Проект я и моя семья.docx - я и моя семья. Внеклассное мероприятие «Моя семья, мой дом этап - основной

Ирина Чередова
Проект «Мой дом, моя семья и я»

Проект

«Мой дом, моя семья и я »

Пояснительная записка

Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья .

Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный

Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы, родители.

Образовательная область : познавательное, речевое, социально-

коммуникативное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель проекта : формирование у детей понятие «семья » и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье , воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей .

Задачи проекта :

Развивать у детей углубленные представления о семье , родственных отношениях;

Закреплять знания детей об адресе места жительства; имени, отчеств родителей; их профессиях;

Формировать основы нравственности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, воспитывать чувство уважения к старшему поколению, желанию помогать им;

Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.

Ожидаемые результаты по данному проекту :

Обогащение знаний детей о семье , о родственных отношениях, о профессии родителей;

Сохранение семейных традиций и обычаев;

Формирование активности и заинтересованность в образовательном процессе детей и родителей;

Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.

Методы и средства реализации проекта :

- словесный : беседы, вопросы к детям, художественная литература;

- наглядный : рассматривание иллюстраций, семейных альбомов, просмотр мультфильмов;

- практический : досуги, развлечения, экскурсии, театрализация, рисование, аппликация, сюжетно – ролевые игры, дидактические и словесные игры, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью ; творческая речевая деятельность; создание альбома «Семейные традиции» ;

Формы взаимодействия с родителями воспитанников.

Информационно – аналитические

Анкетирование;

Наглядно – информационные

Сайт ДОУ;

День открытых дверей;

Фотовыставки;

Презентации;

Познавательные

Нетрадиционные родительские собрания;

Консультации;

Экскурсии;

Совместная работа по тематическому плану проекта ;

Досуговые

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Участие родителей в конкурсах и выставках.

Продукт проектной деятельности : выставка семейных гербов, презентация альбома «Семейные традиции» , обогащение книжного уголка по теме «Семья » .

Этапы реализации проекта

I этап – Подготовительный

Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье ;

Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» ;

Определение цели и задач проекта ;

Создание условий для реализации проекта .

II этап. Практический

Подбор и разработка методического материала для работы с детьми по теме проекта ;

Подбор художественной литературы;

Разработка консультаций для родителей воспитанников , «История моей семьи » , «Трудовое воспитание в семье » , , ;

Продуктивная деятельность, дидактические и ролевые игры, беседы на тему проекта ;

Создание фотоальбома «Семейные традиции» ;

Организация выставки творческих работ детей совместно с родителями «Дары осени» , «Золотые руки наших мам» , «Поделки к Новому году» .

План мероприятий по реализации проекта «Мой дом, моя семья и я »

Месяц Организованная деятельность с детьми Совместная деятельность педагогов и детей

Совместная деятельность с родителями Консультативная информация для родителей

Сентябрь 1. Опрос детей для выявления уровня знаний о своей семье «Расскажи о своей семье » ;

2. Анкетирование родителей на тему «Семейные ценности» .

Октябрь Беседа «Моя семья » ;

«Расскажу вам о своей семье » (рассказ по схеме) ;

Решение проблемных ситуаций : «Один дома» Познавательный рассказ воспитателя «Семейные связи» ;

Рисование «Моя дружная семья » ;

Чтение художественной литературы : В. А. Сухомлинский «Мама пришла» , «Дедушкина ложка» , русская народная сказка «Три медведя» ;

Пальчиковая гимнастика : «Дружная семейка»

Сюжетно-ролевые игры : «Семья » , «Встречаем гостей» Просмотр семейных альбомов, составление рассказа о семье ;

День открытых дверей; Консультация «Роль семейных традиций в воспитании детей» ;

Памятка «Права ребенка и права родителей» ;

Родительское собрание «Задачи развития и воспитания детей» ;

Папка-передвижка «Возрождение семейных традиций» ,

Ноябрь Беседа «Семья и родной дом » ; «Что я знаю о себе» ;

Видео-интервью детей о своих мамах в рассказах «Мама- мое солнышко» ;

Ручной труд : Подарок маме ко Дню Матери;

Чтение художественной литературы : З. Воскресенская «Мама»

Н. Саксонская «Разговор о маме» ;

Словесная игра «Огорчится ли мама, если…» Помощь родителей в организации праздника «Осенняя ярмарка» . Выставка поделок из природного материала;

Сбор информации по теме «Путешествие в прошлое семьи »

«О создании благоприятной атмосферы в семье » ;

Консультация

«История моей семьи »

Декабрь Беседа

«Как зовут членов семьи » ;

«С кем я живу?» ;

Рисование «Бабушка любимая» Беседа на тему : «Самые дорогие люди» ;

Чтение произведений :

Я. Акима «Моя родня» ;

Игровая ситуация :

«Мои братья и сёстры» ;

Игра-драматизация :

«Три поросенка» ;

Дидактическая игра : «Моя семья . Составь цепочку» ;

Игровая ситуация : «Помоги бабушке перейти дорогу» Поделки к Новому году;

Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды;

Привлечение родителей к созданию коллективного коллажа на тему «Нарядные куклы» Папка-передвижка : «Как создать семейный герб»

Январь Беседа «Мой дом, моя крепость» ;

«Мой день дома»

Рассказ – соревнование «Чья улица лучше?» ;

Обсуждение ситуаций : «Моя комната» ;

Дидактическая игра : «Как избежать неприятностей дома» ;

Просмотр мультипликационного фильма «Морозко» Мини - проект : «Герб нашей семьи » ;

«Дом нашей мечты» (труд с крупным строительным материалом) ;

Презентация «Наша семья за здоровый образ жизни» ;

Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной» Консультация «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни» ;

«Азбука для родителей учим ребенка правилам безопасности»

Февраль Беседа «Мой папа – защитник Отечества» ;

«Мой папа самый…» ;

Аппликация : «Подарок папе. Кораблик» Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой;

Дидактическая игра : «Если папу зовут, то мое отчество…» ;

Заучивание стихотворений ко Дню защитника Отечества;

Сюжетно-ролевая игра «Морской бой» Выставка поделок, выполненных совместно с папами «Наша армия родная» ;

Выставка семейных фотографий «Наши любимые папы и дедушки» ; Развлечение с папами, посвящённое 23 февраля Консультация «Влияние родительских установок на развитие детей»

Март Беседа : «Мама - слово дорогое!» ;

Рисование «Портрет мамы» ;

«Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.» ;

«Кем работают твои родители» Игра соревнование : «Мамины помощники» ;

Игровая беседа : «Маму с бабушкой я люблю их в обиду не дам не кому» ;

Чтение :

А. Костецкий «Бабушкин портрет» ,

Е. Трутнева «Наша бабушка» .

Прослушивание на диске сказки : «Гуси лебеди» ;

Сюжетно – ролевые игры : «Парикмахерская : Моя мама парикмахер» , «Больница : Мой папа врач» ;

Дидактические игры : «Кому, что нужно?» Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта;

Акция «Подари книгу детям» ;

Фотовыставка «Вот какие наши мамы» ;

Выставка рисунков о профессиях, выполненных совместно с родителями. Папка – передвижка «В царстве вежливых наук» ;

Круглый стул «Роль семьи в воспитании детей »

Апрель Беседа «Как я помогаю по дому» Просмотр мультипликационного фильма : «Марья – искусница» ;

Игровая ситуация : «Маме дома помогаем, свои игрушки убираем» Акция «Письмо любви» (признание в любви детям) ;

Чаепитие с родителями «Мамины пироги» ;

День добрых дел (по благоустройству территории детского сада) ;

Фото – выставка «Достопримечательности нашего города» Консультация «Трудовое воспитание в семье » ;

Буклет : «Распределение обязанностей в семье »

Май Беседа «Семейные традиции» ;

Лепка «Символы семьи и семейного счастья » «Чем мы занимаемся в выходной день» ;

Заучивание пословиц о семье ;

Беседа «Традиции и праздники нашей семьи » ;

Ситуативный разговор : «Если хочешь быть здоров, закаляйся» ;

Составление рассказа «Семейные увлечения» ;

Выставка «Бабушкин сундучок» , игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек Выставка рисунков «Пусть всегда будет солнце» ;

Изготовление табличек с фотографиями прадедушек-ветеранов для выступления на конкурсе патриотической песни;

Создание альбома «Семейные традиции» Памятка родителям «Волшебные слова» ;

Азбука для родителей «Учим ребёнка правилам безопасности»

III этап. Заключительный

Подведение итогов реализации проекта ;

Презентация альбома «Семейные традиции» ;

Выставка семейных гербов.

Внедрение проекта позволило нам создать условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье , ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье , гордость за свою семью .

Работа способствовала :

Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников , создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.

Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.

Повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Развитию творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности.

Оснащению предметно – развивающей среды в группе.

Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.

От семей воспитанников поступают предложения организовывать совместные встречи, прогулки, экскурсии, посещать театрализованные постановки и выставки.

Моя семья. Мой дом и мое место в нем.

Цель: Раскрыть понятие семья. Сформировать представление детей о доме и о месте, которое они занимают в нем. Развивать у детей чувство ответственности за старших и младших членов семьи.

Работа с таблицей «Расскажи о себе».

Работа с кругами Луллия.

Беседа по вопросу «Что такое семья» (Дети рассказывают о своей семье, кто есть в семье, как зовут)

Беседа – рассуждение:

Воспит.: Самыми близкими являются мамы, папы. Братишки и сестренки, бабушки и дедушки. Младшие нуждаются в любви и поддержки старших. Родителям тоже необходимо внимание, но особой заботы требуют бабушки и дедушки, старшее поколение семьи. Они очень любят внуков, берегите бабушку и дедушку. Подумаем вместе. Какие добрые и ласковые слова можно им сказать.

Из поколения в поколение передается такое правило:

Уважай родителей, береги их, не обижай.

Где бы ты не был, спеши к ним по первому зову.

Работа по таблице «Расскажи о себе»

Воспит.: У каждого человека есть дом, в котором живет семья. У одних он деревянный. У других кирпичный с садом и огородом. В таком доме может быть несколько комнат и кухня. Другие живут в многоэтажных домах.

Работа с кругами Луллия «Найди свой дом»

Воспит.: У каждой семьи есть своя квартира. В квартирах могут быть одна или несколько комнат и кухня. Посмотри на свою квартиру. Какая она? Чистая. Светлая. Просторная? От кого зависит чистота и «свет» вашего дома? Помогаешь ли ты старшим в уборке? В чем заключается твоя помощь? Рассказы детей.

Беседа по экологии. Здоровье, настроение в семье, зависят не только от чистоты и уюта в доме, но и от экологического состояния окружающей среды. Посаженные возле дома деревья, цветы обогащают кислородом воздух и поднимают настроение человека.

Если ты хочешь вырасти крепким, здоровым соблюдай правила:

Уважай родителей, бабушку, дедушку, береги их не обижай;

Помогай взрослым содержать в чистоте дом и двор;

Свою комнату содержи в чистоте. Помни, что грязь, беспорядок отрицательно влияют на здоровье человека;

У каждой личной вещи и игрушки в комнате должно быть свое место.

Обобщение:

Помни, что соблюдение личной гигиены, чистоты и порядка помогут тебе вырасти здоровым и счастливым.

Хороший дом помогает человеку быть уверенным в себе и счастливым.

Проектная деятельность в детском саду:

Педагогический проект «Моя семья»

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

О. В. Токмакова

Вид проекта: среднесрочный, фронтальный, творческо-информационный проект для детей 6-7лет.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, интеграция областей.

Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Проблема: дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи.

Цель проекта: формирование у детей понятия «семья»; создание условий для развития речевых и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Моя семья», создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи проекта:

  • формировать навыки творческого рассказывания;
  • формировать у детей представления о семье, профессии родителей;
  • Формировать у детей представление:

о составе семьи, о родственных отношениях, о своей роли в семье, о связи с другими членами семьи;

о необходимости каждому человеку иметь имя, фамилию, свой дом, знать адрес и телефон;

  • воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  • Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Предполагаемый результат:

  • владеть понятием «семья»;
    • знать информацию о своей семье, профессии родителей;
    • знать свои права и обязанности;
    • составлять творческий рассказ о семье;
    • уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
  • знакомство с литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народная сказка «Три дочери», ненецкая «Кукушка»;
  • прослушивание аудиозаписей русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
  • разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший!», пословиц и поговорок о семье, пальчиковой гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик», загадывание загадок, словотворчество;
  • рассматривание репродукций картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка»,

З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», К. Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с дочерью Амалией»; серии картинок из альбома «Учусь говорить» по теме семья.

  • просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «В яранге горит огонь», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
  • Оснащение центров развития ребёнка по теме «Семья»

1 этап – подготовительный:

Наблюдение. Диалог. Монолог, побуждающий детей больше узнать о семейных традициях, о членах семьи.

Анкетирование:

  • «Моя семья»
  • «Сотрудничество детского сада и семьи»

Беседы с родителями:

  • «Зачем человеку детство?»
  • «Знаете ли вы своего ребёнка?»

2 этап - основной:

Информационно-просветительские:

  • «Семья и здоровье»
  • «Семья и отдых»

Консультации для родителей: (информация в папках)

  • «Чем и как занять ребенка дома»
  • «История моей семьи»
  • «Ребенок у экрана»
  • «Художественная литература в жизни детей»
    • «Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Папки - передвижки:

  • «Игра – это детство, детство - это игра»
  • «Папа, мама, я – спортивная семья»

Информационные листы:

  • «Обратите внимание»
  • «Благодарим»
  • «Спрашивали – отвечаем»

Фоторепортажи:

  • «Из жизни группы»
  • «Досуги и развлечения»
  • «В здоровом теле – здоровый дух»

Вовлечение родителей в жизнь детей в детском саду

Досуги и развлечения:

  • «Мама, папа, я – спортивная семья»
  • «У нас в гостях Ивановский драмтеатр»
  • «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с интересным человеком)»

Тематическая неделя:

  • «Мамин праздник»
    • «Я и моя семья»
    • «Знакомимся с профессиями мам и пап»
    • «Домашние любимцы»

Семейные проекты:

  • «Моя родословная»
  • «Счастливый выходной день»
  • «История моей семьи»

Выставки сотворчества родителей с детьми:

  • · «Я и моя семья» (рисунки)
  • · «Волшебные картинки» (аппликация из ткани с дорисовывнием)
  • · «Мастерилка» (поделки из бросового материала)

Создание семейных и групповых альбомов:

  • «Наша дружная семейка»
  • «Наша жизнь день за днем»

Продукт проектной деятельности:

Творческий рассказ на тему «Мои близкие», «Наше путешествие», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», записанный родителями; рисунки детей «Моя семья», дидактические игры, фотографии досугов, выставка стенгазет «Генеалогическое древо».

Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.

Реализация проекта по образовательным областям

  • физическое развитие

Конкурс семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур.

Прогулка всей семьей «Мама, папа, я – спортивная семья».

Презентация «Любимое блюдо моей семьи», составление книги «Семейные рецепты».

Занятия в кулинарном классе (проводят родители, воспитатель).

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – Я!

Вот и вся наша семья!

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем –

В лес ходил.

С этим братцем –

Щи варил.

С этим братцем –

С этим братцем –

Песни пел!

«Ладушки, ладушки,

Где были?
У бабушки (Хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони
Добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами. (Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)

Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (Хлопают в ладоши)

Физкультминутки

Помогаем маме

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо-влево)

Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Девочка Мила

Вечером девочка Мила (шагаем на месте)

В садике клумбу разбила, (прыжки на месте)

Брат её мальчик Иван (приседания)

Тоже разбил… стакан! (хлопаем в ладоши)

Пингвины

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Тема 1. « Путешествие на поезде в РОМАШКОВО».

Цель: в рамках реализации темы образовательного проекта, рекомендуем в НОД по физической культуре включать сюжет « Весна пришла», подчиняя весь ход происходящих действий.

Учить ходить на наружных сторонах стопы, прыгать со скакалкой, упражнять детей в умении подлезать под веревку, прокатывать мяч друг другу между предметами.

ТЕМА 2 «Мы идем весну искать»

Цель: Учить ходить на наружных сторонах стопы, прыгать со скакалкой, упражнять детей в умении подлезать под веревку, прокатывать мяч друг другу между предметами.

ТЕМА 3. «А какая она весна?»

Цель - учить строиться в колонну по два. Ходить на наружных сторонах стоп. Бег на носочках. Прыжки с короткой скакалкой.

Тема 1. «Принесем мы мамочке весенние цветы»

Цель:учить детей лазать по гимнастической стенке, закреплять умения ходить по наклонной доске вверх и вниз, прыгать с высоты, формировать устойчивое равновесие при ходьбе по наклонной доске. Построение в колонну по три. Обычная ходьба, ходьба по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20 см, высота - 30-35 см). Прыжки с высоты (20-25) .

Тема 2. ««Мы - мамины помощники».

Цель: учить детей лазать по гимнастической стенке, закреплять умения ходить по наклонной доске вверх и вниз, прыгать с высоты, формировать устойчивое равновесие при ходьбе по наклонной доске. Построение в колонну по три.

Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево) Бросание мяча вверх, о землю его 2 руками(3-4 раза подряд). В п.игре « Кто быстрее» закреплять умение выполнять подлезание на ступнях без помощи рук в спокойной обстановке.

  • Социально-коммуникативное развитие

Тема : Безопасность ребенка в быту

Цель : познакомить детей с бытовыми приборами – помощниками человека.

Совместная деятельность воспитат. и детей :

Рассматривание предметов и иллюстраций.

Беседа: «Как работают домашние помощники».

Чтение: загадки о бытовых приборах.

Дидактическая игра «Угадай электрический прибор».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Игровая деятельность

  • Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Больница», «День рожденье», «Салон одежды для дома».
  • Игры – драматизации по произведениям: «Репка», «Красная шапочка», «Гуси – лебеди».
  • Дидактические игры: «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?».
  • Настольно – печатная игра «Моя квартира».

Цель: Закрепить представления детей о самых близких им людях, воспитывать любовь и уважение к близким людям, их труду.

Социальное развитие

  • Тематическое занятие по Конвенции о правах ребенка.
  • Семейная принадлежность: «Моя родословная – родственные связи».

Рассматривание семейных фотографий. Составление «Генеалогического древа» (в контексте прошлого и будущего), карты-схемы микрорайона с обозначением домов, где живут дети, альбомов «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Самый счастливый день в семье» (ко дню рождения ребенка).

Беседа «Моя родословная».

Чтение: Я.Аким «Кто кому кто», М.Яснов «Вот как я семью нарисовал».

Продуктивная деятельность: изготовление подарков родным.

Театр

  • Семейные мини-спектакли, составление сценариев детских развлечений, театральные этюды «Семейные диалоги».
  • Совместное посещение семьями театров.

Родовое дерево

Родовое дерево я нарисовал

И на этом дереве всю семью собрал

Дедушки и бабушки – это корни наши

Ствол – мои родители, и плюс тетя Даша

Дядю Гришу посадил я на толстой ветке

На другую примостил попугая в клетке

Рядом дядина жена – невестка она наша

А в матроске сынок, зовут его Саша

Он двоюродный мой брат и племянник папы

А приехал в гости к нам из города Анапы

На верхушке Мурочка – кошка она наша

А в бейстболке я и сестра Наташа.

Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

Приводить в порядок игровые уголки, убирать на место строительный материал, настольные игры, оборудование и материал для труда.

Пересаживать цветочные растения, поливать их, подкармливать птиц.

Дидактические игры: «У нас порядок», «Все по своим местам».

Беседа: «Как ухаживать за комнатными растениями».

Мой цветочек лучше всех

  • Познавательное развитие

ФЭМП

«Рост и возраст членов семьи».

Цель: помочь детям понять: кто кому кем приходится; кто старше, на сколько, сколько всего членов семьи; кто самый высокий, самый низкий; запомнить возраст близких.

Игровое упражнение: «Назови самого старшего члена семьи», «Кто самый высокий».

Совместная игра детей и родителей «Семейный бюджет».

Познавательное развитие

«Все профессии важны – все профессии важны»

Цель: продолжать обогащать познавательные интересы о профессиях знакомых детям, профессиях членов их семьи. Вызвать желание помогать, уважать их труд.

1. Поговорить с ребенком о профессиях врача, учителя, воспитателя, портнихи, парикмахера, повара, продавца, художника, музыканта.

2. Рассказать детям о каждой профессии и помочь запомнить информацию.

3. Упражнение "Кто что делает?" на подбор глаголов к существительным.

Повар - варит, жарит и т. д.
Врач- ...
Учитель- ...
Музыкант- ...
Портниха- ...
Художник- ...
Парикмахер- ...

«День – ночь»

Цель: показать зависимость наступления дня, вечера, ночи и утра от положения Земли по отношению к Солнцу;

закрепить представление детей о строении Солнечной системы. Закрепить режим дня дошкольника.

Природа

Продолжить наблюдение за растительным и животным миром, неживой природой. Отметить изменение долготы дня: светать стало раньше, а темнеть позже. Отметить изменение в одежде людей, закреплять умение делать выводы о взаимосвязи одежды и погоды.

Рассматривание иллюстраций, картин В.М.Васнецова «Богатыри», «Аленушка».

Беседы: «Бабушкин сундук», «Мальчик и девочка», праздник «Веснянка», «Права и обязанности в семье», «Мое имя»

Чтение: В.Даль «Старик – годовик», Ф.Тютчев «Зима недаром злится…», сказка Х.К.Андерсена «Дюймовочка», В.Вересаев «Братишка», С.Черный «Когда никого нет дома», сказка «Красная шапочка».

Подвижные игры: «Найди свой дом», «Прыгунчики-воробушки», «Найди себе пару», «Бездомный заяц».

Продуктивная деятельность: коллажи «Домашние любимцы», составление семейных альбомов «Комнатные растения».

Мир, в котором мы живем.

Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», работа с картами «Мой город».

Конструирование.

- «Дом моей мечты», плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.

- «Дома из строительного материала»

  • Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наши любимые питомцы», «Наше путешествие», «Мир семейных увлечений», «Я буду мамой (папай)», «Как я помогаю дома».

Словотворчество. Создание альбомов «Моя семья» (рисунки, фотографии, стихи детей).

Составление словарика имен членов семьи «Что означают имена».

Продуктивная деятельность: рисование «Моя семья».

Пословицы и поговорки

ü На что и клад, коли в семье лад.

ü Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.

ü Семья крепка ладом.

ü Семья без детей, что часы без гирьки.

ü Дети родителям не судьи.

ü Вся семья вместе, так и душа на месте.

ü Когда нет семьи, так и дома нет.

ü Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

ü При солнышке тепло, при матушке добро.

ü Нет милее дружка, чем родная матушка.

ü Птица рада весне, а младенец - матери.

ü Матушкин гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.

ü Сердце матери лучше солнца согреет.

ü Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

ü Добрый сын отцу – радость, а худой – печаль.

ü Бабушке – один только дедушка не внук.

ü Братская любовь лучше каменных стен.

Словесные игры

«А ты мне кто?».

Дети становится в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын).

Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т.д., а ты мне кто?

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал «Вставать пора?»

Кашу кто успел сварить?

Чаю – в чашку мне налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучших всех?

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забивать научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно …(папа)

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой … (бабушки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый …(дед)

Моя родня

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч сестренке, конфета Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:

Я тоже двигаться хочу!

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

Ничего, - шепнул он будто,

Посидим и в тишине!..

Е. Благинина

Самый лучший!

Может он в футбол играть,

Может суп мне разогреть,

Может мультик посмотреть,

Может поиграть он в шашки,

Может даже вымыть чашки,

Может рисовать машинки,

Может собирать картинки,

Может прокатить меня

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить,

Кран на кухне починить.

Для меня всегда герой –

Самый лучший ПАПА мой!

О. Чусовитина

Моя бабушка
Со мною бабушка моя,
И значит, главный в доме - я

Шкафы мне можно открывать,
Цветы кефиром поливать,
Играть подушкою в футбол
И полотенцем чистить пол.
Могу я есть руками торт,
Нарочно хлопать дверью!
А с мамой это не пройдет.

Я уже проверил.

Р. Рождественский

Славный дедушка, родной…

Славный дедушка, родной,

Самый добрый, дорогой,
Поздравляем мы тебя,
Я и вся моя родня!
Ты, мой милый, не болей,
С каждым годом здоровей,
Чтобы ягоды с грибами
Мог легко ты собирать,
Стану старше я годами,
Буду тоже помогать!
Хоть и маленькая я,
Понимаешь ты меня.
И наверно потому
Больше всех тебя люблю!

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я?

Разве оставаться

Маленькой нельзя.

А. Плещеев

  • Художественно-эстетическое развитие

Тема «Портрет мамы» (интегрированное).

Цель: формировать познавательный интерес к изобразительным жанрам.

Обогащать представления детей о жанре портрета.

Воспитывать чувство любви и уважения к матери через общение с произведениями искусства.

Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос) .

Учить правильно располагать части лица.

Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком.

Словарная работа:

Портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас, жизнерадостная, доброжелательная, исполнительная, длинноволосая, коротковолосая, белолицая, круглолицая, чернобровая, большеглазая и т.д

Дидактическая игра «Назови ласково».

Глаза – глазки Брови – бровки

Нос – носик Губа – губка

Щека – щёчка Губы – губочки, губки

Лоб – лобик Уши - ушки

Волосы – волосики и т.д.

Портрет своей мамы вы нарисуете погрудный – голову, шею, плечи. Не забудьте, что шея уже лица, а плечи шире головы (показываю на портрете).

Цвет глаз, волос, прическу, верхнюю часть платья постарайтесь нарисовать такими как у вашей мамы.

Дидактическая игра «Какая?».

Слова – определения: добрая, ласковая, заботливая, хорошая, молодая, красивая, стройная, модная, весёлая, здоровая, строгая, крепкая, спортивная, воспитанная, культурная, нарядная, довольная, счастливая и т.д.

Словообразование:

Воспитатель: Дети:

Если радуется жизни? Жизнерадостная

Если желает добра? Доброжелательная

Если исполняет всё? Исполнительная

Если у мамы длинные волосы? Длинноволосая

Если у мамы белое лицо? Белолицая

Если у мамы круглое лицо? Круглолицая

Если у мамы чёрные брови? Чернобровая

Если у мамы большие глаза? Большеглазая

Если мама занята хозяйством? Домохозяйка

Дидактическая игра «Что делает?»

Глаголы (слова – действия) : Ходит на работу, зарабатывает деньги, готовит пищу, убирает квартиру, вытирает пыль, моет посуду, варит, жарит, стирает, гладит, шьёт, ходит в магазин, читает сказки, ухаживает за рыбками, слушает музыку, поёт песни, танцует, играет со мной, сидит, стоит, отдыхает, спит и т.д.

Дидактическая игра «Мамочка, какая?»

Мама улыбается – улыбчивая

Мама грустит – грустная

Мама смеётся – веселая

Мама злится – злая

Мама задумалась – задумчивая и т.д.

Творчество детей

«Моя мамочка»

«Наряды для кукол»

«Моя семья»

«Коврики для домашних любимцев»

«Семья петушка»

«Волшебные картинки»

Тема : « Мы слушаем музыку весны».

Цель:

Обучающие задачи:
- знакомить детей с классической музыкой Вивальди «Весна», Чайковского «Детский альбом» («Жаворонок»), «Времена года» («Подснежник»);

разучить песни: «Песенка для мамы», «Папа может», слушание муз. произведений «Мама» муз. П.Чайковского, «Мамины ласки» А.Гречанинова;

разучивание сценки по ролям «Привереда», «Моя бабушка болеет».
- учить выполнять движения в соответствии с заданным метрономом.
Развивающие задачи:
- будить воображение детей, заданное художественным словом;
- развивать чувство ритма, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- формировать доброе отношение друг к другу
- воспитывать нормы культуры поведения.

Методическое обеспечение:
- фонограмма;
- магнитофон.

Начать знакомство с музыкально-дидактической игрой «Кто в домике живет?» через музыкальную сказку «Теремок».

Продолжать учить детей передавать игровую ситуацию, закрепляя при этом умение исполнять простые танцевальные движения с предметом – погремушкой под музыку.

Развивать воображение детей и навыки перевоплощения в роль различных персонажей по ходу игры.

Учить детей чередовать движения со сменой характера музыки, отмечать окончание звучания игровыми действиями – прятать погремушку.

Повторить знакомый танец, выполняя различные танцевальные движения в паре, отмечая смену частей музыки и ее окончание.

Доставить детям радость от общения с музыкой.

  • Праздники и развлечения

Совершенствовать эмоциональную отзывчивость, создавать атмосферу праздника, радоваться самому и доставлять радость другим, воспитывать интерес к семейным праздникам.

Совместное творчество детей и родителей

«Букет для бабушки» «Поросенок»

«Стрекоза» «Семья осьминожек»

Консультация для родителей «История моей семьи»

На своём многолетнем опыте убедилась, что для установления взаимоотношения между родителями и детьми, для успешного решения ими общих задач в процессе совместной деятельности очень эффективны такие формы сотрудничества как составление семейных праздников, альбомов.

Как показало обследование, такая форма работы была очень современной. Мало кто из детей и родителей знал свою родословную. Чтобы помочь семье разработали вопросы по проведению бесед с детьми, с целью составления истории своей семьи.

Что ты можешь рассказать о себе?

Кто входит в твою семью?

Что ты знаешь о своём брате, сестре?

Назови имена своих родственников?

Какие праздники проводятся в твоей семье?

В результате ребёнок мог не только пересказать всё, что он узнал от взрослых но и «прочувствовать» особенность того времени, когда его бабушка была молодой, а мама – маленькой девочкой, познакомиться с играми, которые они играли и самому поиграть в них, нарисовать одежду, в которой они ходили и т. д. Ребёнок с удовольствием рассказал в группе о жизни семьи и внимательно слушал аналогичные рассказы товарищей. История каждой семьи оформляется в виде альбомов, которые по отзывам родителей стали семейными реликвиями. Мы разрабатываем также и тематические рекомендации для родителей «Путешествие в прошлое семьи». Их цель - помочь ребенку лучше узнать историю своей семьи, её традиции.

Наш семейный альбом

Расскажите детям о своём детстве. Возьмитесь рассматривать вместе с ними ваш семейный альбом. Объясните, кто изображён на старых фотографиях, расскажите, кем они приходятся ребёнку. Стоит обратить внимание на одежду, обувь, быт и другие характерные особенности людей на фотоснимках.

Дом и комнаты родителей

Расскажите ребёнку в какие игры вы играли в детстве, какие тогда были игры и забавы. Найдите фотографию вашей школы, дома, в котором вы жили, фотографию своего двора. Попробуйте сравнить обстановку комнаты вашего детства с обстановкой комнаты своего ребёнка.

Семейные реликвии

Обязательно расскажите детям о семейных реликвиях, иконе, дедушкиных медалях и орденах, необычной старой вазе, старых открытках. Можно отдать ребёнку какую-нибудь не особо ценную безделушку - весточку из далёкого (для ребёнка) прошлого.

История нашего рода

Дети должны знать происхождение своего рода. Желательно познакомить их со значением их имён и историей происхождения фамилии.

История нашей семьи

Познакомьте детей с историей образования вашей семьи, расскажите, где жили ваши бабушки-дедушки, мамы и папы, в каких городах они встретились и как получилось так, что ваша семья оказалась в вашем городе.

Интересные истории из жизни

Вспомните, как вы ждали появления ребёнка, как выбирали для него имя. Расскажите какие-то забавные случаи из его жизни в первые год-два, вместе посмотрите его первые фотографии.

Попробуйте нарисовать ваше генеалогическое древо и вклеить туда фотографии ваших родственников.

Под руководством взрослых дети собирали фотографии своих близких, внимательно слушали и запоминали воспоминания мам и пап, даже составляли генеалогическое древо. Для большего сближения и взаимопонимания родителей с детьми старались проводить семейные праздники. Во время таких праздников изготавливались совместные работы родителей и детей.

Мы продолжаем работать с семьёй и это помогает нам добиваться согласованности и единства действий в системе «воспитатель - ребёнок - семья».

Спасибо за внимание

Цели проекта:
– пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям,
братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
– формирование у воспитанников и их родителей интереса к жизни родных и
близких людей;
– формирование желания и готовности к созданию семьи, продолжению рода.
I. Родительский дом.
Самый лучший в мире дом –
Это тот, где мы живем.
Можно здесь читать, играть,
Веселиться, танцевать,
Рисовать, мечтать и петь,
Даже мультики смотреть,
Но нельзя ворчать, скучать,
Лгать и слабых обижать.
Ставим цели:
– открытие непреходящих жизненных ценностей по имени «семья»,
«родительский дом»;
– укрепление родственных чувств.
Действуем!
1. Проводим исследования (анкеты, тесты, сочинения):
– «Дом, в котором я живу»;
– «Моя семья и я».
2. Общаемся:
– «Родительский дом – начало начал»;
– «Из кладовых народной мудрости» (обращение к пословицам и поговоркам
нашего народа);
– «Моя семья – мое богатство».
II. Кто­кто в родном доме живет?
НАШИ РОДИТЕЛИ
Ставим цели:
– выяснить, какие они, наши родители, за что мы их любим и ценим;

– открыть в родных и близких нам людях то, что мы еще плохо знаем или не
знаем вовсе;
– научиться беречь своих родных и близких, заботиться о них.
Действуем!
Открываем своих родителей заново.
Путешествуем:
– в детство своих родителей;
– в мир увлечений своих родителей (эстафета увлечений, выставки, работа
Города мастеров, семейные концерты, спектакли и др.);
– в профессию своих родителей.
Узнаем:
– историю романтической любви папы и мамы;
– что радует и огорчает наших родителей;
– с какими трудностями сталкиваются наши родители в жизни;
– какими нас видят и хотят видеть наши родители.
Учимся по­новому смотреть на маму, относиться к маме, помогать маме.
1. Пишем: «Рассказы о маме, мамочке, мамуле», «Оды в честь наших мам».
2. Вспоминаем:
– «Мамины добрые и ласковые слова»;
– «Мамины нотации и нравоучения»;
– «Мамины наказы и советы».
3. Оцениваем: «Мамины заботы».
4. Ищем:
– «Добрые слова в адрес мамы»;
– «Слова благодарения маме».
5. Рисуем: «Милой мамочки портрет».
6. Выясняем: «Какие мы мамам помощницы(ки)?».
7. Ищем и реализуем способы обрадовать маму.
8. Усваиваем и реализуем «Мамины уроки».
9. Проводим конкурсные программы: «Наши мамы – самые­самые!».
Учимся по­новому смотреть на папу, относиться к папе, помогать папе.
1. Пишем: «Рассказы о моем отце».

2. Вспоминаем: «Папины наказы и советы».
3. Оцениваем: «Папины заботы».
4. Ищем:
– «Добрые слова в адрес папы»;
– «Слова благодарения папе».
5. Рисуем: «Папин портрет».
6. Выясняем: «Какие мы папам помощницы(ки)?».
7. Ищем и реализуем способы обрадовать папу.
8. Доказываем: «Мой папа – настоящий мужчина»; «Очень мы похожи – я и
папа мой»; «Мой папа – рыцарь без страха и упрека»; «Лучше папы друга нет».
9. Проводим конкурсы: «Наши папы – самые­самые!»; «Папа может все, что
угодно».
10. Осваиваем и реализуем «Папины уроки и секреты».
Изменяемся!
Учимся быть хорошими детьми: любить по­настоящему, понимать,
слушаться, заботиться, помогать по дому, создавать хорошее настроение.
Разгружаем родителей от забот: берем на себя обязанности по дому, по
уходу за младшими братьями и сестрами, по уходу за животными, домашними
растениями, садом и огородом.
Сажаем яблоню (другое дерево) в честь своих родителей («мамину»,
«папину»).
НАШИ БРАТИШКИ И СЕСТРЕНКИ – САМЫЕ­САМЫЕ!
Ставим цель:
– выяснить, какие мы братья и сестры;
– научиться заботиться и любить больше, чем любили до сих пор.
Действуем!
1. Проводим исследования:
– «Какой я брат?»;
– «Какая я сестра?».
2. Ведем разговоры о главном: «Если мы сестра и брат – настоящие!».
3. Проводим программы­презентации, конкурсные программы:

– «Вот какие наши братишки!»;
– «Вот какие наши сестренки!»;
– «Наши братишки и сестренки – самые­самые!».
4. Учимся заботиться и любить больше, чем делали до сих пор:
– общаемся с братьями и сестрами как можно чаще и только с помощью
«волшебных» добрых слов;
– искореняем в себе привычку жаловаться, ябедничать, обзываться;
– учимся уступать, мириться, прощать, не обижать;
– оказываем помощь в уходе за младшими, учебе, в выполнении семейных
обязанностей; в трудных ситуациях;
– готовим сюрпризы и подарки к дням рождения, праздникам и просто так –
от чистого сердца и желания доставить радость.
БАБУШКИ И ДЕДУШКИ – НАШИ ДРУЗЬЯ!
Ставим цели:
– воспитать в себе уважение к старшему поколению в семье;
– познакомиться с жизнью бабушек и дедушек, написать о них свои книги,
снять о них фильмы, записать их советы и наказы;
– взять на себя ответственность за заботу о бабушках и дедушках.
Действуем!
1. Ведем разговоры о главном:
– «Бабушки и дедушки в нашей жизни»;
– «Как мы относимся к нашим дедушкам и бабушкам?»;
– «Что мы знаем о наших дедушках и бабушках?»;
– «Всегда ли мы понимаем наших бабушек и дедушек?»;
– «Как не обижать бабушек и дедушек?»;
– «Как стать любящими, послушными, заботливыми внуками?».
2. Проводим программы­презентации:
– «Наши дедушки­дедулечки – самые­самые!»;
– «Наши бабушки­бабулечки – самые­самые!».
3. Открываем свое сходство: «Я на дедушку похож(а)»; «Я на бабушку
похож(а)»;
4. Размышляем о жизни своих бабушек и дедушек «Бабушка рядышком с
дедушкой».

5. Путешествуем: «В бабушкино детство»; «В дедушкино детство»;
«Путешествие в бабушкину юность»; «Путешествие в дедушкину юность».
6. Слушаем: «Бабушкины истории»; «Дедушкины истории»; «Бабушкины
сказки».
7. Слушаем песни и романсы бабушек и дедушек.
8. Осваиваем: «Бабушкины уроки», «Дедушкины уроки».
9. Играем: в бабушкины игры, забавы, развлечения; дедушкины игры, забавы,
развлечения; «Бабушкины уроки»; «Дедушкины уроки».
10. Проводим праздник для бабушек и дедушек «Тряхнем стариной!».
11. Проводим конкурсы: «Вот какие наши бабушки!», «Вот какие наши
дедушки!».
12. Открываем клуб дедушек и бабушек «У самовара».
13. Учимся в дедушкиных мастерских, в бабушкиной школе.
14. Сажаем яблоню (другое дерево) в честь своего дедушки, своей бабушки.
15. Ищем и находим слова прощения и благодарения в адрес наших дедушек
и бабушек.
16. Пишем о бабушках и дедушках книги, снимаем о них фильмы, записываем
их советы и наказы.
НАШ ДОМАШНИЙ ЗООПАРК
Ставим цель:
– узнать как можно больше о братьях наших меньших;
– научиться нести ответственность за тех, кого мы приручили.
Действуем!
1. Ведем разговоры о главном (общение­просвещение):
– «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
– «Домашние животные в семье: радости общения и проблемы»;
– «Посмотри в глаза брошенным животным»;
– «Не дразните собак, не гоняйте кошек…».
2. Проводим:

Программы­презентации:
«Зверье мое», «Вот какие наши братья
меньшие!» (собаки и кошки, мышки и хомячки, птички и рыбки, козочки и
коровки, курочки и петушки, а также другая домашняя живность).
Познавательные программы:
– «В мире диких животных»;
– «Наши домашние питомцы – наши друзья»;
– «Животные – лекари».
Консультации со специалистами по уходу за домашними животными.
Конкурсные программы:
– «Домашние дрессировщики»;
– «Гав­шоу»;
– «Кис­кис­мяу!»;
– «Артисты в мире братьев наших меньших».
3. Организуем Общество друзей братьев наших меньших:
– Школа умелых хозяев братьев наших меньших (уроки Знаек «О братьях
наших меньших», уроки специалистов «Азбука ухода за животными», уроки
доктора Неболита для братьев наших меньших и др.);
– служба помощи бездомными животным;
– столовая для птичек и зверьков;
– зал для уроков и экскурсий «В мире братьев наших меньших»;
– творческие мастерские друзей братьев наших меньших;
– творческая выставка (постоянно действующая).
III. Учимся быть семьянинами.
Ставим цель:
– осознать свои семейные роли: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра,
близкий – дальний родственник;
– выяснить, какие мы семьянины уже сегодня, какие роли и как мы их играем
в семье;
– научиться быть настоящими семьянинами: взять на себя ответственность за
родных и близких нам людей;
– действовать во благо своей семье, своим родным и близким людям.
Действуем!
1. Выясняем:
– Кого называют семьянином?

– Что значит быть семьянином?
– Что мы знаем о своих родных и близких людях?
– Наши семейные роли (сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий –
дальний родственник);
– «Какие мы в семье?» («Какой я сын?», «Какая я дочь?», «Какой я внук?»,
«Какая я внучка?», «Какой я брат?», «Какая я сестра?», «Какие мы
родственники?»).
– «Я – семьянин! (?) (…)»;
– «Какой я семьянин?».
2. Проводим программы­презентации, конкурсные программы:
– «Я – семьянин!»;
– «Я и мои родные люди»;
– «Какие мы в доме помощники?».
3. Открываем Школу семьянина.
Ведем разговоры о главном:
– Когда нет семьи, так нет и дома.
– В семье согласно, так идет дело прекрасно.
– Намеки да попреки – семейные пороки.
– Дома и стены помогают.
– Семья – убежище души.
– Моя семья – мое богатство.
Изучаем и осваиваем «Азбуку семьянина»:
уроки народной семейной мудрости;
уроки наших родителей, бабушек и дедушек, наших родственников;
уроки человечности (наука «Не обижать родных людей!»): доброты,
чуткости, внимательности, заботы, милосердия; учимся владеть своими
чувствами;
учимся быть домохозяевами (забота о чистоте, порядке и уюте; освоение
секретов кулинарного искусства; работа с инструментами; ремонт в доме и др.);
уроки домашнего досуга «Досуг – наш друг»:
– часы домашнего чтения и просмотра фильмов;
– прогулки, походы;
– культпоходы в кинотеатры, театры, цирк, концертные залы, музеи;
– коллекционирование;
– занятия по интересам;

– занятия спортом;
– домашние праздники и др.

Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
(М. Шварц)

2. Тост за дом

Шумит ли вьюга за окном,
Листва ли пышная играет –
Всегда нас милый отчий дом
С большим радушьем принимает.
И потому желаем мы,
Чтоб никогда не наступало
В углах – беды, в сердцах – зимы,
И всё в нём радостью дышало.
Цвети и здравствуй, добрый дом,
Мы за тебя сегодня пьём!
(И. Яворовская)

3. Семья и дом

Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.

Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.

Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.

Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.
(И. Афонская)

4. Песенка о нашей семье (мотив "Песенки о медведях")

Где-то на белом свете наша семья живет,
Горя и бед не знает, дружною слывет.
Вместе читаем книги, вместе в кино идем,
В праздник поем и пляшем, в будни дела найдем!

Мама белье стирает, сын подметает пол,
Папа обед готовит, слушая футбол.
Спорится вмиг работа, каждый к труду привык.
И отдыхать умеем, жарим в лесу шашлык!
Ла-ла-ла... Дружная у нас семья!

5. Семья

Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки...
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе...
И о контрольной
Сегодняшней я...
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ!
(В. Дробиз)

6. Мой дом

Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Он самый лучший:
Мама в нём!
(М. Тахистова)

7. В День Семьи!

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому
И в каждой семье!
(Е. Морозова)

8. Дом

Дом, как известно всем давно, -
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.

Дом - это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.

Дом - это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, -
Это твой дом.
(Е. Куменко)

9. К Дню семьи

Жизнь и теплей, и много интересней,
И в ней надёжней можно устоять,
Когда идёшь по этой жизни вместе.
А потому – и дальше так держать!

Друг другу быть надёжною опорой,
Добрее и терпимее – втройне…
Храни вас Бог от зла и от раздора…
Пусть вечным будет мир у вас в семье!
(Е. Груданов)

10. Про любовь

Мама на папу глядит,
Улыбается,
Папа на маму глядит,
Улыбается,
А день самый будний,
Не воскресение,
И за окошком – не солнце,
А вьюга,
Просто такое у них
Настроение,
Просто они
Очень любят друг друга.
От этой любви
И легко, и светло.
Мне с папой и мамой
Так повезло!
(О. Бундур)

11. Семья

Семья - источник радости и счастья,
Любви неиссякаемый родник.
И в ясную погоду, и в ненастье
Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья - оплот и сила государства,
Хранящая традиции веков.
В семье ребёнок - главное богатство,
Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче
И люди жадно тянутся на свет.
Душа семьи становится богаче,
Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,
Тогда весь мир лежит у ваших ног.
Любовь в семье - основа Мирозданья.
Так пусть хранит все наши семьи Бог!
(Л. Гайкевич)

12. Хорошо

Хорошо, чтоб дома ждали,
На звонок спешили к двери,
Открывали, целовали,
Согревали руки, верно?

Хорошо, чтобы за чаем
С пирогами и вареньем
Отодвинулись печали
Разговором добрым, верно?

Хорошо, чтобы на свете
Пахло снегом, солнцем, вербой,
Чтобы всюду знали дети,
Что войны не будет, верно?

Хорошо, чтоб нас любили,
Как подснежник любят первый,
И тогда, тогда любые
Не страшны на беды, верно?!
(М. Тахистова)

13. Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

14. Тост за наши корни

Этот тост за наши корни:
Что за древо без корней?
Пусть живётся им просторней,
Пусть им любится сильней!
(И. Яворовская)

https://сайт/stixi-pro-semyu/

15. Крыша дома твоего

Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем та земля под небесами,
Где крыша дома твоего.

Вмиг огорчения любые
Исчезнут все до одного,
Лишь вспомнишь звёзды голубые
Над крышей дома своего.

И если вдруг тебе взгрустнётся,
То грусть не значит ничего,
Когда ты знаешь, что под солнцем
Есть крыша дома твоего.

Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего…
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего!
(М. Пляцковский)

16. Сказочка

Мама папу повстречала –
Это сказочки начало.

Родила для папы сына –
Это будет середина.

Нет счастливее отца!
Нет у сказочки конца!
(О. Бундур)

https://сайт/stixi-pro-semyu/

17. Семья

На Руси это издавна чтимо,
Что в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаниях, в скитаниях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исповедь вспоминалась:
Мы не просто вдвоем, мы – семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь перед сыновним лицом,
Повторить с материнской силой:
«Посоветуйся, сын, с отцом!»
Чтоб все страхи снося в одиночку,
Говорила, измаясь, в конец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец…»
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят…
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
(Т. Кузовлева)

18. Твоя опора

Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)

19. Родительский дом

Родительский дом - это место из Рая…
Где время застыло на стрелках часов…
И мама, всем сердцем ошибки прощая,
Подарит тебе теплоту и любовь!

20. Маме с папой посвящаю

И мама, и папа,
И мама, и папа
Во мне
От рожденья
Живут.
И мама, и папа
И мама, и папа
И плачут со мной,
И поют.

Живёт во мне мамочка
Ласковым словом,
А папа живёт – озорным,
А мама – любовью
К нарядным обновам,
А папа – к проделкам
Смешным!

Я в зеркале вижу,
Я в зеркале вижу
От мамы и папы – привет.
И вот подхожу к ним
Всё ближе и ближе,
А вы говорите – их нет…

А мама и папа,
А мама и папа
Во мне
От рожденья
Живут.
А мама и папа,
А мама и папа
Со мной
Эту песню
Поют!
(Н. Пикулева)

21. Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

22. Моя семья

Кто домой приходит поздно,
Кто на вещи смотрит грозно?
Кто меняет лампочки? –
Ну, конечно – папочка!

Кто с утра до ночи белкой,
Моет, варит, режет мелко?
Кто летает ласточкой? –
Ну, конечно – мамочка!

Кто готов построить дом,
Бегать, прыгать, ржать конем?
Кто наш непоседушка? –
Ну, конечно – дедушка!

Кто расскажет на ночь сказку
Про Принцессу-Златовласку,
Испечет оладушки? –
Ну, конечно – бабушка!

Кто сломает, что построил,
Кто поможет мне с сестрою?
Кто шалун – мальчишка? –
Вот и он – братишка!

Кто вся в бантиках и куклах,
Вся в эмоциях и чувствах?
Кто поет, как птичка? –
Это же – сестричка!

Кто, вы спросите меня,
Эти милые друзья?
Я отвечу, не тая, –
Это всё – моя СЕМЬЯ!
(В. Тунников)

23. Семейное древо

Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне - семья,
И оно мне - родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…
(Г. Дядина)

24. Гимн Семьи

И дом, молитвой освященный,
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Припев:

Живите в ладу и гармонии.

Любовью Петра и Февронии.

Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.

Семья – источник изначальный,
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали –
Одни на всех, неразделимы.

Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.

Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
(И. Резник)

25. Песня праздника "Счастливая московская семья"

Дети:
Когда вокруг такой веселый воздух,
Танцуют в небе птицы и птенцы,
И позабыв про свой солидный возраст,
Танцуют с нами мамы и отцы.

Вместе:
Счастливая московская семья –
И никого дружнее нет на свете!
Танцуем вместе Папа, Мама, Я –
И в небесах, танцуя, солнце светит.

Отцы:
Улыбки освещают наши лица –
Как здорово отцом хорошим быть:
С детьми своими петь и веселиться,
И маме их цветы преподносить.

Мамы:
А что еще, скажите, мамам нужно,
Чтоб говорить всегда: "Вот это – жизнь!",
Когда мужья и дети пляшут дружно:
Одни – хип-хоп, ну а другие – твист!
(С. Осиашвили)

26. А семья – это всё

А семья – это дом,
Это двое и третий,
И, быть может, четвёртый,
И пятый потом.
Это тёплые строки
В желанном конверте,
Если машет разлука
Печальным крылом.

А семья – это свет,
Что незримо и щедро
Озаряет всю жизнь
И сопутствует нам.
Это – творчество,
Где ни последних, ни первых,
Где и радость, и горе –
Всегда пополам.

А семья – это всё.
Без неё холодеет
Одинокая мысль,
Одинокая жизнь.
Ничего не бывает
На свете роднее,
Ничего, как ни думай
И как ни храбрись...
(И. Яворовская)

27. Кто чей

– Чей ты, чей, лесной ручей?
– Ничей!
– Но откуда ты ручей?
– Из ключей!
– Ну, а чьи же ключи?
– Ничьи!
– Чья берёзка у ручья?
– Ничья!
– А ты девушка-лапушка?
– Я мамина, папина и бабушкина!
(О. Бедарев)

28. Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.

29. Семья

Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!

А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!

А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.

Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…

А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!

А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
(М. Тахистова)

https://сайт/stixi-pro-semyu/

30. Счастье

О, Боже правый,
Как ты прав:
Какое счастье –
Муж и дети;
Жить, не меняя
Переправ...
Чтоб быть счастливей
Всех на свете!
(Н. Самоний)

31. Посвящение родителям

Город тихий детства нашего
По ночам так часто снится:
Словно путника уставшего,
Манит дому поклониться.

Ах, как были упоительны
Дни безоблачные эти!
Подарили нам родители
Счастье жить на белом свете…

Там игрушечные домики,
Затаившись в дреме сладкой,
Словно сказочные гномики,
В речку смотрятся украдкой.

В этой ласковой обители
Ждут, когда приедут дети,
Постаревшие родители,
Что дороже всех на свете.

Память болью отзывается –
Близких мы невольно раним:
Слово грубое срывается,
А потом на сердце камень…

Вы простите, коль обидели
Невнимательные дети!
Все б мы отдали, родители,
Лишь бы жили вы на свете…

В толще времени теряются
Все деяния земные,
Но во внуках повторяются
Ваши черточки родные:

Рода вашего хранители
Пусть шагают по планете!
Как мы счастливы, родители,
Что вы есть на белом свете!
(И. Кривицкая-Дружинина)

32. Охота запрещена

Напоминаю вам, друзья,
А вдруг не слышал кто-то,
Отныне на родителей
Запрещена охота!
И под кроватью затаясь,
И за углом буфета,
Нельзя теперь в родителей
Стрелять из пистолета!
Запрещено подстерегать
На кухне и в гостиной,
Когда они на водопой
Идут тропою длинной.
Проверьте, ваша доброта
Еще вознаградится –
Родители всего одни,
И могут пригодиться!
Советы укротителя:
На дикого родителя
Не надо топать и кричать,
А надо лаской приручать!
(М. Шварц)

33. Моя семья

Мне послана судьбой моя семья.
Она дает мне теплоту, участье.
В ней сын и дочка, мама, брат и я,
И внучка милая – мой лучик счастья.

Без них мне просто невозможно жить!
Они со мной – дом радостью сверкает.
Я буду жизнь всегда за то любить,
Что мне награда – их любовь большая!

34. Любовь! Семья! Верность!

Мы с любовью в сердце вырастаем,
Если ею полнится семья.
Свои чувства верностью питаем,
Если рядом верные друзья.

Ради близких мы на всё готовы.
Выше к ним не знаем мы любви!
На любую жертву мы готовы!
Лишь бы были счастливы они!

В жизни семьи разные бывают,
К сожаленью, изменить нельзя.
Верю, те, кто хочет, обладают!
Среди них и вы, мои Друзья!!!
(А. Мальцев)