Спортивный туризм как средство физического воспитания в младшем школьном возрасте. " спортивный туризм как средство физического воспитания" Туризм средство физического воспитания школьников

Туризм как средство физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для оздоровления детей. В туристических походах получают непосредственное применение изученные на уроках физкультуры двигательные действия (преодоление препятствий, водных преград, лазание, ходьба и др), по-новому звучат приобретенные на уроках географии, биологии, астрономии знания.

Туризм средство обогащения жизненного опыта учеников знакомство с различными профессиями, средство познания красоты природы.

Преодоление трудностей в походе воспитывает у них чувство коллективизма, учит становится выше личных симпатий и антипатий, быть чуткими друг к другу, беспощадными к нарушителям дисциплины и порядка. Поход поможет глубже понять и изучит натуру каждого ребенка установить доверительные отношения между педагогами и учениками, удовлетворить потребности в новизне, приключениях романтике.

В 1972 году впервые туристический поход и соревнования по спортивному ориентированию были включены в комплекс ГТО.

В последнее время все больше проводится самодеятельных походов и путешествий, увеличивается число их участников.

По стране проложено более 21 тысячи маршрутов по родному краю, по местам революционной, боевой и трудовой славы. В туристические походы по этим маршрутам ежегодно отправляются 20 миллионов самодеятельных туристов. В стране создано более 2000 туристских клубов, около 67 тысяч туристских секций, коллективов физической культуры ДСО.

В кружках и секциях готовят значкистов и разрядников, а так же младших инструкторов по туризмов, помощников руководителей походов. Руководят кружками педагоги школы или работники станции юных туристов. Школьный самодеятельный лагерь может быть организован как туристический, спортивный или труда и отдыха. Задание этих лагерей одни: укрепление здоровья, воспитание трудовых навыков, нравственных и физических качеств. Но в зависимости от назначения на первый план могут выдвигаться туризм, спорт или общественно полезный труд.

Для лагеря характерно широкое самоуправление. Его деятельность регламентируют специально разработанным уставом при активном участие всех членов лагеря.

Приказ директора об организации лагеря, договор с учреждениями, на территории которого будет находиться лагерь, списки личного состава, план- график работы визируется туристским организатором районного Дома школьников, лагерной комиссией и представляется в отдел народного образования для получения разрешения на въезд в лагерь.

Слет соревнований приводиться как смотр туристической работы за прошедший учебный год. Приказом директора назначаются начальник слета- соревнования, руководитель походных групп, утверждается положение и судейская бригада.

Проводить слет следует в два дня. В предвыходной день, после уроков, группы своими маршрутами отправляются к месту проведения соревнований, а прибыв туда, устанавливают палатки, готовят ужин, вечером у костра проводится смотр самодеятельности всех команд. Воскресение посвящается соревнованиям для 5-7 классов и 8-11 классов, которые проводятся отдельно и подведению итогов слета-соревнования.

По данным авторов (КазначееваВ.П.,1994; Ходакова Н.М.,1964) разнообразие форм туризма позволяет использовать его как средство физического воспитания, начиная с дошкольного возраста. В дошкольном и младшем школьном возрасте большое место занимают прогулки с гигие-ническими целями. В младшем школьном возрасте прибавляются экскурсии с образовательными целями. При наличии практики в экскурсиях и походах и при хорошем педагогическом руководстве возможен переход старших школьников к самодеятельному и спортивному туризму.

Без поддержания физической подготовки на высоком уровне постоянно, невозможно добиться успехов в усвоении и совершенствовании техники различных видов туризма.

Физическая подготовка должна быть непрерывной и круглогодичной.

В процессе общей физической подготовки важно всесторонне развивать основные физические качества: силу, выносливость, быстроту. Если одно из них отстает в развитии, следует дополнительно применять средства, благотворно воздействующее на это отстающее качество.

Физическая подготовка туриста

Во многих учебных пособиях очень хорошо прописана физическая подготовка, которая так важна и нужна будущим туристам, нужно сказать, что физическая подготовка складывается из утренней гимнастики, специальных занятий и походов выходного дня.

Утреннюю гимнастику следует проводить ежедневно, в любую погоду, желательно на открытом воздухе.

Комплекс упражнений утренней гимнастики: бег на месте или ходьба с переходом на медленный бег 3-5 минут.

Упражнения на расслабление.

Дышать при выполнении упражнений ритмично, глубоко, без задержек, лучше через нос.

Этот комплекс упражнений необходимо постепенно усложнять упражнениями на развитие отдельных качеств. Интенсивность и продолжительность утренней гимнастики каждый турист регулирует в зависимости от самочувствия. Спортсмены, готовящиеся к походам с ночевкой, длительным путешествиям, соревнованиям по спортивному ориентированию, продолжительность утренней гимнастики должны увеличить до 30-40 минут, включив в нее 4-5 упражнений, отражающих специфику предстоящего похода или соревнования. Лучше, если утренние занятия будут групповыми: они эмоциональнее.

Занятия на воздухе позволяют включать бег на короткие и длинные (до нескольких километров) дистанции. Медленный бег с ускорениями по несколько десятков метров, равномерный длительный бег рекомендуется сочетать с быстрой спокойной ходьбой.

Очень важно приучиться дышать глубоко, без задержки, с полным выдохом. Зарядку в помещении надо делать у открытого окна. После нее необходимо обмываться до пояса прохладной водой. Тренировочные занятия в течение недели и по выходным дням проводятся в залах, на площадках, на стадионах и на местности. Они обычно состоят из гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и велосипедного спорта, спортивных игр. Сдача норм комплекса ГТО обеспечивает необходимый уровень общей физической подготовки. Специально подобранные гимнастические упражнения и соответствующие виды спорта помогает развить те или иные физические качества, в первую очередь нужные туристу выносливость и силу.

Сила развивается при занятиях туризмом сравнительно медленно. Поэтому ее следует развивать специальной тренировкой. Однако не надо увлекаться подниманием больших тяжестей. Целесообразнее применять средние отягощения, но с большим количеством повторений. В этом случае будет развиваться и выносливость мышц, что так необходимо в походе.

В одну тренировку нужно включать упражнения со снарядами различного веса. Упражнения с легкими предметами следует выполнять до утомления, затем, отдохнув 2-3 минуты, повторять снова.

Упражнения с преодолением собственного веса (подтягивание, приседания, отжимания) выполняются до отказа.

Упражнения силового характера проделываются в течение всего периода подготовки.

Упражнения для развития силы рук:

Лежа в упоре на руках сгибание и разгибание рук

Стоя на руках (с поддержкой партнера) сгибание и разгибание рук.

“Тачка” - партнер держит ноги, а упражняющийся идет на руках.

Подтягивание на перекладине.

Лазание по канату, шесту, наклонной лестнице.

Упражнения со штангой в жиме, рывке и толчке.

Упражнения с гантелями, гирями.

Толкание и метание ядра одной и двумя руками.

Упражнения с набивным мячом.

Упражнения на брусьях, перекладине, кольцах.

Упражнения для развития силы ног:

Ноги на ширине плеч, глубокие приседания на всей ступне, поднимая руки вперед.

Приседание на одной ноге - “пистолетик”

Прыжки на месте со скакалкой и гантелями.

Приседание со штангой или партнером на спине.

Прыжки в высоту и длину с места и с разбега.

Прыжки тройные и пятерные.

Развитие ног имеет огромное значение при пеших походах на дальние расстояния, особенно если это труднопроходимая местность (горная, джунгли, тайга и т.п.)

Упражнения для развития гибкости и силы мышц туловища:

Из положения лежа на полу наклон вперед и повороты туловища.

Из положения лежа на полу носками ног коснуться пола за головой.

Из положения сидя на полу лечь, затем сесть (ноги закреплены или удерживаются партнером.)

Штанга на плечах - наклоны вперед, в стороны и повороты.

упражнения на гимнастической стенке в упоре стоя на полу и в висе.

Растягивание и расслабление

Для развития эластичности мышц и подвижности суставов применяются упражнения на растягивание. Ими, однако, не следует злоупотреблять. Нельзя делать их и при болевых ощущениях.

Надо уметь хорошо расслаблять мышцы. Только чередование напряжения и расслабления мышц позволяет успешно переносить нагрузку длительное время.

Каждому туристу необходимо уметь преодолевать препятствия самого различного характера, хорошо прыгать в длину, лазать по канату, по деревьям, свободно подтягиваться, приучиться переносить рюкзак с большим грузом на длинные расстояния. Причем в этом не всегда помогает значительная сила, нужны специальные навыки, развивающиеся упражнениями. Начинать лучше с походов с небольшим грузом по 6-10 кг, выполняя все правила укладки рюкзака и подгонки снаряжения, иногда ходить в тяжелой обуви. Турист должен уметь переносить на небольшие расстояния значительные грузы , а также пострадавшего человека, используя подручные средства. В столкновениями с силами природы он должен быть подвижным, ловким, отлично владеть равновесием. Все это дается разносторонней подготовкой. Она должна проводиться интересно, увлекательно, разнообразно. Преодоление трудностей в путешествии требует твердой воли, которая закаляется также в преодолении трудностей во время физической подготовки.

Большое значение имеет приспособление организма к походным условиям, которое вырабатывается во время тренировок. В первую очередь речь идет о закаливании организма, которое должно быть результатом всей системы подготовки. К средствам закаливания относятся: занятия утренней гимнастикой на свежем воздухе в облегченном костюме, обтирания прохладной водой, мытье ног на ночь холодной водой, облегченная одежда в бытовых условиях и во время тренировок и походов, практика ночевок на открытом воздухе в тренировочных походах, систематическое купание, тренировочные занятия в непогоду. В тренировочных походах надо выработать привычку ограничения в питье (особенно сразу, после остановки), привычку к длительной переноске груза (рюкзака), к специфической равномерной физической нагрузке похода.

Учитывая предстоящую в пути нагрузку, желательно с ростом подготовленности увеличивать и тренировочную нагрузку, чтобы она была в иной день выше, чем среднедневная нагрузка будущего путешествия. Турист, который не готовит себя физически, рискует оказаться самым слабым в группе и стать обузой для товарищей.

Женщины-туристки должны тренироваться по той же методике, что и мужчины, но с учетом физиологических особенностей женского организма. Занятия могут проводиться совместно для мужчин и женщин, но нагрузка для женщин меньше.

Введение

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей. Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие в древние времена.

Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.).

Туризм сейчас является одним из самых динамичных секторов как российской, так и мировой экономики.Туризм – это также и туристские предприятия, в первую очередь деятельность туристических организаторов и посредников. Сегодня число туристических компаний сильно увеличилось, и жесткая конкуренция заставляет их занимать свои ниши на рынке. Существуют фирмы, занимающиеся отдельными странами или направлениями, есть фирмы, работающие только на прием туристов. Есть такие, что работают с группами, и те, что организуют поездки по индивидуальному заказу. Есть туроператоры, которые полностью организует поездки и предлагают со скидкой другим турфирмам готовые маршруты, и есть турагенты, выступающие посредниками между туроператором и клиентом. К турагентам стекается информация о различных турах, из которых они подбирают клиенту нужный и наиболее доступный по цене.

Определение туризма

Можно ли однозначно ответить на вопрос, что включает в себя такое понятие, как «туризм»? У одних туризм ассоциируется с километрами, пройденными нехожеными тропами, с палаткой, с песнями у костра, для других это поездки по историческим местам, для третьих – путешествия по зарубежным странам. И все они правы, поскольку туризм чрезвычайно разнообразен.

Туризм является разновидностью путешествий и охватывает собой круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их обычной среды, с целью отдыха, в деловых или иных целях. На первый взгляд понятие «туризм» является доступным каждому из нас, так как все мы совершали куда-нибудь поездки, читали в газетах статьи о туризме, смотрели телепередачи о путешествиях, а, планируя свой отпуск, пользовались консультацией и услугами туристских агентств. Однако в научных и учебных целях весьма важно определить взаимоотношения между составными элементами туризма как отрасли народного хозяйства. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии:

1. Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды.

2. Пребывание в другом месте. Главным условием здесь является то, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Кроме того, оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, потому что поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, находящееся или планирующее находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

3. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (стране), не считается туристом этого места.

Три этих критерия, положенные в основу определения туризма, являются базовыми. Вместе с тем есть особые категории туристов, в отношении которых данные критерии все-таки недостаточны – это беженцы, кочевники, заключенные, транзитные пассажиры, которые формально не въезжают в страну, и лица, сопровождающие или конвоирующие эти группы.

Анализ приведенных выше особенностей, характеристик и критериев позволяет выделить следующие признаки туризма:

Деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени – это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает свое функциональное место;

Туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой.

Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.

Характеристики и особенности видов туризма

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека от­правиться в поездку. Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в крат­ковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления орга­низма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и мор­ской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентиро­ванный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путе­шествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм. В качестве общественного туриз­ма выступают поездки с целью посещения родственни­ков, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visitingfriendsandrelatives -VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объе­динение в группы происходит при наличии интересую­щей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относят­ся поездки с целью активного участия в спортивных ме­роприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

Пример активного участия в спорте: госпожа Л. отправляется в Карпаты, чтобы заняться горнолыжным спортом; пассивного учас­тия: футбольный фанат ездит на все крупнейшие соревнования своего футбольного клуба.

Экономический туризм - поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посеще­ние бирж, выставок, ярмарок и т.д.

Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломати­ческий туризм, участие в конгрессах, а также туризм, свя­занный с политическими событиями и мероприятиями.

Пример дипломатического туризма: члены Российского парламен­та едут в город М., чтобы принять участие в парламентских заседаниях; туризма, связанного с политическими мероприятиями: госпожа В. сим­патизирует политическим направлениям определенной партии в Москве. Она посещает съезд этой партии.

Иногда необходимость конкретизации туризма по его формам возникает в связи с различной длительностью путешествий (продолжительные и непродолжительные путешествия). В этом случае в качестве основного крите­рия такой классификации выбран срок пребывания в пу­тешествии. Если путешествия различаются по такому внеш­нему критерию, как длительность пребывания, то можно сказать, что эти путешествия относятся к различным фор­мам туризма. Существует много возможностей, позволя­ющих выделить формы туризма по внешним критериям: по происхождению туристов; по организационной форме; по длительности пребывания в путешествии; по возрасту; по транспортным средствам; по времени года или сезону.

На первый взгляд может показаться, что между фор­мами и видами туризма нет большого различия. В обоих случаях путешествия группируются исходя из опре­деленных точек зрения. Разница состоит в том, что виды туризма различаются по мотивации путешествую­щих, т. е. по внутренним факторам, а формы туризма - по внешним причинам и воздей­ствиям, что очень важно для менеджмента.

Формы туризма в зависимости от происхождения тури­стов. В зависимости от происхождения путешествующих туризм подразделяется на внутренний и между­народный. В данном случае слово «происхождение» относится не к национальности или месту рождения че­ловека, а к его месту жительства и работы.

Формы туризма в зависимости от его организации (органuзaцuoннoй формы). В зависимости от форм организации различают паушальный (предоставление комплекса услуг за одну стоимость) и индивидуальный туризм. Паушальный тур - это стандартизирован­ный, предварительно организованный комплекс турист­ских услуг. Индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно. Подобные туры называются также оди­ночными, но это не означает, что нужно путешествовать в одиночку, ведь путешествовать можно и семьей, и при этом путешествие называется одиночным.

Понятие «индивидуальный туризм» чаще всего про­тивопоставляется понятию «массовый туризм». Массовый туризм первоначально означал, что в туризме участвуют многие люди. С течением времени это понятие приоб­рело отрицательное значение. В настоящее время с мас­совым туризмом ассоциируются отрицательные воздей­ствия прежде всего паушального туризма, из-за чего понятия индивидуальный туризм и массовый туризм боль­ше не подходят для выделения форм туризма по количе­ству участников.

Формы туризма в зависимости от длительности пребы­вания. Очень важной классификацией форм туризма яв­ляется их классификация в зависимости от продолжитель­ности пребывания.

Продолжительность путешествия относится ко вре­мени, которое затрачивается туристом в ходе поездки или пребывания в посещаемом месте или стране. Одноднев­ные путешествия классифицируются следующим образом: менее трех часов; три - пять часов; шесть - восемь ча­сов; девять - одиннадцать часов; двенадцать и более ча­сов. Путешествия с ночевкой можно классифицировать следующим образом: 1-3 ночи; 4-7 ночей; 8-28 ночей; 29-91 ночь; 92 - 365 ночей.

Продолжительные путешествия, как правило, допол­няются непродолжительными поездками. К непродолжи­тельным поездкам относятся транзитные поездки, однодневные поездки и кратковременный туризм. Тран­зитный туризм - это остановки туристов по пути следо­вания к месту назначения. Однодневный туризм - это туры продолжительностью в световой день: они не пред­полагают остановки на ночлег. Особенно важная форма непродолжительного туризма - кратковременный туризм. Кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совер­шаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т. е. они включа­ют минимально один, максимально - три ночлега.

Формы туризма в зависимости от возраста путе­шествующих. При классификации форм туризма учиты­вается также возраст путешествующих. По возрастной шка­ле определены следующие группы туристов: дети, путешествующие со своими родителями; молодежь (ту­ристы в возрасте 15-24 лет); относительно молодые, эко­номически активные люди в возрасте 25 - 44 лет; экономически активные люди среднего (45 - 64 лет) воз­раста (путешествуют, как правило, без детей); пенсионе­ры (65 лет и старше).

Формы туризма в зависимости от транспортных средств. В зависимости от транспортного средства, используемого для перемещения туристов из одного места в другое, раз­личаются следующие формы туризма: авиатуризм, авто­бусный, железнодорожный, автомобильный и морской.

Формы туризма в зависимости от времени года. В зави­симости от времени года различается зимний и летний туризм. Сезонная классификация форм туризма показы­вает колебания спроса на туристские услуги в течение года. Время, в которое совершается максимальное количество поездок, называется туристским сезоном, период спада путешествий - межсезоньем. Туристские сезоны в раз­ных регионах могут не совпадать.

Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать пу­тешествия по формам. Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим ти­пам: внутренний туризм - путешествия жителей како­го-либо региона по этому региону; въездной туризм - путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; выездной туризм - путешествия жителей какой-либо страны в другую страну. Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут от­носиться не только к какой-либо стране, но и к региону; термин «регион» - к какому-то району в пределах какой-либо страны, либо к группе стран. Определение« туризм в пределах страны » охватывает собой внутренний и въезд­ной туризм;«национальный туризм» - внутренний и выез­дной туризм;«международный туризм» - въездной и выезд­ной.

Типы туристов

При изучении туристического бизнеса очень важно правиль­но ответить на следующий вопрос: кто и какими турист­скими услугами пользуется? При этом следует подумать о том, будут ли семьи г-на Иванова и г-на Сидорова отды­хать одинаково и совпадут ли их потребности в турист­ском продукте. Ответ однозначен - нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать по следующим признакам:

В зависимости от их активности;

В зависимости от стиля жизни.

Традиционно среди туристов по их активности во вре­мя отпуска выделяют шесть групп:

Любители спокойного отдыха. Его представители от­правляются в отпуск для того, чтобы освободиться от по­вседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся посторонних и большого скопле­ния людей. Спокойно отдыхающих отпускников привле­кают солнце, песок и море.

Любители удовольствий. Это тип очень предприимчи­вых туристов, которые во время отдыха заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую ат­мосферу. Применительно к ним чаще всего употребляют­ся такие слова, как флирт, дальние расстояния.

Пример: Г-н М. просыпается около полудня и идет в плава­тельный бассейн. Там он встречает веселую компанию, они беседуют, пьют в баре коктейль, немного плавают и слушают музыку. После полу­дня г-н М. играет с другим отдыхающим в теннис. На вечер у него есть договоренность на ужин. После ужина - посещение дискотеки, которая длится до утра.

Любители активного отдыха. Эти туристы любят приро­ду и создают активную нагрузку своему телу. Предпочи­тают размеренное движение и пребывание на свежем воз­духе. Их отпуск можно совместить с лечением.

Любители спортивного отдыха. В отличие от актив­но отдыхающих у туристов-спортсменов все внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень ва­жен спорт - их хобби. Они не страшатся физических нагрузок.

Отдыхающие с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении своего образователь­ного уровня, познании нового. В данном типе выделяют­ся три подгруппы: П1 П2 и П3. Туристы типа П1, посещают места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внима­ние не столько признанным достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать их атмосферу. Для него на передний план выдвигаются чув­ства и настроения. Туристы типа П3 имеют ярко выражен­ные культурные и социально-научные интересы, их очень притягивает природа.

Любители приключений. Лишь немногие любители ост­рых ощущений отправляются в странствие в одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному рис­ку. К типу искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений с опре­деленной долей риска. Для них риск - это возможность испытать себя.

Классификация туристов на группы в зависимостиот стиля их жизни предполагает более углубленный подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам и его жела­ниями.

При выделении групп туристов в зависимости от сти­ля их жизни в основу положен не какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать это очень сложно, так как тенденции и экономи­ческая ситуация в обществе подвержены очень сильным изменениям во времени.

В зависимости от стиля жизни выделяют четыре груп­пы туристов: любители наслаждений, тенденциозные, се­мейные и исключительно отдыхающие туристы. При дан­ной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно изменяются и границы между ними очень расплывчаты.

Любители наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к качеству отдыха. Для них путешествие - это способ самовыражения. От отдыха они желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе спортивную нагрузку.

Пример: Члены семьи С. проводят свой отпуск в Альпах на берегу высокогорного озера. Они размещаются в гостинице в комфортабельных апартаментах с самым лучшим видом. Днем они занимаются серфингом и парусным спортом, для разнообразия играют в гольф и теннис. Для них важно, чтобы за ужином их хорошо обслужили и предложили разнообразное меню. После ужина они иногда ходят на дискотеку или встречаются со знакомыми в баре.

Тенденциозные туристы. Для туристов, входящих в дан­ную группу, отдых - это возможность найти и проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требова­ниями, но в отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут единения с при­родой, тишины и возможности психологической разгруз­ки. Они осознают проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для по­сещения региона.

Пример: Г-жа Б. собралась по-настоящему отдохнуть во время отпуска. Она отправляется в небольшой пансионат. Днем она много ката­ется на велосипеде и ходит в походы. Некоторое время она посвящает тому, чтобы насладиться одиночеством, ландшафтом, игрой света, оттенков. Если не позволяет погода и по вечерам она остается в пансионате, - читает, общается с другими отдыхающими. Вечером она посещает концерты.

Семейные туристы. В эту группу входят исключитель­но семьи с детьми. Семейные туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам, не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.

Пример: Семья К. сняла на время отпуска домик для отдыха на берегу моря. Семья состоит из четырех человек. Чаще всего их можно найти на улице. Они играют в мяч, читают, загорают, купаются. Все домашние обязанности распределены: дети ходят за хлебом, каждый уби­рает за собой кровать, за покупками ходят всей семьей. Вечером они идут ужинать в ресторан или готовят сами. Если остаются дома, то все помогают готовить ужин.

Всецело отдыхающие. Важнейшим условием для тури­стов этого типа является возможность отдохнуть. В дан­ную группу входят сравнительно пассивные туристы, ко­торые проводят свой отпуск традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно поесть, совершают короткие прогулки или недаль­ние поездки. Любители такого отдыха радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые при­вычки, ведь они не любят экспериментировать.

Заключение

Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XXстолетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

Высокие темпы развития туризма, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

Ва ной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промыш енных, банковских, страховых и др. компаний.

Интенсивное ра витие ме дународных туристских свя ей повлекло за обой оздание многочисленных международных организаций, содействие лучшей организации этой сферы международных экономических отношений.

Хакасский Государственный Университет им.Н.Ф.Катанова

студентка

Коробейников Денис Юрьевич, преподаватель кафедры физической культуры и спорта Хакасский Государственный Университет имени Николая Федоровича Катанова

Аннотация:

В статье рассмотрен спортивный туризм как неотъемлемая часть физического воспитания в образовании и его виды. Основным средством физического воспитания, характерный для младших школьников, выступал физический труд, состоящий из физических упражнений, благодаря которым происходит всестороннее физическое развитие школьника, а также способствует формированию и усовершенствованию определенных физических качеств детей. Представлены два комплекса упражнений из спортивного туризма, которые могут использоваться в физическом воспитании младших школьников.

The article considers sports tourism as an integral part of physical education in education and its types. The main means of physical education, typical for younger students, was physical labor, consisting of physical exercises, through which there is a comprehensive physical development of the student, and also contributes to the formation and improvement of certain physical qualities of children. There are two sets of exercises from sports tourism, which can be used in the physical education of younger students.

Ключевые слова:

спорт; соревнования; спортивный туризм; виды спортивного туризма; физическое развитие; физическое воспитание; средство физического воспитания; физические качества; образование; младший школьный возраст; ведущий вид деятельности; сензитивный период развития; физические упражнения, теоретические упражнения

sport; competition; sports tourism; sports tourism; physical development; physical education; a means of physical education; physical quality; education; primary school age; leading activity; a sensitive period of development; physical exercises, theoretical exercises

УДК 796.51

Введение

Спортивный туризм, по мнению А.Ю. Александровой - это вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах (спортивный поход), включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, водных переправ, горных перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер, водных) и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе .

Спортивный туризм как разновидность спорта введен в единую всероссийскую спортивную классификацию. Спортивный туризм регламентируется соответствующим свойствам, а именно: соревновательная деятельность, по завершении чего сравниваются индивидуальные способности туристов. Равно как и в каждом виде спорта, туристам, заслуживающего этого присваиваются спортивные звания и разряды. Важным и наиболее значимым является то, что в спортивном туризме развита нормативно-правовая основа. Данная туристическая основа связана с процессом формирования, проведения спортивных путешествий, туристских состязаний и иных мероприятий.

Спортивный туризм рассмотреть можно и как самостоятельное направление, поэтому в зависимости от целей путешествия он может делиться на два типа: активный и пассивный. Активный туризм это когда у туриста есть не только мотивация к занятию туризмом, но и как физическое развитие собственного организма. А пассивный туризм это когда «турист» пребывает на спортивных соревнованиях в качестве наблюдателя.

По видам спортивный туризм различается:

  • пешеходный туризм - передвижение на маршруте производится в основном пешком. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий пешком, для высоких категорий сложности - в районах со сложным рельефом и климатическими условиями;
  • лыжный туризм - передвижение на маршруте производится в основном на лыжах. Основной задачей является преодоление рельефно-ландшафтных препятствий по снежному и снежно-ледовому покрову на лыжах, для высоких категорий сложности - в условиях суровых климатических зон и в горной местности;
  • горный туризм - пешие походы в условиях высокогорья. Основной задачей является прохождение горных перевалов, восхождение на вершины, траверсы горных хребтов;
  • водный туризм - сплав по рекам на средствах сплава (судах), как правило, в горной местности. Основной задачей является прохождение водных препятствий, образованных рельефом русла реки и особенностями ее течения;
  • парусный туризм - путешествия на судах под парусом по морю или акваториям больших озер. Основной задачей является выполнение плана похода судна в соответствии с правилами плавания во внутренних водах и в открытом море;
  • на средствах передвижения - раздел, включающий в себя велосипедный туризм, конный туризм и авто-мототуризм .

Актуальность

Спортивный туризм, возможно, рассматривать в различных направленностях, например, как многовидовой активный спорт, и по этой причине я бы хотела рассмотреть его в узком направлении, а именно: туризм как спортивная секция.

Цель : рассмотреть спортивный туризм как средство физического воспитания.

Задачи : изучить определение спортивного туризма; рассмотреть туризм как средство физического воспитания в школе, а именно в младшем школьном возрасте.

Научная новизна : комплекс упражнений из спортивного туризма, которые нужно использовать в физическом воспитании младших школьников, в соответствии с психологическими особенностями в данном возрасте.

Начало, где имеет место проведения туризм - это школа. Туризм является не менее важной составляющей внеклассной спортивной работы в школе.

В настоящее время туризм является малозатратной и очень эффективной технологией формирования и развития в школьнике физических начал. По этой причине туризмом можно, несомненно, считать средством физического воспитания в образовании.

Физическое воспитание - это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита-ние физических качеств, овладение специальными физкультур-ными знаниями и навыками, формирование осознанной потребности в физ-культурных занятиях .

Итак, туризмом можно назвать исключительно значимое средство физического воспитания, кроме того он способствует активному развлечению детей на природе. Поэтому можно сказать, что спортивный туризм имеет прямое отношение к физическому воспитанию, образованию и физическому развитию детей (в том числе младших школьников). Промежуток, с которого необходимо приступать осуществлять обучение спортивному туризму является младший школьный возраст.

Спортивным туризмом увлекаются все без исключения возрастные категории населения, в том числе даже школьники, обучающиеся в 1 - 4 классах. В возрастной периодизации Д.Б. Эльконина младший школьный возраст включает промежуток с 7 вплоть до 11 лет. Ведущим видом деятельности младших школьников является учеба, ребенок-школьник учится контролировать собственное поведение в соответствии с условиями, требованиями и установленными правилам в школе. У него формируется произвольность, самодисциплина и внутренний план действия, по этой причине младший школьный возраст возможно именовать вершиной детства.

Также для этого возраста свойственны характерные черты, которые относятся к сензитивному периоду развития, а именно: усвоение школьных нравственных общепризнанных норм, можно отнести и положительные изменения и преобразования, присутствие высочайшего авторитета взрослого, регуляцию эмоциональных состояний, восприимчивость, работа со страхами возвышения, темноты и т.д., во внимание входит эмоционально-волевая регуляция и т.д., которые, несомненно, необходимо принимать в физическом воспитании младших школьников.

Многообразие форм спортивного туризма, его позитивное воздействие на организм школьников дают возможность использовать его как средство физического воспитания в младшем школьном возрасте. Средствами физического воспитания для младших школьников являются физические и теоретические упражнения, физическая деятельность, оздоровительная сила природы и т.д. Существенную роль занимают прогулки с гигиеническими целями.

Отдельно хочется рассмотреть физические упражнения, которые являются основным средством физического воспитания в начальной школе.

Комплекс физических упражнений из спортивного туризма, которые можно использовать в физическом воспитании:

  • ориентирование на местности по топографической карте
  • лазание по скальной стенке (скалодром)
  • подтягивание на перекладине
  • преодоление «Параллельной переправы»
  • преодоление «Навесной переправы»
  • преодоления «Маятника»
  • преодоления «Болота»
  • преодоление «Перил»
  • подъем по склону
  • спуск по склону
  • спуск с самонаведением
  • установление туристической палатки
  • растяжка мышц ног для преодоления препятствия «Бабочка» и многое другое.

С помощью их осуществляются всестороннее физическое развитие детей, формирование правильных навыков естественных движений, развитие основных физических качеств, преодоление различных страхов, становление незначительной самостоятельности, контроль эмоций, выработка силы воли и т.д.

Рассмотрим теоретические упражнения, которые являются немало важным средством физического воспитания в начальной школе.

Комплекс теоретических упражнений из спортивного туризма, которые можно использовать в физическом воспитании:

  • вязание туристических узлов
  • изучение различных видов разведения костра, а также их установка
  • изучение топографических обозначений
  • изучение правил поведения в походах и правил безопасности
  • теоретическая последовательность установки туристической палатки и т.д.
  • изучение основ ориентирования на местности и многое другое.

С помощью данных упражнений осуществляются теоретическая подготовка юных туристов не только к походам, но и существование в бытовой среде. Тренируется внимание, а также скорость его переключения, дополнительное интеллектуальное развитие, формирование абстрактно-логических форм мышления и т.д.

Заключение

Таким образом, спортивный туризм - это показательное и результативное средство физического воспитания младших школьников, способствующее физическому, умственному развитию, закаливанию и укреплению самочувствия школьников.

Библиографический список:


1. Александрова А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 136 с.
2. Дурович А.П. Организация туризма / А.П. Дурович. - СПб.: Питер, 2009. - 222 с.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Academa, 2003. - 481 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Верхнее Кузькино

Чернянского района Белгородской области»

Методическая разработка

Тема:

Выполнил:

учитель физической культуры

Архипов Павел Иванович.

с. Верхнее Кузькино, 2014

    Введение в предмет

    Влияние занятий туризмом на здоровье человека

    Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков

    Место туризма в системе воспитания школьников

    Современная ситуация в сфере туризма

    Экологическое воспитание в туристических походах и на занятиях спортивным ориентированием

    Межпредметные связи при изучении курса туризма и спортивного ориентирования

1.Введение.

Человек с рюкзаком на проселочной дороге или труднопроходимой таежной тропе – привычный персонаж современной жизни. Одни через снега и ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие карабкаются на, казалось бы, недоступные горные вершины, третьи спускаются в загадочные пещеры, четвертые в одиночку пересекают океаны, пятые пешком проходят континенты…Кто эти люди? Что движет ими? Имя им – странники, путешественники, туристы.

Умению жить в полевых условиях и преодолевать трудности походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга и союзника, - надо учить.

В Положении о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации разработана четкая система подготовки кадров всех категорий – от организаторов спортивного туризма до инструкторов спортивного туризма международного класса, которые получают свои специальности на курсах, семинарах. Те, кто хочет работать с многочисленной армией туристов- школьников, оканчивают в основном факультеты физической культуры педагогических университетов и институтов.

Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления трудящихся, одно из важных средств воспитания детей. Во время путешествий туристы знакомятся с прошлым и настоящим нашей Родины, ее естественными богатствами, памятниками культуры, выполняют общественно полезную работу, воссоздают страницы истории, связанные с боевыми и трудовыми подвигами нашего народа, проводят наблюдения над природой, охраняют ее.

2. Влияние занятий туризмом на здоровье человека.

В наш технический век появилась гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта, особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Не надо носить воду – есть водопровод, не надо заготавливать дрова – газовая или электрическая плита решит эту проблему. По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры – дважды в неделю по 45 минут – дают лишь 11% двигательной деятельности, необходимой для развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности, волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие видные деятели науки связывают свой отдых с туризмом.

3. Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков.

Походная жизнь учит многому. Один преподаватель предлагал оценивать занятия физической культурой исходя из того, как они влияют на состояние здоровья учащихся и насколько способствуют овладению жизненно важными навыками. Что полезного и жизненно необходимого дают занятия? В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести: рюкзак в этом – главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой – он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком! Главное, многое узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать. Это доказали, например, туристы–горники на Кавказе в годы Великой Отечественной войны и туристы, пополняющие отряды Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

4. Место туризма в системе воспитания школьников.

Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы – один из методов внеклассной работы.

В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.

Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекают к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.

Существуют система организации работы по туризму с детьми. Возглавляет эту работу в стране Центр детско-юношеского туризма при Министерстве образования Российской Федерации. Он выпускает большое количество учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские соревнования не только школьников, но и учителей.

В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры, туристские клубы. Педагоги дополнительного образования проводят с детьми работу по многим видам туризма.

5. Современная ситуация в сфере туризма.

До 1990 г самодеятельный туризм как общественное движение реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.

Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования.

В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму.

Число туристских клубов, которых до 1990 г было 700, уменьшилось до 200-250. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные организации продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. 70 областных, краевых республиканских организаций входит в Туристско- спортивный союз России (ТССР). Он информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма (структура Минобразования России). Движение тесно взаимодействует на местах с другими спортивными и юношескими движениями: альпинистскими, скаутским, военно-патриотическим и др.

Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения, и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровне, а также инициативе лидеров федерации и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли – желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных поздравлений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.

К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники – мастера спорта и инструкторы спортивного туризма. При подготовке Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» началась совместная деятельность Управления координации развития туризма Государственного комитета Федерации туризма России и федеральных служб лесного хозяйства по проработке вопросов развития туризма в национальных парках.

За последние годы Госкомитет совместно с Туристско-спортивным союзом России много работал над становлением движения. Ежегодно формируется полноценный календарь спортивных мероприятий, разработано типовое положение о клубе, введена новая классификация спортивных маршрутов, разработаны новые разрядные требования, подготовлен полный перечень всей нормативной документации спортивного туризма.

6. Экологическое воспитание в турпоходах и на занятиях спортивным ориентированием.

Вряд ли найдёшь человека, который бы отказался после рабочей недели побывать на природе, в лесу. С каждым годом лес приобретает всё большее рекреационное значение. Слово «рекреация» в переводе означает отдых или восстановление сил человека. Туристы и ориентировщики напрямую контактируют с природой и лесом, часто не задумываясь над тем, что этот контакт не проходит безболезненно для природы. Из-за отсутствия у некоторых путешественников должных знаний, воспитания, чувства ответственности нередко загрязняются туристские маршруты, разрушаются памятники природы, возникают пожары в лесных массивах.

В туристских походах, в секциях спортивного ориентирования необходимо заниматься экологическим воспитанием.

Надо дать понять юным туристам, что природа очень хрупкая и требует к себе бережного отношения. Рассказывая о лесе, нужно объяснить, что дерево – это живой организм, который рождается, живёт, дышит, питается, размножается, растёт и умирает. Его тело, так же как и тело человека, состоит из клеток и имеет различные органы. Все части тела дерева пронизывают сосуды, по которым циркулирует, как кровь, сок с питательными веществами.

Нужно развивать у детей нравственно-этические взгляды на природу. Следует настойчиво им разъяснить, что надо ограничивать свои потребности при общении с природой, подчёркивая, что блага, приносимые природой, являются общим достоянием.

Необходимо воспитывать у юных туристов эстетическое отношение к природе. Бережно относиться к природе нужно не только потому, что она способствует нашему оздоровлению, даёт лесную тень, дарит грибы, ягоды, обеспечивает сырьём промышленность, является основой сельского, лесного, рыбного хозяйства и вообще источником всей жизни. Но ещё и потому, что в ней слились гармония, сила, изящество, совершенство форм, изысканность цвета. Нужно затронуть душевные струны туриста, пробудить в нём любовь к совершенному, возвышенному, прекрасному.

Педагог должен обратить внимание ребят на многочисленные опасности, подстерегающие всё живое в природе, ведь зачастую лишь один из многих тысяч мальков превращается во взрослого красавца окуня, лишь одно семечко из миллионов вырастает в белоснежную красавицу берёзу. И как легко при бездумном отношении к природе её можно погубить. Детям нужно разъяснить, что болезнь, медленное загнивание и усыхание леса легко происходит от хотя и незначительных, но многократных повреждений стволов туристскими топорами и ножами, открывающих путь в тело растения вредным грибкам и насекомым, вирусным болезням.

От шума туристских приёмников животные уходят в отдалённые районы. Приёмник и магнитофон – враги не только животных, но и растений, по крайней мере, тех, которые опыляются шмелями, пчёлами, жуками, потому что высокочастотные звуки не дают этим насекомым подняться в воздух.

Руководитель личным примером, например, при подготовке к походу, может воспитывать правильное отношение к природе. Следует нести с собой стойки для костра и колышки для палаток, чтобы на их изготовление не рубить молодые деревья. Молодые туристы должны уметь выбрать место для костра, чтобы он не принёс вреда окружающей природе, и место для рытья «холодильника» и мусорной ямы, чтобы не повредить корни растений. Собирая с ребятами лечебные травы (душицу, зверобой, мяту, листья земляники, ягоды шиповника и т.д.), нужно объяснить, почему нельзя рвать всё подряд: части растений оставляют для их восстановления. Грибы не дёргают, а срезают, сохраняя грибницу.

Туристам нужно много знать о пчелиных семьях, жуках-могильщиках, лесных мышах, муравьях, чтобы проникнуться любовью и уважением к природе, стать не только её потребителем, но и помощником.

Большое воспитательное значение имеет работа по приведению в порядок мест туристских привалов, их санитарная очистка, уборка мусора на маршруте (полиэтиленовых пакетов, консервных банок, пластмассовых бутылок), тушение оставленного костра, восстановление ограды муравейника, очистка родников.

Ребят можно привлечь к оказанию помощи животным в тяжёлое зимнее время – приучить их заготовлять веточный корм, оставлять на привалах прикорм для птиц (крошки хлеба, кусочки сала и т.д.).

В 1978 г. впервые вышла в свет Красная книга СССР. В ней было зарегистрировано 598 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений нашей страны. Занесённые в Красную книгу виды животных и растений подлежат особой охране на всей территории страны. Туристам необходимо рассказать об этой книге.

В последней редакции Правил соревнований по спортивному ориентированию есть раздел «Природоохранные мероприятия». Он гласит:

«1.Организатор и участники соревнований обязаны соблюдать все природоохранные правила в районе соревнований. ФСО (Федерация спортивного ориентирования) России и местные федерации вправе, исходя из природоохранных соображений, вводить в отдельных районах ограничения на количество массовых стартов в одном летнем сезоне, а также на максимальное число участников, посещающих один КП.

2.В случае создания полевых лагерей для размещения участников должны быть соблюдены все требования экологии и безопасности».

    Межпредметные связи при изучении курса туризма и спортивного ориентирования.

Не зная анатомии, не зная, где прикрепляется определенная мышца, каковы ее функции, нельзя точно определить ее роль в конкретном движении, правильно подобрать упражнение для ее развития. Не изучая анатомию, трудно понять, почему тренер-преподаватель не дает своему ученику после финиша на 100 м сидеть или стоять, а советует пройтись или медленно пробежаться. А ведь все очень просто: во время ходьбы или медленного бега мышцы ног, сокращаясь, гонят венозную кровь к сердцу. Поднимаясь из нижних конечностей, кровь не может опуститься вниз из-за своеобразного строения вен (наличие «кармашков»), а также действия мышц. Значит, мышцы способствуют более быстрому прохождению крови по большому кругу кровообращения, она быстрее избавляется от углекислоты, насыщается кислородом, быстрее происходит восстановление. Узнав о роли диафрагмального дыхания, спортсмен может задуматься о том, сколько пользы будет, если включить это дыхание на дистанции: при вдохе брюшной пресс расслабляется, при выдохе мышцы пресса, сокращаясь, поднимают диафрагму и происходит более качественный выдох.

Изучая по биохимии скорость химических реакций, задумываешься над тем, когда именно пить глюкозу перед стартом в спортивном ориентировании. Если за три минуты до старта, то с началом работы глюкоза сразу попадает в кровь, расщепляясь на углекислый газ и воду, и дает спортсмену дополнительную энергию. Если принять глюкозу за пять минут до старта, то она успевает перейти в более сложный сахар гликоген, который, чтобы дать энергию, должен сначала расщепиться на простые углеводы. Это расщепление требует дополнительной энергии.

При изучении техники преодоления препятствий в лесу нельзя обойтись без биомеханики. Хочешь ты или нет, а выполняешь ее законы. Лучше знать этот предмет, чтобы безболезненно и быстро изучить свой – технику передвижения в лесу.

Не зная физиологии, нельзя понять процессы энергообеспечения организма при различном характере работы. Надо иметь представление о том, что такое креатинфосфатные, аэробные и анаэробные процессы, за счет чего берет энергию спринтер и марафонец – это дает возможность правильно тренироваться.

Трудно переоценить роль психологии при занятиях туризмом и ориентированием. Учитывая психологические особенности членов группы, в дальнем походе можно избежать многих трагедий. О роли психологии в спортивном ориентировании мы уже говорили.

Гигиена, теория и методика физического воспитания, лыжного спорта, легкой атлетики, плавания, гимнастики, подвижных и спортивных игр, школа выживания – все это пригодиться в походе и на дистанции.

Даже знания иностранного языка! Ведь через несколько лет ориентирование будет олимпийским видом, и вдруг ты попадаешь в национальную сборную? А что? Мечтать не вредно. Кстати, часто мечта становится явью.

На занятиях туризмом и ориентированием можно дополнить знания ребят, полученные на уроках географии, биологии, психологии, биохимии, геометрии и т.д. и тем самым приобщить к своему делу педагогов других дисциплин. Это доказывает, что физическая культура, туризм и ориентирование не только культура тела, но и культура духа!

Список литературы

1. Богатов С. Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентирование. – М., 1982.

2. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В..Немытов Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование. – М., 2001.

3. Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. – М., 1987.

4. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов. – М., 1990.

5. Константинов Ю. С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.

6. Пронтишева Л. П. Истоки мастерства. – М.. 1990.

7. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. – М.. 1978.