные песенки и потешки про нотки.

Способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках необходимо постепенно переносить в плоскость сознательного восприятия речи. Сделать это можно на различных учебных пособиях. В возрасте 3 лет – 4 лет это может быть «геометрик» – набор для изучения фигур и цвета. Сначала просите ребенка дать квадрат или треугольник. Затем усложните инструкцию: «найди красный треугольник, зеленый квадрат и т. д.».

Помните, что выбор пособий и в дошкольном возрасте, и в школе должен прежде всего зависеть от реального уровня развития малыша, а не от его физического возраста.

Игры и занятия для детей с аутизмом: развитие эмоциональной сферы

Восстановление чувственной сферы ребенка с аутизмом – также одна из основных задач. Родители и специалисты часто наблюдают, что аутичный ребенок плохо распознает эмоции окружающих, может неадекватно на них реагировать.

Для развития эмоциональной сферы можно применять такие :

    Игры и потешки на эмоциональное заражение и подражание. Если ребенок говорит, то предпочтительно, чтобы они строились в форме диалога.

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Режем, режем

    Взрослый: Мы капусту

    Ребенок: Солим, солим (все действия сопровождаем движениями пальчиков).

    Арсенал подобных игр очень велик – их можно найти в пособиях для дошкольного возраста, детского сада или другого ДОУ.

    Настольные игры на распознание эмоций. Это могут быть сюжетные картинки на эмоции, к которым прилагаются «смайлики» с различным выражением лица. Ребенок подбирает подходящий «смайлик» к картинке.

    Можно использовать парные картинки, одна из которых характеризует эмоцию, а другая – разрешение ситуации. Например, на одной картинке малыш ушиб коленку и плачет, а в пару ей подходит та, где его лечат и успокаивают. На одной картинке ребенок с букетом – а в пару ей подходит карточка, где отмечают день рождения.

    Интересных детских пособий на эту тему сегодня немало.

    Музыкальные задания, направленные на распознание настроения в музыке. Для начала можно просто подобрать готовую картинку к той музыке, которая звучит. Используйте яркие и узнаваемые музыкальные отрывки. Если ребенок с аутизмом любит рисовать – можно самостоятельно нарисовать картинку, которая выражает музыкальное настроение.


Системно-векторная психология объясняет: развитие чувственной сферы необходимо каждому ребенку. Однако есть дети, для которых это наиболее значимо – это носители . Им задана максимальная эмоциональная амплитуда от природы. Если чувственная сфера не развивается адекватно, такой ребенок демонстрирует истерики, множественные страхи, панические приступы.

Поэтому занятия для аутичных детей с кожным вектором должны включать:

  1. Достаточное количество игр на кожную сенсорику. Это работа с песком, водой, пластилином или соленым тестом, крупами и т. д.
  2. Достаточно подвижных игр, например, на моторное подражание. Высидеть долго на одном месте такой малыш не способен.
  3. Полезны массажи и водные процедуры, «сухой бассейн», «сухой дождик» и т. д.

Обладатели анального вектора – наоборот, медлительны и усидчивы. Им нетрудно высидеть достаточно долго над книгами и дидактическими пособиями. Однако, при расстройстве аутистического спектра такой ребенок может обладать сильной заторможенностью, демонстрировать .

На занятии для аутичных детей с анальным вектором обязательно надо учитывать, что:

  1. Такому малышу требуется больше времени на выполнение любой задачи. Ни в коем случае нельзя торопить или подгонять его, это лишь усугубляет заторможенность.
  2. Все новое – стресс для обладателя анального вектора. Поэтому не следует вводить в занятие сразу несколько новых заданий. Добавляйте их постепенно, по одному, и дайте ребенку время адаптировать изменения.
  3. Если занятие будет проходить по определенному ритуалу, ребенку будет легче с ним справиться. Проявления негативизма существенно снизятся, если сделать предстоящую работу более предсказуемой. Можно решить эту задачу с помощью визуализации: например, все задания лежат на столе в стопочке слева. По мере выполнения – перекладываем их на правый край стола.
  4. Можно использовать наглядный план задания. Например, в виде картинок или карточек, на которых изображены соответствующие действия (занятия музыкой, рисование и т. д.). По мере выполнения выкладываем ряд из карточек.
  5. Отдайте предпочтение «сидячим», настольным играм и заданиям. К подвижным играм обладатели анального вектора не склонны.


Групповые занятия с детьми аутистами

Все описанные выше игры и задания можно использовать и дома, и в групповых занятиях с аутичными детьми. Основное внимание следует уделять развитию чувственной и сознательной сферы малышей с аутизмом. Дополнительную и существенную помощь окажут .

В условиях групповых занятий малышу обязательно должен ассистировать взрослый, предпочтительно мать.

Однако, следует помнить, что нельзя замыкать развитие ребенка только в формате индивидуальной работы или в группе, где присутствуют только дети с аутизмом. Главная задача – постепенная адаптация ребенка с аутизмом в среду нормотипичных ровесников.

Реабилитация детей с аутизмом: методика, подтвержденная результатом

Занятия с аутистом дома и в детском коллективе имеют огромное значение. Совместные усилия родителей, психологов, логопедов и дефектологов приносят позитивные изменения. Однако полная реабилитация возможна, только если:

  1. Мать ребенка точно осознает врожденные психологические особенности малыша. Учитывает их при воспитании и обучении.
  2. Мать ребенка избавляется от собственных психотравм и негативных состояний и способна дать малышу максимальное ощущение защищенности и безопасности.

Такой результат достижим. Вот что говорят об этом люди, которые его получили:

Подарите малышу шанс на полноценную реабилитацию. Начать можно уже на по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА КОРРЕКЦИЮ АУТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Камышлов, 2016

Сборник игр и упражнений, направленный на коррекцию аутичного поведения детей младшего школьного возраста м / сост. В.С.Бирюкова., Е.А.Борихина – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016. – с.12.

Данный сборник предназначен для использования в ОУ – учителем начальных классов компенсирующего и коррекционно-образовательного обучения и учителем начальных классов, на учебных и внеурочных занятиях. Также сборник может использоваться в домашних условиях родителями, в ходе различных практик и учебных занятий студентами педагогических колледжей. Общее назначение – коррекция аутичного поведения младших школьников. Яркие и увлекательные игры и упражнения, которые помогут детям раскрепощеннее и увереннее чувствовать себя в социуме.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Оглавление


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ


«Рассказ»

Цель: формирование умения преодолеть барьеры в общении (среди сверстников и одноклассников)

Ход игры: написать на листочке имя, фамилию детей и сложить в мешочек, затем, все перемешать и по очереди дети вытаскивают по одному листочку и пишут рассказ об этом человеке, имя которого написано. Затем ведущий зачитывает рассказ, а остальные угадывают, о ком он.

«Интервью»

Цель: снятие напряжения в общении

Ход игры: выходит один человек, садится, группа задает вопросы. Он может отвечать с любой степенью откровенности: полной, частичной, подмазкой. Упражнение проводится столько раз, сколько вы считаете нужным.

«Вопросы и ответы по кругу»

Цель: развитие реакции общения

Ход игры: встать в круг, взять в мячик, передавать его тому, кто стоит рядом, задавая вопрос. Тот должен быстро ответить на вопрос и передать мячик следующему.

«Змея»

Цель: развитие навыков группового взаимодействия.

Описание: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок – «голова змеи», последний – «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения учащихся.

Описание: каждый из учеников представляет себе, что он – животное, птица, рыба. Учитель дает 2 – 3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Найди меня»

Цель: развитие навыков общения.

Описание: для проведения данной игры дети делятся на две команды, в одной из которой всем завязываются глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.

«У нас новоселье!»

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения и творческих способностей, адекватной самооценки у застенчивых детей.

Описание: на доске нарисован большой дом, окна которого пусты. Ученикам выдаются листы бумаги, размер которых соответствует окнам. Дети рисуют свои портреты и помещают их в пустые окошки. Лучше всего, чтобы первыми в пустой дом «заселились» самые робкие участники игры, иначе активные дети займут самые хорошие места, а это, несомненно, отразится на настроении более скромных «жильцов». Затем дети вместе раскрашивают дом цветными мелками.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ НЕСПОСОБНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

«Круглый ушастик»

Цель: формирование умения снятия негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Описание: учитель наклеивает на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто – то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом снимается негативное состояние.

«Ласковые ладошки»

Цель: формирование умения

Описание: дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.

«Лимон»

Цель: формирование умения управления состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

«Майские жуки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети – майские жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.

На полянке, у реки,

Летают майские жуки.

Падают, устали!

На спинке полежали.

Ножками болтают.

Затихли. Отдыхают.

Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке.

«Месим тесто»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети мнут тесто в руках, месят его, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке.

«Мишки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети изображают медведей, выполняют различные движения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мишки погулять.

Раз, два, три!

Ну – ка! Порычи!

После слов ведущего медведи дружно рычат, так, как им этого хочется.

«Мороженое»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Учитель: «Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


«Интонация»

Цель: развитие темпа речи

Ход упражнения: предложить детям медленно произнести скороговорки, затем постепенно наращивать темп произношения. Произнести фразы удивленно, грустно, гневно, весело.

«Взаимное цитирование»

Цель:

Описание: играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Ведущий говорит:

Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого – нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого – нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете.

Произносите его имя, например, глядя куда-то вверх.

«Изобрази состояние»

Цель: формирование умения интонационно рассказывать о различных состояниях человека

Ход упражнения: Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» - руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» - руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» - руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» - руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» - руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

«Магнитофон»

Цель: овладеть темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи

Описание: Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц).

«Телефончик знакомства»

Цель: формирование умения преодолять барьеры общения Описание: учащиеся становятся в круг. Один из учеников (ведущий) говорит шепотом игроку, стоящему слева любое имя. Это имя по цепочке узнают все. После этого ведущий говорит: «1, 2, 3, в круг беги!» Игроки, чье имя было названо должны выбежать в круг, соседи пытаются их удержать. Те, кто смог выбежать в центр круга, рассказывают немного о себе, а кто не смог, выполняют задания, которые дают им другие игроки. Игра повторяется, но уже с новыми именами.

«Я и моя семья»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Описание: Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы, мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома мама, папа, дети и т.д. выслушиваются все члены семьи.

В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе.

Список литературы

    Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.1-4 класс/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова.- М.: Эксмо, 2008.

    Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.

    Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995.-144 с.

    Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. – М.:Теревинф, 2003. – 70 с.