Диагностика развития мелкой моторики. Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников

22.10.2019 Советы

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения детей в речевом развитии.

Диагностики для младшего дошкольного возраста.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Задание № 1 Выполнение по зрительному образцу: · соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY" · пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик" · 2 и 3 пальцы - "коза-дереза" То же левой рукой.

Задание №2 Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: · с закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу" · открыть глаза - повтор движений.

Задание №3 Перенос позы с выключением зрительного анализатора: · Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза").

Оценка результатов с точки зрения психологии . 1) Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается) Оценка : нарушение кинестетического праксиса, левая рука - правое полушарие правая рука или обе - теменная. 2) Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально. Оценка : нарушение зрительно-пространственной организации движения. 3) Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого - игнорирует. Оценка : односторонняя пространственная агнозия. 4) С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений. Оценка : инертность движений (лобные доли). 5) Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево - теменные отделы левого полушария; слева направо - правое полушарие).

Оценка : нарушение кинестетической основы движения

Оценка результата воспитателем .

(+) - 0 баллов - ребенок не справился с заданием.

(-) - 0,5 баллов - ребенок справился с помощью взрослого.

(=) - 1 балл - ребенок справился с заданием.

Ученые Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич в своей книге «Психомоторика» предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников, которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет:

1. Пальчик с носиком здороваются. После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б) мочки левого уха. Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод . Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку. На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку. Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод . Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки. В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод . Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки). Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод . Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.п.

Задание для детей 4 - 5 лет.

1 блок.

Упражнения на повторение фигур из пальцев

  • < > «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх); < > «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони); < > «Флажок» (четыре пальца - указательный, средний, безымянный и мизинец - вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе); < > «Вилка» (вытянуть вверх три пальца - указательный, средний и безымянный - расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).2 блок.

    Упражнения на дорисовывание

  • < > Дорисуй прямую линию; < > Дорисуй волнистую линию; < > Дорисуй ломаную линию (заборчик).3 блок.

    Работа с бумагой

  • < > Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук); < > Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).4 блок.

    Упражнения на координацию движений.

  • < > «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3; < > Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли); < > Катание шарика.

    Методика проведения обследования развития мелкой моторики.

    (+) - 1 балл - с заданием справился; (-) - 0 баллов - с заданием не справился; (=) - 0,5 баллов - справился с помощью взрослого;

    2 - балла и ниже - низкий уровень; 2-2,5 баллов - средний уровень; 3-4 баллов - высокий уровень;

    2 балла и ниже (низкий уровень) - У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

    2-2,5 баллов (средний уровень) - У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

    3-4 балла (высокий уровень) - У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

    Оригинальный «пальцевый» тест был предложен в конце 90-х годов исследователем - врачом A.M. Мустафиным для определения «бюджета способностей» ребенка. В чем его суть? Ребенка старше 4-5 лет просят скрестить безымянный палец с мизинцем. «Чем больше безымянный палец охватывает мизинец, тем выше «бюджет» мозга. Так как этому движению ребенок не обучался, то оно является элементарным творческим двигательным актом», - пишет A.M. Мустафин.

На Западе распространен более простой способ диагностики по руке, выявляющий сформированность пальцевой координации, без которой невозможно обучение красивому письму. Возьмите одну руку ребенка в свою, обязательно загородив ее своим телом или экраном с отверстием для кисти, и дотрагивайтесь до его пальцев. Попросите на второй руке вытягивать такой же палец, который вы трогаете. Если координация в норме, то трехлетний ребенок правильно определит большой палец, а шестилетний - большой, указательный и мизинец. Средний и безымянный пальцы определят только дети с очень хорошей координацией

Ольга Клюшкина
Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет

Приложение 1

Диагностика развития мелкой моторики у детей 2-4 лет

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы . Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики .

Цель диагностики : выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук .

Задача : систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы .

Обработка и анализ результатов :

1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован ;

2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;

3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Особенности проведения :

Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Рекомендуется исключать бальную систему оценки, но для углубленной работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель заносит данные в таблицу.

Оценка результата воспитателем.

1 баллов – ребенок не справился с заданием.

2 балла - ребенок справился с помощью взрослого.

= – 3 балла – ребенок справился с заданием.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий :

Задание № 1

Выполнение по зрительному образцу :

Соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"

Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"

2 и 3 пальцы - "коза-дереза"

То же левой рукой.

Задание №2

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора :

С закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"

Открыть глаза - повтор движений.

Задание №3

Перенос позы с выключением зрительного анализатора :

Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза") .

Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика » предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников , которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет .

1. Пальчик с носиком здороваются.

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки : а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения : для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях) .

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки) .

Взрослый предлагает ребенку протянуть : а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения : ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т. п.

Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет :

Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук : сначала на правой, потом на левой руке.

Изменение положения кистей рук : одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

Поочередно постукивать пальчиками по столу.

Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

При подсчете результатов отмечается :

плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений;

нарушение темпа выполнения движения (не под счет) ;

невыполнение;

наличие леворукости.

Приложение 3

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели :

Стимулирование речевой активности детей , развитие речи ;

развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук : большого, указательного и среднего;

Подготовка кисти руки к письму;

развитие сенсомоторной координации рук ;

Влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом) ;

Формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий : «вверху» , «внизу» , «справа» , «слева» ;

развитие внимания , восприятия, мышления;

развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование : карандаш

1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так : указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Работа с резинкой

Оборудование : резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.) .

2. «Гусли» . На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях» .

Волшебный мешочек.

Оборудование : мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель : В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание ,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование : разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку) .

2. Прокатить шарик по столу : подтолкнуть правой,поймать левой рукой.

3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

4. «Футбол» .Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование : бусинки, ниточки

1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку :

Перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка» ;

«прошагать» по лесенке из шнурка;

2. «Плетение» из шнурка узора : кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3. Различные шнуровки.

4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые) . Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок » .

Игры со счётными палочками.

Оборудование : счетные палочки, карточки с изображением предметов.

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти .

Цель : Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал : карточки с разной на ощупь поверхностью

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Целлофан

1.«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

2. «Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

3. «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование : прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель :1. Развитие мелкой моторики .

2. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

3. развитие чувства ритма ;

4. развитие конструктивного мышления;

5. формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование : мозаика различных видов, образцы

выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль,

разные семечки.

1. «Золушка» :насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант : попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

2. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

3. «Месим тесто» .Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А. "Кто больше соберет фасоли?" - собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

5. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача : нанизать макаронины на шнурок.

6. «Покорми Куклу» .Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем) . Предложите ребенку : "Давай

покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование : яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое) .

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них , показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование : пуговицы с крупными дырками, шнурок

1. «Забавная змейка» .Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

2. «Пуговки-застежки» . На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

3. Цель : Игра развивает внимание , восприятие.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

4. Цель : Игра развивает зрительно- моторную координацию .

Складывать пуговицы в стопочки (башенки) . Детисоревнуются, чья стопочка будет выше.

5. Игра "Пуговица ".

Цель : развитие памяти , пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

1. Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, мы проанализировали различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностику мы провели в п. Красная сопка, на базе дошкольного образовательного учреждения «Алёнка» во второй половине дня. Диагностика представляет собой индивидуальные задания (Приложение 1).

Диагностика состояла из следующих заданий:

1. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

5. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

6. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 15 человек (Приложение 2).

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий

Низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;

Средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

Высокий: четкое выполнение задания.

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу (Приложение 3), что:

На низком уровне в группе находится 6 детей, что составило 40 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.

Средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 5 детей, что составило 33,3 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.

Высокий уровень выявлен у 4 детей, что составило 26,7 %. Дети выполняли четкое выполнение заданий.

Итак, анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста находиться на низком уровне (6 детей - 40 %) и мы рекомендуем провести с детьми углубленную работу на развитие мелкой моторики со столом - планшетом для рисования песком.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте выявляет уровень графомоторных функций, то есть готовность руки ребёнка к письму. В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д...

Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", писал Кант...

Развитие мелкой моторики детей 2-4 года жизни посредством пальчиковой гимнастики

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста: теоретический анализ

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

лепка моторика ребенок Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей с ОНР особенно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОНР...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности

Потребность и способность двигаться заложена в человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством стола-планшета для рисования песком

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться. По мнению М...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на логопедических занятиях

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. Кольцова, Н. Новикова, Н. Бернштейн) ...

Изучение исследуемых данных Л.П. Григорьевой, М.И. Земцовой, В.З. Кантора, А.Г. Литвака, Л.А. Новиковой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, Б.К. Тупаногова по проблеме развития мелкой моторики детей позволили сделать вывод о том, что в специальной литературе недостаточно полно и точно описаны методики изучения мелкой моторики детей с нарушением интеллекта.

При адаптации методик изучения мелкой моторики у младших школьников с нарушениями необходимо учитывать:

1. Возрастные особенности развития детей.

2. Психофизиологические особенности детей с нарушением интеллекта.

3. Индивидуальные особенности развития детей.

При проведении диагностики необходимо соблюдать следующие условия:

1. Исследование начинается с наиболее простых для выполнения методик.

2. Время выполнения не более 2 - 3 минут.

3. Благоприятная психологическая атмосфера.

4. Очень важны участие и ободряющее поведение взрослого.

5. Перед началом работы ребенку всегда предлагается инструкция. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

6. На рабочих местах индивидуально подбираются условия комфортной освещенности (600 - 800 люкс).

Выполнения заданий обычно оцениваются по пяти уровням:

Высокий - задание выполнено самостоятельно, без ошибок

Выше среднего - при выполнении задания ребенку требуется помощь взрослого (повтор инструкции).

Средний - при выполнении задания ребенок делает ошибки, но при помощи взрослого исправляет их.

Ниже среднего - выполнение задания под руководством взрослого.

Низкий - ребенок не справляется с заданием.

Для диагностики развития мелкой моторики школьников с нарушением интеллекта могут быть использованы методики «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».

Методика «Рисование ножницами».

Цель методики - выявляет у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно - моторную координацию и мелкую моторику кисти рук.

Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, копировальная бумага.

Ход: Учащимся показываются вазы разной формы, чтобы ребята могли рассмотреть, ощупать, что дает обеспечение перцептуальному развитию и развитию сенсомоторной функции. В данной методике происходит интеграция образа округлых форм и двигательных навыков на уровне кинестетико-визуально-моторной координации.

Испытуемым предлагается сложенный вдвое лист цветной бумаги и предлагается нарисовать ножницами такую красивую вазу. Учащимся необходимо приложить к нему шаблон, обвести его карандашом, а потом по полученным линиям вырезать из бумаги вазу.

Оценка результатов:

Методика «Пластилиновые узоры».

Цель - используется для изучения сформированности операций вдавливания и раскатывания при работе с пластилином.

Оборудование: лист бумаги, пластилин.

Ход: Учащимся предлагается рассмотреть узор на бумаге и вылепить точно такой же из куска пластилина, глядя на образец, на листке бумаги.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Методика «Рисование по замыслу».

Цель - возникновение и развитие образа для рисования, развитие мелкой моторики.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Ход: Школьникам предлагается работать по своему замыслу. Смелая линия, хороший нажим, быстрый темп работы, правильное пользование карандашом -- всё это постепенно осваивается детьми путём указаний и показа.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Методика «Деревья из бумажных лент».

Цель - развивает аналитическое мышление т.е. анализировать способы выполнения работы, навык самоконтроля в процессе работы. А также способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкость, точность в действиях. Данная методика позволяет развить навык соотношения силы нажима с качеством бумаги; соотношение амплитуды движений с длиной полосы.

Оборудование: бумага, ножницы. Необходимо нарезать перед уроком бумажные полосы шириной от 5мм до 1,5см и длиной до 25см в количестве 15 - 20 штук для одного ребёнка.

Ход: Бумажные полосы собираются в плотный пучок с одного конца. Одной из полосок (приклеивая её) обматывают по спирали будущий ствол дерева. Полоса должна плотно облегать ствол. Обмотав 5-6см снизу, от основного пучка отделяют 3-5 полосок, собирают их в отдельный пучок, отводят в сторону и продолжают накручивать до сведущего ответвления. Концы полосок пока оставляют в свободном провисании. Число ответвлений делают на своё усмотрение, но каждую ветвь «лепят» в нужном направлении до полного высыхания клея.

Одну из нарезанных полосок бумаги шириной 0,5-1,5см произвольной длины накручивают на карандаш. Витки должны быть плотными. После окончательного скручивания карандаш вынимают. Ажурность спиралей зависит от диаметра стержня и ширины полоски бумаги.

Оценка результатов:

Высокий уровень - правильное выполнение задания.

Средний уровень - испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень - неправильное выполнение задания.

Очень низкий уровень - отказ от выполнения задания.

Все представленные выше методики позволяют получить результаты исследования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Тест 1

.Методика проведения .Необходимы: листок бумаги и карандаш или ручка, ребёнок сидит за столом, перед ним листок бумаги, на котором он размещает обе руки, чтобы свободно разместились обе ладони с разведёнными пальцами.

После этого обводятся кисти рук карандашом.

Инструкция. «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать пальчики тебе на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я тебе покажу. Другие пальцы поднимать не надо.».В случайном порядке указывается ребёнку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: « Этот пальчик. Теперь этот…»Начинать нужно с правой руки

Последовательность указания пальцев: 5-1-2-4-3 (1 –большой палец, 5 – мизинец.) Затем испытание проводится на левой руке, потом снова – на правой и левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.

При выполнении нужного движения могут появляться ненужные движения других пальцев. Это происходит непроизвольно, сам ребёнок старается поднимать только один палец.

Эти лишние движения называются синкинезияим, которые возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого движения включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками от нужного к ненужному пальцу

Обработка результатов .

      Подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2.

      Полученные на каждой руке результаты складывают

      Результат сравнивают с нормами

Тест 2.

О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как рисует или закрашивает ребёнок. Если он поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточный.

Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность частично развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Методика проведения. Ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и три.(Сделай вот так) Дети, которым удаётся изолированное движение пальцев – говорящие дети, если же пальцы напряжены или.напротив, вялые сгибаются и разгибаются только вместе, то это – не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться не удаётся.

Тест 3.

Методика проведения. Ребёнку предлагают нарисовать одним движением окружность диаметром 3 – 3,5 см. Если кисть развита слабо, ребёнок склонен её фиксировать на плоскости и не справляется с заданием: рисует вместо круга овал, либо окружность значительно меньшего размера. Рисует в несколько приёмов, периодически передвигая руку. Показателем скованности, фиксированности кисти является преимущественное рисование ребёнком очень мелких предметов.