Церковный календарь на когда нельзя работать. Троица: что можно и нельзя делать в этот праздник, приметы на Троицу

05.03.2020 Стиль

День Святого Духа отмечают православные христиане в 2018 году 28 мая. Это один из главных христианских праздников, который выпадает на 51-й день после Пасхи. С этим днем в народе связано множество традиций, примет и даже запретов. В частности, нежелательны все работы на земле. Рассказываем, как нужно правильно отмечать Духов День и что сегодня нельзя делать.

Что за праздник Духов День и почему его отмечают?

Как говорится в Святом писании, на 50-й день после Пасхи на апостолов сошел Святой Дух. Произошло это в Иерусалиме во время молитвы апостолов. Вдруг раздался небесный гром, поднялся сильный ветер, а с неба опустились языки пламени. После этого апостолы заметили, что они умеют исцелять больных, пророчествовать и говорить на разных языках. Эти умения ученики Христа получили для того, чтобы могли нести Слово Божье в разные страны.

Интересно, что в православии Духов день отмечают на 51-й день после Пасхи, а католики - на 50-й.

Почему нельзя в Духов день работать на земле?

Как мы уже говорили, церковь на этот день никаких таких запретов не налагает. Но наши предки-язычники в Духов день отмечали день рождения матушки-Земли. Считалось, что в этот день земля вынашивает будущий урожай, а нарушить слой земли означало помешать ей. Поэтому запрещались все работы, связанные с почвой: сажать, сеять, возделывать почву и даже просто вбивать колья.

Что еще нельзя делать в Духов день?

Наши предки запрещали купаться в Духов день. Считалось, что нарушивших запрет унесут русалки.

Многие в наше время в Духов День стараются не заниматься вязанием, шить, стирать, убирать и даже работать. Однако со стороны церкви нет никаких запретов. Более того, по мнению церкви, нет никакого греха в том, что человек находится на службе или выполняет неотложное дело.

Что нужно делать в Духов день?

По традиции в этот день накрывают столы, пекут блины и пироги. В память об умерших зажигают свечи. Считается, что в этот день особенно сильна молитва за души людей, погибших из-за пьянства или далеко от дома, не успевших покаяться.

Какие еще традиции существуют на Духов день?

Рано утром после Троицы верующие умывались ключевой водой, чтобы прогнать болезни и защититься от зла.

В Духов день в деревнях женщины проводили таинство кормления земли. Они выходили в поле, где стелили нарядные скатерти и выставляли разные кушанья. После трапезы кусочки пирогов и блинов раскладывали по полю и присыпали землей. Считалось, что это поможет родиться более богатому урожаю.

Приметы на Духов день

Считается, что погода на Духов день предсказывает погоду на ближайший месяц. Чаще всего после этого дня наступает полноценное лето. А потому наши предки смотрели: если в Духов день солнечно и тепло, то и ближайший месяц лета будет жарким.

После дня Священной Троицы, в который славят Бога — Единого в трёх обличиях, следует праздник день Святого Духа. Отметим, в День памяти Святого Духа, всегда празднуют в понедельник.

В этот день нежелательно проводить земельные работы, так как земля в память Святого Духа празднует свои именины. День духа отмечается, после священного дня Троицы, в 2018 году он выпадает на май 28 число.

Почему в День Духов нельзя работать в огороде: праздник Святого Духа

Известно, что после своего «Воскресения» Спаситель — Иисус Христос, несколько недель наставлял своих учеников и заповедал им свое Евангелие. После того как Спаситель восстал из мертвых и вознесся на небо прошло ровно 50 дней, и тогда на его верных сподвижников сошло благословение святости духа, и пророки стали говорить иными языками, пишет портал 1rre. После этого пошли по всему миру нести Благую Весть своего учителя, о Новом завете Спасителя узнали на всем земном шаре и стали почитать его святые таинства.

Этот день стали называть «Пятидесятницей», в православном мире он называется Троицей и имеет особенный почет у православных, это торжество стало символом Бога — Единого в трёх обличиях. Издавна после Троицы почитался День Святого Духа, в этот день работа где — либо была под запретом. С Днем духа связывает много народных поверий, даже погода в этот день определяла путь следующим двум месяцам лета.

В День почитания Святого Духа следует поминать усопших погибших в чужих странах, похороненных без исповеди и панихиды: суицидников, алкоголиков и утопших, которые не были похоронены на погосте повелению Церкви, в этот день разрешено поставить в храме за них общую свечку.

Почему в День Духов нельзя работать в огороде: именины земли

Издавна в день Святого Духа нельзя было касаться земли, в частности не заниматься садово-огородными работами, можно лишь было только поливать землю водой, так как в этот день земля отмечает свои именины, в это торжество она становится плодной. Можно в этот день ходить босыми ногами по земле, моля «матушку — землю» о даровании крепкого здоровья. Хотя Церковь православия не разделяет этого мнения и говорит, что работать в этот день не только можно, но и нужно.

Всю последующую неделю за Троицей нельзя посещать водоемы, ведь эта неделя зовется «русалкиной». В старину считалось, что в этой неделе русалки выходят из водоемов, и заманивает жертв, которые в это время решили купаться там. В любом случае последнее решение остается за человеком.

Троица по традиции отмечается через 50 дней после Пасхи (в 2019 году это будет 16 июня). Если традиции Светлого Воскресения известны практически всем, то в связи с Пятидесятницей возникает множество вопросов.

Например, можно ли работать на Троицу, допускаются ли работы с землей, и по дому? Допустимо ли работать на второй и третий день Святой Троицы, и вообще — какие есть запреты согласно канонам церкви?

Подробные ответы и комментарии священнослужителей из первых уст – все это можно найти в статье.

Традиционно считается, что работать с землей на Троицу нельзя. Почему? — это достаточно тяжелый физический труд, который точно займет не один час и отнимет довольно много сил. Понятно, что человек и не сможет почувствовать праздник, если он с головой уйдет в столь напряженную работу.

При этом существует мнение о том, что работать в огороде после обеда можно даже в день Троицы. Оно верное лишь отчасти. Понимать это следует так.

Конечно, растения требуют ухода и полива вне зависимости от того, воскресенье ли на дворе, праздник или обычный день. Поэтому, если необходимо — то вполне можно выйти на огород с лейкой. Но копать новые грядки, заниматься посадкой, прополкой, подкормкой и обработкой растений химикатами на Троицу все же не следует. Подобные дела вполне способны подождать до понедельника или даже до следующих выходных.

Если иначе обойтись никак нельзя, например, не посадив семена в этот день, мы не получим урожай, — то да, придется немного поработать. Однако если посещение дачи и работа на земле не позволит побывать в церкви на утренней службе – это уже грех.

Можно ли на Троицу работать на земле: ответ священника

Представители православной церкви в целом едины в том, что на Троицу, Духов день и другие важнейшие праздничные даты лучше все-таки отложить обычную работу. Необходимо как минимум побывать в церкви, уделить внимание Богу, помолиться о себе и о ближних. Если говорить о том, можно ли работать на Троицу — в общем, ответ будет, скорее, отрицательный.

Наряду с тем, можно ли работать на огороде в Троицу, задают и более общие вопросы. Например, будет ли грехом, если в этот день помочь родителям на той же даче – покопать землю, сделать грядки, заняться прополкой, покосить газоны, поливать посадки и т.п.

Многие священники здесь склоняются к тому, что человек должен обязательно посвятить время Богу, а также уделить его и свои ближним, в особенности семье. Поэтому лучше распланировать свой день заранее и постараться выделить время для всех важных дел.

Представители церкви дают и более развернутые комментарии.

Когда можно работать после Троицы?

Еще один интересный вопрос связан с тем, сколько дней на Троицу нельзя работать с землей и вообще заниматься привычными делами, житейскими хлопотами и т.п. Согласно церковным канонам праздник отмечается как минимум 3 дня. Поэтому работать в течение воскресенья, понедельника и вторника нежелательно . Однако совершать свои профессиональные обязанности по работе все равно приходится.

Выход из ситуации точно такой же: лучше уделить время Богу и своей семье, обязательно сходить в церковь, по крайней мере в воскресный день. Желательно побывать в храме и в Духов день, а также во вторник. Далее можно вернуться в привычный трудовой ритм, и приступить к работе оптимально в среду.

Работа по дому на Троицу — можно или нельзя?

В самой работе по дому нет ничего зазорного. Мы каждый день вынуждены совершать привычные дела – готовить пищу, заниматься уборкой, помогать родителям и маленьким детям и т.п. Однако какие-то трудные занятия, требующие большого количества времени, в великий Праздник Троицы следует отложить.

Например, не нужно планировать генеральную уборку, ремонт, большую стирку, глажку и многое другое. Конечно, жизненные обстоятельства могут быть разными.

Как, например, быть, если вдруг прорвало трубу? Конечно, нужно срочно устранить последствия аварии. Но это исключительные случаи, а все обычные домашние обязанности можно и нужно перенести на другой день.

А если же привычные хлопоты к тому же отвлекают от посещения церкви в день Святой Троицы, то это уже недопустимо и считается грехом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если у человека на Троицу выпал рабочий день, он, разумеется, не должен уклоняться от своих обязанностей. Церковь никогда не запрещала выполнять необходимую работу даже в праздничные дни.

Аналогичная ситуация связана со вторым днем Троицы — понедельником, когда отмечают . Это традиционное рабочее время, которое недопустимо прогуливать. А вот побывать на вечерней службе в церкви лучше и в этот день.


Общий посыл этого совета понятен – мы может совершать привычные дела, если они не отрывают нас от Бога, посещения церкви, молитвы и чтения Библии. Если провести Троицу, как и любой другой будний день, разумеется, мы не почувствуем этого праздника.

Здесь можно привести такой пример: каждый человек так или иначе готовится ко Дню рождения или к Новому году. Наверняка, у него тоже появляются какие-то хлопоты, но ведь он зачастую находит возможность отложить их.

Таким образом, можно ли в Троицу работать на огороде или вообще заниматься привычными дачными делами — скорее «нет», чем «да». В большинстве случаев мы можем выбраться на дачу и в другой день. Ведь работы на огороде сложно назвать срочными и неотложными.

Что касается других привычных обязанностей, их также зачастую возможно перенести. Хотя, конечно, мы можем распоряжаться своим временем не всегда – иногда жизнь меняет планы прямо на ходу, из-за чего человек вынужден поступать совсем не так, как предполагал изначально.

А еще можно посоветоваться с духовно зрелым человеком, которому вы доверяете. И конечно – каждый верующий имеет право получить совет от батюшки, который тоже поможет ответить на многие вопросы о Троице и других церковных событиях.

Завершается двухдневный христианский праздник, связанный со святой Троицей. Второй день Троицы на Руси называется Духов день . С этим днем связано много народных поверий.

Когда отмечается Духов день в 2017 году

В 2017 году христиане всех конфессий отмечают Духов день одновременно - 5 июня . Это связано с тем, что в этом году все христиане отмечали Пасху одновременно, 16 апреля, а Троица и Духов день «привязаны» к этому главному христианскому празднику.

Что такое Духов день

Троица, которую отметили 4 июня (читайте подробнее об этом празднике Федерального агентства новостей ) и Духов день в христианстве считается единым праздником Пятидесятницы - сошествия святого духа на апостолов на 50-й день после Воскресения Христова.

Согласно евангельским источникам, после своего Воскресения Иисус 40 дней являлся апостолам. В день (в 2017 году этот праздник пришелся на 25 мая) Иисус поднялся над землей, дав апостолам надежду на помощь святого духа, который в православии считается исходящим от Бога-отца.

На десятый день после Вознесения, когда апостолы и дева Мария были в Сионской горнице (там, где в Страстную неделю проходила Тайная вечеря), они услышали сильный шум. В воздухе появились яркие всполохи огня, который светил, но не обжигал. Божественный огонь опустился на головы апостолов и потух, после чего все, находящиеся в горнице, ощутили действие мощной силы. Так на апостолов сошел святой дух, и они заговорили на разных языках, которых раньше не знали, чтобы нести по всему миру свет Евангелия.

Как празднуют Духов день

День Святого Духа, который в народной традиции называется Духов день, отмечают на следующий день после Троицы, этот праздник всегда он приходится на понедельник, 51-й день после Пасхи.

Поскольку в славянской мифологии это день вступления лета в свои права, праздник имеет и другие народные названия: именины Земли, Проводы русалок, Русальница, Иван-да-Марья.

В народной традиции считается, что вечером на Троицу с небес сходит святой дух, который благословляет землю и все, что на ней растет. В православных храмах в этот день проходят службы в честь пресвятого и животворящего духа. В этот день принято посещать храмы, чтобы помолиться за души умерших. В Духов день, так же, как и в , принято посещать кладбища, поминать усопших на могиле, а потом устраивать дома поминальные трапезы.

Что можно и нельзя делать в Духов день

Согласно славянской традиции, в Духов день нельзя тревожить землю, поэтому под запретом были все работы в поле, саду, огороде и т.д. На Руси в этот день не сеяли, не сажали цветы и овощи, не выкапывали растения, не занимались прополкой и вообще старались лишний раз не беспокоить землю-матушку. Считалось, что в противном случае земля-именинница может обидеться и наказать неурожаем.

Также в этот день были под запретом некоторые женские работы: не рекомендовалось шить, красить ткани, стирать, делать уборку. Кроме того под запретом было все, связанное с мытьем и купаньем, особенно в открытых водоемах. Древние славяне считали, что это последний день, когда русалки устраивают различные шалости и могут из озорства утащить купальщика под воду.

В Духов день не принято было заготавливать березовые веники, но можно было собирать лечебные травы, главное при этом нужно было не нарушить покрова земли. Целебные травы, собранные на Троицу и в Духов день, считались особенно сильными, их освящали в храмах, высушивали и хранили целый год.

По народной традиции в Духов день можно было попробовать поискать клад, считалось, что земля-именинница может порадовать тех, кто ее уважает и бережет.

Работающий по необходимости не подлежит осуждению

Можно ли работать в праздники и воскресные дни? Как ни странно, этот простой, не требующий глубоких богословских познаний вопрос волнует многих православных христиан. Чаще всего, это волнение вызвано формулировкой четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а в седьмой день – суббота Господу, Богу твоему » (Исх. 20:8). Из Ветхого Завета мы знаем, что нарушителей этой заповеди ожидало всеобщее осуждение и суровое наказание.

При поверхностном осмыслении вопроса, вывод, действительно, кажется очевидным: Бог сказал не работай, значит, работать нельзя. Будешь работать – будешь наказан. В то же время высказываются и недоумения: а как быть с тем, что мы празднуем не субботу, а воскресение, которое, согласно церковному преданию, является восьмым днем, а не седьмым? Как быть с теми, кто вынужден работать в праздничные и воскресные дни? Разве водители автобусов, трамваев и поездов, летчики, работники сферы обслуживания, дежурные врачи, хлеборобы, военные и многие другие, кто вынужден выполнять в праздники и общие выходные свои служебные обязанности, непременно погибнут? Но ведь мы пользуемся продуктами их труда, услугами, товарами, произведенными «во грехе», – разве это не лицемерие с нашей стороны? Не перекладываем ли мы вину на плечи других людей? И потом, разве лучше в праздничный день предаваться пустословию и суесловию, распивать спиртные напитки, смотреть телевизор, бездельничать, нежели трудиться с пользой для себя и близких?

Так, не хотя или не умея найти ответ, мы часто доходим до ситуации, когда грех, сотворенный в праздничный день, считаем нормой, а труд во благо – грехом.

Доводя жизнь до абсурда, мы забываем, что четвертая заповедь была дана народу, который практически окончательно забыл о Боге. Вспомним: когда Моисей взошел на Синай, тут же, не выдержав и сорока дней, народ Израиля уклонился в язычество, а ведь перед этим ему были явлены такие чудеса, о которых сегодня можно только мечтать. Так что в ситуации чуть ли не полного духовного омертвения израильтян четвертая заповедь была более чем уместна. Ибо без нее евреи вскоре и вовсе могли забыть о том, к чему их приготовил Господь.

В этом смысле оправданы и суровые наказания за нарушения заповедей: только страх возмездия являлся тем стимулом, который удерживал ветхозаветных людей от уклонения в вере, точно так же, как страх наказания удерживает и наших детей от непослушания и дурных поступков. Дети еще не способны понять всех причин, по которым родители накладывают на них те или иные запреты, они еще не способны совершить сознательный выбор, и только данный им свыше (от родителей) закон способен научить их различать, что такое грех, а что добродетель.

Собственно, по этой причине апостол Павел и назвал Ветхий Закон «детоводителем ко Христу » (Гал. 3:24). И именно в этом контексте следует понимать его слова: «Законом познается грех » (Рим. 3:19-20).

Но все это касается исключительно ветхого, неокрепшего душой человека. У христиан все по-другому. Еще в Книге пророка Иеремии написано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, который Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили… Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его …» (Иер. 31:31-34). И сегодня мы видим, что, согласно этому Завету, мы, христиане, уже вошли в вечную субботу, которая для нас – Христос! Именно Он есть Господин и субботы (Рим. 10:4, Лк. 6:5). Он Сам сделался для нас субботой, т.е. покоем (Евр. 4:1-11, Мф. 11:28-30).

Поэтому в Новом Завете идет речь о том, что «никто да не осуждает вас ни за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу » (Кол. 2:16); «Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает » (Рим. 14:6). А далее следует вывод, кардинально меняющий вектор ветхозаветной заповеди о субботе: «Итак, можно в субботы делать добро » (Мф. 12:12).

Странно, но современные христиане почему-то забыли, что теперь Господь всегда с нами! Теперь мы ходим в церковь не под страхом наказания, не потому, что Бог обязал нас это делать, а потому, что ощущаем в этом острую необходимость. Ощущаем необходимость быть в Его Теле, жить Его Жизнью! В этом смысле не только один день, но и вся наша жизнь должна проходить как постоянное «богослужение». И это «богослужение» должно включать в себя не только посещение храма, не только частную молитву (которая, по заповеди апостола Павла, должна стать непрестанной), но и труд на благо близких, ибо: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5:8).

Любой труд ВО БЛАГО есть служение Богу («богослужение»), и поэтому он благословен. Поэтому святые отцы, кроме участия в богослужении, всегда призывали христиан в праздники и воскресные дни посещать больных, помогать страждущим, кормить голодных и т.д. Забота о ближних должна быть насущной потребностью для каждого христианина. И поэтому все люди, которые совершают общественно полезный труд в воскресные и праздничные дни, не только не совершают греха, но, более того – творят угодное Богу!

В этом смысле Церковь никогда не запрещала необходимо-полезный труд. Так, например, свт. Григорий Палама, увещевая христиан посещать церковь в воскресные дни, добавляет: «…Посещай в день сей храм Божий, и будь на всех службах церковных… и никакого житейского дела в оный день не делай, кроме необходимого » (Добротолюбие, т. 5).

Еще красноречивее на все вышесказанное указывает 29-е правило Святого Поместного Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа ».

Все толкователи соборных постановлений Церкви единогласны в том, что христиане, вынужденные по тем или иным причинам работать в воскресный день, не подлежат осуждению . Так, епископ Никодим (Милаш) подчеркивает, что данным правилом «предписывается особенно почитать воскресный день, не работать и проводить его по-христиански. Относительно последнего отцы Собора добавляют, что так должны поступать, если могут, т.e., как говорит в толковании данного правила Вальсамон, никто не принуждается безусловно ничего не делать, потому что, если кто, вследствие бедности или какой-либо необходимости, будет работать и в воскресение, он не подлежит за это осуждению».

Кончено же, речь не может идти о том, чтобы подобные святоотеческие советы и соборные правила стали причиной (точнее, отговоркой) для того, чтобы не присутствовать на богослужении. Но все же весь опыт Церкви четко указывает на то, что созидательный труд есть благо , на то, что человек (тем более, христианин) должен трудом своим украшать и приводить в порядок окружающий мир (свою квартиру, подъезд, улицу, двор, страну, наконец).

Глядя на наши замусоренные дворы, улицы и города, тяжело представить, что здесь живут христиане, которые Бога боятся, но не любят свой двор, улицу, страну, своих ближних… От этого взгляда приходят на память слова апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви » (1 Ин. 4:18). Согласно обетованию Господа Новый Закон, закон любви, должен быть начертан в наших сердцах, ибо: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

И разве этот закон может оправдывать лень и безделье?

Иеродиакон ИОАНН (Ампелокипиотис)
Газета «Одигитрия»

Просмотрено (13258) раз