Некоторые родители жалуются, что всегда веселый и общительный ребенок, вдруг замыкается в себе, не реагирует на приветливость незнакомых людей. Такая ситуация знакома многим. Почему же так происходит? Давайте попытаемся разобраться.
Представьте ситуацию: вы пришли на прием к врачу, доктор пытается разговорить малыша, а он делает вид, что не слышит его. Ребенок прячется, а затем и вовсе начинает плакать. Конечно, такая ситуация вызывает неловкость у родителей и они начинают уговаривать кроху, чтобы он поговорил с доктором, а потом начинают стыдить ребенка за его поведение. Однако это делать категорически нельзя и это самая распространенная ошибка многих мам и пап. Не навязывайте малышу свое мнение, не заставляйте делать то, что он не хочет. Не злитесь и не кричите, поскольку это может только укрепить негативную реакцию . Погладьте малыша, возьмите на руки, скажите ему ободряющие слова. После визита к врачу обязательно поинтересуйтесь у ребенка, почему он так вел себя.
Конечно, хорошо, когда такая ситуация больше не повторяется. Но бывает, что ребенку сложно дается общение с посторонними людьми абсолютно любого возраста. Малыш не желает играть вместе с остальными детьми, часто обижается по пустякам, не стремится к общению . Если вы заметили эти признаки, не игнорируйте их. Возможно, у ребенка проявляется такая черта, как застенчивость. Застенчивость появляется в результате страха, возникающего при взаимодействии с окружающими людьми и остающегося в сознании. Данная особенность проявляется в достаточном раннем возрасте, и если вовремя ее не искоренить, может стать серьезной проблемой в процессе общения. Страх к посторонним людям появляется у детей в возрасте восьми месяцев. Незнакомец, обращаясь к малышу, говорит так же ласково, как и мама. Но такое общение ребенок ассоциирует только с ней, по этой причине данная ситуация вызывает у ребенка чувство недоумения и страх: у него появляются слезы , кроха категорически отказывается идти на руки к таким людям.
Привязанность к матери у малыша постоянно увеличивается и утихает ближе к шести годам. Со временем ребенок понимает, что мама всегда рядом, она не даст его в обиду, поэтому можно быть немного раскованным. Если же страхи не проходят, то специалисты говорят о застенчивости уже, как о черте характера . Застенчивых детей узнать довольно просто: сутулая осанка, опущенный вниз взгляд, скованность во всем теле. Когда их заставляют общаться, они теряются, не могут ответить на элементарные вопросы, хотят побыстрее уйти или убежать, только бы их не трогали. Зажатость и подозрительность не только ограничивают ребенка в общении, но и лишают детских шалостей. Такое поведение должно вызвать у родителей тревогу.
Психологи утверждают, что застенчивость является генетически передаваемой чертой характера: в большинстве случаев у подвижных и общительных родителей дети не страдают этим. И это не удивительно, поскольку в первые годы малыш расценивает и познает мир, подражая своим родителям. Поэтому если вы живете уединенно, то не стоит потом удивляться, что ребенок не очень общителен.
Помимо этого, застенчивость может быть вызвана излишней опекой родственников. Мамы и папы постоянно беспокоятся за кроху, предупреждают появление ситуаций, которые каким-либо образом могут нарушить покой ребенка. Однако это порождает у ребенка чувство незащищенности . А если ребенку постоянно внушают, что у него что-то не получится, то это еще больше выбивает его из колеи. Ребенок перестает к чему-либо стремиться и пробовать свои силы.
Слишком строгое воспитание родителей также может сделать ребенка застенчивым. Ребенок, постоянно живущий по строгим правилам, лишен воли, подавляет свои эмоции, у него появляется неуверенность и пассивность к жизни.
В основном такие дети очень переживают о том, какое же впечатление он производит на окружающих. Ему очень больно слышать критику, любое замечание в его адрес может стать причиной уныния. Ребенок живет с мыслью, что он хуже остальных, поэтому он и боится показать себя с другой стороны. Переживания и такое поведение сковывают его, не давая возможности начать нормальное общение. В итоге ребенок избегает людей .
Особенно ярко застенчивость у ребенка проявляется тогда, когда вокруг него много людей, которые желают с ним пообщаться. Уйти из такой ситуации можно, но не всегда. Когда-нибудь ребенку все равно придется контактировать с людьми. Поэтому сами родители должны быть активными, не стоит закрываться в своем мирке. Знакомьтесь с новыми людьми, приглашайте людей к себе в дом , ходите с малышом в гости в семьи, где тоже есть дети такого же возраста. Чаще бывайте в людных местах, ходите в музеи, на представления.
Приучайте ребенка к самостоятельности , не решайте все за него. Свобода выбора поможет ребенку почувствовать, что его мнение уважают и прислушиваются к нему. Не забывайте чаще хвалить ребенка, ведь у застенчивого малыша очень занижена самооценка. Кроха должен быть уверен в том, что вы любите его таким, каков он есть. Только в этом случае вы сможете избавить ребенка от этой не совсем хорошей черты характера, как застенчивость.
Статья «Застенчивый ребенок» откроет новые аспекты воспитания детей, которые заставят родителей по — другому посмотреть на проблему застенчивости, ознакомит с её основными симптомами и признаками. А также поведает, чем чревата застенчивость у ребенка, и какими способами можно от нее избавиться.
Многие родители встречаются с тем, что когда к ним приходят гости, ребенок быстренько прячется в своей комнате и категорически отказывается выходить к гостям. Лили, например, на утреннике в детском саду малыш отказывается рассказывать стих, который с выражением, без запинок рассказывал дома. Он начинается прятаться за мамой либо папой, пытается вскарабкаться на руки.
Взрослые зачастую очень резко реагируют на подобное поведение. А ребенок в свою очередь замыкается в себе еще больше. Да это и не удивительно, ведь именно в подобных ситуация ваш малыш может получить серьезную психологическую травму, которая откликнется в дальнейшем. Стоит понимать, что практически всем детям дошкольного возраста присуща та или иная степень застенчивости.
Когда ребенок застенчив, он страдает не только психически, но и физически. Малыш начинает себя плохо чувствовать, учащается сердцебиение и пульс, значительно увеличивается потоотделение, даже живот начинает бурлить. Однако данная симптоматика имеет временный характер и наступает в определенных моментах сильных эмоциональных переживаний.
В 15-20% случаев у ребят, страдающих застенчивостью, бывают необъяснимые страхи замкнутого пространства, темноты и одиночества. Они, как правило, скованно, неуверенно себя чувствуют в компании мало знакомых людей, не разговорчивы, замкнуты.
Застенчивого ребенка очень легко можно определить по следующим признакам:
Застенчивость накладывает неизгладимый отпечаток на все аспекты человеческой жизни. Однако, этого можно предотвратить, если вовремя родители вовремя заметят проблему о обратятся за помощью к специалистам.
Психологи с уверенностью утверждают, что к основным причинам появления застенчивости можно отнести генетически заложенные и общие.
1. Застенчивость матери
Проведя ряд исследований и экспериментов, психологи пришли к выводу, что в период с 18-до 24 месяцев застенчивость ребенка напрямую зависит от застенчивости мамы, ее скрытности и замкнутости.
2. Интровертность
Все люди изначально делятся на 2 типа: те, для которых самые важные события в жизни внешние (окружающие люди, чужое мнение и т. д) и те, для которых основа всего – внутренний мир, внутренние переживания. Это заложено у каждого из нас от природы. Так вот, именно те, кто на первое место ставит внутренний мир – наиболее склонны к застенчивости.
3. Биологически заложенная чувствительная нервная система
Да, ведь именно она, чувствительная нервная система, способствует тому, что человек избегает конфликтов, ситуаций, которые представляют опасность для жизни. Такие дети не общительны, не многословны и замкнуты в себе.
1. Чрезмерная родительская любовь и забота
Зачастую родители пытаются всегда и везде защитить, уберечь своего ребенка. В результате чего ребенок становится неуверенным в себе, своих силах – становится застенчивым.
2. Разные взгляды на воспитание у родителей
Как правило, это происходит так: папа, например, считает, что за определенный поступок либо поведение следует поощрить ребенка, а для мамы такое поведение неприемлемое и она начинает ругать малыша. В итоге – ваше чадо начинает путаться, исчезает чувство безопасности, он не знает какого поведения ему придерживается, и это способствует тому, что ребенок становится замкнутым.
3. Полное отсутствие родительской поддержки
Вероятнее всего, без активного участия родителей в жизни ребенка, без советов, поддержки, теплоты и любви у него будет развиваться застенчивость. Малышу важно знать, что его любят, понимают и поддерживают.
4. Критика и непонимание со стороны сверстников
Не все дети могут найти общий язык за короткие сроки с новым коллективом. Именно в этот период, как показывает практика, наиболее ярко проявляется застенчивость – в период прихода в новый незнакомый коллектив (детский сад, школа). Ребята очень близко к сердцу воспринимают критику сверстников. Начинают чувствовать себя некомфортно, стесняются. Старайтесь, как можно беседовать со свои чадом, объясняйте ему как нужно себя вести.
Далеко не каждый ребенок чувствует, какой либо дискомфорт из-за своей застенчивости. Однако, для некоторых малышей это может стать серьезной проблемой, которая будет его спутницей на протяжении всей дальнейшей жизни. Следует отметить, что иногда застенчивость может быть всего лишь возрастной особенностью в периоде становления личности и со временем проходит сама по себе.
Застенчивых ребят, как утверждают психологи, преследует чувство, что весь окружающий мир следит за ним постоянно. Зачастую это чувство возникает из-за низкой самооценки, которая свойственна всем застенчивым и стеснительным людям. Они зациклены на внутреннем мире, постоянно переживают как к тем или иных поступкам либо действиям отнесутся окружающие.
Застенчивые ребята очень плохо переносят критику в свой адрес, остро переносят возникшие препятствия и болезненно терпят поражения.
Застенчивость способствует тому, что ребенок становится замкнутым, малообщительным, неуверенным в своих силах. Все это заставляет их держаться ежеминутно в напряжении, а это в свою очередь влияет на нервную систему, настроение, общее самочувствие.
Со временем негативные эмоции, словно снежный ком, накапливаются и могут даже влиять на поведении ребенка. Ребята, страдающие застенчивостью, расходуют свою энергию на самоедство и какие – либо переживания вместо того, чтобы направлять ее на свое развитие.
В детском саду, в школе, застенчивым деткам в миллион раз сложнее, чем своим сверстникам, у которых нет данной проблемы. Именно из –за того, что они просто не умеют либо боятся идти на контакт с другими детьми, застенчивые дети страдают одиночеством, они даже могут конфликтовать с более активными детьми. Они не участвуют в жизни коллектива, не выступают на мероприятиях, что приводит их к полной изоляции в обществе.
Как правило, застенчивый ребенок считает себя не таким красивым, умным, ловким, смелым как другой ребенок. Это также откладывает отпечаток на психике ребенка.
Как показывает практика, стеснительные люди практически всегда осознано лишают себя положительных переживаний, радостных эмоций – не участвуют в развлекательных мероприятиях, не посещают какие-либо дополнительные занятия, к которым проявляют сильный интерес. И основная причина этого – просто стеснение, боязнь быть непонятым.
Например, маленькая девочка часами может танцевать дома, однако идти в танцевальный кружок боится, так как не хочет показаться не ловкой либо не умелой – в конечном итоге она не говорит родителям о своей мечте и не развивается дальше в нужном направлении.
Основной проблемой стеснительных ребят есть то, что они непроизвольно подчиняются чужой воли, чужому мнению, при этом игнорируя свое, считая изначально его не правильным. Такими детьми очень легко манипулировать.
Зачастую они могут попасть под плохое влияние более сильных морально детей. Очень часто если ребенок выбрал подобное правило поведение в детстве – уже во взрослой сознательной жизни оно не сильно будет отличаться. Он просто не будет уметь самостоятельно принимать решения, делать определенный выбор. И это будет касаться всех жизненных аспектов жизни.
Детские психологи делают акцент на таком аспекте: негативные эмоции, неудовлетворенность собой, которые накапливаются годами, может неожиданно выплеснуться в виде агрессивного поведения или насилия.
Если у жизнерадостных и активных детей злость может возникнуть в результате незнания как правильно контролировать свои чувства, то у стеснительных детей наоборот — способность четко и всегда контролировать свои эмоции – основная причина агрессивного поведения. К сожалению, известно очень много случаев, когда именно тихие, необщительные и скромные дети, а зачастую даже подростки, совершают крайне жестокие и необъяснимые преступления.
Если вы заметили хоть малые признаки застенчивости у своего чада, не откладывайте на потом, постарайтесь моментально отреагировать на ситуацию, приложите максимум усилий, для того, чтобы предотвратить грядущие сложности. Существуют ряд не сложных, но в тоже время очень действенных и эффективных методов профилактики застенчивости у детей.
1. Понаблюдайте некоторое время за ребенком. Обратите внимание, доставляет ли ему застенчивость какие-либо неудобства или дискомфорт.
Предоставьте малышу немного свободы, самостоятельности. Разрешите ему самому принимать решения, если видите, что у него с этим проблемы. Можете его немного подтолкнуть, но не решайте их сами.
2. Постарайтесь понять своего ребенка, найдите причину застенчивости и, по возможности, устраните ее.
Проводите как можно больше времени со своим чадом, разговаривайте с ним, выясните, что с ним происходит. Возможно причина стеснения – напряжение в общение со сверстниками, либо проблема зарыта намного глубже. Помогите найти ребенку себя – предложите пойти на спортивную либо танцевальную секцию, помогите ему построить отношения с друзьями, хвалите, наконец, его, говорите о его уникальности и неповторимости. Если ребенок будет чувствовать поддержку и любовь родителей – 90%, что ситуация изменит в лучшую сторону.
3. Наберитесь терпения – борьба с застенчивостью займет ни один день.
Не торопите события, дайте малышу привыкнуть к новому коллективу либо к каким –то изменениям в его жизни. Если видите, что ребенок вроде бы и хочет поиграть с незнакомыми детками, но боится подойти и заговорить с ними – не давите на него, пусть немного свыкнется, понаблюдает. И только через некоторое время, если он не подошел сам, попробуйте в виде игры предложить ему это сделать, подтолкните его немного.
4. Не показывайте ребенку своим поведением, что озабочены проблемой, которая его касается.
Помните, что ваши сильные эмоции, переживания, беспокойства – 100% передадутся вашим детям и это может усугубить ситуацию, добавит ему лишних волнений и негатива. Просто общайтесь со своими детками, приводите различные жизненные примеры из личного опыта – ребенок должен знать, что он такой не один.
Помните, что нет в жизни ситуаций, из которых нет выхода. Будущая жизнь ребенка полностью зависит от родителей, от их поведения, воспитания, от их участия в жизни малыша.
Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении с взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности. Проанализировав содержание понятия «застенчивость» , можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.
В отечественной и зарубежной психологии вопросам личностного развития ребенка всегда уделялось и поныне уделяется большое внимание. А личность, как известно, формируется и в общении. Ребенок находится в состоянии постоянного взаимодействия с миром. Он строит свои отношения с окружающими людьми, узнает от них что- то новое, подражает им, общается с ними. От умения найти контакт не только взрослыми, но и сверстниками, выстроить межличностные отношения зависит уровень комфортности и или, напротив, некомфортности существования ребенка в постоянно меняющемся мире.
Застенчивость же является одной из самых сложных и самых распространенных проблем межличностных отношений, что, естественно, накладывает отпечаток на развитие личности. По мнению исследователей - Ф. Зимбардр, Л. Н. Галигузова, М. И. Лисина. Занимающихся изучением феномена застенчивости, застенчивые люди испытывают много проблем в сфере общения: им трудно познакомится, нелегко выразить свое мнение, они испытывают отрицательные эмоции в ходе общения, излишне сдержанны, не умеют показать себя, плохо «соображают» в присутствии других людей, чрезмерно сосредоточенны на себе.
Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте с взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированы на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.
Отношения с другими людьми наиболее интенсивно развиваются именно в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того как сложатся отношения в группе детского сада во многом зависит и последующий путь его личностного и социального развития, а значит его дальнейшая судьба.
Как помочь детям преодолеть застенчивость или смягчить ее проявления? Можно ли чрезмерно застенчивых ребят привлечь к коллективной деятельности сверстников, к увлекательным играм? Как это сделать?
Помочь ребенку справиться с нежелательными проявлениями, сковывающими его поведение, могут только взрослые. Следует сказать, что эта работа требует осторожности, тактичности, и конечно времени. Очень важно проявить доверие и уважение к малышу, вселить в него уверенность в собственные силы.
Такого ребенка необходимо чаще привлекать к выполнению различных поручений. Часто малыш отказывается от поручений не потому, что не желает выполнять, а потому что стесняется, например, сходить, спросить, узнать, отнести, попросить и пр. В этом случае застенчивого ребенка необходимо приобщить к какому-либо из доброжелательных сверстников или взрослых. Таким образом, поручения дети выполняют вдвоем, но при этом застенчивый ребенок непременно испытывает радость от выполнения поручения. Застенчивый ребенок в паре с партнером в игровой, бытовой, трудовой деятельности как бы заимствует способы общения у напарника, меньше робеет и стесняется, нежели в большой группе общения.
Действенным приемом приобщения застенчивого ребенка к коллективным занятиям является включение их в совместную деятельность с младшими детьми. Маленькие дети рады тому вниманию, которое проявляют к ним старшие дети.
Застенчивый ребенок, старший по возрасту, выступает в роли покровителей, и это сказывается благоприятно на осознании им своего «я» . Оказывается в положении старшего, обучающего и помогающего, застенчивый ребенок, не только с желанием заботиться о младшем, но и получает удовлетворение от общения с малышом, но и проявляет многие коммуникативные умения - он может начать разговор, игру, предложит заняться чем-либо, которых в общении со сверстниками он проявлять не может.
Таким образом, главный принцип, которого следует придерживаться в работе с застенчивыми детьми – это изменение позиции в отношении к окружающим, включение его в систему положительных отношений в группе.
Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности. Проанализировав содержание понятия «застенчивость», можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста: замкнутость, страх, повышенная тревожность, склонность к молчанию, избирательность в контактах с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.
Содержанием взаимодействия педагога с родителями застенчивых детей является забота о развитии воспитанника, его самочувствии, состоянии души, физическом и психическом здоровье, успешности деятельности, статусного положения ребенка в группе сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах его развития, особенностях характера и учета их в общении с ребенком, в итоге, о счастье подрастающей личности.
Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно, предпочитают спокойные игры, часто в одиночку. Застенчивые дети (в основном девочки) неохотно вступают в контакт, стесняются, в контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли либо вообще не принимают участие. Проявляют чувствительность к оценкам любого рода, скованность в движениях, обычно сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Застенчивые дети редко делают что-либо недозволенное, стеснительны, не проявляют инициативу, постоянно ориентированны на оценку своих действий. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации, редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников.
К сожалению, многие воспитатели не учитывают индивидуального подхода в работе с такими детьми. Общаясь с детьми, воспитатели практически не используют педагогические принципы работы с застенчивыми детьми: проявление безусловной любви; педагогической поддержки; апелляции к достоинству; опоры на положительное в ребенке; уважения личности застенчивого ребенка и др.
Воспитатель не создает детям ситуации успеха как основы личностного развития застенчивого ребенка, практически не использует ни одного приема по организации успешной деятельности ребенка. Если у ребенка что-то не получается, чаще всего воспитатель доделывает это за него или показывает, как нужно сделать. Оценка результатов продуктивной деятельности детей не всегда проводится профессионально. Чаще воспитатель отмечает, например, красивые рисунки или работы детей, хвалит их, нередко оставляя без внимания работы застенчивых детей. Нередко можно услышать сравнительные оценки, что хорошо удалось выполнить, а что – плохо и если ребенок в следующий раз постарается, то получится лучше. Нередко это еще больше усугубляет положение застенчивого ребенка в группе детей.
В мире не обойтись без общения. Нужно выстраивать отношения, порой заявлять о себе и спорить. Сложно делать это, когда ты, общаясь с другими, испытываешь чувство неловкости, скованности, страх начать или поддержать беседу, а еще воспринимаешь себя как объект для обсуждения со стороны окружающих. Все это испытывает застенчивый ребенок, который потом имеет все шансы стать несчастным взрослым.
Изменить ситуацию к лучшему можно в детстве, когда родители замечают «тревожные звоночки»: малыш всегда предпочитает уединение играм со сверстниками, впадает в ступор, если надо прочитать четверостишие на утреннике в саду, прячется за спину мамы или бабушки по любому поводу. И если навыки общения не сформировать вовремя, с возрастом побороть застенчивость становится все труднее. Ребенок замыкается в себе. А мама и папа, желая ему помочь, нередко усугубляют ситуацию.
Родители чаще всего занимают одну из двух крайних позиций:
1. Стремятся всеми силами переделать застенчивого ребенка. Отдают в театральную студию, заставляют вставать на табуретку перед гостями – петь песни и читать стихи и т. д. Иначе говоря, делают все, чтобы ребенок попал в ситуацию, в которой он оказываться не хочет, и одним махом справился со своей застенчивостью. На самом же деле родители создают много ненужного напряжения. У малыша, кроме прочих переживаний, начинает формироваться чувство вины (что не оправдал родительских ожиданий) или страха (ведь угроза наказания тоже страшит).
2. Бездействуют и закрывают глаза на проблему застенчивости. Здесь чаще всего родители исходят из своих корыстных интересов. В психологии есть такое понятие – «вторичная выгода» (допустим, человеку его эмоциональное состояние или даже болезнь приносит какую-то пользу, о которой он сам может и не догадываться). И «вторичная выгода» застенчивости – это «удобный» для родителей ребенок. Некоторые воспринимают стеснительность ребенка просто как некую черту характера и не стремятся как-то изменить ситуацию к лучшему. Они полагают, что у ребенка никакой проблемы нет. Он не шумит, не бегает, никуда не лезет, сидит себе тихонько и молчит. Но между понятиями «удобный» малыш и «счастливый» поставить знак равенства нельзя. Наивно полагать, что застенчивый ребенок вырастет и лет в 15, 20, а то и в 30 скажет: ну все, мне надоело быть застенчивым, больше не буду стесняться. «Спуская на тормозах» ситуацию, родители лишают сына или дочь дальнейшей успешной жизни.
Искать золотую середину. Поддерживать застенчивого ребенка, учитывая особенности и причины застенчивости ребенка, оказывать ту поддержку, в которой он нуждается, и помочь ему быть счастливым.
Чтобы успешно справиться с детской застенчивостью, нужно для начала определить ее причину.
Бывает, что ребенок стесняется чужих людей в силу возрастных особенностей. Например, в 6–9 месяцев, и иногда до 1,5 лет, малыш уже не пойдет так просто к чужим людям. Для крохи в этот момент любой непривычный человек – источник опасности. Так срабатывает инстинкт самосохранения крохи. Это этап развития, и бороться с ним не нужно.
Что делать?
Просто пережить этот период. Относиться с уважением к тому, что ребенок так себя ведет, поддерживать его словами и действиями – быть рядом тогда, когда в комнате много чужих людей и малыш боится.
Так часто бывает, если ребенок долгое время рос в семье, в которой общался преимущественно только с папой, мамой, бабушкой или няней и парочкой знакомых детей. К примеру, если он жил далеко от игровых площадок. А бывает так, что до детского сада ребенок в принципе мало общался с детьми, потому что мама или бабушка его от этого всячески оберегали. Если еще и , то проблемы с общением весьма вероятны. Ведь оно может оказаться стрессом. А одной из реакций на стресс является застенчивость ребенка и нежелание идти на контакт.
Что делать?
Учить ребенка общаться с другими детьми. Искать возможности, когда малыш будет сам решать, в меру своих сил, возникающие конфликты, налаживать отношения. Разумеется, и самим родителям нужно быть примером для ребенка, показывать, как это – дружить, общаться, ходить в гости. Помогите ребенку подобрать игры, которые смогут заинтересовать его потенциальных друзей.
Попадая в незнакомое место, люди с разной скоростью в нем адаптируются: кому-то нужно 2–3 недели, кому-то хватит и пары часов. У детей все так же. Оказавшись в незнакомой обстановке, ребенок нуждается в некотором времени, чтобы освоиться в ней и начать знакомиться с другими детьми.
Что делать?
Здесь важно давать ребенку столько времени, сколько ему понадобится. Не торопите его и не бросайте одного. Просто будьте рядом и, если нужно, держите за руку. Полезно заранее проговорить с малышом, куда вы пойдете, что там будет происходить – праздник ли это в детском центре, или встреча с друзьями. Пообещайте, что если малышу не понравится, вы сразу же уйдете (и, если так случится, сдержите свое слово). Лишним будет чересчур расхваливать то место, куда вы идете. Разочаровав ребенка однажды, восстановить его доверие будет сложнее.
Ребенок считает, что он самый плохой и некрасивый и никто не будет с ним играть, поэтому и не стремится к установлению контактов. Как правило, причина в таком отношении к себе идет от родителей, которые осознанно или нет, но внушают ребенку подобные мысли. Бывает, что здесь же имеют место и педагогические ошибки, когда внимание малыша слишком часто акцентируется на промахах, а не на достижениях. Игнорирование ребенка, когда предпочтение в саду или дома отдается другим детям, приводит к тому, что малыш перестает принимать активное участие в коллективных делах, боится лишний раз ответить, дабы не навлекать на себя гнев родителей и педагога. Все это выглядит как .
Что делать?
Менять свое отношение к ребенку. Для этого сначала надо признать тот факт, что малышом вы разочарованы, что он не такой, как вам хотелось. Затем нужно начать отслеживать, когда вы ребенка или игнорируете, или слишком ругаете, и поступать наоборот: повышать его самооценку, чаще хваля не только за какие-то заслуги, но и просто так, целовать и обнимать. Обращать внимание на те его действия, которые привели к результату (раскрасил рисунок, достроил гараж из конструктора, научился кататься на велосипеде), не забывая хвалить и те усилия, которые ребенок на это потратил.
Считается, что стеснительные сангвиники и холерики встречаются реже, чем робкие флегматики и меланхолики. Если ребенок больше экстраверт, то есть как бы обращен к окружающему внешнему миру, то он, скорее, будет активным и коммуникабельным. А если малыш интроверт и больше ориентирован на свой внутренний мир, то шумные компании, долгое общение со сверстниками ему вообще могут быть неинтересны. Ему и так хорошо.
Что делать?
Разобраться, какой темперамент у вашего ребенка, что им движет во время общения (или не общения) с другими людьми, и осознать его особенности. Можно обратиться за помощью к психологу, который объяснит, что в поведении малыша можно скорректировать, а что нет. Научит, как это сделать, и поможет вам справиться с принятием ситуации.
Каким бы ни был ваш ребенок – озорным непоседой или тихим молчуном, он всегда в вас нуждается. И чем ему труднее, тем сильнее вы ему нужны. Будьте рядом!
«У нас с Богданом много общего. Он такой же общительный. Еще я в детстве много плакал. Мне достаточно было услышать от мамы: «Все дети как дети, а ты…» У меня сразу слезы. И Боня ранимый. Стоит ему строго сказать: «Богдан, иди сюда», он подходит, и я вижу, что у него губа уже дрожит. Я сразу начинаю его успокаивать, потому что помню себя в возрасте сына и не пытаюсь переломить его ».
«Поля не застенчива совсем. Она вообще от нас с мужем многое взяла. Правда, когда вредничает, Алексей говорит, что на меня похожа. Она не покладистая, но мне нравится ее характер. Люблю, когда в детях живет чертенок! В Полине он точно есть! Не знаешь порой, чего от нее ожидать. Озорная! Особенно с бабушками, с которыми она сегодня проводит больше времени, чем с нами».
Не надо навешивать ярлыки. Родители не должны лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: »), словно извиняясь за него. Равно как не следует и принижать – намеренно или нет – его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»). Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»). Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.