Идеи дошкольного воспитания л к шлегер. Педагогические взгляды и деятельность по дошкольному воспитанию л

23.06.2020 Стиль

Педагог, деятель в области дошкольного воспитания и начального обучения. Окончила педагогический класс при Саратовской женской гимназии (1882 г.), затем училась на историко-филологическом факультете Московских высших женских курсов (1884-1887 гг.), педагогических курсах Московского общества воспитательниц и учительниц (1887-1889 гг.). В 1882-1903 гг. работала учительницей начальных классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906 г.) просветительского общества "Сетлемент", преобразованного позднее в общество "Детский труд и отдых". В 1905-1918 гг. руководила созданным при обществе первым народным детским. садом в Москве (в 1919 г. вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 г. работала в организованной ею совместно с Е. Я. Фортунатовой экспериментальной начальной школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Университете Шанявского. С 1918 г. в Московском отделе народного образования: одновременно консультант по дошкольному воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для детских садов и т. п. В 1930-х гг. занималась главным образом исследовательской работой в области начального обучения.

Педагогическая система Шлегер сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Общественные воспитательные учреждения, по Шлегер, призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Шлегер на начальном этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного педагогического руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в детском саду. На практике в детском саду Шлегер осуществлялась систематическая воспитательная работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности детского сада, был разработан занимательный и близкий к практическим нуждам детей дидактический материал. Стремясь к преемственности между детским садом и начальной школой, Шлегер и Фортунатова предложили и использовали в экспериментальной школе принципы комплексной системы обучения, которые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в том числе формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 г. Шлегер работала над проблемами создания системы дошкольного воспитания, содержания и методов работы дошкольных учреждений. Многие принципы, обоснованные Шлегер, - единство семейного и общественного, дошкольного и школьного воспитания, изучение психофизиологических особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в методических письмах Наркомпроса, материалах Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию. Большое внимание Шлегер уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 г. школьное обучение начиналось с 8 лет, в детские сады принимались дети до 6 лет). В методических работах по обучению грамоте Шлегер предложила использовать в качестве основного учебного пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник, а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для начального чтения.

Сочинения: Практическая работа в детском саду, М., ; Материалы для бесед с маленькими детьми, в. 1-3, М., 1913-14 (соред.); Особенности работы с детьми семилетнего возраста, Л., 1924; Методическое руководство к букварю, M., 19353 (соавт.).

Литература: Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955.

(Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти.

После окончания Саратовской женской гимназии с педагогическим классом она с 1882 по 1884 г. учительствовала в городской начальной школе Тамбова. Затем училась на Московских высших женских курсах, после чего работала в детских приютах Московского общества попечения о бедных и больных детях. С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом “Сетлемент (позднее общество “Детский труд и отдых”), возглавляемым С. Т. Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещение детского сада и т. д. С 1919 г. этот детский сад вошел в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР.

Л. К. Шлегер была активным членом общества. Как и другие его члены, она резко протестовала против установок официальной педагогики.

Деятельность общества была направлена на то, чтобы облегчить тяжелую участь детей трудящихся. Слова Шацкого “возвратите детям их детство были его девизом. Члены общества стремились провести в жизнь идею “защиты детства”, организовать “новое воспитание детей, без принуждения и наказаний, царивших в казенной школе. Увлеченные этой утопической идеей, они пытались на практике создать своеобразные оазисы - воспитательно-образовательные учреждения, стоящие вне существующей системы школьного образования. Члены общества понимали, что тяжелое положение детей трудящихся обусловлено государственным строем царской России, однако считали, что улучшить жизнь народа, в том числе “защитить детство”, можно путем просвещения и правильного воспитания.

В конце 1907 г. общество “Сетлемент было закрыто правительством “за попытку проведения социализма среди маленьких детей”, хотя члены общества не были связаны с революционными рабочими Москвы.

После закрытия “Сетлемента эта же группа педагогов возобновила свою деятельность во вновь созданном ими в 1909 г. обществе “Детский труд и отдых”. Они уже значительно меньше занимались социальными проблемами, а главным образом углубленно разрабатывали методические вопросы, усиленно изучали литературу и опыт зарубежной педагогики.

Л. К. Шлегер тщательно изучала литературу по теории и практике дошкольных учреждений за рубежом, но была против механического перенесения заграничных образцов в русскую педагогику. Вначале в руководимом ею детском саду были введены занятия с фребелевским материалом, но после тщательного анализа они были сняты за формализм, исключающий, детскую активность и творчество. Отвергнут был и материал Монтессори как не связанный с жизнью и интересами детей.


Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути воспитания, исходя из условий жизни в России и национальных особенностей русских людей. Вместе со своими сотрудниками она подбирала новый дидактический материал - “жизненный материал (глина, песок, дерево и др.), который давал бы детям возможность проявить творческую активность и самодеятельность.

От программных, строго регламентированных занятий по Фребелю воспитательницы под руководством Шлегер перешли к построению воспитательной работы на основе эмпирического изучения детей, их интересов и предоставления им полной свободы в играх и занятиях.

Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма.

Однако практика воспитательной работы в народном детском саду в дальнейшем не совпадала с теоретической позицией педоцентризма, что отражено в отчетах детского сада за период с 1909 по 1917 г. Так, например, воспитательницы были принуждены все же устанавливать какие-то элементы организованного воздействия на детей, создавать известную преемственность в работе, своеобразно, хотя бы косвенными путями, руководить жизнью детей. Наряду со свободными занятиями, построенными на основе изучения и учета детских интересов и текущих переживаний, стали вводиться так называемые “предложенные занятия по плану воспитательницы и даже “обязательные занятия для всех детей (дежурства и т. д.). Эти занятия обеспечивали некоторую устойчивость и последовательность в воспитательной работе детского сада. Воспитательницы непреднамеренно вступали на путь преодоления педоцентризма, все более и более уделяя внимание вопросам планирования и продуманной организации воспитательной работы. Там, где практика выводила их на самостоятельный, оригинальный путь исканий, на путь отказа от педоцентризма, воспитательницы народного детского сада сделали ценный вклад в методику работы с детьми дошкольного возраста, хотя ни Шлегер, ни ее сотрудницы и в этот период еще не смогли встать на правильный путь.

Чтобы обеспечить семилетним детям народного детского сада естественный и незаметный переход в начальную школу, а также чтобы расширить опыт отыскивания “новых путей воспитания и образования детей школьного возраста, при обществе “Сетлемент в 1907 г. была открыта экспериментально-опытная школа для мальчиков и девочек.

На основе анализа и обобщения практики народного детского сада Л. К. Шлегер было составлено несколько выпусков пособия для работников детских садов под названием “Материалы для бесед с маленькими детьми”. В пособиях указывалась литература для воспитателей, игры и песни для детей, названы экскурсии, которые могут проводиться и в других детских садах; выпуски иллюстрировались фотоснимками детских рисунков, поделок.

В этих пособиях нет текста самих бесед, а имеются только вопросы к содержанию по темам бесед (“лето”, “осень”, “зима”, “весна”, “фрукты и т. д.). Л. К. Шлегер не ставила себе задачу отразить полностью все содержание занятий детского сада, а выделила лишь одни беседы с детьми и связанные с ними ручные детские работы.

В “Материалах для бесед с маленькими детьми были даны некоторые ценные методические указания о том, как задавать детям наводящие вопросы, как развивать их наблюдательность, как проводить в тесной связи с беседами коллективные и индивидуальные работы (из бумаги, глины, дерева и др., являющиеся своеобразным “языком детей”), как рассказывать детям, приноравливаясь к их степени развития и возрасту, и др. Это пособие получило значительное распространение в России, вызвало одобрительный отзыв зарубежных педагогов, хотя в нем сказалось определенное влияние идей педоцентризма.

Итогом педагогических исканий Л. К. Шлегер явилась “Практическая работа в детском саду, представляющая собой краткое руководство для работников детских садов, очагов и приютов по Наиболее важным разделам воспитательной работы.

Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. “Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта”.

Очень важным в воспитательном отношении является, считала она, ручной труд (особенно работы по дереву). “... Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства - зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее”. Ручной труд помогает воспитанию у детей выдержки, воли, внутренней самодисциплины. Деловое настроение группы, общее настроение, общие интересы создаются в атмосфере труда. Ручной творческий труд должен быть связан с другими занятиями. В детском возрасте нужно избегать механической работы, и труд ценен постольку, поскольку он требует напряжения. У детей нужно вырабатывать навыки самообслуживания. Это способствует воспитанию у них самостоятельности и самодеятельности, замечала Шлегер.

Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей - основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка.

В книге “Практическая работа в детском саду были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации и др.).

Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними - в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т. д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения.

В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых в воспитательной работе детского сада она придавала большое значение. “Кукла.- живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней,- писала Шлегер.-Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка. Дети переживают с куклами свою ЖИЗНЬ”, жизнь окружающих. Куклы делают все, что делает человек. Ведение дома, работа отца, матери, своя жизнь - все драматизируется полностью. Эмоциональное средство, которым необходимо воспользоваться”.

В своей книге Л. К. Шлегер рекомендовала, чтобы воспитательница вела свою группу начиная с младшей и до перехода детей в школу; это обеспечивает, указывала она, углубленное изучение индивидуальных особенностей детей и индивидуальный подход к ним на практике.

В книге Л. К. Шлегер нет ни слова о религиозном воспитании детей. Этим она выгодно отличается от других теоретических работ по дошкольному воспитанию (Вентцеля, Тихеевой).

Книга “Практическая работа в детском саду получила большое распространение среди дошкольных работников до революции. Ею пользовались дошкольные работники и в первые. годы Советской власти.

В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л. К. Шлегер и ее сотрудников.

Однако, несмотря на то что практика работы детского сада стояла на пути преодоления педоцентризма и детский сад, руководимый Л. К. Шлегер, являлся образном продуманной, хорошо организованной воспитательной работы, в своих теоретических высказываниях Шлегер продолжала стоять на позициях защиты “свободного самовыявления ребенка”, “отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка”.

Л. К. Шлегер первая из. группы педагогов общества “Детский труд и отдых предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.

Луиза Карловна Шлегер

Педагогическая деятельность Луизы Карловны Шлегер (1863-1942) началась в 1882 г., а с 1905 г. она стала активным участником обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», проводивших воспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочих окраин Москвы был открыт детский сад, в котором Л. К. Шлегер и другие члены общества работали безвозмездно. Они пересмотрели фребелевский дидактический материал, сделали основой воспитательной работы так называемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то время теории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх и занятиях. Однако уже вскоре они были вынуждены установить элементы организованного воздействия на детей, а затем ввели так называемые предложенные занятия и обязательные занятия по плану воспитательницы, перейдя фактически к планированию работы народного детского сада. В то же время воспитательная работа не объединялась какой-либо единой программой или целью. В ряде работ Л. К. Шлегер («Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатся ценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей, индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органов чувств. Л. К. Шлегер оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. После Великой Октябрьской социалистической революции она активно участвовала в развитии теории и практики советского дошкольного воспитания.

Шлегер Луиза Карловна , педагог, деятель в области дошк. воспитания и нач. обучения. Окончила пед. класс при Саратовской жен. гимназии (1882), затем училась на ист.-филол. ф-те Моск. высш. жен. курсов (1884-87), пед. курсах Моск. об-ва воспитательниц и учительниц (1887-89). В 1882-1903 работала учительницей нач. классов, домашней воспитательницей. Была среди инициаторов создания (1906) просветительского об-ва "Сетлемент", преобразованного позднее в об-во "Детский труд и отдых". В 1905-18 руководила созданным при об-ве первым нар. дет. садом в Москве (в 1919 вошёл в состав Первой опытной станции Наркомпроса). С 1907 работала в организованной ею совм. с Е. Я. Фортунатовой эксперим. нач. школе. Преподавала на курсах подготовки воспитательниц при Ун-те Шанявского. С 1918 в Моск. отделе нар. образования: одновременно консультант по дошк. воспитанию в Наркомпросе; принимала участие в подготовке педагогов для дет. садов и т. п. В 1930-х гг. занималась гл. обр. исследоват. работой в области нач. обучения.

Пед. система Ш. сложилась под влиянием идей свободного воспитания. Обществ, воспитат. учреждения, по Ш., призваны оградить детей от негативного влияния среды, создать условия для развития их способностей, самодеятельности, инициативы, творчества. Ш. на нач. этапе своей деятельности отрицала необходимость целенаправленного пед. руководства и планирования работы с детьми. Роль воспитателя должна была сводиться к наблюдению, содействию детям в их свободном самопроявлении (через игры и ручной труд), к общей организации жизни в дет. саду. На практике в дет. саду Ш. осуществлялась систематич. воспитат. работа; со временем всё больше внимания уделялось вопросам руководства и планирования деятельности дет. сада, был разработан занимательный и близкий к практич. нуждам детей дидактич. материал. Стремясь к преемственности между дет. садом и нач. школой, Ш. и Фортунатова предложили и использовали в эксперим. школе принципы комплексной системы обучения, к-рые могли бы упорядочить и расширить представления детей об окружающем мире и на этой основе способствовать развитию разнообразных интересов и способностей, в т. ч. формированию навыков чтения, письма, счёта.

С 1918 Ш. работала над проблемами создания системы дошк. воспитания, содержания и методов работы дошк. учреждений. Мн. принципы, обоснованные Ш., - единство семейного и общественного, дошк. и шк. воспитания, изучение психофизиол. особенностей ребёнка и окружающей его среды в процессе работы с ним и др. - нашли отражение в метод, письмах Наркомпроса, материалах Всерос. съездов по дошк. воспитанию. Большое внимание Ш. уделяла деятельности переходных групп для детей 7-летнего возраста (до 1943 шк. обучение начиналось с 8 лет, в дет. сады принимались дети до 6 лет). В метод, работах по обучению грамоте Ш. предложила использовать в качестве осн. уч. пособия таблицы, составленные самими учащимися; букварь рассматривала не как учебник, а как первую книгу для чтения. Широкое распространение получили подготовленные ею книги для нач. чтения.

Соч.: Практич. работа в дет. саду, М., ; Материалы для бесед с маленькими детьми, в. 1-3, М., 1913-14 (соред.); Особенности работы с детьми семилетнего возраста, Л., 1924; Метод, руководство к букварю, M., 19353 (соавт.).

Краткие биографические данные

Родилась в селе Игнатьево (Тульская губерния) в 1863 году. Образование получено в Саратовской женской гимназии, по окончании которой в 1882 году Л.К. Шлегер поступает на историко-филологический факультет при Московских высших женских курсов. Обучение продолжается на протяжении трёх лет, после чего, в 1887 году, она поступает на педагогические курсы при Московском обществе воспитательниц и учительниц.

В 1882 году Л.К. Шлегер начинает работать в качестве учителя начальных классов, также в семьях выполняет функции домашней воспитательницы, чуть позднее осуществляет педагогическую деятельность в детском приюте для бедных и больных детей г. Москвы.

В 1906 году принимала активное участие в создании просветительного общества «Сетлемент», которое далее было преобразовано в общество «Детский труд и отдых».

В 1905-1918 гг. является руководителем первого московского народного детского сада, осуществляющего работу в форме экспериментально-педагогической лаборатории. Одновременно, начиная с 1907 г. осуществляла работу вместе с Е.Я. Фортунатовой в экспериментальной начальной школе для мальчиков и девочек. Являлась также преподавателем Московского городского народного университета, где осуществляла подготовку воспитательниц.

В 1918году Л.К. Шлегер осуществляла консультативную работу по организации дошкольного воспитания в Наркомпросе.

С 1919 года по 1932 год являлась заведующей дошкольного отдела, орагизованного при первой опытной станции по народному образованию.

В 30-хх гг. проводила исследовательскую работу по проблемам начального обучения.

Умерла в 1942 году в Москве.

Вклад в науку

Замечание 1

Л.К. Шлегер внесла значительный вклад в разработку вопросов организации обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Начало педагогической деятельности Л.К. Шлегер положило активное участие в работе обществ «Сетлемент» и «Детский труд и отдых». В данных обществах осуществлялась организация воспитательных мероприятий для детей бедных слоёв населения Москвы. Чуть позже был открыт детский сад, в котором осуществлялась безвозмездная работа с детьми. Основой работы в детском саду стала идея свободного воспитания, где детям в ходе игр и занятий предоставлялась полная свобода. Однако по прошествии небольшого времени возникла необходимость проведения организованных занятий в соответствии с планами воспитателя. Именно с этого момента начало осуществляться планирование работы детского сада.

Заметный след в педагогике оставили работы Л.К. Шлегер, в которых описываются методические основы организации бесед с детьми дошкольного возраста, обосновывается необходимость систематического изучения детей, в результате чего применяется индивидуальный подход в работе. Кроме того, Л.К. Шлегер были разработаны и апробированы специальные упражнения, направленные на развитие органов чувств дошкольников.

Обобщение и анализ практической работы в условиях народного детского сада привело к созданию методического пособия, предназначенного для воспитателей, в содержание которого входил список рекомендованной литературы, подборка игр, песен для детей, перечень экскурсий, необходимых для дошкольников.

В практических руководствах для воспитателей Л.К. Шлегер центральное место отводила организации игры в детском саду, важным считала проведение работ по ручному труду, организацию физического, эстетического, умственного воспитания дошкольников. Описанные автором рекомендации по проведению ритмических движений под музыку, подвижных игр, ручного труда, деятельности, направленной на самообслуживание, коллективного труда, методические основы организации сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации не потеряли своей актуальности и в современной педагогике.

Основные труды

В число основных трудов Л.К. Шлегер входят самостоятельные работы и работы, выполненные в соавторстве с Е.А. Фортунатовой, А.У. Зеленко, С.А. Харьковой, С.А. Черепановым:

  • Первые шаги. Азбука и первое чтение после азбуки (1912)
  • Материал для бесед с маленькими детьми. Пособие для детских садов. Вып. 1 (1913).
  • Второй и третий год обучения в начальной школе (1915)
  • Практическая работа в детском саду (1915)
  • Осень. Первая тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Зима. Вторая тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Весна. Третья тетрадь сезонных наблюдений (1930)
  • Когда это бывает? Наблюдения природы (1932)
  • Букварь (1933)
  • Методическое руководство к Букварю (1934)

Краткая биография

Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942), сост. учеб. пособий. Педагог, специалист по дошкольному воспитанию. В 1882-1903 преп. в начальной школе. Одна из иниц. создания (1906) просветит. об-ва «Сетлемент», преобразованного позднее в об-во «Детский труд и отдых». Рук. первым народным детским садом в Москве. Вместе с Е.Я.Фортунатовой (см) орга

Краткая биография

Луиза Карловна Шлегер (1863 – 1942), сост. учеб. пособий. Педагог, специалист по дошкольному воспитанию. В 1882-1903 преп. в начальной школе. Одна из иниц. создания (1906) просветит. об-ва «Сетлемент», преобразованного позднее в об-во «Детский труд и отдых». Рук. первым народным детским садом в Москве. Вместе с Е.Я.Фортунатовой (см) организ. эксперим. нач. школу. В соавт. с Е.Я.Фортунатовой и др. сост. учебные пособия, изданные в Москве: «План занятий в начальной школе, выработанный на основании программ американских школ» (1911) – в соавт. с А.У.Зеленко; «Первые шаги. Азбука и первое чтение после азбуки» (1912; неск. изд.) – в соавт.; «Второй и третий год обучения в начальной школе (из опыта эксперим. школы)» (1915); «Практическая работа в детском саду» (1915; неск. изд.); «Подход к грамоте. Особенности работы с детьми 7-летнего возраста» (1924; неск. изд.); «Школа и деревня. Букварь и книга для чтения» (1926; неск. изд.); «как работать со счетными тетрадями. Метод. указ. для учителя» (1929); «Зима. Вторая тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Картинки и слова. Для третьего года обучения» (1930); «Будь готов. Книга для работы во второй группе деревенской школы» (1930; неск. изд.); «Весна. Третья тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Осень. Первая тетрадь сезонных наблюдений» (1930); «Дети на дворе. Опыт детской площадки при жилищном товариществе» (1930) – в соавт. с С.А.Харьковой (см); «Когда это бывает? Наблюдения природы» (1932; неск. изд.); «Букварь» (1933; неск. изд.); «Методич. руководство к Букварю» (1934; неск. изд.); «Из опыта работы над уроком» (1934) – в соавт. с С.А.Черепановым и др. Была ред. сб. «Материал для бесед с маленькими детьми. Пособие для детских садов. Вып. 1» (1913). Оставила воспоминания «Шацкий и дошкольное дело» \\ С.Т.Шацкий. М.,1935. С. 67-72. О ней: Колоярцева Е. Общественно-педагогич. деятельность Л.К.Шлегер в области дошкольного воспитания. – М., 1956. РНБ; ИДРДВ. Т. 4. Ч. 3. №. 6363.ЖЕНЩИНЫ - ЛИТЕРАТОРЫ, РОДИВШИЕСЯ ДО 1917 ГОДА

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Шлегер Луизы в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Шлегер Луизы в жанрах.