Диагностический материал по мелкой моторике. Шпаргалка: Диагностика мелкой моторики ребенка

22.10.2019 Стиль

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО (РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО) ВОЗРАСТА

1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка

1.2 Особенности развития мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном детстве

1.3 Особенности развития мелкой моторки у детей с ЗПР

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ЗПР

2.1 Методика диагностики

2.2 Результаты диагностики

2.3 Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
По данным различных исследователей в настоящее время отмечается увеличение числа детей с проблемами в развитии1. Клинические обследования, в ходе стандартных медицинских осмотров, регулярно проводимых в ДОУ и поликлиниках регулярно проводимых в ДОУ и школах врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, врачами-специалистами: хирургом, лором, эндокринологом, кардиологом и др., не выявляют у группы этих детей грубой патологии, однако по наблюдениям педагогов и психологи они испытывают значительные трудности в усвоении программ обучения, в адаптации к социальной среде, к условиям дошкольного учреждения.

Легкие нарушения развития в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере маскируются возрастными особенностями дошкольника, однако с началом обучения в школе эти нарушения могут привести к затруднению в той или иной степени адаптации ребенка к школе, ограничить возможности его обучения. Вот почему так важно обращать внимание на нарушения в развитии ребенка с самого раннего дошкольного возраста. Ведь чем раньше ребенок с проблемами в развитии начнет получать специальную помощь, тем эффективнее будет ее результат. Программа коррекционной работы должна составляться с учетом особенностей и потребностей развития каждого ребенка. Одним из наиболее важных направлений в ней является развитие общей и мелкой моторики.

Дети с проблемами в развитии утомляемы, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с их физическим недоразвитием. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушена их произвольность. Отмечается также недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными.

Вышесказанное позволяет выдвинуть проблему нашего исследования –диагностика нарушений мелкой моторики руки дошкольников с ЗПР и наиболее эффективные средства, обеспечивающие коррекцию ее развития. Цель исследования, таким образом, - выявление особенностей развития мелкой моторики у детей 3-4 лет с задержкой психического развития

Объект - развитие мелкой моторики руки у младших дошкольников. Предмет – особенности этого процесса у детей с ЗПР.

Цель, объект и предмет позволяют нам сформулировать следующие задачи нашего исследования:

Обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка;

Подобрать методы работы по диагностике нарушений мелкой моторики у детей с ЗПР и апробировать ее результаты, полученные в ходе экспериментального исследования в ДОУ.

Методологической основой, позволяющей решить данные задачи, явились исследования педагогов и психологов в области общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогического процесса, опирающиеся на идею комплексного подхода - одного из основных принципов обучения и воспитания (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец); учение об общих и специфических особенностях аномального развития (В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф); учение о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях (П.К.Анохин, Л.С. Выготский); учение о коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями развития (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова); сенсорное развитие дошкольников (М. Монтессори).

Основными методами исследования явились: исследовательские методы (анализ специальной литературы, изучение документов), диагностические методы (беседа, тесты на переключаемость ребенка, координацию, графические тесты), метод анализа полученных данных.

Основные этапы исследования: диагностическое обследование каждого ребенка с целью выявления уровня нарушений в мелкой моторике рук, которые являются следствием ЗПР; обработка и анализ полученных результатов; разработка на их основании рекомендаций для коррекционной работы с данной категорией детей.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО (РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО) ВОЗРАСТА

1.1 Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников и младших школьников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда вырастет, ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук.2 Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка3. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

В монографии А.Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга», посвященной проблемам нейропсихологии, рассматривается функции различных зон головного мозга в их связи с речью и моторикой человека, в частности упоминается об их тесной взаимосвязи: «Так, в заднем отделе периферического поля слуховой коры обособляется специальный участок для анализа и синтеза рецептивных элементов устной речи - фонем (так называемый «центр Вернике»), в периферических полях зрительной коры - участок, позволяющий реализовать анализ и синтез зрительных элементов рецептивной речи; в расположенных по соседству с кожно-кинестетической зоной участках нижних отделов теменной области, непосредственно примыкающих к чувствительным «центрам» руки, губ, языка, гортани, осуществляется анализ и синтез кожно-кине-сгетических рецепций, лежащих в основе артикуляции; в определенном отделе периферии двигательной зоны коры (нижние отделы лремоторной зоны) протекают нейродинамические процессы, связанные с преобразованием членораздельных звуков устной речи в сложные последовательные синтезы (так называемый «центр Брока»); в другом отделе премоторной зоны, примыкающем к двигательным «центрам» руки (в заднем отделе средней лобной извилины), локализуется программирование и осуществление сложных систем последовательных движений и двигательных навыков».4

Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно, а интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.)5. Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности.

Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко6 показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия. В предметной деятельности происходит развитие восприятия Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки Л. С. Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия.

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика – речь – восприятие. Можно проиллюстрировать данное утверждение следующими примерами: если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками. Если же в другом эксперименте сравнить то, что делает ребенок, визуально рассматривающий или активно ощупывающий решетку, с ее последующим графическим изображением, то можно заметить, что она изображается либо «дырявой», то есть состоящей из кругов, либо «угловатой», состоящей из линий, похожих на железнодорожные рельсы. В первом случае ребенок ощупывал решетку как бы изнутри, просовывая пальчики в дырочки этой решетки, во втором случае - он больше интересовался пересечением перекладин. То есть, вначале ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета, чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно. Затем, используя опять-таки мелкомоторные навыки, ребенок изображает предмет на бумаге, рисует его, Это способствует более полному восприятию предмета, выделение его из ряда других, обоснование его отличительных признаков, запоминание их, то есть происходит формирование еще и мышления, и памяти ребенка. Подтверждение данного тезиса мы можем найти в работах ученых-психологов. Например, по словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». То есть это и мышление, и память, и внимание.

Следовательно, нашу цепочку можно дополнить: мелкая моторика – речь – восприятие – высшие психические функции (мышление, память, внимание).

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»7. А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.8

Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие9. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов - ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно.

Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий10. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий газа помогают рукам.

По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, />шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а следовательно развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для и для формирования личности человека в целом.
1.2 Особенности развития мелкой моторики в раннем и младшем дошкольном детстве
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста. Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период - возраст от полутора до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека.

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

В рассматриваемый нами в данной работе возраст от двух до четырех лет, навыки, приобретенные ребенком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве, т.е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета - это стимул движений рук по направлению к нему.

Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Однако прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

По мнению педагогов и психологов, можно выделить следующие нормативные требования по развитию мелкой моторики у дошкольников от 1 года до 6 лет11:

Стучит одним предметом о другой

Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами

Рисует и черкает на листе бумаги

Вытаскивает крошку из прозрачной банки

Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков

Строит башню из 2-х кубиков

Строит башню из 4-х кубиков

Перерисовывает крестик

Рисует вертикальную линию (ошибка до 30 град.)

Перерисовывает квадрат

Перерисовывает круг

Строит (копирует) мостик из 5-х кубиков

Строит башню из 8-х кубиков

Рисует человечка(3 элемента)

Рисует человечка(6 элементов)

Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук Вашего ребёнка проходит нормально. Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение о негармоничном развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени.

Над правильным формированием мелкой моторики у детей необходимо работать и родителям и педагогам. Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Пальчиковые игры - это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости и, как следствие, улучшение почерка; снижение физической усталости и морального напряжения во время урока; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях. В неё включены упражнения на составление при помощи пальцев и учебных предметов (карандашей, ручек, линеек) всех цифр, а также букв русского алфавита. При обучении чтению и письму эти упражнения помогут ребёнку не только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная буква и цифра.

– застёгивание и расстегивание пуговиц;

– всевозможные шнуровки;

– нанизывание колец на тесьму;

– игры с мозаикой;

– сортировка мозаики по ячейкам;

– игры с конструктором;

– перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).

Также это могут быть различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой.
1.3 Особенности развития мелкой моторки у детей с ЗПР

Мелкая моторика дошкольный сенсомоторная

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Она отмечала, что исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию12.

Таким образом, можно выделить следующие наиболее важные группы причин, которые могут обусловить ЗПР13:

1) причины биологического характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;

2) общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;

3) отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;

4) социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.

Из приведенной классификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженный социально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. В любом случае, ЗПР у дошкольников - это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.

Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обуславливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций. На первом году жизни показателями нарушения темпа нервно-психического развития могут служить:

Снижение ориентировочной активности и потребности в ориентировочно исследовательской деятельности, что проявляется в слабой выраженности ориентировочных реакций, замедлении реакции зрительного и слухового сосредоточения;

Более позднее появление «комплекса оживления», недостаточная активность при эмоциональном общении со взрослым;

В доречевом периоде - более позднее появление гуления, лепета, первых слов, неадекватная реакция на жесты, мимику и интонации взрослых, этапы гуления и лепета растянуты во времени;

Замедленный темп формирования статических (связанных в равновесием) и локомоторных (способность к передвижению) функций;

Запаздывание в развитии ручной моторики и зрительно-моторной координации.

Выраженность перечисленных недостатков психомоторного и речевого развития зависит от степени тяжести поражения ЦНС. Проблемы в развитии ребенка могут усугубляться ранней сенсорной и эмоциональной депривацией, если он воспитывается в неблагоприятных социальных условиях.

В норме основными достижениями ребенка к 1 году являются овладение самостоятельной ходьбой, специфические манипуляции с предметами, коммуникативно-познавательная активность, понимание обращенной речи в хорошо знакомой ситуации, появление первых слов. К этому возрасту общение со взрослым приобретает не только эмоциональный, но и ситуативно-деловой характер. Нормально развивающийся ребенок активно сотрудничает со взрослыми. Эти достижения становятся основой для развития психики на втором и третьем году жизни - развития общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности, овладения действиями (использованием предметов по назначению), дальнейшего формирования речи, овладения предметно-игровой деятельностью. Особое значение имеет своевременное развитие речи, за счет чего происходит качественная перестройка и интеграция психических функций.

В раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными, даже если они не имеют грубого характера. Прежде всего, следует обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности (как ребенок реагирует на предметы, узнает ли их, стремится ли их исследовать, находит ли одинаковые, использует ли их по назначению). Важный диагностический показатель - коммуникативная активность ребенка, его возможности сотрудничества со взрослым. В этот возрастной период в норме происходит бурное развитие речи. У проблемного ребенка обнаруживается недоразвитие речи, при этом несформированной оказывается не только активная речь, но и понимание обращенной к ребенку речи.

Однако, оценка уровня психомоторного и речевого развития ребенка должна производиться очень осторожно. На его развитие могут влиять многие факторы: унаследованные особенности организма, общее состояние здоровья, особенности условий жизни и воспитания. Задержку психомоторного развития могут вызвать различные неблагоприятные условия, воздействующие на развивающийся мозг в перинатальном или постнатальном периоде, или неблагоприятное сочетание этих факторов. Безусловно, дифференциальная диагностика в раннем возрасте затруднена. При различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, «безречевым», неговорящим, может быть ребенок как с нарушенным слухом, так и с умственной отсталостью, алалией, аутизмом). Нарушения могут касаться одной или нескольких функций, сочетаться или не сочетаться с различными неврологическими отклонениями.

Дети раннего возраста с отставанием психомоторного развития отличаются рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные малыши, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Обнаруживается снижение ориентировочно-познавательной деятельности, внимание ребенка трудно привлечь и удержать. Затруднена сенсорно-перцептивная деятельность. Такие дети не умеют обследовать предметы, затрудняются в определении их свойств. Однако, в отличие от умственно отсталых дошкольников, они вступают в деловое сотрудничество со взрослым и с его помощью справляются с решением наглядно-практических задач.

Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но способность ребенка активно использовать фразовую речь значительно снижена.

У этих детей манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. При помощи взрослого они активно осваивают дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников психологи-исследователи В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева и др. отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставание характеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени). У. В. Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению, которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка Кроме того, У детей с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М. С. Певзнер). В исследованиях многих ученых (И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, С. Г. Шевченко) отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С. Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи у таких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности14.

ЗПР у ребенка может быть обусловлена действием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностью факторов, складывающейся в процессе взаимодействия. В любом случае, ЗПР у дошкольников - это комплексное явление, которое охватывает всю совокупность психических процессов человека.

Моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:

1. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изо-деятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графомоторных навыков.

2. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса с вышеописанной категорией детей обусловлены тем, что категория детей с ЗПР полиморфна и разнородна по составу. Для того чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа. Обучение и воспитание данной категории детей будет эффективным только в том случае, если оно строится с учетом результатов углубленного психолого-педагогического обследования.

3. Диагностическая работа, на наш взгляд, должна строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании необходимо использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста, в том числе - детей с отклонениями в развитии. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л, С, Цветковой и др.

Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития, является своевременно, т. е. в раннем и дошкольном возрасте, организованная коррекционно-педагогическая помощь. Дети с перечисленными вариантами ЗПР могут быть направлены в специализированные детские сады или коррекционные группы при массовых детских садах.
ГЛАВА II.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ЗПР

2.1 Методика диагностики
В первой главе нашей работы мы установили важную роль мелкой моторики в развитии ребенка, а также отметили необходимость выявления нарушений в ней уже в раннем дошкольном возрасте ребенка. Для того, чтобы доказать это утверждение на практике, нами была проведена экспериментальная работа при поступлении детей в учреждение с группой 10 человек в возрасте от 2,8 до 4,4 лет. Дети поступают сюда по направлению от невропатолога, психиатра. Получают комплексную медико-педагогическую помощь в отделении восстановительного лечения (медикаментозная терапия, массаж, ЛФК, занятия с педагогами, психологами). Но перед началом занятий необходимо было выявить уровень нарушений в мелкой моторике детей.

Программа экспериментальной работы включала в себя:

1. Диагностическое обследование каждого ребенка с целью выявления уровня нарушений в мелкой моторике рук, которые являются следствием ЗПР.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

Для фиксации результатов диагностики нами заполнялся протокол на каждого ребенка, а также таблица.

Диагностическая работа проходила в несколько этапов. На первом начальном этапе происходило знакомство педагога с ребенком, первичная оценка его уровня развития. Для этого с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа в форме игры: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной». Далее организация выполнения ребенком задания предусматривала следующую последовательность: мы, читая потешку, выполняли упражнение, ребенок смотрел и пытался подражать (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается). Затем мы вновь показывали упражнение, и ребенок вместе с нами его повторял. Если ребенок не справлялся с тем или иным заданием, мы сначала показывали еще раз, ребенок пытался повторить. Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: мы придавали руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию педагога.

На втором этапе нами производилась диагностика уровня переключаемости ребенка, рейцпрокной координации. Для этого дети выполняли следующие упражнения:

Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

Кроме пальчиковых упражнений нами были использованы также различные графические упражнения. На третьем этапе исследования нами применены следующие методики:

Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

Все результаты, полученные нами, были зафиксированы.
2.2 Результаты диагностики
На каждом этапе нами были выявлены различные ошибки при выполнении заданий.

Анализ нарушений.

Этап пальчиковых упражнений:

При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Данная проблема просматривалась у 3-х детей их 10-ти.

При выполнении 2-го задания неточность отмечалась нами в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

3. В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение.

4. В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. Например, мальчик (3,4 г.) - перенос сделал, но после того как сначала постучал кулак-кулак, потом кулак-ладонь и только потом, глядя на экспериментатора, он постучал большим и указательным пальцами по раскрытой ладони.

5. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро.

6. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.

7. Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для большинства детей, с первого раза его не смог выполнить никто. Детям понадобился образец, а также помощь педагога. 3 ребенка даже после этого справились с заданием с большим трудом.

8. Собирание матрешки прошло успешнее, но все же часть детей справилась с заданием только с помощью педагога.

Этап графических упражнений:

С рисованием домика удовлетворительно справились 5 детей из 10, двум понадобилась незначительная помощь педагога, у троих детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка

При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 5 детей, остальные сделали это с помощью педагога, 3 детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать.

Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто «малевать». Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием 4 человека, остальные – при помощи педагога.

Результаты диагностики мы зафиксировали в таблице.

Описание задания

Сколько детей справилось

Какие трудности возникли

«пальчиковый» блок упражнений

Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно)

7 человек справилось самостоятельно, 3 после нескольких повторений и с помощью педагога

При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.

«Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)

5 человек справились самостоятельно, 4 – с помощью педагога, 1 ребенок – с большим трудом

Неточность отмечалась нами в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

«Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).

3 ребенка справились самостоятельно, 4 – помощью педагога, 3 – после многократного повторения с помощью педагога

Детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В отдельных случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения.

«Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

Затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.

Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

7 человек справились, 3 ребенка не справились самостоятельно, только с помощью педагога

Затруднения возникали в смене фаз движений

«Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)

С помощью педагога справились 5 человек, 5 не смогли выполнить данное упражнение правильно.

Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.

Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходил педагог.

4 человека справились самостоятельно, 3 человека – после повторного показа, 3 человека – только с помощью педагога

Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для большинства детей, с первого раза его не смог выполнить никто.

Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.

6 человек справились самостоятельно, 2 с незначительной помощью педагога, 2 - после многократного повторения и с помощью педагога

Таким образом, нами были выделены следующие нарушения мелкой моторики у данной группы младших дошкольников.

1. С трудом переключаются с одного движения на другое: повторяют прежние движения

2. Неправильно воспроизводят пространственное направление движения:

3. Не могут одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы:

5. Отстает одна рука

6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую.

7.Трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую; дифференцировка поочередно пальцев.
2.3 Выводы
В данной работе нами была предпринята попытка продиагностировать развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на материале различных упражнений.

На основании результатов мы смогли сделать выводы о коррекционных мерах, необходимых для повышения уровня развития мелкой моторики у детей с ЗПР в раннем возрасте.

Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в коррекционно-педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку мы выяснили, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным по нашему мнению будет использование в этих целях физкультминуток. Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным, например:

Игры с пальчиками.

Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

Пальчиковые игры со скороговорками.

Пальчиковые игры со стихами.

Пальчиковый алфавит.

Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.

Развитие графической моторики также является важной часть формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:

Рисование по трафаретам.

Рисование по фигурным линейкам.

Штриховка.

Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики отводится упражнениям с малыми мячами. Для этого используются несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Это прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.
У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостачточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

Для выявления уровня отклонений мелкой моторики применяются различные диагностические методы, часть из которых была использована нами в данной работе. Это позволило нам составить представление о характере нарушений мелкомоторных функций у наблюдаемой группы детей и на основании результатов обследовать разработать рекомендации по проведению коррекционной работы с ними.
ЛИТЕРАТУРА Ахутина Т.В. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: становление нейропсихологии. // Вопросы психологии, 1996 - № 5 Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3 – е переработанное. – СПб.: Детство – Пресс, 2004. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2004. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 - №2 Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1998. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. В 6 т. – М., 1983. - Т. 4. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // Дошкольное воспитание, 1998 - №2. Година Г.Н., Пилюгина Е.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1987. Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2003. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. - М.: Академия, 2004. Гончарова Е. Парадоксы отклоняющегося развития // Дошкольное воспитание, 2006. - №2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1972. – № 4 Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание, 2006. - №11 Кириллова Л. О роли медицинских знаний в решении воспитателем коррекционно-педагогических проблем // Дошкольное воспитание, 1998. - № 1. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01. Ковалев В. В.Психиатрия детского возраста. - М., 1995. Лебединский В. В.Нарушения психического развития у детей. - М., 2002. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., Академический проект, 2000. Мамайчук И. И. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития: научно-практическое руководство. - СПб.: Речь, 2004. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, 2000. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2002. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста: метод. пособие / Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова, А. Н. Орлова, Н. Д. Шматко; под ред. Е. А. Стребелевой; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Ин-т коррекц. педагогики РАО. – М.: Полиграф сервис, 1998. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Стребелевой. – М., 2001. Стребелева Е.А. Формирование мышления у умственно отсталых дошкольников. // Дефектология. - 1994. №5 Шевченко С. Г. Коррекционно - развивающее обучение. Организационно - педагогические аспекты. – М.: Владос, 2001. Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 3.
Размещено на Allbest.ru

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

    блок 1: упражнения на координацию движений;

    блок 2: повторение фигур из пальцев;

    блок 3: работа с бумагой;

    блок 4: графические упражнения.

Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:

1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;

2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;

3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.

Блок 1. Упражнения на координацию движений.

    «Ладонь, кулак, ребро».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

    «Посолим капусту».

Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.

    «Катание шарика».

Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

Блок 2. Повторение фигур из пальцев.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

    «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).

    «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).

    «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

Блок 3. Работа с бумагой.

    «Вырезание ножницами».

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

    «Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).

    Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

Оценка:

3 балла – без ошибок;

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

Рис. 1. Методика «Дорожки».

    Методика «Мячики» (рис. 2).

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);

1 балл – 3 и более ошибок.

Рис. 2. Методика «Мячики».

    Методика «Лес» (рис. 3).

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

Рис. 3. Методика «Лес».

По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.

Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Литература:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Имя ребенка

Координация движений

Повторение фигур из пальцев

Работа с бумагой

Графические действия

Итог (сред. балл)

Ладонь, кулак, ребро

Посолим капусту

Катание шарика

Игра на рояле

Вырезание ножницами

Сгибание листа пополам

Таблица 1. Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Мелкая моторика – тонкие движения кистей и пальцев рук – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития общества.

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

– в связи с развитием познавательных способностей;

– движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в раннем возрасте. Обследование различных предметов руками – условие познания ребенком предметного мира.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Проведенные М. М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

А. В. Запорожец говорил: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в “орудие орудий”, ребенок должен научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета».

Характерный признак произвольности движений, формирующихся в системе орудийных операций, – возможность постепенного отделения подобных движений от тех предметных условий, на почве которых они сложились.

П. Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как и рукой; предмет становится как бы простым ее удлинением. Такие действия можно условно назвать ручными. Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов. Ее движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия. П. Я. Гальперин наметил стадии овладения орудийными операциями:

– 1-я – повторение однотипных движений, «целенаправленные пробы». Дети настойчиво «охотятся» за одной какой-либо игрушкой;

– 2-я – подстерегание. Ребенок как бы «стережет» появление определенных положений орудия, хотя еще не владеет приемами;

– 3-я – навязчивое вмешательство. Ребенок делает активные попытки создать удачные положения предмета, активно и настойчиво вмешивается в процесс поисков;

– 4-я – объективная регуляция. Ребенок в своем поведении как бы руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи.

Полученные в исследованиях П. Я. Гальперина факты показывают, как при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка зарождаются интеллектуальные реакции, наглядно-действенное мышление в его наиболее простых и первичных формах.

Основной путь в овладении предметной деятельностью – совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой последний постепенно передает ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.

Взрослый организует действия ребенка, а затем поощряет их и контролирует ход формирования этих действий. Смысловой центр ситуации, в которой усваиваются предметные действия, – взрослый и совместная деятельность с ним; действие должно производиться так, как показал взрослый. Именно на этой основе своеобразно ритуализируется порядок выполнения действий, в процессе которых их образец реализуется и производит постоянное подравнивание под образец. Ребенок сначала выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета, лишь затем начинает осваивать операционально-технический состав действия внутри образца. Таким образом, отдельные движения не просто приспосабливаются к орудию, а включаются в заданную схему действия.

Иными словами, процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, носителем которого выступает взрослый.

Существуют разные способы освоения движения: метод пассивных движений, подражание, прямое обучение, обучение по словесной инструкции, метод самостоятельных проб.

Наиболее эффективные способы освоения движений в дошкольном возрасте – методы подражания и пассивных движений.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение движений, действий другого человека. Дошкольники посредством подражания усваивают предметные действия. К началу второго года жизни наблюдается подражание, которое зависит от характера самого действия.

В развитии подражания существенную роль играет речь, вторая сигнальная система, однако специфическая особенность рассматриваемого процесса – наличие наглядного имитационного образа действий другого лица, которыми подражающий руководствуется в своих действиях. Подражание занимает как бы промежуточное место между более простыми способами усвоения чужого опыта, осуществляемыми без посредства имитационного образа. Оно отсутствует у новорожденного и появляется лишь у младших дошкольников. На протяжении детства подражание постепенно отступает на задний план и приобретает второстепенное, вспомогательное значение.

На ранних ступенях развития детей основное значение приобретает метод пассивных движений , поскольку у младенцев 3–4 мес. образовать временны́е связи с помощью подражания невозможно, а данный метод дает положительные результаты. В 4–6 лет подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется дополнительно метод пассивных движений.

В зависимости от сложности стоящих перед ребенком задач некоторые элементарные навыки вырабатываются быстрее путем подражания, чем методом пассивных движений.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев: чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять разнообразные бытовые действия. Важно развитие мелкой моторики и для личностного развития ребенка. Владея рукой, дети становятся более самостоятельными, автономными и независимыми от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Движение рук в дошкольном возрасте развивается постепенно: на начальном этапе появляются ощупывающие движения, далее возникает акт хватания, и уже после начинают складываться повторные и цепные движения.

Характер ориентировочно-исследовательской деятельности изменяется в процессе онтогенеза и на разных генетических ступенях в образовании двигательных навыков.

При выполнении различных упражнений кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3–5 лет

Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» (М., 2001).

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3–4 лет

Диагностика исследования мелкой моторики проводится в три этапа.

Этап 1. Выявление кинетического праксиса

На этом этапе выполняется ряд упражнений (после показа взрослого). При выполнении сложных упражнений взрослый сначала помогает ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее воспитанник действует самостоятельно.

1. Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, мы проанализировали различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностику мы провели в п. Красная сопка, на базе дошкольного образовательного учреждения «Алёнка» во второй половине дня. Диагностика представляет собой индивидуальные задания (Приложение 1).

Диагностика состояла из следующих заданий:

1. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

5. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

6. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 15 человек (Приложение 2).

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий

Низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;

Средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

Высокий: четкое выполнение задания.

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу (Приложение 3), что:

На низком уровне в группе находится 6 детей, что составило 40 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.

Средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 5 детей, что составило 33,3 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.

Высокий уровень выявлен у 4 детей, что составило 26,7 %. Дети выполняли четкое выполнение заданий.

Итак, анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста находиться на низком уровне (6 детей - 40 %) и мы рекомендуем провести с детьми углубленную работу на развитие мелкой моторики со столом - планшетом для рисования песком.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте выявляет уровень графомоторных функций, то есть готовность руки ребёнка к письму. В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д...

Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", писал Кант...

Развитие мелкой моторики детей 2-4 года жизни посредством пальчиковой гимнастики

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста: теоретический анализ

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

лепка моторика ребенок Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей с ОНР особенно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОНР...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности

Потребность и способность двигаться заложена в человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством стола-планшета для рисования песком

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться. По мнению М...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на логопедических занятиях

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. Кольцова, Н. Новикова, Н. Бернштейн) ...

Для этого не потребуется никаких сложных пособий или предметов. И потребуется совсем немного времени. Я хочу рассказать о трех простых тестах для диагностики уровня развития мелкой моторики, которые можно провести с детьми старшего дошкольного возраста и дома, и в детском саду, и в детском центре (авторы тестов – Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – Владос, 2001).

Тест 1.

Ребенок сидит за столом. Возьмите большой лист бумаги и попросите ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обведите ладошки на бумаге карандашом. Посмотрите вместе, что у Вас получилось. И попросите ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.

Объясните задание. Предложите малышу поиграть с пальчиками. Скажите: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо». Попробуйте – попросите малыша поднять пальчик: «Вот этот подними». Убедитесь, что он правильно понял задание.

Теперь начинаем тест. Начните с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой пальчик, а 5 это мизинчик). Затем в той же последовательности сделайте задание на левой руке. Затем повторите на правой. И снова на левой. Таким образом, каждая рука выполнит задание два раза!

А теперь главное – за чем надо следить при выполнении этого задания. Когда малыш будет стараться поднимать один пальчик, то непроизвольно будут подниматься и другие. Он этого не хочет, но у него так получается! Эти лишние движения называются синкинезиями. Такие лишние движения возникают, когда движения пальчиков недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.

Когда Вы видите синкинезии, то рисуйте каждую из них стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальчика к «ненужному, лишнему» для этого движения.

В результате на бумаге у Вас будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.

Как узнать результаты теста:

1) Считаем среднее количество стрелочек для каждой руки, т.е. среднее количество лишних движений. Например, на правой ладошке у нас нарисовано 6 стрелочек, а задание мы проводили два раза. Поэтому 6:2 = 3. Т.е. среднее количество лишних движений пальчиками на правой руке равно 3.

Аналогично подсчитываем лишние движения пальчиками на левой руке – например, у нас нарисовано 8 стрелочек. 8: 2=4. Среднее количество лишних движений – 4.

2) Складываем получившиеся цифры. 3 (на правой руке) + 4 (на левой руке) = 7.

Что нам скажут эти результаты:

  • Какая ведущая рука у ребенка. Ведущая рука – это та рука, где лучше развита дифференциация движений пальчиков, и где меньше лишних движений пальчиками. В нашем примере – это правая рука.
  • Каков уровень развития тонких движений и их дифференциации у ребенка. Примерные возрастные нормы (общего среднего количества лишних движений): в 6 лет – 9, в 7 лет - 6, в 8 лет – 5, в 9 лет – 3. Для нашего примера: у нас получилась цифра 7. Для шестилетнего ребенка это хороший результат. А вот если бы ребенку уже было бы 7 лет, то результат слишком низкий, т.е. у данного ребенка движения пальчиков развиты недостаточно.

Теперь, наверное, понятно, почему дети, которые учатся играть на фортепиано и других музыкальных инструментах, часто намного более развиты, чем сверстники? Ведь они упражняются постоянно и фактически постоянно делают пальчиковую гимнастику и развивают этим не только свои музыкальные способности, но и мелкую моторику, и сенсомоторную координацию, и мышление!

Тест 2.

Нарисуйте от руки карандашом на листе бумаги ровный круг диаметром 3-3,5 см. Покажите свой образец ребенку. Попросите ребенка нарисовать такой же круг одним движением руки (т.е. без отрыва).

Если у малыша плохо развита мелкая моторика, то он не может выполнить задание. Типичные ошибки:

  • Рисует овал.
  • Рисует круг, но намного меньшего размера чем в образце. Это показатель скованности кисти.
  • Рисует с отрывом руки, передвигая ее.

Тест 3.

Наблюдение за рисованием и закрашиванием раскрасок. Считается, что раскрашивание картинок является очень хорошим упражнением для пальчиков. Но это не всегда так. Чтобы раскрашивание развивало мелкую моторику, надо чтобы ребенок действовал правильно. Обратите внимание на типичные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне развития мелкой моторики и о том, что малышу нужны специальная пальчиковая гимнастика и упражнения для пальчиков.

Типичные ошибки в раскрашивании:

  • Ребенок постоянно поворачивает лист бумаги или книжку при раскрашивании картинки.
  • Ребенок не может менять направление линий.
  • Движения ребенка скованные, кисть фиксирована и часто зажата.
  • Рука и пальчики слишком вялые или слишком напряженные.

Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/palchikovaya-gimnastika/#ixzz2pZ4hv0NM