Как помочь ребенку справиться со страхом? Как научить ребенка не бояться? Что делать если ребёнок боится сверстников Как ребенка научить не боятся людей.

14.10.2019 Обувь

Многие дети, которым уже 7 лет, бояться идти в школу. Это связано в первую очередь с тем, что школа для них представляется чем-то необычным, сложным, а главное непонятным.

Что делать, чтобы помочь будущему ученику?

Ребенка следует готовить к новому этапу его развития. Ему следует рассказать о том, чем дети занимаются в школе. Потому что чем больше он будет иметь информации, тем меньше станет бояться будущей школы. А главное у него не будет необходимости фантазировать на эту тему, так как родители ему все расскажут.

Еще стоит с ребенком делать задания, которые должны быть похожи на школьные. Можно предложить решить какую-нибудь интересную задачку, почитать чудесную книжку, красиво написать любое слово. Это станет неплохим опытом для него. Можно с ребенком просто поиграть в игру, под названием школа. При этом следует меняться с ним ролями, а также проигрывать различные школьные ситуации, отвечать у доски, гулять на перемене. Можно помочь ребенку создать свое рабочее место - домашнюю парту, установить определенное время для уроков.

Центр "Профи" предлагает вашему вниманию курсы егэ по биологии , математике, русскому языку и другим дисциплинам в Хабаровске. В Центре Профи под руководством опытных преподавателей Вы научитесь быстро и без ошибок решать тестовые задания – и сможете сдать экзамен легко и уверенно! На наших курсах Вы подготовитесь к успешной сдаче ЕГЭ на высокий балл, обеспечивающий поступление в вуз.

Так как школьная жизнь очень отличается своей большой упорядочностью, регламентированным поведением. Следовательно, и дома стоит сделать обстановку, которая должна быть похожа на школьную. Очень важно придерживаться различных школьных норм и правил. Однако стоит обязательно учитывать возраст ребенка, а еще помнить о его ресурсах. А главное, что все должно проходить только в игровой форме.

Всегда нужно обсуждать с ребенком его страхи. Так как данные беседы помогут понять, причину детского страха. Может это просто фантазии либо возможность просто привлечь к себе внимание, а также получить необходимую поддержку. А если уже ребенок пошел в школу, то причинами страха могут стать: строгая учительница, проблемы с одноклассниками, сложный школьный материал.

Когда родители поймут причину страха, то в зависимости от ситуации обязаны принять все меры. Например, если педагог сильно строг, то следует с ним поговорить об этом, а также обсудить с ним все особенности ребенка. Однако если он не готов сотрудничать, то ребенка даже можно перевести в иной класс либо школу. Потому что не сложившиеся отношения с учителем еще в первом классе, может стать причиной различных сложностей в будущем. Так как учитель становится для ребенка второй значимой фигурой после родителей. И если он не воспринимает ребенка, не ценит его и часто наказывает, то это приводит только к заниженной самооценке у ребенка, еще к снижению мотивации и обучению в дальнейших классах.

Страх перед школой может быть даже из-за одноклассников. Для этого нужно научить ребенка налаживать отношения с любыми людьми, а главное всегда стараться отстаивать свое мнение.

Страх у ребенка также может быть из-за большой школьной нагрузки, с которой он не может самостоятельно справиться и поэтому чувствует себя неуверенным. В этом случае, нужно помочь ребенку развивать память, внимание, мышление. Иногда даже стоит принять решение - снизить школьные нагрузки, но в этом случае следует проконсультироваться со специалистами.

Главное, что обязаны знать родители - следует всегда быть рядом с ребенком и в любую минуту быть готовым прийти к нему на помощь.

Проблема застенчивости.

Проблему застенчивости нужно решать и ни в коем случае не оставлять ребенка один на один со своими страхами. Чувства детей тонки и неуловимы, они легко меняются. Он может одновременно страстно хотеть проявить свой талант на сцене или перед немногочисленными зрителями и бояться показать себя открытым, уязвленным, почувствовать насмешку или непонимание. Этот страх еще больше поражает сознание ребенка, усугубляя ситуацию. В дальнейшем самое небольшое замечание со стороны взрослых ведет к тому, что ребенок замыкается в себе, прячет свои достижения, прекращает занятия, лишь бы не вызвать недовольство. Застенчивые дети менее настойчивы, реже добиваются успеха, очень болезненно реагируют на замечания. Поэтому необходимо помочь ребенку справиться с этой проблемой и перестать бояться выступать перед зрителями.

Советы.

В первую очередь нужно сделать все возможное, чтобы изменить реакцию ребенка на отношение к нему окружающих, повысить его самооценку. Очень часто родители замечают у детей только отрицательные стороны, ругая его за каждую ошибку. И одновременно никогда не хвалят за то, что он сделал успешно, воспринимая это как должное поведение. Это большая ошибка со стороны родителей. Необходимо давать ребенку понять, что он может заслужить похвалу, он должен чувствовать родительскую любовь вне зависимости от своего поведения. Он должен быть уверен, что его успехи замечены и восприняты родителями, что старания не потрачены напрасно.
Застенчивые дети боятся всего нового, например, перед зрителями выступать - это тяжелое испытание для них.

Для того чтобы побороть конкретную боязнь выступлений перед публикой, следует много и усиленно экспериментировать дома. Пусть его зрителями сначала будут самые близкие игрушки, затем родители и родственники. Они должны поддержать ребенка, дать ему возможность понять, что он все сделал правильно, обязательно похвалить его. А существующие замечания поначалу лучше завуалировать и преподнести их как «незначительные изменения в программе номера». Если ребенок все еще стесняется - станьте участником выступления. Пусть он чувствует вашу поддержку рядом, а не где-то со стороны. Дети, как известно, как губка впитывают стереотипы поведения своих родителей. Глядя на вас, как на участника выступления, он будет брать с вас пример, подражая вам.

Недостаток общения.

Дети часто становятся застенчивыми из-за нехватки общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. Они просто не знают как вести себя в такой ситуации. Ваша задача смоделировать похожие обстоятельства, научить ребенка правильно ориентироваться и выстраивать соответствующую линию поведения. Если в вашей семье или у друзей есть дети такого же возраста, приобщите их к совместным играм. Пусть они выступают друг перед другом, играя в различные ролевые игры, например, в детский сад, где ребенок будет и воспитателем, в школу с учениками и учителем и другие. Важно, чтобы в этих играх была роль, подразумевающая публичное выступление. В противном случае ваш малыш будет робким и как следствие бояться перед взрослыми выступать или даже заговорить с ними.
Если этот барьер преодолен, можно двигаться дальше. Ведь успешное выступление перед мамой еще не означает, что ребенок не растеряется при виде множества незнакомых людей-зрителей.

Причины страха.

Постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить причину его страха. Возможно, он боится не самого выступления, о того, что забудет текст или слова песни или вашей реакции на его возможные промахи. В таком случае, убедите ребенка, что ваше отношение не изменится при любом исходе выступления. А ошибки бывают у всех, даже у профессионалов высокого класса. Отрепетируйте выступление как можно тщательнее, чтобы все действия ребенок выполнял, не задумываясь, тогда он сможет больше сил отдать эмоциям и общению с залом. Объясните ребенку, как вести себя на сцене в случае, если возникнет непредвиденная ситуация. Например, если он забыл слова или перестала звучать музыка. Не акцентируйте на этом внимание, так можно возбудить страх еще больше. Просто определите общую тактику поведения, например, забыл слова, вспоминаешь следующие и продолжаешь читать или петь. Это позволит ребенку ощутить дополнительную уверенность и полностью отдаться выступлению, не заботясь о том, что может произойти. Расскажите ребенку, что нельзя понравиться всем сразу. В зале найдутся те, кто высоко оценит его выступление и обязательно найдутся те, кому оно не понравиться (ведь у вашего ребенка тоже есть свои предпочтения). Это не должно смущать или останавливать детей. Это нормальное состояние для любого артиста, тем более начинающего, ничего страшно в этом нет.

Советы артистов.

Некоторым, возможно, помогут советы бывалых артистов. Они часто говорят, что для удачного выступления необходимо найти в зале своего зрителя, а затем во время выступления обращаться именно к нему. Для детей это может быть мама, папа или друзья. Увидев их в зале, ребенок может почувствовать дополнительную уверенность, поддержку, обретет чувство стабильности. Не исключена и возможность того, что ребенку наоборот нужно, чтобы в зале присутствовало как можно меньше знакомых, иногда это добавляет стеснительности и мешает показать все, на что способен маленький артист. Ваша задача определить, какая обстановка будет наиболее комфортной для выступления ребенка и постараться обеспечить ее.
Не отчаивайтесь, если у вас все еще будут неудачные выступления. Каждый раз разберите ситуацию вместе с ребенком, попытайтесь выяснить, что именно помешало удачному представлению. Анализируйте, подбадривайте, старайтесь не допускать прежних ошибок. И главное - любите и поддерживайте своего ребенка. Постоянные тренировки, мягкая настойчивость обязательно принесут свои плоды.


Как вести себя маме, когда ребенок боится всего — паучков, людей — вплоть до истерик, спать хочет только с включенным светом. Это не просто привлечение к себе внимания, а сковывающий страх. Как научить ребенка не бояться? Что делать, чтобы предотвратить ужас и испуг маленького человечка? Каковы причины страха у детей и что делать родителям? Ведь нельзя же все время быть рядом с ребенком, не выпуская его из виду. А детский сад, школа, когда мама далеко, — как тогда быть?

Знания, полученные на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, помогут разобраться, почему ребенок испытывает страх, начиная с трех-пятилетнего возраста. И дадут родителям возможность, не ожидая советов извне от различного рода психологов, победить страх у детей навсегда.

Научить выносить эмоции наружу

Страх возникает у детей, обладающих зрительным вектором. Такие дети — самые чуткие, эмоциональные, требующие родительского внимания и эмоциональных связей с мамой. Например, ребенку без зрительного вектора не нужно много эмоций, а зрительный — это эмоциональный троглодит.

Для ребенка очень важно получать чувство защищенности и безопасности от мамы. Так же, как для мамы важно получать ее от мужа. Если супруг обеспечивает этим фундаментальным чувством жену, ребенок ощущает спокойное эмоциональное состояние матери.

Особое значение имеет состояние мамы, потому что мать и дитя напрямую связаны психологической пуповиной, особенно до шести лет. Отсутствие ощущения защищенности и безопасности — одна из причин страхов у ребенка. А проецироваться это может на все что угодно: насекомых и животных, людей, темноту. Но корень один — это страх смерти.

Причины страха у детей:

— потеря чувства защищенности и безопасности;

— отсутствие близкой эмоциональной связи с мамой;

— страх как врожденное свойство зрительного вектора.

Как научить ребенка не бояться

Зрительный ребенок имеет один из двух типов интеллекта — образный. Развитие образного интеллекта влечет за собой развитие чувственности, которая, в свою очередь, избавляет ребенка от . Книга — один из лучших друзей для обладателя зрительного вектора. И объем поглощения информации в потенциале огромен. Маме только нужно подавать личный пример чтения литературы и научить ребенка читать. Это можно делать уже с 3-5 летнего возраста, а не когда «школа на носу». А пока он еще не умеет сам, читать ребенку сказки, художественную литературу.

Сказки бывают двух видов:

1) О каннибализме — такие, как "Семеро козлят", "Колобок" и многие другие, где главного героя какой-то из персонажей пытается съесть. Такие произведения зрительному ребенку ни в коем случае нельзя читать. Ребенок может вообразить, что это его съедает волк, и подкрепить этот образ эмоционально, что еще больше усилит страх.


2) О сострадании . Читайте, с помощью интонаций вовлекая малыша в сопереживание главным героям. Чтобы он научился сочувствовать, плакать, «болея» за жизнь героев, сопереживать их нелегкой судьбе. Это лучшая вакцина от страха. Врожденный страх заставляет ребенка бояться за собственную жизнь. Благодаря образному интеллекту ребенок воспринимает весь сюжет как происходящий наяву. Когда он вовлечен в сопереживание книжным героям, его страх трансформируется в чувство сострадания и любви. Мамочки, вложите всю душу в прочтение сюжета!

Если не научить ребенка не бояться, он может оказаться в категории жертвы в школе. Вот здесь уж точно врагу не пожелаешь тех издевательств и унижений, через которые проходят дети. Предостеречь, защитить, обезопасить ребенка — в интересах родителей.

Самый близкий и родной — тот, с кем создана эмоциональная связь

Переживайте вместе с ним, плачьте, если хочется — не экономьте эмоции. Это самое лучшее, чему вы можете научить ребенка, — не бояться проявлять свои чувства к другим людям. А маленьким бонусом за совместное прочтение сказок и художественной литературы будет близость, доверие, эмоциональная связь между вами. Помните, Александру Сергеевичу Пушкину читала книги няня Арина Родионовна? На протяжении всей жизни он питал именно к ней самые трепетные чувства.

Научившись сопереживать другим через чтение правильной литературы, ребенок вырабатывает иммунитет к страху. Больше в его жизни не будет места истерикам, ночным кошмарам, боязни оставаться дома одному или спать в темноте. Он перестанет трястись, как осенний лист на ветру, в страхе за свою жизнь.

Понимаете, о чем речь? Чтение классической литературы развивает чувственность ребенка, что помогает ему в дальнейшем счастливо жить, правильно взаимодействовать с другими людьми. Вначале его окружением будут дети в школе, во дворе, а потом люди на работе в коллективе, где он не столкнется с понятием «социофобия» и сумеет создать гармоничные парные отношения.

Научить ребенка жить без страха — вполне доступно

Огромное количество мамочек, прошедших тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, поделились своими результатами о том, как изменились их дети. Ранее они тоже задавались вопросом, как научить ребенка не бояться. Для того чтобы у ребенка прошли страхи, мамочкам не нужны годы обучения. :

«…После первого раза прочтения "Девочки со спичками" наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили, с тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости. Мы постоянно смеемся, целуемся и улыбаемся друг другу, домашние уроки выполняются со скоростью света, перестала писаться, просит есть и даже съела горсть черной черешни. Мою усталость как рукой сняло, и это все благодаря Тренингу по Системно-векторной психологии Ю.Бурлана ...»


«…Уменьшились истерики, а в те моменты, когда она начинает плакать или чего-то бояться, я лучше понимаю, как следует действовать. В результате она успокаивается быстрее, чем раньше. Чаще начала меня обнимать, целовать и брать за руку. Прекратилось намеренное пускание слюны.
Теперь я лучше понимаю причины своего поведения и состояния, а главное, начинаю лучше понимать других людей и поведение дочки. Знаю, в каком направлении нужно двигаться, чтобы правильно ее воспитать и развить
…»


«…На тренинге Юрия Бурлана точно показаны механизмы формирования и выхода из страхов. Чтобы ребенок не замыкался на своем страхе, учим его быть чутким, соучастливым, заботливым к другим. Когда ребенок боится, он страдает за себя, когда сочувствует — он переживает за других. Это огромный диапазон развития зрительного вектора. Именно зрительники максимально расширяли чувственный диапазон! Учили выносить страх и свои эмоции наружу.
Эмоциональному ребенку со зрительным вектором мы даем возможность прочувствовать что-то очень приятное внутри нас, когда мы сопереживаем, сострадаем. Внутреннее наполнение любовью, как наивысшее возможное позитивное состояние в зрительном векторе, не оставляет даже толики наших чувств первобытному страху. Большее всегда перекрывает меньшее.
Счастливое детство наших детей — в наших руках. Вооружившись знаниями по системно-векторной психологии, вы можете помочь им преодолеть любые страхи и даже избавить от панических атак
…»


Жизнь ребенка — в ваших руках
Ответственность за хорошее воспитание и развитие своих детей лежит на плечах родителей. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность каждой семье стоять на страже эмоционального, психического и физического здоровья ребенка и не допускать к нему врагов в виде страхов, истерик, девиантного поведения и задержек в развитии. Из умных, развитых детей складывается будущее нашего общества. Любая мамочка хочет и — благодаря знаниям системно-векторной психологии — может научить ребенка быть бесстрашным, вырастить его полноценным членом общества, способным в жизни многого достичь.

Понимать своего ребенка, его таланты и правильно с ним взаимодействовать, не причиняя ущерба в развитии и сохраняя свои нервы, научит системно-векторная психология Юрия Бурлана. Добро пожаловать на бесплатный онлайн-тренинг. Регистрация .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана "Системно-векторная психология"

Здравствуйте!

Сегодня поговорим про детский страх и как научить ребенка не бояться. Для начала важно понять, что страх – это абсолютно нормальное (в большинстве случаев) внутреннее эмоциональное состояние, которое время от времени испытывают как дети, так и взрослые.

Но страхи бывают разные. Самый сильный базовый страх любого ребенка быть оставленным родителями, ненужным им, нелюбимым. Этот детский страх сравним по силе со страхом смерти.

К сожалению, многие из нас в моменты собственной слабости и бессилия используют этот детский страх, желая добиться от ребенка послушания.

Кто из нас не слышал этих традиционных родительских угроз:

«Будешь так вести себя, отдам дяде-полицейскому!»

«Сейчас тебя собака съест!»

«Будешь грызть ногти, отвезу в больницу и отдам врачам!»

«Будешь ходить по лужам, заболеешь и умрешь!»

«Будешь так кричать и шуметь, баба-яга заберет!»

«Если ты сейчас же не прекратишь, я уйду и оставлю тебя одного!»

«Ты меня в могилу сведешь!»

«Ты что, хочешь моей смерти?!»

Эффект от такого проявления нашей слабости обычно печальный.

Краткосрочный – ребенок плачет, жмется к нам, устраивает истерику.

Долгосрочный – при слабой нервной системе — у ребенка «откуда-то» возникают особенно упорные страхи. При сильной нервной системе — ребенок научается легко врать и сочинять. Он ведь теперь знает, что это нормально — добиваться ложью своей цели. И тогда просто бессмысленно говорить ему, как это важно — быть честным… Свой урок «честности» он уже получил.

Какие еще детские страхи встречаются часто?

Страх воды (купаться, мыть голову), страх вымышленных существ (домовой, баба-яга и тд), страх темноты, страх остаться одному, страх других людей (врачей, например), животных, насекомых. Часто эти страхи не имеют под собой реального основания. Но от этого само чувство страха, испытываемое ребенком совсем не вымышленное, а сильное и настоящее.

У детей постарше (подростков) нередко бывают страхи выступления перед аудиторией, общения, проявления себя на людях.

И конечно, страх бывает в ситуации реальной угрозы (страх взрывов во время войны, страх зверей в темном диком лесу, страх другого человека, когда он действительно несет опасность, страх высоты, страх воды (боязнь утонуть) и т.д.)

И третья группа страхов, о которой нельзя не упомянуть – это детские страхи при психических заболеваниях. В этом случае ребенок слышит голоса, которые говорят что-то про него или между собой и видит что-то, чего нет на самом деле (галлюцинации). В этом случае лучше не медлить, а обратиться к специалисту. Но даже в этом случае, часто мы имеем дело с особенно бурной детской фантазией. Но подстраховаться, все- таки, стоит.

К счастью, большинство детских страхов обычно проходят сами.

Но зачастую именно наша реакция усугубляет ситуацию и не позволяет ребенку преодолеть, перерасти свой страх.

Общаясь с родителями, я часто чувствую их сильное беспокойство, если ребенок проявляет страх. То есть, мы сами испытываем страх детского страха, как ни странно это звучит. Мы боимся, что с нашим ребенком что-то не так.

Например, недавно я наблюдала, как одна мама общалась с испуганной дочкой. Девочка боялась идти одна из своей комнаты в туалет. И просила маму пойти с ней. А мама испытывала сильное раздражение и недовольство ребенком. Ей искренне казалось, что такое поведение дочки — это «дурь и блажь», которое не стоит воспринимать всерьез. Она называла это недопустимой слабостью. В результате, ее реакция была такая:

«Иди быстро! Не позорься».

«Там нечего бояться. Что за бред?!»

«Если ты сейчас же не пойдешь, я уйду и не буду больше читать тебе».

«Если ты сейчас же не пойдешь, я все расскажу папе! И тебе будет стыдно…»

И это не редкая ситуация, а очень частая реакция родителей.

Ведь когда ребенок неожиданно начинает проявлять свой страх, это каким-то образом всегда ограничивает нас самих, нашу жизнь. Например, теперь ребенок спит только в нашей родительской кровати, или соглашается спать только с открытой дверью, или плачет и бесконечно жмется к нам в ожидании защиты от мнимых опасностей.

Чувства, которые мы испытываем в этот момент – это непонимание (нежелание понять), раздражение, злобу, страх, что с ребенком что-то не так и что наша жизнь теперь изменится.

В результате наши действия приводят к тому, что детский страх усиливается многократно и продлевается надолго. В случае же, если мы преодолеваем себя и ведем себя правильно, детские страхи проходят быстро.

Какие же есть правила нашего поведения , помогающие ребенку перестать бояться?

1. Помогаем ребенку понять, что страх – это нормальная эмоция , которую время от времени испытывают все. Говорим об этом, приводим примеры, в которых обязательно страх в конце концов побежден.

2. Бесполезно уговаривать ребенка: «Не бойся, там ничего нет» или «Не бойся, это просто водичка». Ребенок все равно будет продолжать бояться. Нужно помочь ребенку познакомиться со своим страхом . Пусть он расскажет Вам в красках, со всеми подробностями чего именно он боится. Какими бы абсурдными не казались Вам эти фантазии, будьте серьезны и задавайте ребенку наводящие вопросы, например:

«Где живет это существо? Какого оно разме ра, цвета? Чем оно опасно? А что оно хочет? И какие у него есть хорошие черты? И т.д.»

Ошибка многих родителей в том, что мы смеемся над детскими страхами, не считаем нужным говорить об этой ерунде, побуждая этим ребенка замкнуться в себе вместе со своим страхом…

Если ребенку сложно говорить об этом, попросите его нарисовать или слепить то, чего он боится, и потом поговорите с ним об этом. Или пусть расскажет сказку о своем страхе.

Помните, какие страшилки мы придумывали и рассказывали в детстве (про темную комнату, красную руку и т.д.)? Они выполняли именно эту роль — таким образом, дети выражают свои страхи, выплескивают их наружу. Туже самую роль играют и фильмы ужасов.

  1. Позволяем ребенку испытывать страх , проживать его, находясь рядом и поддерживая.
  2. Если ребенок испытывает страх в ситуации реальной опасности, то важно проигрывать пугающее событие и вместе тренировать способы преодоления опасности. Например, если ваш город бомбят во время войны и ребенок боится взрывов, то важно говорить с ним об этом (о том, как вы будете действовать, когда начнутся взрывы) и реально готовиться к этой ситуации (например: лечь на землю, прикрыв голову руками, добежать до убежища, подумать и приготовить вместе необходимые вещи, чтобы в случае возникновения опасности не тратить время на сборы и т.д.)

Или, если , бесполезно говорить ему: «Собака добрая, тебе нечего бояться. Смотри, какая она маленькая!». Лучше рассказажите ребенку как вести себя правильно, чтобы собака не набросилась (не поворачиваться к ней спиной, не бежать и т.д.). И потренируйтесь вместе. Ребёнок должен понимать реальность: собаки бывают разные, иногда они, и правда, могут укусить.

И конечно, важно не показать свой страх, потому что ребенок в своих чувствах ориентируется, прежде всего, на нас. А для этого помогайте себе также как и своему ребенку. Не боритесь со своим страхом, признайте его, попробуйте ощутить в теле, где Ваш страх расположен. Тогда напряжение уменьшится, просто от того, что психике не приходится выворачиваться наизнанку.

Таким образом, Ваш ребенок получит бесценный опыт переживания страха.

  1. Ни в коем случае не стыдите ребенка , не называйте трусом и даже трусишкой:). И не рассказывайте о его страхе другим людям в присутствии ребенка.

Дорогие родители, такое наше поведение приведет не только к снижению интенсивности страха, но и к сближению с ребенком, большему пониманию и доверию между вами!

А чего боится или боялся Ваш ребенок? Делитесь своими мыслями и опытом в комментариях к этой статье!

Автор - Елена Шевченко
Практикующий психолог, коуч, автор книг и ведущая тренингов для родителей.
Проводит консультации в г. Москве и г. Воронеже или по Skype из любого города или страны.
Чтобы договориться о консультации, пишите на почту или в скайп: El.Shev.

59 комментариев

Как раз сейчас наслушаешься родительских рассказов о том, как страшно отпускать свое чадо далеко от себя и что гораздо спокойнее, если ребенок останется под их присмотром, и уж профессию они ему сами подберут, и о будущем позаботятся… Родителям действительно так спокойнее. Пока.

«Как мама взрослого уже сына, я прекрасно знаю, что значит отпускать от себя ребенка. Причем не однажды, когда он уже вырос, а понемногу, все время пока он взрослеет, – говорит Татьяна. – И как мама единственного сына, я признаюсь: всю жизнь боялась, что в мое отсутствие с моим ребенком может что-то плохое случиться. Всю жизнь преодолевала, да и до сих пор преодолеваю этот страх. Но теперь уже с удовлетворением: в ижу, что из моего парня получился по-настоящему взрослый и ответственный человек, мужчина, готовый отвечать за себя и свою семью».

Наш с Татьяной разговор состоит из воспоминаний. Ее сын рос на моих глазах тоже. Помню, как маленький Гоша, впервые пойдя в школу, после недели провожаний заявил маме, что уже взрослый и будет ходить сам. Таня сильно переживала, и даже выслеживала его потихоньку, чтобы шестилетний малыш ее не заметил. Но решила, что будет уважать желание своего сына. Потом первоклашка отказался от того, чтобы ему помогали делать домашнее задание. Это тоже было принято. Во все спортивные секции подрастающий Гошка тоже записывался сам. И так получилось, что и свою будущую профессию тоже сам выбирал. А потом, после школы, рванул в далекий огромный и чужой город, чтобы поступить в университет и выучиться своему делу.

Времена были трудные и безденежные. Все время учебы Гоша работал. Семья, что могла, высылала ему, но это были крохи. Уже на последних курсах парень просил: «Мама, не шлите мне денег, я сам зарабатываю». Но как оставить мальчишку, живущего за тридевять земель, без хоть и маленькой, но помощи. Все так и продолжалось, пока Татьяне не вернулся очередной банковский перевод. «Мама, я больше просто не буду ходить и получать деньги от вас. Будете высылать – будут возвращаться».

Мне иногда кажется, что Георгий уже родился таким самостоятельным. Но и Тане я отдаю должное, она действительно ломала себя, боролась с постоянным материнским желанием делать жизнь своего единственного ребенка за него самого. Ведь так спокойнее.

Я хорошо понимаю родителей, которые опекают своих детей во всем. Понимаю, но, думаю, что это все же неправильно. Конечно, волнение за свое чадо есть всегда. Но пробовать эту жизнь на вкус надо начинать именно в родном доме, с детства, пока у ребенка еще есть возможность опереться на родителей. Очень хочется, но у вас не получится всегда стелить соломку там, где будут идти его ноги. И окрепнуть они должны именно с вашей помощью.

Воспитать своих детей самостоятельными сильными людьми – наша с вами первая задача. Им будет куда сложнее, чем нам – людям из советского прошлого, когда многое было решено за нас. Мир, в котором придется жить нашим детям, куда сложнее. Так с чего же начать такое воспитание? Как это ни странно, с себя. Вместе со своим маленьким ребенком придется воспитывать себя самого. Прежде всего учиться не запрещать малышу все подряд, не ругать за излишнее любопытство и не нервничать, когда он делает что-то слишком медленно и неуклюже. Он маленький, и руки его еще не слушаются, и сообразить быстро что к чему не получается. Что требуется от нас – обеспечить малышу безопасное пространство: закрыть розетки, убрать подальше чайник с кипятком, поднять повыше ножи-вилки, стеклянные стаканы и т.п. И дать ему свободу – пусть сам играет, пусть пытается надевать носочки, пусть ищет, куда закатился мячик. Если хочет, пусть делает. Не мешайте ему, не препятствуйте.

Не сопротивляйтесь, когда малыш пытается помочь вам на кухне, в огороде, хочет сам заправить постель, подмести пол. Понятно, что если ему 3-4 годика, а именно в этом возрасте появляются первые такие порывы, то сделать все по-взрослому ребенок не сможет, и вам придется переделывать. Переделывайте, не ворчите, а хвалите ребенка за то, что он попытался . Не душите его инициативу.

Вспомните себя лет в 6-8. Как вам хотелось принять участие в семейном совете, когда родители обсуждали покупку, поездку, где провести выходной, какие обои поклеить в детской. Вашему ребенку тоже хочется сказать свое веское слово. Делайте так, чтобы его желание было учтено. Если нельзя, объясняйте почему, не отмахивайтесь: ты еще ничего в этом не смыслишь. Так, правом голоса, воспитывается привычка принимать решения . Без этого важного навыка человек не повзрослеет, он решит, что в жизни все происходит и так, без него.

Оставьте своему ребенку право на ошибки. Это касается не только домашних заданий. Дайте ему возможность принять решение, сделать так, как он считает нужным, и не устраивайте скандалов, если что-то пойдет не так. Все, что делает человек, это его опыт. И именно опыт учит нас жизни.

Давайте как можно чаще понять своему сыну или дочке, что их помощь очень для вас важна. Что благодаря ей вы успеете больше сделать, или, наоборот, немного отдохнуть. Будет просто отлично, если что-то в доме ваши дети научатся делать постоянно, без напоминаний и просьб. Так в человеке начинает развиваться ответственность.

Именно из таких маленьких шагов в детстве начинается путь во взрослую жизнь.

А теперь о том, с чего мы начали. О том, что своих детей нужно уметь отпускать от себя. Не у всех нас это получается легко. Иногда это по-настоящему мучительно. Но надо с этим смириться, надо этому учиться. Любить свое чадо и одновременно уважать в нем самостоятельную личность. Потому что когда ваш малыш вырастет, ему придется брать на себя ответственность за свою, а, может, и за вашу жизнь тоже . И тогда вы скажете себе спасибо, что научили его принимать решения и не бояться жизни. Думайте об этом уже сейчас, пока ваши дети еще совсем маленькие.