Как ответить на детские вопросы. Как отвечать на вопросы детей

14.10.2019 Стиль

Не так давно было 1 июня - День защиты детей, и мы тоже хотели бы затронуть тему детства. А именно: детские вопросы, «почемучки», которые так часто ставят в тупик даже самого матёрого лайфхакера. Как отвечать на эти бесконечные вопросы, как поощрить познавательный интерес ребёнка и при этом не соврать ему, не отмахнуться пустыми словами - попробуем разобраться на конкретных примерах и порассуждать об этом.


@photo

Начнём с очевидной вещи: детские вопросы нельзя игнорировать. Даже если мы заняты, даже если вопрос кажется нам идиотским и бесполезным (а чаще всего нам так кажется, когда мы не знаем толком, что сказать) - отвечать всё равно надо. Ребёнок познаёт мир, ему странно и непонятно то, что очевидно нам, и мы - самый главный и авторитетный источник для него.
Возьмём для примера детский вопрос «Почему солнце не падает?» и рассмотрим варианты ответов. Подобную схему можно применить к любому «почему».

Ответ-пустышка

Потому что гладиолус. Потому что не падает. Потому что. Ты ещё маленький и всё равно не поймешь. Иди спроси у бабушки.
Это всё не ответы.
Мы создаём у ребёнка ощущение, что он спросил о чём-то примитивном и неинтересном, а себя успокаиваем тем, что вроде как не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, таким образом мы постепенно дискредитируем себя как источник информации. Дети быстро учатся, и очень скоро ребёнок поймёт, что о сложных вещах вас лучше вообще не спрашивать.

Ответ-провокация

А почему оно должно падать? А почему ты думаешь, что оно может упасть? Ты лучше спроси: почему Земля не падает на Солнце?
Такой ответ неплох, но только если вы готовы продолжать разговор. В противном случае, он будет воспринят как скрытое неодобрение, недоумение и неготовность ответить: тоже мне, удумал, что спросить! Подобным встречным вопросом вы приглашаете ребёнка порассуждать, поискать ответ вместе, и это здорово. Вы разжигаете детское любопытство, показываете, что относитесь к проблеме серьёзно. Но знайте, что вступили на опасную почву: вопросы теперь будут только множиться. С другой стороны, вы выгадали время, чтобы точнее сформулировать (или быстренько погуглить) правильный ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Потому что оно такое. Так уж устроен мир. Таковы законы физики. Так было заведено. Нам такой ответ может показаться красивым и философским решением детской проблемы. По форме. Но на самом деле это тоже не ответ. Ребёнку он мало что проясняет, а главное - не даёт пищи для размышления. Поскольку детский жизненный опыт пока мал, на такой ответ нечего возразить, и спросить дальше тоже вроде как нечего.

Научные, слишком длинные ответы

Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…
Пример утрирован, но суть ясна: мы стараемся дать исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний. Такой ответ хорош для школьника, который пришёл с вами проконсультироваться по заданию. Но никак не для дошкольника. И дело не в том, что такой ответ ребёнку непонятен. Даже если вы его адаптируете, получится слишком исчерпывающе. Информация просто не оставит в детском мозгу места для собственных домыслов, умозаключений. Гасится любознательность, вы превращаетесь для ребёнка в ходячий словарь. В некоторых ситуациях это хорошо. Например, если вы не хотите дальнейших расспросов на эту тему. Или если у ребёнка логический склад ума, он уже достаточно развит и сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно - с пелёнок жить в мире, где всё уже описано и изучено.

Сказочные и антропоморфные ответы

Потому что солнышко держится лучиками за небо. Потому что оно приклеено к небу специальным клеем.
Хороши для совсем маленьких детей. Очеловечить явление природы, животное, растение - это классический ход, известный ещё по детским сказкам. Очень наглядно, доступно, интересно, одна беда - неправда. На какое-то время такой ответ устроит «почемучку», но не очень надолго. Если ребёнок ходит в садик и активно общается с другими детьми, то эта информация может сослужить ему плохую службу. А главное, если уж вы решились на такую тактику - будьте готовы через какое-то время корректировать сложившуюся в детской голове систему знаний.

Ответы с вариациями

Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. А некоторые люди уверены, что…Я вот думаю, что…А в Интернете написано, что…
Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Мы даём ребёнку понять, что одной-единственной истины не существует, расширяем его кругозор, поощряем к самостоятельному мышлению и выводам. Проблема: из такой установки неизбежно выливается встречный детский вопрос: «А кто же прав?»

Лаконичный ответ по существу

Солнце не может упасть. Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. А упасть может только то, что близко от земли.
Короткий, вдумчивый и достаточно правдивый ответ - это хорошо. Вы поняли суть, вы нашли простые слова, простой смысл: именно этого ребёнок, скорее всего, и хотел. Важный момент: не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговорённость, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнёт к новым изысканиям.

Не стремитесь поставить ребёнка на место, поскорее отмахнуться от него. Уделите внимание всем этим несуразным, бредовым, абстрактным вопросам - растите своего ребёнка мыслящей личностью и достойным собеседником.

(с) Многие мысли взяты из исследований В.Белянина (Московский психологический журнал)

А как вы обычно отвечаете на вопросы детей-дошкольников? Что делаете, если не можете с ходу найти правильный ответ?

Мы узнали у детского психолога, как правильно отвечать ребенку на его самые неудобные вопросы. Так что тебе больше не придется каждый вечер прятаться от сына на антресолях.

Болеслав Гуппка

Как мудро заметил кто-то из классиков (скорее всего, это был Бернард Шоу или Оскар Уайльд, что, в принципе, одно и то же для того, кто не знает, кто такой Гилберт Честертон), не бывает неудобных вопросов, бывают неудобные ответы. Объяснить малышу устройство мира легче, чем растолковать поведение людей. Именно поэтому на вопрос ребенка «Папа, а почему деревья качаются?» тебе всегда ответить намного проще, чем на вопрос «Папа, а почему ты качаешься?», заданный двумя совершенно идентичными, хотя и расплывающимися детьми. Но так как ты, по мнению твоего наследника, набит ответами на все загадки мироздания, мы вытянем их из тебя. Впрочем, не столько вытянем, сколько научим, что и как тебе нужно говорить. И не столько мы, сколько наш постоянный консультант, ведущий специалист центра семейной психологии «Мы», кандидат психологических наук Татьяна Свиридова .

Пап, откуда я взялся?

Послушаем правильный ответ: « Мы с твоей мамой встретились и поженились. А затем у мамы в животике появился ты. Сначала ты был совсем маленький, как рыбка. Потом ты рос, рос, не смог больше помещаться у мамы в животе и родился. И у кошки котята так же родятся. Кошка встречает жениха-кота, они целуются, у нее появляется большой животик, и затем из него вылезают котята »

Почему ты так говоришь

«Это вариант ответа для ребенка трех лет, - поясняет Татьяна. - И именно в этом возрасте он попросит рассказать о своем появлении на свет». Ребенку важно знать правду о своем рождении. Для него эта тема настолько же интересна, насколько и болезненна. Психоаналитики считают, что тайна отношений между папой и мамой притягивает и ужасает одновременно. Да и тебе самому, скорее всего, не очень легко от мысли о том, что когда-то происходило, а то и - о боже, нет! - до сих пор происходит в спальне твоих родителей. («Неужели моя мать занималась сексом с моим отцом? Нет, я все понимаю. Ну ладно бы с кем-нибудь еще, но с отцом!»)

Открывая тайну рождения, не пускайся в подробные объяснения. Мол, вообще-то мы тебя, хи-хи, не планировали, ты появился в результате, чего уж там, ошибки. В тот день, Коля, мы с твоей будущей мамой и ее... Стоп! Хватит! «Нельзя рассказывать больше, чем просит ребенок: он может быть к этому еще не готов», - встревает в твой рассказ Татьяна. Но и скрывать что-то важное не нужно. Ребенок все равно об этом от кого-нибудь узнает. И лучше этим кем-то будешь ты сам.

Также не забывай о наглядных примерах. Анатомический атлас - пока лишнее, а вот кошки, рыбки и пчелки незаменимы. Хотя, сам понимаешь, в твоих историях мышкам необязательно надевать черный латекс и стегать друг друга плетками.

Папа, ты говоришь, что я красавица. А почему тогда они говорят, что я некрасивая?

Послушаем правильный ответ: « Все люди разные. И у каждого человека свой идеал красоты. Я тебя считаю красавицей... (Далее ты рассказываешь о внешних данных и положительных сторонах характера дочери: «У тебя обворожительная улыбка, веселые глаза, заразительный смех. Ты очень чуткая и доб­рая...») Если бы я был мальчиком твоего возраста, ты бы обязательно мне понравилась. И наверняка среди твоих сверст­ников есть и такие, которые думают так же, как я. Обязательно! По-твоему, почему кто-то говорит тебе всякие неприятные вещи? Может, они боятся быть не такими, как все? »

Почему ты так говоришь

«Этот вопрос особенно характерен для ребенка 10-13 лет, - говорит наш консультант. - В этом возрасте отношение ребенка к себе, к своему внешнему виду очень уязвимо. Оно сильно зависит от мнения сверстников и «эталонов» красоты из телевизора и журналов». Подростки одновременно могут быть сверхкритичны к своей внешности и нетерпимы к внешности окружающих. («Я не могу идти в школу с этим прыщом!» - «Отец специально задержался перед работой, чтобы тебя проводить, а ты называешь его прыщом!»)

Твой ребенок может стать изгоем среди сверстников не только потому, что он заикается или слишком ушаст (толст, худ, долговяз, мал, идеально сложен). С равным успехом местные авторитеты могут не принимать его в свой круг из-за того, что у него не проколот (проколот) нос или он очень хорошо (плохо) учится. В любом случае это трагедия для подростка. И если ты на автомате ответишь: «Да брось, все с тобой в порядке! Наплюй ты на мнение идиотов!» - ты просто проигнорируешь неявную просьбу подростка о помощи. Алгоритм ответа на вопрос о внешности таков. Подчеркни субъективность ее восприятия - тем самым ты ослабишь сверхкритику. Вырази свое отношение к данным ребенка - это даст ему эмоциональную поддержку. Намекни на возможные причины поведения сверстников - так ты смес­тишь акцент с проблем ребенка на проблемы его недругов. Покажи возможные пути решения вопроса (например, среди одноклассников обязательно должен найтись друг). Наконец, ты можешь вспомнить свои былые трудности, связанные с внешностью, и рассказать о том, как ты их переборол. Впрочем, возможно, у тебя не получится ничего припомнить из собственной практики: психологи говорят, что такое часто вытесняется из сознания. Или все же ты что-то помнишь, ушастый четырехглаз?

Пап, а кого ты любишьбольше: меня или брата?

Послушаем правильный ответ: « Я вас обоих люблю очень сильно, но каждого по-своему. У меня на всех любви хватает: маму я люблю как маму, бабушку как бабушку, твоего брата как младшего сына, а тебя - как тебя. Невозможно же любить всех одинаково. А что ты думаешь? »

Почему ты так говоришь
Вопрос связан с вполне здоровым чувством ревности. Братья и сестры (или сиблинги, как их называют психологи и генетики) очень внимательно следят за тем, сколько внимания ты уделяешь его (ее) конкуренту. Это нормальное положение вещей, покуда старший не пытается продать младшего через molotok.ru, а младший не вызывает милицию, предварительно подкинув старшему в карман немного героина. «Ты нисколько не врешь, когда говоришь, что любишь всех по-разному, - уверена Татьяна. - Это действительно так. Невозможно одинаково относиться к разным людям, в том числе и к своим детям. Важно признать это, тогда ребенок будет чувствовать себя в семье более комфортно». Но ты все равно проверь карманы старшего и его аккаунт на «Молотке».

Папа, а ты пьяница?

Послушаем правильный ответ:
Но сначала кое-что поясним. Если ты и правда хронический алкоголик, тебе наша подсказка не поможет. В данном случае мы всего лишь имеем в виду ситуацию, когда, вернувшись с работы, ты аккуратно снял плащ и положил его в холодильник вместе с ботинками, а затем, ловко перебирая по полу всеми четырьмя конечностями, заполз в туалет и там, судя по звукам, принял долгую и мучительную смерть. И вот наутро ребенок требует объяснений. Придерживая вибрирующую голову руками и шипя, как допотопный модем, ты напрягаешься и произносишь:
« Нет, я не пьяница. Я очень плохо себя чувствую из-за того, что вчера пил всякую гадость. Наверное, я выпил больше, чем мой организм мог пережить. Поэтому я вечером плохо стоял на ногах и меня рвало. Мне теперь очень стыдно, и особенно перед тобой, что я тебя так напугал. Вот. А пьяницы так чувствуют себя каждый день. Я бы не хотел себя чувствовать так каждый день. Не волнуйся, я так больше не буду »

Почему ты так говоришь
«Отец - носитель норм и ценностей в семье, он образец для подражания, - для начала мягко пожурила тебя Татьяна, а затем перешла в наступление. - Если не хочешь, чтобы у твоего ребенка в будущем были проблемы с алкоголем, ты не должен наутро после пьяных эскапад хорохориться и делать вид, будто в твоем вчерашнем поведении не было ничего особенного». Честно объясни ребенку, что и почему происходило с тобой у унитаза и из-за чего ты чувствуешь себя сейчас примерно так же, как чувствовал себя вчера унитаз. Отец-супергерой - это прекрасно, но обычный отец из плоти, крови и раскалывающейся головы лучше подготовит ребенка к жизни в реальном мире.

Пап, а почему тыссоришься с мамой?

Послушаем правильный ответ: « Тебе, наверное, нелегко приходится, когда мы ссоримся. Но ты не переживай. Все люди ссорятся. Ведь ты же ссоришься и со мной, и с мамой, и с братом. Обижаешься на нас просто потому, что не всегда уступаешь и хочешь сделать что-то по-своему. Так бывает и у взрослых. Не обращай внимания! Мы хоть с мамой и ссоримся, но потом обязательно помиримся. Твоя мама - самая лучшая женщина на свете »

Почему ты так говоришь

«В ситуации ссоры дети бессознательно чувствуют себя ответственными за происходящее. По­этому всеми доступными им средствами пытаются вмешаться в конфликт, чтобы сохранить ваши отношения», - уверяет наш консультант. От тебя же требуется вывести ребенка из пространства ваших супружеских отношений («Не парься, мы с мамой и сами разберемся») и постоянно держать себя в руках, чтобы ни в коем случае не оскорблять (и не душить!) свою супругу при ребенке. Выясняйте отношения, пока дитя в саду или смотрит мультики в соседней комнате.

Конечно, сдержать себя и не высказать этой дуре все - крайне непросто. Что ж, тогда хотя бы помни, что во время ссоры ты учишь ребенка, как вести себя в такой ситуации. Поэтому важно ссориться правильно. Вот что тебе советует госпожа Свиридова: «Во-первых, говори о своих чувствах, о том, что тебе не нравится, а не просто оскорб­ляй жену. Во-вторых, высказывай свое недовольство в тот момент, когда ты его ощутил. Не откладывай разборки на более позднее время, а во время свежего конфликта не припоминай старые обиды».

Понятно? Не «Ты тупая ослица! Ты в прошлое воскресенье поступила как идиотка и сейчас опять дурость свою показала! Фря!», а «Ну зачем нужно было сжигать мой галстук?! Ты меня поставила в неловкое положение!!! Как я теперь посмот­рю в глаза своей любовнице, которая мне его подарила?!» Короче, мир вам да любовь.

Почему ты со мной больше не живешь? Ты хочешь развестись с мамой?

Послушаем правильный ответ: « Ты появился потому, что папа и мама очень хотели быть вместе. Но со временем мы перестали понимать друг друга, стали час­то ссориться и поняли, что больше не можем жить вместе. Мама и папа тебя очень любят. И даже если мы разведемся, мы всегда будем рядом, когда тебе будет нужно. Даже если я больше маме и не муж, для тебя я всегда твой папа. Если я буду жить в другом доме, ты сможешь приходить ко мне в гости в любое время, когда захочешь. Я все равно буду давать маме деньги, чтобы вы ни в чем не нуждались. Вы для меня по-прежнему самые близкие люди »

Почему ты так говоришь
Любовь приходит и уходит, а жена, наоборот, все торчит и торчит у тебя перед глазами, и ты уже так от нее устал, что представляешь вместо нее другую девушку не только во время секса, но даже во время совместного завтрака. Можешь нам это не объяснять. Но ребенку твоих чувств понять пока не дано. А значит, как хороший отец ты должен думать не только о своем удобстве, но и о его психологическом комфорте. А твоему наследнику важно знать, что происходит в семье.

«Ситуация неопределенности очень тяжела для ребенка. Он испытывает большую тревогу за свое будущее, - переживает о твоем наследнике Татьяна. - поскольку вы разъехались, то развод (не юридический, а психологический) уже состоялся. Нужно объяснить ребенку, почему это произошло и как ты теперь представляешь взаимодействие с ним и его матерью». Как и в случае со ссорой, обычно ребенок берет вину за развод родителей на себя. Так что не менее важно объяснить ему, что он зря корит себя и что ты его по-прежнему любишь, а не бросаешь.

Папа, а почему мне нельзяразговаривать с незнакомымидядями на улице?

Послушаем правильный ответ: « Пока тебе еще трудно без нашей с мамой помощи разобраться, какой человек добрый, а какой - злой. Некоторые злые улыбаются и могут предложить тебе конфету или пригласить посмотреть щенка. Но верить им нельзя. Они желают тебе плохого. Поэтому, если на улице к тебе подойдет незнакомый человек и попросит о чем-то, ты должен насторожиться, не разговаривать с ним, отойти от него подальше. Если это добрый человек, то он не обидится. А если это нехороший человек, то так ему трудно будет сделать тебе зло »

Почему ты так говоришь
Начиная с младшего школьного возраста ребенку очень важно иметь возможность передвигаться по улицам самостоятельно. Это способствует формированию чувства взрослости, ответственности. И все же ты сам понимаешь, что сейчас на улицу даже маньяки выходят с опаской. Поэтому, учитывая реальность, следует отработать с ребенком технику безопасности. «Вплоть до подросткового возраста дети склонны верить взрослым, которые улыбаются, хорошо одеты и говорят добрые слова. Тебе следует исключить всякую возможность контактов с посторонними, наложив строгий запрет», - настоятельно рекомендует наш консультант.

Папа, а я умру?

Послушаем правильный ответ: « Все животные умирают, и люди тоже умирают. И когда ты будешь очень-очень стареньким, ты умрешь. Ты мой ребенок, поэтому мне хочется, чтобы ты жил долго-предолго, был счастлив и здоров много-много лет »

Почему ты так говоришь

С 3-4 лет дети начинают задумываться о конечности мира, энтропии, тепловой смерти Вселенной и переносить все это на себя. Поначалу их больше привлекают детали, сопутствующие процессу: похороны, погребение, есть ли там, под землей, жизнь... Особых проблем с ответами у тебя не будет, так как ребенок станет расспрашивать, так сказать, не о метафизической, а о технической стороне смерти. («Нет-нет, если хочешь вырыть могилу воспитательнице, твоя красная лопатка не подойдет! Хочешь я тебе подарю настоящую кладбищенскую лопатищу?») А если в этом нежном возрасте ребенок столкнулся с реальной смертью близкого, то он будет ее переживать преимущественно с помощью образного мышления, представляя, что будет делать умерший на том свете. Трехлетке достаточно сказать, что дедушка теперь сидит на облачке, и это его удовлетворит.

К школьному возрасту ребенок начинает понимать смерть как потерю, которую необходимо пережить. «При этом, - замечает Татьяна, - переживать они ее могут по-разному. Это может сопровождаться сверхвеселостью, резким спадом успеваемости или даже частыми болезнями». Опыт переживания потери необходим для лучшей адаптации ребенка к миру. Так что не лги ребенку, говоря, что он вечен и всех переживет. Иллюзия бессмертия навредит, когда ребенок неожиданно столкнется с реальностью.

Папа, почему ты всегда уходишь из дома, когда к намприезжает погостить мамина мама?

Послушаем правильный ответ: « У тебя самая лучшая бабушка на свете! Я тебе даже немного завидую. Совсем немного, где-то даже мало. И я очень благодарен бабушке за то, что она воспитала нам такую замечательную жену и маму! Но когда она приезжает, мы ей стараемся угодить. Начинаем есть свекольные борщи и переставлять мебель... А ты перебираешься в нашу с мамой спальню. В общем, мы в эти дни живем не нашей обычной жизнью. Поэтому-то я и стараюсь подольше задержаться на работе »

Почему ты так говоришь
Если уж ребенок задает такой вопрос, значит, он действительно чувствует некое напряжение между тобой и тещей. Так что слишком скрывать свои чувства - глупо. «Самое главное, отвечая на вопрос, не забудь отметить все положительное, что находишь в своей теще, - советует госпожа Свиридова. - Это даст уверенность ребенку, что все в порядке». Мы бы закончили этот абзац шуткой, но у нас договор с Петросяном: мы не шутим про тещу, а он не шутит про вомбатов.

А завтра тебя ждет новая встреча с уже полюбившимисягероями. В будет рассказано о таких хитрых детских вопросах, на которые взрослые (вроде тебя) отвечают неправильно, а психологи (вроде наших многоопытныхконсультантов) - правильно.

Почему и как надо отвечать на вопросы ребёнка.

Детские вопросы удивляют и порой ставят в тупик и родителей и воспитателей. Иногда дети утомляют взрослых вызывают недовольство: « Замучили твои «почему» и «зачем» , перестань спрашивать, займись делом!»

Какое значение имеют вопросы для развития детей? Нужно ли отвечать на все вопросы? Как на них отвечать?

Ребёнок познаёт мир. Развиваясь, он всё больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. В то же время вопросы показывают, какое влияние на развитие ребёнка оказывают взрослые. Взрослые должны внимательно прислушиваться к детским вопросам, разумно и правильно на них отвечать, развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.

Прежде чем ответить на вопрос ребёнка, надо его внимательно выслушать, вдуматься в суть, понять, что его интересует. Детям иногда трудно сформулировать свои мысли.

Как отвечать на вопросы детей? Сказать « Подрастёшь-узнаешь»-значит удерживать их в стремлении к знаниям. При этом не следует рассказывать о недоступных, сложных вещах. Иногда дети по-своему объясняют услышанное. Так, на вопрос шестилетнего Коли « Откуда взялся первый человек?» отец принялся рассуждать об эволюции в животном мире и о происхождении человека от обезьяны. Разъяснения отца мальчик понял по-своему. На другой день в детском саду он делился своими знаниями с друзьями: « Я знаю, мой дедушка был обезьяной, начал работать и стал человеком. Потом он народил папу, а папа меня».

Маленький ребёнок больше всего спрашивает о том, что он видит вокруг себя, о новых, незнакомых ему предметах: «Это кто?», «Это что?», « Как это называется?» На такие вопросы детей не сложно ответить. Даже маленького ребёнка интересует не только то, как называются предметы, но и для чего они нужны.

Дошкольников особенно волнуют взаимоотношения между «большими» и «маленькими» , нормы поведения. Очень много вопросов задают дети о труде взрослых. Старших детей интересует не только то, что делают окружающие их люди, но и кто делает, создаёт предметы. Огромное количество вопросов дети задают о природе. Лучше всего свой ответ сопровождать наглядным показом. К трудным относятся вопросы дошкольников о мироздании: « Почему солнце не падает?» , « Почему воздух ночью чёрный?» Детям понятны поверхностные, внешние связи между явлениями природы, поэтому ребёнок удовлетворяется иногда просто аналогией, ссылкой на пример. Не всегда надо отвечать на сложный вопрос ребёнка. В отдельных случаях можно дать понять, что надо учиться, чтобы многое знать. Опасно делать из ребёнка всезнайку. Иногда следует показать ребёнку само явление или провести с ним игры и работы с разными предметами, материалами, инструментами.

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться в таких случаях давать ответ. Удовлетворяя любознательность ребёнка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями. Поощряя самостоятельную мыслительную активность ребёнка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: « Почему чашка разбилась?»-спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: « Потому что она стеклянная». Ответ правильный, но было бы лучше сообщить не только неоспоримый факт, но и продолжить беседу: « А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?», постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством- разбиваться. Имеет смысл сказать после этого ребёнку: « Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Не надо отвечать на вопросы детей формально или в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это обидит ребёнка, и он в дальнейшем будет стесняться спросить что-либо. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос. Но если у вас в данный момент нет времени, скажите ребёнку, что обязательно узнаете, а потом ему расскажите.

Умение ответить на вопрос ребёнка- большое искусство. Овладеть таким искусством- посильная задача для родителей.

Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задаёт вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы- уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребёнка спросить.

Следующее требование- краткость, ясность, определённость ответа. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития ребёнка, опираясь на его жизненный опыт. Поэтому в тех случаях, когда на вопрос ребёнка требуется сообщение сведений, недоступных его понимание, уместно сказать: « Пока ты мал, чтобы понять это. Будешь учиться в школе, тогда многое узнаешь и сумеешь сам ответить на свой вопрос».

Говорят мне папа с мамой,

Что я много говорю….

Ну а я ведь не болтаю,

А вопросы задаю.

Потому что есть на свете

Очень много «почему?»

На которые ответить

Очень трудно самому.


Дети от природы любознательны, у них не ленивый, а очень живой ум, который требует интересоваться всем, что его окружает, и поэтому ребёнок начинает задавать вопросы, бывает даже не очень удобные для родителей.

Эти «неприличные» и многие другие требующие научных знаний вопросы могут завести в тупик не только молодых родителей, но и родителей с опытом.

Самый любознательный период жизни у ребёнка это 3-5 лет, хотя и позже дети много спрашивают, не зря же их называют «почемучками». Ответы на детские вопросы родители порой могут не знать, поэтому взрослым лучше с раннего возраста приучать ребёнка находить ответы на свои вопросы, сначала, вместе с родителями, а дальше самостоятельно в книжках и энциклопедиях. А если дети очень маленькие и не умеют читать, они обращаются за ответом к взрослым, потому что они главный источник информации для них. Чтобы не заглушить интерес у крохи знакомиться со всем, что его окружает в этом мире, не отворачивайтесь от него по причине недостатка времени или не знания ответа на вопрос.

  1. «Не знаю» или «потому что погода такая», или «спроси у папы/мамы или «ты ещё не поймёшь». Эти пустые слова-ответы показывают ребёнку, что родители не хотят с ним общаться, игнорируют его и, постепенно могут потерять в его глазах свой авторитет. В дальнейшем, он, возможно, перестанет задавать вопросы и будет искать ответы в других местах, вероятнее, эти ответы окажутся неправильными или не такими, какие родители хотели бы дать. В дальнейшем, могут последовать другие вопросы, не исследовательского плана, а для привлечения к себе внимания, дети могут знать ответы на вопросы («Что ты делаешь?», «а зачем ты это делаешь?»), но будут задавать их взрослому снова и снова.
  2. Вопросом на вопрос («А ты как думаешь, почему идет дождь ?) следует отвечать в том случае, если взрослый подразумевает дальше вместе с ребёнком найти правильный ответ. Это заставит его мыслить и рассуждать вместе с мамой или папой, но, скорее всего, от ребёнка последуют другие вопросы, надо быть готовым к этому и не злиться.
  3. «Для того чтобы люди увидели радугу» или «На тучке сидит капитошка с лейкой и поливает нас, чтобы мы быстро росли как цветочки» – такие вариативные или сказочные ответы подойдут для совсем маленького 2-3 летнего малыша, но потом, когда он подрастёт, взрослому придётся исправить свой ответ.
  4. «…образуется конденсат, иначе говоря, капли воды. Когда они становятся очень тяжелыми, их накапливается много, образуются грозовые тучи, а потом капли падают на землю под воздействием силы тяжести – дождь идет!» Научные длинные объяснения утомят ребёнка, он потеряет суть ответа, не поймёт и, ему станет скучно.
  5. Ответ должен быть коротким, понятным и правдивым. «На небе есть облака, в них накапливается вода, когда её становится много, белые облака превращаются в серые тучи, капли начинают падать на землю.

«Бабушка, когда ты была женщиной, ты в салон красоты ходила?»

«Вот есть мужчина и женщина, они танцуют, а дети-то откуда потом берутся?»

«Мама, а ты никогда не умрешь?»

«Почему самолет не падает, а висит в воздухе?»

«Что значит „уснул навсегда"?»

«А наш дом не рухнет, когда мы вернемся?»

«Почему бывает война?»

(Из семейного архива)

Как известно, одна из основ успешной учебной деятельности — способность ребенка самостоятельно мыслить, обобщать, сравнивать и прогнозировать различные явления и события. Эта способность находит свое отражение в детских вопросах. Если мы правильно и своевременно реагируем на них, у ребенка возникает и закрепляется интерес к знаниям и дальнейшему обучению. Наша ответная реакция на детский вопрос может, как стимулировать познание, так и тормозить его.

Дети любого возраста задают вопросы, которые являются свидетельством детской любознательности. Но в определенном возрасте, а именно после 5 лет, вопросов становится больше, и они усложняются. Некоторые почемучки ставят в тупик даже самых образованных и начитанных родителей.

Давайте с самого начала договоримся, что желание ребенка задавать вопросы — это нормально. Чем больше дети задают вопросов, тем активнее развивается их интеллект.

Чаще всего дети задают вопросы о том, что им непонятно или о чем они размышляют: о явлениях природы, о поведении животных и человека, о жизни и смерти и многие другие. Некоторые вопросы могут неоднократно повторяться, что не должно вас ни раздражать, ни настораживать.

Что, прежде всего, следует иметь в виду, когда возникает ситуация, в которой ребенок ждет от вас ответа на волнующие его вопросы?

Во-первых, ребенок не требует от вас сиюминутного исчерпывающего рассказа. Можно ответить коротко и перенести общение на другое время.

Во-вторых, обязательно надо учитывать возраст ребенка. Моя подруга, научный работник, на вопрос 7-летней девочки «Как рождаются дети?» начала длинно, со всеми физиологическими подробностями и научными терминами отвечать ребенку. К счастью, ребенок через 2 минуты утомился от естественнонаучного повествования и сбежал играть.

В-третьих, отвечать надо ровно столько, сколько ребенок спрашивает. Отвечая на тот же вопрос «Откуда берутся дети?» достаточно вначале рассказать, что ребенок растет и развивается в животе у мамы, из маленькой клеточки. Позже можно посмотреть в книгах или Интернете, как меняется ребенок на протяжении 9 месяцев. Вы сами можете расставить акценты при ответе на неизбежно возникающий детский вопрос. Дети, особенно девочки, любят истории о том, как Золушка встретила принца и как они полюбили друг друга. Вы же не хотите разрушить мир детских фантазий и сказки? Каждая девочка грезит о принце и мечтает стать принцессой. Этот хрупкий волшебный мир очень легко уничтожить научным рассказом о биологической природе человека. Всему свое время. Вы же не стремитесь развенчать миф о Дедушке Морозе. Так почему в столь тонком и деликатном вопросе о зарождении новой жизни нужно «идти в ногу со временем»?

Сознание ребенка должно быть подготовлено к восприятию более сложной информации. Речь идет не о ложной стыдливости и ханжестве, а о бережном отношении к хрупкой психике ребенка. Если вопрос о рождении детей беспокоит вашего малыша, можно с опорой на книги (они давно уже есть в продаже) и познавательные фильмы подробнее поговорить с ребенком на эту тему.

Моя дочь в 7 лет очень настойчиво спрашивала о том, как клеточка, которая есть у мужчины, попадает в животик к женщине. Меня спасла «Энциклопедия сексуальной жизни», написанная известными французскими медиками в 1973 году. Книга была переведена на многие европейские языки и предназначена для семейного чтения. Она прекрасно иллюстрирована. Без нее, пожалуй, я бы не справилась. Уверена, что вы можете найти свою «палочку-выручалочку». Только, пожалуйста, будьте осторожны при выборе иллюстраций и текста: утверждение о том, что ребенок в 7 лет уже должен все знать, ошибочно! У нормально развивающегося ребенка никогда не проявится «нездоровое» любопытство. Но если вы, опережая события, вооружите его ненужными знаниями, может произойти фиксация на сексуальной теме.

Отвечая на «пугающие» детские вопросы, не будьте высокомерны или чересчур снисходительны, лицемерны и неискренни. Ведь ребенок полностью вам доверяет. Никогда нельзя говорить: «Вот вырастешь и узнаешь!», «Не знаю и знать не хочу!», «Отстань со своими глупостями!» и пр.

Если отмахиваться от детских вопросов, то ребенок теряет интерес к окружающему или находит не лучшие источники получения волнующей его информации. Не начинайте беседу с ребенком, не имея достаточно времени, лучше перенесите ее на потом и не стесняйтесь признаться в своей некомпетентности. Многие любящие родители, даже не имея педагогического образования, находят интересные приемы общения с ребенком.

Одна мама делилась таким опытом: «Мы с 6-летней дочкой забираемся на диван, берем туда разные вкусности и среди мягких подушек, представляя, что это наш уютный домик, беседуем обо всем. Дочка спрашивает меня о том, что ее тревожит, как вести себя с подружками, которые не берут в игру, почему есть злые дети и о многом другом. Это только наше время и пространство, никто не вмешивается и не отвлекает. Удивляюсь, почему другие жалуются, что у них нет контакта с ребенком, ведь это так просто!»

Другим труднообъяснимым вопросом является вопрос о смерти. После 3 лет, у одних раньше, у других позже, тема смерти начинает интересовать детей. Чаще всего эти вопросы возникают в связи со смертью кого-то из близких родственников или любимых питомцев. Чем тревожнее и впечатлительнее ребенок, тем внимательнее следует отнестись к его вопросам. Неверная ваша реакция, умалчивание или излишние подробности могут привести к появлению страхов.

Наверное, вы будете удивлены, если узнаете, что, удовлетворяя интерес ребенка, проявляемый к этой теме, вы укрепляете его чувство безопасности.

Известно, что в зависимости от возраста дети по-разному воспринимают смерть. До 5 лет они полагают, что смерть — это временное и обратимое явление. Позже, с 5 до 8 лет, дети понимают, что жизнь любого живого существа на Земле конечна, однако не соотносят эту мысль с собой: «Все смертны, но я же не умру». И только после 8 лет дети постепенно начинают осознавать необратимость смерти для любого человека.

В один из тихих субботних вечеров мы с моей 7-летней дочерью посмотрели фильм «Миза ми». Фильм о 10-летней девочке, у которой умерла мать, и она, не приняв мачеху, уехала в деревню к бабушке, где подружилась с волчицей и волчатами. Весь фильм пронизан горем этой девочки, в нем почти нет слов. Кульминационным моментом в фильме является эпизод, когда

девочка пытается спасти от браконьеров, убивших волчицу, маленьких волчат и с большим трудом переносит их в безопасное место. Это место очень символично, оно находится у подножия горы, на озере, где, по словам старожилов, живут все умершие люди и животные. Моя дочь вслед за героиней фильма также начинает в это верить. Она очень сопереживает девочке с волчатами и надеется на чудо. И тут режиссер находит лучшее решение — он возвращает волчицу, которая единственная нужна волчатам, поскольку те слишком малы и могут выжить, только питаясь молоком матери. В этом месте моя дочь, которая так ждала этого момента, начинает утверждать, что это не та волчица: у нее нос был не такой! Той, которую убили, нет, и она не может воскреснуть, с точки зрения 7-летнего ребенка! В течение часа мы беседовали с дочкой на непростые темы: кто такие браконьеры; почему волчата могут погибнуть без матери; где живут мертвые: на небе или, как в фильме, на озере, откуда возникает голос матери, который слышит девочка, и т. д. и т. п.

Как следует реагировать на вопросы ребенка о смерти? Прежде всего спокойно и уверенно, без тревоги и паники на лице. Дети мгновенно «считывают» невербальную информацию и пугаются. Старайтесь отвечать по существу, не пускаясь в длинный витиеватый рассказ, непонятный ребенку. Интересно, что многие дошкольники долго продолжают путаться в понятиях «живое» — «неживое». Они могут одушевлять и неживые предметы, и объекты. Например, они могут считать ветер и ураган живыми. И не понимать, почему, если животное бросать как мячик, ему больно и страшно.

Несколько лет назад моя подруга отобрала у 8-летнего мальчишки черепаху, которую он увлеченно бросал об стенку кирпичного дома. К счастью, она ее выходила, вылечила, и сейчас эта упитанная красавица живет в просторном террариуме с двумя подружками. Поэтому для начала неплохо было бы разобраться, чем отличается живое от неживого. Можно поиграть в игру по типу «Съедобное — несъедобное». Вы бросаете ребенку мяч: если это живой объект — он его ловит, если неживой — пропускает. Можно наклеить на большой картон картинки с изображением живого и неживого в две колонки, а посередине написать признаки живого: дышит, растет, размножается. Пусть ребенок соединит линиями признак и объект.

Иногда дети спрашивают об умершем: «А дядя спит?» На такой вопрос не рекомендуется отвечать утвердительно, если ребенок уже осознает смерть как нечто необратимое. Поскольку ассоциация «смерть» — «сон» может закрепиться в сознании малыша, и он может впоследствии бояться засыпать. Ребенку надо объяснить, что во время сна организм человека активно трудится: с помощью легких человек дышит, мозг обрабатывает информацию, полученную за день (иногда во сне к человеку приходят решения трудных задач), желудок переваривает пищу и т. д.

Умерший человек отличается от спящего как раз тем, что ничего не чувствует, не дышит, его сердце останавливается и не работает. Следующий вопрос, который беспокоит ребенка: почему человек умирает? Расскажите, что человек чаще всего умирает от болезней в старости, от несчастного случая. Не следует пугать ребенка смертью: «Сунешь пальцы в розетку — убьет!», «Выглянешь из окна — упадешь, разобьешься и умрешь!», «Нырнешь в бассейн — утонешь!». Так запугивают бедного ребенка тревожные родители, и ребенок начинает понимать, что всюду его подстерегает опасность, и без мамы и папы — ни шагу!

Когда человек умирает физически, он продолжает оставаться с теми, кто его любит, помнит, думает о нем, он живет в фотографиях, в воспоминаниях, возможно, в книгах или в картинах.

Когда дочери исполнилось 5 лет, мы впервые взяли ее на кладбище, так как каждую весну всей семьей посещали могилу нашей бабушки. Дочь помогала сажать цветы, носила воду и постоянно спрашивала о том, какой была бабушка. На кладбище в мае часто бывает солнце, поют птицы, начинают зеленеть деревья, и сама обстановка не угнетающая, а умиротворяющая. Думаю, что ребенок должен знать и чтить своих родственников, не только живых, но и умерших. Он не должен пугаться смерти — это естественно.

Постарайтесь быть внимательными к любым вопросам ребенка, учитывайте особенности детского восприятия и мышления, не перегружайте ребенка лишней информацией, отвечайте с опорой на иллюстрации, так как у ребенка-дошкольника еще доминирует образное мышление.