Порядок и размер оплаты пребывания ребенка в детском саду. На что выделяются деньги детскому саду детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур

05.03.2020 Обувь

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

3. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

6. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

8. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

9. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

10. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

11. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными.

12. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

выполнение функций, определенных уставом;
реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
качество реализуемых образовательных программ;
соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

13. В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.

II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения

14. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

16. Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Права юридического лица в части ведения уставной финансово- хозяйственной деятельности возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента его регистрации.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

18. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

19. Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

20. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

21. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

22. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

23. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

24. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение.

25. Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

26. Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке проходят периодическое медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения

27. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

28. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

29. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

30. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

31. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.

32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;
от 1 года до 3 лет - 15 детей;
от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;
любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей.

33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с туберкулезной интоксикацией - 10 и 15 детей;
для детей, часто болеющих, - 10 и 15 детей;
для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, - 12 и 15 детей.

35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

до 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
старше 3 лет:
10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

IV. Участники образовательного процесса

36. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.

37. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

38. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

40. Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

41. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.

42. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

43. В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

44. Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

45. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право:

на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;
на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.

46. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:

заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;
структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;
штатное расписание и должностные обязанности работников.

V. Управление дошкольным образовательным учреждением

47. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

48. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно- общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом.

49. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий.

Прием на работу заведующего дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

50. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;
распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав, предоставленных ему договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем;
выдает доверенности;
открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;
несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.

VI. Имущество и средства учреждения

51. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации.

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

52. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом.

53. При финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.

54. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств, указанных в пункте 52 настоящего Типового положения, не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

55. Финансовые и материальные средства дошкольного образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются дошкольным образовательным учреждением в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При ликвидации дошкольного образовательного учреждения финансовые средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования.


Учитывая, что основные правила поведения, а также иные навыки приобретаются в раннем возрасте с целью начальной социализации и приобщении к обществу в 60-е годы в 19 веке была создана система дошкольного образования, выражающаяся в тех же ясельках и детских садах.

коммерческие предприятия

В частности, в

Также в соответствии с ч.5 ФЗ №273

письме №ДЛ-101/08

В частности, ежемесячное содержание

От чего зависит стоимость

за счет родительской платы

При этом в коммерческих яслях

Размер оплаты

родительская плата

В среднем присмотр и обучение ребенка ежемесячно обходиться родителям в пределах от 4000 тысяч до 6000, а из расчета оплаты в день от 130 до 200 рублей, но оговоренные размеры оплаты сада относятся только к государственным учреждениям, в коммерческих цены в разы дороже, а именно от 200 до 2000 долларов.

Региональные особенности

В частности

в среднем по РФ варьируется в пределах от 4000 тысяч до 6000 рублей, что актуально только

В настоящий момент в РФ наблюдается повышение демографического уровня вследствие ряда законодательных шагов, которые направлены на охрану материнства и создание наиболее благоприятных условий для рождения и воспитания малышей.

При этом в связи с увеличением количества новорожденных, социальная сфера должным образом к такому развитию событий подготовлена не была, в результате чего образовался колоссальный дефицит детских мест в яслях, что неизбежно привело и к увеличению стоимости услуг детских садов.

Законодательное регулирование вопроса

Учитывая, что основные правила поведения, а также иные навыки приобретаются в раннем возрасте с целью начальной социализации и приобщении к обществу в 60-е годы в СССР была создана система дошкольного образования, выражающаяся в тех же ясельках и детских садах.

При этом оговоренные учреждения были предназначены не столько для удобства родителей, которые в виду трудовой деятельности не могли в течение рабочего дня присматривать за детьми, сколько для развития малышей и их адаптации в социуме, а также для обучения начальным навыкам усваивания информации с последующей подготовкой к получению образования уже в рамках школьных занятий.

Естественно во времена СССР система дошкольного образования была едина, то есть все крохи принимались в ясельки на одних и тех же условиях, имели практически одинаковый рацион питания на протяжении нескольких лет, а также обучались по программе развития, утвержденной на самом высоком уровне.

Но с течением времени все изменилось, финансирование государственных детских садов осталось на совдеповском уровне, впрочем, как и уровень услуг, в то время как коммерческие предприятия , после получения соответствующей лицензии смогли предложить более широкий спектр услуг, подразумевающий и применение различных новомодных методик раннего развития, и индивидуальный подход к каждому малышу.

Конечно, образование коммерческих ДОУ в некоторой степени позволило решить проблему дефицита детских мест, но вот ценовая политика оказалась настолько разнообразной, что возник вопрос, насколько правомерно формируется стоимость услуг дошкольного образования. А между тем, цена вопроса регламентирована, причем на законодательном уровне.

В частности, в Приказе Агентства научных организаций №9н установлен тариф за содержание ребенка в месяц в разрезе региональных ДОУ с учетом возраста ребенка, но только в отношении государственных учреждений, а вот коммерческие ценовую политику устанавливают уже пропорционально понесенным затратам.

Также в соответствии с ч.5 ФЗ №273 родителям, которые оформили своих деток именно в дошкольное учреждение государственного образца, положена еще и , которые были перечислены на счет ДОУ в счет ежемесячной оплаты. К примеру, за первого ребенка вычет составляет 20%, за второго – 50%, а за третьего и последующего малыша уже 70%. При этом для того чтобы не осуществлять перерасчет и возврат денег на счет родителей ежемесячно, плата за посещение изначально рассчитывается уже с учетом компенсации.

Что входит в оплату, а что предоставляется бесплатно

В соответствии с Конституцией гражданам РФ даже юного возраста гарантировано получение образование на безвозмездной основе и в доступной форме.

Но ведь детский сад не только обучает и развивает малышей, но и попутно осуществляет присмотр за ними, а также обеспечивает крохам бытовое обслуживание в виде тех же завтраков и обедов, прогулок и санитарных услуг, не говоря уже о развивающих занятиях и начальной стадии адаптации в социуме.

Именно поэтому на законодательном уровне было принято решение о разделении сферы обслуживания на два направления и установления оплаты. В частности, в соответствии с разъяснениями Минобрнауки, закрепленными в письме №ДЛ-101/08 , все развивающие занятия, а также начальное обучение в виду норм определенных Конституцией РФ предоставляются бесплатно, а вот бытовое обслуживание оплате подлежит.

В частности, ежемесячное содержание малышей складывается из оплаты следующих услуг:

То есть, за те же завтраки и их приготовление, а также за уборку групп и стирку белья, не говоря уже о мытье посуды и присмотре за крохами, родители обязаны вносить плату, размер которой для государственных ДОУ утверждается органами местного самоуправления либо федеральным законодательством, а для коммерческих садов Уставом.

При этом во исполнение норм оговоренного Письма, учредители детских садов не вправе включать в общий размер платы расходы за содержание недвижимого имущества, то есть ту же оплату коммунальных услуг либо налогов, не говоря уже о заработной плате воспитателям, которые свою деятельность осуществляют в рамках конституционных прав малышей посредством их обучения.

От чего зависит стоимость

Как правило, государственные детские учреждения предлагают стандартный набор услуг и утвержденную Министерством образования программу развития. В то время как коммерческие ясли могут обеспечить более широкий спектр обслуживания, в частности, те же программы раннего развития, индивидуальный подход, специальное питание, а также интерактивные игрушки.

При этом в садах находящихся на балансе муниципалитета, финансирование производится только для покрытия текущих расходов, подразумевающих оплату налогов и перечисления заработных плат сотрудникам, в то время как остальные затраты покрываются уже за счет родительской платы , да и то в пределах лимита утвержденного Приказом №9н. Соответственно для финансирования бытовых мелочей, таких как моющие средства, цветная бумага для поделок или того же детского мыла неофициально взимается так называемая плата в родительский фонд.

При этом в коммерческих яслях родители не обременены дополнительными затратами на разнообразные мелочи в виде стиральных порошков и мочалок для мытья посуды, учитывая, что все нужды сад покрывает сам, одновременно увеличивая оплату. То есть, по сути, коммерческое учреждение может предложить обслуживание деток на более высоком уровне, но вот затраты для комфортного пребывания крохи в саду, увы по силам не всем родителям, учитывая, что цена в некоторых случаях исчисляется в иностранной валюте.

Стоит отметить еще один нюанс, а именно качество предоставляемого образования . Государственные учреждения работают на основании программ развития, проверенных временем и утвержденных Министерством образования, в то время как коммерческие сады для привлечения клиентов могут использовать новомодные программы, которые подходят далеко не всем деткам. Хотя в некоторых учреждениях наоборот используется только индивидуальный подход к каждому ребенку, что значительно повышает уровень развития малышей в сравнении со сверстниками.

То есть, по сути, высокая оплата за детский сад еще не гарантирует качество предоставляемого дошкольного образования, хотя обслуживание и будет предоставлено на самом высоком уровне, в то время как в государственных садах, возможно и не самые комфортные условия, но образовательные программы проверены не одним поколением на протяжении десятилетий.

Размер оплаты

В соответствии с Приказом №9н родительская плата складывается из следующих составляющих:

В среднем присмотр и обучение ребенка ежемесячно обходится родителям в пределах от 4000 тысяч до 6000, а из расчета оплаты в день от 130 до 200 рублей, но оговоренные размеры оплаты сада относятся только к государственным учреждениям, в коммерческих цены в разы дороже, а именно от 200 до 2000 долларов.

Региональные особенности

Естественно в каждом регионе установлен собственный исходя из потребностей населения и стоимости продуктовой корзины, соответственно, данный ценовой параметр используется и при исчислении платы за сад.

В частности размер ежемесячного содержания крохи исчисляется в следующих размерах:

В соответствии с Приказом №9н оплата за присмотр и содержание деток в дошкольных учреждениях в среднем по РФ варьируется в пределах от 4000 тысяч до 6000 рублей, что актуально только для садов государственного образца, а с учетом компенсации, которая изначально используется при расчете оплаты, и меньшую сумму. При этом коммерческие сады льготную политику в отношении оплаты не применяют, более того их услуги подразумевают стоимость от 200 до 15 тыс. долларов ежемесячно.

для садов государственного образца, а с учетом компенсации, которая изначально используется при расчете оплаты, и меньшую сумму. При этом коммерческие сады льготную политику в отношении оплаты не применяют, более того их услуги подразумевают стоимость от 200 до 15 тыс. долларов ежемесячно.

О размере оплаты за пребывание ребенка в ДОУ в Новосибирске смотрите в следующем видеосюжете:

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон N 273-ФЗ) предусматривает, что дошкольная образовательная организация вправе осуществлять:

а) функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования;

б) и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (п. 5 ч. 1 ст. 8 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N 5-П).

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер. Это плата и именуется родительской платой (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Так, средний размер родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы по состоянию на 1 января 2012 года составляет 598 рублей в месяц. Этот размер установлен Приказом ДОгМ от 14.02.2012 N 57 "Об установлении среднего размера родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, города Москвы".

Под присмотром и уходом за детьми в Законе N 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).

Вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) содержит новшества, которые касаются системы дошкольного образования, в частности раскрывает вопросы оплаты родителями (законными представителями) присмотра и ухода за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях. Рассмотрим в статье, изменился ли порядок внесения родительской платы.

Возможность взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрена в ст. 65 Закона N 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За названный вид государственных (муниципальных) услуг учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер. К его же компетенции относятся право и порядок снижения размера родительской платы или освобождения от нее отдельных категорий родителей (законных представителей).
Как видим, ограничение максимального размера взимаемой родительской платы за присмотр и уход за детьми федеральным законодательством не предусмотрено.
Некоторые разъяснения по этому вопросу дало Минобрнауки России в своем Письме от 24.04.2013 N ДЛ-101/08.
Законом N 273-ФЗ разделены функции предоставления бесплатного и общедоступного дошкольного образования и осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пп. 3 и 6 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в данных образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей соответствующих организаций (пп. 5 п. 1 ст. 8 и пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по существу являются деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).
Следовательно, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (на присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. При этом Минобрнауки ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П, в котором подтверждена такая позиция.
С учетом вышесказанного учредитель устанавливает размер платы за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Под присмотром и уходом за детьми в Законе N 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). Присмотр и уход за детьми осуществляются образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
В родительскую плату не могут включаться расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям субъектов РФ. На данные цели местным бюджетам предоставляются субвенции, которые включают в себя расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что согласно Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В силу Закона N 273-ФЗ такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
- установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации вводить плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ);
- при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (п. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ);
- установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация. Ее размер устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ, но он должен составлять не менее 20% среднего размера родительской платы в данном субъекте на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера этой платы на третьего ребенка и последующих детей. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Порядок обращения за вышеназванной компенсацией и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Так, например, Постановлением Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 N 151 утверждено Положение об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области (далее - Положение). В соответствии с ним в названном субъекте РФ плата за содержание детей в дошкольных учреждениях снижается на 50% от установленной родительской платы:
- с родителей (законных представителей), состоящих на учете в органах социальной защиты населения и имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума на душу населения, установленной правительством Нижегородской области;
- с родителей (законных представителей), у которых двое и более детей посещают дошкольные учреждения;
- с родителей (законных представителей), являющихся инвалидами I и II групп;
- с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Родители (законные представители) детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных образовательных учреждениях, освобождаются от оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях на основании вышеназванного Постановления.
Для установления льготной родительской платы согласно п. 3.3 Положения один из родителей (законных представителей) ребенка должен подать в дошкольное учреждение письменное заявление со следующими документами: паспортом, свидетельством о рождении ребенка, а также документами, подтверждающие право на льготу:
- для детей из малоимущих семей, имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума на душу населения, установленной правительством Нижегородской области, - справку из органов социальной защиты населения по месту жительства о размере среднедушевого дохода семьи;
- для детей из многодетных семей - удостоверение многодетной матери (многодетной семьи) установленного образца;
- для родителей (законных представителей), у которых двое или более детей посещают дошкольные учреждения (при условии посещения детьми разных дошкольных учреждений), - справку из дошкольного учреждения, подтверждающую содержание ребенка в дошкольном учреждении;
- для родителей (законных представителей), один из которых является инвалидом I или II группы, - справку установленного образца, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Право на эту льготу родители должны ежегодно подтверждать.
Для реализации указанных мер поддержки органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредителям образовательных организаций следует принять правовые акты, определяющие категории родителей (законных представителей), для которых с 1 сентября 2013 г. размер родительской платы будет снижен либо которые будут освобождены от родительской платы.
Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется установить с названной даты средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, и утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы и порядок ее выплаты.
При этом учредителям государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо будет также предусмотреть средства на возмещение затрат образовательной организации на осуществление присмотра и ухода за детьми.
Следует обратить внимание, что субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки и для семей, имеющих детей, и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (на основании ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Что такое родительская плата за детский сад?

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон N 273-ФЗ) предусматривает, что дошкольная образовательная организация вправе осуществлять:

а) функции по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования;

б) и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 и 6 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в этих образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих организаций (п. 5 ч. 1 ст. 8 и п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ч. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 N 5-П).

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) и ее размер. Это плата и именуется родительской платой (ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (ч. 4 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).

Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).