Потешки для самых маленьких для развития. Потешки для самых маленьких на все случаи жизни

19.09.2019 Советы

Гимнастика пальчиков, которая заключается лишь в лёгком тактильном поглаживании ручек, начинается с самого рождения младенца.
С 3 месяцев, к поглаживанию ладоней и пальчиков, добавляется подтягивание с помощью кулачков рук малыша, удерживаясь за палец взрослого.
В 6-7 месяцев делается массаж кистей рук или начинаются пальчиковые потешки: игры типа «Мальчик- пальчик, где ты был?», « Ладушки».
С 10 месяцев начинается активная тренировка пальчиков малыша: энергичные движения, стишки и математика, катание шариков, игры во вкладыши, пирамидками, кубиками и бусами.

Важно помнить!
Занятия начинаются с нежного поглаживания
Проводить занятия нужно только при хорошем настроении малыша
Характер упражнений должен соответствовать развитию ребёнка
Упражнения должны приносить малышу радость
Для визуального запоминания, упражнения нужно показывать медленно
При проведении упражнений используйте речевое сопровождение
Игры подбираются с учётом возможностей малыша и постепенно усложняются.
Отечественные филологи подтверждают связь развития рук с развитием головного мозга.
В.М. Бехтерев в научных трудах, доказал, что движения рук снимают умственную усталость, улучшают произношение звуков, развивают речь.
Упражнения поддерживают естественное развитие малыша, положительно воздействуют на внутренние органы, развивают мелкую моторику рук, дают заряд позитивных эмоций.
Только задумайтесь: длительность упражнений занимает всего несколько минут, а сколько пользы приносит деткам!

«Ловись рыбка»


Ребёнок находится в положении лёжа на спине.
Просуньте в зажатые кулачки малыша указательные пальцы так, чтобы он крепко их обхватил.
Сначала сгибайте ручки в локтях, затем вытягивайте их вперед, завершая движения обхватыванием.
Упражнение выполняйте несколько раз, читая потешки:
Тяну, тяну,
Рыбу ловлю,
Ловись, ловись рыбка,
Маленькая и большая!

Завершая упражнение разведением рук малыша в стороны.

« Вьюшки»

От 3 до 8 месяцев ребёнок держит ручки сжатыми в кулачок, постепенно пытаясь скоординировать их движения.
В такт потешки вы будете слегка постукивать кулачками малыша друг о друга, совершенствуя движения рук:
Вьюшки, вьюшки,
Вьюшки вью,
Колотушки колочу,
Приколачиваю.

«Белочка»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе, приговаривая:
Сидит белка на тележке,
Раздаёт она орешки:

Погладьте ладошку малыша круговыми движениями.
Мишке толстопятому,
Погладьте большой пальчик.
Заиньке усатому,
Погладьте указательный пальчик.
Лисичке- сестричке,
Погладьте средний пальчик.
Бойкому воробушке.
Погладьте безымянный пальчик.
Синичке желтогрудой.
Погладьте мизинчик.
Кому в роток,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Проведите большим пальцем по ладошке малыша и сожмите ручку в кулачок.
Такую гимнастику можно проводить со стопами малыша.

« Пальчики трудятся»

Массируя и загибая поочерёдно каждый пальчик, поглаживая от основания до кончиков, приговаривайте потешки:
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот взял и съел,
Потому и потолстел.

Массируя пальчики, усиливается кровообращение, что способствует развитию интеллекта ребёнка.

«Птичка- невеличка»

Птичка- невеличка,
Вот тебе водичка.

Проводя указательным пальцем по ладошке малыша, потрясите ручкой, имитируя сбрасывание с неё водички.
Вот тебе крошки
На моей ладошке.

Совершая указательным пальцем волнообразные движения по ладошке малыша, пощипывая и покалывая.

«Мальчик- пальчик»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Возьмите ручку или фломастер и нарисуйте на большом пальце малыша глазки, носик и ротик человечка.
Привлеките внимание крохи рисунком, загибая пальчики, поглаживая и массируя от основания до кончика, читайте потешки:
Мальчик- пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

« Из-за леса, из-за гор»

Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Если его возраст более 7 месяцев, посадите на колени, головой опираясь на ваше плечо.
Раскрытую ладошку малыша положите на свою руку, читая потешки:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор:

Поглаживая и пощипывая круговыми движениями ладошку, произносите:
Сам на лошадке,
Массируя и загибая большой пальчик.
Жена на коровке,
Массируя и загибая указательный пальчик.
Дети на телятках,
Массируя и загибая средний и безымянный пальчики.
Внуки на козлятках.
Массируя и загибая мизинчик.
Эти упражнения повторите на другой ручке.

« Тень- тень, потетень»

Соберите пальчики в кулачок, читайте потешку:
Тень- тень, потетень,
Выше города плетень.

Растопырьте пальчики в стороны
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.

Совершая указательным пальцем, круговые движения от центра ладошки к краю, продолжайте читать:
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!

Массируйте мизинчик:
Похвалился зайка:
-Поди, догоняй-ка!

Массируйте безымянный пальчик.
Похвалялися ежи:
-У нас шубки хороши!

Массируйте средний и указательный пальчики.
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!

Массируйте большой пальчик.
Повторите потешку с пальчиками другой ручки.

«Сорока - белобока»

С 5 месяцев детки становятся более активными и свободными.
Они какое- то время могут заниматься самостоятельно, осваивая новые движения.
Расположите малыша у себя на коленях лицом к себе.
Совершая указательным пальцем, круговые движения по ладошке, загибайте пальчики, произнося слова известной потешки:
Сорока - белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Ты дров не рубил,
Воды не носил.
Зачем дров не рубил?
Воды не носил?
Каши не варил?

Покачайте мизинчик.

«Ладушки»

В возрасте 8 месяцев детки сами начинают хлопать в ладошки, когда слышат известные слова.
Если эти движения ему не знакомы, то произнося слова потешки, покажите действия ладошками малыша.
- Ладушки- ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
-Бражку.
Кашка масленька,
Бабушка добренька.
Попили- поели,
Полетели- полетели!
На головку сели,
Сели- посидели,
Ладушки запели!

Игры с участием рук и пальцев поддерживают головной мозг в отличном состоянии, посылая импульсы в центральную нервную систему.

Литература:
Андрей Хвостовцев, 2-е изд, Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010-174 с.Играем с пальчиками. развиваем мелкую моторику рук и устную речь.

«Бабушка в очках»

«Кому что делать»

«Забывчивый зайка»

«Грабли»

«Цепочка»

>Большой и указательный пальцы одной руки соединить колечком. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков другой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д.

«Бегающий человечек»

Упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой, потом обеими.

«Ути-ути»

«Ладушки»

«Совушка-сова»

«Колпачок на колпачок»

«Опята и ребята»

«Сорока-белобока»

«Мальчик с пальчик»

«Сорока-ворона»

«Кулачок»

Руки лежат на коленях ладонями вниз.

«Тук-тук»

«Бараны»

«Дятел»

«Засыпалочка»

«Указочка»

«Пальчики»

Игры-потешки для детей от 2-х лет

«Червячки»

«Котята»

«Пять пальцев»

«Собака»

«Зайка и барабан»

«Мышонок»

«Гуси-гуси»

«Кулачки»

Песенки-потешки

«Купила бабушка…»

Купила бабушка себе курочку.
Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе уточку.
Уточка тюрюх-тюх-тюх,Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок фалды-балды,Уточка тюрюх-тюх-тюх,

Курочка по зёрнышку кудах-тах-тах.

На слово «фалды» руки вправо, «балды» – влево

Показать руками, как плавает уточка

Показать руками, как клюёт курочка

Купила бабушка себе кисоньку.
А кисуля мяу-мяу…
Показать, как умывается кошка

Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка гав-гав…
Показать рукой собачьи уши

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе коровёнку.
Коровёнка муки-муки…
Показать пальцами рога коровы

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе поросёнка.
Поросёнок хрюки-хрюки…
Показать рукой пятачок поросенка

(Перечислить все предыдущие покупки)

Купила бабушка себе телевизор.
Телевизор время-факты,
Дикторша ля-ля-ля…
Развести руками широко в стороны

Изобразить руками синхронный перевод

(Перечислить все предыдущие покупки)

«Паучок»

«Ветер»

Поставить локти на стол, кисти прижать друг к другу основаниями, пальцы растопырить (крона пальмы).

Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает. (2 раза)
Раскачивать руками в разные стороны, не поднимая локти
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит, (2 раза)
Положить ладони на стол и прижать друг к другу боковыми сторонами. Пальцы растопырить и согнуть (клешни). Шевелить «клешнями»
Чайка над водой летает Ладони соединить большими пальцами, остальные пальцы прижать друг к другу. Развести ладони в стороны, изображая крылья, и махать ими
И за рыбками ныряет, (2 раза) Слегка округлённые ладони сомкнуть, выполнять волнообразные движения
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони прижать основаниями друг к другу, а пальцы согнуть, изображая зубы. Открывать и закрывать «пасть»
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Перевернуть ладони и повторить движения

«Часы»

Сесть на пол.

«У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) Хлопать по всему телу ладонями
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах,
Коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваться до соответствующих частей тела
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза) Щипать себя, как бы собирая складки
На лбу, ушах… (и т.д.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) Поглаживать себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах… (и т.д.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) Провести рёбрами ладоней по телу
На лбу, ушах… (и т.д.)

«Поросята»

По очереди «идти» по столу каждым из пальцев обеих рук.

<Этот толстый поросёнок
целый день хвостом вилял,
Мизинцы
>Этот толстый поросёнок
Спинку об забор чесал.
Безымянные
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сделать «фонарики»
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,
Поросяток я люблю.
Сжимать и разжимать кулачки<
Этот толстый поросёнок
Носом землю ковырял,
Средние пальцы
Этот толстый поросёнок
Что-то сам нарисовал.
Указательные пальцы
Ля-ля-ля-ля …
Этот толстый поросёнок –
Лежебока и нахал.
>Большие пальцы
Захотел спать в серединке
И всех братьев растолкал.
Сжать кулак, спрятав большой палец внутрь
Ля-ля-ля-ля …

Использованы материалы следующих сайтов:

Исследования физиологов показывают что уже на первом месяце жизни малыш начинает двигаться в такт с ритмом речи матери, пытается имитировать мимику. Поэтому так важно как можно больше разговаривать с крохой. Хороший способ общаться и играть одновременно – детские игры-потешки.

Давай поиграем?

Для нормального развития ребенку необходимо выражаясь языком психологов, непосредственно эмоциональное общение с матерью. Это когда мама и младенец просто вместе и радуются тому, что они другу у друга есть, - своего рода чистый обмен эмоциями. Слова здесь, безусловно, присутствуют, но важнее не их смысл, а те интонации, с которыми мама их произносит. В случае, если ребенок лишен такого общения (как это бывает у детей-отказников в детских домах), у него возникает значительная задержка развития.

Развитию малыша в самые первые месяцы помогает следующее:

  • Физическое прикосновение - поглаживайте, целуйте, прижимайте кроху к груди - это успокаивает малыша и настраивает его на первые ответные реакции в общении с родителями.
  • Стимулирование первой улыбки - чаще улыбайтесь крохе. Видя нежность, привязанность и заботу, младенец постепенно начинает на нее отвечать в ответ на ваши улыбки он уже вскоре пошлет вам свою.
  • Поддержание радостного настроения - возьмите малыша на руки, поддерживая под головку, постарайтесь поймать его взгляд, улыбайтесь ему, нежно покачивайте его. В этом возрасте ребенку будут очень полезны любые колыбельные, спетые мамой. И пусть у нее не будет ни слуха, ни голоса, это не испортит музыкальный вкус малыша, зато улучшит эмоциональный контакт между мамой и крохой. Младенец обязательно будет вам «подпевать», используя те звуки, которые он уже освоил.

Игры и забавы

С самых первых недель жизни родителям, бабушкам или няням будет полезно узнать (или вспомнить) простые контактные игры-потешки для малышей, которые обязательно понравятся вашему чаду. Потешки - это короткие, веселые стишки для игры с ребенком. Они не только развлекают малыша, но и развивают его. Слушая стихи, младенец самостоятельно протягивает ручки, поворачивает головку – он ждет знакомое движение, которое запомнил до этого. Стишки-потешки произносятся спокойным голосом, также их можно припевать (песенки-потешки).

Перед тем как выбирать потешки, подходящую вашему ребенку по возрасту, сверьтесь со списком «эмоциональных умений» крохи:

  • первая мимолетная улыбка в ответ на обращение - 1 месяц ;
  • быстро отвечает улыбкой, когда к нему обращается мама или другой близкий человек, - 2 месяца ;
  • появляется целый комплекс эмоций (малыш гулит, улыбается, активно двигает ножками и ручками в ответ на обращение к нему) - 3 месяца ;
  • комплекс эмоций возникает часто и легко - 4 месяца ;
  • громко смеется, когда мама или другой близкий человек начинает с ним играть, - 4 месяца .

Для чего нужны детские потешки

  1. Эти стишки учат малышей понимать речь: слушать ее интонацию и выразительность, ритмичность и плавность.
  2. Помогают физическому развитию ребенка: ребенок повторяет различные жесты и движения.
  3. Настраивают ребенка на нужный лад: успокаивают, ободряют, могут развеселить, утихомирить перед сном.

Песенки и стишки-потешки
Потешки бывают на все случаи жизни: для знакомства с собственным телом, с окружающим миром, для умывания, причесывания, то есть для любого действия ребенка в течение дня.

Детские потешки для самых маленьких (с 0 месяцев)

* * *
Ой ту-ту ту-ту ту-ту,
Не вари кашу круту
(поглаживайте животик малыша круговыми движениями)
Вари жиденькую,
Вари мягонькую, молочненькую
(целуйтемалышав щечки)

Потешки для ребенка 3 месяца

* * *
Как у нашей птички
Темные реснички
(дуйте на реснички)
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки
(поглаживайте ножки, начиная со ступней)
Как у нашей лапки
Коготки-царапки
(поглаживайте пальчики)

Тетка Агашка
(возьмите головку малыша в свои ладони, поворачивайте в право и влево)
Сшей мне рубашку
(сводите и разводите ручки малыша на уровне груди крест-накрест)
Надо нарядиться
(поглаживайте ручки и животик плавными движениями, как бы одевая рубашку)
Едем прокатиться
(легко подбрасывайте малыша, лежащего на ваших коленях, фиксируйте головку, чтобы ребенок не пугался)

* * *
На перинку,
На простынку
(поглаживайте ручки и ножки ребенка)
Не на край -
На серединку
Положили голыша
(перекатывайте малыша вправо и влево на вытянутых руках)
Завернули крепыша

* * *
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись
Потягушечки, потягушечки.
Где игрушечки-погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними.
(Можно взять бубен с лентами или колокольчики на веревочках, передвигать игрушку в поле зрения малыша)

Потешки для малышей с 3 до 6 месяцев

* * *
У бабы Фроси пятеро внучат
(хлопайте ладошкой о ладошку, помогая малышу ладошки раскрыть)
Все каши хотят, все криком кричат
Акулька в люльке, Аленка в пеленке
(загибайте пальчики поочередно)
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила
(выполняйте круговые массажные движения по животику ребенка по часовой стрелке; строчка повторяется 2 раза)
Кашу варила
(против часовой стрелки 2 раза)
Молоко топила,
Внучат кормила.
Как каши наелись
(поглаживайте щечки ребенка)
Молока напились,
Бабе поклонились,
Угомонились.

Потешки для малышей с 6 до 9 месяцев

Показ заводной игрушки со стишком
Зайка, зайка, попляши.
Твои лапки хороши!
Стал наш заинька плясать,
Малых деток забавлять.
(Стишок следует повторять регулярно, используя принцип одна игрушка-один стишок)

Мыльные пузыри
(Пускайте мыльные пузыри, сделанные из детского шампуня без слез, добиваясь, чтобы кроха зафиксировал на них внимание)
Ай, тари-тари-тари,
Полетели пузыри.
Ай, тари-тари-тари,
Улетают пузыри.

Топни, нога
(на ножку наденьте гремящий браслет или специальную яркую игрушку)
Ох и топни, нога,
Топни правенькая
(топните правой ножкой малыша об опору)
До чего ж ты хороша,
Моя маленькая.
Ох и топни, нога,
Топни левая
(повторяйте тоже движение с левой ножкой)
Будем мы танцевать!

Игры во время купания

* * *
А вода текучая, дитя растучее
А вода текучая,
А дитя растучее.
С гуся вода, с лебедя вода
(поливайте небыстро теплой водой из ковшика)
А с нашего (имя ребенка) вся худоба
(гладьте и поливайте водой животики бока)
Вода книзу, дитя - кверху
(отряхивая, вытягивайте ручки ребенка вверх)
Расти во-о-от такой вышины
(тяните ручки ребенка вверх)

Покачивание на воде
(Малыш находится в ванне на вытянутых руках взрослого)
Легкое суденышко,
Золотое донышко
(покачивайте вправо и влево)
Зелен бережок,
По волнам гони стружок.

Помните, окружая ребенка нежностью и любовью вы стимулируете его развитие и тягу к познанию

Молодые родители часто считают, что потешки это пережиток прошлого, что придумали их наши прабабушки для развлечения и развития детей.

На самом деле потешки очень легко воспринимаются маленькими детьми. Простые ритмичные стишки, помогают развить воображение ребенка и побудить его к самостоятельной речи. К тому же, это прекрасный способ сделать приятными процедуры, которые не очень любит малыш, например, умываться по утрам или одеваться на прогулку. Есть потешки для развития мелкой моторики. А еще с потешкой можно повеселиться и подурачиться с любимой мамой.

— помогут сделать пробуждение радостным и приятным.

— помогут умыть малыша без каприз.

— народные стишки помогут накормить малыша.

— потешки для веселой забавы со взрослыми.

— потешки для развития малыша.

— стишки для веселья.

— народные песенки для засыпания и крепкого сна.

Потешки от современных авторов:

И еще несколько популярных веселых стишков — потешек для детей.

Водичка – водичка
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Ладушки – ладушки
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка сладенька,
Бражка добренька,
Попили-поели!
Шу! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели!

Сорока белобока
Сорока-белобока,
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он воду не носил,
Дров не рубил,
Печь не топил,
Кашу не варил.
Здесь пень,
Здесь колода,
Здесь крыница,
А тут холодная водица!

Ку-ку!
Раз ку-ку, два ку-ку,
Провалился кот в муку.
Нос в муке, хвост в муке,
Усы в кислом молоке!

Этот пальчик
Этот пальчик самый толстый
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Как у нашего кота
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Огуречик
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Этот пальчик
Этот пальчик - в лес пошёл,
Этот пальчик - гриб нашёл,
Этот пальчик - занял место,
Этот пальчик - ляжет тесно,
Этот пальчик - много ел,
Оттого и растолстел.

Сорока
Сорока, сорока!
Где была?
– Далеко!
Печку топила,
Кашу варила,
На порог скакала —
Гостей созывала.

Идет коза рогатая
(Изображаем пальцами «козу»)
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.
(показываем, как бодается коза)

Этот пальчик
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.

Та-ра-ра!
Та-ра-ра! Та-ра-ра!
На лугу стоит гора,
На горе растет дубок,
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Ой, качи-качи-качи!
Ой, качи-качи-качи!,
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам остались бара-а-а-ночки!

Раз, два три четыре пять!
Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!

Пальчики быстрые
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

З. Александрова

Ножки, ножки, где вы были?
– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– А вы, ручки, помогали?
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели,
все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Этот пальчик
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Шла купаться черепаха
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха,
Кусь-кусь-кусь-кусь
Кусь-кусь-кусь
Ни кого я не боюсь.

Будут пальчики вставать
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики — ура!
Одеваться нам пора.

Только мышки заскребут
Только мышки заскребут,
Серый Васька тут как тут.
Тише, мыши, уходите,
Кота Ваську не будите.
Как проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
Вот проснулся Васька-кот —
Разогнал весь хоровод!

Ой ты, заяц косой
Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!

Катя
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройдись по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.

Идёт котик по лавочке
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.

Дарики-дарики!
Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!

Улитка
Улитка, улитка,
Высунь рога,
Дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепешки.

Дождик
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.

Гречку мыли
Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.

Потягунушки!
Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок!

Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным… Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ? Для этого издавна в народе придуманы ласковые стишки-приговорки, так называемые потешки , призванные помочь родителям общаться с малышом в доступной для него форме.

Потешки для новорожденных

Многие спросят: «Зачем читать потешки недавно появившемуся на свет крохе? Ведь он еще мал, чтобы что-нибудь понять...» Однако не зря потешки для новорожденных существуют на протяжении многих веков и пользуются неизменной популярностью по сей день. Ведь малыш положительно реагирует на ласковый спокойный голос мамы, он перестает плакать и внимательно прислушивается, когда ему рассказывают потешку. Со временем детки привыкают к тому, что все ежедневные процессы ухода за ними сопровождаются веселыми стишками, начинают радоваться и улыбаться как только услышат знакомые слова. Тем более, что как правило потешки для самых маленьких сопровождаются приятным ласковым поглаживанием ручек, животика, ножек и спинки ребенка, а также своеобразной речевой зарядкой. При этом маленький человек налаживает контакт с мамой, учится понимать человеческую речь, знакомится со своим телом и окружающей действительностью.

Потешки для детей до года

Растущий малыш все больше интересуется всем, что его окружает. Все это время он открыт к общению. Веселые потешки для детей до года принесут море удовольствия обоим участникам «диалога» если будут простыми, короткими и рассказывающими об интересных и понятных малышу вещах. К середине первого года жизни детишки вполне осваиваются со своими частями тела. Они понимают, где у них носик, где глазки, где ручки, ножки, пальчики… Усвоить и закрепить эти знания в игровой форме им помогают потешки для малышей, такие как всем известные «Ладушки» и другие.

Потешки на все случаи жизни

Из глубины веков дошли до нас потешки для детей, которые придумали заботливые мамочки и нянюшки для использования в самых различных ситуациях. Их хорошо регулярно проговаривать, когда ребенок просыпается, умывается, кушает.

    Водичка, водичка,
    Умой мое личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Ай, лады, лады,
    Не боимся мы воды,
    Чисто умываемся,
    Маме улыбаемся.

    Щечки?
    Мыли.
    Носик?
    Мыли?
    А глазки?
    Забыли.

    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    В пояс поклонились!
    Наклонились, выпрямились,
    Наклонились, выпрямились.
    Ниже, ниже, не ленись,
    Поклонись и улыбнись.
    (Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение
    – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.)

    Буратино потянулся,
    Раз – нагнулся,
    Два – нагнулся,
    Три – нагнулся.
    Руки в сторону развел,
    Ключик, видно, не нашел.
    Чтобы ключик нам достать,
    Нужно на носочки встать.
    (Вместе с ребенком декламировать стихотворение,
    выполняя все движения по тексту.)

    (Поочерёдно загибаем пальчики)
    Этот пальчик - дедушка,
    Этот пальчик - бабушка,
    Этот пальчик - папочка,
    Этот пальчик - мамочка,
    Этот пальчик - я,
    Вот и вся моя семья.

    Этот пальчик - в лес пошёл,
    Этот пальчик - гриб нашёл,
    Этот пальчик - занял место,
    Этот пальчик - ляжет тесно,
    Этот пальчик - много ел,
    Оттого и растолстел.

    Паучок, паучок,
    Аню хвать за бочок.
    Лягушка, лягушка,
    Аню хвать за ушко.
    Олени, олени,
    Аню хвать за колени.
    Песик, песик,
    Аню хвать за носик.
    Бегемот, бегемот,
    Аню хвать за живот.
    Оса, оса,
    Аню хвать за волоса.
    Кузнечики, кузнечики,
    Аню хвать за плечики.

    (подставляйте имя своего ребенка)

    Кто тут будет куп-куп,
    По водичке – хлюп-хлюп?
    В ванну быстро – прыг, прыг,
    В ванне ножкой – дрыг, дрыг!
    Будет мыло пениться,
    И грязь куда-то денется.

    Ах, кокля-мокля,
    Глазоньки промокли.
    Кто будет детку обижать,
    Того коза будет бодать.

    Не плачь, не плачь,
    Куплю калач.
    Не хныч, не ной,
    Куплю другой.
    Слезы утри,
    Дам тебе три.

    У киски болит,
    У собачки болит,
    А у моего малыша
    Заживи-заживи-заживи.

    Рельсы, рельсы(проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
    Шпалы, шпалы(проводим поперечные линии)
    Ехал поезд запоздалый(«едем» ладонью по спине)
    Из последнего окошка
    Вдруг посыпались горошки(стучим по спине пальцами обеих рук)
    Пришли куры, поклевали(стучим указательными пальцами)
    Пришли гуси, пощипали(щипаем спинку)
    Пришла лисичка,(гладим спинку)
    Хвостиком помахала
    Прошёл слон,(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
    Прошла слониха,(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
    Прошёл маленький слонёнок.(«идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
    Пришёл директор магазина,(«идём» по спине двумя пальцами)
    Всё разгладил, всё расчистил.(поглаживаем спину ладонями вверх-вниз)
    Поставил стол,(изображаем - стол кулаком)
    Стул,(стул - щепотью)
    Печатную машинку.(печатную машинку - пальцем)
    Стал печатать:(«печатаем» по спине пальцами)
    Жене и дочке,
    Дзинь-точка.(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
    Шлю вам чулочки,
    Дзинь-точка.
    Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
    Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
    Прочитал,
    Помял, разгладил,
    Сложил,
    Отправил.(«кладем письмо» за шиворот)

    Розовый животик
    Мурлычет, словно котик,
    Заурчал щеночком
    Забулькал ручеечком.
    Ах животик ты, живот,
    Кто же там внутри живёт?
    Кто мешает баиньки
    Маленькому заиньке?
    Мы погладим пузики,
    Толстые арбузики.
    Спит щеночек, спит котёнок.
    Улыбается ребёнок.

  • Это - ложка,
    Это - чашка.
    В чашке - гречневая кашка.
    Ложка в чашке побывала -
    Кашки гречневой не стало!

    Идет коза рогатая
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп,
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет -
    Забодает,
    Забодает,
    Забодает!

    Утка утенка,
    Кошка котенка,
    Мышка мышонка
    Зовет на обед.
    Утки поели,
    Кошки поели,
    Мышки поели.
    А ты еще нет?
    Где твоя ложечка?
    Скушай, хоть немножечко!

    Сорока-ворона
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,
    Каши не едали,
    Всю свою кашу
    Сорока-ворона
    Деткам отдала.(загибаем пальчики)
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала:
    - Зачем дров не пилил
    - Зачем воду не носил!

    Пышка, лепёшка
    В духовке сидела,
    На нас глядела,
    В рот захотела.

Когда и как использовать потешки?

Также потешки используются:

  • когда ребенка одевают на прогулку;
  • купают;
  • помогают проснуться с хорошим настроением;
  • если ребенок шалит или капризничает;
  • для игры с ним;
  • для обучения малыша в игровой форме и пр.

Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. На этой страничке мы представляем вам любовно собранную нами коллекцию детских потешек. Будем рады, если они помогут вам с вашим малышом лучше понять друг друга. Общайтесь с удовольствием!