Картотека игр математического содержания в старшей группе. Картотека дидактических игр по фэмп (старшая группа)

12.01.2024 Стиль

Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений

Дидактические игры для детей второй младшей группы (ориентировка во времени)

«Детский сад»

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал. Мяч.

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой. . .

Мы делаем зарядку…

Мы занимаемся…

Аналогично можно проводить игру о временах года.

«Какой день недели»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

Много разных дней недели

Птицы нам про них пропели

В понедельник соловей

Пел, что нет прекрасней дней

А во вторник пела птица-

Желтобокая синица

Ворон каркнул, что всегда

Лучшим днем была среда

Воробей чирикать стал

Что в четверг он в лес летал

Две голубки ворковали

Воскресенье обсуждали

Птички дни недели знают

Нам запомнить помогают

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка во времени)

Дидактическая игра «Успей вовремя»

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

Дидактическая игра «Тик-так

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (ориентировка в пространстве)

Поможем Элли вернуться домой

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

Дидактическая игра «Составь неделю»

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (количество и счет)

«На зарядку становись»

Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 20.

Материалы: картинки с изображением мышат (у 15 мышат на майках написаны цифры)

Ход: На доске располагают 20 картинок с изображением мышат. У 15 мышат на майках написаны цифры. Воспитатель предлагает детям дать номера остальным спортсменам (от 16 до 20). При этом воспитатель уточняет, какая цифра обозначает количество десятков и единиц, и вместе с детьми пересчитывает спортсменов.

Затем зачитывает стихотворение:

Двадцать спортсменов бегут на зарядку,

Но не желают бежать по порядку.

Последний, случается, первым придет –

Такой вот бывает неправильный счет.

В заключении воспитатель предлагает детям пересчитать спортсменов в обратном порядке.

«Назови предыдущее и последующее число»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (геометрическая форма)

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

Приятных

Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

«Нарисуй квадрат»

Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.

Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.

Ход: Воспитатель загадывает детям загадку:

Четыре есть у нас угла,

Четыре стороны.

Все стороны равны у нас

И все углы равны. (квадрат)

Воспитатель предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию, равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»

Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки, ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.

Затем воспитатель показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз, не отрывая руки.

Дети заштриховывают квадраты разными цветами

Дидактические игры для детей подготовительной к школе группы (величина)

«Посадим ели»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.

Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»

Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).

Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»

Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».

Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.

Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

«Решаем задачи бабушки Загадушки»

Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их набором и разменом.

Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей

Ход: Воспитатель предлагает детям решить задачу бабушки Загадушки: «У меня было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у меня должно остаться после покупки?»

Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка в пространстве)

Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы:

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории д\сада (здание и участок д\сада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

Придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

Положите треугольник посередине листа

Проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

Положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

Уточните дальнейшее направление движения до участка

Проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д\сада до участка, используя пространственные понятия.

Дидактическая игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Оборудование: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:

Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

Дидактические игры для детей старшей группы (количество и счет)

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

«Считаем по порядку»

Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Материалы: веер

Ход: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети закрывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

Игра продолжается 2-3 раза. каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

Дидактические игры для детей старшей группы (ориентировка во времени)

«Назови сутки»

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

«Живая неделя»

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

Дидактические игры для детей старшей группы (величина)

«Посадим елочки в ряд»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.

Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.

Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.

«Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»

Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).

Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

Уважаемые родители!

Предлагаем вам игры и задания, которые вы можете использовать в домашней обстановке с детьми, для закрепления материала по формированию элементарных математических представлений.

Счёт

Игра «Кто знает, пусть дальше считает» Например, взрослый называет число 5 и говорит: «Считай дальше» (и так с любым числом до 10).

Назови числа до 6 (5, 3, 4 и тд.)

Назови числа после 3 (4, 7, 6 и тд.)

Назови число на 1 больше (или на 1 меньше названного).

Счёт цепочкой (поочерёдно).

Начинает взрослый - «один», ребёнок продолжает - «два», взрослый - «три», ребёнок - «четыре» и тд. до 10. Затем счёт первым начинает ребёнок.

Отложи столько же предметов (счёт на слух)

Взрослый ритмично хлопает в ладоши, ребёнок закрывает глаза и считает хлопки на слух, затем откладывает столько же предметов.

Вопрос: «Сколько предметов ты отложил? и почему?»

Усложнение . «Отсчитай предметов на 1 больше (или на 1 меньше), чем услышишь хлопков».

Вопрос: «Сколько ты отложил предметов и почему?»

Отсчитай столько же

Перед ребёнком большое количество предметов (палочки, круги, пуговицы и тд.

Задание. Отсчитай 4 пуговицы (или любое другое количество до 10), или отсчитай столько палочек, сколько показывает цифра (при этом взрослый показывает ребёнку любую другую цифру в пределах 10).

Какой цифры не стало

Перед ребёнком цифровой ряд. Ребёнок закрывает глаза или отворачивается, взрослый убирает одну или две цифры. Открыв глаза, ребёнок определяет какой цифры нет.

Наведи порядок

Все цифры расположены беспорядочно. Дать задание ребенку разложить цифры по порядку.

Соедини стрелкой цифру с нужным количеством предметов.

Обведи в кружок цифру, которая соответствует количеству предметов.

Назови цифру.

Перед ребёнком цифровой ряд. Взрослый предлагает ребёнку показать любую из названных цифр, или, указывая на любую цифру, спросить как она называется.

Назови, какие цифры пропущены 1 3 4 6 8 ?

Какая цифра должна стоять вместо? 1 2 3 4 ? 6 7 ? 9 10 или

1 2 ? 4 5 6 7 8 9 10 и др.

Ориентировка в пространстве

Кто где?

Вокруг ребёнка с четырёх сторон (слева, справа, впереди, сзади) расставить любые игрушки.

Вопросы : Кто стоит справа (слева) от тебя? Кто стоит впереди (сзади) от тебя? Где стоит заяц? (слева от меня) Где находится машина? (сзади от меня) и др.

Фигуры высшего пилотажа

Перед ребёнком лист бумаги и маленький самолётик (из картона или игрушка)

Задания : Самолёт летит в правый (левый) верхний или нижний угол. Где самолёт? Самолёт полетел в середину листа. Где самолёт? и тд.

Аналогично можно играть и с шайбой (чёрный круг из картона). Шайба летит в разных направлениях. Где шайба?

Игровые задания детям

Топни правой ногой 3 раза.

Дотронься левой рукой до левого уха.

Подними вверх правую (левую) руку.

Поставь на носок правую (левую) ногу.

Поставь на пояс правую (левую) руку.

Дотронься левой рукой до правого колена.

Повернись на право (на лево).

Сделай три шага вперёд, повернись влево сделай 5 шагов и тд.

Фигуры

Различать и называть фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, овал.

Кто больше назовет

Ребенок и взрослый соревнуются в названии предметов (в окружающей обстановке), похожих на геометрические фигуры. Например:

(дверь, картина, стена, палас, рамка оконная, крышка стола и тд.)

(тарелка, обруч, часы, мяч, шарик, баночка, баранка и т.д.)

(конструктор, юбочка, сумочка, крышка у стола и т.д)

(огурец, батон, салфетка, хлебница, селедочница и т.д)

Какой фигуры не стало

Дети рассматривают фигуры, называют, запоминают. Затем закрывают глаза. Взрослый убирает какую-нибудь фигуру, после чего, открыв глаза, дети определяют, чего не стало.

Ориентировка во времени

Знать название текущего времени года. Сколько всего времён года? Назови их по порядку. Какое время года идёт после весны? и тд.

Название текущего месяца года

Дни недели

Части суток (что мы делаем утром; когда мы ужинаем, спим, просыпаемся и т.д)

Дни недели

- Какой день недели 1-й (3-й, 5-й) по счету?:

Сегодня пятница. Какой день будет завтра?

Четверг – какой день по счету?

Какой день недели будет после вторника?

Какой день между четвергом и вторником?

Сколько всего дней в неделе?

№53 «Что бывает широкое?»

(ДЛИННОЕ, ВЫСОКОЕ, НИЗКОЕ, УЗКОЕ)

Дидактические задачи: уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры.

Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так. Я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

Длинный, - говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему.

  • Дорога, - отвечает тот и передает камешек соседу.
  • Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.

Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.

№55 «Дни недели»

Дидактические задачи: закрепить знание последовательности дней недели; формировать умение перечислять их в определённом порядке.

Материал: цветные карточки (7 одинаковых по размеру, но разных по цвету карточек).

Ход игры.

Детям предлагается выполнить следующие игровые действия:

  • Расставить карточки по порядку, от понедельника до воскресенья, перечисляя дни недели;
  • Расставить карточки в обратном порядке от воскресенья до понедельника, перечисляя дни недели;
  • Назвать и показать рабочие и выходные дни;
  • Назвать и показать дни недели, начиная с любого дня;
  • Назвать и показать 1 –й,4-й, 6-й и т. день недели, начиная с понедельника.

Примерный вариант цветового моделирования дней недели: понедельник – красный; вторник – оранжевый; среда – жёлтый; четверг - зелёный; пятница – голубой; суббота – синий; воскресенье – фиолетовый.

№57 «Поезд времени»

Дидактические задачи : закреплять умение детей выстраивать линию развития объекта в пределах его жизни и исторического развития; развивать связную речь, активизировать в речи выражения «потом», «до», «после того как».

Игровое действие: построить «Поезд времени».

Игровое правило: вагончики выстраивать в соответствии с этапами развития объекта, начиная с его рождения.

Материал: ведущий готовит до 12 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (например: жизнь человека от рождения и до старости).

Ход игры.

Карточки раздаются играющим. Дети выстраивают «Поезд времени».

№59 «Теремок»

Дидактические задачи: закрепление понятий

«внутри – снаружи».

Оборудование: игрушки – мышка, лягушка, петушок,

волк.

Стоит в поле теремок-теремок

(дети ходят хоровод)

Он не низок не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Там мышка-норушка живет,

(мышку поместить внутри хор)

Тесто месит, пироги печет.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Там лягушка-квакушка живет

(лягушку поместить внутрь хор)

Чисто-чисто убирает, пол метет.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

(петушка поместить внутрь хор)

Днем и ночью сторожит он теремок.

А кого мы не пустим в теремок?

От кого дверь закроем на замок?

Уходи-уходи, сердитый волк!

(оставить волка за пределами хор)

И не щелкай ты зубами щелк-щелк-щелк!

№61 Упражнение с флажками »

Дидактические задачи:

действий и направлений движения.

Ход игры.

Все движения выполняются согласно тексту.

Друг за другом шагай,

Свой флажок поднимай.

Выше, выше, еще выше

Свой флажок поднимай!

Друг за другом шагай,

Свой флажок опускай.

Ниже, ниже, еще ниже

Свой флажок опускай!

А теперь остановись,

В круг лицом повернись,

Правой ручкой помаши,

Левой ручкой помаши,

И с флажками попляши!

№63 «Шофер»

Дидактические задачи: развивать умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять

понятия «левый верхний, левый нижний, правый

верхний, правый нижний угол»,

«в центре» (посередине).

При желании эту игру можно провести не только за

столом,

но и на ковре.

Оборудование: тетрадный лист с нарисованным посередине

прямоугольником-гаражом, игрушечные

автомобили на каждого ребенка.

Ход игры.

Дети ставят машину «в гараж». По команде воспитателя

дети перемещают машину в правый верхний,

левый нижний угол и т.д. Перед началом

задания целесообразно

провести пальчиковое упражнение «Шофер».

Би-би-би, на машине я качу.

Би-би-би, стать шофером я хочу.

Би-би-би, я лечу во весь опор.

Би-би-би, самый лучший я шофер!

№65 Упражнение «Побежали пальчики»

Дидактические задачи : развивать умение ориентироваться на листе

бумаги.

Оборудование: альбомный или тетрадный лист с нарисованными ориентирами.

Здравствуй, ручка правая – постукивать по столу правой ладошкой

Здравствуй, ручка левая – постукивать по столу левой ладошкой

Обе вы хорошие

(поглаживать тыльные стороны ладоней)

Ловкие, умелые

(поглаживать ладони)

Озорные пальчики

(сжимать и разжимать пальцы)

У девочек и мальчиков.

(переплести пальцы в «замок»)

Их никак не удержать

Все они хотят играть

(потряхивать кистями рук)

Пусть побегают немножко

По листочку пальчики,

Только вы не ошибайтесь,

Девочки и мальчики.

Побежали в серединку –

Увидали там малинку!

№66 Упражнение «Матрешки»

Дидактические задачи : вырабатывать умение

ориентироваться в пространстве

относительно себя.

Мы веселые матрешки, мы захлопали в ладошки:

Слева – хлоп, справа – хлоп, прямо – хлоп и сзади – хлоп.

Мы веселые матрешки, заплясали наши ножки:

Левой – топ и правой – топ, правой – топ и левой – топ.

Мы веселые матрешки, пляшут ручки, пляшут ножки:

Левой ножкой – топ-топ-топ, слева ручками – хлоп-хлоп,

Правой ножкой – топ-топ-топ, справа ручками – хлоп-хлоп.

Чередование можно продолжить несколько раз.

№68 Упражнение «Машина»

Дидактические задачи : развивать умение работать в тетради слева

направо.

Оборудование: лист бумаги с обозначенной двумя параллельными линиями

«дорогой», игрушечный автомобиль по размеру

сообразный с «дорогой».

Вот моя машина,

Завожу мотор

(упражнение для рук «завожу мотор»)

Слева направо

(правой рукой в воздухе «прочертить» несколько)

Веди ее, шофер!

(раз линию слева направо)

Слева направо,

(слева направо прокатывать машину)

Слева направо,

(по «дороге», на листе бумаги)

Слева направо

Машина идет.

Слева направо,

Слева направо,

Слева направо

Шофер ее ведет.

№70 Упражнение «Дощечка, мостик и плот»

Дидактические задачи : закреплять умение сравнивать три объекта по ширине,

развивать общую и мелкую моторику.

Оборудование: напольный набор «Строитель».

Ход игры.

Дети по лесу гуляли, гуляли,

Слушали птичек, грибы собирали.

Надо теперь им преграду пройти –

Речка, река и ручей на пути.

Из имеющегося набора «Строитель» дети должны

построить дощечку через ручей,

мост через речку и плот для переправы через реку и

пройти по ним. Самая узкая

дощечка, мост пошире, плот самый широкий.

№72 «Огород»

Дидактические задачи : закреплять умение сравнивать 3 множества объектов,

учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении

множество, добиваться понимание относительности количественной

характеристики множества.

Оборудование: рассыпанные по ковру 6 репок, 5 огурцов и 4 морковки (количество

овощей выбрано произвольно).

Дети ходят хороводом вокруг рассыпанных овощей:

То, что мы весной сажали,

То, что летом поливали,

То, что осенью собрали

Урожаем мы назвали.

Наберем-ка овощей для салата и для щей!

По заданию воспитателя дети собирают овощи в разные кучки. Вопросы:

Какие овощи собрали;

Сколько групп овощей получилось;

Как узнать, каких овощей больше, меньше;

Каких овощей больше (меньше) всего;

Каких овощей больше, чем…, но меньше, чем…и т.п.

№74 «Кто первый соберет фигуры»

Дидактические задачи : закрепление знания геометрических фигур, выработка

понимания конкретной инструкции,

Развитие концентрации внимания, общей и

мелкой моторики.

Оборудование: рассыпанные на ковре

геометрические фигуры (круги, квадраты,

треугольники, прямоугольники, овалы).

Ход игры.

Каждому из играющих воспитатель дает

Персональное задание по собиранию

конкретных фигур. Побеждает тот ребенок,

который быстро и без ошибок соберет

свои фигуры.

№76 Упражнение «Наряжаем елку»

Дидактические задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению

действий, соблюдая логическую последовательность.

Дети украшают нарисованную елку геометрическими фигурами, выкладывают

гирлянду.

Усложненный вариант:

воспитатель демонстрирует на доске или

наборном полотне разные варианты

гирлянд. Дети должны определить, к какому варианту

подходит имеющийся у них

набор фигур, выстроить последовательность и

Продолжить ее.

Елочка, елочка, вот она какая!

Елочка-иголочка, красивая, большая!

Мы нарядим елочку снизу до макушки,

Мы повесим шарики, бусы и хлопушки,

И гирлянды – раз, два, три,

Ну-ка, елочка, гори!

№78 Упражнение «Беги к тому, что назову»

Дидактические задачи: закреплять умение понимать инструкцию по выполнению заданий,

закреплять понятия.

Раз, два, три – к длинной (короткой) лавочке беги!

Раз, два, три - к широкой (узкой) ленточке беги!

Раз, два, три – к большой (маленькой) пирамидке беги! И т.д.

Называть можно любой предмет, любой величины.

№81 «На что похоже?»

Дидактические задачи: закреплять знание геометрических фигур, развивать наблюдательность.

Ход игры.

Игра с мячом. Дети стоят по кругу. Ведущий в центре круга. Ведущий бросает игроку мяч и задает вопрос.

Вы послушайте, ребята,

Во что будем мы играть.

Я сейчас задам вопросы,

А кто-то будет отвечать!

1. Солнце в небе, какую фигуру напоминает? (круг)

2. А окно на что похоже? (квадрат)

3. Когда ты строишь дом, какую фигуру кладешь вместо крыши? (треугольник)

4. Если к двери подойдешь, какую фигуру вспомнишь? (прямоугольник)

5. Когда мячик ты берешь, какую форму вспоминаешь? (шар)

6. Подзорная труба на что похожа? (цилиндр)

7. Без какой фигуры нельзя построить дом из конструктора? (куб)

Любой предмет, окружающий ребенка имеет форму, поэтому вопросов может быть очень много.

Правила: Отвечать нужно, бросая мяч воспитателю.

Варианты: 1. Вопросы можно задавать в обратном порядке: на что похож квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр.

2. Водящим может быть воспитатель или ребенок

№83 Упражнение «Веселый танец»

1. Руку правую вперед, а потом ее назад,

А потом еще вперед и немного потрясем.

Мы танцуем стоя в круге, поворачиваясь в круге,

И в ладоши хлопаем вот так – хлоп, хлоп.

(Дети выполняют движения соответственно тексту)

Руки вверх все ура-ура! (Сойтись в круг)

Руки вниз все ура-ура! (Разойтись из круга)

Руки вверх все ура-ура!

Мы танцуем дружно весело поем!

В каждом новом куплете меняется часть тела: Рука правая, левая. Нога правая лева Ухо правое, левое. Плечо правое, левое и т.д.

№85 Упражнение « Бабочка»

Дидактические задачи: развитие ориентировки в

пространстве, закрепление

терминов, определяющих пространственное

расположение.

Оборудование: яркая крупная бабочка у педагога.

Видишь, бабочка летает.

(дети рассматривают яркую бабочку, которую

держит педагог)

Мы за ней понаблюдаем

Влево бабочка летит,

(педагог отводит руку с бабочкой в левую от детей)

Влево нам смотреть велит.

(сторону, дети следят за ней только глазами)

Вправо полетела,

(аналогично в правую сторону)

Вправо посмотрели.

Вот она взлетела выше,

(посмотреть вверх)

Опустилась вдруг пониже.

(посмотреть вниз)

Если мы закроем глазки,

(дети закрывают глаза)

Ее увидим, словно в сказке.

Яркая, воздушная,

Ветерку послушная,

С нами долго не сидела,

(дети открывают глаза и наблюдают за полетом

Бабочки)

Упорхнула, улетела.

№87 «Назови свой автобус»

Дидактические задачи: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

Ход игры.

На некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в колонны за стульями. Педагог-кондуктор раздает им билеты). На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом.

№90 Упражнение «Раскрась цифру»

Дидактические задачи:

Оборудование: трафарет, цветные карандаши, бумага.

Ход.

Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.

№91 Упражнение «Рисуем и угадываем»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр.

Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.

№94 Упражнение «Выполни движение»

Дидактические задачи: развивать слуховое внимание, закреплять умение различать цифры, упражнять в счете.

Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.

№95 Упражнение «Правильно ли это?»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, упражнять в счете, нахождений соответствующей цифры.

Демонстрируются две карточки, ребенку надо определить, соответствует ли изображение цифры на одной карточке количеству кружков, треугольников или предметов на другой карточке.

№99 Упражнение «Какая цифра убежала?»

Дидактические задачи:

Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Ребенок указывает, что изменилось. Если какая-либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.

№100 Упражнение «Что перепуталось»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать зрительное восприятие.

На столе карточки с цифрами перевернуты “ вверх ногами” или “ вниз головой”, или даны в “зеркальном” отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.

№103 Упражнение «Раскрась меня»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, развивать мелкую моторику рук.

На листе бумаги пронумерованы участки, которые необходимо окрасить в определенный цвет.

Например: цифру 1 - красным карандашом, 2 - синим, 3 - желтым и т. д. Если нет ошибки в сочетании «цифра - цвет», то получится предметное изображение, закодированное художником.

№104 Упражнение «Цифроград»

Дидактические задачи: закрепить знания об образе цифр, понимать их соответствие числу предметов, развивать мелкую моторику рук.

Дети с помощью трафаретов цифр рисуют «Цифроград». Каждую цифру, кроме нуля, украшают цветами (цифра «1» - один цветок, цифра «2» - два цветка и т. д.).

Мозговая Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: картотека игр
Тема: "Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшей группы"
Дата публикации: 15.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старшей группы

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить

находить равное количество игрушек.

объясняет

отсчитывать

игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести

определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает

проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например:

«Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок

принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на

третьем-4,

четвертом-5.

определенное

игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно,

что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок

проверяет, верно ли выполнено задание.

«Подбери фигуру»

Цель: закрепить

различать

геометрические

прямоугольник,

треугольник, квадрат, круг, овал.

Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник,

квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но

другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня

большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет

и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий

квадрат».

«Назови и сосчитай»

после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они

ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой

руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети

перестанут

ошибаться,

количество

увеличивается.

предлагается

воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и

предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям

предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит

молоточек.

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять

различении

квадрата,

прямоугольника,

треугольника,

находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

прикреплены

треугольника,

прямоугольника

автобусов).

садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им

билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети

идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои

автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

«Хватит ли?»

Цель: учить

равенство

неравенство

предметов

размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки,

сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным.

Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий

предмет или убирают лишний.

«Собери фигуру»

Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

предлагает

подвинуть

тарелочку

палочками

спрашивает:

Предлагает

разложить

получились

выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек

пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены

по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают

палочки рядами одну под другой.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить

овладевать

пространственными

представлениями:

вверху, внизу.

картинка

рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом

прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они

рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят

лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной

волнистой линии с листочками и т. д.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий

«вчера», «сегодня», «завтра».

«сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное

временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения.

По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было …

вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра

продолжается.

«Почему овал не катится?»

Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и

фигуру овальной формы

квадрата,

прямоугольника,

треугольника.

вызванный

фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают

показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг

пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных

фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы

разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из

детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не

только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит

отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У

овальной

предлагают

показать

овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?)

Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной

формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

«Посчитай птичек»

Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

выставляет

наборном

картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как

называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2

Выясняет,

добавляет

спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько

Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало

поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5).

Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова

Аналогичным образом знакомит с числом 7.

«Встань на место»

Цель: упражнять

нахождении

местоположения:

справа, перед, за.

вызывает

указывает,

«Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань

перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади

где от них стоит.

«Где фигура»

Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение:

посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

находится.

расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1

ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому

ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать

их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель

меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что

изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами

фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

«Палочки в ряд»

Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей,

что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя).

«Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из

всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая

картинка.

выстраиваются

Воспитатель

соответствующий

из какого

стихотворения,

Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и

интереснее.

1.Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

2.Случится в солнечный денек

Ты в лес уйдешь поглуше

Присядь попробуй на пенек

Не торопись… Послушай…

3.Вот уж вечер.

Блестит на крапиве.

Я стою на дороге,

Прислонившись к иве…

4.Плакали ночью желтые клены:

Вспомнили клены,

Как были зелены…

«Кто быстрее найдет»

Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами

и в обобщении предметов по форме.

фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее

найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти.

Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же

формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его

форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

заключение В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.).

Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

«Прогулка в сад»

Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок

картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает

вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как

проверить?»

маленькие

сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает

ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно

под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей:

«Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких

яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6

меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до

7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог

показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при

образовании числа 6 и 7.

«Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

«Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке,

в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой

шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10

это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д.

Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это

время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось,

например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада

пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько

«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному

Материал. Мяч.

нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее

висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

«День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у

своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и

«ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или

названной

противники

догоняют.

Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий,

а В. подает сигнал.

В. предлагает

повторить

разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна

сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того,

какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».

«Незаконченные картинки»

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями

предметов).

завершения

необходимо

подобрать

овальные

элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций.

Клей, кисть, тряпочка.

вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить

их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы

выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

«Машины»

Цель: закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на

рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для

стоянок машин.

обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу

все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой

гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д.

Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В. проверяет

порядок номеров, игра продолжается.

«Чиним одеяло»

Цель: продолжать

знакомить

геометрическими

фигурами.

Составление

геометрических фигур из данных деталей.

«отверстия».

построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое

краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в

это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь

возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

получают

карточки.

Выбирается

комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу,

называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Вариант игры . «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются

по порядку.

«Сосчитай и назови»

Цель: упражнять в счете на слух.

это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте,

сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее

сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в

ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос:

«Сколько игрушек вы поставили и почему?»

«Новогодние елочки»

Цель: учить

пользоваться

определения

параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки

могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же

год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый

найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной

высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как

измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них

совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием

измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные

елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается

в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и

доставка елок по местам.

«Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая

красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не

видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу,

Ответил мальчик и повел Карлсона по

комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда

мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы

так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые

в ней находятся.

«Кто быстрее назовет»

Цель: упражнять в счете предметов.

Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10)? Кто быстрее найдет и назовет, тот выигрывает и

получает фишку». В конце игры дети подсчитывают свои фишки.

«Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в

каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы

будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и

предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку».

Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям -

назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

«Кого больше»

Цель: учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи:

по 5, по 6 и т. д.

в трамвай вошли школьники. Среди них были мальчики и девочки. Подумайте и ответьте,

мальчиков

обозначила

большими

мальчиков – маленьких» - педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 6

маленьких кружков, расположенных вперемешку. Выслушав детей, В.спрашивает: «А как

сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что девочек и мальчиков было поровну?» Вызванный

ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним. «Сколько было школьников?

Давайте все вместе сосчитаем».

«Мастерская форм»

Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.

Материал. У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий

цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги.

постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят

знакомые и придуманные разновидности фигур.

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести

счет предметов.

чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я

попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же

кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки

карточки?

(Незнайка

Выслушав

предлагает

подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает

ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает

«Сломанная лестница»

Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.

Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый

последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто

раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом

проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют

каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно

одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

«Услышь и посчитай»

Материал: подносы с мелкими игрушками.

отсчитывать игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали

игрушки. Теперь задание будет потруднее. Надо будет одновременно считать звуки, и

пододвигать к себе игрушки, а затем сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько

игрушек вы поставили. Всего дается 3-4 задания.

«Сестрички идут по грибы»

Цель: закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие 2-х

рядов, находить пропущенный элемент ряда.

Демонстрационный материал: фланелеграф, 7 бумажных матрешек (от 6см до 14

корзиночки

см.). Раздаточный: тот

меньшего

идут в лес по грибы. Матрешки - это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет

самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все

по росту», вызывает ребенка, который на фланелеграфе строит матрешек по росту (как в

горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», -

говорит педагог.

Вызывает второго ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не

первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы

матрешки их разобрали. Ребенок строит второй сериационный ряд и замечает, что одной

матрешке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв

в величине корзиночки. Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками,

чтобы матрешки их разобрали. Одна остается без корзиночки и просит маму дать ей

корзиночку. В. даст недостающую корзиночку, и ребенок ставит ее на место.

«Незаконченные картинки»

Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы

разной величины.

Вариант № 2.

незавершенных

рисунков.

закончить

необходимы

предметы

пропорций,

соответствующие бумажные фигуры (клей, кисточка, тряпочка).

«Разделим пополам»

Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

Демонстрационный материал : полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал :

у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я

разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части.

Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна

половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же

называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей.

Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски.

Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше:

целая полоска иди половина? и т. д. ».

«Встань на место»

Цель: упражнять детей - в счете в пределах 10.

поучимся

подбирать

карточки,

нарисовано

числа, дети выходят, встанут в ряд и покажут всем свои карточки, назовут, сколько

предметов у них нарисовано. Вопросы: «Поскольку предметов у них нарисовано?» и т. д.

«Назови скорей»

Цель: усвоение последовательности недели.

кому-либо

четвергом?»

поймавший

отвечает:

становится

спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.

«Найди игрушку»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями.

прилетел Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он

спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и

читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д. »

«Кто правильно подберет картинку»

Цель: учить подбирать указанное число картинок, объединив родовым понятием

«мебель», «одежда», «обувь», «фрукты».

овощей и фруктов справа и предлагает детям поиграть в игру «Кто правильно подберет

указанное число картинок?» В. объясняет задание: «У меня на столе картинки предметов

мебели и одежды, овощей и Фруктов. Я буду вызывать сразу несколько детей. Выиграет

тот, кто правильно подберет столько картинок разных предметов, сколько я скажу».

Выполнив задание, дети рассказывают, как составили группу, посколько в ней предметов и

сколько их всего.

«Составь фигуру»

Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.

перед собой и отвечают на вопросы: «Какие у вас фигуры? Какого они цвета? Одинакового

ли размера? Как можно сгруппировать фигуры, подобрать подходящие? (по цвету, форме,

размеру).

Составьте

группу из

синих, желтых фигур. После того, как дети

выполнять задание, В. спрашивает: «Какие получились группы? Какого они цвета? Какой

формы оказались фигуры в первой группе? Из каких фигур составлена вторая группа?

Сколько их всего? Сколько фигур разной формы в третьей группе? Назовите их! Сколько

по форме (величине).

«Найди на ощупь»

Цель: учить

сопоставлять

результаты

зрительного

осязательного

обследования формы предмета.

стол руку с мешочком, затянутым на запястье. В. по одному предмету кладет на стол, -

ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он

ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание.

После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность

игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять детей в сравнении чисел и в определении, какое из 2-х смежных

чисел больше или меньше другого.

из них больше мячей. (В одной сетке 6 больших, в другой-7 маленьких мячей), если в

одной 6 больших мячей, а в другой - 7 маленьких. Почему вы так думаете? как можно

доказать? Выслушав ответы детей, педагог говорит: «Мячи положить парами трудно, они

катятся. Давите, заменим их маленькими кружками. Маленькие мячи - маленькие кружки.

Большие большими. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, помести 6 больших

наборном

маленьких

кружков? Саша, помести 7 маленьких кружков на нижней полоске. Коля, объясни, почему

7 больше 6, a 6 меньше 7? «Как сделать, чтобы мячей стало поровну?»: Выясняют два

способа установления равенства.

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.

В.объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и

узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру.

Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по

2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты

их коробки. А потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, -

высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть предложено,

построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой

короткой).

«Не ошибись»

Цель: упражнять детей в количественном и порядковом счете.

Материал. На

разделенная

квадратов.

маленьких

карточек,

величине

квадрата

изображенными на них кружочками от 1 до 10.

Ведущий называет какое-нибудь число, а дети должны найти карточку, на которой столько

же кружков, и положить ее на соответствующий номер квадрата. Ведущий может называть

числа от 1 до 10 в произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки

должны быть расположены по порядку от 1 до 10. Вместо называния числа ведущий

может ударять в бубен.

«Сложи фигуру»

Цель : упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

помещает

геометрических

фланелеграф,

вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание:

«У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если

правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание,

дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

«Кто больше, а кто меньше?»

Цель: закрепить

порядковые

числительные;

развивать

представления:

«высокий», «низкий», «толстый», «худой», «самый толстый»; «самый худой», «слева»,

«справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут

мальчиков, а затем ответить на вопросы.

«Как зовут мальчиков?» В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля,

Толя, Миши, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми палочку

(указку) и покажи, кого, как зовут, если: Сева - самый высокий, Миша, Гриша и Тиша

одного роста, но Тиша - самый толстый из них, а Гриша - самый худой; Коля - самый

низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку

мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком же

порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

«Кто где стоит?» Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на

вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто левее

Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит

между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева

мальчика? Третьего? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков?

Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам

подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

«Найди парную картинку»

Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.

и, не показывая. Описывает ее устно. Тот, у кого такая же карточка поднимает руку.

Выигравшим считается тот ребенок, который узнал карточку по словесному описанию и

составил пару. Каждую карточку описывают 1 раз.

Первую карточку педагог описывает сам. В ходе игры он назначает нескольких

«Конструктор»

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас

имеются. Тренировка в счете до десяти.

Материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и

другие необходимые фигуры и наложить на контуры, изображенные на странице. После

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга…

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я.

И получил вдруг елочку

«Магазин»

Цель: развитие

наблюдательности

внимания

различать

аналогичные

предметы по величине.

Игра делится на 3 этапа.

1. «Магазин». У овечки был магазин. Посмотри на полки магазина и ответь на

вопросы: Сколько полок в магазине? Что находится на нижней (средней, верхней) полке?

Сколько в магазине чашек (больших, маленьких)?. На какой полке стоят чашки? Сколько в

магазине матрешек? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Сколько в магазине

мячей? (больших, маленьких). На какой полке они стоят? Что стоит слева от пирамида?

Справа от пирамид, слева от кувшина, справа от кувшина, слева от стакана, справа от

стакана? Что стоит между маленькими и большими мячами? Каждый день утром овечка

выставляла в магазине одни и те же товары.

2. «Что купил серый волк». Однажды на Новый год в магазин явился серый волк

и купил своим волчатам подарки. Посмотри внимательно. Угадай, что купил серый волк?

3. «Что купил заяц?» На следующий день после волка в магазин пришел заяц и

купил новогодние подарки для зайчат. Что купил заяц?

Ирина Филиппова
Картотека игр по математике в старшей группе

«Прогулка в сад»

Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко, а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

Сделай столько же движений»

Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

«Какое число рядом»

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал. Мяч.

«Живые числа»

Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

Сложение и вычитание

Цель : Подводить детей к пониманию смысла действия сложения и вычитания.

Материал: Два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых круга, три маленьких зеленых треугольника, цифры от «1» до «9», знаки «плюс», «минус».

Содержание игры : Педагог выкладывает перед детьми фигуры и спрашивает: что может означать запись «2+3»? Составляя различные группы, соответствующие этой записи, дети глубже осознают смысл действия сложения: два больших желтых круга и три маленьких зеленых круга, два больших желтых круга и три больших желтых квадрата, два больших желтых круга и три маленьких зеленых треугольника. Что бы ни входило в группу, ее общая количественная характеристика постоянна, а символическая модель (2+3) отражает общее свойство всех составляемых групп независимо от формы и цвета ее объектов.

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Встань на место»

Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за. Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

«Назови и сосчитай»

Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с малой Родиной в старшей группе Картотека дидактических игр по ознакомлению детей с малой родиной в старшей группе В работе с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Отгадай и нарисуй» №1 Тема: «Отгадай и нарисуй» Цель: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление. Дидактический материал: Палочки для рисования на снегу.

Картотека игр, направленных на социально - коммуникативное развитие детей старшей группы 1. Дидактическая игра «Бусы» (старшая группа) Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов.

Картотека игр по математике «Ориентация на листе бумаги» РАЗРАБОТАЛА: ИЛИКБАЕВА Н. Е. ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЖЕМЧУЖИНА» КАРТОТЕК ИГР ПО ТЕМЕ «ОРИЕНТАЦИЯ НА ЛИСТЕ БУМАГИ» Положите перед.