Методический анализ на тему: Традиционный праздник коми-ижемцев "Луд" методическая разработка на тему. Народный праздник «Луд Под стук оленьих рожек

21.10.2019 Обувь

Сейчас праздник проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Фиксированное место и время праздника в прошлом — междуречье рек Ижма и Куръя — Дi — «остров», с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. Сейчас место проведения праздника более доступно - луг, рядом с мостом на зареченские села.

В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. Сейчас эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег).

От каждой деревни раньше шло праздничное шествие на место проведения Луда - сейчас из дальних сел приезжают на машинах. Главная особенность Луда в том, что на нем нет зрителей, и каждый становится участником обряда.

Празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.

В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и семейные костры. К этому моменту все ижемские деревни и села возводят мини-подворья, представляющие особенности местного уклада. Сизябск, исконно оленеводческое село, ставит чум. Мохча и Гам, славящиеся лошадьми, организуют скачки. В красноборском подворье, объединяющем также жителей деревень Вертеп и Диюр, демонстрируют свои ценности: целебную голубую глину, «живую» воду и чудо-веники.

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них — «Кык ряд», «Орччoн сулалoм», «Кругoн ворсoм», «Куимoн» и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности.

После общего хоровода начинается «конкурс красоты». Нарядных девушек - невест - выводят на самодельную сцену и расписывают достоинства-таланты, демонстрируют их вышивки и пироги. Спортивная часть праздника включает прыжки через нарты, бросание аркана, метание гири.

С Лудом связан еще один обряд. Потомки оленеводов, разъехавшихся в поисках пастбищ по всему Северу - от Финляндии до Ямала, обязательно берут с малой родины саженец черемухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздают в горшках, землю в которые собирают со всего района, а поливают такой же общинной водой.

Луд объединяет ижемцев, проживающих в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник проводится на коми языке.

Испокон веков ижемцы в одну из белых июльских ночей выходили «гулять на лугах». Праздник так и назывался: Луд, то есть «луг». Луд объединяет ижемцев, проживающих в Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Мурманской и Архангельской областях и в других уголках России. Праздник проводится на коми языке, что подчеркивает национальный колорит Республики Коми.

Праздник Луд сегодня называют брендом Ижемского района Республики Коми. Ему предан статус официального праздника. В настоящее время праздник проходит в последнее воскресенье июня или первое воскресенье июля — в канун начала сенокосной страды. Фиксированное место и время праздника в прошлом — междуречье рек Ижма и Куръя — Дi — «остров», с вечера до восхода солнца, т.е. в переходное время. Таким образом, подобраны переходные место и время действия, которые по поверьям древних, имели наибольшую магическую силу. Се йчас место проведения праздника более доступно - луг, рядом с мостом на зареченские села.

Испокон веков ижемцы в одну из белых летних ночей выходили «лудын войлыны» («гулять на лугах»). В середине 1930-х годов эта традиция прервалась. Возобновили гулянье только шестьдесят лет спустя, в 1997 году.

В начале XX века праздник начинался с того, что на острове собирались молодые всадники, которые прогоняли табун лошадей, тем самым вытаптывали площадку для гуляния, огибая остров. Время внесло свои коррективы в празднование. В настоящее время эта традиция преобразилась в спортивные конные скачки по заливному лугу. Здесь участвуют всадники со всего района, скачки проходят в 5 забегов («рысь», кобылы, жеребцы, мерины, общий забег).

От каждой деревни раньше шло праздничное шествие на место проведения Луда - сейчас из дальних сел приезжают на машинах. Главная особенность Луда в том, что на нем нет зрителей, и каждый становится участником обряда. Удивительно, но даже молодежь специально приезжает из городов на этот праздник, который заканчивается дискотекой при свете костров и восходящего солнца.

Сейчас празднование принято начинать с многокилометрового Ижемского шествия, точнее, дефиле, на которое участвующие женщины надевают старинные парчовые сарафаны, передающиеся по наследству.

В десять часов вечера на свежескошенной части праздничного луга зажигаются родовые и сем ейные костры. К этому моменту все ижемские деревни и села возводят мини-подворья, представляющие особенности местного уклада. Сизябск, исконно оленеводческое село, ставит чум. Мохча и Гам, славящиеся лошадьми, организуют скачки. В красноборском подворье, объединяющем также жителей деревень Вертеп и Диюр, демонстрируют свои ценности: целебную голубую глину, «живую» воду и чудо-веники.

Праздник Луд включает в себя хороводы и хороводные игры, некоторые из них — «Кык ряд», «Орччoн сулалoм», «Кругoн ворсoм», «Куимoн» и т.д. Население чувствует единение в общем хороводе, заводилами которого являются участники самодеятельности.

После общего хоровода начинается «конкурс красоты». Нарядных девушек - невест - выводят на самодельную сцену и расписывают достоинства-таланты, демонстрируют их вышивки и пироги. Спортивная часть праздника включает прыжки через нарты, бросание аркана, метание гири.

С Лудом связан еще один обряд. Потомки оленеводов, разъехавшихся в поисках пастбищ по всему Северу - от Финляндии до Ямала, обязательно берут с малой родины саженец черемухи, чтобы вырастить у себя дома. Деревца раздают в горшках, землю в которые собирают со всего района, а поливают такой же общинной водой.

В селе Ижма Республики Коми в восьмой раз состоялся республиканский народный праздник «Луд».

Традиция собираться на праздник перед выходом на сенокос идет из древности. В 30-е годы прошлого столетия эта традиция прервалась, но в 1997 году местные жители вспомнили о празднике предков.

С 2005 года ижемский «Луд» приобрел статус республиканского. А в этом году праздник прошел под статусом межрегионального. Ежегодно во время проведения праздника «Луд» в Ижму съезжаются изьватас (ижемцы) из разных регионов.

Вот и в этом году прибыли делегации и творческие коллективы из Сыктывкара, Ухты, Инты, Корткеросского и Усть-Цилемского районов Республики Коми, а также Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского автономных округов и Мурманской области.

Наш округ представляли клуб «Коми чукöр» и коми-фольклорный ансамбль «Печорянка» Этнокультурного центра НАО, коми-вокальный ансамбль «Войвыв дзоридз» из Харуты и коми-вокальная группа из Хонгурея, а также исполнительница ненецких песен Валентина Тайбарей из Нарьян-Мара.

Веселье перед страдой

«Луд» – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, сегодня по праву является брендом Ижемского района. «Луд» в переводе с коми-языка означает «луг» – широкое, открытое место, где проводится праздник. Ведь обычно на праздник съезжались жители окрестных сел и деревень, и было важно, чтобы всем участникам веселья хватило места. «Луд» – многожанровое мероприятие, которое включает в себя народные игры, хороводы, песенные, плясовые и спортивные состязания.

Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Поэтому главные темы праздника – растительность и очистительная сила воды. В этот период лета природа достигает наивысшего расцвета, травы вбирают в себя весь сок и обладают чудодейственной силой, а вода в реке становится целебной.

Ижемские старожилы вспоминали, что каждое село, каждая деревня в определенное время, от Ивана Купалы до Петровских дней, выходила гулять на луга. «Гуляли» перед началом сенокоса или поста, то есть праздновали перед предстоящей долгой работой, страдой и петровским постом.

Куклы, капуста, сенокос

Ижемский «Луд» сегодня – грандиозное двухдневное действо.

Началось оно в этот раз с экскурсии по главной улице села для всех желающих.

В одиннадцать часов утра на центральной улице раскинулась выставка-ярмарка декоративно-прикладного творчества, народных промыслов и коллекций местных собирателей, на которых можно было приобрести ижемские сувениры, авторских кукол в национальных костюмах из Печоры, свистульки из Ухты.

СПК колхоз «Ижемский оленевод и Ко» предлагал гостям праздника национальную обувь северян – пимы и тапочки, сшитые из оленьего меха.

Всюду работали развлекательные площадки. Для самых юных зрителей были подготовлены конкурсы, игры и сладкие угощения. Прямо на улице ижемки в национальных костюмах предлагали гостям попробовать чаи из местных трав и угощали свежеиспеченными ижемскими шаньгами. Мохчинцы делились особым рецептом по засолке капусты.

По всей улице развернулись подворья, где желающие могли принять участие в мастер-классах по различным традиционным ремеслам. Пока одни умельцы постигали печное искусство под руководством мастера печных дел, другие с интересом принимали участие в сенокосе, после которого каждому предлагали испить кваску. Третьи практиковались в умении прясть на прялке овечью шерсть.

Межпоселенческая библиотека организовала летний читальный зал, где почитатели поэзии приняли участие в поэтическом марафоне «Муса чужан кыв вылын». С любовью к родному языку гости наизусть читали стихи на коми-языке. Не остались без внимания и выставки книг, и стенды с фотографиями.

На площади перед районной администрацией творческие коллективы радовали местных жителей и гостей импровизированным концертом – каждому представилась возможность спеть и в микрофон озвучить поздравления.

Под стук оленьих рожек

Торжественное открытие VIII республиканского традиционного народного праздника «Луд» началось в 14 часов на площади перед ижемским Домом культуры.

Приветствовали многочисленную аудиторию, собравшуюся на самый яркий ижемский праздник руководитель администрации МР «Ижемский» Игорь Норкин и первый заместитель главы Республики Коми Тамара Николаева, которые отметили, что подобные мероприятия способствуют сохранению и развитию богатой культуры коми-ижемцев, а также укреплению этнических связей между регионами нашей страны.

А затем начался праздничный концерт, который открыл солист Государственного театра оперы и балета Республики Коми Владимир Юрковский. За ним порадовали зрителей народные артисты Республики Коми Пётр Шучалин и Василий Рочев. Далее эстафету подхватили творческие коллективы.

Зрители тепло встречали выступления наших артистов. Отказавшись от фонограммы, при отсутствии аккомпаниатора, они исполнили две песни под стук оленьих рожек.

Уже потом, после выступления, руководитель ансамбля «Печорянка» Ольга Коцюбанская выслушивала комплименты коллег по творческому цеху. Особенно всем запомнился молодой участник ансамбля Иван Дуркин, настолько величественно смотрелся он в национальном костюме.

Когда Иван надевал оленеводческий костюм перед выступлением, журналисты ТВ Сыктывкара, увидев его, попросили заново повторить обряд одевания перед телекамерой и ответить на вопросы об участии в коми-ансамбле «Печорянка».

Коми-оленеводческие песни «Вит кöрöс ке кутала» и «Ёгор Вань» принимались зрителями очень хорошо. В каждой песне – сюжет из жизни коми-оленеводов. В первой песне – выбор невесты – из трех сестер оленевод выбирает самую младшую, которая шьет нарядные пимы. Во второй – встреча в поселке оленевода, на крыльцо его выбегает встречать девушка, и накрывается праздничный стол. Понравившиеся песни наших исполнителей журналист Мария Елтышева записала для Салехардского радио.

Достойно выступили на празднике участники коми-ансамбля п. Хонгурей, исполнив песни «Сирчунь-вирчунь» и «Коми му». Женское трио сопровождал пятилетний Никита Калюта, который вместе с мамой поет коми-песни и аккомпанирует в такт музыке на шумовом инструменте.

Участницы коми-ансамбля «Войвыв дзоридз» выступили со специально подготовленной для праздника программой. Нарядные хороводы с платками, красивые песни украсили праздник. В коллективе наравне со взрослыми прекрасно выступают дети, что отрадно – у традиционной коми-культуры есть преемники.

По главной улице с проходкой

В пять часов вечера народ переправился на другой берег реки Ижмы, где состоялись традиционные конные скачки. Из года в год эти состязания собирают около ста участников из разных уголков района. В ходе состязаний определяется чемпион Ижемского района в личном зачете.

Главное действие традиционного праздника – вечерняя проходка через Ижемские ворота, началась в восемь часов вечера. Пожалуй, это было самым зрелищным моментом праздника. Это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Удивительная картина предстает глазам зрителя, когда вся улица заполняется пестрой разноцветной толпой, которой, кажется, нет конца и края.

Традиционная вечерняя проходка «Ижемские ворота» – старинный обряд. Исполняя его, многочисленные участники – все в ярких национальных коми-костюмах, под старинную обрядовую песню идут по цент-ральной улице села и выстраивают определенные хороводные фигуры. По языческим поверьям, пройдя через ворота, участники очищаются. Ворота символизируют переход от весенних к летним календарным обрядам.

Удивительно, что участие в проходке принимают люди всех возрастов: мужчины и женщины, молодые парни и девушки, старенькие бабушки и детсадовская детвора.

Зрелище очень красивое! Многочисленные зрители по обе стороны дороги сопровож-дают участников, снимая их на фото- и видеокамеры, до конца деревни. Оттуда одни так и идут пешком дальше, на другой берег Ижмы, на заливной луг, где импровизированный луговой праздник продолжится до рассвета. Другие до места ночного гулянья едут на автобусах и автомобилях.

От заката до рассвета

К десяти часам вечера праздник плавно переместился на луг. Здесь поселения развернули свои подворья, угощая гостей кашей, ухой и шаньгами. Со сцены, установленной в центре огромного луга, ведущие весело зазывали участников праздника. Со всех концов луга сюда стали стекаться нарядные ижемцы, мохчинцы, щельяюрцы. Зеленый луг запестрел многоцветьем коми-нарядов. Под лучами заходящего солнышка, участники праздника слились в массовом хороводе, а гости завороженно наблюдали за отточенными действиями танцующих.

После захода солнца на лугу разожгли десятки родовых и семейных костров. Участники праздника, разойдясь было по закрепленным за каждым поселением местом, вновь собрались у сцены на обрядовый конкурс «Хоровод невест», чтобы полюбоваться красивыми девушками в традиционных ижемских нарядах из бабушкиных и прабабушкиных сундуков, которым уже не одна сотня лет.

А юные «невесты» показывали себя во всей красе, представляя национальные наряды, творческие выступления и свои изделия ручной работы. А компетентное жюри выбирало самую лучшую.

В этом году впервые местным красавицам составили конкуренцию гостьи из Корткероса и Салехарда. В итоге, первое место досталось невесте из Корткеросского района, второе заняла девушка из Салехарда, третье место получила красавица из Сизябска.

Гулянья продолжились до рассвета. У каждого была возможность посоревноваться в национальных видах спорта, поучаствовать в охотничьих забавах, попробовав себя в стрельбе из лука и метании копья, покачаться на огромных качелях, поиг-рать в луговые игры, потанцевать на этнодискотеке.

– Я на этом празднике первый раз, меня он очень впечатлил, – поделился впечатлениями участник клуба «Коми чукöр» Иван Анисимович Рочев. – Я даже не думал, что так красиво может выглядеть разодетая народная толпа в национальных костюмах, выходящая с улицы прямо на луг. Очень интересно и познавательно.

– Ансамбль «Печорянка» участвует в этом празднике уже в пятый раз. «Луд» – это прекрасная возможность окунуться в мир языческих традиций, – говорит руководитель коллектива Ольга Коцюбанская, – это встреча с друзьями. На следующий год, думаю, в «Хороводе невест» выступит и девушка из Нарьян-Мара. Очень важно, чтобы подрастающее поколение не только помнило свои корни, но и сохраняло традиции и самобытный уклад ижемцев.

Праздник Луд сегодня называют брендом Ижемского района Республики Коми. Ему присвоен статус официального праздника. «Луд» в переводе с коми-языка означает «луг» – широкое, открытое место, где проводится праздник.

Коренные жители ижемского района – это особая этнографическая группа коми или как они сами себя называют – изьватас. Ижемские коми имеют языковую и культурно-бытовую специфику, которая столь заметно отличает их от других народностей коми. У коми-ижемцев свой уклад жизни, в отличие от южных коми, живших земледелием и промыслами, ижемцы – оленеводы.

Гостям праздника «Луд» предоставляется возможность принять личное участие в мини-подворьях, представляющие особенности местного уклада. Посетить чум, поучаствовать в конкурсе скачки на лошадях, и пройтись в национальной одежде на традиционной вечерней проходке «Ижемские ворота».

Праздник «ЛУД» проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям коми-ижемцев.

Достопримечательности: Галфедьские камни Еще одной достопримечательностью Ижемского района являются Галфедьские камни. Данная достопримечательность находится возле деревни Малое Галово. Здесь, на берегу реки Ижмы лежат несколько десятков больших камней правильной сферической формы. Фантастическая картина напоминает кладку яиц динозавров или остатки древней цивилизации. Несколько лет назад «галфедьса изъяс» (так ижемцы называют малогаловские камни) были признаны одним из чудес районного масштаба. Кажется, что какой-то древний великан разбросал по берегу каменные шары. Большая часть камней потрескалась, а некоторые даже полностью разломаны. Но попадаются и целые. Самые маленькие из них около метра в диаметре, а наибольшие достигали трех-четырех метров. Некоторые находятся на берегу, другие скатились в воду. В данный момент разрабатывается туристический маршрут к необычным малогаловским камням. Сизябск Уже 11 лет развивается туристический бизнес в поселке Сизябск. Сначала на холме появился небольшой домик, а затем и настоящий оленеводческий чум. Тут гости могут примерить малицу, прокатиться на ватрушках-тюбингах, сфотографироваться с настоящим оленем. На Базуе (так называется холм) есть свой музей истории и культуры XX века. Здесь собраны атрибуты пионерии и комсомола, граммофон, печатная машинка и другие экспонаты, обнаруженные в домах земляков. Есть в музее школьная форма советской эпохи и лозунги. Под одной крышей с «советским» музеем в сенях находится музей охоты и рыболовства, в котором собраны старинные снасти и современные трофеи: широкие охотничьи лыжи, старый рубанок, деревянные щипцы, используемые при дублении оленьих шкур, в избушке – птичий хвост и старинный пистолет или обрез. Туристы в Сизябске могут попробовать оленину, рыбу, шаньги, прочие местные деликатесы и главное блюдо туристического меню – вареная оленина. Вертепский дом народных традиций Сохраняются и поддерживаются традиционные народные промыслы – изготавливаются изделия из оленьего меха, традиционные ижемские сувениры. МУК «Ижемский районный историко-краеведческий музей» Музей основан в 1992 г. В музее представлена богатая этнографическая коллекция, предметы быта коми-ижемцев, археологические находки, так, в 1951 г. около д. Малое Галово был найден клад железных предметов: 26 топоров, 7 наконечников стрел и другой инвентарь- часть клада экспонируется в музее. В музее хранятся кости мамонта, найденные в разное время недалеко от деревни Мошъюга и на берегу речки Собысь, притока Ижмы.

Объекты размещения: В самом селе находится гостиница «Ижма», номерной фонд – 14 номеров. В 20 км от с. Ижма располагается туркомплекс «Ижемские Черемушки», где туристы размещаются в полностью благоустроенных деревянных коттеджах.

В Ижме состоялся 13-й межрегиональный традиционный праздник «Луд». Его посетили артисты и мастера из городов и районов Коми, а также гости из Мурманской и Кировской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. По оценкам организаторов, праздник собрал 6 тысяч человек.

Фото Александра Кавиева

Как сообщили в пресс-службе администрации Ижемского района, основная программа осталась традиционной. В 11:00 начали работу тематические площадки от сельских поселений района, были организованы выставки, мастер-классы, ярмарки и другие развлечения.

В празднике приняли участие артисты и мастера из Усинска, Инты, Печоры, Сыктывкара, Усть-Куломского, Княжпогостского, Прилузского и Сыктывдинского районов. С национальной культурой ижемского народа познакомились гости из Мурманской и Кировской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.


Гостей праздника познакомили с национальными традициями оленеводства. В чумах можно было увидеть быт оленеводов и попробовать национальные блюда. Банные традиции коми-ижемцев продемонстрировала творческая группа из деревни Гам. Они показали, как правильно заготавливать и хранить веники, проводить обряд помывки новорожденного и соблюдать правила пользования баней.

В 12:00 на площади Ижемского дома культуры началась программа «Ижма молодая», где выступили солисты и молодежные коллективы района. После сцену уступили участникам концерта «Мусянь, Васянь ставлы чолом!».

Здесь ижемцев поздравили официальные лица, а право открыть праздник предоставили руководителю администрации Ижемского района Любови Терентьевой.


Поздравления от главы республики, который в тот момент находился в Бурятии, передал ижемцам руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин. Он рассказал, что отправил Сергею Гапликову фото ижемского храма. и тот очень рад, что праздник проходит под сенью нового купола.

Министр культуры, туризма и архивного дела Коми Сергей Емельянов охарактеризовал праздник как главное знаковое событие, которое происходило в регионе за последние несколько лет. Населенные пункты района, по словам министра, получили «новую жизнь», благодаря ремонту и оснащению учреждений культуры.


Француз рассказал, что в Ижме идут съемки передачи «Моя любовь - Россия».

Я с детства люблю такие праздники, – признается Пьер Броше. – О «Луде» мы узнали месяц назад и решили, что обязательно нужно снять про этот праздник передачу. Она выйдет в эфир зимой этого года.

Луд у вас в крови, уважаемые ижемцы! - обратился к зрителям Николай Иванов. – Потому что этот праздник не назначенный, не спущенный сверху – он родовой. Для всей остальной страны Ижма сегодня – символ России. Когда у вас совершил аварийную посадку самолет, во всем мире, в том числе и в Москве, сказали: есть место, где в ослабленной ситуации Россия может всегда приземлиться и, более того, отсюда она может взлететь и встать на крыло.


Депутат Госсовета Коми Дмитрий Кологривый признался в любви к ижемскому народу и вручил благодарность от председателя парламенты Надежды Дорофеевой главе Ижемского района Татьяне Артеевой. Глава тоже передала депутату благодарность Ижемского района за значимый вклад в социально-экономическое развитие муниципалитета.

Слова поздравления прозвучали и от заместителя генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Сергея Макарова. После на сцену вышли коллективы художественной самодеятельности и артисты театра драмы им. Савина.


Вечерняя часть программы стартовала в 17:00 на левом берегу реки Ижмы. Здесь состоялись традиционные конноспортивные соревнования. К восьми вечера гости вернулись в село, чтобы принять участие в знаменитом танцевальном шествии «Ворота».


После десяти часов на левом берегу реки Ижмы участников ждали хороводы «Лудын ветлам», луговые игры, катания на лошадях, торговые ряды. Здесь же прошел конкурс подворий «Изьваса сикт» и конкурс «Хоровод невест», соревнования по прыжкам через нарты, метанию аркана на хорей и метанию гири на дальность. Завершилось гуляние выступлением сыктывкарской группы «Отдел кадров».


По итогам межрегионального праздника руководителю администрации Ижемского района доложили, что мероприятие прошло спокойно, к представителям правопорядка и здравоохранения обращений от населения не зафиксировано.