Стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Рассуждает Анна Арутюнян, психолог-консультант .
Детские страхи - не всегда однозначно зло. Справляясь с ними, ребёнок приобретает опыт, учится преодолению, взрослеет. Но объём и сила страхов должны быть посильны для психики конкретного ребёнка, иначе это выльется в психическую травму, которая испортит ему жизнь, когда он вырастет. И тогда даже специалисту нелегко будет установить, откуда возникли проблемы со здоровьем, неврозы, бессонница.
Где этот переносимый предел, могут подсказать знание закономерностей развития ребёнка и здравый смысл самих родителей, хорошо знающих своего отпрыска. Если ребёнок боится засыпать без света или оставаться один, не нужно упираться и заставлять его спать в темноте, запирать дома одного - только потому, что ему уже исполнилось 8 лет и других детей-ровесников это не пугает. Так вы превратите его в невротика. Важно понять, реально ли ребёнок боится или он так манипулирует родителями. Например, потому, что ему хочется больше внимания и почаще быть с мамой. Если это так, надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом уделять ему достаточно внимания. Ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребёнка - ему нужно научиться самостоятельности.
Важно понять причину. Есть реальный страх чего-то конкретного, а есть тревога, ни с чем на первый взгляд не связанная. Постарайтесь вспомнить вместе, что могло её вызвать - страшный мультфильм, происшествие в школе, на улице. Страх может возникать при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики: думать сначала о плохом. Вспомните самих себя. Если ребёнок задержался из школы, мы сразу начинаем думать, что его сбила машина или напали хулиганы. А то, что он с друзьями хорошо проводит время, почему-то в голову не приходит.
Часто сами родители - авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься...»
Предупреждаем: «Этот мальчик хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь...».
Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.
Инфографика Яны Лайковой / АиФБольшинство детей чего-то боится. Страхи могут быть незначительными, а могут сильно усложнять жизнь ребенка и его родителей .
У детских страхов есть свои виды и причины по которым они возникают, а особенности их проявления невозможно не заметить.
Дети, как и большинство взрослых, испытывают определенные страхи.
Начиная с двухлетнего возраста, ребенок познает чувство страха, по каким-либо причинам он испытывает боязнь тех или иных вещей.
Самыми распространенными являются:
Топ 5 страхов , которые могут возникнуть у вашего ребенка:
Психология причин:
Возрастные отрезки и появляющиеся в этот период в этот период виды страхов:
Как взрослые помогают ребенку обзаводиться новыми страхами? Психолог расскажет об ошибках родителей :
Страхи практически никогда не исчезают просто так .
Если ребенок чего-то боится, то нужно решать эту проблему.
Ведь боязнь только усугубится и от нее будет сложнее избавиться. Обычный страх может перейти в фобию .
Если ничего не делать, то ребенок может стать очень нервным, все время впадать в истерики . Он станет чересчур пугливым, сверстники могут смеяться и издеваться над ним и его страхами. Все это перерастет в неуверенность в себе.
Детские страхи, если их во время не лечить, могут перейти и во взрослую жизнь. В таком случае с ними будет намного сложнее бороться.
Рисунок и проработка страхов на занятиях с психологом:
Когда родители обратили внимания на то, что их ребенок чего-то боится и это значительно усложняет его жизнь, то в таком случае нужно обратиться за помощью к психотерапевту .
Специалист проведет ряд специальных методов диагностики, что поможет определить, чего именно боится ребенок и какие причины кроются в его страхе.
Характеристика страхов у детей и 5 способов побороть их:
Как вылечить страхи? Работа по коррекции происходит в несколько этапов:
Убрать страхи поможет терапия:
Ребенок может нарисовать свой страх на листе бумаги, а затем порвать его. Так он сделает первый шаг к преодолению своей боязни.
Эффективней будет, если будут применяться все методики коррекции. Но можно работать и с одной определенной методикой.
Что делать, если:
От любого детского страха можно избавиться . Главное, понять чего так боится ребенок, какова причина его переживаний. После этого останется только помочь преодолеть эту боязнь.
Ни для кого не секрет, что в рейтинге детских страхов лидирующую позицию занимает боязнь стоматолога и темноты. Однако есть и другие фобии, не менее сильные и имеющие большой потенциал сказаться на дальнейшей жизни ребёнка. Многие мамы задаются вопросом: стоит ли относиться к ним серьёзно, недоумевают по поводу того, что послужило толчком к развитию этих страхов, и не знают, как искоренить их.
В процессе длительного изучения детских страхов было установлено, что дети, страдающие от недостатка родительского внимания, любви и ласки или же являющиеся частыми свидетелями выяснения их взаимоотношений, в значительно большей степени подвержены различным фобиям, нежели те, что растут в семьях со здоровым климатом, купаясь в родительской заботе. Тем не менее не всегда причины той или иной детской боязни так явны — порой неосмотрительный поступок или невзначай брошенная фраза может послужить началом целого нервного расстройства, одним из явных свидетельств которого как раз и является страх перед чем-либо.
Чего же чаще всего боятся дети? У каждого ребёнка, безусловно, имеется свой рейтинг страхов, однако мы решили рассмотреть те из них, которым подвержено подавляющее большинство детей дошкольного возраста.
Этот страх знаком любому малышу с пелёнок. В младенческом возрасте он обусловлен инстинктом самосохранения — ведь кроха ещё не способен удовлетворять свои первостепенные потребности самостоятельно, и ему неспокойно, когда мамы нет рядом. На первых порах в этой боязни нет ничьей вины, но если не уделять малышу должного внимания, отказывать ему в физическом контакте, одной из форм которого является грудное вскармливание, со временем этот страх может видоизмениться и дать знать о себе в более позднем возрасте. В отдельных случаях психологи связывают данную фобию с развитием синдрома «маменькиного сыночка» , нежеланием надолго отлучаться от папы с мамой уже в сознательном возрасте и посещать детский сад. Страх быть брошенным ещё долго может преследовать малыша — до тех пор, пока не будет восполнен недостаток любви и близости с родителями, образовавшийся в глубоком детстве.
Эта фобия, должно быть, была настоящим бичом воспитанников интернатов 19 века — ни о каком индивидуальном подходе к учащимся и речи не шло, а многочасовое заточение в тёмной комнате было самым распространённым наказанием для ослушавшихся.
Сам факт помещения и удерживания ребенка в ограниченном пространстве сильно травмирует психику, тем более в раннем возрасте.
К сожалению, этот жестокий метод остался в прошлом далеко не для всех — и сегодня есть родители, успешно его практикующие. Многие из них оправдывают себя тем, что запирают провинившихся детей в комнате в светлое время суток. Данное обстоятельство якобы является смягчающим и ребёнок не испытывает страха. В действительности это не так — метод особо плох в том случае, если малыш плачет и его нервная система находится в возбуждённом состоянии. Тогда для него уже не важно — темно в комнате или светло. Сам факт помещения и удерживания его в ограниченном пространстве сильно травмирует психику, тем более в раннем возрасте. Впоследствии схожие обстоятельства в совершенно безобидных ситуациях будут воскрешать в памяти негативный опыт и провоцировать чувство страха.
Не только псевдострогие родители и воспитатели могут сыграть злую шутку с детским сознанием. Известны случаи, когда невинная шалость также становилась причиной развития клаустрофобии — в процессе игры или попросту из баловства дети нередко запирают друг друга в комнатах и дачных сараях, мало реагируют на слёзы и просьбы выпустить. Всё это также может негативно сказаться на несозревшей психике ребёнка.
Придуманные герои нередко ложатся в основу детских страхов. Можно найти этому множество объяснений. Если однажды малыш сообщит, что в углу его комнаты сидит монстр, не спешите впадать в панику. Быть может, таким образом любимое чадо всего лишь пытается привлечь ваше внимание и никакого страха в помине нет. В случае когда испуг действительно присутствует, подумайте, что могло послужить поводом для его возникновения. Нередко негативные образы откладываются в сознании ребёнка после просмотра мультфильмов, персонажи которых явно не предназначены для детского возраста — фильтруйте информацию, поступающую с телеэкранов.
В большинстве случаев пугающие образы, возникающие в голове маленького ребёнка, неразрывно связаны с ситуациями, которые вызывают у малыша сильные переживания или провоцируют мощный эмоциональный отклик. Например, его присутствие при родительской ссоре может вылиться в страх перед Бабой-Ягой или Кощеем Бессмертным. Каждый из этих персонажей в отдельных случаях является прообразом мамы и папы. Несуществующие в реальности и являющиеся носителями худших качеств (злые, нелюбящие детей, совершающие нехорошие поступки), они становятся своего рода спасительным выходом для детского сознания, когда малыш не хочет верить в то, что папа и мама могут быть плохими, и переносит свой страх перед ними на вымышленных сказочных героев.
Бывает и так, что дети боятся некого «дяди», который придёт и накажет их — скорее всего, этот образ либо сформирован запугиваниями со стороны родителей, либо в результате того, что ребёнок стал свидетелем какого-то события, которое его сильно потрясло. Например, он увидел, как на улице отец жестоко наказывает сына, и образ сердитого «дяди» прочно засел в его памяти.
Как часто нам приходится видеть замкнутых и неуверенных в себе детей, а боязнь неодобрения и критики преследует их на протяжении всей жизни! Откуда же берётся этот страх, способный отравить существование не только ребёнку, но и любому взрослому. Конечно, большую роль в его формировании играет ближайшее окружение маленького человечка — родители, друзья, братья и сестры, воспитатели в детском саду и учителя.
Безобидные фразы способны нанести серьёзный урон детской самооценке и положить начало формированию не одного комплекса.
Дети, находящиеся в самом начале своего пути длиною в жизнь, особенно ранимы и восприимчивы к высказываниям окружающих. Им крайне важно получать одобрение из уст мамы и папы независимо от того, достигли ли они впечатляющих результатов в том или ином своём начинании. Позже они ждут того же от своих наставников в детсаду и школе. К сожалению, не все родители и педагоги предаются столь глубоким рассуждениям на этот счёт. Казалось бы, безобидные фразы «У тебя не получается!», «Ты делаешь это неправильно!», «Когда же ты сделаешь как надо, наконец!» способны нанести серьёзный урон детской самооценке и положить начало формированию не одного комплекса.
Критиковать можно и нужно, но критика должна быть здоровой — мягкой, направляющей, корректной. Обойдитесь без эмоциональных высказываний и резких фраз, ведь ребёнок — не взрослый, и то, что приемлемо для зрелого человека, может оказаться неподъёмным грузом для детского восприятия. От того, какое отношение к критике у него выработается в раннем возрасте, зависят его отношения со сверстниками, свобода слова и степень восприимчивости к мнению окружающих.
Ещё один из тех страхов, что не дают покоя детям самого разного возраста. В современном мире, где вся наша жизнь подчинена неуёмной гонке за успехом, материальным благополучием и карьерой, у нас остаётся всё меньше времени на дом, семью и собственных детей. А между тем это тот самый страх, который, как правило, берёт своё начало в глубоком детстве. Печально, но довольно большой процент новоиспечённых мам выходит на работу в первые шесть месяцев после рождения малыша, водружая заботы о крохе на плечи нянь и бабушек. Парадоксально, но, как показывают многочисленные опросы, как бы ни были близки дети с теми, кто их любит и заботится о них, пока папа с мамой зарабатывают деньги, ничто не в состоянии унять их жажды родительской любви и желания быть рядом.
Пока папа с мамой зарабатывают деньги, ничто не в состоянии унять детской жажды родительской любви и желания быть рядом.
А между тем страх быть нелюбимым зачастую становится той самой плодородной почвой для других, не менее существенных проблем: замкнутость, неумение идти на контакт, отсутствие друзей и плохая успеваемость в школе — вот лишь незначительный перечень того, что может «вырасти» из детского страха, который многие родители легкомысленно считают надуманным. Самыми лучшими превентивными мерами в данном случае являются поцелуи, объятия, слова любви, живое родительское внимание и совместное времяпрепровождение.
Напоследок несколько слов о фобии, которая наверняка сопутствовала вашему чаду на протяжении нескольких лет, по крайней мере, в глубоком детстве — боязни стоматолога. Вам крупно повезло, если в кабинет зубного врача вы наведывались только с целью профилактического осмотра, хотя и в этом случае иной раз проще заставить слона танцевать, нежели усадить ребёнка в ненавистное кресло и заставить открыть рот. Родители недоумевают, почему даже перед первым визитом к детскому стоматологу в более или менее сознательном возрасте малыш испытывает настоящий ужас.
Удивительно, но образ зубного врача — один из самых негативно культивируемых в детской литературе и кино. Вы с лёгкостью можете вспомнить, по меньшей мере, от трёх до пяти персонажей советских мультфильмов, страдающих зубной болью, которые при этом испытывают страх перед визитом к врачу, в конечном итоге он приобретает негативную окраску. Что и говорить, современные мультфильмы грешат тем же — взять хотя бы популярную сегодня Машу, съевшую слишком много конфет и нежелающую вырывать больной зуб. И хотя сценаристы преследуют куда более благие цели, нежели вызвать детский страх, внимание маленьких зрителей акцентируется на наименее приятных деталях: боли и боязни врачей.
Как правило, фундамент для этого страха начинает исправно, хоть и совершенно бессознательно, закладываться родителями и бабушками с того самого момента, как возникает необходимость чистить малышу зубы. Часто в ход пускаются всевозможные запугивания: «Зубы сгниют!», «Зубы чёрными станут!», «Червяки заведутся!». Неважно, указываете ли вы на прямую связь между болью, нечищеными зубами и прочими образами, им сопутствующими, — пройдёт совсем немного времени, и малыш сам установит эту зависимость, и вот фобия готова.
Современные дети постоянно находятся под влиянием внешних негативных факторов. Телевидение, планшеты, недружественная социальная атмосфера, гипертрофированная иерархия ценностей и завышенные требования, предъявляемые к ним обществом, — всё это делает их психологически уязвимыми и создаёт предпосылки для развития всевозможных страхов. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку бороться с фобиями , победить существующие и предотвратить появление новых? Несмотря на то, что правила, приведённые ниже, просты и универсальны, это не делает их неэффективными:
Современные дети постоянно находятся под влиянием внешних негативных факторов, это делает их психологически уязвимыми.
Каким человеком вырастет ребенок, во многом зависит от родителей и порядков, царящих внутри семьи.
Семья — то, с чего начинается знакомство малыша с новым для него миром. Каким человеком он вырастет: будет ли успешным, уверенным в себе и востребованным обществом или же замкнутым, боящимся осуждения окружающих и постоянно ищущим одобрения — во многом зависит от родителей и порядков, царящих внутри семьи. Мы желаем каждому родителю сделать всё от него зависящее, чтобы его ребёнок рос целостной личностью, свободной от всяческих страхов и фобий.
Родителям это может показаться удивительным, но детям необходимо бояться, чтобы развиваться. Часть страхов (так называемых возрастных) относится к нормальным психическим явлениям, другая (тревожность и испуг) требует наблюдения и легкой коррекции.
Бить тревогу следует, когда есть отклонения от возрастных норм или формируются устойчивые фобии. Именно с ними чаще всего невозможно справиться без помощи специалиста. А вот если ребенок всего боится в 3 года, скорее всего, ему не хватает жизненного опыта и эффективной поддержки со стороны взрослых. Если такая проблема возникает лишь к 6–7 годам, нужно обратить внимание на общее психологическое состояние дошкольника и стиль семейного воспитания.
Из этой статьи вы узнаете
К сожалению, нет универсальной инструкции, как избавить ребенка от страхов. Каждый малыш слишком уникален для этого. С одной стороны, детские боязни являются движущей силой психологического и социального развития, с другой – они могут это развитие затормозить, если сила страха превышает возможности нервной системы малыша.
Существуют специализированные опросники для детей, предназначенные для выявления боязней, начиная со старшего дошкольного возраста. У деток помладше самым надежным остается метод беседы. Основной родительский инструмент в борьбе со всем страшным и опасным – здравый смысл. Внимательное наблюдение и доверительные диалоги с ребенком творят чудеса в деле коррекции поведения.
Существует тест «Красный дом. Черный дом» (модифицированный метод А.И. Захарова). Одновременная диагностика и проработка проблемы происходит через рисунки и образы. Ребенку предлагается расселить (записать) опасности в нарисованные домики: страшные – в черный дом, нестрашные – в красный.
В конце занятия черный дом нужно запереть (ребенок сам рисует навесной замок), а ключик выбросить или потерять. Обитатели черного дома – актуальные страхи. Будучи ритуально запертыми на надежный замок, они немного отступают.
Домашняя модификация теста. Чтобы сделать это занятие более увлекательным и доступным для деток, не умеющих писать (от 3 лет), страхи можно изобразить в виде символов. Если все детали выполнить на самоклеящейся бумаге, это вдвое сократит время занятия (для трехлеток – не более получаса). Опасности возьмите из «Страшного списка» ниже по тексту.
Отталкивайтесь не от соседских мальчишек или утверждений психологов, а от личности собственного ребенка. Так, если именно ваш пугливый в 4 года, обратите внимание, насколько сформирована у него самооценка, бытовые и коммуникативные навыки, жизненный опыт.
Причиной появления страхов порой становится индивидуальный дисбаланс между психическим и физиологическим развитием, когда рослый и внешне развитый дошкольник оказывается не приспособленным к жизни.
Довольно часто одна боязнь цепляется за другую, и только путем диалога можно выяснить почему. Например, кроха начал бояться ходить в лес или весь сжимается, встречая определенного человека.
Попробуйте аккуратно расспросить о страхах. В диалоге не стоит прямо интересоваться «Чего ты боишься?», с детьми преддошкольного и дошкольного возраста лучше действовать издалека. Рассмотрим примеры.
Проблема | Цель | Неудачные фразы | Хорошие фразы |
---|---|---|---|
Ребенок боится ходить в лес | Выяснить предмет страха. | – Ты боишься леса? | – Мы собираемся погулять в лесу, ты хочешь пойти? – Нет, там живет страшный серый волк! |
Выяснить причину страха. | – Почему ты боишься волка? Есть риск, что детское сознание не заметит ни вопросительной интонации, ни вопроса «почему» и воспримет фразу как установку. | – А чего такого страшного натворил волк? – Он ест маленьких пушистых кроликов и охотится на детей! |
|
Утилизировать страх, сделать его незначимой деталью. | – Перестань! Волк совсем не страшный! | – А ты знаешь, что волки бывают разные? Одни живут на севере, другие – на юге. В нашем лесу волки совсем не водятся! – А кролики есть? – К сожалению, кроликов тоже нет, и медведей нет, и даже лис нет. Зато есть отличное озеро с пляжем и мороженым! – А там можно купаться? |
В ходе разговора малыш может указать на «острые зубы и когти», что символизирует страх боли. Темный лес олицетворяет одиночество и разлуку с семьей. Старайтесь заранее продумать разные варианты развития диалога. Дети порой задают очень неожиданные вопросы, к которым вы должны быть готовы. Учитывайте возрастные особенности проявления страхов, чтобы переключать внимание малыша на нестрашные вещи.
У страха глаза велики. Обсудите эту пословицу со своим чадом. Пусть он на собственном примере проработает собственные реакции, заодно и расскажет о сопутствующих страхам фантазиях.
Страхи у детей дошкольного возраста сменяют друг друга или накапливаются, и это страшит уже не самих детей, а их родителей. От 3 до 7 лет дети переживают пиковый момент в становлении воли, морали, совести и многих других важных личностных качеств.
К началу этого периода исчезают ситуативные страхи (кабинет стоматолога, процедурная с уколами, лаборатория по забору крови). Но символы этих ситуаций могут перейти в трехлетний возраст. Например, дети начинают бояться боли или крови, а также различных шумов.
Чем старше становится малыш, тем более его опасения связаны с обществом и общепринятыми нормами. Фокус постепенно смещается с детского «я» и собственных ощущений во внешний мир:
Попробуйте поговорить со своим ребенком и выяснить, сколько настоящих опасностей тревожит его. Подготовьте карточки с названиями страхов. Придумайте любой способ распределить их на две категории: «да» и «нет». Для тех, что вызывают у ребенка тревогу, заранее придумайте «казнь».
Например, предложите прикреплять карточки к деревянным палочкам, часть из которых потом может стать основой костра. Другой вариант – сделать из бумажных карточек какую-то добрую поделку, тем самым сменив знак эмоций с минуса на плюс.
Ученые постоянно подсчитывают, чего чаще боятся дети. В списке около 30 пунктов. Для подсчета используются специальные бланки, опросники и диагностические игры. И, хотя, не так уж важно, сколько карточек получится в итоге, всё же не пренебрегайте даже теми, которые наверняка не относятся к вашему малышу. Возможно, в ходе диалога удастся выяснить интересные подробности. Итак, на карточках должны быть страхи:
Архаичные:
Пространственные:
Социальные:
Витальные:
Школьные:
Магические:
Если свести воедино всю информацию о том, что страшит малышей, то выходит такая занятная статистика :
Конечно, это всего лишь усредненные цифры. Но, как мы видим, дети могут бояться многого. И в большинстве случаев страхи являются нормой. Но у тревожных деток могут возникать состояния, в которых они боятся всего подряд. И работать с такими детьми лучше психологу без присутствия родителей. Так результаты диагностики и коррекции будут более точными, а побороть проблему удастся быстрее.
Вот, что думает о детских страхах и методах борьбы с ними детский психолог Марина Романенко:
Тревога имеет свойство нарастать от нормального уровня, свойственного возрастному этапу, до серьезных невротических расстройств. Борьба со страхом у высокотревожного ребенка может потребовать вмешательства профессионала!
Определить, насколько чадо нуждается в помощи, поможет специальный родительский тест, разработанный психологом А.И. Захаровым. Будьте максимально честны с собой. Не обдумывайте ответы слишком долго и старайтесь не делать исправлений.
Признаки тревожности у ребенка | + (признак ярко выражен) | 0 (происходит периодически) | – (никогда не сталкивались) |
---|---|---|---|
Принимает все слишком близко к сердцу, часто расстраивается, очень много переживает обо всем на свете. | |||
Плачет по любому поводу навзрыд, а также часто ноет, ворчит, долго успокаивается. | |||
Пугающе часто раздражается по пустяковым поводам, капризничает. Не может терпеть или ждать. | |||
Обижается, не переносит замечаний, сразу дуется. | |||
Неустойчив в настроении, может даже одновременно смеяться и плакать. | |||
Грустит без видимого повода, не говорит о причинах. | |||
Сосет палец, соску, постоянно вертит какой-нибудь предмет в руках. | |||
Без света очень трудно засыпает. Долго ворочается, сон беспокойный. Утром трудно приходит в себя. | |||
Возбудим, когда необходимо спокойствие, и впадает в ступор, когда нужно выполнять задание. | |||
В неизвестных ситуациях, в присутствии новых людей, в новых местах выражает излишнее беспокойство. | |||
Нерешителен, не уверен в себе, в своих поступках. Этот признак нарастает. | |||
Быстро устает, часто отвлекается, трудно концентрируется, и эти признаки усиливаются со временем. | |||
Общий язык с ребенком найти все труднее, он часто уходит от диалога. Меняет решения. | |||
Чаще стал жаловаться на головные боли и дискомфорт в животе. Краснеет, бледнеет, испытывает зуд, потеет. | |||
Показывает плохой аппетит, который все больше снижается. Болеет подолгу, температура может повыситься без причины. Часто пропускает школу или детский сад. |
Плюсики весят 2 балла, нолики – 1. Чтобы оценить результаты, подсчитайте баллы. Нормальным показателем уровня тревоги с учетом возрастных особенностей считается сумма менее 5 баллов!
Если получилось 5–9 баллов, нужно уделить внимание малышу. Поговорить, понаблюдать и подумать: возможно, он просто застенчивый. Если баллов от 10 до 15, нервное расстройство уже есть, но еще не достигло стадии заболевания, преодолевать его можно самостоятельно.
Начинать бороться и искать, что делать, если ребенок всего боится, следует, когда сумма баллов достигла 15–20. Это первые признаки подкравшегося невроза. 20–30 баллов набирают родители, которые столкнулись с серьезной проблемой детского невроза, нужно обязательно обратиться к доктору!
Иногда внешняя картина поведения очень похожа на ужас, но человек не испытывает его на самом деле. Причиной тому – характер, яркие его черты, комплексы, особенности. Чаще всего это характер демонстративного типа, и нередко приходится наблюдать его у избалованных детей, которым позволена яркая экспрессия. Отучить их бояться бывает сложнее, чем избавляться от истинной боязни.
Чтобы отличить настоящую трусость от актерских уловок, направленных на привлечение внимания, обращайте внимание на физиологические признаки, а также поручите разговор о страшилках нейтральному члену семьи, на которого уловки не действуют. Физиологические признаки сильного страха помогут отличить его и от привычки стесняться, и от демонстраций, и от протестов: расширенный зрачок, дрожание рук и тела, потеря ориентировки в пространстве, заикание или потеря способности говорить, плач.
Боящийся может вздрагивать, часто моргать, терять равновесие или иногда и сознание, пытаться убежать, отказываться от диалога, терять контроль над собой и даже драться. Если страх настолько силен, желательно обратиться к детскому психотерапевту.
Трусливым малышам обязательно нужно помогать перебарывать страхи. Но делать это по принципу «клин клином» категорически нельзя! Мы уже выяснили, когда и как появляются тревоги. Теперь выясним, почему они возникают.
Предположим, в раннем детстве случилась неприятная встреча со злобной собакой, которая лаяла, скалила зубы, пыталась укусить. Не только эмоции, но и все каналы восприятия ребенка (зрение, слух, осязание) в этой ситуации задействованы. А возрастной этап предполагает фиксацию на опасных объектах. Возникает страх перед собаками.
Застревание малолетнего в лифте может привести к появлению аналогичной цепочки.
Вскоре на прогулке малыш боится отойти от мамы, оставаться один из-за страха повторения встречи с животным. Закрепляется новая боязнь – одиночества. Если похожая собака появится возле человека, предмета или в какой-то ситуации, запоминаются все новые и новые устрашающие события.
Постоянное напряжение и ожидание появления собаки заставляет малыша растрачивать психическую энергию на безопасность, что истощает нервную систему и приводит к неврозам. Побеждать последствия столь серьезного испуга придется методами психотерапии не за одну встречу с психологом. Домашние рекомендации тоже придется выполнять очень тщательно.
Важно! Никогда не наказывайте детей за то, что они чего-то боятся. Это сформирует новое звено в цепочке и не избавит от проблемы.
Если бабушка постоянно запрещает подходить к собаке, потому что «она злая и укусит», а с бордюра прыгать нельзя, потому что «ты упадешь, и будет больно», то вполне вероятно, бабушке удастся научить малыша бояться и высоты, и домашних животных.
Фразы «Ты упадешь», «Она тебя укусит» нужно заменять на предупреждения с альтернативой: «С этого бордюра прыгать нельзя, здесь можно упасть, давай лучше пойдем во-о-он по тому походим?» Справляться с уже внушенными страхами старайтесь через демонстрацию правильного поведения на собственном примере. Показывайте ребенку, как удовлетворить интерес и не испугаться.
Отдам тебя дядьке! Пугать маленького безобразника чужим дядей, детским домом или собственной смертью – метод неопытных и нервных мам. Нужно срочно взять себя в руки и научиться реагировать более конструктивно.
Творческие дети с богатыми эмоциями часто выдумывают монстров и страшилищ. Эти существа на равных с самим малышом присутствуют в реальности. Возраст фантазирования (около 5 лет) быстро проходит. Важно поддержать ребенка, погрузиться в его мир, прогонять монстров вместе с ним. Преодоление фантазий пойдет быстрее, если исключить мультфильмы, кино и телепередачи мистического толка.
Совет против монстров. Секретное волшебное оружие против ночных страшилищ (обычный диодный фонарь) поможет чаду самостоятельно убирать с глаз долой всех комнатных монстров и почувствовать себя настоящим супергероем.
Сказка – место, в котором ребенку понятнее и спокойнее. Если дома творится что-то неладное, малыш может уйти в себя, в свою фантазийную реальность, в которой обязательно возникнут персонажи добрые и злые. С добрыми он будет дружить, а злых пугаться и приписывать им вину за проблемы в семье. Проработать семейные страхи можно в сюжетно-ролевых играх с куклами, рисунках и лепке.
Если значимые члены семьи постоянно сами чего-то боятся, дети легко перенимают эти модели поведения. У замкнутых родителей-домоседов и дети растут домоседами. А во всем окружающем мире зверствуют «злые дядьки», «рыночные воры», «опасные бактерии» и даже «радиоактивное солнце». Пересмотрите собственные страхи и позвольте ребенку сформироваться психологически без чужого давления.
Чего боится подкроватный монстр? Как договориться с лешим? Как перевоспитать Кощея? Как обмануть Бабу-ягу? Дети живут в сказках, и до школы большую часть проблем психологического становления можно решить через чтение сказочных историй, волшебные игры и придумывание несуществующих животных.
Проекция помогает облечь страхи в некую форму. Как только маленький человек сталкивается с образом, ранее существовавшим только в его воображении, страх постепенно начинает снижаться. В качестве совета: в диалогах и занятиях придерживайтесь уровня восприятия своего ребенка. Не спешите. Вот некоторые стандартные методики для избавления от страхов:
Ребенку очень легко преодолевать любые трудности в своей жизни, когда он чувствует поддержку со стороны самых близких людей. Как поддерживать кроху, чтобы избавлять его от лишних страхов:
Родители, которые проводят с детьми много времени в полезных играх, прогулках, ответах на массу детских «почему» редко сталкиваются с проблемой страхов. Если дошколенку или младшему школьнику недостаточно такого внимания, если он вынужден справляться сам с множеством обязанностей, если родители заняты карьерой, то рано или поздно растущий человечек начнет бояться чего-нибудь.
Стиль воспитания тоже влияет на психологическое становление детей. Гиперопека столь же вредна, как и дефицит внимания. Педагогическая запущенность возникает в обоих случаях. Педагогическая запущенность – это прежде всего недостаток информации. А там, где не хватает сведений об окружающем мире, появляются страхи, реальные или надуманные, собственные или навязанные. Неизвестность страшит детей не меньше, чем взрослых.
Консультация психолога время от времени нужна любой семейной паре с детьми. Родительский опыт не появляется из ниоткуда. Неплохо, если вы посетите родительскую школу или индивидуальное занятие. Профессиональные знания адресны и уже структурированы. Их не нужно где-то искать и примерять к собственным детям.
У родительского страха глаза настолько велики, что юный бояка вдруг предстает перед ними трусом вселенского масштаба. Но еще ни один страх не возник внезапно, без причин. Если даже малыш боится всего на свете, это началось не вчера.
Обычно дошколята ограничиваются шестью–семью основными страхами, которые укладываются в рамки возрастной нормы и корнями уходят в раннее детство. Задача родителей – поддерживать, объяснять, оставаться добрыми и любить без условий.
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво