Статьи вак о патриотическом воспитании. Фундаментальные исследования

«Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней», - писал А.Н.Толстой.

Дошкольникам, особенно детям старшего возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине.Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой и уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественныхотношений.

В детском саду создана предметно-развивающей среда с учётом интересов и потребностей ребёнка и включению ребёнка в разнообразную деятельность: образовательную, познавательно - игровую, продуктивную, трудовую, художественно - литературное творчество.

Совместно с родителями в группе создан уголок по патриотическомувоспитанию «Моя Родина», где центральное место занимают флаги: Российской Федерации, Республики МарийЭл и ее столицы - города Йошкар-Олы, а также куклы в национальных платьях: русском и марийском. В уголке имеются различные карты России и МарийЭл, фотографии и иллюстрации с видами города Москвы и города Йошкар-Олы, книгами об истории и достопримечательностях русского имарийскогонарода, государственной символикой, изделиями культуры, подборкой художественной литературы и музыкальных произведений, составлены картотеки: «Пословицы и поговорки о Родине», «Наши славные дела».

Для занятий по патриотическому воспитанию были разработаны конспекты занятий, подобраны сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Совместно с родителями и детьми созданмакет«Русская изба» с внутренним убранством и макет «Мой город». Получился очень красочный наглядный объемный макет города с дорогами, домами, дорожными знаками. Дети определяли местонахождение нашего детского сада, близлежащих магазинов, школы и т.д. Эти макеты используем в других видах деятельности: на занятиях, в самостоятельной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с семьей. Взаимосвязь с семьями осуществлялась через следующие формы работы:

  • совместное творчество детей и родителей (выставки поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама - самая лучшая»,«Мой папа служил в Армии», «Бабушка рядышком с дедушкой»);
  • участие на праздниках и утренниках (соревнование «Мама, папа, я - спортивная семья», Новый год);
    • участие родителей и детей в городских мероприятиях, посещение библиотек и музеев, в акции («День Плюшкина»), вблагоустройстве ДОУ;
  • Участие в конкурсе «Любимая подвижная игра», «Сочиняем вместе».

В «Уголках для родителей» были выставлены консультации, рекомендации, памятки по вопросам патриотического воспитания. Было проведено анкетирование «Что такое патриотизм?»иродительское собрание «Воспитываем патриотов».Родители были активными участниками во всех мероприятиях, проводимых в группе: оформляли рисунки семьи, дома, генеалогическое древо, герб семьи.

В своей работе использовала различные формы работы с детьми:

  • Познавательные занятия:

Изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о Москве - столице России, о её истории.

- «Марий Эл - мой край родной», «Йошкар-Ола - столица Марий Эл» - знакомство детей с культурой и традициями родного края.

- «Герои войны», «Дети-герои» - знакомство сподвигами российских солдат, проявлявших героическое мужество в те страшные для Отечества времена.

  • Чтение художественных произведений: народных, экологических сказок, марийских сказок, рассказов, стихов о природе.
  • Беседы - рассуждения, создание проблемных ситуаций. Следует отметить речевую работу: обогащение и активизацию словаря, умение высказывать свое мнение, составлять рассказы по ознакомлению детей с родным городом, краем.
  • Организованное наблюдение окружающей действительности: кто и что их окружает, как трудятся люди, как оценивают этот труд окружающие, как они выражают свое уважение к тем, кто хорошо работает.
  • Продуктивная деятельность. Чем интереснее было наблюдениеокружающего, тем содержательнее становилось детское творчество.Дети с увлечением рисовали родную природу и любимый город, создавали фотоальбомы, делали поделки из природного материала.
  • Экскурсии: в краеведческий музей им Т.Евсеева, в музей леса, к монументам, к вечному огню с возложением цветов.
  • Утренники и развлечения: «Защитники Отечества», «День Победы».С традициями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках: «Осенины», «Масленица», «Пасха», «Праздник Березки».
    • Участие на конкурсах:

-«Йошкар-Ола - цветущий сад» - победитель городского конкурса в номинации «Самый творческий воспитатель»;

- «Йошкар-Ола – мой любимый город»- победитель городского конкурса;

Конкурс художественной самодеятельности среди ДОУ г. Йошкар-Олы «Юные таланты 2015» с танцевальной композицией «Синенький скромный платочек» - выступление на гала концерте и благодарность.

Городская литературная конкурсная игра «По дорогам сказок», посвященной году литературы в России – диплом III степени за 3 место в командной игре по мотивам русских сказок;

Республиканский конкурс «В мире финно-угорских сказок» - грамота; «Медвежонок - символ заповедника» - участие;

Всероссийский конкурс «Любят дети детский сад» - победители и благодарность;

Вся целенаправленная деятельность способствовала формированию патриотических чувств дошкольников. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей сформировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.

Можносделать вывод, формирование у дошкольников патриотической позиции заключается,прежде всего во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, которые помогут обрести систему ценностных ориентиров в дальнейшей жизни.

Библиографический список:

1. Александрова, Е.Ю., Гордеева Е.П. «Система патриотическоговоспитания в ДОУ».

2. Баранникова, О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма вдетском саду».

3. КомратоваН.Г, Грибова,Л.Ф, «Патриотическое воспитание детей », М., 2007г.

4. Костина, Э.П. Родина моя – Россия, Н.Новгород, 1996

5 Новицкая, М.Ю. Наследие, М, Линка пресс, 2003

6. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям М, 1980

7. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду, М, 1972

Преподаватель – организатор ОБЖ

Максимова Галина Ивановна

Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ

и во внеурочной деятельности

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы, у значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призывной молодёжи свою значимость.

Выпускник школы, будущий защитник Отечества, должен быть высокообразованным, физически развитым молодым человеком, обладающий высокими моральными принципами.

Задача военно-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных, но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое - осмыслить её и предпринять конкретные шаги. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.

При составлении плана стараюсь работать в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками, учитываю рекомендации военного комиссариата.

На занятиях по «Основам военной службы и ОБЖ» учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Знакомятся и обучаются приёмам строевой подготовки и выполнение упражнений по прикладной физической подготовки.

Занятия проводятся по следующим темам: строевая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, уставы вооруженных сил, огневая подготовка. В результате у многих изменилась негативное отношение к службе в Вооруженных Силах.

Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение музеев, кинотеатров. Поэтому я считаю, что на результат в военно-патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. В нашей школе проводится внеурочная работа по военно-патриотическому воспитанию.

Традицией в школе стало проведение в школе месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества, месячник «Пожарная безопасность», проведение Дня призывника, Вахты памяти, Дня Победы, военно-спортивной игры «Зарница».

В ходе работы по гражданско-патриотическому воспитанию родились и другие традиции: шефство над местами захоронения и памятниками, помощь ветеранам. Все мероприятия в рамках месячника, начинаются и завершаются торжественной линейкой, где сначала раздаются путевые листы с запланированными мероприятиями, а по окончании вручаются грамоты и подарки. Все это оставляет неизгладимый след в душах ребят.

Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравится ребятам, поэтому они с интересом участвуют в военно-спортивной игре «А ну-ка, парни!», «Силовое четырехборье», «Стрелковый турнир», в военно-спортивной игре «России верные сыны!». Традиционным стало проведение операции «Память» (возложение цветов к памятнику павловцев, погибших в ВОВ), поздравление ветеранов на дому, выпуск стенгазет, посвященных годовщинам великих сражений, юбилейным датам Великих полководцев, подвигам земляков- Героев ВОВ, Дню защитника Отечества, оформление уголка «Наши выпускники на защите Отечества».

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Юноши посещают различные, как школьные кружки и секции, так спортивные секции на базе физкультурно-оздоровительного комплекса. В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся разрабатывались различные мероприятия и привлекались ветераны войны, труженики тыла, военнослужащие запаса, представители военного комиссариата к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

Система гражданско-патриотического воспитания учащихся предусматривает формирование развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания, обучения в школе; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с государственными структурами, общественными движениями и организациями.

Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный Музей Военной истории, где учащиеся совместно с руководителем:

    Собирают материал об учителях, работавших в Школе № 2, участников военных событий 1941-1945 гг.

    Собирают материал о выпускниках, служивших в Афганистане и Чечне.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории Гражданской и Великой Отечественной войн для учащихся. В Музее есть постоянно действующий экскурсовод Юндина Р.М., выступает перед учащимися и гостями школы и проводит экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: - первый директор «Белошевский А.Л. – участник ВОВ»; «Учителя и выпускники нашей школы - защитники Отечества”.

Много побед на счету наших воинов. Наша страна всегда славилась и славится героями. Любовь к своей Родине, к своему Отечеству поднимала людей на подвиги. 1941 год - на защиту Родины встали и жители города Красный Сулин, среди них были и учащиеся нашей школы. Участники поисковых отрядов нашли и встретились с ветеранами, участниками войны. И сегодня фотографии ветеранов войны занимают почетное место в нашем школьном музее:Куценко Николай Андреевич, Ряднов Петр Стефанович, Грабович Иван Георгиевич, Фатеев Василий Иванович, Шаповалов Иван Григорьевич, Демкин Николай Григорьевич, Гузеева Лидия Васильевна, Белошевский Анатолий Леонтьевич, Бондаренко Тихон Иванович,

Чеботарев Алексей Константинович. Их имена стали для нас символами мужества и чести.

Посещая школьный музей и знакомясь с биографией космонавта героя РФ генерал-майора Корзуна Валерия Григорьевича, выпускником нашей школы, учащиеся воспитывают в себе дисциплинированность, смелость, физические качества и положительное отношение к учебе. Многие ребята задумались над выбором профессии.

Посещение занятий по «Основам военной службы и ОБЖ» в комплексе с военно-патриотическим воспитанием положительно отражается на учащихся. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа. Учащиеся старших классах становятся более дисциплинированными, поднимается общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется интерес к выбору не только военной профессии, но и гражданской.

В заключении мне хотелось бы сказать, что наша работа, работа всего педагогического коллектива школы по военно-патриотическому воспитанию требует дальнейшего совершенствования, углубления по всем направлениям, главный итог которой, выпускник школы - патриот, надёжный будущий защитник Родины! Профессия - Родину защищать навсегда останется для всех поколений россиян социально значимой, исполненной высокого, благородного смысла.

Память… Она нетленна и вечна, она смотрит на нас со старых фотографий с тех вещей, которые хранят бывшие фронтовики; и она не даёт померкнуть для потомков ни одной героической странице истории страшной афганской войны и Победы над фашизмом.

В феврале в Михайловской школе прошел месячник военно - патриотического воспитания. Прошло множество мероприятий, встреч, в которых принимали участие не только мы, ученики школы, но и наши родители, жители поселка. На протяжении февраля действовали выставка рисунков учеников начальных классов «Пусть всегда будет солнце», фотовыставка в библиотеке «Афганистан болит в моей душе». 13 февраля ребята нашей школы приняли участие в поселковом митинге, который состоялся у Памятника погибшим воинам - афганцам. Поселковый голова Иванович В.Н. от имени всех жителей поблагодарил присутствующих на митинге воинов - афганцев за мужество и героизм. Ребята с интересом слушали рассказы о той страшной войне. 14 февраля во всех классах прошел единый урок «Час обрав нас»

Ученики 11 класса вместе с классным руководителем посетили Белицкую Зою Ивановну, мать Белицкого Владимира Ивановича, погибшего при исполнении интернационального долга.

«Память сердца! Память сердца! Где предел тебе, скажи! Перед этим озареньем отступают рубежи» - такими словами ведущие начали фестиваль военной песни. Эти песни помогали нашим людям в трудные минуты. Учащиеся 5-11 классов исполнили песни: «Закаты алые», «Огонек», «Песня фронтового шофера», «Ровесницы наши», «Тальяночка», «Ах, эти тучи в голубом», песни об афганской войне. Минутой молчания присутствующие почтили память тех, кто отдал свои жизни при выполнении интернационального долга в Демократической Республике Афганистан, освобождении г. Ровеньки от немецко - фашистких захватчиков, кто погиб, добывая Победу в великой Отечественной войне.

Особое настроение было у учителей, учащихся и родителей 26 февраля. В этот день прошел конкурс строя и песни. Ребята тщательно готовились к этому дню: выбирали песню, отрабатывали выполнение команд, маршировали, подбирали форму. И все это было не зря. Конкурс стал настоящим праздником. Ребята показали, что являются достойной сменой своим отцам и дедам.

Мы, не знавшие войны, обязаны помнить о тех, кто мужеством и героизмом приближал победу в Великой Отечественной войне, о тех, кто с честью выполнял интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан. Никто из них не думал о славе, когда шёл на смертельный бой с врагом - и слава нашла их. Никто из них не думал о бессмертии и славе - и они остались вечно живыми.

Наша сила заключается в том,

Что хотим мы покоя и счастья.

Чтобы солнышка луч в каждый дом

Заглянул и прогнал все ненастья.

Негреева Кристина Олеговна,Студент, Орского гуманитранотехнологического института (филиал) "Оренбургского государственного университета», город Орск[email protected]

Патриотическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики.

Аннотация.В данной статье рассмотрена проблема патриотического воспитания младшего школьника. Народная педагогика как одной из успешных средств формирования гражданинапатриота. Проанализированы мысли ученых об использовании народной педагогики. Проведена экспериментальная работа и введена в школу программа "Наша родина

России". В статье рассказывается об эффективности применения народной педагогики в современной школе.Ключевые слова:патриотизм, народная педагогика, младший школьник.

Мировой социальноэкономический кризис последнего десятилетия не мог не отразиться на состоянии экономики и развитии общества в России, приведя к потере значимости как общечеловеческих, так и национальных духовных ценностей. Сталоменее выраженным воспитательное воздействие государства на формирование патриотических чувств, что в свою очередь вызвало снижение уровня патриотического сознанияграждан России.Сегодняшнее общество ставит иные задачи по воспитанию и обучению нового поколения. Государству нужны убежденные патриоты, которые в любой ситуации могут встать на защиту своей Родины.

Осознание важности формирования патриотизма нового поколения на государственном и региональном уровне имеет огромное значение. Об этом свидетельствуют государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20012005 годы», «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (20012005 гг.)», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20062010 годы», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20112015 годы».Между тем, нельзя не подчеркнуть, что именно младший школьный возраст ребенкаявляется наиболее благоприятным для воспитания многих социально значимыхкачеств личности, в том числе и патриотизма. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать интегрирующим преимуществом, которое сможет вырастить поколение настоящих патриотов своей родины. Обратимся к сути понятия «патриотизм». Втолковом словаре Т.Ф. Ефремовой патриотизм объясняется как«любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины».(1, 93).

Успешное формирование гражданинапатриота требует опоры на опытнародной педагогики. Народная педагогика –коллективное народное творчество, которое состоит из мыслей и ожиданий народа, раскрывает особенности его мировоззрения, выражает понятие о человеке, семье, воспитании подрастающего поколения.Овладев этим опытом, молодое поколение усиливает, улучшает и модернизирует его, включает новые знания, изобретения и находки. Мысли об использовании средств народной педагогикив патриотическом воспитании школьников мы находим в работах И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского,С. Д. Кириенко.При этом подчеркивается, чтообычаи и народные традиции создают стабильные связи между прошлым и настоящим, способствуют сохранению истории человека.С самого рождения у малыша происходит формирование чувств к родине, ведь мать поет колыбельные песни, рассказывает ребенку народные сказки. Однимиз эффективных и часто используемых памятников устного народного творчества является пословицы и поговорки. Именно в них народ на протяжение столетий подводили итог социальноисторического опыта. Совокупным традиционным средством воспитания патриотизма у младшего школьника является организация праздников. Праздник обязательно включается в себя ритуальные действия, гуляния с песнями и танцами и играми, развивая уважительное отношение к обычаям, традициям своих предков.(2, 34)Целью нашего исследования было выявить педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики.В соответствии с целью и предметом исследования нами были определены следующие задачи исследования:определить роль средств народной педагогики в становленииличности ребенка в процессе патриотического воспитания; охарактеризовать состояние патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе; провести экспериментальную работу по реализации педагогических условий патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики.Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование». Его основной целью являлась диагностика знаний детей о патриотизме, его структуре, о народных традициях, о праздниках, о родном языке; изучение степени включенности детей в народные игры, обряды, традиции; разработка и систематизация показателей патриотической воспитанности младших школьников на основе эмоциональночувственного, когнитивноинтеллектуального, деятельностнопрактического компонентов.В процессе констатирующего этапа эксперимента было выявлено, что большинство учащихся имеют средний (50 %) и низкий (38 %) показатели патриотическойвоспитанности, и лишь 12 % высокий уровень.Для результативности патриотического воспитания младших школьниковнами была реализованапрограммавнеклассных мероприятийпод названием «Наша родина Россия». Данная программа направлена воспитание на любви к родному краю через развитие у детей интереса к народным обычаям, промыслам и ремёслам.Программа имеет четыренаправленияпатриотического воспитания и основана на учете традиций народной педагогики. Это следующие направления:1) Краеведческое.Основные формы работы: беседы на тему«Жизнь и судьба», посещениеМузейно –выставочного комплекса города Новотроицка, акция «Помоги ветерану ВОВ»,урок мужества «Их помнит вся страна!», оформление классного уголка «Символы России», помощь ветеранам ВОВ, пожилым людям, акция «Посылка солдату», классный час «Уголки моего города». Основные формы работы: составление сказок о патриотизме, изучение«Потешек, пестушек, загадок», классный час «История моего города», целевая беседа «Ими гордится наш народ», инсценировка «Быт и обычаи наших предков».2) культурнотворческое. Основные формы работы:праздниккарнавал «Традиции народа», конкурспоказ «Народные сказки», написание эссе «Моё Отечество», «Отдых с семьей», «Я гражданин своей страны!», конкурс военной и солдатской песни, составление родословной «Наше древо», «История моей семьи», классный час по теме «Семейные традиции»,фотовыставка «Моя семья». 3) Спортивное.Основные формы работы:различныесоревнование между классами «Спортивные ребята», КВН « Я за ЗОЖ», создание проектов на тему «Их знает вся страна. Спортсмены», проведение игры «Зарница», поход с детьми в березовую рощу, горы.4) Экологическое.Основные формы работы: очистка от мусора реки Уралконкурс рисунковна асфальте «Береги природу!», операция «Посади дерево», помощь в благоустройстве пришкольного участка, операция «Кормушка» и другие.Контрольный этап эксперимента предполагал повторную диагностику учащихся экспериментального класса, после проведения,которой мы увидели следующие изменения. Если до начала исследования нами было отмечено, что в данном классе преобладает средний уровень патриотической воспитанности детей, далее по степени убывания идут низкий и высокий уровни, то теперь мы видим: высокий уровень патриотической воспитанности отмечен у 38 % детей, что на 16 % выше начального значения; снизилось количество детей с низким уровнем от 38 до 16 %(на 22%).

Результаты, полученные нами в ходе этого этапа,позволили сделать следующие выводы.Проблема патриотического воспитания младших школьников средствами народной педагогики актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Цель, задачи и содержание патриотического воспитания младших школьников в современных условиях определяются социальными изменениями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовленности педагогов к решению данной проблемы. Целенаправленное, системное и планомерное использование традиций народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников на основе принципа приоритетности регионального культурного наследия, а также на основе взаимодействия школы и семьи в решении данной проблемы позволяет с раннего детства формировать патриота своей Родины.Патриотическое воспитание школьников в образовательном процессе начальной школы будетосуществлятьсяэффективно при соблюдении таких педагогических условий как:

включение учащихся в активный процесс самовоспитания;

использование разнообразных форм и методов народной педагогики с учетом возрастных особенностей младших школьников;

разработка и реализация программы патриотического воспитания, построенной с учетом опыта и особенностей народной педагогики.

51702952192 Покровский,Е.А.Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья / Е.А. Покровский// Семейное воспитание: хрестоматия: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. А.П. Лебедев. –Москва: Академия, 2001. –с. 343348.

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить - подарили, на парад сходить - сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Что такое патриотизм

Для понимания явления первый шаг - это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране - это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» .

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами - векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением. На животном уровне патриотизм - это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание - это составная часть школьного и семейного воспитания. Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Разброд и шатания

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание - это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова - «Самодержавие. Православие. Народность» - воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

Результаты опроса

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

    Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)

    А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)

    Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию - хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Родись и стань патриотом

Патриотизм - это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм - это свойство, присущее людям, которые обладают . Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором. , - это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества - гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого - нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу. В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги. В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов. После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме - любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных , не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »