Заставить ребенка убирать за собой вещи. Как помочь ребенку выстроить правильное отношение к порядку

Как приучить ребенка убирать свои вещи и сделать это правильно?

Пока не поздно

Мама – главный пример для ребенка. Конечно, хорошо, если в семье все стараются поддерживать порядок и не пытаются переложить домашние дела друг на друга. Если малыш наблюдает, как родители тщательно следят за порядком, ему тоже захочется принимать в этом действе непосредственное участие. Когда вы попросите маленького хозяина такого образцово-показательного дома убрать за собой книжки или машинки, то вряд ли услышите бурные протесты. Он и все уберет с удовольствием, и даже помоет посуду… Но вот беда! Он, конечно же, не умеет мыть посуду! И в год, и в два года дети желают наводить порядок, но не могут сделать это так, как хотят их родители. С этого и начинаются проблемы. Взрослые стараются избежать разбитых тарелок, пролившейся из мойки воды и забирают у малыша право выполнять работу по дому. Ведь даже игрушки за собой он не может собрать «как следует»! А вот когда дети подрастают, родители возвращаются к вопросу порядка в доме, но уже с требованиями и возмущениями. Проявите терпение и позвольте ребенку убирать, пока он этого еще хочет.

Мала ли куча?

Прежде всего введите для ребенка простое правило, показывающее, когда нужно начинать уборку. Пусть кроха, наигравшись одной игрушкой, сначала уберет ее на место, а только после этого возьмет другую. Когда игрушек мало, проблемы нет. В этом случае главное только не брать инициативу в свои руки, а все-таки дать возможность малышу поставить на полку свою книжку или убрать все шесть кубиков в ящик. Просто покажите крохе, как он должен действовать. Больше объясняйте ему, зачем нужно убирать, как это делается, почему мама всегда сразу после прогулки прячет одежду в шкаф и т. д. Однако для полноценной игры ребенку может потребоваться и очень много игрушек. Он построил большую трассу из кубиков и конструктора, вывел для заезда десять машин, расставил игрушек-зрителей, устроил мойку автомобилей с тазиком воды и заправочную станцию. Не нужно ограничивать кроху. Конечно, он должен пользоваться своим богатством в полной мере. Итак, дело дошло до уборки. Игрушек, раскиданных по ковру, действительно получилось много. Кроха может начать капризничать, испугавшись, что у него не получится справиться с таким количеством работы. Помогите малышу разделить непосильный труд на простые и выполнимые задачи. Никогда не переделывайте при малыше его работу. Очень обидно, когда ты так старался – и все напрасно. Вы упустите момент раннего детства? В четыре года у малышей часто появляется чувство красоты, и они снова хотят приложиться к созданию приятной атмосферы в доме. Но у привычки соблюдать и поддерживать чистоту, выработанной в год или два, есть все шансы стать чертой характера.

Игровой момент

Убирать игрушки можно двумя способами. Просто скучно собирать их в коробки или затеять особенную игру. Вариантов можно придумать довольно много. Пусть это будут соревнования «Кто больше игрушек соберет?» или подготовка к ночному балу фей и гномов: к их появлению зал должен просто блистать. Можно попробовать собирать игрушки и разговаривать за каждую из них. Вы можете просить от имени куклы посадить ее на полку рядом с медведем, а от имени солдатиков дать команду быстро эвакуироваться в ящик. Есть вариант и для любителей слушать интересные сказки. Если малыш уже усвоил правила уборки и ему нужно только ваше присутствие, читайте крохе увлекательную книг, пока он прибирает в комнате. Если вдруг малыш заслушался и остановился, сделайте паузу и вы. Включайте во время наведения порядка веселую песенку или сами пойте вместе с крохой придуманные строки. В конце концов, кубики могут лететь в коробку, как в баскетбольную корзину, а книжки складываться в стопку, как колечки пирамидки, от самой большой до самой маленькой.

Все по местам!

Для того чтобы ребенок мог без затруднений прибирать за собой, нужно хорошо продумать место для игрушек. Удобно класть мягкие игрушки и куклы, книжки и настольные игры на открытые полки, а кубики, солдатики и прочие мелкие вещи в коробки или корзины. Можно отвести один большой ящик для всех машин и один большой ящик для всех зверюшек. Чтобы ребенок не путался, хорошо бы как-то пометить коробки – приклеить картинки. Само это занятие уже будет веселым и увлекательным для ребенка. Найдите подходящие изображения, вырежьте и обязательно вместе определите каждой вещи свое место.

Крайние меры

Малыш чуть повзрослел и вдруг отказался убирать свои сокровища? Он просто испытывает вас: могу ли я не делать того, что говорит мама? Что случится, если откажусь наводить порядок? Спросите, нужна ли ребенку помощь, и настаивайте на своем. Если кроха упрямится, сделайте паузу и займитесь своими делами. Рано или поздно упрямцу потребуется ваше внимание, и тогда вы сможете напомнить ему о непослушании. Есть еще один действенный способ. Если малыш так и лег спать, не убрав разбросанные игрушки, спрячьте их потихоньку в тайное место, а наутро скажите, что, видимо, они обиделись на ребенка и ушли. Ведь, как известно, игрушки, да и некоторые предметы, оживают, когда все спят. Прочитайте ему сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Уверьте малыша, что, если он твердо решит собирать свои вещи и пообещает всегда класть игрушки на место, все его друзья быстро вернутся обратно, потому что тоже скучают по крохе. Если игрушек у малыша слишком много и он даже не заметил пропажи, повторите сценарий «Мы уходим от неряхи» на следующий день. Не нужно ругать или наказывать ребенка за кавардак в комнате. Отрицательные эмоции вряд ли приведут к желанию его ликвидировать. Лучше хвалите ребенка за все попытки привести ваш дом в порядок. Слова одобрения – самый важный элемент на пути воспитания ребенка. Если крохе трудно дается уборка, попробуйте игру «Цветок». На листе бумаги размещайте «заработанные» малышом ромашки. Каждое цветок рисуется только тогда, когда ребенок уберет игрушки после игры. Когда на листе оказывается небольшой букет, например три ромашки, малыша ждет сюрприз, но не материальный: игра с папой, разрешение поиграть за компьютером и т. п.

Многие современные мамы сталкиваются с проблемой абсолютного нежелания ребёнка убирать за собой. Игрушки и детские вещи, разбросанные малышом, становятся постоянными спутниками повседневной жизни. В нашей статье вы найдете полезные советы и рекомендации о том, как приучить ребёнка убирать за собой.

Беспорядок в доме - проблема многих современных семей. Мамы, любящие чистоту и порядок, не могут понять, как научить ребёнка собирать игрушки. Приходится испытывать множество современных методик и способов.

Но в итоге уставшая мама вынуждена самостоятельно наводить порядок.

Первое и основное правило того, как заставить ребёнка убирать игрушки, - это нетрадиционный подход. Чтобы ваш малыш соблюдал порядок, необходимо вызвать у него желание и интерес к такому занятию. Конечно, в таких вопросах необходимо будет проявить свою находчивость и фантазию. Ведь дети не понимают простых для взрослого человека «надо» и «должен».

Как и во многих других воспитательных моментах, здесь также нужен индивидуальный подход. Вы можете использовать в практике множество рекомендаций о том, как заставить ребёнка собирать игрушки. Но любой из предложенных способов нужно адаптировать под характер вашего малыша. Тогда методика будет полезной и эффективной.

Как приучить ребёнка к порядку

Рассматривая возможные идеи, как приучить ребёнка к порядку в комнате, вы можете испытать методики на своем малыше. Главное - делать это незаметно. Вы сами сможете пронаблюдать реакцию ребёнка на ваши действия и предложения.

Мы собрали самые действенные и популярные способы того, как можно приучать ребёнка к порядку:

  • подавайте личный пример: будущее поведение малыша во многом закладывается в ранние годы, когда единственным и правильным воспринимается пример родителей;
  • начинайте с раннего возраста: если малыш пьёт воду, приучайте ставить чашку на место; вовсе не нужно ждать момента, когда проблема беспорядка сама проявит себя;
  • разложите все вещи по местам: ребёнок должен понимать, что в его доме каждая вещь имеет свое место, и если она лежит не там, так быть не должно;
  • превратите уборку в игру: многие мамы рассказывают малышам истории, играют в словесные игры, поют песни, стараясь отвлечь ребёнка от обыденности повседневной уборки;
  • проявляйте настойчивость: придавайте уборке важность, чтобы малыш понимал серьёзность и свою ответственность в этом занятии;
  • не пропускайте ежедневные уборки: так ребёнок будет понимать, что убираться нужно обязательно, независимо от желаний и настроения;
  • разукрасьте коробки для игрушек: ребёнок будет воспринимать уборку как своеобразную игру, если для каждого вида игрушек будет создана отдельная красочная коробка.
Пытаясь испробовать возможные варианты того, как научить ребёнка убирать за собой игрушки, исключите крики и агрессию. Ребёнок не приучится к порядку и чистоте таким способом. Это только станет причиной появления страхов и комплексов в будущем.

Если малыш упрямится, не стоит его ругать или заставлять убираться. Наберитесь терпения. Такой момент, как уборка, не должен испортить отношения между родителями и ребёнком. Хвалите малыша за его спонтанные желания убраться. Но и с поощрением также нужно не переборщить. Иначе у ребёнка выработается привычка делать что-то полезное только ради награды.

Беспорядок в доме - ещё не повод паниковать. Достаточно понять, как заставить ребёнка убираться, чтобы это вошло в привычку. Проявите больше внимания и терпения по отношению к малышу. Так вы сумеете преодолеть все трудные моменты в воспитании.

Поначалу вы стараетесь не замечать этого. Но рано или поздно в вашем доме будет объявлена долгая и мучительная война за чистую комнату. Я не преувеличиваю - если заранее не принять меры, обучение ребенка убирать за собой игрушки может вылиться разве что не в кровопролитие.

Публикуем пост Рут Сукэп - гуру порядка и разумных трат, колумнистки Нью-Йорк Таймс, писательницы, жены и мамы двух детей. Рут ведёт свой блог, посвящённый порядку: порядку в голове, в финансах, в отношениях и… в детских комнатах! Итак…

Будьте готовы к слезам, угрозам, торгу, отговоркам, требованиям чего-либо взамен и обещаниям все сделать позже. Не раз вам захочется выбросить белый флаг и самой разложить игрушки по полкам. Я уже сбилась со счета, как часто мой муж - наш семейный миротворец - спрашивал, действительно ли оно все стоит того. «Они ведь всего лишь дети - одной 3, другой - 6. Тебе не кажется, что ты требуешь от них слишком многого?»

Но я не отступилась. Если я не стану ожидать от них большего, кто станет? Рано или поздно мои дети скажут мне за это спасибо. Так я рассуждала.

Битва продолжалась несколько месяцев. Несколько раз я тратила буквально по несколько часов, чтобы добиться своего. Но теперь, спустя почти год, я знаю, что могу ограничиться словами «Пожалуйста, приберись в своей комнате», и моя просьба будет удовлетворена. Из всего этого я сама вынесла несколько уроков.

Покажите пример

Было бы странно ожидать от ребенка чистоплотности, если бы я сама не прикладывала усилия для того, чтобы содержать дом в чистоте. Ну конечно, дома не всегда идеальный порядок, но я регулярно трачу достаточно времени, чтобы в нем было чисто и уютно. Мои девочки могут видеть, как я убираюсь, почти каждый день, а иногда даже помогают мне в этом. Наше правило - сделать так, чтобы каждое утро начиналось с порядка в квартире.

Будьте последовательны

Часто к вечеру мы так устаем, что у нас не остается сил на уборку. Но каждое утро мы начинаем с того, что прибираем за собой. Даже в те дни, когда нам совсем этого не хочется. Даже если у нас куча других дел. Даже если вокруг столько всего происходит. Хорошо это или плохо, но это уже вошло у нас в привычку. Я думаю, когда-нибудь мои девчонки будут делать это не задумываясь. Пока, правда, нужно им напоминать. Но вот что важно: это МЫ начинаем день с уборки. Они И я. Это ключ к решению проблемы. Мне было бы проще все убрать самой, пока они смотрели бы телевизор. Но я никогда не делаю за них их работу.

Будьте решительны

Это значит, что ответ «Нет» не принимается ни при каких обстоятельствах. Мои дети каждый день учатся принимать одну простую вещь - пока они дети, они должны меня слушаться. Они понимают, что я жду от них выполнения того дела, которое я их попросила сделать, не больше и не меньше. С первого раза, без споров, жалоб и отговорок. У нас тут не демократия, никаких переговоров.

Избавьтесь от лишних вещей

Попробуйте убрать - на чердак, в гараж… - часть их игрушек, как я сделала это прошлым летом. Вы не представляете, как детям самим стало проще после этого жить. Но дети - как магниты, они как будто притягивают к себе новые игрушки, детали, бумажки, и все это накапливается снова и снова. Поэтому, выбрасывая ненужное, полезно быть немного циничной. Всякие бумажки и обломки вообще должны утилизироваться практически немедленно (когда дети этого не видят).

Убирать вещи должно быть легко

Моим девочкам убираться очень просто, потому что все в их комнате имеет свой «домик». Одежда висит достаточно низко, чтобы они могли сами ее вешать, игрушки и игры каждая «приписана» к своей полке или коробке.

Пусть это будет весело

Признаюсь, уборка далеко не всегда приносит удовольствие. Но нужно стараться сделать так, чтобы процесс увлекал детей. Например, устройте соревнование: кто быстрее уберется - дети в своей комнате, или мама в остальной части квартиры. Или включите музыку, чтобы можно было собирать игрушки и танцевать.Дети не всегда понимают, что от них хотят взрослые. Поясните, что вы имеете в виду, когда просите прибраться. Я показала своим дочерям, как правильно развешивать одежду, складывать пижаму, как проверять, не испачкались ли вещи. Мы вместе научились «сканировать» комнату в поисках завалявшихся по углам игрушек, проверять, не закатилось ли что-то под кровать. Я показала им, куда складывать мусор и грязную посуду, которая не должна оставаться у них в комнате. Правда, они все еще сопротивляются моим просьбам застелить кровать.

Проявите тактичность

Никогда не ожидайте от детей идеального порядка. Даже если они очень старались. Когда я прошу их что-то сделать, я ожидаю, что они для этого приложат все усилия, но результат может оказаться не таким, как если бы за это дело взялась я сама. Напротив, если в кокой-то день они прибрались лучше, чем обычно, их нужно за это похвалить.

Инструкция

Начинать приучать необходимо даже не с дошкольного, а с раннего возраста. Полуторагодовалый малыш с величайшим удовольствием помогает взрослым, ему это очень интересно. Правда, собирает кубики и расставляет игрушки он еще очень медленно. Проявите терпение и позвольте ему закончить уборку самому. Не забудьте похвалить своего помощника.

Распределите домашние обязанности. Малыш с самого начала должен знать, что игрушки, носочки, колготки - это его забота. Научите его аккуратно складывать . Вряд ли это сразу у него получится. Но не перекладывайте вещи при нем. Дождитесь, когда ребенок уснет, а потом все поправьте, как это обычно делают воспитатели в детском саду.

Необходимо добиться, чтобы ребенок чувствовал дискомфорт от беспорядка. Объясните малышу, что вещи могут обидеться, если к ним плохо относятся. Игрушки разбегутся, а носки потеряются. Дошкольнику можно рассказать, что никто вместо него убирать ничего не будет. Пусть все останется, как есть. Может случиться, что юный неряха пропустит ваши слова мимо ушей. Тогда настанет время действовать. Когда он уснет, уберите с глаз долой любимую игрушку, которой малыш утром точно хватится. Объясните, что зайчику надоел беспорядок и он обещал вернуться, как только в комнате станет чисто. Можете не сомневаться - через полчаса все игрушки будут на своих местах. Торжественно верните зайца на место.

Если ребенок тут же забыл о неприятностях и снова оставил после себя беспорядок, исчезнуть в неизвестном направлении могут уже все игрушки. И отсутствовать они должны дольше, чем в первый раз. Прочитайте нарушителю порядка сказку "Федорино горе" и спросите, что случилось . Очень может быть, что ребенок сам догадается, куда делись игрушки. Продолжайте игру, пока малыш не начнет убирать вещи без напоминаний.

Не забудьте, что все взрослые в семье тоже должны убирать за собой. Если ребенок видит, что папа бросает ботинки как попало, а мама имеет оставлять вязание в кресле, не удивляйтесь, что он начнет поступать таким же образом. Одними только словами вы ничего не добьетесь.

Приучайте ребенка готовиться к занятиям и убирать после них. Разводить краски нужно аккуратно, чтобы не заляпать раковину. Лепить необходимо на дощечке, иначе стол будет грязным, а чистить его трудно. Если дошкольник все-таки что-то пролил или выпачкал, не спешите тут же наводить порядок, даже если вас раздражает грязь. Объясните, что проще всего вытереть пятно на паркете сразу, потом краска въестся, и вывести ее будет нелегко.

Для занятий и домашней работы у малыша должна быть специальная одежда. Выделите для нее место. Это может быть крючок на кухне для фартука, полочка в шкафу для старого халата, который можно испачкать краской или пластилином. "Спецодежда" должна быть доступна.

Приучайте ребенка следить за уличной одеждой. После прогулки ее необходимо высушить. Если маленький хозяин делать этого не желает, примите экстренные меры. Выберите день, когда ему не нужно идти в детский сад, но наверняка захочется погулять. Брошенную в коридоре одежду не несите сушиться, а оставьте там, где она валяется. В мокрой одежде и обуви гулять нельзя, поэтому неряхе придется посидеть дома, пока остальные ребятишки весело катаются с горки. Обычно одной такой воспитательной меры бывает достаточно.

Любая мама мечтает вырастить из дочки настоящую хозяюшку, а из сына – опрятного и чистоплотного человека. Но как приучить ребенка к порядку, если малыш любит разбрасывать игрушки и даже не думает убрать за собой?

Вопрос этот, конечно, непрост, но стоит учитывать то, что все дети немного неряшливы. А разве может быть иначе? Игры в песочнице, рисование, шумные домашние развлечения – все это требует колоссальных затрат энергии и поглощает все внимание. Увлеченный игрой малыш не способен следить за порядком. Тем не менее сделать из крохи чистюлю (в хорошем смысле этого слова) можно. Как? Читайте далее.

С чего начать?

Прежде всего, стоит сказать, что маленькие дети очень подвержены влиянию родителей. В возрасте 3-4 лет малыши склонны копировать маму и папу почти во всем. Родители для них – непререкаемый авторитет, образец для подражания, идеал. Это нужно использовать по максимуму, если вы хотите приучить кроху к чистоте и порядку.

Своим примером вдохновляйте малыша на уборку. Вместе разложите вещи по своим местам, помойте посуду, уберите игрушки после шумных игр. С более взрослым ребенком можно даже помыть пол или пропылесосить ковры.

Помните, что если вы сами не любите чистоту и не стремитесь ее поддерживать, требовать этого от малыша по меньшей мере несправедливо.

Также можно дать такой совет: никогда не оговаривайте малыша, если он что-то делает не так, а любую инициативу (мытье посуды, вытирание пыли) поощряйте похвалой и восторгом.

Нередко можно наблюдать такую картину: маленькая дочка пытается сама вымыть посуду, но получается плохо – где-то на чашке остался кофейный налет, где-то с тарелки не смыта пена, пол вокруг забрызган водой. Мама, желая все сделать быстрее и аккуратнее, отбирает у дочки губку и сама домывает посуду. Такое поведение в корне неправильно. Оно лишь отобьет у малыша желание приобщаться к уборке в дальнейшем.



Приучаем к порядку ребенка 2-3 лет

Именно в этом возрасте желательно начинать обучение чистоплотности, так как для малышей родительское слово все еще остается законом. Привить хорошие привычки и полезные навыки в 2-4 года очень просто.

  1. Поощряйте инициативу ребенка. Об этом уже было сказано выше. Остается лишь добавить, что любая попытка малыша помочь вам по хозяйству не должна остаться без внимания. На первых порах не стоит даже пытаться объяснять малышу, что он делает не так.
  2. Не давайте крохе сложные задания. Ясное дело, что помыть пол для двухлетнего карапуза – непосильная задача, а вот с уборкой игрушек в своей комнате он справится без труда. Главное, заранее расскажите ребенку (а лучше – покажите), что где должно лежать.
  3. Приучайте к порядку в игровой форме. «Постройте» домик для машинок, сделайте «садик для кукол». Привнесите сказку в обычную жизнь, и тогда крохе будет гораздо интереснее следить за чистотой.



Приучаем к порядку ребенка 5-8 лет

Если в раннем детстве вы заложили «хороший фундамент», то в 5-8 лет малыш же осознано начнет тянуться к чистоте и порядку. Он уже умеет убирать игрушки, протирать пыль, мыть посуду, пора переходить к более сложным заданиям.

Но так как в этом возрасте дети уже не считают уборку занимательным делом, могут возникнуть конфликты, когда чадо откажется выполнить ту или иную обязанность по дому. Не раздражайтесь, а следуйте приведенным ниже правилам.

Составьте список. Распишите на листе бумаги, что по силам сделать вашему ребенку. Примерный список дел для детей 5-8 лет:

  • вымыть посуду;
  • убрать игрушки;
  • протереть пыль в своей комнате;
  • застелить постель;
  • протереть зеркало в ванной;
  • убрать со стола после обеда;
  • поменять наполнитель в кошачьем лотке/опилки в клетке у грызуна;
  • полить цветы;
  • вынести мусор.

Не нагружайте чадо работой. Помните, что ребенок не домработница и не уборщица. Не нужно постоянно требовать от него помощи в домашних делах. Лучше определите ему несколько основных заданий, которые он должен выполните в течение дня, когда у него будет на это время.

Ни в коем случае не делайте работу за ребенка. Если он должен протереть пыль, но не делает это, напоминайте ему почаще о его обязанностях, но не делайте все сами.



Приучаем к порядку ребенка 9-14 лет

Все дети в этом возрасте ершисты и придирчивы. Уборка – это явно не то занятие, которым им хотелось бы заняться. Тем не менее приучение к порядку возможно даже в этом непростом возрасте.

Оговоримся сразу, что НАЧИНАТЬ приучать ребенка к порядку в этом возрасте поздно. Теоретически это возможно, но на практике результат не всегда удачный. Дети из принципа не хотят убираться, даже если видят, что уборка действительно требуется.

  1. Четко определяйте задание . Придержите эмоции и субъективные оценки при себе. Ребенок должен получить четкое руководство к действию. Например, вместо «С такого грязного пола даже собака есть не станет!» скажите «Пол должен быть помыт к сегодняшнему вечеру».
  2. Мотивируйте . Сделайте так, чтобы ребенок сам захотел убраться. Возможно, ему самому надоесть жить в грязной комнате, но неужели стоит дожидаться этого момента? Лучше создайте ему комфортные условия для уборки (моя посуду, он может послушать музыку; протирая пыль — посмотреть телевизор).
  3. Не высмеивайте и не учите . Больше всего подростки не любят, когда их выставляют маленькими и глупыми.



Радикальный метод приучения к порядку

Не все психологи согласятся с этим методом. Но он действительно работает!

Если ребенок не желает «понимать» обычный уговоры и просьбы, многие мамы решаются на крайние меры. Они ставят условие: если не уберешь вещи в своей комнате, то все, что лежит не на своем месте, окажется в мусорном ведре. Большинство детей думает, что это блеф, но тут важно действительно исполнить свое обещание. Даже если речь идет о довольно дорогих вещах. В следующий раз чадо трижды подумает, прежде чем оставить в комнате беспорядок.

  • С детства прививайте ребенку чувство ответственности за чистоту, а также уважение к труду других. Согласитесь, если малыш подмел пол и потратил на это уйму сил, он вряд ли захочет, чтобы пол испачкали грязными ботинками.
  • Не действуйте в одиночку – привлеките родных к воспитанию в малыше любви к чистоте. И, наоборот, не давайте бабушкам все делать за ребенка.
  • Пусть у каждого в семье будут свои обязанности по дому. У ребенка не должно возникать вопроса: почему я должен убираться, а папа ничего не делает?
  • Самая большая ошибка родителей – наказание за неубранные игрушки. Такой метод не даст ничего, а уж тем более не приучит малыша к порядку.

Заключение

Начинайте приучать детей к порядку как можно раньше. В 2-3 года наступает идеальный с психологической точки зрения возраст для приучения. Не наказывайте ребенка, но хвалите за любую инициативу. И, конечно, старайтесь быть для него образцом для подражания.