Ольга Гумённая
Конспект ООД по развитию речи «Игрушки». Составление описательного рассказа
Тема : "Игрушки "
Цель : «Учить составлять описательный рассказ » .
Задачи :
1. Учить детей описывать игрушку , употребляя в речи названия предметов , их частей, деталей по графической схеме (цвет, форма, величина, материалов, из которых они сделаны, действия с ними).
2. Продолжать развивать связную речь , мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
3. Воспитывать доброжелательность, бережное отношение к игрушкам .
Методические приёмы :
Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, артикуляционная гимнастика, динамическая пауза, образец воспитателя, рассказы детей по схеме , чтение стихотворения.
Материал :
Игрушки для сюрпризного момента : снеговик, санки, чудесный мешочек, зайчик.
Игрушки для описания : кубик, мишка, колокольчик, мяч, матрёшка, пирамидка, кукла, погремушка.
Загадки про игрушки , схема описания игрушек .
Словарная работа :
Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.
Предварительная работа :
Рассматривание игрушек , словесные игры, дидактические игры «На что похоже?»
Воспитатель : Ребята, посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение. Сегодня у нас состоится организованная образовательная деятельность по развитию речи .
Воспитатель :
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
Встанем в круг
И улыбнемся.
Для того чтобы красиво и правильно говорить надо сделать массаж шеи, переносицы, ушей (поглаживание руками) и гимнастику для губ.
Артикуляционная гимнастика :
1. Улыбка. (Удерживание губ в улыбке, зубы не видны) .
2. Трубочка. (Вытягивание губ вперед длинной трубочкой) .
3. Заборчик. (Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны) .
(Дети садятся на стульчики) .
(Стук в дверь) .
Воспитатель : Ребята, к нам приехал снеговик с чудесным мешочком. А там записка :
Я чудесненький мешочек
Всем ребятам я дружочек
Очень хочется всем знать
Как вы можете играть
отгадайте загадки и найдите отгадки на ощупь
(Игрушки находятся в мешочке ) .
Загадки :
Воспитатель : Догадайся кто такой?
Если бьешь его рукой,
Он совсем не плачет,
Только выше скачет.
Воспитатель : Что это?
Дети : Мяч.
Воспитатель : Любит наряжаться свечка
В разноцветные колечки.
Надевай скорее, ну же :
Снизу - шире, сверху - уже.
Воспитатель : Что это?
Дети : Пирамида.
Воспитатель : Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки аленькие.
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять.
Воспитатель : Что это?
Дети : Кукла
Воспитатель : Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка .
Воспитатель : Что это?
Дети : Матрёшка.
Воспитатель : Эти чудо – кирпичи
Я в подарок получил,
Что сложу из них – сломаю,
Все с начало начинаю.
(кубики)
Воспитатель : Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт?
(Медведь)
Воспитатель : В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем…
(Погремушка)
Воспитатель : Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать,
Слышен, будет перезвон :
«Дили-дон, дили-дон.»
Дети : Колокольчик!
Воспитатель : Какие игрушки принес снеговик , назовите их по порядку?
Дети : мяч, пирамида, кукла, матрёшка, мишка, кубик, погремушка, колокольчик.
Воспитатель : Как можно назвать, одним словом все это?
Дети : Игрушки .
Воспитатель : Правильно, молодцы. Это все игрушки .
Ребята, а снеговик принес с собой игрушки не просто так . Он хочет, чтобы вы его научили играть с ними и описывать игрушки . Поможем снеговику?
Дети : Да.
Воспитатель : Ребята, что бы рассказать об игрушках нам поможет вот эта схема. Давайте посмотрим на схему (задаю вопросы по схеме)
Воспитатель : Ребята, рассказ свой надо начинать с название игрушки (по вашему выбору) . Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки . Игрушки бывают (каким цветом)
Дети : красные, желтые, зеленые, синие; (какой формы) : круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные.
По величине, игрушки бывают (какие) : большие и маленькие.
Игрушки делают из различных материалов : пластмассы, железа, дерева, резины, меха.
Как называются игрушки , сделанные из железа?
Дети : Железные игрушки .
Воспитатель : А из дерева?
Дети : Деревянные игрушки .
Воспитатель : А из резины?
Дети : Резиновые игрушки .
Воспитатель : Из меха?
Дети : Меховые игрушки .
Воспитатель : Или мы говорим мягкая игрушка . А еще такие игрушки называют плюшевые . Давайте все вместе скажем : плюшевые игрушки .
Дети : Плюшевые игрушки . (Хором.)
Воспитатель : из каких частей состоит игрушка :
У игрушек есть части .
Например, у куклы, что есть?
Дети : Голова и туловище. На голове - уши, глаза, нос, рот, на туловище - руки, ноги.
Воспитатель : А ладошка нам говорит о том, как можно играть с игрушками . Как можно играть с куклой? Её можно катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать.
Воспитатель : Дети, прежде чем вы начнете рассказывать , давайте немного поиграем, а снеговик посмотрит на нас.
Физминутка :
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть (дети шагают на месте) .
Кукла-куколка, бай-бай,
Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу) .
Флажки за палочки возьму,
Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемыми флажками, затем поднимают их вверх) .
Скачет мячик как живой (прыгают на месте,
Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол) .
Кубик к кубику кладём,
Строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки : правый на левый, затем левый на правый.
Воспитатель : снеговику так понравилось с нами играть. Но мы должны его научить рассказывать об игрушках , давайте еще раз посмотрим на схему и послушайте, как правильно нужно рассказать об игрушке .
(Рассказ воспитателя ) .
Это пирамида. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Она большая. Пирамида сделана из пластмассы, она пластмассовая. Пирамиду можно собирать и разбирать.
Воспитатель : Ребята, кто хочет рассказать об игрушке ?
(рассказы 2-3 ребят )
Воспитатель : Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились . Послушав ваши рассказы , снеговик научился рассказывать об игрушках . Он говорит вам большое спасибо.
(слышен плач)
Воспитатель : Ой! Кто там плачет?
(подходим к нему)
Дети : Зайчик!
Воспитатель : (выслушав зайчика) читает стихотворение :
Зайку бросила хозяйка -
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель : Жалко вам зайку?
Дети : Да, жалко.
Воспитатель : Почему?
Дети : Зайку бросила хозяйка, и он промок под дождём.
Воспитатель : Давайте пожалеем зайчика, погладим его.
А вы будете разбрасывать свои игрушки ?
Дети : нет.
Дети : Расскажите пожалуйста , как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.
Дети : Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками . После игры убирать их на свое место.
Воспитатель : Правильно ребята, игрушки надо беречь .
Итог занятия :
Воспитатель : Дети, давайте вспомним, кто к нам в гости пришёл? С чем он к нам пришёл в гости?
Дети : В гости к нам пришёл снеговик со своими игрушками .
Воспитатель : Что мы сегодня отгадывали?
Дети : Отгадывали загадки об игрушках .
Воспитатель : Дети, что мы сегодня научились составлять ?
Дети : Научились составлять рассказы об игрушках по схеме и научили Снеговика рассказывать об игрушках .
Воспитатель : Дети, Снеговик говорит вам спасибо. Он теперь знает, как нужно рассказывать об игрушках , а после игр он будет убирать игрушки на места , он хочет подарить вам раскраски с игрушками , сходить с вами на прогулку и выслушать рассказы остальных ребят .
Конспект ООД по развитию социально-коммуникативных навыков и речи старших дошкольников "Поможем Незнайке".
Описание: Материал направлен на развитие эмоциональной сферы, социально-коммуникативных навыков, связной речи детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и будет полезен воспитателям и специалистам детских садов.Конспект занятия
В старшей группе
«Перелетные птицы»
Задачи:
1. Закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений. Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.
2. Развивать фонематический слух, быстроту реакции в игре «Улетели птицы».
3. Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
4. Воспитывать любовь к живой природе.
Интеграция образовательных областей: Познавательная, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, речевая.
Ход занятия
Организационный момент. Повторение пройденного материала.
Ребята, послушайте стихотворение (чтение стихотворения Маргариты Ивенсен «Осень»):
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад...
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).
Дети, а сейчас давайте определим признаки осени. Поиграем в игру «Что бывает осенью». Вы мне будете говорить да или нет.
Опадают листья (да)
Тает снег (нет)
Дети загорают у реки (нет)
Люди убирают урожай на полях (да)
Птицы улетают на юг (да)
Введение темы «Перелетные птицы».
Дети присаживаются за столы.
Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Сейчас давайте вспомним перелетных птиц, которых вы знаете.
Дети называют перелетных птиц, воспитатель вывешивает картинки, на которых изображены птицы, на доску. Если дети затрудняются, вывешивать картинки с изображением птиц на доску, а дети называют птиц.
Сегодня на занятии я вам расскажу об еще одной перелетной птице, которая называется стриж.
«Стриж похож на ласточку, но у него крылья значительно крупнее и уже, чем у ласточки, а хвост более шире. Ласточки чаще встречаются в сельской местности, стрижи – в городской. Стрижи не могут ходить по любой поверхности. Могут находиться в непрерывном полете несколько лет! Стрижи в полете добывают пищу, пьют, спят, собирают строительный материал для гнезда.»
Физкультминутка:
Насекомые пропали,
Птицы в лесу заскучали.
Взмахи руками (крыльями).
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать?
Пальцы рук к вискам головы,
покачивание головы вправо – влево.
Вместе собрались,
Стаей назвались.
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Дружно взлетели,
На юг полетели.
Поворачиваются направо, машут руками, бегут по кругу.
Долго летели, устали,
Сели, отдыхали,
Останавливаются, приседают.
Снова взлетели,
Дальше полетели.
Встают, бегут по кругу, машут крыльями.
Вот и южные края,
Долетели мы, друзья!
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите.
Дети останавливаются, расходятся в разные стороны.
Д/игра «Третий лишний» (Дети сидят за столами)
Дети закрывают глаза, воспитатель вывешивает на доску картинки с изображением птиц и т.д.
1.Перелетная птица, зимующая птица, перелетная птица.
2.Перелетная птица, домашняя птица, перелетная птица.
3.Перелетная птица, насекомое, перелетная птица и т.д.
Игра проводится на ковре, дети стоят полукругом или врассыпную….
Д/игра «Улетели птицы…» (Дети выходят на ковер)
Услышав название перелетной птицы, дети должны хлопнуть в ладоши.
1. Улетели птицы: голуби, синицы, цапли, аисты, скворцы, снегири и воробьи.
2. Улетели птицы: кукушки и синицы, ласточки и воробьи, лебеди, стрижи и
цапли.
3. Улетели птицы: дятлы, лебеди, синицы, ласточки, скворцы, стрижи и кукушки и грачи.
Подведение итогов в конце занятия: «Чем занимались сегодня на занятии?»
Добиваться от детей точных ответов (Сегодня на занятии вспоминали перелетных птиц, играли в игру «Третий лишний» и т.д.)
Организация: МАДОУ Леонтьевский д/с «Малинка»
Населенный пункт: Московская область, Ступинский район, д. Леонтьево
Задачи:
Материал: игрушки – заяц, волк, медведь, лиса, колобок, морковки и корзинки: большие и маленькие, геометрические фигуры, набор домашних животных, деревья, печка, соленое тесто, музыкальное сопровождение.
Ход ООД
Организационный момент:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребятки, сегодня к нам на занятие пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Звучит песенка Колобка.
Воспитатель: Ребята, вы слышите песенку? Кто же это поет?
(Колобок).
Воспитатель: Посмотрите, а вот и колобок. А откуда он к нам пришел? Давайте вспомним, что произошло с колобком в сказке.
(Ответы детей.)
Колобок: "Ребята, мне на окошке стало очень скучно и я решил прогуляться, но заблудился. Я очень хочу вернуться домой. Вы поможете мне?"
Воспитатель: Ребята, но впереди нас ждут трудности. Вы не боитесь? Тогда в путь.
Звучит музыка. Дети идут за Колобком.
Основная часть:
Катится колобок, катиться, а на встречу ему кто?
(Заяц)
Заяц: "Колобок, я тебя не съем, ты мне поможешь собрать морковки: большие в большую корзинку, а маленькие в маленькую."
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Покатился наш Колобок дальше и встретил кого?
(Волка)
Волк: "Колобок я тебя не съем, если вы соберете мои цветы, был сильный ветер и все лепестки разлетелись.
Дидактическая игра "Собери цветок"
Воспитатель: Вам нужно собрать цветы такого цвета, как серединка.
(Дети собирают цветы. Воспитатель спрашивает, какого цвета собрали цветы).
Воспитатель: Покатился Колобок дальше, а на встречу ему кто?
(Медведь)
Медведь: "Сделайте со мной зарядку, и я вас отпущу".
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два- прыжок -это заячья зарядка.
А лисята как проснуться, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко раздвинув лапы
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
А кому зарядки мало, начинает все сначала.
Воспитатель: Покатился колобок дальше, а на встречу ему кто?
(Лиса)
Лиса: "Здравствуй, Колобок. Здравствуйте, ребятки. Я очень люблю наряжаться, но все мои платья обносились и порвались, если вы поможете их починить, я вас отпущу»
Воспитатель: Ребята, давайте залатаем лисичке дырки на платьях (предлагает детям пройти за столы)
Дидактическая игра-упражнение «Укрась лисичке платье».
Воспитатель: Посмотрите внимательно каждый на свое платье. Подберите заплатки на дырки.
(Самостоятельное соотнесение детьми предложенных геометрических фигур с контурным изображением «заплат». Педагог подходит к детям, спрашивает у каждого ребенка, какого цвета «заплатку» он поставил, какой она геометрической формы).
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Помогли Колобку уйти от всех животных. Осталось только вернуть его бабушке с дедушкой. Но сначала скажите, каких животных встретил Колобок?
(Зайца, волка, медведя, лису)
Воспитатель: А скажите, пожалуйста, какие это животные: дикие или домашние?
(Дикие)
Воспитатель: Почему вы так думаете?
(Потому что они живут в дикой природе)
Воспитатель: А каких диких животных вы еще знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребятки, вот мы и дошли к домику дедушки и бабушки. Посмотрите-ка во дворе у них сколько животных. Давайте мы их назовем.
(Дети перечисляют животных)
Воспитатель: А теперь скажите, какие это животные? Дикие или домашние?
(Домашние, потому что они живут в доме или рядом с домом человека)
Колобок: "Спасибо, ребята, вы помогли мне вернуться домой".
Воспитатель: Ребята, пока наш Колобок гулял, бабушка поставила тесто чтобы слепить другого колобка. Вот оно уже подошло. Давайте мы поможем налепить ей колобков. Но сначала мы подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные. (Пересчитать пальчики и сжать их в кулачок)
(Дети лепят колобков из соленого теста. Воспитатель ставит их печку.)
Воспитатель: Молодцы, ребятки, пока наши колобки пекутся, скажите, пожалуйста, вам понравилось помогать Колобку? Что вам больше всего понравилось?
А вот и наши колобки испеклись. (Воспитатель достает из печки угощения для детей.) Ну, нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит музыка.
Список литературы:
1. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений. МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014
2. В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва «Вако», 2011
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста. Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.