Болезнь когда читаешь не то что написано. Афазия

14.10.2019 Обувь

Как такового определения для заболевания дислексия нет, но Международная ассоциация даёт что-то вроде расшифровки для этого заболевания. В общем, дислаксией называют неспособность к распознаванию слов, чтению. Данные нарушения берут своё начало от врождённой неполноценности нервной системы. Говоря простым языком, это неумение читать (мозг просто не распознаёт получаемую информацию).

Общие сведения о болезни

Не смотря на то, что дислексия – это неумение читать, всё же данная болезнь не относится к умственной отсталости. Стоить обратить особое внимание на то, что данный недуг крайне тяжело диагностировать. Во-первых, очень важен профессионализм врача, к которому вы обратились. При диагностике будут учитываться многие факторы. Скорее всего, вашему ребёнку будет предоставлен текст, который он должен прочитать вслух. При этом врач не просто посмотрит на скорость чтения, но и будет отмечать те моменты, которые были затруднительными. Но это всего лишь первый этап диагностики.

Почти все тесты, которые будет проводить логопед, будут рассчитаны на проверку слуха и способности воспроизведения речи. Также специалист посмотрит, какую информацию ребёнок усваивает лучше, в устной форме или же в тактильной (при выполнении различного рода заданий). В итоге врач определит, насколько эффективно действуют 3 составляющие сенсорной речи.

Виды дислексии

У этой болезни нет определённых симптомов. У каждого больного они проявляются по-разному. Иногда дислексию ещё называют «словесной слепотой». Это происходит из-за того, что одна часть мозга понижает свою активность. Кстати, дислексия – это довольно распространенная болезнь, её диагностируют в той или же иной форме у 6-10% населения. Пора рассмотреть все детали данного недуга.

Дислексия фонематическая

Данный вид дислексии чаще всего диагностируется у детей начальных классов. Это в первую очередь связано со слабым развитием функций, которые как раз характерны для фонетической системы. Отличие одной фонемы от другой является большое количество разнообразных особенностей (к примеру, глухость-звонкость). Когда в слове изменяется хотя бы одна фонема, оно приобретает совсем другое значение, например, роса-коса. Как видите изменилась одна буква и слова стало носить другое значение. При фонематической дислексии ребёнок неспособен распознать различие двух слов. У него просто на просто смешиваются все звуки в голове, они превращаются в «кашу».

Семантическая дислексия

Этот вид дислексии по-другому величают «механическим чтением». Это значит, что ребёнок абсолютно не понимает, что он прочитал, при этом само чтение у него в порядке, оно является полностью правильным. Данное отклонение вызывают два фактора, а именно трудности, связанные в первую очередь звукослоговым синтезом, а также непонимание синтаксических связей, которые расположены в предложениях. По-другому можно сказать, что мозг воспринимает все слова по отдельности, а не в предложениях.

Дислексия аграмматическая

Это самый распространенный среди детей вид дислексии. Он характеризуется частичной недоразвитостью речи. Это хорошо выражается при чтении и разговоре ребёнка. При дислаксии данного типа ребёнок постоянно изменяет падежные окончания (даже в существительных), неправильно согласует падеж, изменяет окончания во всех глаголах, которые относятся к третьему лицу прошедшего времени.

Оптическая Дислексия

При таком виде заболевания мозг не распознаёт графические символы, в том числе буквы. Из-за этого он не может читать.

Дислексия мнестическая

Ребёнок не понимает, какому звуку должна соответствовать та или иная буква. Он не может усвоить, выучить буквы.

Симптомы при заболевании дислексией

Это заболевание, как собственно и все другие, имеет особенные симптомы. Хотя будет вернее их назвать проблемами, с которыми постоянно сталкиваются больные этой болезнью люди. Вот список самых распространенных из них:

  • достаточно большая задержка развития ребёнка, особенно хорошо проявляется она в способностях писать, а также читать;
  • дезорганизация;
  • большие трудности с восприятием различной информации;
  • сложность с запоминанием банальных слов.
  • полное непонимание текста, который читается;
  • некоторые нарушения, связанные с координацией:
  • иногда данная болезнь может проявляться ещё и в гиперактивности.

Заметьте, что все вышеперечисленные симптомы также являются симптомами такого заболевания, как дезориентация. В отличие от дислексии, данное заболевание довольно просто можно диагностировать и это не займет много времени. Поэтому иногда для того, чтобы узнать, не болен ли ребёнок дислаксией, проводят тест на ориентацию, ведь в неё входит и точность восприятия окружающего мира, людей, а также восприятие графических знаков, слов, предложений.

Есть ещё и другие симптомы, которыми страдает человек, больной дислаксией:

  • интеллект ребёнка находится на достаточно высоком уровне, но большие проблемы с чтением имеются;
  • постоянное, закономерное повторение допущенных ошибок, например, пропуск слова.
  • ребенок абсолютно не успевает выполнить заданное ему задание за нужное время;
  • большие трудности в написании;
  • в целом у ребёнка плохая память, он не запоминает элементарные вещи;
  • часто встречаются у таких детей значительные проблемы со зрением;
  • малыш не может определить верх и них текста.

Причинны возникновения такой болезни как дислексия

Многие исследования подтверждают, что данная болезнь возникает на почве проблем, которые носят нейробиологический характер. В таком случае некоторые из участков мозга имеют намного меньшую активность. Также имеются и некоторые отличия в самой структуре мозговой ткани. Кстати, было научно доказано, что данное заболевание может передаваться наследственно. Были обнаружены особенные гены, которые как раз и ответственны за появление этого заболевания.

Можно ли вылечить дислексию? Если да, то как?

Данное заболевание сопровождает больного человека на протяжении всей его жизни, чем создаёт ему очень много неприятностей. Конечно же, были случаи, когда некоторым людям всё-таки удавалось рано или поздно научиться читать. Но это редкость. Обычно человек, больной дислексией, остаётся безграмотным на всю свою жизнь.

Особенность лечения данной болезни в основном состоит в том, что корректируется весь учебный процесс, в это число также входят прямое и непрямое обучение распознавать слова, предложения. Также учат навыку выделять определённые компоненты в словах. В случае с прямым обучением применяют, так называемый, специальный вид методов фонетики.

В общем, могут применяться самые разнообразные методики обучения. Главное, чтобы в них входило комплексное обучение не только чтению некоторых выражений и слов, а также всего текста. Можно также применять и различные подходы, в которых речь идёт о приобретении многих навыков, начиная с самого, что есть элементарного и заканчивая более высоким уровнем. Дополнительно многие специалисты-врачи рекомендуют использовать подходы, цель которых воздействовать на многие органы чувств.

Каждый из родителей мечтает, что его ребенок родится здоровым и вырастет красивым и умным. К счастью, в большинстве случаев так и происходит, но иногда бывают неприятные исключения.

Современная медицина шагнула далеко вперед, и многие опасные болезни уже излечимы. Но существуют такие редкие и странные заболевания, которые пока мало изучены. Даже лучшим из врачей не дано постичь причины их возникновения и помочь людям, которые ими болеют.

1. Дисграфия, дислексия, дискалькурия

Поначалу все выглядит совсем обычно: ребенок растет, играет, учится. Но в определенное время родители сталкиваются с непонятными проблемами. Их детей совершенно невозможно научить читать, писать, считать. В чем причина и что делать? Это просто лень или какое-то странное заболевание?

Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности – письма и чтения. Такие странные и несколько пугающие слова, как дисграфия и дислексия, означают неспособность или затрудненность овладения письмом и чтением. Чаще всего они наблюдаются одновременно, но иногда могут встречаться по отдельности. Полная неспособность читать называется алексией, полная неспособность писать – аграфией.

Многие врачи не считают эти отклонения заболеванием, а относят их к особенностям строения головного мозга с совершенно другим мировосприятием и другим взглядом на привычные вещи. Дислексию надо корректировать, а не лечить. Неспособность читать и писать может быть полной или частичной: неспособность понимать буквы и символы, целые слова и предложения или полный текст. Ребенка можно научить писать, но при этом он делает много помарок, путает буквы и символы. И, конечно, происходит подобное не из-за невнимания или лени. Это нужно понимать. Такому ребенку нужна помощь специалиста.

К предыдущим симптомам нередко присоединяется еще один малоприятный признак – дискалькурия. Он характеризуется неспособностью понимать цифры, что, вероятно, связано с неумением понимать буквы и символы при чтении. Иногда дети вполне сносно выполняют действия с цифрами в уме, а вот задачи, описанные текстом, выполнить не могут. Вероятно, это происходит потому, что человек не имеет возможности воспринимать текст целиком.

К сожалению, современная медицина пока не дает определенного ответа на вопрос, почему дислектик не может научиться читать, писать, считать ни в 6, ни в 12 лет, ни будучи уже взрослым.

2. Диспраксия – нарушение координации


Это отклонение от нормы характеризуется неспособностью выполнять какие-либо простые действия, например, почистить зубы или завязать шнурки. Беда родителей состоит в том, что они не понимают особенности такого поведения, а вместо должного внимания проявляют злость и раздражение.

Но, помимо детских болезней, существует немало и таких, не менее странных, недугов, с которыми человек сталкивается уже во взрослой жизни. О некоторых из них вы, вероятней всего, даже не слышали.

3. Микропсия или синдром «Алисы в стране чудес»


Это, к счастью, довольно редкое неврологическое расстройство, затрагивающее визуальное восприятие людей. Больные видят людей, животных и окружающие их предметы намного меньшими, чем они есть на самом деле. К тому же и расстояния между ними предстают искаженными. Это заболевание часто называют «лилипутским зрением», хотя оно затрагивает не только зрение, но и слух и осязание. Даже собственное тело может казаться совершенно другим. Обычно синдром продолжается и при закрытых глазах и чаще проявляется с наступлением темноты, когда в мозге не хватает информации о размере окружающих предметов.

4. Синдром Стендаля


О присутствии у себя болезни такого рода человек может и не догадываться до первого посещения картинной галереи. При попадании в место, где находится большое число предметов искусства, он начинает испытывать сильно выраженные симптомы панической атаки: учащенное сердцебиение, головокружение, увеличение пульса и даже галлюцинации. В одной из галерей Флоренции с туристами часто происходили такие случаи, что и послужило описанию этого заболевания. Свое название этот недуг получил благодаря известному писателю Стендалю, который описал аналогичные симптомы в своей книге «Неаполь и Флоренция».

5. Синдром прыгающего француза из штата Мэн


Основным признаком этой довольно редкой генетической болезни считается сильный испуг. Такие больные при малейшем звуковом раздражителе подскакивают, кричат, размахивают руками, потом падают, катаются по полу и долго не могут успокоиться. Эта болезнь была впервые зафиксирована в США в 1878 году у французского лесоруба в штате Мэн. Отсюда и произошло ее название. Другое ее название – обостренная рефлексия.

6. Болезнь Урбаха-Вите


Иногда это более чем странное заболевание называют синдромом «храброго льва».Это очень редкое генетическое заболевание, главный симптом которого – почти полное отсутствие страха. Многочисленные исследования показали, что отсутствие страха не является причиной заболевания, а есть следствием разрушения миндалевидного тела мозга. Обычно у таких больных хриплый голос и морщинистая кожа. К счастью, с момента открытия этого заболевания в медицинской литературе зафиксировано менее 300 случаев его проявления.

7. Синдром чужой руки


Это сложное психоневрологическое заболевание, которое характеризуется тем, что одна или обе руки пациента действуют как бы сами по себе. Немецкий невролог Курт Гольдштейн впервые описал симптомы этого странного заболевания, когда наблюдал за своей пациенткой. Во время сна ее левая рука, действуя по каким-то своим непонятным правилам, вдруг начала душить свою «хозяйку». Эта странная болезнь возникает вследствие повреждений передачи сигналов между полушариями мозга. С такой болезнью можно причинить себе вред, не осознавая происходящего.

Умение читать и писать считается обязательным для каждого человека. Однако, для некоторых людей эти несложные действия - настоящая мука. Они страдают редким заболеванием - дислексией. Этот недуг еще называют "словесной слепотой" и связывают с пониженной мозга в определенной зоне левого полушария.

У кого была дислексия?

Многие великие люди страдали от дислексии — Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Владимир Маяковский, советский актер Николай Гриценко. Среди голливудских знаменитостей тоже много дислексиков. Например, Том Круз. Своей "болезни" не скрывает и Джодж Буш младший. Также отсутствием способности читать страдает шведская наследная принцесса Виктория. Недавно она призналась, что с раннего детства одноклассники издевались над ней из-за того, что она страдает дислексией. Джерри Холл призналась, что все четверо ее детей от рок-зведы Мика Джаггера страдают дислексией: 23-летней модели Элизабет, 21-летнему Джеймсу, 15-летней Джорджии Мэй и 9-летнему Габриэлю был поставлен один и тот же диагноз — речевое расстройство.

Что такое дислексия?

Дислексия — нарушение процесса чтения, и дисграфия — нарушение письма . Эти нарушения объясняются особенностями строения мозга, затрудняющими процесс соотношения звуков и букв, письма и речи. В мире начитывается от 5% до 15% людей с дислексией и дисграфией.

Больше всего дислектиков среди богатых

Совсем недавно выяснился интересный факт: больше всего людей, страдающих дислексией — в среде богачей. По исследованию британских медиков 40% богачей не могут грамотно писать и читать . Самый знаменитый из них Ричард Бренсон, глава телекоммуникационной компании. Ученые изучают дислексию уже более 100 лет, однако до сих пор продолжаются споры о том, что это, как ее распознать и почему она возникает.
В списке "больных" гениев мало российских имен, т. к. у нас дислексию называли безграмотностью и списывали все на плохое прилежание ученика. Поэтому в нашем обществе не принято обсуждать эту проблему даже среди публичных людей. Хотя все факторы, влияющие на развитие болезни, ученым пока неизвестны, многие специалисты полагают, что дислексия имеет генетический характер. Проще говоря, в "архитектуре" мозга присутствует отличие, вызывающее трудность "раскодирования" смысла печатного слова.

Мальчики чаще, чем девочки

Известно, что процесс чтения мозгом женщин и мужчин реализуется по-разному. Медики, в частности, обнаружили, что мальчики страдают дислексией в 2-3 раза чаще, чем девочки. Методов лечения этого заболевания, к сожалению, пока не существует. Зато существует масса мифов об этом заболевании. Вот наиболее распространенные:

В чем причина дислексии?

А на самом деле причиной дислексии и дисграфии является синхронность в работе правого и левого полушарий головного мозга. Только совсем недавно учёные пришли к осознанию того, что проблемы, связанные с "недостатком умственных способностей", определяются не столько дефектами мозга, сколько незнанием его огромных возможностей.

Если выявить дислексию до школы, то ребёнку будет легче учиться.

На самом деле в существующей системе образования дислексику всегда будет мучительно больно учиться. Современная вербальная, формально-рассудочная школа, построена на обездвиженности ребёнка грубо игнорирует в учебном процессе активность органов чувств, отдавая приоритет инструктивно-программирующим методам обучения. Механическая память — это яд для школьника с дислексией и дисграфией.

Дислексик пишет безграмотно и коряво

А на самом деле современные исследования показывают, что мотивация писать грамотно оказывается сильнее природной безграмотности дислексика. Важна не тренировка сама по себе, а "занятия, требующие усилий", когда человек постоянно пытается решать задачи, несколько превосходящие его возможности.

Дислексик абсолютно нормален

Нет, это не так. Дислексики выделяются из нормы, т. к. у них особым образом организованная мозговая деятельность определяет уникальность интеллектуальных способностей.

Дислексия проходит с возрастом

Ничего подобного. Дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексия либо есть у человека, либо её нет. Дислексиками рождаются.

Дислексию можно вылечить

Нет, не лечится. Гениев всегда лечили! Вот эта генетическая память, отдельных представителей современности, и рождает миф о том, что дислексика надо лечить. Гениальность не лечится, она проявляется и сейчас она имеет силу противостоять лекарям.

Дислексия — это болезнь

Это не болезнь, это диагноз, который позволяет выделить особым образом организованного человека. У дислексика ярко проявляются особенности в чтении и письме линейного текста, так как он воспринимает информацию в трехмерном формате. По этой причине, те печатные слова и символы которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии и вызывают состояние спутанности сознания.Именно состоянием спутанности сознания определяются трудности с восприятием информации, дезорганизация, неуклюжесть, дезориентация в пространстве, дефицит внимания, гипер- или гипоактивность.

Как лечить дислексию?

По мнению профессионалов, уж лучше ничего не предпринимать в отношении ребёнка с дислексией, чем совершать безграмотные действия. В этом случае, ребёнок будет способен найти своё собственное решение, которое и будет правильным! Поэтому, дорогие родители, присмотритесь к своему чаду. Посоветуйтесь с профессионалами. Их сейчас можно найти. И вполне вероятно, окажется, что у вас растет уникум. Не загубите его. А то будет мучительно стыдно лет так эдак через тридцать, когда подросший ребенок забудет поблагодарить родителей в своей речи по случаю присуждения премии…

Родителям надо прежде всего набраться терпения и выдержки. Не у всех детей получается легко и быстро научиться читать. Причины этого могут быть самые разные. Совсем не значит, что ребенок ленится. К тому же надо иметь в виду, что на пути обучения чтению иногда встает и проблема дислексии. Это такое нарушение, когда человек постоянно ошибается при чтении, иногда не может прочитать текст, проглатывает части слов и порой просто не понимает смысла написанного. Как следствие проблем с чтением возникают проблемы и с письмом... Причем страдают дислексией люди во всех странах мира, и довольно часто. По мировой статистике, каждый десятый человек в мире - дислектик! О том, что такое дислексия и как ее преодолевать, рассказывает кандидат психологических наук Любовь МОШИНСКАЯ.

БОЛЕЕ 100 лет назад, в 1896 году, английский врач Морган опубликовал статью, в которой описывал четырнадцатилетнего мальчика, который отличался от своих сверстников только одним: он не умел читать. В остальном же он ни в чем не уступал им: был ловок и сообразителен в игре, любил математику, красиво и убедительно говорил. Но вот прочитать то, что написано на бумаге, ему не удавалось.

Напрашивалось предположение, что такие дети просто не видят текста. И тогда, естественно, их надо лечить у офтальмолога. Офтальмологи подсовывали детям строчки с крупным шрифтом, пытались научить их читать хотя бы таким образом. Ничего не получалось...

Дальнейшие обследования подтвердили, что со зрением у таких "странных детей" вообще полный порядок. Доктор Морган предположил, что проблема-то у них как раз со слухом! То есть слышать-то они слышат, но "не так". Эту особенность назвали словом "дислексия". Сегодня этим термином называют различные отклонения и трудности в чтении.

Чтобы человек начал читать, его надо научить различать в слове отдельные звуки. В подавляющем большинстве случаев этот начальный этап все дети "проскакивают" быстро и легко, различая звуки в слове автоматически и соотнося их с буквами. У дислектиков же проблема состоит в том, что они не в состоянии связать звук и символ, поэтому "застревают" именно на этой начальной фазе.

Количество фонем, как правило, не совпадает с количеством букв. Например, в русском языке таких неделимых далее частиц языка (фонем) 39, а букв - всего 33. Так, слово "кот" состоит из трех фонем: к, о, т. Как правило, люди это понимают. Но дислектики слышат слово "кот" как один звук!

О чем они думают?

МНОГО лет ученые пытались выяснить - почему же такое происходит? Подтвердились предположения, что дислексия связана с неправильной работой одной из зон коры головного мозга.

Исследования с использованием сканирования мозга показали, что, когда дислектики пытаются разделить слова на звуки, активация определенных областей затылочной части мозга снижается. Но при этом активизируются некоторые области лобной части.

В одном из исследований сравнивали результаты сканирования мозга шести мальчиков, страдающих дислексией, и семи здоровых мальчиков. Сканирование проводилось во время выполнения трех разных заданий: произнесение по отдельности двух музыкальных тонов, отделение осмысленных слов от квазислов (бессмыслицы) и выбор рифмующихся слогов.

Различия были обнаружены только в процессе выполнения последнего задания - дислектики получили более низкие баллы, а сканирование показало, что активация передних долей мозга была повышенной. Это позволило исследователям предположить, что на анализ звуковых паттернов дислектикам приходится затрачивать гораздо больше усилий.

В последнее время появилась новая техника - функциональный магнитный резонанс образов (FMTI). Он позволяет отслеживать ток крови в мозгу - те области, которые наиболее обильно снабжаются кровью, работают более напряженно. Постепенно ученые пришли к выводу, что повышение активности происходит в тех областях мозга, которые отвечают за речь. Ученые предположили, что дислектики пытаются "подобраться" к звукам, составляющим слова, иным способом - например, бормоча их себе под нос. Неэффективные проводящие пути в мозгу, возможно, и являются одной из причин дислексии.

БЛАГОДАРЯ всем этим исследованиям ученые сейчас гораздо лучше представляют себе, как человеческий мозг перерабатывает письменный текст. Стало понятно, что овладение навыками чтения не является таким же совершенно естественным процессом, как и способность говорить.

Практически все человеческие существа овладевают речью одинаково: гуление, бормотание, использование отдельных слов, двухсловные предложения - и переход к полноценной речи.

Ученые полагают, что возраст речи насчитывает примерно 100 000 лет, в то время как письмо довольно молодо - ему не более 5000 лет. Возможно, именно поэтому для овладения письменной речью ребенку приходится делать специальные усилия.

Чем раньше вы сумеете разглядеть у ребенка симптомы дислексии, тем эффективнее вы сможете помочь ему. Ученые считают, что базовые навыки чтения наилучшим образом усваиваются в возрасте от 5 до 7 лет. С детьми, которые относятся к группе риска, можно заниматься по 30 минут в день уже в детском саду.

Если вы впервые спохватились, когда ребенку уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений.

Могут ли родители сами, еще до школы, выявить у ребенка симптомы дислексии? Да!

Первый и наиболее простой тест - дошкольников просят назвать звуки, соответствующие определенным буквам и буквосочетаниям. Если ребенку это сделать трудно, он много ошибается, испытывает затруднения при выполнении этого задания, его следует направить на более серьезную проверку.

В будущем, возможно, удастся отслеживать проблему даже в самом раннем возрасте. Американские ученые изучали электрические волны в мозгу младенцев и соотносили эти наблюдения с навыками чтения у тех же детей в возрасте 8 лет. Обнаружилось, что младенцы, у которых позже возникли проблемы с чтением, реагировали на серию постукиваний медленнее - возможно, потому, что их мозг не умел перерабатывать звуки.

Не очень понятно, как эти данные вписываются в общую картину. Некоторые специалисты считают, что такое отставание связано с другим предвестником трудностей чтения - недостаточным навыком "быстрого называния", когда от ребенка требуется быстро называть хорошо знакомые буквы и цифры. При этом измеряется скорость установления связи между зрительным символом и его звуковым аналогом. Именно этот навык лежит в основе обучения чтению.

Можно ли помочь таким детям научиться читать?

В ЭТОМ направлении проводится довольно много исследований. Например, существует программа, в рамках которой детей приучают различать ощущения, возникающие при произнесении тех или иных звуков. Согласные звуки обозначаются в соответствии с движениями, сопровождающими их произнесение. Например, [п] называется "ппаф!" - ведь для произнесения этого звука губы сначала смыкаются, а потом выдыхаемый воздух, как выстрел, размыкает их. Таким образом, дети овладевают новым способом распознавания звуков. Почему же этот метод оказывается эффективнее обычного? Одна из причин, по-видимому, состоит в том, что он помогает дислектикам преодолеть главное препятствие - неспособность разделять слова на звуки. Они, возможно, не могут вычленить звуки в слове на слух, но очень чувствительны к отдельным движениям, которые совершает артикуляционный аппарат. Ученые сейчас пытаются выяснить, какие изменения происходят в деятельности мозга при таком обучении.

Дислектики нуждаются также в интенсивной помощи в области так называемого фонетического осознания - деление слов на звуки. Еще один важный момент - обучение буквам, соответствующим тем или иным звукам. Целесообразность такого обучения не подлежит обсуждению - этот материал надо просто выучить. И последнее - нужно постоянно практиковаться; например, при чтении интересных рассказов развивается беглость чтения, увеличивается запас слов и улучшается способность понимать прочитанное. Разумеется, эти составляющие в любом случае необходимы при обучении чтению, однако особенно важно обращать на них внимание при обучении дислектиков.

К сожалению, в настоящее время учителя недостаточно подготовлены для работы с дислектиками, и поэтому вся тяжесть борьбы с болезнью ложится на плечи родителей. Они могут сделать многое еще до того, как ребенок пойдет в школу: языковые игры развивают способность манипулировать звуками в словах. Как можно больше внимания надо уделять игре с рифмами и словами. Это, конечно, не 100%-ная гарантия успеха, но научные разработки свидетельствуют о том, что дети, которые много работают с рифмами, как правило, лучше слышат отдельные звуки языка.

Когда дети начинают посещать детский сад, родители должны внимательно следить за развитием ребенка, чтобы не пропустить первые симптомы отставания, если таковые появятся. Не всегда бывает легко найти квалифицированного специалиста по этой проблеме, поэтому родителям придется активно собирать информацию, быть решительными и настойчивыми в поисках программ обучения для своего ребенка. Ведь это же ваш ребенок, и он совершенно не виноват в том, что родился таким. Предрасположенность к дислексии вообще имеет генетические корни. Так что вполне вероятно, что своими затруднениями в чтении ваш ребенок "обязан" вашей прабабушке - работали гены. Ни в коем случае не обвиняйте своего ребенка в лени и тупости! Помните, что, пожалуй, больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке. Ведь впереди у них - учеба в школе...

Все O"KЕЙ

  • Ганс Христиан Андерсен сочинял свои сказки по ночам в голове, утром пытался записать их и отнести в издательства. Неоднократно ему возвращали тексты, даже не дочитав их до конца, из-за потрясающей безграмотности автора. На одной рукописи редактор сделал надпись: "Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем".
  • Знаменитый архитектор сэр Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже, убежден, что только дислектики обладают необходимым для архитектора пространственным воображением. Поэтому старается брать на работу в свою мастерскую только дислектиков.
  • Президент США Джонсон отличался острым умом, энциклопедическими знаниями и чудовищными ошибками. Именно ему приписывают происхождение знаменитого американского "О"кей!". По легенде, прочитав отчет, президент ставил пометку О.К., что должно было бы обозначать "все правильно". Но на английском оба эти слова пишутся с других букв - с А и С (All Correct).

Афазией в медицине называют болезнь, для которой характерно речевое расстройство: пациент теряет способность воспринимать речь окружающих и использовать слова для общения со своей стороны. При этом функциональность слухового и речевого аппаратов полностью сохраняются. Нередко афазия сопровождается неспособностью читать и писать. Возникновение и развитие болезни не зависит от пола и возраста.

Выделяют несколько видов болезни в зависимости от симптомов, течения и причин возникновения.

  1. Амнестическая афазия. В этом случае пациент путает и забывает названия предметов, но описывает их назначение и использование – например, он не может сказать «книга», но говорит «это можно читать», не может произнести «платье» - но говорит «это надевают женщины». Если подтолкнуть его, произнеся начальную букву названия, он вспомнит его самостоятельно, но вскоре снова забудет.
  2. Моторная афазия. В тяжелых случаях пациент способен адекватно воспринимать речь, но в ответ не может произнести ни слова. В легких формах удается произношение отдельных звуков.
  3. Сенсорная афазия. Слух у пациента сохраняется отлично, он может говорить, но при этом плохо понимает или не понимает вообще речи окружающих и не реагирует на нее. Сам при этом может болтать долго и бессмысленно, путая слова и переставляя их местами.
  4. Семантическая афазия. Больные могут внятно изъясняться, понимают и реагируют на обращенную к ним речь, но не улавливают смысла и разницы некоторых сочетаний слов. Например, пациент может показать по просьбе палец или нос, но не поймет, чего от него хотят, если попросить его показать нос пальцем.
  5. Тотальная афазия. Человек совершенно не понимает речи и не может никак на нее ответить.

Причины, факторы возникновения, способы распространения болезни

Главная причина, провоцирующая болезнь – поражение отделов коры головного мозга, которые отвечают за речь и восприятие речи человеком со стороны. Обусловлено может быть следующими факторами:

  • черепно-мозговыми травмами;
  • кровоизлияниями головного мозга;
  • абцессах мозга или его коры;
  • тромбах в сосудах мозга;
  • злокачественными или доброкачественными новообразованиями и опухолями головного мозга;
  • дегеративно-атрофическими нарушениями – болезнь Альцгеймера;
  • гипертонии;
  • ревматизме;
  • наследственной предрасположенности.

Иногда болезнь носит периодический, мгновенный характер как последствие припадка эпилепсии или мигрени. Афазию нельзя относить к психическим заболеваниям и ее лечение не требует помощи со стороны психиатра.

Признаки и симптомы

При амнестической афазии больной не может вспомнить названия предметов самостоятельно, но называет их при напоминании букв или слогов. В тяжелых случаях не может даже повторить слово, если ему его говорят. Почти всегда этот вид афазии сочетается с сенсорной.

При моторной афазии пациент затрудняется произнести длинные слова, хотя и понимает их смысл. При этом может поменять местами буквы или слоги в слове, изменить падеж или склонение. Сильно страдает спонтанная речь, немного меньше – автоматическая. В сложных формах речь отсутствует полностью.

При сенсорной афазии характерны безостановочная болтливость, нужные слова могут заменяться схожими по звучанию, но различными по смыслу. Понимание встречной речи нарушено или вовсе отсутствует. Также затруднено чтение и понимание написанного. Пациент может застревать на отдельных словах, иногда речь его становится совершенно бессмысленной.

При семантической афазии больной не понимает смысла существительных, потому они почти отсутствуют в его речи. Сам он может повторить слово в слово все услышанное, но не понять смысла.

При тотальной афазии человек полностью утрачивает способность разговаривать, не реагирует на речь окружающих, не может ни читать, ни писать.

Проводить лечение самостоятельно нежелательно, поскольку болезнь может перейти в хроническую форму, выраженную тяжелой степенью заикания.

Осложнения при афазии, чем опасна болезнь

Главная опасность при игнорировании болезни и отсутствии адекватного лечения – полная неспособность разговаривать, читать и писать, а также понимать речь других. Нужно понимать, что причинами афазии становятся серьезные поражения коры головного мозга, эта болезнь – лишь следствие куда более опасной патологии, которая всегда требует длительного и всегда комплексного лечения, нередко – хирургического вмешательства.

Диагностика

Прежде всего, для диагностики вида и степени тяжести заболевания используются такие методы:

  • проверка устной речи. Внимание обращается на богатый или бедный лексикон, повторения, связность рассказа, грамматическое построение предложений и фраз, автоматическую речь – названия чисел, дней недели, декламирование стихов и т.д.;
  • проверка письменной речи – обязательный диктант, переписывание текста, пересказ текста своими словами;
  • восприятие устной речи – понимание простых и сложных слов и фраз, выделение бессмысленных выражений;
  • чтение – скорость и качество чтение, способность как таковая, понимание прочитанного.

Для диагностики основной причины афазии – повреждений коры или сосудов головного мозга и пр. – проводится компьютерная томография, ультразвуковое исследование, МРТ.

Лечение афазии

Необходимо комплексное лечение, направленное на устранение основной причины болезни и работу с логопедом по восстановлению речевых функций.

Медикаментозное лечение афазии

Назначаются препараты различных действий: элатин, мидокалм, амиридин, галантамин, винпоцетин, кавентин, пирацетам и др.

Прочие методы лечения афазии

Помогают также физиотерапевтические процедуры – массаж, иглоукалывание, электростимуляция, магнитотерапия, ЛФК.

Логопед со своей стороны использует компьютерные методики по восстановлению навыков и коррекции речи, интонационную терапию.

Дополнительный эффект дает лечение народными средствами – это различные травяные настойки и капли, оказывающие успокаивающее, тонизирующее и общеукрепляющее воздействие на организм: корень женьшеня, пустырник, валерьянка.

Профилактика

В лечении афазии важно вовремя ее диагностировать, чтобы предупредить прогрессирование и осложнения. Если выявлены первые симптомы, следует максимально обезопасить больного от дополнительных заболеваний и травм головного мозга.

Особенности у детей

Болезнь может развиваться также и у маленьких детей, основная сложность при этом в том, что ее редко диагностируют на начальных стадиях, списывая нарушения речи на возраст. При этом прогноз афазии для детей лучше, чем у взрослых, поскольку в их возрасте ткани головного мозга обладают большей пластичностью и восстанавливаются быстрее.

Лечение у логопеда можно начинать только после обследования и разрешения врача, когда установлена точная причина афазии. Полное восстановление речи при афазии наступает не ранее, чем через два года при условии выполнения всех предписаний и процедур.