Классный час " Мы все такие разные, но мы - вместе!". «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы»

07.07.2020 Стиль

Транскрипт

1 МКОУ «Среднеикорецкая средняя общеобразовательная школа» Классный час «МЫ такие разные» Подготовила: учитель начальных классов Пойманова Л.А. 2016г.

2 Цель: формирование всесторонней и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальных и семейных традиций, ценностей культуры; создание условий для развития толерантного сознания обучающихся. Задачи: 1.Овладеть основами национальной культуры и приобщить учеников к истории разных народов, представители которых обучаются в классе. 2. Воспитывать у обучающихся понимание самобытности культуры народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям. 3. Показать учащимся, что они абсолютно разные и непохожие друг на друга, но каждый из них это личность; содействовать осознанию школьником своей уникальности. 4. Дать возможность каждому ученику задуматься над своим поведением в классе, в семье, в кругу друзей и оценить поведение других; помочь понять учащимся, что дискриминация в любой форме способствует отчуждению. Планируемые результаты: Личностные: 1. Положительное отношение к культуре всех народов. 2. Желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 3. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД. Оценивать собственную успешность в выполнении заданий. Познавательные УУД: 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах. 2. Активно участвовать в обсуждении заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. 2. Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятное. 3. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

3 ХОД КЛАССНОГО ЧАСА 1. Организационный момент Учитель - Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего. В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые, полные, девочки, мальчики. Все мы разные. Почему иногда мы некоторых отвергаем, подсмеиваемся над ними? Потому что мы их боимся, не хотим делиться с ними или мы не уверены в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребѐнок, неповторим и значим. На нашей планете живут люди разных национальностей. Между ними есть, что - то схожее, а есть и различия. Упражнение «Самый главный человек». Учитель: Я предлагаю вам познакомиться с самым главным человеком, портрет которого находиться в «волшебном сундучке». (Дети заглядывают в шкатулки и видят своѐ отражение в зеркале.) Вывод самый главный человек на земле это они сами. Чтобы наше общение удалось приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу (слайд 2 эпиграф) 2. Притча «Ладная семья» (слайд 3) Вы все ученики одного класса. Какого? Сколько нас? Как вы считаете, класс это маленькая семья или нет? (ответы детей) И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно? (ответы детей) Прослушайте притчу, и вы всѐ поймѐте. «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришѐл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в

4 твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силѐн был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: (слайд 3) Любовь Прощение Терпение И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочѐл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всѐ?». «Да, ответил старик, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже». Обсуждение притчи. Как вы поняли смысл этой притчи? (ответы детей) Значит, какими были члены семьи? (слайд 4-5). Это всѐ можно назвать одним словом - толерантность. Итак, толерантность слово заимствованное, а поэтому мало понятное. Ближайшими синонимами являются: терпимость, уважение к чужому мнению, лояльность. 3. История происхождения понятия толерантность (слайд 6). Ребята, а кто знает какой праздник был 16 ноября? Международный день толерантности (слайд 6). Этот Международный день был торжественно провозглашѐн в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция 5.61). (слайд 7). На рубеже веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные(т.е. удобные для всех) выходы из сложившийся ситуации. (слайд 8). Итак. Толерантность это ТЕРПИМОСТЬ способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других. ТОЛЕРАНТНОСТЬ УВАЖЕНИЕ, ПРИНЯТИЕ ЛЮДЕЙ, КАКИМИ БЫ ОТЛИЧНМИ ОТ НАС ОНИ НЕ БЫЛИ. Люди разные, это нужно понимать и принимать.

5 4. Игра «Мозайка». А почему так актуальна толерантность в наше время? (ответы детей) Я вижу этот вопрос вызвал затруднение. Так давайте поиграем в пазлы (две команды собирают пазлы).как они крепятся между собой? Сделаем вывод, что такое пазлы? (слайд 9). Человек имеет право быть ДРУГИМ!! 5. Игра «Подойдите, у кого.». Но в чѐм же мы похожи? Что нас объединяет? (слайд 10) русый цвет волос; родился зимой; в имени есть буква А; любит мороженое (и т.д.). Учитель: Вот видите, какие вы все разные. А что вас объединяет? Учащиеся: - мы учимся в одном классе - мы живѐм в селе Средний Икорец - одинаковые по возрасту и т.д. Учитель: Вас объединяет коллектив, определѐнные правила, которые действуют в обществе. Мы все такие разные: блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, грустные и веселые Нас объединяет то, что- Все мы люди. Живем в одной стране, на одной планете. Живем в одном городе, республике. Учимся в одной школе, в одном классе. Занимаемся одним делом и проч. Вывод: всех нас объединяет наша планета Земля, мы составная часть единого целого. Упражнение-приветствие. Цель: оказывать содействие установлению контакта между участниками группы и настрой на работу в группе. познакомиться с приветствиями разных народов. Учитель: раздает карточки с названиями стран и учащиеся здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах (предлагается на выбор страна листочки с названиями стран) - объятие и троекратное целование поочередно в обе щеки (Россия); - легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай); - рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция); - легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия); - легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония); - поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

6 - простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия); - мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия); - потереться друг о друга носами (эскимосская традиция). Теперь Вы стали чуточку ближе друг другу, почувствовали энергию другого человека, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни». Стихотворение С.Я Маршака «Всемирный хоровод» - читают дети. 1 ученик: Стихи для ребят всех народов и стран: Для абиссинцев и англичан, Для испанских детей и для русских, Шведских, турецких, немецких, французских. 2 ученик: Негров, чья родина Африки берег; Для краснокожих обеих Америк. Для желтокожих, которым вставать Надо, когда мы ложимся в кровать. 3 ученик: Для эскимосов, что в стужу и снег Лезут в мешок меховой на ночлег. Из тропических стран, где на деревьях Не счесть обезьян; 4 ученик: Для ребятишек одетых и голых. Тех, что живут в городах и селах. Весь этот шумный, задорный народ Пусть соберется в один хоровод. Север планеты пусть встретится с Югом, Запад с Востоком, А дети друг с другом. Учитель: О чѐм это стихотворение? Дети: Дети разных цветов кожи должны дружить друг с другом Учитель: А почему они должны жить дружно? Дети: Чтобы не было войны. Учитель: Наша страна очень огромна и многонациональна, богата и удивительна. В ней сосуществуют разные вероисповедания и разные национальности. Живут, дружат, помогают друг другу на протяжении многих веков. Ребята назовите известные вам национальности, живущие на планете. Учащиеся называют известные им национальности

7 Учитель: посмотрите на доску (презентация о людях разных национальностей картинки людей в национальных костюмах и музыка). Чем отличаются национальности друг от друга? Учащиеся называют отличия. Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение А. Усачѐва, а вы представьте себе главного героя. У речки стоял удивительный домик, В домике жил удивительный гномик, До пола росла у него борода, А в той бороде проживала Звезда. Не знал ни забот, ни тревог этот Гном. Звезда освещала собою весь дом И печку топила, и кашу варила, И сказки ему перед сном говорила И Гном с восхищеньем чесал в бороде, Что было, конечно, приятно Звезде. Кормилась она только крошками хлеба, А ночью гулять улетала на небо. Так шли потихоньку года и века Но кончилась в доме однажды мука. И Гном, распростившись с насиженной печкой, С рассветом отправился в город за речкой. А в городе том не носили бород. «Ха-ха, хи-хи-хи» - стал смеяться народ. «Вот чучело» - каждый ему говорил. И Гном испугался, и бороду сбрил. И на пол упала его борода, И тут же его закатилась Звезда. У речки теперь есть обычнейший дом, Живѐт в этом доме обычнейший Гном. Опять отросла у него борода, Но больше к нему не вернулась Звезда. Учитель: Почему люди отнеслись к нему так, а не иначе? Как бы вы поступила в такой ситуации? Учитель выслушивает ответы учащихся и делает выводы, которые дети записывают в тетрадь: каждый человек единственный и неповторимый,

8 каждый человек личность, имеющая права и обязанности перед собой и другими людьми. Учитель: Ребята, запомните Золотое правило «Поступай с другими людьми так, как ты хотел бы, чтоб они поступали с тобой». 7. Что такое конфликт? Результаты конфликта (слайд 11). Давайте вернѐмся к притче «Ладная семья». Как жили члены этой семьй? (ответы детей) А всегда ли вы живѐте дружно, не ссоритесь, не бывает конфликтных ситуации? Из-за чего разгорается конфликт? (ответы детей) 8. Правила поведения при конфликте. (слайд 11). В большинстве случаев конфликт можно ИЗБЕЖАТЬ! Но если случился конфликт, нужно: 1. Слушать! 2. Не оскорблять! 3. Предлагать несколько решений конфликта! 4. Говорите о сути дела! 9. Давайте подумаем над правилами. Согласны, что толерантными мы будем, если (идут правила) в виде дерева. Дети самостоятельно формулируют и записывают на листочках в виде яблока правила, а потом крепят на изображение дерева, размещѐнное на доске. Вопросы для обсуждения: Какие качества присущи толерантной личности? Зачем нужно быть толерантным? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания? Упражнение «Давайте пофантазируем» Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.) 1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? 2. Хорошо или плохо, что мы все разные? 3. Как жить в мире, где столько разных людей? Ведущий делает вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы

9 жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Не оценивайте людей, а цените! 10. Рефлексия: Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Проблема на ладошке». Свеча символ домашнего очага передается по кругу. Все говорят о том, чему научились, что поняли на занятии. Заключительное слово учителя: Однажды Антуан де Сент - Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Его слова - это не только урок нам, живущим в 21 веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традиции и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что мы люди этой планеты. Каждый из нас должен помнить - «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила»!!! «Ключевое слово в этой фразе «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян!


Классный час по теме: «На Планете Толерантность» В 4 «Г»классе Цели: Образовательные: познакомить с понятием «толерантность»; выявить основные черты толерантности; сформировать правильное представление

Рекомендации по работе с презентацией тематического занятия (классного часа) «Быть толерантным!» для обучающихся 8 9-х классов Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному

«Толерантность путь к миру» Родительское собрание, проведенное в 6а классе 1. Приветствие Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось приготовьте хорошее настроение, желание высказаться,

Предмет Учитель Школа, класс Тема урока Классный час Мещерякова Ирина Владимировна г. Тараз, КГУ «Гимназия 40», 5 класс Расы и национальности Цели и задачи: познакомить учащихся с культурой ведения дискуссии,

Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия 1» г.о. Балашиха Внеклассное мероприятие (урок-занятие) по поликультурному воспитанию. Тема: «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе

РАЗРАБОТКА УРОКА «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») СОСТАВЛЕН: Михайловой Ириной Владимировной учителем начальных классов МБОУ СОШ 5 2014-15 учебный год г. Калуга

Классный час «Толерантная личность» Алѐхина Наталья Анатольевна, педагог-психолог ГУО «Средняя школа 11 имени генерала армии А.И.Антонова г. Гродно» р.т. 75-60-31;м.т. 8029-516-67-26 «Прийти вместе это

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ 37 VIII ВИДА Игровое занятие (классный час) «Что такое толерантность». Подготовила:

Классный час для учащихся 6 7 классов Тема: Толерантность в общении Цель: создать условия для воспитания толерантности в общении между людьми. Форма проведения: круглый стол (учащиеся разделены на группы)

Классный час. Тема: «Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?» Горбачева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ 21 города Ставрополя Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ДОРОГОЮ ДОБРА» Ход занятия: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада новой встрече с вами на классном часе. Сегодня мы с вами будем обсуждать очень важные проблемы. Они важны не только для

Наша дружная семья. Классный час. Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми заданиями, элементами соревнования и проблемными вопросами. Оборудование: подготовленные дома детские работы (рисунки,

XXVI МЕЖДУНАРОДНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ СЕКЦИЯ Основы православной культуры как средство сохранения духовных и нравственных ценностей и формирования культуры взаимодействия Церкви с государством,

Мовсисян Н.В. Тема: «Семья» Цель и задачи урока: - познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо»; воспитывать чувство любви и уважения к себе, своей семье; способствовать сплочению

Сценарий проведения занятия к Международному дню толерантности 16 ноября. для 3-4 классов. Тема: «Толерантность «Все мы разные». Оборудование: мяч; листы бумаги по количеству учащихся; карточки со словами

Конспект проведения занятия по толерантности. для 1-2 классов на тему: «Учимся понимать друг друга» 1. Введение. Учитель: Давайте все улыбнемся друг другу, подарим радость. И давай расскажем друг другу

Сценарий игровой программы «Мы разные, но мы вместе» Составитель: Романова Ирина Геннадьевна, методист по ВПР МБОУ ДО Чаинский ДДТ Кочнева Татьяна Леонидовна, педагог-организатор МБОУ ДО «Чаинский ДДТ»

Сценарий ко Дню толерантности «Возьмемся за руки, друзья» Провела: Дукина Л.В. 16.11.17г. Люди, доброта и толерантность спасут мир! И вы нам поверить должны. Воспитание толерантности сегодня является одной

Храмова О.В., педагог-психолог, Максимова Е.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ 24», г.абакан Игра тренинг «Учимся жить вместе» (для учащихся 1 класса) Цель: Формирование у учащихся установок толерантного

«СПЕШИТЕ СТАТЬ ТЕРПИМЕЙ И ДОБРЕЙ» Ведущий:Добрый день. Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября во всѐм мире отмечается Международный день толерантности. Это решение было принято Государствами-

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шекснинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Конспект внеурочного занятия по теме: «Давайте жить дружно» Подготовила:

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом 20. Открытое занятие «Воспитание толерантности» Воспитатель Подпорина

Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: «У меня зазвонил телефон» Перед вами программа мероприятия «У меня зазвонил телефон» Кому она адресована? В первую очередь специалистам,

Беседа для родителей «Формирование толерантного поведения в семье» Цель: повышение педагогической культуры родителей Задачи: -формировать умение родителей разрешать конфликт с позиций толерантного подхода;

Клуб заботливых родителей Тренинг толерантности «Мы друг друга понимаем и традиции уважаем!» Цель: - познакомить с понятием «толерантность»; - показать, что толерантность к себе и толерантность к другим

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Классный час Мы все такие разные Автор работы: Балуева Г.Д., учитель биологи. г.кизел, 2013 Пояснительная записка Тема толерантности достаточно

Культура межнационального общения 7 класс классный руководить Хивинцева Т.Н. Тема: «Толерантность путь к миру» Цели: Воспитание у подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республика Крым «Феодосийская санаторная школа-интернат» Игровой, познавательный час «Планета толерантности» Подготовили: Саюк Т.Б. 2017 год Возраст:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ПАСКАЛЬ ЛИЦЕЙ» «ПРИНЯТА» на Педагогическом совете протокол от 5.08.208 г. 7 «УТВЕРЖДАЮ» Директор ЧОУ «ПАСКАЛЬ ЛИЦЕЙ» Николаева

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УФИМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: Толерантность Профессия: Художник

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 2-Базовая школа» Разработка классного часа по теме «Толерантный человек» (3 класс) Разработку подготовила: Чаркина Т. В., учитель начальных классов первой

Муниципальное образовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа 1» Учитель: Широкова Ольга Николаевна Тема урока: «Род и семья исток нравственных отношений в истории человечества»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 «Золотая рыбка» городского округа Тольятти КОНСПЕКТ образовательной деятельности по воспитанию толерантности у детей старшего

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 9 класс Муниципальный этап Алтайский край 2016-2017 учебный год Максимальный балл- 100 Фамилия, имя Класс 1. Выберите все правильные ответы. Запишите

Технологическая карта урока Учебный предмет: окружающий мир Класс: 1 Учитель: Большакова Антонина Владимировна УМК: «Перспектива» Тема урока Цель урока Планируемый результат обучения Мы люди Дать представление

Открытый урок по математике «Знакомство с диаграммой» УМК «Перспектива», 2 класс Учитель: Муругова Е.А. Открытие новых знаний Цель: знакомство со столбчатыми диаграммами как одним из способов представления

Открытый урок по теме «Звуки [д], [д], буква Д». Тема: Согласные звуки [д], [д], буква Д. Цель: знакомство с согласными звуками [д], [д], буквой д. Задачи: - формировать умение выделять звук в слове, обозначать

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе Тема урока: «Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Тип урока Цели урока Урок открытия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Веселовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Социалистического Труда Я.Т. Кирилихина» Дикорастущие и культурные растения (урок окружающего

Математика. 3 класс. Тема: «Виды треугольников по углам» Тип урока: ознакомление с новым знанием Цель: ввести понятие «равносторонний», «равнобедренный» и «разносторонний» треугольники. Задачи: Образовательные:

Конспект урока математики Класс: 1а ГБОУ СОШ 185 с углублённым изучением английского языка Учитель: Федотова Н. Н. Тема урока: «Задачи в два действия» Цель урока: познакомить с составными задачами, состоящими

Внеклассное мероприятие 1 класс «Б» Тема: «Дорогою добра» учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 им. К.И.Недорубова Горбушина Елена Витальевна 2013 год Классный час: «Дорогою добра». 1 класс «Б» Учитель:

Занятие на тему «Семья и семейные традиции» Внеурочное занятие на тему «Семья и семейные традиции» Цель: Определить понятие «семья», «семейные традиции», формировать понятие «счастливая семья», формирование

Учебный предмет Технологическая карта урока «Табличное вычитание вида 13 » (Школа России) Математика Класс 1 Тип урока Урок изучения нового материала Цели урока Основные понятия, термины Создать условия

Информация о проведении «Урока» в МОУ СОШ 4 п/п Наименование мероприятия 1 «Поговорим о»» Целевая Аудитория Дата проведения Количество участников Форма проведения 1АБВ 25.05.2016 г. 58 Урок-игра с элементами

МБОУ «Средняя школа 2 г. Навашино» Час общения «Семья это то, что всегда с тобой» Выполнила: Маркова С. Е. учитель начальных классов 2015 Форма проведения: семинар Цель: создать условия для формирования

ЗАНЯТИЕ Тема: «Толерантность путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности. Задачи:

Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Тема: Гласные звуки и буквы Тип урока: изучение нового материала Цель: Деятельностная: познакомить учащихся с гласными звуками, их признаками, определять гласные

«Толерантность. Урок одного слова» (методический конструктор урока) Чеха Т.Г., Ажинова Н.Н. учителя русского языка, литературы и ОПК МБОУ СОШ 41 станицы Бессергеневской Октябрьского района Ростовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 86» Лицевой счет 0347306563 Б г. Челябинск 454071 В Комитет финансов ул. Котина, 22 Города Челябинска тел./факс 772-28-11

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 15» г. Мурома Владимирской области Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Культурные растения наши помощники» УМК «Школа 2100» Бичагова Елена Викторовна Тема

«Толерантный Я в толерантном мире». Активное занятие для школьников 4, 5 классов. Цель: знакомство детей с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.владимира«средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов» Классный час по формированию коммуникативной компетентности

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слова антонимы» (УМК «Начальная школа XXI века, 2 класс) Атамановой Е. И. МБОУСОШ 19 г. Белгорода им. В. Казанцева Данный урок содержит здоровьесберегающие

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования Урок русского языка в 3Б классе Сложные слова Разработала Кривоносенко Анастасия Александровна, учитель начальных классов г.зея,

Тема классного часа: «Моя семья мое богатство» Шашкова Е.А. Содержание классного часа является актуальной наглядной основой, на которой базируется дальнейшее развитие семейных ценностей. Использование

Методическая разработка классного часа для учащихся начальной школы "Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!"

Учитель: Михальченко Нина Васильевна. Предмет: литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Технологическая карта изучения темы С. Я. Маршак «Автобус 26» Тема С. Я. Маршак «Автобус 26» Цели Образовательные:

Сценарий внеклассного мероприятия (для учащихся начальной школы) по теме «Гражданский урок» Праздник «Родина моя- Россия» Цель: формирование гражданской (российской) идентичности; Задачи: - закрепить основные

Мастер-класс: «Технология развития критического мышления в современном образовательном пространстве» Учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 а. Нечерезий Теучежского района Республики Адыгея Шеуджен Марина

Конспект урока по литературному чтению «Сказочные человечки» Цель: Развитие умения предполагать Предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации Учить выражать своё отношение к героям УУД: Личностные:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Учитель Учитель истории ГБОУ НАО «СШ 1» Траненкова Мария Геннадьевна Предмет Обществознание Тема: Учимся дружно жить в классе Количество уроков 1 в теме Класс(ы): 5 Тип урока: Открытие

Урок 28. Тип урока: ОНЗ. Конспект урока математики во 2 классе. Учитель: Основина Л.Ю. Тема: «Сложение трёхзначных чисел с переходом через разряд: 162 + 153». Основные цели: 1) Сформировать умение складывать

Конспект урока литературы в 5 классе С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Цели урока: Учитель МАОУ «Кировская СОШ» Понкратова ЕЮ. расширить знания детей о творчестве С.Я. Маршака; учить, самостоятельно искать

Мастер-класс - час общения «Мы вместе?!» Оборудование: Грецкие орехи по числу присутствующих, клубок ниток, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркальце, ножницы, плакат, «смайлики» Проектор, экран. Памятки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА Беседа «Знакомство с флагом Российской Федерации» в рамках городской воспитательной

Технологическая карта урока по теме «Географические карты» Гущеварова Галина Васильевна, учитель географии МКОУ СОШ 2 высшая категория Класс: 5, учебник Лобжанидзе А.А «Планета Земля» 5 6 класс «СФЕРА»

Сведения об авторе:
ФИО: Байжанова Елена Леовна
Образовательное учреждение: Якорьская средняя школа
Должность: учитель начальных классов
Педагогический стаж: 22 года
Квалификационная категория: I категория

Классный час

«Мы такие разные,
но мы – одна семья»
(конфликт и пути его решения)

Классный час
Тема: «Мы такие разные, но мы – одна семья» (конфликт и пути его решения)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:
1) познакомить учащихся с понятием «конфликт», «компромисс», знакомство с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
2) способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков работы в сотрудничестве, формированию уважительного отношения к людям.
3) формировать умение анализировать конфликтные ситуации и собственные действия
4) развитие ответственности за свои поступки
5) показать значимость взаимопонимания

Форма работы: групповая, индивидуальная
Оборудование: слайды, волшебный клубок, предметные картинки для игры, карточки «качества человека», карточки «правила общения», карточки «ситуации», зонтик и маска кошки, «звёзды доброты»
Ход классного часа
I Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на нашем классном часе. Поприветствуйте гостей, подарите им свою улыбку.
II Введение в замысел. Фаза вызова интереса.
Давайте вспомним сказку Г. Х. Андерсена «Снежная королева»: (звучит музыка – Д Шостакович прелюдия № 5) слайд 1
Жил-был тролль, злющий презлющий. Он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось в несколько раз, а всё же негодное и безобразное, напротив, выступало ещё ярче, казалось ещё хуже. Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалось на всё лицо. Все ученики тролля рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде. слайд 2
И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде. И вот однажды оно вырвалось у них из рук и разбилось вдребезги. Миллионы его осколков наделали много бед. Разлетелись они по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек с осколком в глазу начинал видеть всё шиворот на выворот или замечать в каждой вещи только дурные стороны. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и оно превращалось в кусок льда.
Я думаю, что осколки этого зеркала не попали ни кому из вас не в глаз, ни в сердце.
III Круг радости. Психологический настрой
У меня в руках волшебный клубочек, который нам поможет создать хоровод дружбы. Передавая его друг другу, мы скажем хорошее о своём соседе. Мы знаем о том, что человек чувствует себя замечательно только тогда, когда слышит хорошее, доброе, приятное. Я начну первая, а вы продолжите. Тот, кому передали клубок, должен встать, сказав добрые слова и передать другому. Затем подойти ко мне.
Каждый из вас узнал, что-то хорошее о себе. Давайте и мы используем этот положительный совет. Сейчас мы постараемся настроить себя на веселую и добрую волну. А сделаем это с помощью слов. Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я думаю только о хорошем
Вижу только хорошее
Слышу только хорошее
Говорю только хорошее
Делаю только хорошее
А сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов, сел. В каждом из них живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Таня, Аделина, Оля, Егор, Алишер, Мария, Даниил, Даша, Алена, Данияр, Рустам Женя - очень заботливые. Они любят творить добрые дела. Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела. Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.
Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети! Добрый и заботливый человек всегда необходим человеку и нужен миру, Вселенной, стране, семье. Давайте запомним это. Хорошо?!
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Это сказочная страна называется «Моя семья». (Слайд 3 с фот. класса) Семья – это нет только ваши родители, братья и сёстры, родственники, но и наша школа, класс, где вы проводите большую часть времени. Я думаю, что вы считаете свой класс второй семьёй?! Тема нашего классного часа называется: «Мы такие разные, но мы – одна семья» (хором) сайд 4
И хожу только дорогою добра! (все открывают глаза и садяться.)
IV Сообщение темы классного часа
V Деление на группы. Игра «Найди себе подобного»
Но прежде чем отправиться в путешествие, мы с вами поиграем в игру
«Найди себе подобного»
. Я вложу вам в руки рисунок, а вы найдите «себе подобного», объединитесь тройками. Разговаривать при этом нельзя.
Обращаю внимание детей на то, что один ученик остался.
Какой у тебя рисунок? (грозовая тучка)
Как вы думаете, как чувствует себя тот, кто остался один без друзей?
Что бы вы предложили сделать?(ответы детей)
Я с вами согласна. Я бы взяла его в свою команду и стала бы с ним дружить, несмотря на то, что он «грозовая тучка». Из этой тучки пошел бы дождь, а после дождя мы бы веселились и бегали по лужам.
Мы должны принять любого человека таким, какой он есть.
VI Обсуждение понятия «толерантность»
А) раскрытие понятия
Умение принять человека таким, какой он есть называют толерантностью.
Слышали это слово?
Кто-нибудь знает, что оно обозначает? (ответы детей) – слайд 5
«толерантность» - это терпимость к иному, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения.
Слово толерантность имеет почти одинаковый смысл на различных языках: слайд 6
В английском – готовность быть терпимым
В китайском – быть по отношению к другим великолепным
В арабском – милосердие, терпение, сострадание
В русском - умение принять человека таким, какой он есть
В казахском – проявление уважения к ближнему
16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Слайд 7
Символом толерантности я выбрала солнце.
Как вы думаете, почему? (Солнце одно и оно обогревает своим теплом всю Землю).
Б) Работа в группах.
У вас на столах написаны качества характера человека
Обсудите в группах и выберите, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Милосердие Честность Чуткость Забота
Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность
Смелость Злость Раздражительность Жестокость
Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм

Какими качествами мы надели толерантного человека? (уч-ся выходят к доске и прикрепляют)
Какие карточки остались? (называют) Как назвать человека, обладающего этими качествами?
Человека, обладающим такими качествами называют интолерантной личностью (на доске появляется слайд 8)
толерантный. интолерантный
Милосердие Агрессивность
Смелость Равнодушие
Честность Злость
Терпимость Раздражительность
Сотрудничество Эгоизм
Чуткость Жестокость
Доверие
Сопереживание
Забота
Деликатность
Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими».
«Нет человека чисто беленького, чисто чёрненького, все люди пёстрые» - говорил
М. Горький (слайд 9)
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

VII Раскрытия понятия «конфликт» и пути его решения
А) Сценка. Н. Абрамцева. «Поговорили»
-Сейчас вашему вниманию представляется сценка «Поговорили»
Жил-был голубой зонтик. Голубой, голубой. Даже в самую ненастную погоду, а другой погоды зонтик не знал, он казался ярким и веселым. Зонтик очень любил свою работу зонтика. Каким бы сильным ни был дождь, ни одной самой маленькой дождинке не удавалось упасть на хозяйку зонтика. Он не позволял. Вернувшись домой, зонтик любил посушиться, погреться у батареи. А потом его закрывали, прятали в шелковый чехол, и он спал до следующего дождя. Однажды, когда зонтик сушился, к нему подошла кошка. Она долго смотрела на мокрый зонтик. А потом сказала:
– Странный у тебя вкус. Гулять под дождем... Каждый знает, что нет ничего лучше солнца.
– Я не просто гуляю, – зонтик покачивался на своих растопыренных спицах, – я провожаю хозяйку. Я не боюсь дождя. А вот это... Как ты сказала? Солнце, что ли? Кто это? Я его не знаю.
– Как?! – кошка широко раскрыла зеленые с желтыми крапинками глаза. – Как?! Ты не знаешь солнца? – кошка чуть не задохнулась.
– Нет, – спокойно ответил зонтик, – никогда не встречались.
– Да ты что! – кошка вытянула шею, задергала хвостом. Она чуть из себя не вылезла.
– Ты что! Ты куда же смотришь, когда гуляешь?!
– Ну... – ничуть не смущаясь, принялся объяснять зонтик. – Иногда в луже свое отражение рассматриваю, иногда в небо. – Вот! – обрадовалась кошка. – Вот, вот! Смотришь в небо. А в небе, голубом, голубом...
– Постой, – перебил ее зонтик, – с чего ты взяла, что небо голубое? Небо серое.
И поскольку кошка совсем онемела от растерянности, продолжал:
– Ну, да. Серое. Совсем, как ты.
– Ты, – зашипела кошка, – что такое! – Она аж закашлялась от возмущения. – Что такое говоришь?! Голубое оно! Голубое! Как ты...
Оба помолчали. Раздумывали о чем-то. Потом кошка вздохнула и попыталась начать сначала.
– Так вот, – мягко заговорила она. – В небе живет солнце. Оно знаешь какое?! Оно – Оно такое... Оно... Ну... Светит! – кошка наклонила голову на бок. Она не была уверена, что объяснила понятно. Но, кажется, ошиблась. Зонтик все понял, как мог.
– Ясно, – кивнул он, – теперь я все понял. Ты только неправильно говоришь. Это называется не солнце, это называется фонарь. А точнее, фонари. Их много, – просто и уверенно сказал зонтик. Так уверенно, что кошка смогла только шепотом ахнуть и, пятясь, уйти. «Странная она, – подумал зонтик – так все перепутать...»
А кошка сидела на своем коврике и пыталась хоть что-нибудь понять. Может быть, и поняла.
– Почему зонтик и кошка не нашли понимания?
– Как вы думаете, почему люди по-разному смотрят на мир вокруг себя?
– Как бы вы могли помочь им понять друг друга?
– Стоит ли вступать в спор и добиваться понимания от того, кто тебя не хочет понять?
- К чему может привести непонимание и неприятие другого человека?(к ссоре, драке, спору, к войне) Одним словом это приводит к конфликту.
Б) Побеседуем
Что вы понимаете под словом «конфликт»? Слайд 10
Конфликт – это столкновение разных интересов, взглядов, мнений, выраженное в обостренной форме, либо ситуации, в которых двое или несколько человек не могут достичь согласия между собой.
Слайд 11
– Из-за чего могут возникать конфликты?
- Продолжи предложение.
Конфликты возникают тогда, когда…
- кто-то берет без разрешения чужие вещи;
- кто-то кого-то нечаянно толкает или задевает;
- кто-то кому-то сознательно причиняет боль;
- кто-то к кому-то пристает;
- кто-то кого-то дразнит (и т.д.).
Я обидел человека, люди,
Нехотя, лениво, без вины…
Я забыл извечные основы,
Я не захотел себя сдержать
И дурное ранящее слово
В грудь всадил по рукоять.
– Расскажите, случалось ли так, что вы обижали кого-то из близких и друзей без всякой на то причины?
– А жалели вы об этом?
– Бывают ли конфликты в классе?
– Из-за чего чаще всего в классе возникают конфликты? Как это влияет на общую атмосферу в классе?
В) Упражнение «Скульптура»
1. Сядьте на край стула, высоко поднимите голову, выпрямите спину.
2. Откиньтесь на спинку стула, поднимите голову, закиньте ногу за ногу, скрестите руки на груди.
3. Встаньте, опустите голову и плечи, сцепите руки за спиной.
4. Поднимите голову, расправьте плечи, широко расставьте ноги, руки на бедрах.
- В каких ситуациях вы принимаете эту позу?
– Что вы хотите этим показать, выразить?
- Какое впечатление такая поза производит на других? (обратиться к гостям)
– Расскажите, что чувствует ваше тело?
– Как вы думаете, чему учит это упражнение? В неестественной позе, без движения человек чувствует напряжение во всем теле. И чем дольше пребывает он в этой позе, тем напряженнее его тело. Конфликт – это тоже неестественное состояние человека. Конфликт приводит к психическому напряжению и стрессу.
Поэтому лучше не доводить дело до конфликта, а все вопросы решать мирным путем, достойно и по-человечески. То есть прийти к согласию. Ярким примером является эта иллюстрация слайд 12

– Как же можно разрешить конфликт? (ответы детей)
- Конфликт можно разрешить как в положительную сторону, так и в отрицательную
Слайд 13
– Как вы понимаете выражение – «найти компромисс»?
– . «Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок». слайд 14
Сотрудничество – это участие в каком-либо общем деле.
Отрицательная сторона конфликта - слайд 15
Д) Работа в группах. Разбор конфликтных ситуаций слайды 17-19
Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).
Учитель:
– Прочитайте предложенную вам ситуацию.
– Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.
Варианты конфликтных ситуаций:
Ситуация № 1.
Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
Ситуация № 2.
В классе принято дарить подарки на день рождения? Вы получаете подарок от одноклассника, который вас недавно обидел и не нравится вам. Как вы поступите?
Ситуация № 3.
Одноклассник взял вашу ручку (другую вещь) без разрешения. Как вы поступите?
Ситуация № 4
На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.
.Это очередной раз доказывает, что в различных ситуациях мы ведём себя по- разному. Но в любой ситуации нужно находить компромисс, решать мирным путём, быть толерантным и не доводить до конфликта.
VIII Правила общения.
Учащиеся по группам разрабатывают правила общения. Затем зачитывают. А после на доске появляются правила составленные учителем.
Правила общения: слайд 20
1. Будьте спокойны и выдержанны.
2. Уважайте других и себя самого.
3. Учитесь слушать и понимать.
4. Не перебивайте.
5. Не оскорбляйте, не обзывайте, не обманывайте.
6. Если что-то не поняли, уточните, задайте вопрос.
7. В спорных случаях попросите кого-нибудь вас рассудить.
8. Приложите усилие, чтобы устранить разногласия.
9. Анализируйте свои поступки. Учитесь признавать свои ошибки.
Общение – это основа разрешения конфликта слайд 21
Помни правило высокой культуры:
слайд 22
Стихи
1.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
2.
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
3.
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
4.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
5.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
6.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
7.
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
8.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
9.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
10.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
11.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
12.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
13.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
14.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
15.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир
IX Рефлексия
А) Не забывайте подарить добро
Соседям, родственнику, другу.
Оно, как истинное волшебство,
Всегда вернется к вам по кругу.
Б) Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.
Я хочу прочитать вам стихотворение, строчки, которого меня очень тронули.
(Читаю наизусть)
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих,
Помоги ему, он – твой друг.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой
Поведет в прекрасную даль.
Тепло, доброту мы можем подарить друг другу находясь здесь в классе
Потому что: Мы такие разные, но мы – одна семья (хором) слайд 23

Поделитесь звездой гостями, которые пришли к нам на занятие. Напиши доброе пожелание им.
(звучит фонограмма песни К. Орбакайте «Мир, в котором я живу», учащиеся дарят звёзды доброты гостям и выходят в центр класса)
Кристина Орбакайте.
1. Мир, в котором я живу,
Называется мечтой.
Хочешь, я тебя с собой возьму,
А хочешь, поделюсь с тобой?
Припев:
Я подарю тебе любовь
Я научу тебя смеяться. 2 раза
Ты забудешь про печаль и боль,
Ты будешь в облаках купаться.
2. Смотри, разноцветный дождь,
Поёт вдохновенно ветер.
Ты не заметил, что по радуге идёшь,
Мой мир – как он красив и светел.
X Итог
- Благодарю всех за активное участие, а гостей за внимание! Наш классный час на этом окончен.
Слайд 24

Цели и задачи:

  1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
  2. Учащиеся должны осознавать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

Ход мероприятия

I. Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Васенька, сейчас в школе меня зовут Василий, а когда я вырасту, меня будут звать Василий Петрович». (Слайд 2)


Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.


Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

II. Из истории

Вспомним, что же такое толерантность. Обратимся к истории. (Слайд 3)


На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.


С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». (Слайд 4)


Давайте, определим, что значит – толерантность. (Слайд 5)


И познакомимся с правилами толерантного общения. (Слайды 6,7)

III. Демонстрация «Все мы разные, и,тем не менее, у нас много общего». (Слайды 8-25 под песню Земфиры «Мы все такие разные»)



Все мы живём вобществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии.

IV. Упражнение «Сходства и различия» (Слайд 26)

На доске записывается слово «ЛЮДИ» и далее доска делится на две половинки, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики называют, а учитель записывает сходства и различия люде, живущих на планете Земля.


Вопросы:


1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?


2. Национальность влияет на взаимоотношения людей?


3. Лица людей каких рас и национальностей вам трудно различить?


4. Какие религии вы знаете?


5. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?


6. Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?


7. Как общаются между собой старые и молодые люди?


Вывод: (Слайд 27) О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространённое явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного. Ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

V. Упражнение «Давайте пофантазируем…» (Слайд 28)

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)


1. Каким будет этот мир? Как люди будут в нем жить?


2. Хорошо или плохо, что мы все разные?


3. Как жить в мире, где столько разных людей?


Вывод: (Слайд 29) различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

VI. Игра «А я считаю так…» (Слайд 30)

На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.


Ø весна лучше осени;


Ø самый классный мультик «Покемон»;


Ø самый важный предмет – математика;


Ø играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;


Ø лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;


Ø самое прекрасное домашнее животное – кошка;


Ø самая классная музыка – рок-н-ролл;


Ø заниматься рыбалкой – старомодно;


Ø изучать иностранный язык легче, чем физику;


VII. Упражнение «Учимся ценить индивидуальность» (Слайд 31)

Учитель: А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Мы часто хотим быть такими же, как все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда, действительно, хорошо, что мы – как все, но, тем не менее, важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Теперь каждый из вас напишет о каких-то 3 отличительных положительных признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств, талантов, жизненных принципов (только положительные качества). На задание отводится 3 – 5 минут. Подписать свои фамилии и отдать листочки учителю. Зачитать вслух, а класс должен угадать, кто это. Если не угадывают, то автор сам себя называет.


Вывод: нужно ценить свою индивидуальность и индивидуальность своего партнера. (Слайд 32)

VIII. Творческая работа . «Дерево толерантности» (Слайд 33)

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».

IX. Заключительное слово учителя

Итак, давайте же будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в мире и согласии нам станет намного бы проще.


И очень хочется, чтобы вашим главным правилом по жизни стала следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их» (Слайд 34)


Ч. 1
Классный час «Мы все такие разные» для 5-7 классов

полготовил учитель: Остроушко Анна Александровна,

МКОУ Ковалёвская СОШ, Воронежская обл, Лискинский р-он, с. Ковалёво

Сегодня я вас приглашаю совершить экскурсию в Мир толерантности.

Не для всех, может быть, понятен смысл этого слова. Поэтому наша цель сегодня – разобраться в сущности понятия «толерантность», обсудить проявление толерантности в обществе. А что бы вы поняли, что это за мир, я расскажу вам одну притчу:

«Жили много лет назад два молодых человека – Тол и Ран. Тол – по образованию был инженер, говорил обычно быстро, всегда на одной ноте и иногда резко и грубовато. Ран по образованию был психолог, говорил протяжно, мягко, словно усыплял собеседника. Они были друзьями и решили разводить сады. Но у Тола цветы росли хилыми, неяркими и почему – то вяли, а у Рана цветы были радостные, красивые, жизнелюбивые. Не мог понять Тол, почему же у Рана такой красивый сад. Как – то оба юноши сидели на лужайке и беседовали. Тут – то Ран и признался Толу что любит в своём саду каждый цветочек. После такого разговора Тол долго думал о необходимости принятия других в этом мире, он все понял, и сад его заблагоухал, и в честь этих юношей был назван цветущий, понимающий, дружелюбный мир толерантности».

Итак, давайте начнем экскурсию по этому замечательному и загадочному миру.


  1. Река знаний.
Что же означает это слово на разных языках?

  • С французского – отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе чем, нежели ты сам;

  • С испанского – способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

  • С английского – готовность быть терпимым, Снисходительным;

  • С китайского – принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • С арабского - прощение, снисходительность, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим.
В Российской энциклопедии социологии толерантность – терпимость к чужому мнению, образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям.

  1. Дворец милосердия .
Удивительно мир многоликий,

Все теряя его обретаем,

Был Бетховен глухим, но великим,

И Асадов был слеп, но читаем.

И тому, кто судьбою обижен,

Отчего бы не быть даровитым,

Оказавшись на корте в Париже,

Можно стать и без ног знаменитым.

Жить слепому поэту не просто,

В ранах сердца рождаются рифмы,

Но когда я иду по помосту,

Исчезают подводные рифы.

В этих словах слепого поэта Николая Омельченко, безусловно, говорится о жизни людей с ограниченными возможностями, но как вы думаете, помимо физических проблем отличаются ли они чем – то от других людей? Нет, они такие же равноправные жители нашей планеты, но к ним нужно относиться с пониманием и милосердием.

Нельзя отрицать тот факт, что люди отличаются по возрасту, национальной принадлежности, вероисповеданию, политическим взглядам, уровню интеллектуального развития и темпераменту, и очень часто на почве таких различий возникают нетерпимые отношения даже между близкими людьми. Но в мире толерантности любят каждого, не сравнивая ни с кем. Наверное, поэтому в мире есть 3. Город дружной семьи.

Сказочка о счастье

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал.

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!»-

И с трона спрыгнул смело.

Да в миг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой – ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!-

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат,-

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услуженье,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто – то…

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

В путь пора,

Еще немного - и ура! –

Своё настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету,

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Вот это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда – нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Но возникает вопрос: а все ли вы проявляете толерантное отношение друг к другу? Давайте выясним это на береге согласия. Для этого я предлагаю выполнить не большой тест, который поможет приблизительно определить степень терпимости. Условие одно: отвечайте быстро, не задумываясь.

Подсчитайте баллы, чем выше балл, тем выше ваш уровень толерантности.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы задумались о результатах этого теста и при необходимости попытались изменить свое отношение с окружающими. Покажите всем свой богатый внутренний мир.

Мы завершаем нашу экскурсию. И по традиции Мира толерантности каждый, посетивший его, должен вырастить дерево толерантности. Но сделать это возможно, если вы хорошо усвоили, по каким принципам и правилам живут толерантные люди. Я предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов те, которые характеризуют толерантное отношение.


  1. Доброжелательность.

  2. Эгоизм.

  3. Доверие.

  4. Умение владеть собой.

  5. Способность к сопереживанию.

  6. Равнодушие.

  7. Терпение.

  8. Завистливость.

  9. Враждебность.

  10. Грубость.

  11. Наглость.

  12. Несдержанность.

ч. 1

«Мы все такие разные »

Цели:1. Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;

2. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей; продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой; развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми;

3. Воспитание чувства коллективизма, сплочённости; воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

Форма проведения : занятие с элементами тренинга, работа в кругу.

    Приветствие.

Здравствуйте. Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.

Ребята, у разных народов существуют свои обычаи приветствия. Мы сегодня попробуем быть представителями других стран и поздороваться, как другие народы.

Игра «Давайте поприветствуем друг друга »

1.Объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щёки (Россия);

2.Лёгкий поклон со скрещёнными на груди руками (Китай);

3.Простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

4.Лёгкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

5.Потереться друг о друга носами (Эскимосская традиция).

6.Рукопожатие двумя руками называется рукопожатием по-казахски

7.Сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

8.Потереться носами (Новая Зеландия);

Все садятся в круг.

    Упражнение «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Валюшка, в школе меня звали Валя, а сейчас меня зовут Валентина Искаковна».

Замечательно! Вот и познакомились!

    Актуализация проблемы. Сейчас мы выполним упражнение.

    Перед вами лист бумаги. Согните его пополам.

    Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок.

    А теперь оторвите нижний левый уголок.

    Теперь оторвите кусочек в центре.

    Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? (Дети сравнивают листочки.)

- Какой же вывод можно сделать из этого упражнения? ( У всех ребят получилось что-то свое.)

Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей Земле больше такой не существует.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Что такое толерантность? Как вы его понимаете?

Толерантность – терпимость , способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.

Видео фильм «Что такое толерантность «

Дети читают стихотворение “Толерантность”.

1. Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

2. А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?

3. Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.

4. Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

5. Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.

6. Товарища в беде не брошу,
Злобу в группе я не пущу.

7. Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.

8. Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.

9. Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,

10. Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

11. Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.

12. Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.

13. Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

14. Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

15. Если каждый друг к другу будет терпим,

Все вместе (хором):

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

«Толерантны ли вы?»

Воспитатель .– Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударишь его.

Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней и помириться.

2. Ты обижаешься и мстишь.

С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты спешишь на день рождения к другу, а незнакомая бабушка просит тебя помочь ей перейти через дорогу.

1. Ты уходишь, объяснив, что очень спешишь.

2. Ты помогаешь ей.

Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.

Я рада, что все вы в основном поднимали красные кружки.

Воспитатель ; Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Я бы ещё сказала, что ТОЛЕРАНТНОСТЬ - это умение жить в мире непохожих идей и людей.

Толерантными могут быть не только люди. Но и герои наших любимых мультфильмов.

Толерантность в мультфильмах

Хотите узнать, кто они?

    Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. (Леопольд)

    Они дружно пели песню, лежа на солнышке. (Львенок и черепаха)

    Эта девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания. (Элли)

    Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки)

    Любовь этой девушки превратила чудовище в прекрасного юношу. (Белль)

    Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? (улыбка)

    Ребята, а кто помог Крошке еноту добрым советом: пойти и просто улыбнуться? (мама)

Мамы самые толерантные люди на земле. Они любят своих детей и помогают им всегда не зависимо от цвета глаз, волос и кожи, рода занятий, характера и возраста.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

УЧЕНИК: Я прочитаю вам рассказ «Перед вами две дороги, выбирайте»

«Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

Отпусти. Видишь,у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

Вы обязательно найдете себе счастье.»

Воспитатель (Вопросы к учащимся)

1.Почему молодой человек отказался помочь?

2.Как бы вы поступили в этом случае?

3.Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

4.Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

(учащиеся отвечают, приводят примеры из своей жизни)

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Воспитатель обратите внимание на плакаты:

Плакаты:

« Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»

Золотое правило этики

« Мы делаем лучше для себя, когда делаем лучше для других»

Чжуан-Цзы

« Трех вещей нужно избегать в жизни: ненависти, зависти и презрения»

Восточная мудрость

« Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент -Экзюпери

Воспитатель : это изречения разных народов и национальностей, разных столетий, но что их объединяет?

(Ответы учащихся.)

Воспитатель : Ребята, есть очень хорошая поговорка: «Измени себя, и тогда твое отношение к миру изменится». Конечно, трудно изменить весь мир, уменьшить конфликты, не допускать войн, насилия, жестокости. Но начать надо с себя, с отношения к тем людям, которые окружают тебя.

А теперь, давайте, сформулируем правило, из всего того, что мы узнали на нашем занятии. Это правило должно быть очень важным для нас всех, и мы всегда должны его выполнять!

Формулируем правило: «Обижать кого-либо за то, что он не такой как ты - нельзя». Это правило, мы сохраним в наших сердцах, делах и поступках! Мы все разные, но все-таки мы вместе!

Упражнение «Ладошки»

Инструкция: обведите свою ладошку на листе бумаги, подпишите в центре своё имя. Затем, обменяйтесь ладошками друг с другом. На каждом пальчике напишите хорошие качества «хозяина ладошки». Старайтесь не повторяться, пишите лишь те качества, которые являются отличительными признаками этого человека. После того, как все пальчики заполнены, рисунок возвращается к хозяину.

Обсуждение в кругу: Посмотрите на свои ладошки, отражают ли надписи, истинные качества вашего характера?

Что вызвало наибольший отклик?

Что не понравилось?

Выполнение коллективной работы «Дерево толерантности» .

Заготовка: нарисованный на ватмане или на доске ствол дерева.

Свои ладошки дети прикрепляют к дереву с пожеланиями для своих одноклассников.

Мы все такие разные: здоровые , мудромыслящие , артистичные, пляшущие , звонкоголосые , быстро бегающие , высоко лазающие , дальне прыгающие , застенчивые всегда , готовые прийти на помощь всегда , играющие кто на чем умеет …………….. ну а самое главное, мы оооочень симпатичные и дружные