Конспект занятия по экологии на тему масленица. Конспект занятия «Масленица» в старшей группе

22.10.2019 Обувь

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "МАСЛЕНИЦА" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
 Цели и задачи:
1. Познакомить с праздником Масленицей.
2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
4. Активизировать активный словарь.
5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм
речи, творческое воображение.
7. Приобщать детей к русской истории.
8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами
поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми
встречали этот праздник.
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.
Масленица ­ это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую
неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают
солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили
языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и
тепла.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом
празднике? Нет? Тогда отгадайте!
1

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю
неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались
блинами. Самое главное ­ это блины! Блин ­ символ солнца. Такой же круглый и
горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на
расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают
задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных
балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами
поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
Весна, весна красная водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким останавливаются, руки
поднимают вверх, встают на
носочки
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте,
вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за
чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем
выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после
2

вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед
пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый
день на масленичной неделе!
Понедельник - Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день
встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу,
наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми
были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник - Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали
блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались
игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж­
ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда - Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с
бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми,
лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья ­ папы ­
приходят на блины к тещам ­ маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте
мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к
масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
3

Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
4

Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за
средой? (Четверг)
Четверг - широкий, Разгуляй­Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до
вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок
и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все
угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили
хороводы. В этот день начинали колядовать.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,
сжимают руки, гладят ладошки
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем
Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый
Снежок
Два – поймаем, «ловят» снежок
Три – уроним «роняют» снежок
И сломаем! топчут снежок ногами.
Пятница - Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке.
Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы
узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
5

Суббота - Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их
угощением. Велись разговоры о житье­бытье, мирились, если до этого в ссоре
находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и
добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день
сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают
по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас
ведь Масленица!
Игра с мячом: «Назови ласково»
Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин –
блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воскресенье - прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры,
чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз­
брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное
воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели
раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на
это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и
обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого
человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового
вы узнали?
6

Света Шабанова
Конспект занятия по теме: «Масленица»

Цели и задачи :

1. Познакомить с праздником Масленицей .

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

4. Активизировать активный словарь.

5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.

6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

7. Приобщать детей к русской истории.

8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Логопед : Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Логопед : Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Логопед : Правильно, этот праздник называется Масленица , и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице , об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Логопед : Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Логопед : Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Логопед : Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Логопед : Масленица всегда была шумной , весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились , катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица ! Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра : «Весна, весна красная»

Весна, весна красная водят хоровод

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким останавливаются, руки

поднимают вверх, встают на

С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз

С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки

Логопед : Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем?»

Игра : «Что за чем, и перед чем?»

Логопед : Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда) . А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе !

Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу , строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу , наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины . Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Среда - Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами . В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед : Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице ! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки :

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

Логопед : Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день,гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега , кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Логопед : Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили лепят снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,

сжимают руки, гладят ладошки

И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем

Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый

Два – поймаем, «ловят» снежок

Три – уроним «роняют» снежок

И сломаем! топчут снежок ногами.

Пятница - Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать : добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед : Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица !

Игра с мячом : «Назови ласково»

Логопед : Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Воскресенье - прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы . В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили : "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили : "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица .

Логопед : Вот так проходила Масленица на Руси ! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Масленица»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников - И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,

Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи -

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
«Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! —
и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник — заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых:
«У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда — лакомки . В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
разгуляем . Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота —
золовкины посиделки . Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы —
Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!

Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.


МАСЛЕНИЦА

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛЬ : Продолжать знакомить детей с народными праздниками и традициями. Углублять и расширять знания детей об устном народном творчестве. Развивать интерес к народным традициям, желание больше узнать о них. Продолжать учить составлять описательные рассказы о природе. Закрепить знания о днях недели.

СЛОВАРЬ : скоморох, поводырь, гулянье, традиция.

ОБОРУДОВАНИЕ : чучело Масленицы, карточки с названиями дней недели и их значением в масленичную неделю, иллюстрации о зиме, копии картин В. Антонова «Федоскино», Т. Назаренко «Зимние гулянья», запись народной музыки, канат, призы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Разучивание стихотворений о Масленице.

2. Чтение произведений о зиме и Масленице (сказок, поговорок, стихов).

3. Рассматривание иллюстраций о зиме, народных гуляньях, праздниках.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Назови зимние месяцы. Сколько месяцев в году? Какое время года для тебя любимое?

Какое сейчас время года? Из чего сделан снег? Назови зимние праздники.

Кто красивее всех? Какого цвета ночь? Назови части суток. Что такое праздник?

2. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О МАСЛЕНИЦЕ

Воспитатель : Сегодня мы вспомнили с вами о праздниках. И я расскажу вам ещё об одном - последнем зимнем празднике Масленице.

Масленица - самый любимый народный зимний праздник. Обычно он бывает в конце февраля - начале марта. Он возвещает всем об окончании зимы и приходе весны. Народ отмечает этот праздник шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами (символом солнца). Поэтому Масленицу называли широкой, удалой, весёлой, чесной. Живёт Масленица одну неделю. Сколько это дней? Да, целых семь дней, и каждый день в масленичную неделю имеет своё название и своё значение. Давайте сначала вспомним, как называются обычные дни недели.

Ответы детей.

3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери масленичную неделю»

Воспитатель : Я предлагаю вам игру, которая поможет узнать, как называются дни масленичной недели. Посмотрите, на ковре разложены карточки, На одних написаны названия обычных дней недели, которые мы только что назвали, а на других - названия дней недели Масленицы. Наша задача: сначала разобрать их по группам, а потом найти соответствующие дни.

Воспитатель предлагает одной группе детей выбрать карточки с днями недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и разложить их последовательно. Вторая группа детей отбирает карточки с названиями: встреча, заигрыш, лакомка, разгул, Тёщины вечера, посиделки, прощеное воскресенье.

Воспитатель предлагает прочесть названия масленичных дней недели и попробовать их соотнести с обычными названиями и обосновать свой ответ. Затем воспитатель объясняет детям значение этих дней.

Понедельник - встреча.

Вторник - заигрыш (день игр и развлечений).

Среда - лакомка (все лакомятся сладостями).

Четверг - разгул (самый весёлый день).

Пятница - тёщины вечера (папы идут в гости на блины к бабушкам - маминым мамам).

Суббота - посиделки (родственники собираются вместе на обед, ужин и общаются).

Воскресенье - прощеное воскресенье, проводы Масленицы (все должны простить друг другу обиды, признать свои ошибки, помириться друг с другом).

4. ВСТРЕЧА С МАСЛЕНИЦЕЙ

Воспитатель: какой сегодня день недели? (Четверг.) А по масленичному? (Разгул). Значит будем сегодня веселиться, играть. Рассаживайтесь, детвора, ехать к Масленице пора!

Едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая

На санчатах расписных, на кониках вороных.

Воспитатель вносит чучело Масленицы и устанавливает его на возвышении.

Воспитатель: С Масленицей принято здороваться да и в гости её приглашать. Ну-ка, ребята, поприветствуйте нашу гостью.

ДЕТИ:

Душа ты, наша Масленица, перепелиные косточки,

Соломенное твоё тельце, сладкая твоя речь, приходи к нам в гости.

Авдотья Ивановна, приезжай ко мне в гости душою потешиться.

Умом насладиться, речью повеселиться.

Акулина Ивановна, красная краса, русская коса,

Приезжай к нам в гости на широкий двор,

На горках покататься и блинами полакомиться.

5. ЧТЕНИЕ СТИХОВ ДЕТЬМИ

Воспитатель: Принимай, Масленица, приглашение, да начинай своё веселье. А вы, ребята, потешьте нас словом творческим.

Дети читают стихи:

1- ребёнок: Наша Масленица годовая, она гостьюшка дорогая!

Она пешая к нам не ходит, всё на конях разъезжает,

Чтобы кони были вороные, а слуги - молодые!

2- ребёнок: Наша Масленица! Ты не в среду пришла и не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!

Ты пришла с добром, сыром, маслом и яйцом!

3- ребенок: Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся!

На горках катаемся, блинами объедаемся!

4- ребёнок: Масленица - блиноедка накормила всех людей!

Заиграла, заплясала, сразу стало веселей!

6. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Воспитатель: Да, много развлечений дарит нам зима. А на Масленицу всегда устраивали народные гулянья, водили хороводы, играли, веселились. Давайте попробуем представить, услышать, увидеть то, что происходило на этом празднике.

Под народную музыку дети подходят к иллюстративному материалу, внимательно его рассматривают.

Воспитатель : Итак, расскажите всем нам, кто что увидел, услышал на празднике Масленица.

Составление рассказов детьми.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « По голому столбу»

Воспитатель : Весёлые затеи дарила людям Масленица. Вот одна игра называлась «По голубому столбу». На длинный гладкий столб, залитый водой и замёрзший, подвешивали разные призы. Тот смельчак, который смог залезть на столб и достать приз, забирал его себе. Но не всем это удавалось. А нам удастся? Начинаем соревнование!

Дети залезают по канату, на котором привязаны призы.

8. БЕСЕДА С ДЕТЬМИ

Воспитатель: На Масленицу по улицам ходили скоморохи. Кто это такие?

Ответы детей. (Например, это весёлые люди, которые веселили, смешили людей; люди, похожие на клоунов; острословы и акробаты; бродячие комедианты. И так далее.)

Воспитатель: Скоморохи пели любимые песни, предлагали людям разные игры. Ходил поводырь с медведем и веселил чесной народ. А ещё скоморохи продавали блины - обязательное угощение, лакомство на Масленицу. Скоморохи зазывали людей: «Как на масленичной неделе из трубы блины летели. А вы их уже ели?». Ребята, а дома вы уже ели блины? Если нет, попросите своих мам и бабушек испечь вкусные блины. А знаете ли вы, из чего их пекут?

Ответы детей.

9. РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ

На доске расположены карточки с названиями дней недели. Детям предлагается переводить взгляд с одного дня недели на другой, названный воспитателем.

10. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «Чего на свете не бывает?»

Воспитатель: Вот и нам скоморохи предложили игру, называется она «Чего на свете не бывает?».Рассмотрите внимательно картину и назовите, чего не бывает зимой (На картине допущены неточности).

Ответы детей.

Воспитатель: Вот и наш праздник подходит к концу. Но давайте вспомним, как называется последний день праздника Масленицы? Что нужно делать в этот день? Не забудьте всё это проделать, когда наступит воскресенье. По народной традиции чучело Масленицы сжигают. Тепло от её костра приближает приход весны, тепла, света. Давайте поиграем ещё в одну игру, в которую играли люди на Масленицу. Игра называется «Перепрыгни через костёр».

11. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Перепрыгни через костёр»

Дети по очереди перепрыгивают через импровизированный «костёр», стараясь не коснуться «языков пламени».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Интегрированное занятие-развлечение для младших и средних групп детского сада, тема: «Масленица»

Цели:

Познакомить детей с народным праздником Масленица.
Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания.
Учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты.
Упражнять в словообразовании.
Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Оборудование:

Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов.
Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине.
Цветные карандаши.
Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой.
Круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации.
Шарф для завязывания глаз, колокольчик.
Аудиозаписи: народные, П.Чайковский - Времена года, Февраль: Масленица.

Предварительная работа:

Дети подготавливают и приносят для своего соседа по парте маленькие подарочки: яблоко, ручку, заколку, блокнот, мыльные пузыри и т.п.
Разучивание считалки «Едет масленица дорогая»

Ход занятия:

Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

«Первый блин»

Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.

Рисование «Испеки блин на сковороде»

Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.

Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.

«Второй блин»

Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»

Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.
Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости.

«Третий блин»

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

Аппликация «Солнышко»

Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.

Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».

«Четвертый блин»

Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются,
песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам,
петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

Динамическая пауза «Перезвон»

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.

Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.

«Пятый блин»

Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем... (блины).
Испекли для дочек - назовем... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда... (блинок).
Огромный, как домище - назовем... (блинище).

«Шестой блин»

Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Дидактическое упражнение «Вручи подарок»

Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему соседу по парте. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок.

Посмотрите, как мы с Галиной Владимировной (помощник воспитателя) обменяемся подарочками:
- Галина Владимировна, примите, пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек.
- Спасибо большое! Светлана Алексеевна, мне очень приятно и вам вручить этот скромный подарок, примите его пожалуйста.
- Благодарю вас, мне очень приятно получить от вас подарок.

«Седьмой блин»

Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.

Дегустация блинов под музыку.