Комплексное занятие по рисованию старшей группе. Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группе "Путешествие по разноцветной стране" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему

Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе по ознакомлению с окружающим и рисованию на тему:" Поможем котёнку".

Описание: данный материал предназначен для воспитателей младших групп.
цель: закреплять знания детей о котах,как о домашних животных
задачи:
образовательные:
Продолжать учить рисовать способом тычка жёсткой кистью по контуру и внутри него.
Упражнять в употреблении в речи и. сущ. в форме ед. и мн. числа, обозначающих домашних животных и их детёнышей.
Закреплять понимание обобщающих слов: домашние животные.
Уточнить представления детей о внешнем виде кота, его повадках.
Закреплять представления детей о цвете, величине.
развивающие:
Развивать внимание, память, движение руки.
воспитывающие:
Прививать чувство доброты, желание помогать.
Воспитывать аккуратность в работе с красками.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие.Речевое развитие.художественно - эстетическое развитие.
Словарная работа: домашние животные, кошка, котёнок, лакает, коготки.
Предварительная работа: дидактическая игра “Чьи детки?”, словесная игра “Назови детёныша”, рассматривание иллюстраций на тему “Кошка с котятами”п/игра “Васька кот”, чтение рассказа Сутеевой “Три котёнка”, потешки “Как у нашего кота…”, наблюдение за котом во время прогулки.
Материалы: игрушки: кошка с котёнком; клубочки разных цветов и разной величины; 1/2 альбомного листа, жёсткая подставка, непроливайки, гуашь: серая, коричневая, оранжевая.

Организация и методика проведения НОД:

воспитатель : Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся
(дети здороваются)
воспитатель: у нас есть ещё один гость, а кто это вы догадаетесь, когда отгадаете загадку.
Мохнатенький, усатенький, молочко пьёт, песенки поёт. Кто это?
дети: (киска, котик)
воспитатель: (Показывает игрушку) ребята, это кошка. Повторите.
(дети повторяют)
воспитатель: Посмотрите какая кошка? Какая шерсть? Какого цвета? Что есть у кошки? Какой хвост? Длинный или короткий?
(ответы детей)
воспитатель: Кошка пушистая, мохнатая, шёрстка серая, длинная, густая, мягкая (потрогайте), хвост пушистый, длинный; есть ушки, усы. (гладят кошку)
Что любит кошка? Кошка лакает молочко. Повторите. Как лакает? (Повторяют и отвечают, как лакает)
Как кошка песенку поёт?
дети: мяу
воспитатель: А когда кошка напьётся молочка довольная, глазки прищурит, как мурлычет?
дети: мур-мур
воспитатель: Когда кошка идёт - её не слышно, она прячет коготки и идёт очень осторожно. Покажите, как ходит кошка (выполняют)
Как вы думаете, где живёт кошка (ответы детей)
Она живёт дома, значит это какое животное?
дети: Домашнее
воспитатель: Как зовут детёныша кошки? А если их много? Повторите (Дети отвечают)
Ребята, мне кажется наша кошка грустная, не мурлыкает, не играет. Что же случилось? (кошка шепчет на ушко)
воспитатель: Это кошка – мама. Она потеряла своего котёнка и простит помочь его найти. Поможем?(дети соглашаются)
(дети вместе с воспитателем ищут котёнка)
воспитатель: Поищем, посмотрим здесь, не спрятался ли под столом, под кукольной кроваткой. Нигде нет. (не находят)
А здесь посмотрите какой беспорядок, кто-то разбросал клубочки. Уж не котёнок ли здесь поиграл? Котята любят играть клубочками.
Посмотрите какие клубочки разные, какого цвета? Величины?
(ответы детей)
Давайте соберём клубочки и расскажем про них.
(Собирают.Берут по одному клубочку)
воспитатель: Я взяла клубочек красный, он маленький. Саша, у тебя какой? (опрашиваю всех детей)
Хорошо, клубочки собрали, но котёнка ещё не нашли.
(котёнок мяукает-дети находят котёнка)
воспитатель: Кто это? (котёнок)
Ай-ай-ай, почему ты убежал от мамы кошки? (котёнок "шепчет" на ушко воспитателю)
Ребята, котёнок говорит, что ему очень грустно,. Побежал искать друзей и заблудился.
Хотите помочь котёнку? (да)
А как мы поможем ему? (ответы)
воспитатель: Давайте сейчас мы нарисуем ему друзей – котят. Проходите за столы, у нас как раз всё готово для рисования.
Шёрстку котёнка будем рисовать жёсткой кистью.
Посмотрите на краску. Какого цвета? (ответы)
Наши котята будут разные, у кого-то серый, у кого-то рыжий. Рыжего котёнка надо какой краской рисовать? (оранжевая)
Давайте пальчиками обведём котёнка по контуру (обводят контур.Уточняем, где глаза, нос, усы)
Предлагаю взять кисть (напоминаю как) и без краски делать тычки по контуру (выполняют)
Теперь набираем краску и рисуем по контуру, затем внутри. (выполняют)
Положите кисточки. Немного отдохнём и разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Долго долго рисовали
Наши пальчики устали
Пусть немножко отдохнут
И снова рисовать начнут.
(повтор 2 раза. Руки сцепляют в замок, вращают и встряхивают кисти рук, поглаживают каждый пальчик)
воспитатель: посмотрите на своих котят,чего не хватает?Где будем рисовать глаза усы нос?
Берём мягкую кисть и рисуем.(напоминаю как надо взять кисть)
(раскладываю рисунки)
воспитатель: Посмотрите на рисунки. Кого мы нарисовали? Карина, кого ты нарисовала? Какого он цвета? Какой пушистый котёнок получился. (спрашивает нескольких детей)
Как много котят мы нарисовали. Повторите, много кого? (котят)
Как зовут маму котят?(Кошка)
Где они живут? (дома)
Какие это животные? (домашние)
Ребята, котёнок говорит, что ваши котята ему очень понравились, он очень рад, что теперь и у него есть друзья. ИМ будет весело играть друг с другом.
Вспомните, кому мы помогли? Как помогли? Что ещё делали?
Ребята, кошка с котёнком вас благодарят за помощь. Они хотят остаться у вас в группе погостить и с вами поиграть.

Практическая часть к конспекту:


контурное изображение котёнка.


Дети сначала делают тычки жёсткой кистью по всему контуру.


Потом внутри контура по всему рисунку.


Вот такие котята пока ещё без глаз.Пока краска сохнет -пальчиковая гимнастика.


Рисуют концом мягкой кисти: глаза, нос, усы.

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений и ИЗО в средней группе.

Воспитатель : Дмитриева Ксения Владимировна

Дошкольная группа : средняя группа /дети пятого года жизни/

Тип занятия: интегрированное

Тема : Прогулка в зимний лес.

Цель : Выявить у детей умение применять в специально созданных условиях знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях по усвоению программного материала.

Задачи:

ИЗО:

  • Закреплять навык рисования с использованием нетрадиционной техники (кляксография с раздуванием кляксы через трубочку, оттиск смятой бумагой). Продолжать формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику. Закреплять умения правильно сжимать бумагу, набирать краску и оставлять оттиск. Продолжать развивать зрительное восприятие детей, воображение . Учить видеть положительные результаты своего труда.

Развитие речи:

Закреплять умение внимательно слушать звучащую речь, адекватно реагировать на заданные вопросы, участвовать в беседе. Развивать у детей интерес к художественному слову (стихи). упражнять в подборе прилагательных и существительных, согласуя их в роде, числе и падеже. Обогащать словарь детей словами: ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА,ГАЛЕРЕЯ.

Ознакомление с окружающим миром:

Расширять, уточнять знания детей о зимних явлениях природы (обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы).Формировать основы экологической культуры, приучать детей бережно относиться к объектам природы. Способствовать воспитанию доброты, отзывчивости, желания помогать окружающим.

Методы и приёмы: создание игровой обстановки, беседы с детьми, вопросы детям, художественное слово, музыкальное сопровождение, пальчиковая гимнастика , рисование, сюрпризный момент , отгадывание загадок, анализ работы, поощрение детей.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: рассказ В. Бианки « Синичкин календарь », стихотворений о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, разучивание песен, подвижные игры, наблюдения на прогулках, дидактические игры.

Материалы и оборудование : Оформление центральной стены: макеты деревьев (музыкальное произведение Антонио Вивальди «Времена года» «Декабрь» «Январь». иллюстрации с зимним пейзажем, мольберт, разведённая гуашь (голубая, черная), трубочки для коктейля,бумажные тампоны по количеству детей (на подносе, тазик для использованных тампонов, влажные салфетки для рук) . Колпачки по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

(Звучит музыка П.Чайковского "Январь" "Времена года ", дети заходят в зал)

Воспитатель : Ребята,заходите в зал... Посмотрите сколько гостей сегодня у нас. Давайте поздороваемся с ними. Друзья мои, вы слышите,какая красивая музыка играет в нашем зале, и перед нами замечательные картины. Давайте рассмотрим их. (Дети на фоне музыки рассматривают стенд с картинами). Сегодня мы с вами попали в галерею. Галерея - это то место где размещаются произведения живописи и скульптуры. Давайте повторим это слово и запомним. ......

Посмотрите на эти картины и скажите, что общего в них?

Ответы детей (на всех этих картинах изображена Зима.)

Вы очень внимательные, и правильно заметили, что на картинах изображено красивое время года - Зима. А какие признаки зимы вы знаете?(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы . вы так много знаете о зиме... Зима - она так красива! Это почти волшебное время года. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о волшебстве, вы знаете, кто такие волшебники? (предположения детей)

Воспитатель: Скажите, а вам, самим хотелось бы стать волшебниками, хоть ненадолго? (ответы детей)

Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам надеть эти волшебные колпачки и отправиться со мной в увлекательное путешествие! В зимний лес. Вы согласны? (ответы детей)

(Звучит волшебная музыка, дети надевают колпачки)

Воспитатель: А как мы туда попадем, вы узнаете, если загадку отгадаете.

Белые звездочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали . (ответы детей)

Воспитатель: Верно, это снежинки. И попадем мы с вами в волшебный лес, превратившись в снежинок. Давайте скажем волшебные слова : « Вокруг себя повернись и в снежинку превратись! » (звучит музыка А. Вивальди " Зима")

Полетели снежинки над полями, над домами, над высокими лесами……(дети кружатся под музыку) и опустились в Волшебном лесу. Ребята, посмотрите какая полянка....Ой пеньков много,а вот деревьев в этом лесу что то маловато.....

(Звучит музыка А. Вивальди " Зима " и в группу заходит Снеговик)

Снеговик : Здравствуйте мои друзья. Я вижу, сегодня вы настоящие волшебники. Поэтому вы сможете помочь мне, и жителям этого леса. В нашем лесу осталось слишком мало деревьев. Зайчикам трусишкам стало негде прятаться от хитрых лис и злых волков. Красавцу лосю стало меньше коры для зимнего угощения.Да и белочкам веселушкам негде жить.

А вы уже догадались что случилось с нашим лесом?

(Ответы детей: деревья срубили люди, деревья сгорели от костра...и т.д.)

Снеговик: Вы правильно все поняли.Некоторые деревья погибли от того, что их срубили, а другие сгорели в пожаре от непотушенного костра. Скажите, хорошо ли поступили те люди которые сделали это?(Ответы детей)

Воспитатель: А как бы поступили вы? (Ответы детей)

Снеговик: Вы ребята молодцы! И наверное знаете какую пользу приносит лес для человека? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребятки, а как же мы сможем помочь снеговику?

(Ответы детей)

Снеговик: Правильно ребята, вы нарисуете деревья. И так как вы сегодня волшебники, нарисованные деревья оживут и превратятся в настоящие. Наш лес станет большой и красивый. А животные леса будут очень благодарны вам. Проходите вооон на ту лесную полянку, от деревьев там осталось много пеньков, и вы сможете сесть.

(Дети проходят к рабочему месту.)

Снеговик: Вот, у меня есть коричневая краска для деревьев, и голубая -для снега.

Воспитатель: Ребята, а что же нам делать, ведь кисточки мы с собой не взяли?

Ответы детей (Можно раздуть краску трубочкой)

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы вспомнили такую технику рисования как раздувание краски воздухом при помощи трубочки.

Воспитатель: Но прежде чем рисовать я предлагаю вам погреться.

Ручки в кулачки сожмем,

И немножко подождем.

На ладошки, мы подуем

Все снежинки, мы с них сдуем.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются,

Губки улыбаются!

Воспитатель: Ну что, согрелись? А теперь, мои волшебники, давайте приступать к работе. Кляксу от краски мы будем раздувать снизу вверх. Изображая ствол и ветви. Снеговик, где твоя краска?

(Дети под музыку П.И. Чайковского " Январь" раздувают краску придавая кляксе форму дерева)

Снеговик : Какие красивые деревья у вас получились. Но чтоб они не замерзли от зимних морозов, нужно укрыть их снегом.

Воспитатель: Хорошо, но прежде нам нужно немного погреться, ведь даже волшебники могут замерзнуть в зимнем лесу. Да и ты Снеговик погрейся вместе с нами.

(Дети выходят на середину для проведения динамичной паузы)

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь:

Тише, тише - не шуметь!

Воспитатель: Ну что, согрелись? Теперь давайте продолжим свое волшебство.

(Дети садятся за свои рабочие места) .

Воспитатель: Ребята, расскажите мне о снеге, какой он?(ответы детей : легкий , пушистый, мягкий и т.д.) Правильно, поэтому снег на наших деревьях я предлагаю нарисовать оттиском мятой бумаги. Посмотрите как я это сделаю. Я сомну в руке листочек бумаги, окуну его в тарелочку с краской, и начинаю пропечатывать снег на веточках наших деревьев.(Технику показываю на рядом стоящем мальберте,на заранее подготовленном образце рисунка с деревом). Давайте попробуем сделать это вместе со мной.

(Дети рисуют снег оттиском мятой бумаги под музыку П.И. Чайковского " Январь" )

Снеговик :Ой, какие красивые у вас получились деревья. Вы настоящие волшебники. Я посажу их в своем лесу, и они превратятся в настоящие деревья. И наш лес станет красивым и принесет много пользы для людей и животных. Спасибо вам ребята!

(Детские работы вывешиваются на стенд)

Воспитатель: Ребята а нам пора возвращаться в детский сад. Давайте все закроем глазки и скажем волшебные слова:

« Покружитесь, покрутитесь и в детский сад вернитесь »

(звучит музыка, дети снимают колпачки)

Воспитатель: Вот мы и вернулись из удивительного путешествия. Ребята понравилось вам путешествие?..... Где мы успели побывать сегодня?.... Кому помогали?....... А почему сумели это сделать?

(Ответы детей) (Потому что мы вспомнили как рисовать дерево без кисточки а с помощью трубочки и научились рисовать мятой бумагой)


В средней группе.

Материалы и оборудование:

Письмо, ковер-самолет, сундучок, геометрические фигуры, бусы, экран (заранее подготовленная съемка с медведем и Бабой Ягой)

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок

Программные задачи

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей образное мышление, восприятие, фантазию, художественно-эстетический вкус, цветовосприятие и творческие способности, доброе отношение ко всему окружающему миру.
  • Развивать чувство уверенности в себе, способствовать формированию положительных эмоций.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к природе, интерес к занятию.

Обучающие задачи:

  • Научить работать в нетрадиционной технике рисования: бусами
  • Закрепить умение располагать предметы в пространстве
  • Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение.

Ход занятия

Под спокойную музыку дети входят в зал.

Восп.: Доброе утро ребята!

Все поймали?

И всем Вам я желаю здоровья

(стук в дверь, заходит почтальон с письмом и отдает письмо воспитателю)

Восп. Ребята, мы получили письмо, сейчас узнаю от кого оно (читает письмо)

Дорогие дети, горе у меня, несчастье!!! Приходите ко мне и помогите мне!! А чтобы вы не заблудились, я еще и ковер-самолет отправила, правда он совсем дырявый, но думаю, вы заштопаете. Баба-Яга

Восп. Ребята, что у нее случилось? Давайте поможем!! (ответы детей)

Скажите, где Баба-Яга живет? (Ответы детей) Правильно ребята в лесу. А теперь, прежде. чем мы пойдем в лес, давайте вспомним, как мы себя должны вести в лесу.

Ответы детей, если затрудняются отвечать, то воспитатель подсказывает

Мы друг от друга должны отставать?

В лесу можно кричать?

Ветки на деревьях можно ломать?

Незнакомые растения и грибы можно собирать?

Восп. Молодцы ребята!! А теперь в путь!! Где наш ковер-самолет?) раскрывает ковер, а он дырявый: дырки похожи на геометрические фигуры)

Ой, ребята, ковер то дырявый, он не полетит. как же нам заштопать ковер? (ответы детей)

Вот вам геометрические фигуры, давайте заштопаем мы ковер (дети закрывают дырки геометрическими фигурами) .

Восп. Молодцы ребята!!! Ну что же, давайте полетим к Бабе-Яге. Что-то нас ковер не летит, наверное ветер слабый. Давайте мы подуем. чтобы ветер сильнее подул. Надуваем щечки и выпускаем как из трубочки воздух.

Восп. Ну вот и наш ковер-самолет полетел. Вот и прилетели мы в лес, будем приземляться. А приземляемся мы на опушке леса.

Восп. Как бы нам дорогу? Кто нам поможет? (на экране появляется медведь)

Медведь: Я

Восп. Здравствуйте медведь!! Не подскажете ли вы нам как к Бабе Яге попасть?

Медведь: Ишь Какие хитрые!!! Сразу и покажите и подскажите! Скучно мне тут в лесу и поиграть не с кем!! Вот я с вами поиграю, а потом и может покажу дорогу!

Восп. В какую игру мы будем играть?

Медведь: Вы сказки с медведем знаете?

Дети Знаем!

Медведь: Я сейчас вам покажу картинки из сказок. А вы мне говорите какие эти сказки. Договорились? (ответы детей)

(на экране появляются картинки из разных сказок, дети отгадывают)

Медведь: Ну ладно, умные вы очень!! так и быт покажу дорогу к Бабе –Яге. Идите прямо и увидите узкую и и широкую дорогу, вам надо идти по широкой дороге

Восп. Спасибо. Ну что ребята пошли искать!! Чтобы нам не скучно было идти, давайте песенку споем

Мы шагаем по дороге, по дороге.

Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём

(идут вместе и видят две дороги.)

Восп. Ребята. по какой дорожке мы должны идти? (ответы детей) Пошли!

(на экране появляется Баба Яга)

(Приходят к Бабе Яге и видят, что она горюет над стебельком от цветка) .

Восп. Здравствуйте Бабушка-Яга!!

Б.Я. Здравсвуйте! 1Мои касатики, мои хорошие!!

Восп. Что у тебя случилось? Почему ты нас звала к себе?

Б-Я (плачет) . Дорогие дети, горе у меня, несчастье!!! Я украла у Лесной феи Цветочек Аленький и хотела посадит у меня на поляне. Я его так берегла, никому не показывала, в сундучке на три замка закрывала. (плачет) А он завял. А еще Лесная фея узнала, что это я украла ее цветок и сказала, чтобы завтра принесла обратно цветок. Теперь одна палка осталась

Восп. Во первых это не палка, а что ребята? (ответы детей)

Во вторых, ты цветок поливала?

Б-Я Нет конечно!! Зачем поливать его?

Восп: Почему у Бабы-Яги цветок завял? (ответы детей)

Подскажите ребята Бабе Яге, как правильно за цветами ухаживать.

(Ответы детей) если возникают сложности в ответах, воспитатель помогает

Нельзя цветы прятать, они любят солнечный свет

Нужно поливать цветы, чистит лепестки и цветочки

Баба-Яга: И что теперь мне делать? У меня и поляна опять пустая, да еще и Лесной фее отдать нечего (плачет)

Восп. Давайте поможем ребята, Бабе-Яге. Мы сейчас нарисуем цветы!!

Восп. Баба-Яга, у тебя краски есть?

Б-Я: Какие краски? Зачем они мне, я и рисовать не умею

Восп. Да, что же нам делать тогда. как помочь? (смотрит по сторонам и видит сундук)

Восп. Смотрите ребята, какой красивый сундучок.. Баба-Яга, что у тебя в сундучке в этом?

Б-Я Ах в этом!! Да там бусы, мне каждый раз Кошей Бессмертный дарит бусы!! Что я с ними буду делать, кому показывать? Лягушкам и зверюшкам?

Восп. Можно мы их возьмем?

Б-Я: Берите и делайте, что хотите

Воспитатель показывает бусы детям

Восп. Как вы думаете, зачем нам бусы нужны? (ответы детей)

Восп. Правильно, мы наряжаемся, а еще что можно с ними делать? (ответы детей)

Восп. А я умею бусами рисовать, ребята!! Вы умеете? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям взять бусы и попробовать рисовать

Восп. давайте я вам помогу сейчас и подскажу. как рисовать бусами.

Но сначала мы немножко отдохнем

Физминутка

Спал цветок волшебным сном

(кулачки крепко сжаты)

Был закрытым. Но потом

Показался лепесток

(распрямить большой палец)

А за ним его дружок

(указательный палец)

Вот и третий не проспал

(средний палец)

И четвертый не отстал

(безымянный палец)

Вот и пятый лепесток

(мизинец)

И раскрылся весь цветок!

(кисть руки изображает форму тюльпана – глубокой чашечки) .

Рисовать будем мы пальцами

Ребята, давайте мы для Бабы-Яги цветочную поляну сделаем из бус.

Воспитатель вместе с детьми рисуют из бус цветы

Восп. А теперь посмотрите, что у нас получилось!! Какая красота! Давайте. покажем Бабе-Яге поляну.

Баба-Яга: Какая красота!!. Настоящие волшебники! Какие красивые цветы! Вот этот еще лучше! Нет вот этот! Или этот? Нет, я не знаю, они все прекрасные. Молодцы, ребята!

Теперь я знаю. как за цветами ухаживать. И сама тоже попробую из бус нарисовать цветок для Лесной феи!! Спасибо вам большое ребята!! Выручили вы меня!! А чтобы быстрей вы в детский сад добрались, я скажу волшебные слова и вы вмиг окажетесь там. Абра кадабра бум! До свидания и до новых встреч!!

Восп. Вот мы ребят опять в нашем саду!! Давайте вспомним, что мы сегодня делали (ответы детей)

Восп. Вам понравился. как мы помогали Бабе –Яге? (ответы детей) И мне тоже!! Но мне пора уже возвращаться в наш детский сад, я обязательно к вам еще приду. До свидания!!

Использованная литература:

1. М.И. Родина, "Бусоград" или «Волшебные игры феи Бусинки» , "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.

Интегрированный подход в образовании для школы глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспи-тании сделаны лишь первые шаги. В основу интегрированных уроков поло-жены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегриро-ванный подход к современному образованию предполагает изменение содер-жания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих ин-тегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответствен-ности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексные занятия проводятся на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпи-зодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения не-скольких видов деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы детского сада является художествен-но-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литера-туры, рисования.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому актуальна, так как:

  1. интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
  2. помогают грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  3. развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведе-ния искусства;
  4. воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способ-ностей ребенка.

Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельно-сти.

Например, в подготовительной к школе группе запланировано 5 занятий по ИЗО деятельности, 3-по развитию речи, 3-по музыкальной деятельно-сти. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегриро-ванные по цели и тематике:

  1. развитие речи и рисование.
  2. музыка и рисование.

В данном случае музыка и развитие речи - ведущая деятельность, рисо-вание – вспомогательная, помогающая достижению цели занятия.

Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей рисованию и рассказыванию.

Проведенные контрольно-проверочные занятия по составлению расска-зов показали, что у детей экспериментальной группы рассказы большие по объему интереснее по содержанию, построены грамматически правильно, эмоционально насыщеннее, интерес к занятиям выше. Рисунки в этой группе оригинальны по способу выполнения, насыщены образами из литературных и музыкальных произведений.

Цель интеграции: научить ребенка видеть мир как единое целое, в ко-тором все элементы взаимосвязаны. Воспринимать окружающее через мир музыки и живописи.

Задачи:

  1. повысить эффективность художественно-эстетического воспита-ния.
  2. пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, рисунке.
  3. формировать умение использовать накопленный опыт для дей-ствия в определенной ситуации.
  4. научить выделять из общего потока информации.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для до-школьного воспитания дидактических приемов интегрированных заня-тий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на ре-шение целостных задач.

Интегрированные занятия ведутся по трем направлениям: музыке, рисо-ванию, развитию речи.

Интегрированное занятие

Музыка - рисование

Развитие речи - рисование

Музыка – развитие речи - рисование

Первый вариант проведения занятия: занятие начинается с ведущей деятельности. Например, на интегрированном занятии «Развитие речи – ри-сование» ведущей деятельностью будет развитие речи. Вначале воспитатель знакомит детей с целью занятия, используя игровую ситуацию. На занятии в средней группе на тему: А.Барто «Игрушки» воспитатель предлагает детям дидактическую игру «Чудесный мешочек», просит их угадать, что в нем спрятано, при помощи загадок. Воспитатель достает игрушку, если ребенок правильно отгадал загадку. Затем дети вспоминают стихи А.Барто, написан-ные об игрушке.

Во второй части воспитатель предлагает нарисовать иллюстрацию к про-читанным стихам и составить рассказ. Эта часть занятия вспомогательная, так как рисунок помогает детям воспроизвести стихи. Воспитатель не заос-тряет внимание на технике выполнения работ, дети сами подбирают приемы рисования, иллюстрируют свое представление о прочитанных стихах.

В заключении занятия дети рассказывают стихи с помощью своего рисун-ка.

Второй вариант проведения занятия: это занятие состоит из двух час-тей и проводится одним педагогом. Структура интегрированного занятия может состоять из трех частей и проводится тремя педагогами: музыки, раз-вития речи, рисования. На занятии ведущим является преподавание музыки и развития речи, рисование – вспомогательным.

Смена ведущего педагога способствует меньшей утомляемости детей и переключения внимания. На занятии происходит процесс многократного повторения и закрепления изучаемого материала в игре. Имеется возмож-ность раскрыть способности каждого ребенка в определенном виде твор-чества и помочь ему развить их. Например, на занятии в старшей группе на тему: «Поздняя осень», используется эвристический метод (направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам и процеду-рам творческой деятельности) для закрепления у детей знаний об осени, ее характерных признаках и периодах через развитие речи, музыку, изобрази-тельное искусство. В данном случае достижению цели служит синтез знаний детей и их жизненный опыт. В первой части занятия, которое проводит музы-кальный руководитель, звучит музыка П.И.Чайковского – она вводит детей в мир осенних звуков.

Во второй части занятия воспитатель проводит беседу об осени, ее харак-терных признаках, рассматриваются иллюстрации художников. затем дети самостоятельно определяют периоды осени.

В третьей части занятия воспитатель по ИЗО деятельности предлагает детям свои впечатления об осени нарисовать для ежа Яшки, который живет в группе и скучает по лесу.

Такое интегрированное занятие способствует расширению интереса к изучаемым явлениям, повышает творческий потенциал.

Третий вариант проведения занятия: интеграция музыки и рисования. Например, предлагается интегрированное занятие по слушанию музыки и рисования в подготовительной группе на тему «Сказка в музыке А.К.Лядова «Кикимора». Ведущей деятельностью на этом занятии является слушание музыки, а вспомогательной – изобразительная деятельность.

Цель занятия:

  1. познакомить детей со сказкой в музыке на примере симфонической сказки А.К.Лядова «Кикимора».
  2. развивать активность слухового восприятия.
  3. научить предавать свои впечатления об услышанной музыке в рисунке.
  4. воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость на классические музыкальные произведения.

На протяжении всего занятия используется эвристический метод, направленный на поэтапное развитие творческой деятельности детей. Благодаря этому методу у детей создается целостный образ от услышанной музыки, от воспроизведенного в речи и изображенного в рисунке.

Педагог предлагает познакомиться с творчеством русского композитора А.К.Лядова, который очень любил русские народные песни и сказки и поэто-му создавал симфонические сказки. Знакомит детей с симфонической сказ-кой «Кикимора». Вместе с детьми прослушает сказку по музыкальным фраг-ментам, знакомя с музыкальной характеристикой ее персонажей, предлагает детям передавать движения Кикиморы и кота Баюна. Дети передают углова-тость движений Кикиморы и пластику кота Баюна. Возникнувшие чувства и эмоции дети отражают в своих рисунках. Накопление музыкальных впечат-лений развивает воображение детей, увлеченность и помогает активному му-зыкальному восприятию.

Интегрированные занятия дают возможность использовать в различных сочетаниях много интересных и действенных приемов обучении детей.

Например, на занятии по теме «Л.Н.Толстой «Пожарные собаки» дети са-мостоятельно создают пиктограммы и затем используют их при пересказе. На занятии по теме «Автопортрет» дети составляют описательный рассказ своего лица. На таком занятии сочетаются репродуктивный и исследователь-ский методы. Это помогает им при составлении рассказа. При проведении та-ких занятий можно использовать аппликационно-меловой рисунок, который создается и оживает в процессе чтения произведения. Меловой рисунок на доске – это наброски леса, поля и т.д. Рисунки для аппликаций дети создают и вырезают вне занятий, а наклеивают по ходу занятия.

Для успешного проведения интегрированных занятий необходимо:

  1. систематическое проведение интегрированных занятий один раз в неделю.
  2. увлеченность педагога и осознанность им важности проблемы.
  3. вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания.
  4. подбор технического оснащения.
  5. систематическое проведение анализа интегрированного занятия с целью отслеживания результата для планирования работы в сов-местной деятельности с детьми и в работе с родителями по данной теме.

Используемая литература:

«Художественно-эстетическое

Развитие дошкольников»,

Составитель Е.П.Климова.

Муниципальное учреждение

Управление дошкольного образования

Консультация для воспитателей на тему

«Интегрированное занятие по ИЗО»

Составила:

Воспитатель I кв. категории

МБДОУ №61

Алексеева Ф.Ш.

Республика Татарстан

г.Нижнекамск

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе на тему: «Зимняя сказка»

Воспитатель I квалификационной категории: Кокунина Тамара Александровна.

Обучающие.

Закреплять умение рисовать восковыми свечами.

Развивающие.

Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки.

Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, фотографии, поэзии.

Воспитательные.

Создать эмоциональный настрой, дать возможность отразить свои впечатления в рисунках.

Материал для занятия :репродукции картин и фотографии с зимними пейзажами; альбомный лист; акварельные краски; кисточки; стаканчик с водой; салфетка; соль в солонке; аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Времена года»; Вивальди «Зима» аудиозаписи спокойной музыки для создания фона.

Предварительная работа: наблюдение за зимней природой; рассматривание репродукций картин; прослушивание музыкальных произведений о зиме; беседы с детьми на тему «Какого цвета зима?».

Ход занятия .

1.Вводная часть.

Совсем скоро закончится время года, которое мы с вами очень полюбили. Уходит зима. Зима - очень красивое время года. Ребята, а чем красива зима? (Ответы детей: зима снежная красивая, повсюду лежит искрящийся белый снег, деревья окутаны в теплые снежные шубы, зима может быть вьюжная и холодная, светит яркое зимнее солнце).

Зима - чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно.

Педагог читает стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою».

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит, он околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нём ни что не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Педагог. Ребята, вам понравилось стихотворение? О чем оно? А вы хотели бы попасть в такой красивый, волшебный лес?

Какие краски использует зима? (Голубую, синюю, белую).

Правильно. А на закате к ним еще присоединяются и розовато-лиловые краски.

Рассматривание иллюстраций и репродукций.

Что вы видите? А какие цвета использует художник? А почему? А какие бы цвета использовали вы?

Показ способа выполнения.

Ребята, а на чем лучше всего зимой передвигаться по лесу?

Дети. На лыжах.

Педагог. Правильно, вставайте на лыжи и поехали.

Физкультминутка

Мы на лыжах в лес идем, Дети машут руками, словно

Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем

Он деревья крутит, вертит вправо и влево.

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

По опушке зайчик скачет, Прыжки.

Словно белый мягкий мячик.

Раз прыжок и два прыжок -

Вот и скрылся наш дружок!

Хоть приятно здесь кататься,

Надо снова заниматься.

Педагог. Вот мы и в лесу.

Ребята, я вам предлагаю сейчас побыть художниками. Присаживайтесь пожалуйста.

Музыкальное сопровождение.

Вначале мы нарисуем с вами зимний пейзаж, что нам для этого понадобиться? Правильно, восковые свечи.

А сейчас берите большие кисти, начнем тонировать.

Следите, чтобы не набирать на кисть слишком много краски, распределяйте ее по всему листу, не забывайте использовать все краски: и голубую, и синюю, и фиолетовую, розовой нужно добавить совсем чуть-чуть.

Индивидуальный показ.

- Ребята, сейчас я вам прочитаю несколько отрывков стихотворений, а вы мне скажите о чем они.

1. Деревья в снегу, и в снегу дома.

Недели идут за неделями.

Мне грустно прощаться с тобою, зима:

с морозами и метелями.

2. Зиме мы говорим спасибо

За красоту, за холода.

За то, что иногда спесива

Пургой, метелями была.

Рассматривание работ.

3.Заключительная часть.

Что рисовали?Что получилось? Что вызвало трудности?

Что хотелось бы изменить?Ребята, вы все сегодня были молодцы.