Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности
(средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет)
Тема
Цель,
задачи
НОД
(непосредственно образовательная
деятельность),
раздел программы
Образовате
льная
область
Виды детской
деятельности в
соответствии с
образовательными
областями
Формы работы
«Прощай
унылая
пора»
(Поздняя
осень
обобщени
е)
Цель:
Обобщить и
систематизи
ровать
представлен
ия детей об
осенних
явлениях в
природе.
ФЭМП (формирование элементарных
математических представлений)
Т.: «Осень к нам пришла»
Цель: Закрепить знания детей о
признаках осени, фруктах и овощах;
закрепить знание геометрических
фигур: круг, овал. Развивать внимание.
Окружающий мир: природа
Т.: : Поздняя осень.
Ц: закреплять знания и представления
детей об осени. Продолжать знакомить
детей с характерными признаками
поздней осени. Формировать умение
устанавливать элементарные причинно-
следственные связи. Воспитывать
интерес и бережное отношение к
природе.
Окружающий мир: социум
Т.:
Развитие речи
Т: «Осень»
Ц:
формирование знаний о признаках
осени; знать приметы осени, кто и как
готовится к зиме, уметь отличать овощи
и фрукты; развивать речь,
познавательную активность;
воспитывать любовь к окружающему
миру.
Познавател
ьное
развитие
Познавательно-
исследовательская
Рассматривание
иллюстраций поздней и
ранней осени.
Цель: совершенствование знаний детей о
характерных признаках ранней и поздней
осени.
Беседа
: «Приметы осени».
Цель: Закрепить знания об осени.
Наблюдение
за связью явлений в природе.
Цель: продолжать развивать умение
устанавливать причинно – следственные связи в
природе.
Беседа на тему
: «Почему ноябрь называют
«чернотропом?».
ОБЖ «Осторожно гололёд
!»- закрепить
правила безопасного поведения на улице.
Игровая ситуация
«Осень потерялась» -
подвести детей к пониманию о необходимости
осени.
Рассматривание иллюстрации
«Поздняя
осень» - учить находить интересную
информацию.
Игра- ситуация
«Какая погода лучше?»-учить
эмоционально отзываться на словесный и
музыкальный образы, чувствовать оттенки
настроения, беседовать по содержанию сказки.
Определение погоды по приметам
- учить
самостоятельно определять погоду и
показывать её влияние на растительный и
животный мир.
Аппликация
«Астры с осенней веточкой в воде».
Ц:
учить детей вырезать из
прямоугольника листья для веточки,
аккуратно наклеивать элементы
аппликации: обогащение знаний детей
об осени, ее признаках и приметах, об
изменениях в
живой и неживой природе
Лепка
Т: Теннисные ракетки
Ц: совершенствовать умение лепить
формы знакомых предметов
различными способами, развитие
чувства формы, умение соединять
формы между собой + познакомить с
видом спорта теннис.
Рисование
Т.: «Прощай унылая пора»
Цель: передавать в рисунке цветовые
сочетания, характерные для поздней
осени, закреплять навыки работы с
цветными карандашами\воспитывать
умение видеть изменения в
окружающей природе при разных
погодных условиях.
Музыкальная деятельность (№ 1)
Т
: Тема: «Осень»
Цель:
Закреплять умение двигаться в
соответствии с музыкой, упражнять в
различении звуков по высоте, развивать
танцевально- игривое творчество
.
№2 Т:
«Прощание с осенью»
Цель:
Закрепить представления детей о
поздней осени.
Развивать музыкальную отзывчивость
на музыку, развивать координацию
движений, развивать чувство ритма,
Речевое
развитие
Социально-
коммуника
тивное
развитие
Коммуникативная,
игровая
Восприятие
художественной
литературы и фольклора
Игровая
Игровая
Самообслуживание и
элементарный бытовой
труд
Словесная игра «У осени много хлопот»-
Обобщить и систематизировать представления
детей об осенних явлениях в природе.
Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в
подборе прилагательных.
«Улетает осень». Рассказывание на тему
стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Упражнение «Грустная осень»- развивать
умение изображать эмоции мимикой.
Рассматривание тематического альбома
«Поздняя осень»- развивать внимание,
любознательность.
Чтение стихотворение А. Пушкина «Уж небо
осенью дышало»-
Обобщить и
систематизировать представления детей об
осенних явлениях в природе.
Чтение стихотворения А. Блинова «Последний
листок»
Чтение рассказа О. Григорьевой «В ожидании
зимы» (набор иллюстраций).
Знакомство с народными приметами,
пословицами, поговорками об осени- закрепить
знания об особенностях поздней осени.
Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой
«В ожидании зимы» . (набор иллюстраций).
Игра-ситуация «Осень- добрая волшебница»
Задачи: развивать творческое воображение.
Сюжетно-ролевая игра «Поход в лес» -
закреплять умение у детей играть дружно,
умение распределять роли в игре.
Психогимнастика «Прогулка в осеннем лесу»
Цель: уметь сосредоточивать внимание на
внутренних ощущениях; мышечном
напряжении или расслаблении; эмоционально
окрашивать свои действия; отношение к
поступкам.
развивать вокально-певческие
способности.
Двигательная деятельность
№1
Т: «В теплые края!»
Программное содержание: Учить детей
принимать правильное исходное
положение для метания мяча в
горизонтальную цель; совершенствовать
технику выполнения броска. Развивать
глазомер, совершенствовать
координацию движений. Закреплять
умение детей сохранять равновесие при
ходьбе по гимнастической скамейке
боком, приставным шагом, с
перешагиванием через предметы.
Формировать правильную осанку.
Формировать морально - волевые
качества детей.
№2 Т: «Разноцветные листочки»
Программное содержание:
Учить детей выполнять прыжок в
высоту с разбега. Совершенствовать
технику броска мяча двумя руками и
ловлю его после отскока. Развивать
координацию движений и физические
качества детей. Воспитывать смелость.
Художестве
эстетическ
ое развитие
Физическое
развитие
Конструктивная
Изобразительная
деятельность
Музыкальная
Двигательная
Игровая,
Трудовое поручение «Порядок в группе» -
воспитывать стремление помогать своим
друзьям и взрослым.
Беседа: «Труд людей осенью»
Цель: Расширить знания детей о том, какие
заботы у людей осенью.
Развивать умение аккуратно складывать одежду
в шкафчик.
Закреплять умение тщательно мыть руки с
мылом после посещения туалета и перед едой,
насухо вытирать полотенцем, снимая его с
крючка и развернув его. Соблюдение правил
поведения в туалетной и умывальной комнате.
Строит.игра «Лесная прогулка» - учить
выстраивать постройку в зависимости от
размера игрушки.
Составление коллажа «Поздняя осень»-
упражнять в умении вырезать по контуру и
аккуратно наклеивать на основу.
Рисование с использованием трафаретов,
обводок, шаблонов – развивать точность
движений, координацию, ориентировку на
листе; воспитывать усидчивость,
внимательность.
Рассматривание репродукций осенних
пейзажей известных художников- развивать
наблюдательность.
Творческая мастерская -
Художественная выставка рисунков цель:
развиваем память дети самостоятельно рисуют
дары осени которые запомнили.
Слушание музыки: «Времена года»
П.И.Чайковского.
Цель: формирование основ музыкальной
культуры детей.
Подвижные игры: «Времена года», «Зимовье
зверей», «Море волнуется»
коммуникативная
Цель: развивать координацию движений,
ориентировку в пространстве.
П. И. «Осенью в лесу» - уметь внимательно
слушать; действовать в соответствии с
правилами; бегать в разных направлениях; не
наталкиваясь друг на друга.
Итоговое занятие: Коллективная работа
«Прощай унылая пора»
Понедельник:
Утро : утренняя гимнастика.
Экологическая сказка – беседа «Приключения ветра». Цель: конкретизировать и закрепить знания о ветре.
П/и «Догонялки с ветром».
Д/и «Урожай». Цель: развивать координацию слов с движениями.
Физкультурная пауза. Упр. «Птица перед взлетом». (Журавлева, 63).
Прогулка:
Наблюдение за небом и облаками. Цель: продолжать закреплять знания о явлениях неживой природы; уточнить понятие «Туча».
Д/и игра «Какое небо?». Цель: упражнять в подборе относительных прилагательных.
П/и «Море волнуется». Цель: развивать фантазию, умение выражать в движении задуманный образ.
Инд. зан. по физо с Викой и Ярославом. Упр: прыжки в круг и из круга, выложенного из листьев.
Игры по желанию детей.
Вечер: гимнастика после сна.
Чтение и обсуждение рассказа О. Григорьевой «В ожидании зимы» . (набор иллюстраций).
П/и «Дождь колючий». («Волшебное дерево», 17).
Коллективная работа «Как животные к зиме готовятся».
Студия «Синтез».
Вторник:
Утро: утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Что ты видел по дороге в детский сад?».
Д/и «Чьи припасы?». Цель: закрепить знания о подготовке животных к зиме.
П/и «Белка выбирает дупло». Цель: познакомить с финской подвижной игрой; заинтересовать детей. (Картушина,19).
Релаксационное упр. «Осень».
Прогулка: Наблюдаем за дождливой погодой. Цель: познакомить с наиболее типичными приметами поздней осени – дождливой погодой; уточнить название и назначение одежды.
Д/и «Кто где живет?». Цель: закрепить умение группировать растения по их строению (кустарники, деревья).
П/и «Стоп». Цель: упражнять детей в умении выполнять движения в соответствии с текстом.
Инд. зан. по физо с Вероникой и Саввой. Закрепить ходьбу широким шагом.
Труд на участке: продолжать убирать опавшие листья и ветки.
Оздоровительный бег.
Вечер: Гимнастика – побудка. (Картушина, 29).
Чтение и обсуждение рассказа А.И.
Стрижева «Смотрины зимы».
Коммуникационная игра «Эхо». (Картушина, 18).
П/и «Такой разный дождик».
(Алябьева, 52).
Ритмическая гимнастика.
Среда:
Утро: утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Что нам осень подарила». Цель: закрепить знания о фруктах, овощах, грибах.
Д/и « Плоды и семена».
Самомассаж «Колючий еж».
(с массажными мячами).
П/и «Капли дождя». (Комп. зан. ст. гр., 35).
Психологический этюд «Мое настроение».
Прогулка. Наблюдение за связью явлений в природе. Цель: продолжать развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в природе.
Инд. зан. по развитию речи с Давидом и Олей. Д/и «Назови птицу с нужным звуком».
Экспериментальная деятельность. Опыт с перышками. Цель: выяснить, какие перья летают лучше в воздухе, почему?
П/и «К дереву беги». Цель: закрепить названия деревьев.
Игры по желанию детей.
Вечер:
Закаливающие процедуры. Ходьба по корригирующим коврикам.
«Улетает осень». Рассказывание на тему стихотворения Е. Трутневой «Осень».
Динамическая пауза «Осенний лес». (Комп. зан. ст. гр., 55).
Ритмическая гимнастика.
Четверг:
Утро: утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Почему ноябрь называют «чернотропом?».
Д/и «Подбери признак». Цель: упражнять в подборе прилагательных.
П/и «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге по сигналу: развивать ловкость, внимание, смелость.
Дыхательная гимнастика: упр. «Ветер». (Журавлева, 87).
Прогулка:
Наблюдение за первыми заморозками. Цель: продолжить знакомство с многообразием природных явлений поздней осенью.
Познакомить с новой подвижной игрой «Картошка». Цель: упражнять в умении перебрасывать мяч друг другу. (Кобзева, 83).
Игра «Запахи осени».
Экспериментальная деятельность. Опыт «Прозрачность льда».
Оздоровительный бег.
Вечер:
Закаливающие процедуры: умывание лица и рук прохладной водой.
Чтение х/л. Экологическая сказка «Сказание о солнышке». («Маленькие россияне»).
Оформление «Красной книги Самарской области».
С/р игра «Путешествие в лес».
Студия «Радужка».
Пятница:
Утро: утренняя гимнастика.
Беседа на тему «Добрые дела осенью». Цель: воспитывать уважительное отношение к труду, желание помогать природе.
Д/и « Чей хвост, чья голова?». Цель: закрепить знание внешнего облика птиц и животных.
П/и «С льдинки на льдинку». Цель: развивать координацию движений; чувство равновесия, ловкость.
Чайная минутка.
Прогулка.
Наблюдение за погодой. Цель: закрепить представления о последнем периоде осени, его особенностях.
П/и «Не замочи ног». Цель: развивать ловкость, реакцию на сигнал, скорость бега.
Инд. зан. по физо с Ильей и Машей. Закрепить ходьбу по ограниченной площади.
Экспериментальная деятельность. Опыт «Зависимость состояния воды от температуры». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды.
Игры по желанию детей.
Вечер:
Гимнастика – побудка.
Упражнения на развитие мелкой мускулатуры пальцев: «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семян); «Нарисуй, как падает лист» (рисование прямых, волнистых, спиральных линий).
Сочинение рассказа «Я хочу защитить…». Цель: формировать связную речь, умение составлять рассказ о любом представителе природы.
Вечер поэзии «До свидания, осень». (чтение стихов русских поэтов, посвященных осени).
Работая по программе «От рождения до школы», ориентируясь на ФГОС ДО, педагог создаёт условия для развития у детей чувства прекрасного, любви к литературе, бережного отношения к произведениям искусства и умения видеть красоту окружающего мира. Решать задачи художественно-эстетического развития педагогу позволяют картины , на которых изображена осенняя пора, стихи русских поэтов и классическая музыка, звучащая в группе на протяжении недели. Дети рассматривают, сравнивают, составляют рассказы по репродукциям картин Остроухова, Щербакова, Кончаловского, знакомятся с образом осени в стихах А. Пушкина, Н. Некрасова и т.д. Последовательность рассматривания картин, стихи для заучивания, игры-аттракционы, считалки и познавательные игры вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Осень в стихах и картинах».
В области социально-коммуникативного развития продолжается работа по формированию основ безопасного поведения, дети учатся оценивать поступки и их последствия, чинят книги и представляют, что рассказала бы картина, если бы ожила.
Решая задачи познавательного развития взрослый организует работу с геометрическими фигурами, побуждает детей вносить зарисовки в дневник наблюдений, учит критически оценивать действительность и продолжает работать над расширением знаний детей о природе, разнообразии стеблей и умением определять неживые природные объекты.
В области речевого развития идёт работа по правильному построению и согласованию слов в предложении, разучивание стихов об осени и составление рассказов по картинам знаменитых художников. Воспитатель предлагает детям природный материал для развития дыхательной системы и моторики.
Педагог продолжает знакомить детей с жостовской росписью, предлагает разнообразный материал для конструирования, создавая условия для художественно-эстетического развития. Итогом недели становится игровая ситуация «Экскурсия в музей «Красота осени», в ходе которой старшие дошкольники закрепляют знания о художниках и средствах выразительности, которые используют творческие люди.
Дети разучивают считалки, вспоминают о способах сохранения и , а так же знакомятся с подвижными играми других народов, что благотворно влияет на физическое развитие детей.
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Дидактическая игра «Логическое лото». Цель: уточнить знания детей об использовании специфических орудий труда в определенных профессиях. | Работа с кольцами Луллия «Живое — не живое». Цель: способствовать развитию креативного мышления. | Игра «Составь предложение». Цель: продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. | Открытие музея «Красота осени», рассматривание картины И. Остроухова «Золотая осень». Цель: формировать эмоциональное отношение к природе. | Физминутка «Осень, по утрам морозы…». Цель: познакомить детей с игрой. |
Про- гулка | С.р. игра «Пекарня». Цель: закрепить знания детей о процессе появления хлеба, формировать уважение к труду взрослых. | Познавательно-исследовательская деятельность «Живое — не живое». Цель: закрепить умение выделять и определять объекты живой и неживой природы. | Игра «Нужные знаки». Цель: учить определять интонацию предложения. | Сбор и сравнение осенних листьев. Цель: развивать чувство прекрасного, умение воспринимать оттенки цвета. | П.и. «Не попадись». Цель: учить детей перепрыгивать шнур на двух ногах вперёд, назад, делая взмах руками, толчок ногами. П.и. «Сильный удар». Цель: учить подпрыгивать и приземляться на носки полусогнутые ноги. |
ОД | |||||
2 п.д. | Беседа: «Почему важно, чтобы в группе был порядок». Цель: формировать основы безопасности. | Графический диктант по выбору воспитателя. Цель: развивать пространственное восприятие. | Чтение стихотворений А.С. Пушкина об осени. Цель: продолжить знакомство с творчеством поэта. | Конструктивно-модельная деятельность с подгруппой из природного материала по замыслу детей. Цель: закрепить умение работать с сухими листьями и семенами, воспитывать аккуратность. | П.и. «Африканские салки». Цель: повторить правила игры. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Беседа «Нож на столе». Цель: закреплять умения намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. | Игра «Пересчитай». Цель: знакомить детей со счётом в пределах 20. | Составление рассказов об осени. Цель: упражнять в подборе эпитетов и сравнений. | Рассматривание картины Щербакова «Осенняя пора». Цель: продолжать учить рассматривать картины об осени, определять их характер и настроение. | Беседа «Здоровье на грядке». Цель: вспомнить о пользе витаминов для здоровья. |
Про- гулка | Труд на огороде. Цель: формировать трудовые навыки, желание трудиться сообща. | Экскурсия по территории сада. Цель: определить изменения, произошедшие с растениями, вспомнить признаки осени. | Имитационное упражнение «Ходит осень в нашем парке». Цель: способствовать развитию выразительности речи. | Раскраски по теме «Жостовская роспись». Цель: продолжить знакомство с особенностями росписи. | П.и. «Волк во рву». Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной — 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. П.и. «Волшебная скакалка». Цель: учить детей прыгать на скакалке столько раз, сколько в слове слогов. |
ОД |
Неделя осени в старшей группе «Почемучки»
Понедельник
«Осень, осень в гости просим» !
Беседа «Идет осень с перелетным журавлем, с листопадом и дождем» - сформировать представление об осени, как времени года, о существенных признаках сезона.
Словесная игра «Эхо» - работа над навыками выразительного чтения
Дарит осень чудеса,
Да еще какие,
Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук-ловкач какой!
Тянет сеть куда-то
Д/и «Подбери действие» - развитие речи
«Мяч осенний и волшебный, будет в руки вам скакать и вопросы задавать:
Листья осенью (что делают?)… листья желтеют, опадают…
Повторение времен года по порядку, название деревьев, отгадывание загадок по теме «Осень»
Рассматривание осенних пейзажов – развивать умение рассматривать картины, делиться впечатлениями.
Упражнение на релаксацию «Солнечный зайчик», «Веселый ветерок»
Д/и «Что изменилось осенью в природе»-развитие наблюдательности.
Чтение А. Плещеева «Миновало лето» - знакомство с произведением
Повторить с детьми, чем люди занимаются осенью.
Труд: уборка увядших растений
Слушание аудиозаписи музыка П. И. Чайковского «Осень»
«Закружился надо мной дождь из листьев озорной»
Беседа «До чего же он хорош, где такой еще найдешь» -упражнять детей в различии растений в осеннем наряде, обогатить эстетический опыт, вызвать радостное переживание от восприятия красоты природы осенью.
Наблюдение за листопадом
Составление букетов из осенних листьев, сбор листьев для гербария, шишек для поделок.
Игра-хоровод «Осенний букет»
Чтение худ. лит. «Разноцветные кораблики» Д. И. Кайгородовой
Д/и «Оденем дерево» -выбрать из разбросанных на полу листья своего дерева и поместить на ветках
Игровое упражнение «Найди пару» -собрать похожие по цвету листья
Пальчиковая игра:
Ветер по лесу гулял, ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый, резной
Вот с березки – золотой, вот последний лист с осинки ветер бросил на тропинку.
С/р игра «Цветочный магазин» - познакомить детей с новой профессией, расширять кругозор детей, обогащения словаря
Труд: сбор семян – формирование положительного отношения ребенка к труду.
Слушание аудиозаписи «Вальс с листьями» А. Гречанинов
Беседа с родителями «Осенние поделки с ребенком»
«В лес осенний, на прогулку приглашаю вас пойти
Интересней приключенья нам, ребята не найти».
Беседа «Осенний лес» - уточнение и расширение у детей представлений об осеннем лесе. Рассказать, как прекрасна природа в это время года.
Творческая игра с элементами конструирования «Удивительный лес» -составление картин на фланелеграфе.
Д/и «Рассели птиц» - (знак «Солнце» - перелетные, знак «Снежинка» -зимующие)
Упражнение на развитие логики и памяти «Кто как передвигается?»: гусеница ползает, а кузнечик прыгает.
Настольная игра « Съедобные и несъедобные грибы» - вспомнить название грибов, их внешние признаки, место произрастания (лес, луг) , какую пользу или вред могут принести грибы.
Игра « Дорисуй »-развитие зрительного восприятия
Чтение худ лит В. Даль «Война грибов и ягод» - расширять у детей знания о грибах.
Развлечение с детьми младшей группы «Осенние заботы лесных зверей»
Инд. Раб. «Кладовая лесных зверей» - из счетных палочек – развитие воображения, мелкой моторики
Слушание аудиозаписи звуки осеннего леса
Осень – вкусненькое слово, варится варенье, потому что фруктов много, много угощенья.
Беседа «Что нам осень подарила, что в корзину положила?» - закрепить знания об овощах, фруктах.
Сказочки с грядочки « Томатик и Грушик»
Игра на внимание «Овощная радуга» - развивать зрительное внимание при составлении цветных картинок-половинок.
Пальчиковая игра «Урожай»
П/и «Корзина с фруктами»
Настольный театр «Овощная сказка» - формировать интерес к театрализации
Худ. творчество «Огородное чучело»
Д/и «Огород»-формировать знания об осени, овощах и фруктах.
Ручной труд: изготовим овощи и фрукты для сюжетно – ролевой игры «Магазин»
Муз. игра « Огородная хороводная
Чтение « Вершки-корешки» - расширять знания детей об овощах и их пользе
Калейдоскоп осенних красок
Игра – викторина об осени между группами:- закрепить представления об изменениях в природе осенью, о фруктах, о овощах, ягодах, грибах, создать у детей радостное настроение, вызвать эмоциональную отзывчивость, способность развитию интереса к окружающему миру.
Игровое упражнение «Кто больше назовет примет осени?»
Игры на развитие логического мышления «Осенние ошибки».
П/и «Ручеек»
Настольная игра « Овощное лото»- создать условия для развития умений детей сознательно принимать игровую задачу.
Конструирование «Шубка для ежа» - развивать творческий замысел (туловище – пластилинография, семечки – колючки
Конкурс: Собрать красивый букет для помощника воспитателя.
Конспект НОД на тему: "Осень" в подготовительной группе
Цель: знакомить с сезонными явлениями через ознакомление с шедеврами живописи, поэзии и музыкиХод занятия:
Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте:
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало -
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
Ответ детей: это месяц ноябрь.
- Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
- Ноябрь – последний осенний месяц. А какие признаки глубокой, поздней осени показаны в стихотворении?
Примерные ответы детей: Реже солнышко появляется, на улице холодно, короче становится день, лес обнажается, птицы улетают на юг.
- Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»?
Дети: у деревьев опали все листья.
- Почему летний шум листвы кажется нам веселым, а осенний - печальным?
Ответы детей.
- А какие еще вы знаете стихи о поздней осени?
Дети читают стихи:
***А. Плещеев
Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и рощах
Пусто и уныло.
Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
***А. Плещеев
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
… Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
***С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем, совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
- Какая осень во всех этих стихах?
Дети: унылая, хмурая, холодная.
- Да, ребята, листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.
-А что произошло с пышным, пестрым ковром листьев, устилавшим землю?
Дети: листья поблекли, потемнели.
- Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится?
Дети:
- Осень не стоит на месте. Она идет к зиме. Наступит день, когда выпадет снег. Назовем этот день «ворота зимы». И мы сейчас с вами поиграем в игру «Ворота»
Игра «Ворота»
-Двое детей возьмутся за руки и изобразят ворота. А остальные будут проходить в ворота, говоря кто они, называя приметы осени (мороз, длинные ночи, хмурые тучи, иней на ветках, короткие дни, первый лед, короткие дни, холодный дожди, порывистый холодный ветер). Если кто-то ошибается, ворота его не пропускают.
- Ребята, каждое время года дарит нам много красоты и творчества. Осенью каждый день можно увидеть какие-то изменения, превращения. Постараемся их не пропустить.
Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал свое настроение от поздней осени.
А вот какая осень у Вивальди. (звучат музыкальные фрагменты)
- Чья музыка вам больше понравилась? Что объединяет эти произведения? А в чем их отличие?
- Посмотрите на репродукцию картины В. Поленова «Ранний снег». Что мы видим на картине?
Рассказ воспитателя: По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор, и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.
Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане - ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте - серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Точно и изящно прорисованы листья на деревьях.
А какие приметы поздней осени вы увидели на картине?
Дети: небо затянуто тяжелыми (свинцовыми) облаками, река еще не замерзла, кое-где висят листья на деревьях, а землю уже укрыл снег.
- Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «Серебряной осенью».
- А сейчас мы с вами попытаемся изобразить позднюю осень.
Дети рисуют, звучит музыка Чайковского и Вивальди.
Анализ детских рисунков.
При анализе работ обращаем внимание на цветовую гамму, аккуратность в работе, на композицию рисунка.