Неделя поздняя осень в старшей группе. Тема недели: Краски осени

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности


Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности

(средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет)
Тема Цель, задачи НОД (непосредственно образовательная деятельность), раздел программы Образовате льная область Виды детской деятельности в соответствии с образовательными областями Формы работы «Прощай унылая пора» (Поздняя осень обобщени е)
Цель:
Обобщить и систематизи ровать представлен ия детей об осенних явлениях в природе.
ФЭМП (формирование элементарных

математических представлений)
Т.: «Осень к нам пришла» Цель: Закрепить знания детей о признаках осени, фруктах и овощах; закрепить знание геометрических фигур: круг, овал. Развивать внимание.
Окружающий мир: природа
Т.: : Поздняя осень. Ц: закреплять знания и представления детей об осени. Продолжать знакомить детей с характерными признаками поздней осени. Формировать умение устанавливать элементарные причинно- следственные связи. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Окружающий мир: социум
Т.:
Развитие речи

Т: «Осень»

Ц:
формирование знаний о признаках осени; знать приметы осени, кто и как готовится к зиме, уметь отличать овощи и фрукты; развивать речь, познавательную активность; воспитывать любовь к окружающему миру.
Познавател

ьное

развитие
Познавательно- исследовательская
Рассматривание
иллюстраций поздней и ранней осени. Цель: совершенствование знаний детей о характерных признаках ранней и поздней осени.
Беседа
: «Приметы осени». Цель: Закрепить знания об осени.
Наблюдение
за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.
Беседа на тему
: «Почему ноябрь называют «чернотропом?».
ОБЖ «Осторожно гололёд
!»- закрепить правила безопасного поведения на улице.
Игровая ситуация
«Осень потерялась» - подвести детей к пониманию о необходимости осени.
Рассматривание иллюстрации
«Поздняя осень» - учить находить интересную информацию.
Игра- ситуация
«Какая погода лучше?»-учить эмоционально отзываться на словесный и музыкальный образы, чувствовать оттенки настроения, беседовать по содержанию сказки.
Определение погоды по приметам
- учить самостоятельно определять погоду и показывать её влияние на растительный и животный мир.

Аппликация

«Астры с осенней веточкой в воде».

Ц:
учить детей вырезать из прямоугольника листья для веточки, аккуратно наклеивать элементы аппликации: обогащение знаний детей об осени, ее признаках и приметах, об изменениях в живой и неживой природе
Лепка
Т: Теннисные ракетки Ц: совершенствовать умение лепить формы знакомых предметов различными способами, развитие чувства формы, умение соединять формы между собой + познакомить с видом спорта теннис.
Рисование
Т.: «Прощай унылая пора» Цель: передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для поздней осени, закреплять навыки работы с цветными карандашами\воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях.
Музыкальная деятельность (№ 1)
Т
: Тема: «Осень»

Цель:
Закреплять умение двигаться в соответствии с музыкой, упражнять в различении звуков по высоте, развивать танцевально- игривое творчество
.

№2 Т:

«Прощание с осенью»

Цель:
Закрепить представления детей о поздней осени. Развивать музыкальную отзывчивость на музыку, развивать координацию движений, развивать чувство ритма,
Речевое

развитие

Социально-

коммуника

тивное

развитие
Коммуникативная, игровая Восприятие художественной литературы и фольклора
Игровая
Игровая Самообслуживание и элементарный бытовой труд Словесная игра «У осени много хлопот»- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних явлениях в природе. Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в подборе прилагательных. «Улетает осень». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Осень». Упражнение «Грустная осень»- развивать умение изображать эмоции мимикой. Рассматривание тематического альбома «Поздняя осень»- развивать внимание, любознательность. Чтение стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»- Обобщить и систематизировать представления детей об осенних явлениях в природе. Чтение стихотворения А. Блинова «Последний листок» Чтение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» (набор иллюстраций). Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками об осени- закрепить знания об особенностях поздней осени. Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» . (набор иллюстраций). Игра-ситуация «Осень- добрая волшебница» Задачи: развивать творческое воображение. Сюжетно-ролевая игра «Поход в лес» - закреплять умение у детей играть дружно, умение распределять роли в игре. Психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу» Цель: уметь сосредоточивать внимание на внутренних ощущениях; мышечном напряжении или расслаблении; эмоционально окрашивать свои действия; отношение к поступкам.
развивать вокально-певческие способности. Двигательная деятельность
№1
Т: «В теплые края!» Программное содержание: Учить детей принимать правильное исходное положение для метания мяча в горизонтальную цель; совершенствовать технику выполнения броска. Развивать глазомер, совершенствовать координацию движений. Закреплять умение детей сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке боком, приставным шагом, с перешагиванием через предметы. Формировать правильную осанку. Формировать морально - волевые качества детей.
№2 Т: «Разноцветные листочки»
Программное содержание: Учить детей выполнять прыжок в высоту с разбега. Совершенствовать технику броска мяча двумя руками и ловлю его после отскока. Развивать координацию движений и физические качества детей. Воспитывать смелость.
Художестве

эстетическ

ое развитие

Физическое

развитие
Конструктивная Изобразительная деятельность Музыкальная Двигательная Игровая, Трудовое поручение «Порядок в группе» - воспитывать стремление помогать своим друзьям и взрослым. Беседа: «Труд людей осенью» Цель: Расширить знания детей о том, какие заботы у людей осенью. Развивать умение аккуратно складывать одежду в шкафчик. Закреплять умение тщательно мыть руки с мылом после посещения туалета и перед едой, насухо вытирать полотенцем, снимая его с крючка и развернув его. Соблюдение правил поведения в туалетной и умывальной комнате. Строит.игра «Лесная прогулка» - учить выстраивать постройку в зависимости от размера игрушки. Составление коллажа «Поздняя осень»- упражнять в умении вырезать по контуру и аккуратно наклеивать на основу. Рисование с использованием трафаретов, обводок, шаблонов – развивать точность движений, координацию, ориентировку на листе; воспитывать усидчивость, внимательность. Рассматривание репродукций осенних пейзажей известных художников- развивать наблюдательность. Творческая мастерская - Художественная выставка рисунков цель: развиваем память дети самостоятельно рисуют дары осени которые запомнили.
Слушание музыки: «Времена года»

П.И.Чайковского.
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. Подвижные игры: «Времена года», «Зимовье зверей», «Море волнуется»
коммуникативная Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. П. И. «Осенью в лесу» - уметь внимательно слушать; действовать в соответствии с правилами; бегать в разных направлениях; не наталкиваясь друг на друга. Итоговое занятие: Коллективная работа «Прощай унылая пора»

Понедельник:

Утро : утренняя гимнастика.

Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра». Цель: конкретизировать и закрепить знания о ветре.

П/и «Догонялки с ветром».

Д/и «Урожай». Цель: развивать координацию слов с движениями.

Физкультурная пауза. Упр. «Птица перед взлетом». (Журавлева, 63).

Прогулка:

Наблюдение за небом и облаками. Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы; уточнить понятие «Туча».

Д/и игра «Какое небо?». Цель: упражнять в подборе относительных прилагательных.

П/и «Море волнуется». Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.

Инд. зан. по физо с Викой и Ярославом. Упр: прыжки в круг и из круга, выложенного из листьев.

Игры по желанию детей.

Вечер: гимнастика после сна.

Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» . (набор иллюстраций).

П/и «Дождь колючий». («Волшебное дерево», 17).

Коллективная работа «Как животные к зиме готовятся».

Студия «Синтез».

Вторник:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Что ты видел по дороге в детский сад?».

Д/и «Чьи припасы?». Цель: закрепить знания о подготовке животных к зиме.

П/и «Белка выбирает дупло». Цель: познакомить с финской подвижной игрой; заинтересовать детей. (Картушина,19).

Релаксационное упр. «Осень».

Прогулка: Наблюдаем за дождливой погодой. Цель: познакомить с наиболее типичными приметами поздней осени – дождливой погодой; уточнить название и назначение одежды.

Д/и «Кто где живет?». Цель: закрепить умение группировать растения по их строению (кустарники, деревья).

П/и «Стоп». Цель: упражнять детей в умении выполнять движения в соответствии с текстом.

Инд. зан. по физо с Вероникой и Саввой. Закрепить ходьбу широким шагом.

Труд на участке: продолжать убирать опавшие листья и ветки.

Оздоровительный бег.

Вечер: Гимнастика – побудка. (Картушина, 29).

Чтение и обсуждение рассказа А.И.

Стрижева «Смотрины зимы».

Коммуникационная игра «Эхо». (Картушина, 18).

П/и «Такой разный дождик».

(Алябьева, 52).

Ритмическая гимнастика.

Среда:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Что нам осень подарила». Цель: закрепить знания о фруктах, овощах, грибах.

Д/и « Плоды и семена».

Самомассаж «Колючий еж».

(с массажными мячами).

П/и «Капли дождя». (Комп. зан. ст. гр., 35).

Психологический этюд «Мое настроение».

Прогулка. Наблюдение за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.

Инд. зан. по развитию речи с Давидом и Олей. Д/и «Назови птицу с нужным звуком».

Экспериментальная деятельность. Опыт с перышками. Цель: выяснить, какие перья летают лучше в воздухе, почему?

П/и «К дереву беги». Цель: закрепить названия деревьев.

Игры по желанию детей.

Вечер:

Закаливающие процедуры. Ходьба по корригирующим коврикам.

«Улетает осень». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Осень».

Динамическая пауза «Осенний лес». (Комп. зан. ст. гр., 55).

Ритмическая гимнастика.

Четверг:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему: «Почему ноябрь называют «чернотропом?».

Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в подборе прилагательных.

П/и «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге по сигналу: развивать ловкость, внимание, смелость.

Дыхательная гимнастика: упр. «Ветер». (Журавлева, 87).

Прогулка:

Наблюдение за первыми заморозками. Цель: продолжить знакомство с многообразием природных явлений поздней осенью.

Познакомить с новой подвижной игрой «Картошка». Цель: упражнять в умении перебрасывать мяч друг другу. (Кобзева, 83).

Игра «Запахи осени».

Экспериментальная деятельность. Опыт «Прозрачность льда».

Оздоровительный бег.

Вечер:

Закаливающие процедуры: умывание лица и рук прохладной водой.

Чтение х/л. Экологическая сказка «Сказание о солнышке». («Маленькие россияне»).

Оформление «Красной книги Самарской области».

С/р игра «Путешествие в лес».

Студия «Радужка».

Пятница:

Утро: утренняя гимнастика.

Беседа на тему «Добрые дела осенью». Цель: воспитывать уважительное отношение к труду, желание помогать природе.

Д/и « Чей хвост, чья голова?». Цель: закрепить знание внешнего облика птиц и животных.

П/и «С льдинки на льдинку». Цель: развивать координацию движений; чувство равновесия, ловкость.

Чайная минутка.

Прогулка.

Наблюдение за погодой. Цель: закрепить представления о последнем периоде осени, его особенностях.

П/и «Не замочи ног». Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, скорость бега.

Инд. зан. по физо с Ильей и Машей. Закрепить ходьбу по ограниченной площади.

Экспериментальная деятельность. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Игры по желанию детей.

Вечер:

Гимнастика – побудка.

Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев: «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семян); «Нарисуй, как падает лист» (рисование прямых, волнистых, спиральных линий).

Сочинение рассказа «Я хочу защитить…». Цель: формировать связную речь, умение составлять рассказ о любом представителе природы.

Вечер поэзии «До свидания, осень». (чтение стихов русских поэтов, посвященных осени).

Работая по программе «От рождения до школы», ориентируясь на ФГОС ДО, педагог создаёт условия для развития у детей чувства прекрасного, любви к литературе, бережного отношения к произведениям искусства и умения видеть красоту окружающего мира. Решать задачи художественно-эстетического развития педагогу позволяют картины , на которых изображена осенняя пора, стихи русских поэтов и классическая музыка, звучащая в группе на протяжении недели. Дети рассматривают, сравнивают, составляют рассказы по репродукциям картин Остроухова, Щербакова, Кончаловского, знакомятся с образом осени в стихах А. Пушкина, Н. Некрасова и т.д. Последовательность рассматривания картин, стихи для заучивания, игры-аттракционы, считалки и познавательные игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень в стихах и картинах».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития продолжается работа по формированию основ безопасного поведения, дети учатся оценивать поступки и их последствия, чинят книги и представляют, что рассказала бы картина, если бы ожила.

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития взрослый организует работу с геометрическими фигурами, побуждает детей вносить зарисовки в дневник наблюдений, учит критически оценивать действительность и продолжает работать над расширением знаний детей о природе, разнообразии стеблей и умением определять неживые природные объекты.

Речевое развитие

В области речевого развития идёт работа по правильному построению и согласованию слов в предложении, разучивание стихов об осени и составление рассказов по картинам знаменитых художников. Воспитатель предлагает детям природный материал для развития дыхательной системы и моторики.

Художественно-эстетическое развитие

Педагог продолжает знакомить детей с жостовской росписью, предлагает разнообразный материал для конструирования, создавая условия для художественно-эстетического развития. Итогом недели становится игровая ситуация «Экскурсия в музей «Красота осени», в ходе которой старшие дошкольники закрепляют знания о художниках и средствах выразительности, которые используют творческие люди.

Физическое развитие

Дети разучивают считалки, вспоминают о способах сохранения и , а так же знакомятся с подвижными играми других народов, что благотворно влияет на физическое развитие детей.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Дидактическая игра «Логическое лото». Цель: уточнить знания детей об использовании специфических орудий труда в определенных профессиях. Работа с кольцами Луллия «Живое — не живое». Цель: способствовать развитию креативного мышления. Игра «Составь предложение». Цель: продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Открытие музея «Красота осени», рассматривание картины И. Остроухова «Золотая осень». Цель: формировать эмоциональное отношение к природе. Физминутка «Осень, по утрам морозы…». Цель: познакомить детей с игрой.
Про-
гулка
С.р. игра «Пекарня». Цель: закрепить знания детей о процессе появления хлеба, формировать уважение к труду взрослых. Познавательно-исследовательская деятельность «Живое — не живое». Цель: закрепить умение выделять и определять объекты живой и неживой природы. Игра «Нужные знаки». Цель: учить определять интонацию предложения. Сбор и сравнение осенних листьев. Цель: развивать чувство прекрасного, умение воспринимать оттенки цвета. П.и. «Не попадись». Цель: учить детей перепрыгивать шнур на двух ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами. П.и. «Сильный удар». Цель: учить подпрыгивать и приземляться на носки полусогнутые ноги.
ОД
2 п.д. Беседа: «Почему важно, чтобы в группе был порядок». Цель: формировать основы безопасности. Графический диктант по выбору воспитателя. Цель: развивать пространственное восприятие. Чтение стихотворений А.С. Пушкина об осени. Цель: продолжить знакомство с творчеством поэта. Конструктивно-модельная деятельность с подгруппой из природного материала по замыслу детей. Цель: закрепить умение работать с сухими листьями и семенами, воспитывать аккуратность. П.и. «Африканские салки». Цель: повторить правила игры.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Нож на столе». Цель: закреплять умения намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. Игра «Пересчитай». Цель: знакомить детей со счётом в пределах 20. Составление рассказов об осени. Цель: упражнять в подборе эпитетов и сравнений. Рассматривание картины Щербакова «Осенняя пора». Цель: продолжать учить рассматривать картины об осени, определять их характер и настроение. Беседа «Здоровье на грядке». Цель: вспомнить о пользе витаминов для здоровья.
Про-
гулка
Труд на огороде. Цель: формировать трудовые навыки, желание трудиться сообща. Экскурсия по территории сада. Цель: определить изменения, произошедшие с растениями, вспомнить признаки осени. Имитационное упражнение «Ходит осень в нашем парке». Цель: способствовать развитию выразительности речи. Раскраски по теме «Жостовская роспись». Цель: продолжить знакомство с особенностями росписи. П.и. «Волк во рву». Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной — 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. П.и. «Волшебная скакалка». Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в слове слогов.
ОД

Неделя осени в старшей группе «Почемучки»

Понедельник

«Осень, осень в гости просим» !

Беседа «Идет осень с перелетным журавлем, с листопадом и дождем» - сформировать представление об осени, как времени года, о существенных признаках сезона.

Словесная игра «Эхо» - работа над навыками выразительного чтения

Дарит осень чудеса,

Да еще какие,

Разнаряжены леса

В шапки золотые.

На пеньке сидят гурьбой

Рыжие опята,

И паук-ловкач какой!

Тянет сеть куда-то

Д/и «Подбери действие» - развитие речи

«Мяч осенний и волшебный, будет в руки вам скакать и вопросы задавать:

Листья осенью (что делают?)… листья желтеют, опадают…

Повторение времен года по порядку, название деревьев, отгадывание загадок по теме «Осень»

Рассматривание осенних пейзажов – развивать умение рассматривать картины, делиться впечатлениями.

Упражнение на релаксацию «Солнечный зайчик», «Веселый ветерок»

Д/и «Что изменилось осенью в природе»-развитие наблюдательности.

Чтение А. Плещеева «Миновало лето» - знакомство с произведением

Повторить с детьми, чем люди занимаются осенью.

Труд: уборка увядших растений

Слушание аудиозаписи музыка П. И. Чайковского «Осень»

«Закружился надо мной дождь из листьев озорной»

Беседа «До чего же он хорош, где такой еще найдешь» -упражнять детей в различии растений в осеннем наряде, обогатить эстетический опыт, вызвать радостное переживание от восприятия красоты природы осенью.

Наблюдение за листопадом

Составление букетов из осенних листьев, сбор листьев для гербария, шишек для поделок.

Игра-хоровод «Осенний букет»

Чтение худ. лит. «Разноцветные кораблики» Д. И. Кайгородовой

Д/и «Оденем дерево» -выбрать из разбросанных на полу листья своего дерева и поместить на ветках

Игровое упражнение «Найди пару» -собрать похожие по цвету листья

Пальчиковая игра:

Ветер по лесу гулял, ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый, резной

Вот с березки – золотой, вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.

С/р игра «Цветочный магазин» - познакомить детей с новой профессией, расширять кругозор детей, обогащения словаря

Труд: сбор семян – формирование положительного отношения ребенка к труду.

Слушание аудиозаписи «Вальс с листьями» А. Гречанинов

Беседа с родителями «Осенние поделки с ребенком»

«В лес осенний, на прогулку приглашаю вас пойти

Интересней приключенья нам, ребята не найти».

Беседа «Осенний лес» - уточнение и расширение у детей представлений об осеннем лесе. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.

Творческая игра с элементами конструирования «Удивительный лес» -составление картин на фланелеграфе.

Д/и «Рассели птиц» - (знак «Солнце» - перелетные, знак «Снежинка» -зимующие)

Упражнение на развитие логики и памяти «Кто как передвигается?»: гусеница ползает, а кузнечик прыгает.

Настольная игра « Съедобные и несъедобные грибы» - вспомнить название грибов, их внешние признаки, место произрастания (лес, луг) , какую пользу или вред могут принести грибы.

Игра « Дорисуй »-развитие зрительного восприятия

Чтение худ лит В. Даль «Война грибов и ягод» - расширять у детей знания о грибах.

Развлечение с детьми младшей группы «Осенние заботы лесных зверей»

Инд. Раб. «Кладовая лесных зверей» - из счетных палочек – развитие воображения, мелкой моторики

Слушание аудиозаписи звуки осеннего леса

Осень – вкусненькое слово, варится варенье, потому что фруктов много, много угощенья.

Беседа «Что нам осень подарила, что в корзину положила?» - закрепить знания об овощах, фруктах.

Сказочки с грядочки « Томатик и Грушик»

Игра на внимание «Овощная радуга» - развивать зрительное внимание при составлении цветных картинок-половинок.

Пальчиковая игра «Урожай»

П/и «Корзина с фруктами»

Настольный театр «Овощная сказка» - формировать интерес к театрализации

Худ. творчество «Огородное чучело»

Д/и «Огород»-формировать знания об осени, овощах и фруктах.

Ручной труд: изготовим овощи и фрукты для сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Муз. игра « Огородная хороводная

Чтение « Вершки-корешки» - расширять знания детей об овощах и их пользе

Калейдоскоп осенних красок

Игра – викторина об осени между группами:- закрепить представления об изменениях в природе осенью, о фруктах, о овощах, ягодах, грибах, создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способность развитию интереса к окружающему миру.

Игровое упражнение «Кто больше назовет примет осени?»

Игры на развитие логического мышления «Осенние ошибки».

П/и «Ручеек»

Настольная игра « Овощное лото»- создать условия для развития умений детей сознательно принимать игровую задачу.

Конструирование «Шубка для ежа» - развивать творческий замысел (туловище – пластилинография, семечки – колючки

Конкурс: Собрать красивый букет для помощника воспитателя.


mikhailik_ludmila

Конспект НОД на тему: "Осень" в подготовительной группе

Цель: знакомить с сезонными явлениями через ознакомление с шедеврами живописи, поэзии и музыки
Программные задачи:
Образовательные:
- знакомить с сезонными явлениями поздней осени
-расширять представления о творчестве композиторов, поэтов, художников, их произведениями
Развивающие:
-обогащать словарный запас
-продолжать учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения,
- продолжать учить изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать содержание, используя выразительные средства (композиция, цвет)
Воспитательные:
- воспитывать любовь к поэзии, живописи, родной природе.
- развивать эстетический вкус
Демонстрационный материал:
-слайды: картины В. Поленова «Ранний снег», фото о поздней осени
- аудиозапись музыки А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Ноябрь» (из цикла «Времена года»)
Раздаточный материал:- краски акварель, «непроливайка», бумага для акварели, кисточки
Предварительная работа: заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», беседы о приметах поздней осени

Ход занятия:

Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте:
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ответ детей: это месяц ноябрь.
- Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Ноябрь – последний осенний месяц. А какие признаки глубокой, поздней осени показаны в стихотворении?
Примерные ответы детей: Реже солнышко появляется, на улице холодно, короче становится день, лес обнажается, птицы улетают на юг.
- Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»?
Дети: у деревьев опали все листья.
- Почему летний шум листвы кажется нам веселым, а осенний - печальным?
Ответы детей.
- А какие еще вы знаете стихи о поздней осени?
Дети читают стихи:
***А. Плещеев
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
***А. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
… Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
***С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
- Какая осень во всех этих стихах?
Дети: унылая, хмурая, холодная.
- Да, ребята, листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
-А что произошло с пышным, пестрым ковром листьев, устилавшим землю?
Дети: листья поблекли, потемнели.
- Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится?
Дети:
- Осень не стоит на месте. Она идет к зиме. Наступит день, когда выпадет снег. Назовем этот день «ворота зимы». И мы сейчас с вами поиграем в игру «Ворота»

Игра «Ворота»
-Двое детей возьмутся за руки и изобразят ворота. А остальные будут проходить в ворота, говоря кто они, называя приметы осени (мороз, длинные ночи, хмурые тучи, иней на ветках, короткие дни, первый лед, короткие дни, холодный дожди, порывистый холодный ветер). Если кто-то ошибается, ворота его не пропускают.
- Ребята, каждое время года дарит нам много красоты и творчества. Осенью каждый день можно увидеть какие-то изменения, превращения. Постараемся их не пропустить.
Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал свое настроение от поздней осени.
А вот какая осень у Вивальди. (звучат музыкальные фрагменты)
- Чья музыка вам больше понравилась? Что объединяет эти произведения? А в чем их отличие?
- Посмотрите на репродукцию картины В. Поленова «Ранний снег». Что мы видим на картине?
Рассказ воспитателя: По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор, и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.
Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане - ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте - серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Точно и изящно прорисованы листья на деревьях.
А какие приметы поздней осени вы увидели на картине?
Дети: небо затянуто тяжелыми (свинцовыми) облаками, река еще не замерзла, кое-где висят листья на деревьях, а землю уже укрыл снег.
- Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «Серебряной осенью».
- А сейчас мы с вами попытаемся изобразить позднюю осень.

Дети рисуют, звучит музыка Чайковского и Вивальди.
Анализ детских рисунков.
При анализе работ обращаем внимание на цветовую гамму, аккуратность в работе, на композицию рисунка.