Обрядовый праздник коми-ижемцев "луд". Фольклорные праздники Когда будет праздник луд в селе ижма

26.09.2019 Советы

Более 6000 участников народного праздника в Ижме познакоми лись с обычаями и обрядами коми-ижемцев, посетили подворья сельских поселений района, выставки, мастер-классы, ярмарки и соревнования, отведали блюда национальной кухни.

Традиционно на «Луд» съехались жители не только Республики Коми, но и других регионов России и даже зарубежья. На многочисленных тематических площадках их знакомили с оленеводческими и бытовыми традициями коми народа.

От имени руководства и коллектива ЛУКОЙЛ -Коми участников и гостей праздника приветствовал заместитель генерального директора предприятия по связям с общественностью Сергей Макаров .Официальную часть включил в себя концерт «Мусянь, Васянь ставлы чолом!». Участников праздника приветствовали руководитель администрации Ижемского района Любовь Терентьева , руководитель администрации главы Республики Коми Михаил Порядин , министр культуры, туризма и архивного дела РК Сергей Емельянов , министр национальной политики РК Галина Габушева. Говоря о сохранении и развитии культуры и традиций в Ижемском районе, выступавшие отметили большой вклад местных жителей. А также ведущийся в рамках соглашения о сотрудничестве между правительством Республики Коми и компанией «ЛУКОЙЛ» капитальный ремонт церкви Преображения Господня.

В рамках вечерней части программы «Луда» на берегу реки Ижмы прошли традиционные конноспортивные соревнования. А в самом селе – уникальное танцевальное шествие «Ворота».


Состоялись также конкурсы «Хоровод невест», на лучшее подворье среди сельских поселений района и среди чтецов на родном языке, соревнования по национальным видам спорта: прыжки через нарты, метание аркана. Ежегодно поддержку в организации праздника «Луд» оказывает ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». В этот раз на средства от нефтяников был, в частности, сформирован призовой фонд на проведение соревнований и конкурсов.

Непосредственно народный праздник «Луд», также прошедший на берегу реки Ижмы, включал в себя хороводы, луговые игры, катание на лошадях и праздничную торговлю. Завершились народные гуляния выступлением сыктывкарской группы «Отдел кадров», ставшим еще одним подарком от ЛУКОЙЛ-Коми.


«Луд» - современный праздник, его проводят ежегодно с 2004 года. Это трансформация ритуальных действ, основанных на мифологии, а также реконструкция старинных обрядов. Он объединяет ижемцев, помогает укрепить культурные связи регионов и создает условия для посещения исторической родины.

В 2018 году «Луд» включен в первоочередные объекты проекта «Серебряное ожерелье России» как брендовое событийное мероприятие.

Народный праздник Луд состоялся в Ижме 8 и 9 июля 2011. Ежегодный традиционный праздник Луд (выгон, пастбище, луг ) имеет статус Коми республиканского, включен в число 11 чудес Коми республики. Возобновленная национальная традиция народного гуляния с элементами современного шоу, исходит еще из древних языческих времен.

Приехали делегации ижемцев, проживающих в Ненецком, Ханты-Мансийском округе - Березов, Мужи, Салехард и из многих городов и районов республики. Каждый год Ижма собирает ижемцев "лудын войлыны". Это заглавный праздник, а еще можно приехать на День охотника в марте или на Праздник оленевода, к началу перекочевки оленьих стад на зимние пастбища.

Главное впечатление - зрелищность и массовость, одних только участников в национальных костюмах в вечерней проходке "Ижемские ворота" было 15 коллективов по 20-23 человека, и постепенно в участие вовлекались многие гости и туристы. Большинство элементов праздника основаны на древних мифологических и этнографических сюжетах и имеют глубокий смысл.

Вторые Ижемские чтения "Северный этнос. Традиции и современность" - межрегиональная научно-практическая конференция, в актовом зале Ижемской администрации, с 9:00 до 14:00. С международным участием, состоялась презентация норвежского научного проекта, .

Выставка декоративно-прикладного творчества и изделий мастеров народных промыслов, ярмарка сельхозтоваров местных производителей на площади Дома культуры, с 13:00 до 17:00. Традиционная кукла "Ижемка" продавалась по цене от 400 руб.

Открытие VI Республиканского народного праздника Луд на площади районного Дома культуры. Приветствия гостей, большой праздничный концерт народных песенных и танцевальных коллективов (с 14:00 до 17:00). Всем народом поздравили молодоженов состоявшейся сегодня свадьбы. Из профессиональных исполнителей следует отметить исполнение песен Альфии Коротаевой и Коми народного артиста Василия Рочева (из Изьва керки в Сыктывкаре). Первую часть концерта исполнила в основном молодежь, ансамбль "Изьваса Кодзувъяс" работает под музыку только ижемских композиторов



Открытие персональной выставки "Национальная кукла" мастера декоративно-прикладного искусства Галины Юркевич в Ижемском историко-краеведческом музее (в старинном доме бывшего купца ), с 15:00 до 16:00. Для желающих также экскурсия по всему музею.
Галина Юркевич - член Коми Союза мастеров, руководит объединением "Национальная кукла" Печорского Дома детского творчества. Лауреат многих творческих конкурсов в номинациях "Авторская кукла" и "Народная кукла", в том числе Коми республиканских конкурсов Мастер года (). Автор бренда - Коми национальная кукла "Зарань", которая выполнена с соблюдением всех традиций и имеет значение оберега, даже паспорт имеется от Коми министерства культуры. Галина Павловна смогла привезти только небольшую коллекцию своих авторских кукол, они слишком быстро продаются

Конные соревнования на левом берегу реки Ижма, с 17:00 до 19:00. В старину на Луде (на лугу ) специально для народного празднования заранее подготавливали место - прогоняли табун лошадей, чтобы они потоптали траву. Кроме того, как священные животные, лошади очищали место от темных сил. Говорят, в старину чтобы разогнать злых духов еще устраивали пальбу, но не теперь. В наше время проводятся лошадинные скачки и сопутствующие развлечения для туристов и гостей, а траву скашивают. Спортивные скачки проведены в несколько забегов. Призы победителям, комплекты конской упряжи, вручал глава Ижемского района. Один из призов вручен единственной девушке - участнице гонки.


Награждение победителей спортивных скачек

Вечерняя проходка "Ижемские ворота". Музыкально-танцевальное шествие участников к месту празднования на Луд (с 20:00 до 22:00). Внешне выглядит как грандиозное многомассовое красочное шоу в Коми национальных костюмах. По легенде народ собирается в центре села и направляется на Луд на празднование. Проходка танцевальная, выполняются ряд разных эпизодов традиционных народных танцев. Музыкальное сопровождение в стиле традиционных запевок, но с ярко выраженным ритмом. В конце шествия запевки сменяются популярными энергичными Коми песнями.
Всем обязательно надо пройти под воротами. Они имеют глобальное значение во всей Коми культуре как национальный символ - защита и очищение от злых темных сил и порчи. Поэтому ворота встречаются повсеместно: это фигура в народном танце; их ставят при входе в святилище и вообще на входе на любое место сбора людей; не так давно было предложение сделать ворота на въезде в каждый населенный пункт Коми республики (разумеется, не реальные, а условные ) в Коми традиционном стиле. К сожалению, такие заколдованные ворота когда-то не спасли от оккупационной армии Стефана Пермского .
Разумеется, внимание гостей обращено на национальные костюмы. Обычно они старинные, переходящие от бабушек и прабабушек. Существуют реальные носимые костюмы с начала XVIII века, но они не парчовые, а холстяные и не такие красочные (см. ижемский традиционный женский костюм ручной работы XVIII века на фестивале Finno-Ugri: Art Style-2006 ).
Следует иметь в виду, что комплект ижемского народного костюма строго регламентирован: разная комплектация для девушек и замужних женщин, в зависимости от статуса, для разных обстоятельств, как например, специальная комплектация для замужней женщины, не желающей иметь детей. Выбор цвета не случайный, зачастую означает ключевое событие в жизни человека, см., например, Алая лента роман Василия Юхнина .
Форма головного убора для соответствующего случая и статуса - это целая отдельная наука. Вот только несколько названий: юр ной, баба юр, юр кöртöд, венеч, сборник, ситка, ныв юр, рогуля-кичка-коклюшка-клобук, патка, чышъян ота, юртыр, треюк (ошувка), вöлосник, сыръя чышъян, повойник, самшура, сорока (кокошник); лента или платок как отдельно, так и в комплекте с другим головным убором. Для примера, в период свадьбы невеста-ижемка должна сменить пять разных по форме головных уборов в соответствии с ситуацией, но в каждом из них может выразить принадлежность к своему роду и свою индивидуальность



См. также видео1 (QuickTime mov 8Mb), видео2 (QuickTime mov 6Mb).


Татьяна Попова,
зав. Ижемским отделом
культуры, организатор
праздника Луд

Непосредственно сам праздник Луд проходит на левом (на другом ) берегу реки Ижма рядом с переправой (с 22:00). Подразумевается, что в эту ночь спать вообще не следует, чтобы встретить и поклониться солнцу. По программе в этом году: Хороводы, луговые игры; "Хоровод невест"; соревнования по национальным видам спорта, торговые ряды; катание на лошадях; молодежная этнодискотека. На самом деле развлечений и зрелищ еще больше. Делегации ижемцев из разных регионов и деревень устраивают свои подворья, жгут костры, участники из Сизябска поставили чум. Ижма славится ценными породами рыб: семга, нельма, омуль, пелядь, а также ягодами: морошка, клюква, брусника, голубика, черника. Ученые говорят, что в мясе оленины содержатся очень редкие и очень полезные аминокислоты. В поисках характерных угощений было интересно обойти все подворья. Традиционного языческого общего моления не было, по крайней мере публично открыто. Не пустовали большущие качели, поставленные для детей и молодежи.
Смысл "Хоровода невест" понятен из названия: парни присматривали себе будущих жен. Девушки демонстрировали свои достоинства, и не только внешние. Разумеется, в девичьем обществе разгоралась конкуренция, и хоровод превращался в первенство. Кстати, ижемская красавица Ирина Терентьева победила на Коми реcпубликанском конкурсе красоты Райда 2010 и ей предстоит участвовать в финно-угорском конкурсе красоты "Звезда Севера" в ноябре 2011 в Кудымкаре.
Каждый из многочисленных хороводов, народных танцев, луговых игр на Луде имеет свой глубокий смысл - это мини театрализованная постановка одного из каких-нибудь важнейших событий из традиционной жизни ижемского народа и рода. Для зрителей и туристов сплошная непрерывная фотосессия, особенно когда многие из них вовлекаются в участие







* * *

В рамках праздника Луд состоялись еще мероприятия :

7 и 8 июля 2011 организован открытый чемпионат и первенство республики по национальным видам спорта (северное многоборье). В программе прыжки через нарты, метание топора и тынзея (аркан на оленя ), виды бега. В традициях народных спортивных игр еще когда-то были популярны борьба, подбрасывание тяжестей, стрельба, но сейчас их не было.

9 июля 2011 с 11:00 Музыкальная встреча и презентация "Ылöдз кылö Изьва сьыланкыв" о Г.В.Семяшкине (1926-1983, в честь 85-летия), ижемском композиторе и организаторе музыкальной культуры. Созданный им Ижемский народный хор когда-то был известен на всю страну, как и его песни. Творчеству композитора по инициативе Изьватас общественного объединения посвящен весь 2011 год. Имени Глеба Семяшкина традиционный фестиваль самодеятельных композиторов проводится в Ижме раз в два года, в этом году состоится в ноябре. См. также : Афиша Ижма центральная библиотека
Выставка-портрет организована в Ижемской центральной библиотеке и будет продемонстрирована во многих уголках района




См. видео (QuickTime mov 69Mb): Коми народный артист Василий Рочев исполняет песню "Печора, Печора, родная Печора" (см. текст )
См. также видео (QuickTime mov 32Mb): Женщины - ветераны Ижемского народного хора исполняют песню "Огонек в ночи":
Ждет меня в чуме подружка,
Чая крепкого кружка...

8 июля 2011 по отдельному плану работы состоялся круглый стол "Развитие малого предпринимательства в Ижемском районе", в актовом зале районной администрации.

Билборд в центре Ижмы

В целом еще необходимо отметить небывалое гостепреимство: я дважды спрашивал местных жителей как пройти на мероприятия, и оба раза меня проводили почти до места, хотя им самим было не совсем по пути.
Кроме того, осталась непонятной процедура изгнания нечистой силы и духов. Перед праздником на Луде изгоняли всю нечистую силу, но духи бывают также и хорошие, например, Пöлöзнича . Еще духи бывают нормальные - то есть поступающие хорошо или плохо в зависимости от обстоятельств. Наверное, хороших духов не надо было бы изгонять? Но как тогда их сортировать?

См. также : отдельный фотоальбом празднования. Афиша и план мероприятий Праздника ЛУД-2012 . Внимание: Дни культуры Ижемского района в Сыктывкаре состоятся 3 и 4 декабря 2011.

Первая публикация статьи 13 июля 2011 на сайте foto11.com - Новости.
Ссылки

МБУ ДО «Детская школа искусств»

г. Инта Республика Коми

Методический анализ на тему:

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд»

Выполнила:

Преподаватель хореографических дисциплин

Луганская Екатерина Николаевна

Инта 2014

У истоков праздника

Ижемский район Республики Коми – удаленный от городов и промышленных центров край деревень и сел. Фольклор ижемских коми представлен самыми различными жанрами. В памяти старожилов сохранились местные календарные праздники. Но самым зрелищным является районный праздник «Луд».

Луд – традиционный массовый праздник коми-ижемцев, широко распространенный в XIX – начале XX века среди жителей сел и деревень Ижмы и Средней Печоры. Летние луговые гуляния, игры, забавы были широко распространены по всей территории Коми края. Но ижемские луговые праздники были весьма разнообразными и не похожими на гуляния других районов.

Луд (в переводе с коми языка – «луг») – широкое, открытое место, где проводится праздник. Поскольку на праздник съезжались жители большинства сел и деревень района, было важно, чтобы хватило места всем участникам веселья. Поэтому пойменные луга были выбраны ижемцами неслучайно. Центром праздника являлось и до сих пор остается село Ижма.

Своими корнями праздник уходит в глубину веков, во времена языческие, когда люди были едины с природой. Ижемские старожилы отмечали, что каждое село и деревня в определенное время, от Ивана Купалы (Иван лун) до Петровских дней (Петыр лун), выходила гулять на луга.

На мифологическую основу праздника указывают мотивы отпугивания (пальба из ружей перед праздником), омовения (ритуальное купание после восходом солнца), топтания (подготовка площадки). Праздник «Луд» начинался со сбора людей на улицах села, которые в назначенный час стекались на центральную площадь и отправлялись на «Луд» (Луг). Старшие, как правило, шли впереди, за ними следовала молодежь.

Исконное место проведения праздника – междуречье Ижмы и Курьи, где и происходит основное действие. В преддверии праздника молодые всадники, огибая территорию, прогоняли табун лошадей, вытаптывая площадку для гуляния. Такой обход имел сакральный и практический смысл: уберечь место действия от нечистой силы и вытоптать неровности земной поверхности. В настоящее время эта традиция преобразовалась в спортивные скачки, в которых участвуют всадники со всего района.

Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» сегодня

«Луд» - один из самых масштабных и интересных праздников, проводимых в Республике Коми. Постановлением Министерства культуры и национальной политики РК от 21 декабря 2005 года традиционному народному празднику «Луд» присвоен статус Республиканского. Он проводится в целях сохранения самобытной народной культуры, воспитания уважения к истории и традициям ком-ижемцев.

Организаторы проведения праздника в течение многих лет по крупицам воссоздают материал. В организации праздника задействуют все учреждения культуры района. На празднике «Луд» принимают участие фольклорные коллективы всего Ижемского района. Жители ряда населенных пунктов совместно с работниками Домов культуры и самодеятельными коллективами района проводят локальные праздники «Малого Луда» (с. Няшабож, д. Гам, с. Сизябск и др.).

В настоящее время основной праздник Ижемского района РК «Луд» проходит в первое воскресенье июля – в канун сенокосной страды на заливных лугах левого берега реки Ижма. Пространство праздника делится на подворья, художественно-оформленные дворы-площадки, где хозяева встречают гостей. Общая форма праздника – гуляние, которое состоит из множества фольклорных, театрализованных, хореографических элементов. Если организаторам удается к финалу соединить все села-подворья в единый праздник – значит, их задача выполнена. Количество зрителей и участников праздника не ограничено. Главная идея – добиться того, чтобы каждый зритель стал участником. И импровизируя, дополняя праздник элементами традиционной культуры, создать социально-значимое мероприятие для всего населения Ижемского района.

Время проведения праздника «Луд» - с вечера и до восхода солнца. Вечернее гуляние начинается в центре каждого села и деревни, расположенных вдоль реки Ижма с обеих ее берегов. Представители различных сел и деревень присоединяются к шествию в село Ижма и вместе с участниками идут с песнями по селу до берега реки. С песнями и танцами участники проходят по мосту через реку Ижма и оказываются на современном месте проведения Луда. Перед местом расположения гуляния стоят ворота, через которые проходят гости и участники праздника. Возле ворот стоят девушки в национальных нарядах и раздают памятки – путеводители о празднике «Луд».

Таким образом, сам праздник открывают «Ижемские ворота» - танцевальное шествие с песнями по улицам села с последующим переходом на луг. Это яркое торжественное хореографическое событие лугового праздника, где обязательны различные парные соединения рук и проход танцующих под ними, словно сквозь ворота.

Пройдя через «ворота», участники праздника расходятся по лугу на закрепленное за каждым селом место – сикт (буквально село) или подворье. Коллективы и гости праздника радушно принимаются в «Сиктах», а затем вместе с хозяевами участвуют в их маленьких «сельских» гуляниях. «Сикт» - условно обозначенная площадка, где располагаются представители определенного села. Здесь они пребывают в течение праздника, разводят костер, принимают гостей. В каждом «Сикте» разработана своя программа. Каждый «сикт» имеет свой отличительный знак.

Праздничная программа состоит из театрализованных эпизодов. В центре луга, на подготовленной площадке, как правило, располагаются главные запевалы гуляния. Открытием праздника служат выстрелы из ружей вверх по очереди от каждого подворья – это сигнал о том, что участники готовы к началу основного праздничного действа. Начинается праздник с обращения к предкам за благословением на проведение большого праздника перед страдой. Запевалами исполняется песня-импровизация – обращение к предкам на благословение проведение праздника.

Затем запевалы приглашают всех участников праздника. Ими исполняется песня-приглашение» Локтой-локтой» (буквально «идите-идите»), под которую все участники праздника идут «Воротами» на центральную площадку луга.

Далее под народную песню хороводы всех сел распределяются на лугу, как лучи солнца, в центре которого находятся запевалы праздника. По окончании хоровода представители от каждого подворья несут в центр к запевалам праздника воду и землю своего села или деревни. Проводится обряд дарения под причитание. Земля и вода со всего района смешиваются и распределяются по горшочкам, в которые рассаживают ростки черемухи. Всем гостям, приехавшим на праздник. дарятся ростки черемухи, как гостинец с исторической родины.

Далее следует эпизод выбор хороводниц, которыми быть на празднике очень почетно и престижно. Они собираются в центре луга и сообща решают, какие хороводы, танцы и в какой последовательности будут исполнять на гулянии. Хороводницы расходятся на свои места, а запевалы объявляют хороводы и танцы, после исполнения которых, все возвращаются в свои подворья.

Интересен на «Луде» конкурс гармонистов, которые показывают свое мастерство владения инструментом, а остальные участники праздника дарят им свою признательность.

Увлекательным является «Хоровод невест», в котором принимают участие молодые девушки. В старину на «хороводе невест» свекрови выбирали будущих невесток, а женихи присматривали себе невест. Сбор на хоровод начинается с подворья «Ижма». Девушки последовательно обходят все подворья, к которым присоединяются невесты других сел. Обойдя весь луг, девушки собираются в центр, где оценивается их костюм. Это своеобразный конкурс ижемского наряда, и он проводится совсем недавно. Целью конкурса является популяризация ижемского костюма и налаживание тесных семейных связей между ижемцами. Организаторы праздника планируют в будущем проведение ижемской помолвки или свадьбы.

Ни один праздник не обходится без традиционных игр и национальных забав. Среди молодых парней и мужчин из всех подворий в центре луга проводятся национальные игры, такие как: «Прыжки через нарты», «Бросание хорея», «Перетягивание на мизинцах» и другие. Проводится и ставшая уже традиционной для «Луда» игра «Фанты». Для ее проведения необходимо выкупить предметы, которые похищают из подворий определенно назначенные люди. По условиям игры предмет возвращается в подворье в случае выполнения какого-либо творческого задания (исполнения песни, танца).

Кульминация праздника – встреча солнца, момент, предвещающий начало нового рабочего дня. Именно в этот момент запевалы обращаются к солнцу за благословением на начало сеноуборочных работ. Исполняются традиционные заклички, восхваляющие солнце и счастливую жизнь. Далее происходит омовение утренней росой. Участники праздника ходят по траве босиком и продолжают веселиться.

Исполняется заключительный общий танец луговых гуляний, который является плясовым хороводом. Он исполняется под плясовые песни и в него входят почти все элементы луговых хороводов. Это «Общий круг», «Танец парами», «Ручеек», «Волна», «Танец парами по кругу», «Капуста», «Иголка с ниткой», «Солнцеликая», «Яблочко», и другие русские переплясы. Торжественная встреча солнца завершается, а участникам и гостям праздника предлагается танцевально-музыкальная программа.

Заключение

Проведение праздника «Луд» требует сложной подготовки, как в организационном, так и в творческом плане. Творческая группа заранее выезжает к художественным коллективам для подготовки к проведению праздника. Праздник «Луд» характерен для ижемских коми, поэтому необходимо соблюдение традиций именно этой местности.

При подготовке праздника опираются прежде всего на фольклорные коллективы, которые выступают в роли организаторов действия: исполняют песни, водят хороводы, проводят игры. Их задача – привлечь зрителей, помочь им включиться в игровые ситуации, побудить желание самим поучаствовать в праздничной пляске, песне, раскрыться в качестве исполнителя.

Разрабатывая сценарий праздника, организаторы ориентируются на возраст и интересы участников, стремятся доступно представить традиционные мотивы праздника зрителям. Успех праздника составляют: преемственность поколений, организованное взаимодействие участников на протяжении всего праздника, а также важность и значимость проводимого мероприятия в жизни населения.


7 июля в Ижме снова прошел возрожденный народный праздник «Луд», собравший гостей из всех окрестных сел и деревень, разных районов Коми и регионов России. Гулянье, начавшееся в 11 часов дня, завершилось уже под утро следующего дня.

Порядковый номер праздника ижемцев сначала напугал: боялись, что все пойдет не так, как задумывалось, тем более что по прогнозу погоды в этот день в Ижме обещали ливни с грозами. Но природа решила смилостивиться, устроила ясную погоду, а все припасенные дожди и громы с молниями в ускоренном темпе выдала Ижме в ночь накануне «Луда». Вода лила с неба в таких количествах, что боялись уже не за праздник, а за молодежь из других регионов, разместившуюся в палаточном лагере.

– А мы за день так нагулялись, что заснули и даже не слышали, что там снаружи творилось, – рассказала Лариса Камалова из села Краснощелье Мурманской области. – Мы приехали на несколько дней, 10 июля уезжаем, а так хочется побыть здесь подольше.

Лариса Камалова приехала на «Луд» уже в третий раз, секрет ее любви к этому празднику в ее ижемских корнях. Ее прабабушку Ксению Вокуеву из Коми на Кольский полуостров привезли в двухлетнем возрасте. Несколько лет назад девушка начала составлять родословную своей семьи, вышла на музей в Ижме, где ей помогли, теперь надеется найти родственников в Коми. А друзей у нее здесь уже появилось много.

Студентка, библиотекарь из ханты-мансийского поселка Саранпауль Татьяна Караульных рассказала, что изучала коми язык в 1-4 классе, его в поселковой школе преподают факультативно, специально для живущих там коми-ижемцев. Сейчас начали преподавать уже до восьмого класса.

– К сожалению, многие дети хоть и понимают коми язык, говорить на нем не могут, – посетовала девушка. – А это очень плохо, с языком мы можем утратить и нашу самобытность. У нас в поселке в основном ханты-мансийскую культуру продвигают, а коми мало, есть только ансамбль, «Асья кыа» называется, в нем бабушки поют на коми, ездят выступать в разные города нашего округа.

Лариса, Вячеслав и Татьяна были одеты в футболки с надписью «Изьватас», по ним и можно было узнать приезжих с ижемскими корнями из разных городов Коми и из других регионов.

– Тринадцатый раз оказался для нас счастливым, посмотрите, сколько гостей к нам приехало. Только творческих людей, которых мы встречали, на пятьдесят человек больше, чем в прошлом году, – рассказала начальник районного Управления культуры Виктория Вокуева. – И мы всегда очень ждем ижемцев из мест компактного проживания в других регионах. Для нас главная цель, чтобы они приезжали на родину, находили своих родственников, общались, участвовали в возрождении культуры коми-ижемцев. В этот раз, например, прямо на празднике познакомились дальние родственники из Мурманской области и села Бакур. У меня часто спрашивают: «А что будет нового на «Луде» в этом году?» С одной стороны, вроде бы, что может быть нового, тут важно сохранить традиционное. С другой стороны, праздник меняется, потому что мы восстанавливаем утраченные традиции. Добавляются фигуры в шествии «Ворота», детсад №2 провел малый «Луд» среди детей 6 июля. Пока мало мужчин участвует в «Воротах», но есть такие, которые подают хороший пример.

Например, прокурор района, сам приезжий, не только традиционный костюм заказал, но еще постарался и сапоги к нему нашел соответствующие, а не в кроссовках или в ботинках в «Воротах» идет, как многие делают.

– Я сам из Сыктывкара, восемь лет проработал в Воркуте, сюда приехал в апреле 2015 года, а в июле впервые увидел «Луд». И сразу родилась идея сшить костюм и поучаствовать в празднике, в вечерней проходке. Потом приехала моя жена, сначала сшили костюм ей. А в этом году и я в костюме. И все мои сотрудники, в том числе мужчины – тоже, – рассказал прокурор района Алексей Абрамов. – Подчиненные смеются, что до моего приезда они ни в чем таком не участвовали, а тут и костюмы появились, и песни поем, и на «Луд» ходим.

У супруги прокурора, секретаря суда Елены Абрамовой в прошлом году из-за небольшой погрешности в костюме случались казусы. На улице к красавице Елене подходили и интересовались, будет ли она участвовать в конкурсе невест, а узнав, что она замужем, отчитывали: «А почему тогда в платке, а не бабаюре?». В этом году, как положено, надела бабаюр – головной убор, полностью скрывающий волосы, дабы не давать напрасных надежд местным холостякам.

Многие ижемцы нынешний «Луд» назвали особенно счастливым потому, что незадолго до гулянья на старинном храме, который много десятилетий ждал реконструкции, наконец, установили новый купол. Это сочли хорошим знаком – обновляется храм, значит, будет и село обновляться, расцветать.

Руководитель администрации главы Коми Михаил Порядин как только увидел новый сияющий купол с крестом, тут же его сфотографировал и отправил снимок Сергею Гапликову.

– Глава Коми в тот момент находился в Бурятии на вертолетном заводе, и он мне ответил, что душа радуется от того, как возрождается Ижма и вся Коми земля. Я сегодня от всех вокруг слышу, что крест снова засиял над Ижмой, и здесь стало светлее, – рассказал Михаил Порядин журналисту «Республики». – Я сам приехал на «Луд» уже в третий раз, считаю, что это один из самых ярких, самобытных праздников. И все это так хорошо организовано, люди от всей души выкладываются, от души празднуют. Просто здорово, что эта многовековая традиция живет. Я считаю, что Ижма – это российский лидер по сохранению и приумножению традиций замечательного коми народа.

Депутат Госсовета Коми Дмитрий Кологривый, поздравляя ижемцев с праздником, тоже заявил, что красивей и грандиозней праздника он не видел, а заодно напомнил сельчанам, что очень скоро у них появится еще один повод радоваться – наконец установят новый понтонный мост через речку.

Председатель правления Союза писателей России Николай Иванов рассказал, что в Москве перед вылетом ему посочувствовали, что не повезло, кресло в самолете досталось посередине, придется лететь «зажатым».

– А я прилетел сюда и подумал: «Как же мне повезло». Этот праздник – не назначенный, не спущенный сверху, он родовой, он у вас в крови, в сердце. Ижма – это символ России. Потому что, когда здесь сел аварийный самолет, я понял, есть место, где ослабленная, находящаяся в сложной ситуации Россия может благополучно приземлиться. И, более того, отсюда она может взлететь, снова встать на крыло. Мы гордимся вами, ижемцы, – обратился Николай Иванов к собравшимся на празднике.

На «Луд» приехала съемочная группа телеканала «Культура» для съемок передачи из цикла «Россия, любовь моя!». Ведущий этой программы, известный книжный издатель и кинопродюсер, француз Пьер-Кристиан Броше в результате заявил, что после посещения этих мест, ему бы теперь хотелось снять и другой цикл – «Любовь моя, Коми».

Обойти все площадки ижемского праздника – дело практически немыслимое. Гулянье растянулось на весь центр села, артисты кочевали от одной импровизированной сцены к другой, везде угощали шаньгами и ухой – кто с открытых столов, кто в чумах. Ижемцы в национальных костюмах знакомили с местной культурой, проводили мастер-классы. Возле небольшой баньки сидели напоминающие русалок дамы в длинных рубахах, вязали веники и учили всех желающих этой премудрости, а заодно инструктировали, как правильно пользоваться баней. Одна из «русалок» сообщила журналисту «Республики», что в бане нельзя плакать и ругаться.

– Ну и супругам тоже нельзя всякими такими делами тут заниматься, ну вы понимаете, – предупредила «русалка», в миру – учитель математики и информатики Мария Вокуева. – А когда помылись, нужно вылить на себя остатки воды из тазика и сказать одну фразу.

Тут девушка быстро произнесла длинное заклинание на коми языке, пояснив, что общий его смысл – послать все плохое в темный лес. Лично она всегда так делает.

К четырем часам дня торговля на ижемских улицах начала сворачиваться, песни тоже потихоньку замирали, и чуть ли не все село постепенно переместилось за реку, на луг, где проходили конные скачки. На этот раз в состязаниях участвовало 19 лошадей в девяти заездах. Некоторые наездники рискнули заявиться на несколько разных заездов: и верхом, и в тележках-«качалках», и в финальном «чемпионском» этапе, в который выходят все желающие, вне зависимости от породы коня. В результате чемпионом стал мужчина, не принимавший участие ни в одном из восьми первых этапов, а терпеливо дожидавшийся чемпионского. На свежей лошади он легко опередил всех соперников, чем вызвал бурю эмоций у пары участников, которые сочли, что это несправедливо и пошли высказывать претензии к судьям.

– Я каждый год объясняю, что порядок такой: можно заявиться только на последний заезд, но все равно спорят, – пояснил организатор соревнований, начальник районного отдела физкультуры и спорта Валерий Рочев. – Победитель, кстати, на этой лошади уже успешно выступал раньше, а тут, видимо, решил для верности, выйти только в финале.

По словам Валерия Рочева, скачки у ижемцев в первую очередь для души, и для того, чтобы показать, кто чего стоит. Выигранные призы ни стоимость лошади, ни расходы на ее содержание далеко не покрывают. Например, чемпион нынешнего года лошадь специально купил в Москве за 150 тысяч рублей. А выступать на ней он может лишь четыре раза в год: зимой и летом в райцентре, и еще два раза на скачках в других селах.

По завершению скачек ижемцы опять переместились из-за реки в село, чтобы пройти в знаменитых «Воротах» – массовом танцевальном шествии через все село, или хотя бы посмотреть на это действо. Проходка началась в восемь вечера, примерно через полтора часа «Ворота» дошагали до окраины села, а оттуда кто на машинах, кто на конях, а кто и пешком, снова отправились на луг за реку – выбирать самую красивую невесту района, петь и танцевать до самого утра.

Анна ПОТЕХИНА

НОВИНКА!
АВТОБУСНЫЙ ТУР из Сыктывкара/Ухты на 3 дня/4 ночи

«В край парчи и шёлка» (Ижма, ЛУД)

Маршрут тура: Сыктывкар – Ухта - Ижма - Сыктывкар
Из XXI века на сотни лет назад! Традиционный праздник коми-ижемцев «Луд» (Луг)
начинается с ярмарки, где народные умельцы выставляют лучшие изделия из кожи, меха и
рога оленя, гостеприимные хозяйки предлагают блюда национальной кухни. Ближе к вечеру конные состязания. А на закате разворачивается кульминация праздника – «Ижемские
ворота». Грандиозное массовое шоу в ярких национальных костюмах с играми, песнями,
танцами, хороводом невест, кострами продолжается до утра.
В Ижемском районе - «в краю парчи и шѐлка» - есть и природные
достопримечательности. Деревня Малое Галово славится на весь мир огромными камнями,
напоминающими кладку яиц динозавров. Туристов ожидает гастрономическая программа в
деревне Диюр с блюдами из оленины, катание на катере по реке Печоре, баня и рыбалка на
реке Ижме.
Тур начинается в г. Сыктывкаре / г. Ухте
Количество человек в группе: до 15 чел.

ПРОГРАММА ТУРА
1 день, 6 июля
09.00 Встреча туристов в Сыктывкаре, выезд автобуса
14.00 Приезд в Ухту. Присоединение к группе туристов из Ухты. Отдых.
15.00 Трансфер до с. Ижма
19.00 Прибытие в с. Ижма, размещение в гостевых домах в дер. Диюр.

2 день, 7 июля.
09.00 – 09.40 Завтрак в гостинице
10.00 – 11.00 Экскурсия по улице Советской «Шöр туй кузя»
11.00 – 12.00 Посещение одного из самых красивых и
старейших зданий Ижемского района – Историкокраеведческого музея.
12.00 – 13.00 Посещение Ярмарки-выставки народных
умельцев
13.00 – 14.00 Обед (от 200 р./чел.)
14.00 – 16.30 Открытие народного праздника «Луд», концерт
фольклорных коллективов
16.30 – 17.00 Переезд на автобусе на место проведения
скачек
17.00 – 19.00 Конно-спортивные состязания
19.00 – 20.00 Переезд в гостевой дом. Ужин.
20.00 – 21.00 Участие в кульминационном моменте праздника

– в Вечерней проходке «Ижемские ворота»
21.00 – 21.20 Переезд на автобусе на место проведения
праздника «Луд»
21.30 – 02.00 Участие в народных гуляниях Праздника
«Луд»
02.00 – 02.20 Переезд в гостевой дом в дер. Диюр.

3 день, 8 июля.
09.00 – 10.00 Завтрак в гостинице
10.00 – 11.00 Переезд в д. Малое Галово.
11.00 – 13.00 Пикник, экскурсия на малогаловские камни,
фотосессия.
13.00 – 13.30 Переезд в д. Диюр
13.30 – 14.30 Обед (от 200 р./чел.)
14.30 – 15.30 Катание на катере по реке Печоре (за доп. плату)
15.30 – 16.30 Переезд из д. Диюр в с. Ижма
16.30 Свободное время.
Баня (доп. плата).
Рыбалка (со своими снастями бесплатно).

4 день, 9 июля
08.00 – 09.00 Завтрак в гостинице
09.00 Трансфер до г. Ухты / г. Сыктывкара
12.00 Прибытие автобуса в Ухту
18.00 Прибытие в г. Сыктывкар

Стоимость тура: 7 500 руб. на человека
(завтраки)

В стоимость включено:
транспортное обслуживание по программе
проживание в гостинице в дер. Диюр 3 ночи
питание завтраки (в гостинице)
экскурсионное обслуживание по программе
участие в народном празднике «Луд»
посещение ярмарки

Внимание! Время в программе примерное и указывается для того, чтобы Вам лучше представлять
программу тура. Фирма оставляет за собой право менять порядок предоставляемых услуг или заменять их
равноценными без изменения общего объема программы.