Почему ребенок кусает. Почему ребенок кусается и как его отучить от этого? Ребенок кусается что делать

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии – преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения – в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале – силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года – оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей – еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре – определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе – преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, – среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки – диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра – любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх – плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту – как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии – хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост – действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы – случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия – депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход – детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание – результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите – базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус – элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же – гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт – действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения – все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей – не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение – признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, – предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте – не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность – это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения – это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, – огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача – поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Как уверял дедушка Фрейд, все мы хотим одновременно съесть и уничтожить то, что любим. Но взрослые достаточно разумны и мудры, чтобы понять невозможность воплощения этого противоречивого позыва и примириться.

Дети только начинают быть разумными и мудрыми. Им тяжело совладать с желанием из-за незрелости центральной нервной системы: возбуждение из очага эмоций легко охватывает бόльшую часть мозга и активирует двигательную активность. Поэтому и радостные, и огорчённые тоддлеры стискивают, колошматят, бегают, крутятся и у них это не проявление агрессии.

Поэтому у меня нет других советов для вашей крохи, кроме как: «Маму грызть нельзя, потому что я против» и подготовленной среды.

Тот, кто имеет много пространства для самореализации, довольно сговорчив. «Тут воду не льём, только сюда» - «Ок». «В этой зоне красим краской, карандашами, пластилином, а в других местах не рисуем» - «Ладно».«Вот мои ложки-вилки-ножи-кастрюли-тарелки-стаканы-кувшины, а это твоя утварь, и трогать её нельзя» - «Хорошо, ты тоже мою вилку без спроса не бери».

В год и три обычно интересно знать, как надо и как не надо, познания на эту тему легко становятся предметом гордости. Главное, чтобы простор для свободных действий был привлекательным. Если на одно малюсенькое «Ну, поиграй» приходится два гектара «Вова, перестань», ожидать лояльности от малыша не стоит.

Что делать, если ребёнок кусает маму

  • Взаимодействуйте активно. Считается, что папам проще подбрасывать, кружить, баловаться и возиться с детьми, и поэтому они чаще так играют. Но почти всегда отец - работающий родитель. Так что причина не только в том, что ему удобно так играть, но и в том, что детям так удобнее выплеснуть энергию, скопившуюся за время скучания по значимому взрослому, которого целый день не было. Можно не только тормошить, но и какой-то хитростью сместить внимание, уменьшая удобство кусания: щекотать, кружить, закатывать в плотное одеяло, целовать пятки.
  • Поищите подходящую интонацию. Иногда тоддлер неправильно понимает «сказанное строго» как пугающий или агрессивный посыл. В каком голосе ему услышатся твёрдость, огорчение, забота? Ваша задача не осудить, а дать понять, что так делать нельзя. При этом несправедливо отвергать ребёнка, который продержался так долго без вас и теперь жаждет наверстать упущенное.
  • Увёртывайтесь, но не прекращайте обниматься. Перед вами стоит сложная акробатическая задача: отклоняться от нежелательного поведения, осуждая укусы решительно, спокойно и корректно, но продолжать обнимать, не прерывать контакт.
  • Предлагайте альтернативу. Параллельно пробуйте новое: чтобы было больше конструктивных вариантов приложения энтузиазма. Разнообразные игры с водой оттягивают на себя лишнее напряжение. Живителен такой контекст, в котором малыш может побыть с мамой один на один. Пусть ненадолго, но совершенно безраздельно ему принадлежит маленький кусочек вашего внимания. Иногда детям для счастья нужно меньше, чем мы думаем. Прыгать вокруг и по уставшему взрослому, который лёг на диван или ковёр - любимейшее развлечение, которому все возрасты покорны. На моих глазах школьники в детском лагере изобрели и с восторгом предавались забаве «в зайца»: вожатый объявляется зайцем, убегает от ребятни, потом толпа его догоняет, валит и все обнимаются.
  • Придумайте ритуал встречи. Ищите приятные вам обоим формы ласки, чтобы создать ритуал встречи. Гладьте малыша по спинке, предложите ему помочь вам раздеться и убрать вещи на место. Всего не перечислить, ищите что-нибудь особенное именно для вашей семьи.

Если ребёнок кусает маму не только при встрече, то это хотя бы частично может быть предсказуемо. Задача опять же вовремя обнять, не давая возможности грызть, если вы подозреваете, что малыш к этому близок. И каждый раз повторять: «Маму кусать нельзя, потому что я против».

И почаще обнимайте кусачих, подросших и самостоятельных, даже интровертов - аккуратно и в приемлемой для них форме. Даже тех, кто боится щекотки. В общем всех и всегда, но с учётом их потребностей и ваших возможностей.

При появлении первых зубок практически каждый малыш активно ищет им применение, и даже старается кусаться. И хотя психологи уверяют, что это нормальное явление, родители стараются найти способ, как отучить ребенка кусаться. По мнению специалистов, дети таким способом просто познают мир. Но, в любом случае, данное поведение нельзя расценивать, как норму, и поощрять кроху тем более, не следует. Каждый родитель должен знать, как повлиять на такую негативную ситуацию. Очень трудно объяснить малышу, что нужно кусать морковку, яблоко, но пробовать на зубок братишку или папу все-таки не следует.

Как должны реагировать родители, может быть, дать ребенку понять, что его поведение плохое? Но, так можно нанести ребенку психическую травму, ведь малыш может не понять запрета. Некоторые уверены, что плохая привычка сама исчезнет, необходимо лишь некоторое потерпеть. Все гораздо сложнее, ведь у крохи зубки довольно крепкие, хоть и маленькие, поэтому с трудом можно сдержать возглас, если малыш укусит. Кроме того, ребенок может укусить кого-то из детишек, играющих на детской площадке, и у них не будет такого же понимания ситуации, как и у вас. К тому же, вы можете заметить, что вас вместе с ребенком, почему то стали реже приглашать в гости.

Если нужно отправить малыша в детский сад

Особые трудности возникают, когда нужно отправлять ребенка в детский сад, ведь на ребенка жалуются воспитатели, и даже предлагают какое-то время оставить чадо дома, пока он не отвыкнет от этой привычки. Кроме того, работники детского сада рекомендуют обратиться к психологу, чтобы выяснить, как отучить своего ребенка кусаться. Следует отметить, что первые попытки кусаться появляются у малыша, когда он пользуется резиновыми игрушками, при прорезывании зубов. Если в тот период еще продолжается грудное вскармливание, естественная любознательность обязательно отразится на маме, потому что такие детки всегда кусают мамину грудь.

В таком случае женщина не должна все это терпеть молча, а позволять крохе так вести себя абсолютно недопустимо. Иначе, велик риск получить кусающееся чадо. Как только ребенок впервые попытается укусить вас, необходимо ему продемонстрировать, что это плохой поступок. Если он продолжает вести себя так же, нужно просто забрать у него грудь. В этом случае малыш четко усвоит, что кусаясь, лишается не только еды, но и мамочкиной груди. Специалисты уверяют, что если требуется отучить от этой привычки годовалого малыша, то лучше всего именно отобрать у него грудь. Самым маленьким крохам становится понятно, что испытывать свои зубки на маме нельзя.

Известно, что не всегда можно обнаружить причины, вызывающие подобное поведение карапузов. Многие детки в этом отношении непредсказуемы, они просто подходят к кому-то, и кусают другого ребенка совершенно неожиданно. В данном случае важно, как отреагируют окружающие ребенка близкие люди. Но, прежде нужно заострить внимание мам и пап маленького кусаки на такую причину, как скука. Нередко малыш подобным способом старается завладеть вниманием родителей. Практика показывает, что чаще всего вредная привычка кусаться у детей появляется именно потому, что им скучно. И в первую очередь, карапузу требуется внимание мамы. К тому же малышу не важно, по какой причине он получает родительское внимание, вызвано ли оно приливом нежности или же злостью, вызванной укусом.

Как отучают ребенка кусаться? В связи с этим у детских педагогов существует мнение, что близкие должны уделять крохе максимум внимания. Старайтесь общаться с ребенком постоянно, хвалите чаще, целуйте. Нередко родители опасаются, что такое поведение просто избалует малыша. В то же время, любовь к ребенку не должна переходить во вседозволенность, а просто любовью вы ребенка никогда не избалуете. В то же время, заметив попытки укусить, быстрее ограничивайте с ним общение, начните разговаривать с ним строго, чтобы он понял, что его поведением недовольны. Детские психологи советуют при общении с ребенком присаживаться на корточки, чтобы оказаться на одном уровне с ним. Так, все сказанное вами будет воспринято малышом лучше, он быстрее усвоит информацию.

Если вы сделали ребенку внушение, оставьте его в комнате одного, и он довольно быстро поймет причинно, что имеется непосредственная связь между маминым исчезновением и укусом. Благодаря такой мере можно очень эффективно отучить карапуза пускать в ход зубки. Если ваш малыш начал кусаться, попытайтесь применить и другие тактики. Не нужно терпеть боль, хотя так обычно родители и поступают. Во время укуса следует крикнуть, что вам больно, или что-то подобное. Такие меры всегда эффективны, и порой достаточно одного раза, чтобы ребенок оставил свою негативную привычку. Но, требуется учесть, что подобная мера хорошо действует лишь в том случае, если ребенок очень чуткий, способный сопереживать другому человеку.

Такие детки плачут, если видят, что другой карапуз разбил коленку, а также они расстраиваются, если видят бездомного котенка, щенка. Но, среди малышей немало менее восприимчивых натур, полагающих, что плохо лишь то, от чего страдают они. В то же время такие дети без смущения могут обижать других. Некоторые родители считают, что в ответ на укус ребенка тоже можно укусить, чтобы у него в связи с этим возникла негативная ассоциация. В реальности, мнение является неправильным. Если такую тактику применяют взрослые люди, результат бывает противоположный ожиданию. Ребенок начинает думать, что кусаться – это правильное, ведь и папа тоже так поступает, кусается!

Ребенок кусается в детском саду — такое явление можно часто встретить. Это, можно даже сказать, норма. В каждой группе найдется эдакий драчун или кусака, от которого страдает вся группа — синяки и укусы на щеках детях красноречиво об этом говорят родителям. Вовлеченными в разбор полетов оказываются все: дети, воспитатели, родители.

Воспитатели разводят руками — он такой непослушный, этот кусака, никак с ним не справиться. Родители укушенных детей пытаются переключить свое внимание на родителей кусаки — но тем, похоже, дела нет: — Нашему ребенку уделяется мало внимания, поэтому он и кусается. И как это ни странно, если ребенок кусается в детском саду, то виноват вовсе не он, кусака, а взрослые, даже с юридической точки зрения.

Комментирует юрист, Владимир Коржов:

Главное установить, кто виноват, если ребенок кусается в детском саду. Только не ребенок. Если он в ДОУ, то за укусы отвечает работник ДОУ, если рядом с ним родители, то отвечают они. При установлении виновного взрослого лица он понесет ответственность, либо гражданскую, либо уголовную (ведь он может укусить такого же малыша с тяжелыми последствиями).

Если нужны профилактические меры, то рекомендую составить предостережение родителям (ответственному лицу ДОУ) в произвольной форме, но на юридическом языке. Отказ от подписи родителей в таком предостережении можно заверить, если есть свидетели. Такое предостережение (можно и неоднократное) в случае трагедии или средней травмы очень сильно поможет в суде.

Конечно, подобное предостережение — крайний случай, и проблему как таковую не решит: ребенка из садика не исключат, если и переведут в другую группу — то он будет себя вести там абсолютно так же. Значит, нужно искать рычаги воздействия другие, а именно — через воспитателей. Опять на помощь нам приходит психология:

Комментирует детский психолог, Любовь Голощапова:

Кусачесть как форма самозащиты или нападения является проявлением одного базового чувства – гнева. Тот, кто думает, что у детей не может возникать гнев, ошибается. Дети садовского возраста вполне способны при определенных обстоятельствах его испытывать, только выражается оно у каждого по-своему. Кто-то кричит и размахивает руками, кто-то топает ногами, кто-то дерется, а кто-то кусается. У «воспитанных», таких удобных, детей чувство гнева к 3-4-летнему возрасту уже может быть загнано старательными воспитателями внутрь и выражаться в виде неосознаваемых или слабо осознаваемых страхов, что тоже ничего хорошего не сулит. Что же делать?

Начнем с того, что гнев, если уж он возник, является вполне естественным чувством, которое ни в коем случае не следует подавлять (если, конечно, у вас нет тайной цели вырастить человека с набором хронических заболеваний). Наоборот,

НУЖНО ПОМОГАТЬ ГНЕВУ ПОЛНОСТЬЮ ВЫЛИВАТЬСЯ НАРУЖУ, НАХОДЯ ПРИ ЭТОМ БЕЗОПАСНЫЕ И ЭКОЛОГИЧНЫЕ СПОСОБЫ, ПРИЕМЛЕМЫЕ ДЛЯ САМОГО РЕБЕНКА И ОКРУЖАЮЩИХ ЕГО ЛЮДЕЙ.

Любой запрет, отказ в получении желаемого у здорового человека может вызвать недовольство – это абсолютно нормальная реакция. Степень выраженности недовольства может быть очень разной, и это тоже вполне нормально. Задержанный в себе, сдержанный гнев вызывает заболевания и психологические комплексы. В момент, когда человек сердится, в его организме вырабатывается дополнительная энергия (для действий в защиту его безопасности), которая должна быть сразу же израсходована. Именно так и действуют маленькие дети, которые и кричат, и плачут, и смеются всем своим существом, телом и душой, немедленно и сразу, «отрабатывая» эмоции по мере их поступления, а не через неделю, при удобном случае и под горячую руку.

Так что же, кусаться?

Не обязательно.

РЕБЕНКУ, КОТОРЫЙ ЧАЩЕ ДРУГИХ ВЫРАЖАЕТ АГРЕССИЮ И ГНЕВ, НУЖНО БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ВЗРОСЛЫХ.

При этом он примет внимание любого качества. которое вы ему предложите — и позитив. и негатив, но в наших интересах давать ему только позитив, потому что откликаться будет так же, как аукается.

Самый простой способ действовать в лоб – наказывать, ругать, читать нотации. Это работает, и еще как! Но в обратную сторону. Чем чаще называем ребенка драчуном и кусакой, тем чаще он дерется и кусается. Наказания вообще превращают гнев в страх – старые проблемы остаются на месте, а новые прибавляются.

Ребенка нужно как можно чаще хвалить – такой вот парадокс. Он и ведет-то себя неприятно только потому, что взрослые ленятся увидеть в нем его изюминку, его хорошие стороны, его способности, а вместо этого смакуют то, что в нем несовершенно, и это несовершенство быстро разрастается. Поэтому для начала все мелкие проколы малыша нужно начать просто тупо игнорировать. Все мелкие позитивные его действия, наоборот, хвалить, подмечать, так же, как замечают мельчайшие крупинки золота в песке, когда ищут золотую жилу. Мы ведь хотим открыть в малыше настоящий клад – любви, доброты, таланта и радости? Вот и смотрите в оба, и не тратьте время на разглядывание простого песка. В общем, я думаю, вы уже поняли, о каком сите идет речь.

За более крупные проявления агрессии наказывать нельзя категорически. Их лучше предупреждать – отвлекать, занимать чем-то интересным и приятным, если нужно – объяснять. Ребенку, склонному к проявлению агрессии, нужно больше двигательной нагрузки, при любой возможности нужно давать ему покричать (в виде игры, песни, чего угодно, хоть соревнование устраивайте по писку, крику и смеху). Такой ребенок очень хорошо реагирует на индивидуальное внимание взрослого, и даже небольшие по времени, но регулярные ваши усилия будут вознаграждены сторицей.

Нет ничего страшного в том, чтобы пойти навстречу неординарному ребенку, и немного подстроить занятия и игры в группе под его интересы. Что ему нравится? Чем он способен увлечься? Перенесите акцент, хотя бы на некоторое время, на то, что нравится ему. Пойдите ему навстречу, проявите свою добрую волю к наведению мостов. Вполне возможно, умом он этого не поймет, не заметит, но сердцем почувствует обязательно. Ему это так необходимо!

Дети часто становятся кусаками и драчунами, когда им не хватает простого человеческого тепла, которое они по тем или иным причинам недополучают дома от родителей. Тогда ребенок все силы кладет на то, чтобы получить хотя бы отрицательное внимание других людей.

Медленно растущий, слабый цветок можно ругать часами и даже начать реже поливать в виде наказания. Но разве он от этого станет лучше расти и обильнее цвести?

Привычка кусатьсяу детей - очень распространена. Начиная буквально с полугодовалого возраста, малыш проявляет новые навыкикусания, которые могут продолжаться вплоть до периода младшей группы в детском саду. Чаще всего, период кусания начинается с 1,5 - 2 лет и особенно ярко выражен в период кризиса 3-х лет. В грудном возрасте, основная причина прикусывания - прорезывание зубов. Ребенок тянет все в рот для облегчения своего состояния - почесать зудящие десны.

Почему кусается ребенок?

Уже с раннего возраста, начиная сгода и до 3-х лет, у ребенканаступает новая стадия развития - автономная. В это время происходит отделение личности малыша, становление самосознания, кроха выделяет себя в окружающем мире. Как раз в это время можно все чаще и чаще слышать «Я сам!». В это время возрастает чувство самостоятельности, желания, потребности ребенка растут, он начинает требовать, отделять свои вещи и проверять силу своих возможностей. По этим причинам кусание в возрастной группе до 3-х лет, вполне нормальное явление. Но его не стоит оставлять без внимания.

Так почему же дети кусаются? С проблемой прорезывания зубов все более или менее понятно. Кроме того, в грудном возрасте, малыши могут кусаться по причине неправильного прикладывания к груди. Довольно часто, консультантам по грудному вскармливанию приходиться помогать мамам в решении этой проблемы.

У детей старшего возраста, начиная с 1,5 лет, привычка кусаться, проявляется как один из социальных навыков. Ачаще всего укусы являются ответной реакцией ребенка на обиды сверстников. Иногда это способ привлечь к себе внимание окружающих и взрослых.

Часто на детских площадках могут найтись покусанные малыши. Сам «обидчик» может укусить сверстника во время игры в результате перевозбуждения или созданной стрессовой ситуации, например, когда была дана неудовлетворительная роль в игре, отобрана любимая игрушка и пр.

Кусание взрослых и тем более родителей - это ни что иное как привлечение к себе внимания. В раннем возрасте малышу все равно, какими именно эмоциями было вызвано внимание родителей - отрицательными или положительными. Ему необходим конечный результат -общение.

Особенно часто такие ситуации можно видеть при рождении 2-го ребенка в семье. Кстати, именно малыш может стать «мальчиком для битья» и испытывать на себе всю обиду старшего брата или сестры. Ведь именно кроха является тем «фактором», который отвлекает внимание родителей.

В привычке кусаться иногда могут быть виноваты мама и папа, которые с самого раннего возраста, во время игры или минут нежности и ласки - аккуратноприкусывают пальчики ли пятки. У ребенка формируется неправильная ассоциация укус - это проявление ласки и заботы, и не имеет значение, что он аккуратный.

Более сложная ситуация формируется, если у малыша появляется привычка кусаться в детском коллективе. Часто, педагогический состав просто не успевает уследить за «кусаками», ведь это дело, буквально, секунд. И появляются сразу 2 жертвы - укушенный, и сам виновный, который будет наказан за проявление своих эмоций. В случае если ребенок часто кусается в садике, то это, как говорят психологи, является реакций на недружественный коллектив и стресс от пребывания в группе. И иногда родители просто вынуждены сменить детское учреждение, по собственному желанию или же по совету руководства садика.

Кроме стресса от пребывания в садике и недружественности коллектива причины, по которым ребенок может кусаться, могут скрываться в самой семье. Довольно часто привычка кусаться формируется в ответ на конфликты в доме, если родители постоянно ссорятся или же разошлись, если же в семье появился новый член семьи - 2-ой ребенок или же одинокая мама/папа вышла замуж/женился.

Как отучить ребенка кусаться?


  • Перед тем как приступить к разговорам с ребенком и тем более жесткимдействиям, необходимо понять, по какой именно причине он кусается. Иногда, на кроху влияет сразу несколько обстоятельств. И только после того как были установлены все факторы, можно приступать к действиям.
  • Так, если ребенок кусается по причине того, что у него режутся зубки, то необходимо запастись прорезывателями и купить подходящий гель для прорезывания зубов, который облегчит процесс и избавит малыша от неприятных ощущений.
  • При прикусывании маминой груди, лучше всего проконсультироваться спедиатром или консультантом по грудномувскармливанию. Они помогут наладить кормление и исправят ошибки. При правильном прикладывании, обычно, все проблемы сходят на нет.
  • В случае если ребенку просто некуда девать свою энергию, и он очень подвижен, то целесообразней приготовить для него активные игры, посещать различные кружки. Кроме того, существенно помочь в контроле своих эмоций, поможет творчество - лепка из пластилина, рисование и пр. виды искусства, которые требуют активной работы руками и сосредоточенности.
  • В случае если малыш очень эмоционален, то родители должны проделать определенную работу и научить ребенка правильно проявлять свои эмоции. Так при наличии теплых чувств можно обнять, поцеловать, но никак не кусать. В случае если требуется внимание, и у малыша есть желание поиграть или пообщаться с родителями, нужно просто попросить.
  • Когда мы говорим о недостатке родительского внимания, в борьбе с кусанием, важна и роль родителей, которые должны сами контролировать малыша, и предугадывать укусы. Делать домашние дела, лучше всего совместно с ребенком прося его о помощи, например, подать необходимую вещь. Такие нехитрые действия помогут малышупонять, что он нужен. Кроме того не стоит скупиться на теплые слова, и чаще говорить о любви к ребенку.

Как отучить ребенка кусаться в детском саду?

В первую очередь ребенку нужно дать больше пространства. Психологи утверждают что дети, которые кусаются, как правило, нуждаются в большем личном пространстве. Родители должны помочь найти малышу тот маленький, тихий уголок, в котором он может побыть один в те моменты, когда эмоции зашкаливают.

Дети в этом возрасте могут не совсем правильно понимать родителей или не понимать их вообще, кода речь заходит о столь глобальной теме социального поведения. Лучшая форма усвоения - игра. По этим причинам рекомендованы ролевые игры. Например, мама может аккуратно отбирать любимую игрушку, а ребенок должен научиться говорить «нет» или «нельзя», но не кусаться или проявлять др. формы агрессии.

Родители должны неустанно следить за малышом и стараться уничтожать конфликтные ситуации на корню. В случае если у ребенка есть «любимые жертвы», которые постоянно подвергаются укусам, то необходимо и с ними провести профилактическую беседу и научить быть более напористыми и не давать себя укусить.

В некоторых случаях будет необходима консультация психолога, который поможет в решении проблемы и даст универсальные советы. Чаще всего это создание условий для рисования - карандашом, фломастером и особенно красками. Кроме того, успокоиться хорошо помогают строительные игры - кубики, конструктора.

Как отучить ребенка кусаться в 1,5 года?

Наиболее явная причина укусов в таком возрасте - желание контролировать других детей, ситуацию, или же простое раздражение. Родители должны постараться объяснить малышу, что существуют др. способы контролирования ситуации и способы справиться со своим раздражением.

В первую очередь, ребенку необходимо помочь описать родителям свое состояние. Например,он зол, что другой малыш забрала у него игрушку. Кроха должен сам это описать и сказать, своими словами, но чтобы родители его поняли.

2-ой этап - это озвучивание своего негодования не только родителям, но и потенциальному обидчику. На этом же этапе должна проводиться работа над чувством сопереживания и щедрости. Кроха должен научиться делиться игрушками.

В случае если родители видят раздражение ребенка, то необходимо сменить деятельность. Например, после игры потанцевать, или просто прогуляться. Успокоиться помогут книжки мультики или сбор пазла.

Как предотвратить кусание?


Похвала поможетв дальнейшем предотвратить кусание окружающих в дальнейшем. Хвалить ребенка необходимо, в случаеесли он справился сосвоими эмоциями и повел себя так, как просили родители. Но похвала не должна выражаться в виде конфет или пр. сладостей. Похвала - это обычные слова, и ребенок должен понимать, что Вы цените его сотрудничество и правильную реакцию при выходе из конфликтной ситуации.

В дальнейшем малыш поймет,что чувствует себя лучше, когда ему уделяют внимание и хвалят за хорошее поведение. Произойдет ассоциация, между положительным и отрицательным вниманием родителей, правильное осознание выгодного положения вещей.

В любом случае, укусы маленьких детей и укусы в детском коллективе не являются следствием какой-либо патологии. Но все же, иногда, может понадобиться консультация психолога. Особенно когда ребенок сильно не перегружен, стрессы в его жизни редки, а коллектив в садике к нему доброжелателен. Возможно у крохи скрытые, глубокие причины такого поведения, которые незаметны изначально.