Гобеленовый шов техника выполнения. Гобеленовая вышивка: техника, виды швов

06.03.2020 Обувь

Вышивание гобеленовым швом гладью или крестом дело несложное. Располагая упорностью, старанием и трудолюбием рукодельницы создают прекрасные композиции: картинки, ковровые изделия, детали одежды, панно. Применяя такие приемы работы, орнамент выходит четким, ровно ложащимся на полотно, с гладкими стежками. Орнамент, вышитый им объемный, с выраженным рельефом, выглядит шикарно и бесподобно. Плотное прилегающие стежки не дают законченному изделию потерять конфигурацию.

Чтобы воссоздать орнамент нам понадобится:

Закрепление нитки на полотне

При создании ниточка закрепляется на приготовленной основе без узлов. Иголка вводится через одну клеточку канвы с изнанки и выводится на лицо через иное пересечение. Конец нити остается поверх основы. Край волокна удерживается пальцами рук, а он зашивается сверху следующим косым стежком. Слишком длинная аккуратненько обрезается ножницами.

Окончив первый рядочек, пропускаем конец нити через швы, вышитые в одну полосу. Чтобы композиции не искажалась и не стягивалась, узелки перед процессом и после, не завязываются.

Отличие гобеленового стежка от полукреста

Данная техника выполнения напоминает вышивку полу крестом. Отличаются швы методикой создания орнамента.

Процедура вышивания вышеописанной строчкой заключается в создании одноразмерных швов. Считается, чем меньше ширина и высота каждого шва, тем искуснее получается. Расход ниточек гораздо больший, чем при вышивке крестом.

Косой шов

Швы классифицируются разнообразными, применяемыми мастерицами, строчками. Ими подчеркиваются определенные фрагменты и фон узора. Бесподобно совмещаются на полотне сразу несколько разных стежочков.

Одним из классификации ковровых строчек есть «косой», применяемый для выстегивания габаритных и мелких фоновых площадей рисунка. Можно использовать его в переходе разнообразных оттенков элементов картины. Параллельные рядки шьются справа налево и слева направо. Рассмотрим пошаговое выполнение соединения:

  • Иголка выводится с изнанки на лицо в правую верхнюю дыру квадратика.
  • Нитка идет диагонально, опускаясь в нижней левой точке.
  • Ниточка возвращается в исходное положение.
  • Волокно по изнанке опускается в нижний леволежащий уголок следующего квадрата.
  • Нить подымается диагонально в правую верхнележащую точку.
  • Процесс повторяется.

Чтобы рисунок не перекосился, в рабочий момент, не рекомендовано перетягивать ниточку. Изнанка в совершенстве обязана быть аккуратной, с маленькими прямыми строчками. Для начала следующего рядка ткань поворачивается и продолжается выстегивание по той же схеме – строчки наклоняются справа налево.

При желании основа остается в том же положении – рабочая процедура происходит в противоположном направлении – слева направо. Очередной рядок начинается с выведения иглы на лицевую сторону из левого нижнего отверстия в правую верхнюю точку. Далее процедура повторяется.

Удлиненный

Когда создаются фоновые детали больших изделий, применяется ручной удлиненный ковровый шов. В данной технике наклон швов меняется, делается удлиненный угол. Швы располагаются горизонтальными линиями и вышиваются справа налево и в противоположном направлении.

Отличительная черта вышивального процесса характеризуется тем, что ниточка располагается на две клеточки вверх. Из правого верхнего отверстия выводится, пропустив клеть, в нижележащее левое отверстие, и шитье продолжается, так же до конца основного ряда.

В момент вышивки ниточка ложится ровно, полностью заполняя просветы полотна. В рабочем процессе лучше пользоваться нитью в тридцать сантиметров. Длинная распускается и истончается, теряет естественный гладкий вид.

Прямой стежок

Мастерицы применяют в вышивке прямой шов для творения орнаментов, трафаретов, каемки для рисунков. Исполняется обычным приемом – справа налево ровными рядочками.

Цыганская игла проходит справа в верхнее отверстие и выводится с изнанки через нижележащий правый уголок, далее иголка идет вверх в левую дыру и выводится в нижней левой точке. Таким же методом продолжаем вышивать следующие ряды.

Для полного заполнения промежутков на канве, нить складывается в несколько сложений либо подбирается плотное волокно.

Захватывающая строчка

Техническая процедура выполнения коврового соединения дает возможность выразить необычно рельефно пейзажные изображения. Швы, соприкасаясь, формируют перекошенные черточки, придавая законченный вид и совершенство фонового плана пейзажа.

Процедура создания шва идет, как и раньше – игла выходит сквозь изнанку на лицо из правого верхнего отверстия, опускаясь к левому нижнему уголку пересечения ниток через клетку. Второй ряд выполняется так же, только в шахматном порядке.

Каждая новая линия строчек должна зайти на одну ячейку основы предыдущей полосы. Работа получится красивой и гладкой.

Континентальный стежок

Полотно, оформленное континентальным швом, отличается крепкой и выразительной структурой. Фальц выполняется параллельными рядками, с изнаночной стороны характеризуется удлиненными наклонными швами. Процесс начинается с правой – на левостороннюю часть, с выходом иголки на лицевой. Прокалываем ею основу, отступая клетку в верхнее положение и вправо. Протягиваем нитку для образования маленького диагонального шва.

Дальше иголочка выводится на лице, отступая 1 клетку вниз и 2 клетки влево, и, выполняя маленький диагональный стежочек, вверх. Так продолжаем до конца рядка. Для перехода ко второму, переворачиваем изделие, выводим иголочку на лицевую часть выполняемой работы, отступив 1 проем вверх, и повторяем предыдущие два шага. Вышиваем элемент орнамента, повторив предшествующую инструкцию.

Видео “Техника гобеленовый шов”

Гобелен – это объемная вышивка, которая смотрится очень эффектно и дорого.

Сегодня мы научимся технике гобеленовой вышивки. Многие мастерицы отмечают, что вышивка гобеленовым швом дается легче и быстрее, чем вышивка крестиком, а результат получается не менее красивым.

Материалы для вышивки гобеленовым швом

Гобеленовый шов очень плотный, поэтому на тонкой ткани эту технику не используют. Лучше всего для начала купить специальные наборы для такого вышивания, с плотной канвой или тканью.

Существует несколько видов гобеленовой вышивки, и, соответственно, стежков. Мы рассмотрим два из них, самые популярные. Для одного вида достаточно подобрать плотную канву для вышивки и длинную иглу с широким ушком и тупым острием. Второй метод, вышивка петлей, требует специальной иглы и рыхлой грубой ткани.

Вот такая игла понадобится для второго варианта вышивки гобелена петлей.

Нить в любом случае должна быть очень плотной: или толстые шерстяные нити для ковра, или мулине в 6-7 сложений.

Виды швов гобелена: мастер класс

Вышивка гобеленовым стежком достаточно проста в исполнении, но требует аккуратности и терпения, потому что все стежки очень плотно прилегают друг к другу и должны быть одинакового размера. Каждый стежок по сути представляет собой полукрест.

1. Продеваем иголку с ниткой в верхний угол квадрата и вытаскиваем с противоположного по диагонали угла квадрата.

Именно в направлении стежка и заключается отличие шва «полукрест» от шва гобеленового. Полукрест идет снизу вверх, от левого нижнего угла к правому верхнему, шов гобеленовый идет от верхнего правого к нижнему левому углу.

2. Следующий стежок начинаем также с верхнего правого угла в нижний левый.

3. В результате получается красивый плотный ряд «штрихов»:

4. Следующий ряд можно вышивать уже справа налево, главное соблюдать основное правило стежка, то есть шить по диагонали сверху вниз.

С изнанки изделие должно выглядеть не менее аккуратно, чем с лицевой стороны.

Лицевая сторона:

Изнаночная:

Техника вышивки гобелена петлей

Выглядит шов петлей вот так:

Для этой техники вышивки гобеленовым стежком потребуется специальная игла.

У нее длинное острие с прорезью:

И очень толстое круглое ушко для нити:

Нить вставляется так:

На кончике нити делается узелок.

Иглу втыкаем в ткань (в нашем случае это все та же жесткая канва) до самой лапки. Узелок на нити не позволит ей пройти на обратную сторону, зато игла вытянет нить так, что на обратной стороне образуется петелька.

Хочу показать, как я вышиваю гобелен по рядам методом парковки .

Мне кажется, что самый удобный вариант - это гибрид двух техник вышивания
Петит-поинта(гобеленового стежка) и полукреста.

  • Вышивая диагональными столбиками - значительно уменьшается количество нитей, одновременно находящихся в работе;
  • Шить ряды туда-сюда - гобеленовым стежком и полукрестом - уменьшается количество перекрестных протяжек, следовательно, толщина изнанки.
Мое рабочее место - самодельный (сделанный мною) станок.



Примерная вышивка для показа этого способа вышивания - это Иерусалимская икона от Стоянки Ивановой-
Ткань 22 count , такая же как в наборах от Стоянки (с фабричной разметкой желтыми нитями в плетении ткани), нитки DMC , схема - распечатка из РМ.

Здесь нет смешанных цветов, поэтому нить складываю пополам (игла на середине нитки), закрепляю хвостики на изнанке, иголка висит на нитке, упасть не может.
Хвостики я креплю только на изнанке . При большом количестве припаркованных ниток трудно уследить за хвостиками выведенных на лицо ниток для закрепки.

При повороте на изнанку раму поворачиваем от себя , иголки висят вниз.
И обратное движение - к себе. И только так. (И если работа шьется сверху-вниз, то все наоборот.)
При вышивании смешанных цветов, или в нечетное количество ниток, когда из ушка иглы выходит свободная нитка, чтобы не собирать иголки по полу, то можно попробовать заправить нитку в иголку так: вставить нитки в ушко один раз, потом обвернуть одну сторону ушка и вставить нитки в ушко еще раз.
Иголка достаточно свободно двигается по ниткам, но не падает.
Можно еще провести влажными пальцами по ниткам в ушке - когда они подсохнут, то лучше примут это положение.

Ткань я покупала отдельно. Нитки тоже.
Я почти не покупаю наборов, потому что не хочу сидеть и бояться, что мне не хватит ниток и переживать что я буду делать потом.

Моток мулине на 8 частей режу сразу. Короче можно, но не длиннее.

Для того, чтобы удобно было брать ниточку с висящей иголкой в работу я придумала (вернее модифицировала) стежкоукладчик .
Обычно стежкоуладчик надевается на указательный палец, но это совершенно неудобно, потому что, первые три пальца держат иголку и длинная игла стежкоукладчика очень мешает.
Поэтому я решила, что удобнее
1)уменьшить длину иглы,
2)надеть наперсток на безымянный палец той руки, которая у вас сверху при способе вышивания двумя руками.
3) наперсток следует расположить так, чтобы игла, как бы, лежала на ткани



Мастер-класс по самостоятельному изготовлению gem-наперстка .
У меня всегда сверху левая рука. Наперсток надевается на безымянный палец левой руки. Правая рука снизу и наверху ей делать нечего.
Т.е. если у вы шьете наоборот, то слово "левая" надо поменять на "правая" и все.

Ткань 22 каунта самая крупная для вышивания гобеленом в две нитки .
И при обычном вышивании часто видны неаккуратные просветы канвы. Темные стежки приходится подправлять, чтобы ниточки лежали параллельно и меньше просвечивало.
Это можно делать иголкой, но ее нужно взять, потом положить, потом опять взять и т.д., а так иголка уже на пальце.

Вот фото фрагментов Стоянкиной "Феи богатства " - там много темных участков.
Работа закончена и уже постирана, простветов совсем нет.

Петит при вышивке парковкой рядами выглядит отлично.

очень хорошо описала () последовательность выполнения стежков.
Для идеального лица начало стежка – из чистой дырочки ткани. Стежок идет сверху-вниз, если вы шьете снизу-вверх и наоборот, стежок шьется снизу-вверх, когда работа выполняется сверху-вниз.
Как бы от "пустого" к "полному". Тогда получается ровно.

Описание процесса:

Вышиваю я рядами. Начинаю вышивку всегда снизу .
СТЕЖОК выполняется всегда только СВЕРХУ ВНИЗ , справа налево //////.

Последовательность рядов такая :

  • Первый (нечетный) ряд - слева направо - гобеленовый стежок - на изнанке косые стежки.
  • Следующий (четный) ряд - справа налево - полукрест - на изнанке вертикальные стежки.
И опять ряд - нечетный - гобеленовый стежок, потом ряд - четный - полукрест и т.д.

С какого ряда (полукрест или гобеленовый стежок) вы начнете работу не важно, следует обратить внимание на то, чтобы ряд, где присутствует желтая нить, обзначающая границу, должен зашиваться только гобеленовым стежком. Это позволит избежать просвета желтой нити на светлых участках вышивки.


Чтобы не путаться, я стараюсь держаться в границах 10 клеточек.


Выполнив стежок, я паркую его в пределах 10 клеточек так: если ряд шьется слева направо
(нечетный), то ищу в следующем ряду ближайший к правой границе предела символ и паркую там, в верхний (правый) угол.
Если ряд справа налево (четный), то паркую ближе к левой границе пределов 10 клеточек.
Если ближайший символ находится на несколько рядов выше, то считая последовательность рядов - четный или нечетный - выбираю по правой или левой границе следует парковать иголку.

Один ряд - от края до края 250 стежков - я вышиваю за 40 минут.

Стежки выполняются так :
стежкоукладчиком я подцепляю нить, аккуратно, немного приподнимая и отводя от себя руку, вытаскиваю иголку.

Затем беру иглу, втыкаю в ткань, нижней рукой начинаю протягивать нить вниз и в этот момент вставляю в колечко нити иглу стежкоукладчика и прижимаю нити к ткани, разглаживая их, что лежали параллельно. Когда нижняя рука затягивает нить, то иглу убираю и все.
Стежок готов.

Затем паркую нить и отбрасываю иглу от себя. Нижней рукой иногда нужно поправлять висящие нити.
НИКОГДА НЕЛЬЗЯ пользоваться ДЛИННЫМИ нитями. Висящие нити могут сильно запутаться.

Если парковать нить нужно выше следующего ряда, то иглой стежкоукладчика аккуратно раздвигаю нити и паркую.

Путь каждой нити очень разный. Все зависит от рисунка схемы .
Иногда нить двигается в каждом ряду в пределах 10 клеточек, иногда удобнее одной нитью и 50 клеточек пройти.
Чтобы избежать лишних перекрестных протяжек на изнанке, иногда я ввожу дополнительные нити. Т.е. в пределах 10 клеточек у меня может быть несколько нитей одного цвета.
Такие нити могут идти или по вертикальным столбикам или позволяют делать очень короткие протяжки. Перекрестные протяжки очень увеличивают толщину изнанки.

Вот здесь лицо и изнанка одного фрагмента. На изнанке видно в нижней половине перекрестные протяжки, а потом я добавила нити и пошли вертикальные стежки.


Хотя в идеале можно сделать изнанку только из вертикальных столбиков, но мне это кажется лишним.

Одинаковые символы я вышиваю по горизонтали подряд . Это удобно.

А изнанка может выглядеть и так и так.

Все зависит от схемы, может и настроения и еще чего-нибудь:

Как поступать в случае ошибки?

Бывает, из намеченной вами для выведения нитки дырки уже торчит какой-то непонятный хвост выведенный раньше? Если можно безошибочно определить, какой символ обозначает этот хвост, то следует исправить ошибку и перепарковать нитку, если она припаркована не в ту дырочку.
Но может быть вы в эту дырку уже припарковали правильную нитку ранее и забыли и пытаетесь туда же припарковать вторую такую же? У меня так бывает (ну много их у меня).
Если непонятен цвет, есть сомнения, какой символ, то лучше отрезать и шить правильной ниткой.
Можно из-за освещения перепутать близкие оттенки и наделать ошибок.

Когда я попробовала первый раз парковку , это была сумочка в руках у "Феи богатства" Стоянки. Сначала было трудно! И наперстка такого я еще тогда не придумала.

А сейчас даже самую обыкновенную картинку вышивать могу только парковкой, иначе приходится пересчитывать клеточки и ниточки по нескольку раз и все равно могу ошибиться.
Очень рекомендую начать со Стоянкиных схем, там есть и сложные и простые участки одновременно.

ВНИМАНИЕ!

У вышивальщицы, которая стягивает стежки вышивая, если не контролировать особо каждый стежочек, при вышивании смешанной техникой петит-полукрест может получиться т.н. «Полосатость»

При одинаковом натяжении нитки при вышивании, если это натяжении хоть чуть-чуть сильнее оптимального, именно из-за обвивающего изнаночного диагонального стежка на изнанке - петит ложится всегда гарантированно ровненько и красиво, а полукрест, с кратчайшим расстоянием (вертикальной палочкой на изнанке) и будет давать в результате вот такие валики.
Еще зависит, на какой ткани мы вышиваем. Аида благодаря своей блочной структуре "держит" стежок. И на Аиде полукрест и гобеленовый стежок будет получаться одинаковым. А вот на равномерке, с подвижными нитями основы желателен петит как лучшая техника. Потому что длинная диагональка на изнанке дает и плотность вышивке и аккуратность стежку.
От затягивания стежков случаются и перекосы готовой вышивки.

* *

Мне очень понравился способ gem , но я вот тоже переживаю, не будут ли у меня отличаться ряды гобеленовым стежком и ряды петитом, хотя возможность избавиться от лишних протяжек на изнанке - заманчивая.

Попробовала способом gem отшить пробный кусочек и просмотреть, будут ли различаться на внешний вид гобеленовый стежок и полукрест. Вот что получилось (лицо и изнанка):


Как на мой взгляд, разницы действительно нет

Мне кажется, что полукрестики могут получаться более наклонными именно из-за того, что вертикальный изнаночный стежек слишком сильно натянут. т.е. клеточка как бы стягивается все время по вертикали. При петите же нижний стежок если и тянет, то как раз больше в горизонтальном направлении, и палочки на лице получаются ближе к 45 градусов.
А если приучиться следить, чтоб не затягивать не только верхнюю часть стежка, но и нижнюю, то по идее разница в наклоне лицевых палочек должна сильно уменьшиться, если не пропасть окончательно.

А если при переходе с ряда на ряд парковать с длинной диагональной (почти горизонтальной) протяжкой, тогда не случится у нас стягивания вышивки?
Чтобы протяжки (а я их делаю до приблизительно 3 см) не стягивали ткань, есть 2 условия:
1. канва должна быть хорошо натянута,
2. когда вышиваем крестик - не натягиваем нитку.
Я всегда тяну ниточку до тех пор, пока она не ляжет ровненько, но свободно на ткань.
Главное, чтоб у стежка не было натяжения.
Я думаю, что если придерживаться такого правила, причем как для лицевых, так и для изнаночных стежков-протяжек, то не будет перекашивать ткань даже при вышивании полукрестом.
Почему полукрест может отличаться от петита?
При полукресте короткая палочка на изнанке (если она не лежит свободно, а имеет натяжение) стягивает клеточку. И получается у нас клеточка стает не квадратная, а пусть на десятые доли миллиметра, но все же прямоугольная. И визуально разницу заметно. А при петите., если его все таки затягивать (хотя это сделать намного труднее), стяжка пойдет по противоположному направлению и немного по диагонали. Так что деформация будет намного меньше и перпендикулярного направления.
Поэтому я думаю что у некоторых и отличается ряд петита от ряда полукреста.
А что касается перекоса вышивки при полукресте,
то по моему мнению тут влияет еще засильное натяжение лицевых стежков.
В результате каждая клеточка из квадратика немножечко превращается в параллелограмчик.
А так как в высоту работа имеет не 10 рядков, а намного больше, то и умножив это неважное и мизерное на первый взгляд искажение каждого крестика на количество рядов мы и имеем сильный перекос всей работы.

Поэтому я считаю крайне важным научиться вышивать так, чтоб нитка (что на лицевой части стежка, что на изнаночной части либо протяжке) лежала плоско, ровно, но без натяжения.

Тогда вышивка будет не перекошенная в любом случае. И стежки будут одинаковые.
А наперсток, который предложила gem , может здорово помочь по началу с натяжением нитки, если есть привычка слишком сильно затягивать.
Когда шьется стежок, то затянуть с учетом вставленной под него иголочки, потом иголочку вытянуть, а стежок больше не подтягивать. По ходу дела небольшой излишек ниточки в лицевом стежке уйдет на изнанку и скомпенсирует излишнее натяжение нитки там.

* *
Девушки!

Я поддерживаю мнение, что все надо попробовать, чтобы потом понимать, от чего я могу и хочу отказаться. Берите иголку в руки и начинайте.
Может быть вам удобнее будет шить только петитом в классическом варианте или только полукрестом. Попробуйте все варианты!

Год назад я не знала о парковке. Да если бы мне сказали, что я одновременно смогу с таким количеством нитей работать и придумаю свой GEM-наперсток - да я бы просто не поверила!
И что? Сейчас я по-другому уже не могу шить. И мучает меня только одна мысль - как мне теперь не очень аккуратными стежками закончить гобелен Винклера (попугай сидит на корзине), чтобы половинки не отличались друг от друга и разница была не очень видна.

И еще - девочки, рассказывайте, а еще лучше, показывайте ваши успехи!

В магазине «Мир Вышивки» вы найдете все для занятий рукоделием, чтобы создавать уникальные и необычные изделия, например гобеленовые картины. Они смотрятся, как объемные изображения и пользуются большой популярностью. Стоит отметить, что создавать их не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд.

Что такое гобеленовый шов в вышивке?

Многие путают его с ковровым плетением. Оно выполняется с помощью специального инструмента, в то время как вышивка создается с помощью иглы и нитей. Следует отметить, что для изготовления изделий вам потребуются плотные нити, канва, игла с широким ушком и пяльцы. Прежде чем разбираться с тем, как вышивать, вам следует немного узнать о видах этого рукоделия.

Техника гобеленовой вышивки для начинающих

Существуют два вида швов:

  1. Косой. Он напоминает полукрест. Игла при таком методе вводится в один и тот же угол. Если работа была начата с левого нижнего угла, то все ряды должны идти в том же направлении.
  2. Косой с прокладкой. Такая техника вышивания гобеленовым швом подразумевает, что полотно остается без просветов, а каждый стежок становится выпуклым.

Также существуют следующие способы вышивать гобеленовой строчкой:

  • выполнение захватывающего шва — этот прием подходит для создания перехода схожих оттенков, в основном используется на больших участках;
  • мозаичное плетение — используется для заполнения фона картины или для создания орнаментов;
  • шахматный стежок — очень оригинальное плетение, отлично подходящее для работы толстыми нитками.

Для создания изделий в технике гобелена очень важно запастись терпением. Такая работа требует кропотливости и повышенной концентрации внимания. Но согласитесь, что результаты могут превзойти все ожидания. Вы сможете создавать такие вещи, которые будут вызывать восторг всех ваших знакомых. Чтобы ваше обучение было максимально простым и приятным, посмотрите мастер-классы вышивки гобеленовым швом.

В нашем магазине вы приобретете все, что необходимо, для любых видов рукоделия. На страницах сайта собрана лучшая продукция для работы своими руками. При этом мы предлагаем действительно низкие цены на все товары, ведь хобби должно приносить только положительные эмоции.