Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Свойства воды. Нод для детей старшей группы по окружающему миру на тему "здоровье дороже богатства" Нод по окружающему миру

10.10.2019 Обувь

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Подготовила воспитатель МДОБУ № 118 Демко Рамиля Харисовна.

Участники- воспитанники подготовительной к школе группы.

Тема: Растительный мир, его разнообразие, значение.

Педагог. Ребята, мы с вами вышли на улицу. Скажите, что нас окружает? (Ответы детей) С помощью наводящих вопросов подвести детей к теме о растительном мире.

Педагог. Что относится к растительному миру? (Деревья, кустарники, травы)

Педагог. Растительный мир Земли очень разнообразен. В настоящее время растения испытывают на себе сильное влияние со стороны человека. Каким образом? (Распахиваются луга, вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются воздух и вода)

Педагог. Правильно. В результате этого в растительном мире происходят большие изменения. Какие? (Некоторые растения погибают, тем самым уменьшается их число)

Педагог. Природа прекрасна и удивительна, нужно только научиться быть наблюдательным. Лишь тогда вы сможете увидеть всю ее красоту: необычайность цветов, удивительное разнотравье, многообразие деревьев и кустарников. Вы согласны?

Природа должна быть чистой, только тогда она будет красивой. Общаясь с ней, человек должен стараться не навредить ей, т.е. соблюдать экологические правила. Какие?

Дети вспоминают экознаки.

Педагог. Что дают человеку растения?

Дети отвечают. Педагог обобщает их ответы. Строительный материал, топливо, материал (сырье) для производства бумаги, лекарства, мебели, корм для скота, пушнину; грибы, ягоды, орехи...

Растительный покров важен для человека еще и потому, что он играет лечебную и оздоровительную роль. На природе мы наилучшим образом отдыхаем, восстанавливаем свои силы, укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом...

Почему в лесу дышится легче?

Дети. В лесу воздух чище.

Педагог. Правильно.

Дети. Растения поглощают углекислый газ и вредные вещества из воздуха, а выделяют кислород. Например, одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько необходимо для суточного дыхания трем людям.

Педагог. Места обитания растений крайне разнообразны. Они живут на суше, в водах рек, морей, океанов, на холодном севере и в жарких пустынях. Растения хорошо приспосабливаются к условиям окружающего мира (внешней среды).

Что необходимо растениям для жизни?

Дети. Свет, вода, воздух, тепло.

Педагог. У разных видов растений своя потребность в свете, влаге, тепле, воздухе: теплолюбивые растения живут на юге, морозостойкие - на севере; светолюбивые - на открытой местности, теневыносливые - в лесах и т.д.

Чем растения отличаются друг от друга?

Дети. Величиной, формой, окраской, продолжительностью жизни (одно- и многолетние), местом обитания.

Дети приводят конкретные примеры.

Педагог. Растительный мир легко раним, поэтому и относиться к нему мы должны бережно, как хорошие хозяева.

Помните! Не только природа создана для нас, но и мы - для природы.

Викторина «Знаешь ли ты?»

Педагог называет характерную особенность какого-либо растения, дети отгадывают, как оно называется (см ПРИЛОЖЕНИЕ К НОД)

Самое низкое дерево в мире - ива арктическая (северная) (имеет высоту всего 10 см).

Самое высокое дерево в мире - эвкалипт (около 100 м).

Дерево с самым толстым стволом - баобаб (12 м).

Самое быстрорастущее растение - бамбук (за сутки вырастает на 1 м).

Самое крупное водяное растение - виктория амазонская (лист виктории, плавающий на поверхности воды, способен удерживать вес 50 кг).

Педагог. Ребята, а как вы думаете, что у меня в руках? (Предположения детей о растении в руках педагога) Это эвкалипт. Эвкалипт - ценное растение. Его древесина очень прочная. Сучки и ветки перерабатывают в бумагу. Из листьев извлекают эфирное масло, которое используют в медицине и парфюмерии, а из коры - дубильные вещества. Это дерево, обладающее многими достоинствами, выращивают почти во всех тропических и субтропических странах, в том числе и на Черноморском побережье Кавказа. Но там бывают заморозки, и тогда эвкалипты гибнут.

Уход за деревьями включает:

- регулярный осмотр состояния деревьев,

- обрезку,

- кронирование,

- подкормку,

- улучшение состава почвы - удобрение и рыхление,

- обработку деревьев от вредителей и болезней,

- укрепление иммунитета и другие мероприятия по защите и лечению деревьев.

В различное время года проводят свои мероприятия по уходу за деревьями. Ранней весной - это обрезка деревьев. Весной и летом - подкормка деревьев и укрепление их иммунитета. Осенью - санитарная обрезка. Зимой часто требуется удаление деревьев или частей кроны, поврежденной снегопадами. Также необходимо опрыскивание деревьев от вредителей. Уход за деревьями - это особая работа.

ПРИЛОЖЕНИЕ К НОД.

«Предметы которые нас окружают»

Цель: Расширить представления о предметах рукотворного мира.

Образовательные задачи:

Закреплять умения детей группировать предметы по назначению: посуда, инструменты, техника, предметы для изотворчества.

Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг.

Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.

Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла; составлять алгоритм описания материала.

Продолжать учить составлять связный рассказ по серии картинок.

Развивающие задачи:

Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми.

Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.

Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений.

Загадывание загадок о предметах.

Д\игры «Что сначала, что потом», «Почемучка », «Узнай материал», «Из чего сделаны предметы?», «Чудесный мешочек» и др.

Рассматривание энциклопедий, иллюстрированного материала, познавательных ширм «Чух - чух, чух - чух, разгорелся наш утюг» (история утюга), «История пылесоса», «История плиты».

Классификация (наклеивание картинок на ватман) предметов домашнего обихода.

Методическое и дидактическое обеспечение:

Два больших конверта - один с изображением «Капитошки» без адреса, другой красочный с картинками с адресом д\с; письмо от Незнайки; панно-рюкзак, к нему предметные картинки: тарелка, ложка, кружка; топор, пила, игла; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера; краски, альбом, кисточка (карандаши).

Музыка на диске «Езда на паровозике»; имитация ворот (из мягких модулей) с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов».

Предметы бытовой техники (игрушки): пылесос, утюг, чайник, кофемолка, тостер, холодильник, стиральная машина и др.

Истории эволюции утюга и пылесоса (в картинках).

Для детей: на каждого набор предметов из металла (монеты, пластины); салфетка; емкость с водой; магнит; альбомный лист, разделённый на 6 частей; чёрный фломастер; деревянные кругляшки.

Воспитателю: готовый алгоритм, предметы из металла.

Мольберт ; ширмы; лист ватмана с тремя уровнями «небо», «земля», «вода»; наклейки разного транспорта.

Ход:

Воспитатель сообщает детям, что на адрес нашего детского сада прислали письмо

Как вы думаете, что в конверте? (предположения детей: сюрприз, письмо)

Кто нам может написать письмо? (выслушивает ответы: Карлсон, Незнайка)

Вы хотите узнать от кого письмо? (да). Давайте прочитаем!

Открывает конверт, читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал от Вини Пуха, что вы интересуетесь разными предметами! В нашем Цветочном городе мы любим придумывать предметы и будем рады, если вы поделитесь своими находками. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир вещей. Желаю успеха. Ваш друг... Незнайка!»

Воспитатель:

Ребята, что вы знаете о Цветочном городе? (ответы детей). Верно, ребята там живут знаменитые выдумщики и известные изобретатели.

Ребята, вам бы хотелось бы принять приглашение Незнайки? (да) Чтобы отправиться в путешествие, нам надо собраться в дорогу и положить в рюкзак вещи, которые могут пригодиться в пути.

Игровое упражнение на группировку предметов «Собери рюкзак в дорогу». Дети раскладывают предметы на панно - рюкзак по группам:

Посуда - тарелка, ложка, кружка.

Инструменты - топор, пила, игла.

Техника - магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Предметы для рисования - краски, альбом, кисть.

Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной картинке, на которой изображены разные предметы и разместить их по группам.

Подходите, располагайте! Будьте внимательны!

По окончании воспитатель предлагает детям проверить правильно ли всё дети разложили, если есть ошибки, то исправить, рассказать:

Какие предметы вы положили в рюкзак один ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы в дороге? (ответы детей).

Воспитатель хвалит детей за внимательность.

Воспитатель:

Лера, какой предмет ты положила в рюкзак? Для чего он нужен? Почему ты его разместила рядом с...?

Молодец, Лера, ты сейчас постаралась и всё сделала правильно!

Воспитатель:

Ребята, теперь мы готовы отправляться в дорогу! Возьмём с собой пустой конверт и всё, что нового и интересного узнаем в путешествии будем складывать в этот конверт! На чём же мы поедем... (слышится паровозный гудок)... на паровозике!

Физминутка «Езда на паровозике» (дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи друг другу, делают круг, останавливаются)

Воспитатель обращает внимание на ворота с надписью «Цветочный город».

Ну, вот, мы прибыли в Цветочный город (читает)! Проходите, ребята! Ребятки, это же «Лаборатория необычных экспериментов» (читает). Здесь самый умный коротышка - Знайка, должно быть трудиться над испытанием своего нового изобретения!

Давайте подойдём и посмотрим!

Воспитатель:

Ребята, какие предметы вы видите на подносе? (дети называют).

Из какого материала они сделаны? (ответ детей: из металла) Значит они какие? (металлические).

Воспитатель:

Давайте, ребята, сядем и ближе познакомимся с металлом. Дети садятся за стол.

Воспитатель предлагает детям опытническо - экспериментальную деятельность по выявлению свойств и качеств металла.

Ребята, что вы хотите узнать о металле? (дети формулируют задачу).

Как мы это будем делать? Что нам для этого нужно? (дети разрабатывают методику проведения экспериментов) Что будем делать сначала, что потом?

Если мы так сделаем, что у нас получится? (дети прогнозируют результат)

Воспитатель напоминает детям о технике безопасности.

Давайте проверим ваши предположения! Ребята, будьте осторожны в обращении с металлическими предметами: об острые края можно порезаться! (дети работают, выявляют свойства и качества металла)

Зарисуйте всё, что вы узнали о металле? (дети зарисовывают алгоритм свойств и качеств металла с помощью условных обозначений).

Воспитатель предлагает зарисовать и рассказать. Формулирование вывода (словесный отчёт) воспитателем с помощью готового алгоритма. Воспитатель предлагает положить самый удачный детский алгоритм в конверт.

Ребятки, вы наверно засиделись? Давайте попьём с вами чайку!

Физминутка «Чайник - ворчун».

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд, (шагаем на месте)

Я всем на показ выставляю живот, (руки на пояс, повороты туловища влево - вправо)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (прыжки на месте)

Воспитатель подводит детей к вывеске «Музей «говорящих» предметов».

Здесь, ребята, хранятся изобретения известных механиков Цветочного города - Винтика и Шпунтика. Эти предметы могут рассказать о себе много интересного. Давайте подойдём и рассмотрим.

Какую чудо - технику вы узнали? (дети перечисляют: стиральная машина, пылесос, утюг, тостер и др.) Посмотрите, что общего между этими предметами? (ответ детей: эти предметы облегчают домашний труд, их нужно включать в электросеть, это электроприборы).

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена? (ответ детей: да)

Воспитатель предлагает взять со стола по одной картинке, рассмотреть её, вспомнить историю этого предмета, объединиться с теми ребятами, у кого такая же история, встать по порядку от самого древнего до самого современного. Воспитатель предлагает застенчивому ребёнку с помощью считалки выбирать группу детей, которые рассказывают историю своего предмета.

Пылесос. Пучок веток - веник (метла) - щётка - хлопушка - первый валиковый пылесос беспроводной - современный пылесос, который чистит не только ковры, но и воздух.

Утюг. Камень - наматывали на скалку и проводили «рубелем» (ребристой доской) - первый утюг нагревали на печи - «Жаровня с углями» (в утюг засыпали угольки из печи) - современный утюг с регуляторами температуры, обдаёт паром и опрыскиватает.

Хвалит детей.

Молодцы все ребята, верно показали и рассказали истории предметов, ничего не упустили!

Понравилась вам история пылесоса (утюга)? Как вы думаете, предметы со временем менялись или оставались прежними? (ответ детей: человек стремился улучшить их, сделать более удобными и красивыми).

Воспитатель с согласия детей решают истории положить в конверт. Воспитатель сообщает детям, что путешествие походит к концу и пора возвращаться обратно. Предлагает занять свои места в вагонах. Под музыку «Езда на паровозике» дети возвращаются обратно.

Воспитатель напоминает детям о конверте, в который они сложили все интересные новости о предметах, которые сегодня узнали.

Воспитатель:

Ребята, как быть с этим конвертом? Что вы предлагаете? (ответ детей: отправить Незнайке)

Воспитатель поддерживает идею детей, одобряет, соглашается написать обратный адрес Цветочного города.

Воспитатель:

Понравилось вам наше путешествие? Куда бы вы хотели попутешествовать в другой раз? (высказывания детей). Хвалит их за интересные идеи.

Воспитатель подзывает детей к мольберту.

Если вы считаете, что у вас всё получилось, вам было легко и интересно, то наклейте в небо транспорт, что летает.

Если считаете, что вы ошибались и что-то не получалось, то наклейте транспорт, который ездит по дороге.

Если у вас ничего не получилось, было трудно и неинтересно, то наклейте водный транспорт.

Дети берут соответствующий транспорт и оценивают себя. Объясняют своё решение. Воспитатель предлагает детям пойти подписать конверт, а детям сделать рисунки своими руками.


Ольга Артамонова
Конспект НОД по окружающему миру «Моя семья»

Вид деятельности :

Познавательно- исследовательский

Цель :

Продолжать формировать представления детей о семье , ее членах.

Задачи :

Учить правильно называть всех членов семьи

Развивать представление о семье как о людях , которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; интерес к собственному имени.

Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье .

Программное содержание :

Формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола.

Продолжать формировать понятие об их гендерной идентичности, через игру, общение.

Оборудование и материалы :

- Фотографии : детей, воспитателей, помощника воспитателей, музыкального руководителя, физинструктора, старшего воспитателя, заведующей.

- Картинки : девочки, мальчики; женщины, мужчины; пожилые люди - женщины и мужчины.

- «Древо нашей группы» - на дереве уже прикреплены фотографии сотрудников детского сада; листья, вырезанные из цветной бумаги разных цветов.

Погремушка.

Зеркало.

Обручи зеленый и желтый.

Предварительная работа :

Индивидуальные беседы с детьми на тему «Твоя семья » по вопросам :

Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? С кем ты живешь? Как зовут маму, папу? Кто еще живет вместе с вами? Есть ли у тебя брат, сестра? Есть ли у тебя бабушка, дедушка? Они живут вместе с вами? Назови всех, с кем ты живешь.

Ход занятия

Воспитатель :

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Воспитатель и Дети : Здравствуйте!

Воспитатель :

А теперь, я с вами ещё раз поздороваюсь!

Игра «Здравствуйте, ребята!»

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, котята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, козлята? (Нет)

Здравствуйте, ребята!

Вы, ребята, поросята? (Нет)

А кто вы? У вас есть имя, фамилия?

Дети : Да.

Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите.

А в этом нам поможет волшебный мяч. У кого мяч оказывается в руках, тот называет свое имя и фамилию. Сейчас мяч у меня и я называю свое имя и фамилию.

Дети : Дети называют своё имя и фамилию, передавая мяч друг другу.

Воспитатель : Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети, у которых есть имя и фамилия.

Воспитатель :

Мальчики подойдите, пожалуйста, к зеленому обручу, а девочки к желтому.

Посмотрите здесь картинки, но они все перепутались, давайте сообща наведем порядок, расставим их по порядку, как растет человек.

Под музыку Игра «Что сначала, что потом»

Дети расставляют картинки : «От девочки до бабушки (старушки) », «От мальчика до дедушки (старичка) »

Вопросы воспитателя и ответы детей на них :

Кто здесь самый маленький?

А кто постарше?

А кто взрослый?

И кто самый старший?

Обобщает девочка :

сначала я была маленькой (малышкой, стала девочкой, буду мамой, бабушкой

Обобщает мальчик :

сначала я был маленьким (малышом, стал мальчиком, буду папой, и дедушкой.

Дети садятся на стульчики.

Презентация «Младенчество»

Воспитатель :

Ребята, это как раз то время когда вы только родились. Может, кто узнал себя в этих малышах? (Ответы детей) .

Да, это Вы! Как же радовались ваши родители, когда вы появились на свет.

Но перед ними вставала важная задача, знаете какая?

Дать вам имя. Ведь имя есть у всех и без имени нельзя.

Ребята вспомните, как Вас ласково называли родители, когда вы были совсем маленьким.

А поможет нам вот этот подарок из прошлого, что это?

Дети : - Погремушка!

Воспитатель : Становитесь в круг, у кого в руках погремушка, тот и говорит. Сейчас погремушка у меня. Значит, говорю я!

Игра «Скажи ласково»

Воспитатель : Меня в детстве называли ласково : Доченька, Оленька (передаю погремушку по кругу)

Ответы детей

Звучит музыка.

Воспитатель : Ребята проходите на стульчики и закрывайте глаза.

Беру зеркало. Подхожу к детям.

Игровое упражнение «У зеркала»

Воспитатель : Открываем глазки. Посмотрите, кого вы там увидели?

Дети : – Себя!

Воспитатель : – Правильно! Каждый увидел сам себя. Но каждый из вас неповторим. Ведь мы бываем разные. Улыбнитесь себе!

А еще мы умеем сердиться, бывает, мы грустим, или радуемся (дети показывают мимикой разные эмоциональные состояния) .

Воспитатель :

Хоть мы и разные, но у каждого есть самые близкие, дорогие люди, которые вас любят, оберегают, это – мама, папа, бабушки, дедушки!

Пальчиковая гимнастика «Семья »

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья .

Беседа с детьми о семье

Воспитатель :

Кто знает, что такое семья ?

Ответы детей : (это близкие люди, которые живут вместе)

Воспитатель :

А давайте узнаем, кто же это такие близкие и родные люди и отгадаем загадки.

Загадки :

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет

Чем родная…

Дети : Мамочка

Воспитатель : Молодцы, ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Воспитатель : Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку :

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети : Папа.

Воспитатель : Молодцы ребята, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель : Замечательно, ребята! Слушаем следующую загадку :

Сказку добрую расскажет,

Колыбельную споет,

Теплый зимний шарфик свяжет

И гулять со мной пойдет!

Дети : Бабушка.

Воспитатель : Молодцы, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для бабушки?

Воспитатель : Молодцы! А вот еще загадка :

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый…

Дети : Дед.

Воспитатель : Да, ребятки, правильно!

Беседа (опрос 2-3 детей) :

Кто ты для дедушки?

Воспитатель : Замечательно, ребята! Вы всё просто умницы.

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья . Это те самые близкие и родные для нас люди.

Воспитатель

Вы каждый день ходите в детский сад, в нашу группу. Вам нравится здесь? (ответы)

Воспитатель : Мы все находимся здесь почти весь день. Мы дружим, уважаем друг друга, помогаем друг другу. Этим мы похожи на семью .

(Привлекаю внимание на дерево)

Сюрпризный момент :

Воспитатель :

В нашей группе выросло необычное дерево, но оно грустное, потому что на нем нет листиков. Давайте его украсим. Рассматриваем : корни, ствол, фотографии : заведующей, методиста, воспитателей и помощника воспитателя.

Дети (с подсказкой) называют имя, отчество сотрудников.

Воспитатель :

Это «Дерево нашей группы»

Что мы видим?

Ответы детей (ствол и листья)

Воспитатель :

Каждый листик – это мы с Вами, а в целом большая дружная семья .

Проходите к столу, посмотрите ребята, как я буду наклеивать свою фотографию к листику, а потом сделаете сами.

Найдите свою фотографию и приклеивайте её на листик.

Готовые листочки прикрепляем к дереву.

Воспитатель :

Мне было очень приятно рассказать Вам, что же такое семья . Вы узнали, как растет человек – сначала вы были маленькими, стали мальчиками, девочками, потом будите папами, мамами, бабушками и дедушками. А ещё мы с Вами вспомнили, как ласково нас называли родители, когда мы были совсем маленькими.

Занятие окончено.

Фролова Елена Викторовна
Учебное заведение: группа дошкольного образования МОБУ СОШ № 34
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-10-24 «Свойства воды» Фролова Елена Викторовна НОД (экологической направленности) по окружающему миру в разновозрастной группе для детей 5-6 лет. Тема: «Свойства воды»

Просмотреть свитедельство о публикации

«Свойства воды»

«Свойства воды»

НОД (экологической направленности) по окружающему миру в разновозрастной группе для детей 5-6 лет

Подготовила

воспитатель группы дошкольного образования МОБУ СОШ № 34

Фролова Елена Викторовна

Актуальность

В образовательную программу дошкольных образовательных учреждений входит изучение разнообразного состояния воды , но у детей не достаточно сформированы представления о состояниях веществ. Считаю целесообразным применение поисково-исследовательской деятельности с использованием опытов, элементарного экспериментирования.

Цель : Сформировать у детей элементарные знания о круговороте воды в природе , показать разнообразие состояний воды в окружающей среде .

Основные задачи :

1). Продолжать учить детей делать выводы , добывать конкретные знания о свойствах воды , дать представление о круговороте воды и ее значении . Активизировать словарь детей: состояния воды: твёрдое, жидкое, парообразное, круговорот воды в природе, опыт.

2). Продолжать развивать поисково-исследовательские навыки, наблюдательность, любознательность, мышление.

3). Воспитывать умение работать в группах дружно и слаженно , приходить на помощь в затруднительных ситуациях товарищам.

Методы и приемы :

— наблюдение

— опыт и элементарное экспериментирование

— рассматривание иллюстраций

— проблемно-игровая ситуация

Ожидаемый результат:

Дети имеют представления о круговороте воды в природе , о разнообразных состояниях воды в окружающей среде ; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают

круговорот воды в природе ; делают выводы, полагаясь на результат опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды . У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

Предварительная работа :

Беседа с детьми о значении воды .

Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ» .

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой.

Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды » .

Беседы родителей с детьми о круговороте воды в природе , просмотр познавательных передач, использование интернет-источников.

Оборудование: ноутбук, флеш-карта с презентацией и звуками воды, поднос, термос, зеркало, стаканы, снег и лед.

Ход НОД:

Здравствуйте, ребята! Можете поприветствовать наших гостей.

Сегодня у на необычный день, потому что к нам в гости пришла вот такая вот замечательная капелька. Как вы поздороваетесь с ней? (Дети здороваются)

А что же такое капелька? (Ответы детей) Правильно, капелька – это частичка воды… А хотите узнать о жизни капельки и её необычных приключениях в водном царстве? Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на таком замечательном корабле. Занимайте места. (Дети усаживаются)

Слышатся звуки моря. Дети отправляются на корабле в плавание.

Первый причал, у которого мы остановимся – Планета Земля. Воспитатель показывает детям коробку и предлагает заглянуть и узнать, что же там спрятано. В коробке лежит лист с загадкой:

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны

— Что это? (Глобус)

Воспитатель : ну что, ребята, давайте попробуем его найти.

После того, как дети находят глобус, рассматривают его :

— На что он похож? (Варианты детей – шар, яблоко, объемный круг …модель нашей земли)

— Правильно, это модель нашей планеты Земля. «Наша планета – это общий дом. И много лет мы в нем живём. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что же находится на нашей планете? » (Ответы детей)

— Да, на нашей Земле находятся реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. Это окружающая нас природа! И Человек — тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни.

Скажите, почему глобус разноцветный, и что означают его цвета? (Варианты детей)

— Какого цвета больше на глобусе?

— Синий цвет — это вода : моря, океаны, реки, озёра.

Воспитатель объясняет детям, что вода занимает три четвертых поверхности Земли на примере яблока. (Яблоко разрезано на четыре части, три части яблока – это вода на Земле)

Дети, если вода занимает так много места на нашей Земле, значит, она очень важна для человека и нашей природы, согласны? Послушайте стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте,

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить :

Без нее нам не прожить!

— Ребята, какой из стихотворения мы с вами можем сделать вывод? Правильно, что без воды жизнь невозможна . Она повсюду : и в водоемах, и воздухе, и в земле. Но каким образом она туда попадает? Все это благодаря такому явлению, как круговорот воды в природе . Давайте, с вами посмотрим сказку о путешествии капельки и жизни воды на Земле (показ презентации о воде)

Физминутка :

Я иду, и ты идешь- раз, два, (шаг на месте)

Я пою, и ты поешь - раз, два, три (стоя, дирижируем 2-мя руками)

Мы идем и мы поем - раз, два, три. (шаг на месте)

Очень дружно мы живем - раз, два, три. (прыгаем на месте, хлопаем руками над головой)

Уважаемые исследователи, я говорю, «исследователи», потому что сейчас я одену вам маски юных исследователей воды! Давайте пройдем с вами в лабораторию экологов. Итак, я предлагаю вам рассмотреть воду и познакомиться с ее свойствами!

Воспитатель демонстрирует несколько экспериментов с водой.

Дети делают вывод:

Вода – это жидкость, она не имеет собственной формы, прозрачная, без запаха и без вкуса, может растворять вещества. Ее можно очистить с помощью фильтра. В воде живут молекулы.

— Ребята, скажите, из чего состоит вода? (Правильно, вода состоит из молекул и в зависимости от того, как располагаются молекулы в воде, вода может встречаться нам в трех состояниях. Какие состояния воды нам известны ?)

(Ответы детей : жидкое состояние, твердое и газообразное) .

(воспитатель раздает каждому воспитаннику по капельке для игры)

Ребята, вспомните когда мы смотрели сказку о капельке, она испарилась с поверхности реки и поднялась в небо! Правильно?!

— Как узнать, что капелька, которая превратилась в пар — это и есть вода?

Чтобы узнать это, нам поможет следующий эксперимент.

Проведение опыта №1:

Цель: убедиться, что пар состоит из воды

Описание

Воспитатель держит над термосом зеркальце. Затем с детьми, рассматривает, что появилось на зеркале. Отметить, что появились капельки воды.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

( шагаем на месте )

Наклонились и умылись.

( наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

( встряхиваем руками )

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

( круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

( круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

( прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

( шагаем на месте )

И отправились домой.

Солнце нагревает поверхность воды , капли воды превращаются в пар и поднимаются высоко в небо. А как вы думаете, что их там ждет? (Варианты детей)

— Высоко в небе, где гуляют холодные потоки воздуха, пар охлаждается, превращается снова в капли воды , эти капли образуют облака, тучи. Так газообразные молекулы снова превращаются в жидкие.

— Как вы думаете, что происходит дальше? (Варианты детей)

— Правильно из тучи идет дождь, и капли воды снова возвращаются на землю.

Опыт № 2 (блюдца, губки на каждого ребенка и вода)

Дети опускают губки в воду и потом их выжимают, воспитатель поясняет, что так в тучку собирается вода, и идет дождь.

— Мы с вами поговорим еще об одном свойстве воды – твердом.

Проведем опыт № 3:

Для этого кладём на поднос снег и лёд. Наблюдаем, во что они превращаются. В один стакан кладем снег, в другой – лёд. Проследим, произойдет в стаканах.

Дети.

Воспитатель. Мы с вами увидели, что вода можем быть в трех состояниях! В каких? (жидком, твердом и газообразном).

— Расскажите, пожалуйста, почему воду называют «жизнью на Земле»? (Ответы детей) Верно, вода дарит жизнь всем живым организмам на Земле. Но запасы воды на нашей планете не безграничны, поэтому воду нужно беречь. А кто знает, как люди могут сберечь воду? (ответы детей). Все правильно, если вы будете беречь воду, то и природа ответит вам добром!

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок терпению

Без рубрики. .

Конспект НОД

По ознакомлению с окружающим миром

Тема: Мир, где парят орлы.

Цель: Познакомить детей с природным миром горных районов Северной Осетии; показать взаимозависимость жизни людей, животных, растений от природных условии; дать понятие о взаимоотношениях всех компонентов природы; воспитывать экологическую культуру .

Методические приемы:

Рассматривание физической карты Северной Осетии. Беседа о разнообразных климатических условиях нашей республики, физминутка, рассуждения, где и какие растения растут на склонах горы, как зависит животный мир от растений, игровые задания, работа с макетом горы.

Оборудование:

Физическая карта Кавказа, иллюстрации с видами горных пейзажей, макет горы с заснеженной вершиной, картины с видами растительности горных районов, фигурки диких животных и птиц, проживающих в горах Осетии, музыкальный фрагмент осетинской мелодии.

Ход НОД

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие, напоминает, какие красивые горы наблюдали дети во время экскурсии. Уточняет, каким видом транспорта можно воспользоваться.

Ответы детей.

Звучит музыка.

Дети подходят к висящей на стене физической карте Кавказа.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту и обсуждает, как зависит окраска гор от ее высоты, сравнивает с видами горы на иллюстрации.

Рассказ воспитателя.

Горы всегда учили человека жить в мире и согласии с окружающим миром. Наблюдая за жизнью растений и животных в горах, человек замечал, что если с уважением и пониманием относиться к тому, что тебя окружает- можно жить радостно и счастливо долгие годы. Вспомните, когда на экскурсии мы рассматривали пейзаж гор, мы обратили внимание, что у подножья горы много деревьев, весь склон горы покрыт растительностью. А сама вершина была покрыта снежной шапкой. А ниже этой шапки на горе не росло ни одного дерева, и только острые скалы смотрели в небо.

Дети подходят к стенду с изображением горы.

У подножья горы так много деревьев, кустарников, травы. Люди наблюдали за тем, что такой зеленый ковер распространен только в нижней части горы. Так они и назвали эту часть- зеленой, а из-за большого количества лесов-лесистой. Но мы с вами поднимемся выше по горной тропинке.

Воспитатель предлагает детям пройти по узкой дорожке, сохраняя равновесие.

Как вы думаете, почему здесь нет деревьев? Почему они здесь не растут?

Ответы детей.

Правильно деревья встречаются редко, а вот кустарников и травы все еще много.

Как вы думаете, какие животные могут здесь жить?

Ответы детей.

Почему здесь не могут жить зайцы, лисы, волки, медведи?

Ответы детей.

Да, это лесные жители и там мало деревьев и пропитаться сложнее и спрятаться негде.

Игровое задание «Найди дом»

Мы с вами поднимаемся выше. Странно, но на этой высоте совсем не растут деревья, и только трава покрывает склон горы. Почему же здесь не растут деревья?

Ответы детей.

Правильно, дети. Деревьям нужно тепло, много воды и хорошая почва для роста, а у травки корни располагаются у поверхности почвы и ми не надо подбираться за питанием и водой через породы горы, травке хватает и того питания, что дает ей тонкий слой почвы.

Как вы думаете, какие животные могут жить в таких условиях?

Ответы детей.

Молодцы, Вы правильно определили, что эти животные питаются травой и у них должна быть теплая шубка.

Задание «Выбери животных, что живут на лугах»

Мы поднимемся выше по склону. Посмотрите на иллюстрации. Что вы можете рассказать об этом месте?

Дети составляют описательный рассказ.

Кто же может жить в таком месте?

Ответы детей.

Правильно. На этих скалах живут птицы. Найдите их изображение и назовите.

Ну а выше в горы мы уже подниматься не будем. Здесь лежит снег, который не тает даже летом. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Физминутка.

Что-то стало совсем холодно. Давайте согреемся.

Дети выполняют движения: легко трут руки, затем уши, затем ладони.

В давние времена наши предки жили в этих горах, спасаясь от врагов, защищая свою землю. Им приходилось очень внимательно и заботливо относиться к окружающей природе. Ведь как трудно вырастить в горах не только фрукты и овощи, но даже траву, которая, как вы заметили, растет не везде. Как вы думаете, чем занимались горцы?

Ответы детей.

Сегодня вы познакомились с тем, как мудрая природа учит людей жить радостно и счастливо в единении с природой, соблюдая ее законы и правила. Скажите, как человек может беречь красоту природы?

Ответы детей.

А сейчас мы подойдем к столам и нарисуем то, что вам понравилось на занятии.

Дети рисуют. Воспитатель в ходе работы спрашивает о сюжете рисунка, закрепляет знания детей вопросами.