Развитие нервной системы после рождения. Нервная система новорожденных

Еще в период нахождения малыша в животике мамы у него формируется нервная система , которая в последствие будет контролировать рефлексы младенца. Сегодня мы подробнее поговорим об особенностях образования нервной системы и что необходимо знать о ней родителям.

В утробе матери плод получает все необходимое, он защищен от опасностей и болезней. Во время формирования зародыша его мозг производит около 25 тысяч нервных клеток. По этой причине будущая мама должна думать и заботиться о своем здоровье , чтобы не было негативных последствий для малыша.

К концу девятого месяца нервная система достигает практически полного развития . Но несмотря на это мозг взрослых сложнее мозга только появившегося на свет малыша .

При нормальном ходе беременности и родов кроха рождается с сформированной ЦНС , но при этом она еще недостаточно зрелая. После рождения развивается ткань мозга , однако количество клеток нервной системы в нем не меняется.

У младенца имеются все извилины, но они недостаточно выражены.

Полностью сформированным и развитым к моменту появления на свет у малыша является спинной мозг.

Влияние нервной системы

После рождения ребенок оказывается в неизведанном и странном для него мире , к которому необходимо адаптироваться. Именно эту задачу и выполняет нервная система младенца. В первую очередь она отвечает за врожденные рефлексы, к которым относят хватательный, сосательный, защитный, ползания и так далее.

В течение 7-10 дней жизни ребенка начинают образовываться условные рефлексы, которые контролируют зачастую прием пищи .

При взрослении ребенка некоторые рефлексы исчезают. Именно по этому процессу врач судит о том, есть ли у ребенка сбои в функционировании нервной системы.

ЦНС контролирует работоспособность органов и систем всего организма. Но за счет того, что она еще не совсем устойчива, у младенца могут наблюдаться проблемы : колики, несистематичный стул, капризность и так далее. Но в процессе ее созревания все приходит в норму.

Помимо этого ЦНС воздействует и на распорядок дня малыша. Всем известно, что младенцы большую часть дня спят . Однако существуют и отклонения , при которых необходима консультация невролога. Уточним: в первые дни после рождения новорожденный должен спать от пяти минут до двух часов. Затем наступает период бодрствования, который составляет 10-30 минут. Отклонения от этих показателей могут свидетельствовать о возникновении проблем.

Важно знать

Следует знать, что нервная система младенца довольно гибкая и характеризуется исключительной способностью к воссозданию - случается, что опасные признаки , которые были выявлены врачами после рождения малыша, в будущем просто исчезают .

По этой причине один медицинский осмотр не может быть использован в качестве постановки диагноза . Для этого необходимо большое количество обследований несколькими врачами.

Не стоит паниковать, если при осмотре неврологом у малыша будут выявлены те или иные отклонения в работе нервной системы - к примеру, изменения тонуса мышц или же рефлексов. Как известно, малыши отличаются особым запасом прочности , главное вовремя обнаружить проблему и найти пути ее решения.

Внимательно следите за состоянием здоровья малыша со дня зачатия и своевременно предотвращайте влияние негативных факторов на его здоровье.

ДЕТСТВО НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

И.А. Скворцов

Избранные главы

Детство нервной системы. - М., Тривола, 1995. - 96 с.

КАК УСТРОЕН МОЗГ?

Можно смело утверждать, что у человека нет ниодного проявления жизнедеятельности, свободного от участия нервной системы. Мозг ответственен за все: за первый крик новорожденного и стон умирающего, за взмах топора дровосека и быстрый бег виртуозных пальцев пианиста, за замирание сердца девушки, впервые спешащей на свидание, и слезы горя, за тепло доброго человеческого общения и предательский удар из-за угла, за трусость и самоотверженность, лень и трудолюбие, любовь и ненависть, за глупость самодовольного обывателя и мудрость чудака... - за все человеческое. В том числе, и за многие (если нс все) человеческие болезни и за успешное выздоровление от них.

Чем по существу отличается нормальный мозг среднего здорового гражданина от мозга гения? Может показаться странным, но никаких особенностей в строении нервной системы, присущих гениальности, пока нс обнаружено. Нс найдено в мозге специфических центров ума или таланта. Вес головного мозга взрослого человека составляет в среднем 1200-1400 г, и в этих пределах не определяется какой бы то ни было зависимости умственных способностей от веса мозгового вещества. Общеизвестно, что мозг Анатоля Франца весил 1017 г, Ю. Либиха - 1362 г, Д.И. Менделеева - 1571 г, И.П. Павлова - 1653 г, И.С. Тургенева - 2012 г. По выражению известных американских нейропсихологов Дж. Миллера, Ю. Галантера и К.Прибрама “мышление трагически невидимо”. Воистину “невидимое” создало гений Леонардо да Винчи, Моцарта, Эйнштейна. “Мысль - только вспышка света... но эта вспышка - все” (А. Паункаре).

Как же устроен мозг, озаряющий мир этой “вспышкой света”? И почему продукт деятельности мозга столь эфемерен, бестелесен, а не "вырабатывается" наподобие фарша из мясорубки?

Нервная система инервирует (или обеспечивает собой) весь организм, все его отделы. Каждый участок тела снабжен собственными нервными окончаниями, в чем легко убедиться, поколов себя иголочкой в любом, на выбор, месте. Нервные окончания и идущие от них нервные волокна доносят до нашего сознания не только сам укол, но с большей или меньшей точностью и место, где укололи. И вскоре вокруг точки укола появится покраснение кожи - это другие нервные окончания принесли приказ тонким кровеносным сосудам-капилярам - расшириться. Иными словами, иннервационное обеспечение - двустороннее: одни нервные окончания с помощью специальныхвоспринимающих клеток (рецепторов) перерабатывают различные воздействующие раздражения в нервный импульс и посылают его в качестве своеобразной “закодированной“ информации в мозг, а другие, напротив, доставляют к месту воздействия раздражения “инструкцию“мозга о том, какой должна быть реакция. Формы рецепторов, которыми располагает человеческий организм для объективного восприятия изменений, происходящих во внешнем мире и внутренней среде, весьма многообразны. Природа “предусмотрела“возможность регистрации воздействия тепла, холода, давления, механического повреждения и прикосновения; специальные рецепторы принимают информацию о положении тела в пространстве, о земном притяжении, о состоянии мышц и сухожилий, внутренних органов, сосудов и т.п. Имеются и отдельные “рецепторные органы“, предназначенные для регистрации звуковых воздействий (ухо), света и цвета (глаз), запахов (точнее сказать - концентрации взвешенных в воздухе молекул различных веществ), а также “вкусовых сигналов“(концентраций растворенных в пище и слюне молекул)

Целый ряд объективно существующих в природе воздействий и процессов человеком не воспринимаются, для них просто нс предусмотрены рецепторы. Так, мы нс видим инфракрасного и ультрафиолетового “света“не слышим инфразвука, хотя существует немало животных, способных видеть и слышать эти воздействия. Воздействие электромагнитного поля, радиации совершенно неощутимо, не имеет ни вкуса, ни запаха, не видится и не слышится, не воспринимается ни как боль, ни как тепло, но, вместе с тем, оказывает серьезное влияние на состояние организма. Общеизвестно изменение самочувствия перед грозой, причем, очень неопределенное, как бы “предчувствие грозы“,“метеочувствительности“отдельных людей и даже в газетах в разделах прогноза погоды печатаются предупреждения для лиц, предрасположенных к сердечно-сосудистым заболеваниям, в дни, которые по метеопоказателям считаются неблагоприятными. Установлено, что уровень солнечной активности также может оказывать влияние на здоровье человека, на течение некоторых хронических заболеваний.

Вместе с тем, остается неясным, каким образом все же организм воспринимает эти влияния, если никакие рецепторы к ним нечувствительны. Весьма возможно, что “рецепторами“этих влияний являются сам мозг, отдельные его образования или даже отдельные клетки или волокна.

Благодаря многообразию “информационных входов“организм человека получает весьма полную и объективную картину окружающего мира, что позволяет ему “;выбрать“оптимальный вариант реакции - внутренней, двигательной, поведенческой. В основе организации деятельности нервной системы лежит рефлекторный (или “отражательный“)принцип, т.е. любые проявления работы мозга по существу являются ответами на те или иные внешние и внутренние воздействия. Это утверждение может показаться странным. Ведь всем очевидна свобода Человека в выборе поступков,действий, их последовательности, возможность следовать своему желанию, устремлению, наконец, по собственному разумению активно внедряться в саму Природу, исправляя найденные в ней “ошибки“с беспрецедентной смелостью манипулировать ножом в живом человеческом теле. Однако противоречия здесь нет. Дело в том, что информация, которую получает нервная система от рецепторов, всегда несколько избыточна, превышает тот минимум, который необходим для организации ответной реакции; этот избыток какбы аккумулируется в определенных отделах мозга иможет быть востребован оттуда при необходимостиосуществления спонтанного, казалось бы,независимого от внешних воздействий акта.

Свободная и “независимая“активность человека на самом деле является таким же рефлексом, ответом, только не на непосредственный раздражитель или воздействие, а на “запасы“,“резервы“информационных сигналов, поступающих в разное время от разных рецепторов. В то же время от этого она не перестает быть ни свободной, ни независимой, правда, до тех пор, пока поток информации от рецепторов достаточен, а “резервы“не исчерпаны. Более 100 лет назад Н.И. Пирогов описал пациента, лишенного трех основных рецептор-ных каналов информации: зрения, слуха и кожной чувствительности. Этот человек был способен поддерживать нормал ьную деятельность сердца и дыхания, но его реакции на внешние раздражители были крайне скудны, спонтанная активность практически отсутствовала. Больной постоянно находился в состоянии, напоминавшем сон, однако, не спал. Этот пример прекрасно иллюстрирует рефлекторную природу так называемой “спонтанной“или произвольной активности человека.

Осуществление любого рефлекса - от простейшего отдергивания рук при ожоге до сложной сознательной деятельности человека - требует обязательного выполнения 4-х основных операций:

1) прием информации от рецептора,

2) расшифровка информации и программирование адекватного ответа,

3) реализация ответа путем передачи сигнала к исполнительным органам (мышцам, железам),

4) контроль за правильностью осуществления программы.

4-й этап “замыкает” круг непрерывной циркуляции нервных сигналов, формируя “рефлекторное кольцо” При этом рецепторы воспринимают не только внешние раздражения, но и ответ на них. Рецепторное наблюдение за ходом реализации запрограммированного ответа позволяет своевременно зарегистрировать отклонения от намеченного плана и внести соответствующие поправки. Таким образом, ответная реакция, ее адекватность воздействию и соответствие “замыслу” определяется сохранностью и полноценностью “работы” рецепторного звена. Вместе с тем, и прием информации и ее расшифровка в значительной степени зависят от сохранности исполнительных органов, реализующих ответную реакцию.

“Неисправность” исполнительного звена влечет за собой относительное “обеднение” рецепции, а рецепторная недостаточность снижает информационное обеспечение и эффективность процесса обработки информации. Так например, поражение мышц вследствие их травмы или паралича, вынужденное бездействие или недостаточная активность их при гипсовании конечностей, длительном пребывании в невесомости - снижает объем поступающей от мышц информации, что в свою очередь, еще более обедняет их активность и уменьшает рецепцию.

Возникает своеобразный “порочный круг” бездействующая мышца вызывает “затухание” информационного объема в рефлекторном кольце, что усиливает ее бездействие и в конечном итоге приводит к похуданию мышцы и разрушению мышечных волокон. Эта закономерность касается любого органа; неработающий орган не может существовать, он разрушается, атрофируется. Поэтому в организме не могут содержаться “ненужные” или “лишние” органы; все, что есть работает, выполняет определенную функцию, пусть даже до времени и неизвестную нам. Многообразие рецепторов, которыми располагает человек, обеспечивает ему объективную информацию об окружающем мире, процессах, в нем протекающих. “Неисправность” какого-либо рецептор-ного канала компенсируется двумя-тремя “дублирующими информационными системами” и не нарушает объективности восприятия. Так, положение тела в пространстве контролируется в основном тремя рецепторными системами - зрением, вестибулярными рецепторами внутреннего уха и рецепторами, расположенными в мышцах и сухожилиях. Нарушение правильного представления о положении тела в пространстве приводит к расстройству движений человека, неустойчивости, шаткости походки. Но, если нарушен один рецепторный канал, то нарушения координации движений не происходит, поскольку “дублирующие” рецепторные каналы сохранены.

Так, точность движений не страдает при слепоте или при нарушении чувствительности мышц и сухожилий, но при сочетании этих расстройств (что бывает относительно редко) возникает неустойчивость, затрудняется ходьба. Необходимость получения максимально полной информации о внешнем мире определяет с одной стороны разнообразие рецепторов, а с другой - формирование специальных центров по анализу каждого рецепторного канала и по сопоставлению и суммированию информаций, поступающих от “дублирующих” каналов. Поэтому нервная система состоит из важнейших образований: центральной нервной системы, представленной головным и спинным мозгом, и периферической, представленной нервами, связывающими головной и спинной мозг с различными рецепторами, а также с исполнительными органами - мышцами и железами.

В век компьютеризации, когда человечество пытается создавать по своему образу и подобию не только роботов, передвигающихся как человек, но и “думающие” машины, выполняющие сложные”мыслительные” операции, - становится особенно очевидной сложность и невоспроизводимость человеческого сознания, интеллекта, человеческой мысли. Совершенно неправы те, кто пытается противопоставлять компьютерное “мышление” интеллекту человека. Ведь компьютер - продукт человеческой мысли, по сути - сам мысль, сам - человек: так же как деревянная палка, взятая первобытным человеком, лишь удлинила его руку в борьбе с дикими животными, как ракета лишь увеличила скорость передвижения, как телескоп обострил зрение, а громкоговоритель - слух, так ЭВМ “улучшила” память человека, повысила быстроту счета, анализа множества вариантов и выбора оптимального. Сложность всего, что создал или осмыслил человек, несравнима со сложностью самого человека. Как сказал Б. Хогленд, - “Понимание атома - детская игра, по сравнению с пониманием детской игры”.

“В человеческом мозгу, даже по самым осторожным оценкам, совершается в течение одной секунды около 10 в 14 степени элементарных операций” (О. Ферстер). Все что происходит в нервной системе, от простейшего рефлекса до гениальных открытий, осуществляется нервной клеткой - рабочей или функциональной единицей мозга. Точнее - нервными клетками, их более 50 млрд., и всё в нервной системе - и головной мозг и спинной, и периферические нервы - это нервные клетки. Ничего, кроме нер вных клеток, связанных между собой множеством отростков. Так просто! И это у всех нас, людей, у гениев и бесталанных, добрых и злых, грустных и веселых, у самых лучших из нас и у “тех, кого не любим”... “Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов” (Г. Гейне).

Так ли “проста” нервная клетка? И какими “средствами”; она располагает? Нервная клетка или нейрон специально приспособлена к связи с другими нервными клетками, к приему информации, ее переработке и передаче по эстафете. Нужно сказать, что в многоклеточных организмах, к которым относится и человек, межклеточные контакты во всех органах и тканях являются необходимой закономерностью: даже такие “автономные” элементы, как клетки крови, периодически обнаруживают тенденцию к слиянию между собой - агрегации. Но лишь в нервной системе клеточные контакты строго специализированы для передачи нервного импульса, причем, передача эта осуществляется специально сформированными органами - отростками. Прием информации осуществляется множеством древообразно разветвленных отростков - дендритов (их число может достигать у каждого нейрона 1500), а распространение переработанной информации от нейрона обеспечивает один единственный отросток - аксон, длина которого варьирует в зависимости от адресата и иногда достигает нескольких десятков сантиметров. Итак, у нейрона 1500 входов и 1 выход.

Аксон одного нейрона заканчивается контактом с дендритами другого. Сам контакт называется синапсом. По сути дела, прямого контакта не образуется: между аксоном и дендритом остается очень тонкий зазор, здесь происходит химическая передача сигнала, причем, только в одну сторону, возможный возврат сигнала от дендрита к аксону синапсом блокируется. Сигнал, или нервный импульс, имеет электрическую природу, он распространяется по поверхности аксона и дендритов. Скорость распространения импульса зависит от тип а нейрона и варьирует от 0,5 до 150 м/с. Таким образом, максимальная скорость обеспечивает доставку сигнала к месту назначения за 5-10 миллисекунд, то есть практически мгновенно. Но, вместе с тем, заметьте, что эта скорость ничтожно мала по сравнению со скоростью электричества или света (примерно 1 000 000 м/с). Природа чрезвычайно экономна. При относительно небольших размерах человеческого тела (1,5-2 метра) скорость импульса до 150 м/с вполне удовлетворяет. Кроме того, и способ распространения нервного импульса весьма экономичен. Он связан с так называемыми местными токами, которые возникают при прохождении через мембрану аксона ионов калия, натрия, кальция. Перемещение различно заряженных ионов изнутри аксона в окружающую аксон жидкость или наоборот приводит к возникновению разности потенциалов между внутриаксональной и наружной средой в виде “кольца” в узком участке аксона. “Вспыхнувшая” разность потенциалов возбуждает соседний кольцевой участок аксона, и в нем также начинаются ионные токи и также устанавливают разность потенциалов, которая возбуждает следующий участок и так все дальше и дальше по аксону до синапса. Учитывая, что весь путь к синапсу импульс преодолевает за сотую долю секунды, легко представить себе с какой скоростью протекают все только что перечисленные процессы.

Тело нервной клетки, аксона и дендритов покрыто своеобразной оболочкой - мембраной. Мембрана не просто “;загородка”, отделяющая внутренности клетки от окружающего пространства, а довольно интересное образование, имеющее сложное молекулярное строение и способное к существенным перестройкам как спонтанным, так и вызванным внешними воздействиями. На наружную свою сторону, обращенную в околоклеточное пространство, мембрана “выставляет” особые “;чувствительные” молекулы, обладающие высокой способностью к образованию комплексных соединений с различными биохимическими веществами. Эти молекулы называются мембранными рецепторами, они строго специфичны, предназначены только для избирательного распознавания определенных веществ, и “безразличны” к другим, для связи с которыми мембрана может иметь отдельные рецепторы. Мембранные рецепторы способны “узнать” и заблокировать вирус или токсин, которые могли бы повредить нервную клетку. С другой стороны, рецепторы синапса соединяются с медиаторами (химическими посредниками, передающими нервный импульс от мембраны аксона одной клетки к мембране дендрита другой). Соединение рецептора с медиатором служит для нейрона своеобразным сигналом, запускающим нервный импульс или вносящим определенные коррективы в сложные процессы, происходящие внутри нервной клетки.

Всего 3-4 десятилетия отделяют нас от того времени, когда усовершенствование микроскопической техники позволило человеческому глазу разглядеть внутри клетки множество мельчайших образований, которые прежде, если и замечались, то расценивались как “соринки”, “включения”. Дальнейшее изучение позволило установить их функциональное назначение, изменения при разных рабочих состояниях нейрона или при его болезни. Уже снята на пленку интимная жизнь нервной клетки, и кисть художников, популяризаторов неврологии, нарисовала нейрон в виде сложнейшего производства: вот “кирпичный завод”, производящий “строительный материал” для обновления мембраны - “забора”, вот “;химический завод”, производящий капсулы с питанием для отдаленных отделов клетки, вот снуют по аксону почтальоны с “бандеролями” молекулярных “вестей” от синапса к телу клетки и обратно, вот “машина-мусоровоз” неторопливо ползет вдоль мембраны, собирая “обломки” отслуживших молекул, продукты жизнедеятельности и отвозя их к “перерабатывающему заводу” в котором они окончательно разрушаются до безвредных продуктов или вновь используются для сборки новых жизненно важных молекул. Напряженная работа всех внутренних элементов нейрона никогда не прекращается. А ведь нейрон “живет” с человеком всю свою жизнь. И ставшая всем известной формула “нервные клетки не восстанавливаются” означает, что к моменту рождения мозг человека содержит все нейроны, “отпущенные” ему на жизнь, новые не возникнут, нужно беречь то, что есть. Этим нервные клетки уникальны, существенно отличаются от клеток других органов, клеток, которые многократно на протяжении жизни “умирают”, делясь надвое и давая начало двум новым дочерним клеткам. В этом смысле клетки бессмертны, но как обеспечивается “бессмертие” Почему нейрон не стареет, не отравляет сам себя продуктами своей направленной деятельности? В этом случае, как и во всем, природа одним своим шагом разом решила несколько проблем. Это решение - аксональный транспорт.

Нервная клетка представляет собой единое целое- самостоятельный орган со всеми своими отростками: дендритами, вносящими в клетку информацию, и выносящим - аксоном. Длина аксона различна, но может достигать и метра, то-есть - 1000 мм, тогда как диаметр тела самого большого нейрона составляет лишь доли миллиметра. Но как бы далеко не удалялся аксон от тела клетки, он остается живой составной частью ее, нуждающейся в постоянном обновлении “отработавших деталей”, в питании. Основные “заводы” по производству “строительных материалов” и “запасных частей” для нужд самообновления располагаются в ядре нейрона и могут лишь отсюда быть доставленными аксону. Раньше предполагалось, что доставка осуществляется пассивно с затекающей в аксон внутриклеточной жидкостью. Лишь в последние десятилетия внутри аксона была обнаружена сложная система нитей, трубочек, цистерн, которая простирается вдоль всего аксона от ядра клетки и до синапса. Установлено, что вся эта сложная система, составляющая так называемый ”скелет” аксона, не стоит на месте, а с очень небольшой скоростью (около 2 мм в сутки) неуклонно движется от ядра на периферию аксона. Как будто невидимые спицы вязальщицы в теле нейрона бесконечно “вяжут” бесконечный “чулок” хитросплетения аксонального скелета. Таким образом, внешне неизменный нейрон как бы постоянно “растет” внутри себя, постоянно самообновляется, самоомолаживается, защищая себя от старения. Неторопливое движение внутриклеточного скелета сопровождается обеспечением участков аксона, мимо которых он “проплывает”, необходимыми питательными веществами и “строительными материалами” в виде молекул белков и липидов (жироподобных соединений). Это медленный аксональный транспорт. Наряду с ним, существует и быстрый, скорость которого составляет в среднем 200-400 мм в сутки, но в некоторых случаях может достигать 2000-2500 мм в сутки. Таким образом по аксону продвигаются молекулы, участвующие в обеспечении проведения нервного импульса, а также молекулы биологически активных веществ, осуществляющих химический межклеточный обменинформацией.

Таким образом, аксональный транспорт одновременно осуществляет жизнеобеспечение аксона, самообновление нейрона и, наконец, участвует в организации межклеточных контактов. Характерно, что самый быстрый аксональный транспорт в миллионы раз медленнее скорости проведения нервного импульса по нервному волокну - аксону, а самый медленный - в миллиарды. Казалось бы нервная система должна “стремиться” к возможно более скоростной доставке сигналов. Зачем ей такие “сверхмедленные” процессы? Вместе с тем, скорость необходима лишь для доставки срочных сообщений, например, приказ мышце сократиться при неожиданном повреждающем воздействии. Поддержание определенного постоянства уровня жизнедеятельности органов и тканей, включая и саму нервную систему, обеспечивается куда более медленными влияниями. Не случайно, что скорость регенерации (то есть восстановительного роста) поврежденного аксона, например, при перерезке или разрыве нерва, соответствует скорости медленного аксонального транспорта, с помощью которого, как мы уже отметили, нейрон как бы “растет внутри себя”. Можно сказать, что стабильность работы нервной системы, устойчивость ее к случайным изменениям внешней и внутренней среды обеспечивается медленными процессами, а лабильность, изменчивость, способность к быстрым перестройкам и реакциям - скоростными. Кстати, стабильность, устойчивость работы нервной системы - своеобразная завершенная “гармония” - характерна не только для состояния здоровья, именно гармоничная устойчивость болезненных состояний определяет сложность лечения заболеваний, особенно хронически протекающих.

Важнейшая функция нервной системы - регуляция работы организма в целом и его отдельных органов и тканей - осуществляется благодаря образованию регулирующих Центров, своеобразных сообществ множества нервных клеток, объединенных между собой единством своего строения, характером обмена веществ, способом образования контактов и пр. Как уже было отмечено, вся работа нервной системы основана на принципе отражения, рефлекса. Основные части рефлекторного кольца, по которому циркулирует нервная им-пульсация, не могут существовать отдельно друг от друга. Так же и центры: одни из них получают и анализируют, обрабатывают поступающую в мозг информацию, а другие на основании этого планируют, а затем организуют реализацию ответной реакции и контроль за соответствием запланированного ответа и полученного реального результата.

Высшим отделом мозга, осуществляющим анализ поступающих в организм сигналов и реализацию ответа на них, является кора больших полушарий. Кора позволяет не только зарегистрировать и принять раздражение, но и узнать, понять и осмыслить его, сопоставив с другими сигналами, полученными одновременно, и не просто дать приказ к сокращению тех или иных мышц, а сопоставить программу суммы этих сокращений, обеспечивающую не только движение, но поступки, действия, поведение человека. Кора не имеет прямой связи с рецепторами, она получает наиболее важную информацию, частично уже переработанную на уровне спинного мозга, в стволе и подкорке головного мозга и поэтому “освобожденную” от всего лишнего, содержащую наиболее значительные сведения. Такая предварительно обработанная информация доставляется по многим дублирующим каналам, так называемым анализаторным системам, что позволяет мозгу получать объективное отражение событий, происходящих в окружающей среде и в самом организме.

Мы смотрим на окружающие нас предметы, людей и узнаем их, глядя на яблоко, знаем, что это именно яблоко, из множества лиц в толпе безошибочно выбираем нашего знакомого. Что необходимо для узнавания? Во-первых, опыт (“Мы, конечно, будем согласны в том, что если кто-нибудь что-нибудь припоминает, то надобно, чтобы он знал это когда-нибудь прежде” - Платон). Во-вторых, память - способность хранить образ ранее узнанного. В третьих, способность вспоминать - воспроизводить хранимый в памяти образ. В процессе жизни образы становятся более синтетическими, связанными не с одним, а с несколькими анализаторами. Так, образ пищи для нас обычно включает и собственно вкус ее, и запах, и внешний вид. Пища теряет вкус при насморке, но становится и менее желанной, если хороша по запаху и на вкус, но мы видим, что до нас ее уже кто-то жевал. Сложная комплексность различных образов, хранимых в нашей памяти, становится вполне очевидной при неожиданных ассоциациях, которые нередко возникают у нас. Случайный запах вдруг заставляет вспомнить яркие картины из давно-давно происшедших с нами событий. Помните, в “Ловушке для Золушки” Себастьяна Жапризо? - “... Память вернулась к преступнице днем в январе... Жандарму, который конвоировал осужденную из зала суда, показалось, что она несколько успокоилась. Она угадала, что он служил в Алжире, и даже сказала, какой одеколон он употребляет, потому что когда-то у нее был знакомый, который им душился. Однажды летней ночью, в машине он сказал ей название этого мужского одеколона. Оно и умилительное и нагловатое, а в общем, как и самый запах, довольно противное: “Ловушка для Золушки” В этой увлекательной повести рассказывается о девушке, запутавшейся в сложной жизненной ситуации, совершившей преступление и потерявшей память на все прошедшие события. Случайная встреча с знакомым запахом одеколона восстановила в памяти все, что с ней произошло.

Не вызывает сомнения ассоциативная сцепленность или эквивалентность зрительного и слухового восприятия, что нашло образное воплощение в творчестве А.Н. Скрябина, М.К. Чюрлениса. Можно без преувеличения сказать, что любой зрительный образ несет в себе компоненты и обоняния, и слуха, и вкуса, и осязания и т.п.

Поэтому внезапно ослепший человек может при помощи сохранившихся органов чувств не потерять способности объективного восприятия мира и, более того, - способности зрительного воспоминания ранее видимых образов (подобно тому, как мы можем представить себе лицо знакомого человека при закрытых глазах).

Аналогично этому человек, потерявший слух, как бы сохраняет его внутри себя и может не только вспоминать ранее слышанные звуки, музыку, но и продолжать музыкальную композицию (Бетховен).

Многие не знают, какие рефлексы должны быть у ребенка, что такое тонус и какой он должен быть. Сейчас мы постараемся разобраться в этом вопросе и успокоить Вас. Прежде всего, главное не волноваться! С хорошим доктором Вам ни чего не страшно. малыш проходит сразу после появления на свет. Врач неопатолог еще в роддоме проверяет младенца. А после того, как Вас выпишут из роддома осмотр состояния нервной системы производит уже врач невролог в детской поликлинике. Осмотр следует проходить в возрасте 1-н, 3-и, 6-ть и 12-ть месяцев. Данные доктора дают оценку мышечному тонусу крохи, оценивают его психомоторное развитие и рефлексы. И так, о каждом пункте подробнее.

2. Что такое тонус?

Мышечным тонусом принято считать степень напряжения мышц малыша. Его делят на нормальный, пониженный (гипотонус) и повышенный (гипертонус). Нормальным считается, если в состоянии покоя мышцы малыша расслаблены (или имеется небольшой тонус), а в активном состоянии они немного напряжены. Следует обратить внимание, если ребенок вяло шевелится - это может означать, что мышечный тонус у него пониженный. Или же, если малыш двигается слишком резко (как бы дергается) - это может означать, что мышечный тонус повышен. Обратите внимание, в случае постоянного снижения тонуса у малыша в первые сутки жизни, необходимо проверить ребенка на наличие инфекционных заболеваний или же обратить внимание на питание малыша (возможно, ему не хватает еды).

Мышечный тонус разделяют на симметричный и несимметричный. Согласно физиологическим особенностям тела человека (в том числе и детей) каждая часть тела как левая, так и правая может быть развита не одинаково, соответственно и тонус на каждой части тела может отличаться. Вам следует наблюдать за малышом, обращать внимание какой ручкой он тянется за погремушкой, или через какую сторону переворачивается на живот. Если у него есть «любимый бок» или «любимая ручка» обратите внимание специалиста при следующем визите в поликлинику. Данный факт не является патологией, но понаблюдать нужно, а врач подскажет как правильно себя вести.

Осмотр младенца должен проводиться в теплом помещении, ребенок при этом должен быть накормлен, сухим и в бодром состоянии, чтобы специалист мог правильно оценить тонус малыша. Любой дискомфорт заставит карапуза нервничать, что обязательно приведет к повышенному мышечному тонусу. А если малыш спал, и его пришлось разбудить для осмотра, его тонус мышц может быть понижен.

Важно знать: Различные изменения тонуса могут быть проявлением возрастной незрелости нервной системы, которая приходит в норму со временем. При этом особого лечения, тем более медикаментозного не требуется. Лечащий врач может назначить курс массажа, который не является обязательным, но поможет мышцам прийти в норму.

3. Рефлексы? Какие они?

Ответная реакция организма на различные раздражения принято считать рефлексами. Если малыш здоров, он прекрасно реагирует на определенные действия. Например, он будет сжимать кулачок, если немного надавить на ладонь (так называемый хватательный рефлекс). При выкладывании на животик, малыш будет поворачивать головку набок, и приподниматься (защитный рефлекс, который предохраняет малыша от удушья). При прикладывании к груди или кормлении из бутылочки малыш будет активно сосать соску или грудь мамы (сосательный рефлекс). Существует также рефлекс опоры, это когда малыш опирается ножками о любую поверхность при вертикальном положении тела и рефлекс ползанья, когда малыш, в положении на животе, пытается ползти. За каждый из этих рефлексов отвечает определенный отдел нервной системы. При отсутствии какой-либо реакции со стороны рефлексов, специалист может сделать определенные выводы, в т.ч. о наличии поражения нервной системы и степени тяжести нарушений.

Важно знать: По мере взросления Вашего малыша часть рефлексов начинает угасать. По тому, в какое время это происходит, специалист также может сделать выводы о наличии либо отсутствии нарушений со стороны нервной системы малыша.

4. Развитие малыша.

Главное помнить, что детки все разные, а это значит, что психомоторное развитие у каждого младенца проходит в индивидуальном темпе. Существуют возрастные нормы, по которым и определяют развитие малыша. И бывает так, что один ребенок умеет немного больше чем другой, но при этом они оба соответствуют возрастным нормам. Чтобы избежать ненужных переживаний ознакомьтесь с примерным списком навыков и умений здорового малыша.

Под конец первого месяца:

· Ваш малыш, в положении на спине, совершает хаотичные изолированные разгибания и сгибания ручек и ножек;

· Реагирует на источник света и следит за ним;

· Может фиксировать взгляд на знакомом лице родных;

· Старается наблюдать за предметами, которые медленно перемещаются и находятся на расстоянии 20-40 см от малыша;

· Может вздрагивать, услышав резкий звук или моргать при резком движении;

· Реагирует и прислушивается к мелодичному звону колокольчика.

Под конец второго месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, приподнимает головку;

· совершает беспорядочные изолированные разгибания и сгибания ручек;

· уже может устойчиво фиксировать свой взгляд на глазах взрослого;

· отдает предпочтение контрастным несложным фигурам, таким как круги, полосы черно-белых цветов и пр.;

· фокусирует взгляд на новых предметах и лицах;

· реагирует на новые предметы, которые появляются в поле зрения малыша;

Под конец третьего месяца:

· Ваш малыш, в положении на животе, может поднимать головку на 45 градусов по средней линии и некоторое время удерживать ее. А в положении на спине также удерживает головку по средней линии;

· Пытается поднести к своему рту ручки;

· Старается захватить предмет, который попадает в ладони малыша. Может сжимать и разжимать пальцы при попадании в руки бумаги, ткани и т.п.;

· Внимательно наблюдает за движениями своих ручек, а также любыми предметами, находящимися на расстоянии не более 80 см;

· Реагирует улыбкой на знакомые лица и предметы;

· Будет прислушиваться к незнакомым звукам и уже различает голоса родных и близких, особенно мамы;

· Издает собственные звуки в ответ на стимуляцию звуками.

К сроку 6 месяцев:

· Отлично переворачивается и может перекладывать предметы из одной ручки в другую;

· Захват игрушки или любого предмета производит всей ладонью;

· Может громко смеяться и произносить повторяющиеся слоги;

· Пытается пить из ложки и из чашки;

· При помощи родителей старается сесть и пробует ползти, находясь на животике.

К возрасту 12 месяцев:

· Ваш малыш уже уверено стоит самостоятельно около минуты и даже больше. А с поддержкой может шагать;

· Самостоятельно ползает;

· Пытается рисовать, держа карандаш в руке;

· Произносит несложные слова, такие как «мама», «папа», «дай» и т.п.;

· Может выполнять простые просьбы такие как «иди ко мне», «стой», «кушай» и т.п. И отлично реагирует на слово «нельзя»;

· Пытается самостоятельно снять носочки.

Важно знать: Если Вы обнаружили, что Ваш малыш в психомоторном развитии ощутимо отстает от своих сверстников, запишитесь на внеплановый осмотр к неврологу и расскажите о своих опасениях.

5. Требуется проверить.

Нервной системе малыша присуща такая способность как восстановление, данная система очень пластична. Случается, что при выявлении у малыша неблагоприятных симптомов в первые сутки жизни, в дальнейшем доктор не может их выявить. А бывает и так, что неподходящие условия при осмотре могут непосредственно повлиять на выявление нарушений со стороны рефлексов или провоцируют тонус. Все это говорит о том, что опираться на результаты одного исследования не стоит. А если речь идет о каком-то серьезном неврологическом заболевании, то постановка такого диагноза должна проводиться только после нескольких визитов к специалисту и после ряда инструментальных обследований. К таким обследованиям относятся:

· УЗИ головного мозга. Это обследование позволяет сделать оценку строению мозга ребенка, а также обнаружить определенные проблемы в строении. Новорожденным УЗИ делают через родничок на головке.

· ЭЭГ (электроэнцефалография). Это обследование регистрирует электрическую активность головного мозга малыша. В основном проводят ее при диагностики эпилепсий и судорог у ребенка.

· КТ (компьютерная томография) головного мозга. Другими слова это ряд послойных рентгеновских снимков, благодаря которым можно выявить дефекты в головном мозге ребенка. Даже те, которые глубоко спрятаны.

· МРТ (магнитно-резонансная томография). Относится к не рентгеновским методам исследования. Это обследование позволяет подробно изучить структуру и функции центральной нервной системы малыша.

6. Если Вам поставили диагноз.

Как не печально, но наши доктора, тем более старой советской закалки часто пропагандируют принцип перестраховки. И мы можем встретить в карточке малыша такие диагнозы как ПЭП и ВЧД. Первый диагноз расшифровывается как перинатальная энцефалопатия или ее еще могут называть гипоксически-ишемическое поражение нервной системы. Второй диагноз звучит не менее угрожающе - внутричерепная гипертензия или гипертсизионно-гидроцефальный синдром (повышенное внутричерепное давление). Самое неприятное это то, что такие диагнозы очень часто ставят совершенно здоровым малышам. Например, их могут поставить ребенку с якобы неправильным мышечным тонусом и т.п. Для разъяснения, ПЭП объединяет в себе самые различные нарушения функций головного мозга, которые могут возникнуть у крохи в период с 28 недели внутриутробного развития и до первой недели жизни ребенка (по отношению к недоношенным детям - до 28 дня). Фактически это понятие означает, что у кровинушки «какие-то нарушения с мозгом» и полноценным диагнозом оно считаться ни как не может. Получив такую запись в карточку малыша, родители начинают бегать по различным медицинским организациям, делать многочисленные дорогостоящие обследования и пичкать кроху «полезными» лекарствами для мозга и сосудов.

Важно знать: Обычно все неврологические нарушения, возникшие у малыша после, связывают с ПЭП перенесенной в младенческом возрасте. Однако новые симптомы могут стать результатом травмы или какой-либо инфекции. Из-за привязки к ПЭП врачами зачастую истинная причина не выявляется, может быть назначено неверное лечение и как следствие будет потрачено время, которая в этом случае и так на вес золота. Повышенное внутричерепное давление (или ВЧД) во многих случаях является симптомом опасных заболеваний, а не диагнозом. Оно может свидетельствовать о наличие опухолей в мозге ребенка, инфекционном заболевании (менингит или же энцефалит, возможном кровоизлиянии, тяжелых черепно-мозговых травмах или гидроцефалии. При своевременном выявлении все решается положительно. В случае обнаружения инфекций необходимо лечение антибиотиками, опухоли оперируются, а при постановке диагноза гидроцефалия проводят процедуру по отводу лишней жидкости из полости черепа и пр.

7. И что же делать?

Если вдруг при осмотре у невролога у Вашего малыша обнаружили какие-либо нарушения со стороны нервной системы - не переживайте! Дети имеют отличный запас прочности. В такой ситуации основным будет правильно оценить возникшую проблему и начать ее решать нацеленным на положительный результат. В некоторых ситуациях сильное переживание проблемы является таким же пагубным как полное игнорирование ситуации. Помочь развеять все страхи помогут регулярные осмотры у хорошего специалиста. Такие явления у малышей как гиперактивность, слишком быстро или медленно зарастающий родничок, дрожание конечностей и подбородка во время плача, метеочувствительность, незначительные изменения тонуса мышц в ходе нормального психомоторного развития, приподымание на цыпочки при вертикальном положении тела, наличие «мраморного» узора на коже малыша, постоянно влажные или прохладные ладони и стопы являются следствием незрелости нервной системы и, как правило, со временем проходят сами. Специального лечения такие явления не требуют, от Вас требуется регулярно показывать своего карапуза хорошему специалисту.

Безусловно, все органы и системы важны и необходимы для функционирования человеческого организма, но нервная система стоит среди них особняком, можно сказать, на пьедестале. Именно она делает человека существом разумным и мыслящим. Основное значение нервной системы состоит в обеспечении наилучшего приспособления организма к воздействию внешней среды и осуществления его оптимального ответа на это воздействие. Именно поэтому на протяжении первого года жизни малыша его нервная система претерпевает большие изменения, чем любая другая, развиваясь буквально не по дням, а по часам.

Начало

Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг. Его рост сопряжен с формированием проводящих путей (нервов), соединяющих головной мозг с мышцами, например, конечностей и других частей тела и внутренними органами. С началом функционирования этих проводящих путей связано становление деятельности центральной нервной системы, которая обусловливает работу различных групп мышц. Этому становлению способствует то, что на развитие ее оказывают прямое стимулирующее влияние любые раздражения, которым подвергается плод в утробе матери. Среди них раздражения кожи - контакт кожи с околоплодными водами, стенками матки, раздражения суставов и мышц в моменты двигательной активности плода и раздражения органа слуха (плод воспринимает звуки речи и другие звуки, которые слышит мама, хотя для него они не звучат не так громко, как для нее).

Формирование рефлекторной деятельности происходит в три этапа:

  • стадия отдельных локальных движений (2-3-й месяц внутриутробного развития), когда плод осуществляет простые ограниченные движения в ответ на раздражение;
  • стадия генерализованных ответов (3-4-й месяц внутриутробного развития), характеризующаяся появлением обобщенных некоординированных реакций, когда в ответ на раздражение отдельного участка тела совершаются движения в верхних и нижних конечностях, шее и спине;
  • стадия специализированных рефлекторных ответов, которые дают начало развитию безусловных рефлексов новорожденного.

Что такое безусловные рефлексы?

Безусловные рефлексы новорожденного - это прежде всего запрограммированные природой ответные и защитные реакции на внешние раздражители, необходимые для жизни ребенка. Не будь этих рефлексов, ребенок не смог бы найти сосок и взять грудь, осуществить правильные сосательные движения. Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 - 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии.

Так какие же безусловные рефлексы свойственны новорожденному? Перечислим

  • поисковый рефлекс (при поглаживании угла рта ребенок поворачивает голову в эту сторону и пытается языком дотронуться до раздражителя);
  • сосательный рефлекс (при попадании в рот ребенка любого предмета, младенец захватывает его губами и начинает ритмичные сосательные движения);
  • ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании на ладонь ребенок открывает рот);
  • рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала разводит руки в стороны, а потом совершает обхватывающее движение и приводит руки к туловищу);
  • хватательный рефлекс (при надавливании на ладонь ребенок сжимает пальцы);
  • рефлекс опоры (при соприкосновении ножек ребенка с опорой он сначала поджимает их, а потом выпрямляет и опирается о поверхность);
  • рефлекс автоматической походки (в вертикальном положении со слегка наклоненным туловищем ребенок начинает переступать ногами по поверхности стола);
  • защитный рефлекс (при выкладывании ребенка на живот он поворачивает голову в сторону);
  • рефлекс ползания Бауэра (в положении лежа на животе при упоре в стопы ребенок начинает ползти вперед, перебирая поочередно руками и ногами).

Оценка состояния безусловных рефлексов новорожденного является одним из основных моментов осмотра новорожденного, особенно если этот осмотр осуществляет врач-невролог. Изменения этих рефлексов, их ослабление или отсутствие, быстрая истощаемость (первый раз рефлекс удается вызвать, при последующих раздражениях он выражен все меньше и меньше) могут отмечаться при недоношенности или незрелости, при родовом повреждении нервной системы, при наличии общего инфекционного заболевания или иной патологии периода новорожденности.

Первые умения

Нервная система новорожденногоКак уже говорилось выше, к моменту рождения малыша наиболее зрелым является его спинной мозг. Головной мозг, как структура более сложная, к окончанию внутриутробного периода еще не завершает своего развития не только в морфологическом отношении (продолжается формирование извилин коры головного мозга, изменяется соотношение белого и серого веществ мозга), но и в функциональном. Так, очень важным моментом является то, что число нервных клеток в коре головного мозга у новорожденного ребенка и у взрослого человека одинаково. Но у новорожденного эти клетки еще незрелы по своей структуре, они имеют очень мало отростков, соединяющих клетки коры между собой, а именно наличие этих связей обусловливает многие функции высшей нервной деятельности, такие, как память, эмоции, навыки.

Однако развитие коры головного мозга происходит достаточно быстро, и мы это замечаем по тому, как быстро меняется малыш. Только что родившийся кроха еще не способен удерживать голову и фиксировать взгляд, он различает только яркий свет и видит лицо матери как расплывчатое пятно, все его движения хаотичны и бессознательны. Но проходит месяц - и ребенок делает существенные успехи в своем развитии. Прежде всего, совершенствуются все органы чувств.

На первом месяце жизни малыша движения его глазных яблок еще не координированы, время от времени отмечается сходящееся или расходящееся косоглазие. Но уже к пятой неделе ребенок уже достаточно хорошо фокусирует взгляд на определенном предмете, благодаря чему может хорошо рассмотреть окружающие предметы и лица. К этому возрасту он начинает понимать, что с лицом, которое он видит чаще всего, связаны все положительные эмоции в его жизни - насыщение, тепло, комфорт. Чаще всего это лицо его мамы. Соответственно, между появлением маминого лица и возникновением комфорта, насыщения и тепла малыш видит прямую связь. Это становится началом формирования положительных эмоций.

Орган слуха функционирует уже на последних неделях внутриутробного развития. У плода можно отметить учащение сердцебиения в ответ на резкие звуки и. наоборот, нормализацию сердцебиения и биоэлектрической активности мозга при прослушивании мелодичной музыки, У новорожденного реакция на звук носит характер ориентировочного рефлекса: ребенок в ответ на звуковой раздражитель может закрывать глаза, приоткрывать рот, вздрагивать и задерживать дыхание.

Полностью сформирован к моменту рождения и орган вкуса: новорожденный хорошо отличает сладкое от кислого, горького или соленого. При попадании в рот ребенка сладкого вещества он начинает совершать сосательные движения. Горькие, кислые или соленые вещества вызывают гримасу неудовольствия, закрывание глаз, плач.

К концу первого месяца жизни ребенок приобретает такие навыки, как способность следить глазами за ярким движущимся предметом, узнавать мать и улыбаться ей. реагировать на голос матери. В его повседневном режиме по-прежнему преобладают периоды сна, во время бодрствования же - отрицательные эмоции: таким образом кроха сигнализирует о голоде, дискомфорте, связанном с перевозбуждением или усталостью, мокрыми пеленками. Но постепенно в его эмоциональном состоянии начинают появляться периоды спокойного бодрствования, когда малыш старается рассмотреть окружающие предметы, изучает мамино лицо или прислушивается к ее голосу. Все это - начало становления его психики, его высшей нервной деятельности, которое становится возможным благодаря стремительному развитию коры головного мозга и органов чувств.

Первая улыбка

Некое подобие улыбки можно наблюдать у малыша в первые дни после рождения (во сне, после еды). Но назвать эту гримасу улыбкой нельзя. В тот момент, когда уже достаточно хорошо координированы движения глазных яблок и малыш может сфокусировать взгляд на мамином лице, когда в коре его мозга сформировалось достаточное количество связей между нервными клетками, обусловливающих способность к запоминанию, происходит истинное чудо - малыш впервые улыбается осмысленно. Это обычно происходит в возрасте около 1 месяца. Ни с чем нельзя сравнить радость матери, впервые увидевшей улыбку на лице своего ребенка!

Особенности нервной системы новорожденного

В первые дни жизни новорожденной возбудимость его нервной системы значительно понижена. Это необходимо для того, чтобы обилие раздражающих факторов, резкое изменение условий внешней среды, интенсивная нагрузка в родах не вызвали повреждения нервной системы. В течение первой недели жизни ребенка возбудимость постепенно повышается.

Одной из особенностей нервной системы новорожденного является то, что ее работоспособность невелика: утомление и истощение нервных функций наступает гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому дети не могут длительно переносить однообразные раздражения, например быстро перестают интересоваться погремушкой и нуждаются в смене впечатлений, например, беседах с мамой, негромкой музыке. Но эти впечатления не должны быть чрезмерными, так как их обилие и большая интенсивность тоже могут вызывать утомление и перевозбуждение. Нервная система новорожденного более чувствительна к недостатку кислорода вследствие высокого уровня обменных процессов, для которых требуется высокое насыщение крови кислородом. С этим связана уязвимость нервной системы плода и новорожденного к гипоксии (недостатку кислорода) в родах и в течение первых дней после родов.

В период внутриутробного развития мышцы плода постоянно находятся в состоянии сгибания, что обеспечивает характерную позу плода. После рождения ребенка в его скелетных мышцах сохраняется преобладание тонуса мышц-сгибателей, то есть малыш постоянно стремится занять так называемую позу эмбриона, но постепенно повышается активность двигательных центров, обеспечивающих тонус мышц-разгибателей. Благодаря этому становятся возможными активные движения.

Все движения плода и новорожденного ребенка имеют характер рефлексов и распространяются на все тело. В этом возрасте малыш еще не способен осуществлять целенаправленных движений - его движения хаотичны и являются ответом на какое-либо раздражение.

Еще одной очень интересной и важной особенностью функции нервной системы новорожденного является то, что все его поведение подчиняется пищевой доминанте: если ребенок голоден, у него тормозятся рефлексы, еще более снижается возбудимость. Ему необходимо только одно - удовлетворение насущной потребности в пище.

Следует особо остановиться на особенности работы нервной системы новорожденного, связанной с незавершенной миелинизацией нервных волокон. Миелинизацией называется процесс образования особой оболочки, покрывающей нервные окончания. Эта оболочка играет роль своеобразной изоляции, обеспечивающей распространение нервного импульса из нервной клетки на орган или мышцу, но не на группу мышц. Поскольку к моменту рождения далеко не все нервные окончания имеют миелиновую оболочку, любой нервный импульс, проходящий по нервному пучку, объединяющему в себе множество нервных волокон, распространяется и на соседние волокна. С этим связано то, что любое возбуждение становится более или менее общим, захватывает соседние мышцы или органы. Так, если новорожденный испытывает дискомфорт или болезненные ощущения, этот сигнал «передается» всему организму. Это является одной из причин столь выраженного беспокойства ребенка вследствие кишечных колик: боль в животе распространяется на соседние органы.

Ярким примером генерализации нервного импульса служат безусловные рефлексы новорожденного. Например, при проведении пальцем вдоль позвоночника происходит разгибание туловища, сгибание рук и ног, резки крик и даже иногда мочеиспускание.

На ранних стадиях развития у растущего организма нервные центры обладают высокой степенью способности к компенсации приспособлению. При нарушении деятельности какого-либо центра его функцию берут на себя другие отделы головного или спинного мозга. Эта способность помогает восстановлению некоторых функций пострадавших в результате неблагоприятного течения внутриутробного периода. Эта поистине счастливая способность мозга дает возможность использовать многие его резервные возможности для обеспечения должного развития ребенка.

Таким образом, нервная система мал: ша к моменту рождения уже во многом сформирована, ее строение практически не отличается от взрослого, но те ее отделы, которые отвечают за высшую и наиболее сложную деятельность, еще весьма незрелы. Созревание их длится на протяжении всего первого года жизни ребенка.

Как развивается нервная система новорожденного, что нужно знать родителям о нервной системе грудничка, что является нормой, и когда стоит насторожиться, - мы собрали интересные и важные факты о нервной системе малыша.

Нервная система ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. С момента зачатия и до 3-х летнего возраста рефлексы малыша, реакции на окружающий мир и навыки сильно меняются. В первый год жизни мозг новорожденного удваивается по размеру, а к 3-м годам достигает 80% от взрослого объема.

Особенно важно в этот период окружить ребенка заботой и любовью, чтобы у малыша сформировались здоровые нейронные связи и он мог быстро адаптироваться к переменам в окружающем мире.

Развитие нервной системы новорожденного

В материнской утробе эмбрион получает все, что ему нужно. В период созревания зародыша в его мозгу каждую минуту рождается 25 тысяч нервных клеток. Маме важно вести , чтобы у младенца

5 фактов о нервной системе новорожденного:

  1. К концу внутриутробного периода центральная нервная система ребенка полностью сформирована, однако мозг взрослого человека намного сложнее мозга новорожденного.
  2. При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребенок рождается хотя и со структурно сформированной, но незрелой нервной системой.
  3. Только после рождения происходит развитие ткани головного мозга. Количество нервных клеток в нем после рождения не увеличивается.
  4. У новорожденного практически сформированы все извилины, но они слабо выражены.
  5. Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг.

Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов и систем организма.

Поскольку она еще не зрелая, у новорожденного могут появиться различные проблемы: , нерегулярный стул, беспокойство. По мере созревания нервной системы новорожденного все нормализуется.

Здоровье ребенка после рождения:

Младенцы (от рождения до 1 года) и малыши (в возрасте от 1 до 2 лет) быстро растут.

Физическое развитие в младенчестве и детстве, подразумевает изменения в теле и работе внутренних органов, развитие рефлексов, двигательных навыков, ощущений. Ребенок знакомится с окружающим миром, изучает себя, получает новый опыт.

Первые 4 недели жизни называются неонатальным периодом или периодом новорожденности.

Он начинается с момента обрезания пуповины и длится 28 дней. Делится на ранний неонатальный (первые 7 дней жизни младенца) и поздний неонатальный период (длится с 8-го по 28-й день).

В педиатрии ранний неонтальный период считается критичным в жизни новорожденного. Организм адаптируется к окружающей среде - ребенок учится сам дышать, в кишечном тракте появляются микроорганизмы для переваривания пищи, тело и органы приспосабливаются к новым условиям терморегуляции.

В первые 7 дней жизни младенец много . Нервная система еще незрелая, поэтому процессы возбуждения практически незаметны.

В раннем неонтальном периоде у малыша могут наблюдаться следующие проблемы со здоровьем:

  • эритема, которая в виде высыпа6ний и покраснений на коже
  • половой или гормональный криз
  • транзиторная лихорадка проявляется в виде повышенной температуры, которая может держаться от 3 часов до нескольких дней.

У новорожденных появление подобных состояний считается естественным явлением, однако младенец должен находится под наблюдением врачей.

В позднем неонатальном периоде организм ребенка продолжает адаптироваться к изменениям. Пассивный иммунитет, который был сформирован еще в утробе благодаря антителам из материнского организма, защищает младенца от инфекций.

Важно в этот период создать спокойную атмосферу в доме и комфортные условия для ребенка, чтобы он набирал вес, а нервная система продолжала развиваться.

Развитие мозга плода и новорожденных также происходит быстро. Сначала развиваются нижние или подкорковые области мозга (ответственные за основные жизненные функции, такие как дыхание), затем развиваются области коры, ответственные за мышление и планирование.

Большинство изменений в мозге ребенка происходит после рождения.

При рождении мозг новорожденного весит всего 25% от мозга взрослого мозга.

К концу второго года мозг весит около 80%.

К половому созреванию, мозг весит почти 100 % от взрослого мозга.

Рефлексы новорожденных

Что умеет делать грудничок до года

  • Примерно через месяц после рождения младенец может подымать подбородок, когда они лежат на животе.
  • В течение 2-го месяца младенцы могут поднимать грудную клетку с той же позиции, в которой они лежат.
  • К 4-му месяцу младенцы могут подымать погремушки, а также сидеть с поддержкой.
  • К 5-му месяцу младенцы могут переворачиваться.
  • К 8-му месяцу младенцы могут сидеть без посторонней помощи.
  • Примерно через 10 месяцев малыши могут стоять, держась за объект для поддержки.

Разумеется, подобные критерии являются ориентировочными. Темпы физического и двигательного развития различаются у детей в зависимости от ряда факторов.

Как новорожденный воспринимает мир

Здоровые младенцы реагируют на сенсорную информацию, которая поступает из внешнего мира. Новорожденные близоруки, но острота зрения развивается быстро.

Хотя детское зрение не такое четкое, как взрослое, они реагируют на образы с самого рождения.

Младенцев особенно привлекают контрастные предметы светло-темных оттенков. Человеческое лицо также вызывает интерес. Новорожденные даже различают счастливые и грустные выражения.

Как развивается зрение ребенка в первый год жизни (видео)

Новорожденные также могут реагировать на вкусы, запахи и звуки, особенно на звук человеческого голоса. С рождения ребенок знает голос своей матери и узнает звуки историй, если она читала книги вслух, пока он еще был в утробе.

Полагаясь на зрение, запахи и звуки, ребенок с первых дней отличает родителей от других людей. Младенческие сенсорные способности значительно улучшаются в течение первого года.

Как научить новорожденного разным навыкам

Обучение - это процесс, который приводит к постоянным изменениям поведения, основанным на опыте. Младенцы учатся разными способами.

Чаще всего, процесс обучения выглядит как применение вознаграждений и/ или наказаний. Подкрепления закрепляет желаемое поведение, в то время как отрицательное подкрепление показывает, какая реакция нежелательна.

Например, ребенок, который видит, что улыбка привлекает родительское внимание, больше улыбается своим родителям.

В основном, новорожденные учатся с помощью наблюдения и подражания другим.

Например младенец учится хлопать, наблюдая и подражая старшему брату. Эта форма обучения является самым быстрым и естественным способом, с помощью которого дети приобретают новые навыки.

Неврная система грудничка: когда стоит насторожиться

Нервная система ребенка очень пластична и обладает феноменальной способностью к восстановлению - бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые дни жизни младенца, в дальнейшем бесследно исчезают.

Плохое питание, гигиена и халатное медицинское обслуживание угрожают здоровому развитию ребенка.

Родителям стоит позаботиться о полноценном питании новорожденного (отдается предпочтение грудному вскармливанию), соблюдении правил гигиены грудничка и, при необходимости, получении адекватной медицинской помощи.

Например, надлежащая вакцинация имеет решающее значение для предотвращения таких заразных заболеваний, как , и .