Правила гигиены для дошкольников. Познавательно-развлекательное мероприятие для дошкольников "правила личной гигиены"

23.11.2019 Советы

Чистоплотность - качество, которое должно быть привито с детства. Задача мамы - рассказать дочке о правилах личной гигиены. Половая гигиена девочек с рождения до подросткового возраста - залог здоровья подрастающей женщины, ее репродуктивной системы.

Правила интимной гигиены девочек, девушек, женщин примерно одинаковые. Отличие лишь в том, что с подросткового возраста потребность интимного ухода возрастает.

Интимная гигиена девочек-подростков

1. Девочкам-подросткам не имеющим менструаций, подмывание наружных половых органов проточной водой следует производить не реже 1-2 раз в день. Мыться лучше под душем. Сначала обмывают наружные половые органы, потом кожу бедер и в последнюю очередь - область заднего прохода. Белье надо менять ежедневно.

2. Для девочек, девушек, женщин важно правильно мыть половые органы. Выполняется эта процедура чистыми руками движениями сверху вниз. Делается это для того, чтобы избежать занесения возможных болезнетворных бактерий.

3. Для интимной гигиены у каждой девушки должно быть свое детское полотенце . После того, как вы завершили процедуру интимной гигиены, важно влагу не вытирать с усилием, а просто промокнуть.

4. Для интимной гигиены следует использовать специальные средства. Половые органы имеют очень нежную слизистую оболочку с кислой средой, поэтому щелочные мыла и гели для душа с легкостью справятся с ее разрушением.

5. Необходимо использовать только специальные средства для интимной гигиены, которые представлены в аптеках в широком разнообразии. Такие средства pH-нейтральны, они не вызовут у вас неприятного чувства дискомфорта после «процедуры».

6. Не стоит использовать губки или мочалки для интимной гигиены, они повредят и покроют микроцарапинами нежную поверхность половых органов. Вода для подмываний должна быть непременно теплой. Ни горячая вода, ни холодная в этом случае недопустимы.

7. Личная интимная гигиена в период менструаций должна быть особенно тщательной. Приводить в чистоту половые органы следует 2-3 раза за день. Но и чрезмерно частые интимные гигиенические процедуры могут навредить, нарушая микрофлору слизистой, поэтому лучше придерживаться золотой середины. Самым распространенным средством, используемым подростками в критические дни, остаются прокладки. Прокладки во время критических дней должны меняться на новые по мере заполнения, но не реже чем через каждые 4 часа в течение дня.

8. Ежедневные прокладки до полового созревания девочкам носить не рекомендуют. Выделения еще очень скудны, поэтому использование прокладок не целесообразно.

9. Нельзя проводить спринцевания для достижения максимальной чистоты. Любые процедуры подобного характера должен назначать врач.

10. Хлопковое нижнее белье всегда должно быть чистым, его следует менять ежедневно.

Как сообщают специалисты гинекологии, интимная гигиена девочек от рождения до взросления нуждается в систематичности. Ненадлежащая половая гигиена может послужить причиной многих гинекологических заболеваний.

Подготовила Марьяна Чорновил

Разделы: Работа с дошкольниками

Обучающие

  • учить основам правил личной гигиены; расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности.

Развивающие

  • Привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание.
  • Развивать воображение, фантазию, внимание, сообразительность.

Воспитательные

  • Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
  • Воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.

Материал:

  • урок-презентация (Приложение 1).
  • экран, проектор, ноутбук., видеозаписи мультфильма "Королева Зубная щетка", "Мойдодыр", "Петя и микробус";
  • посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом, кувшин с водой, тазик, карточки для индивидуальной работы, схемы для составления рассказа, смайлы- настроения

Словарная работа: личная гигиена, микробы, Мойдодыр, неряха, грязнуля,

Предварительная работа: ежедневное формирование коллективно гигиенических навыков, разучивание слов сценки, чтение произведений К.И.Чуковского "Мойдодыр".

Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.

Использованная литература:

  1. Планы занятий по программе "Развитие"
  2. Л. А. Венгера; Праздники здоровья для детей М.Ю. Картушина, Москва 2009.
  3. В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. "Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи", Воронеж, ТЦ "Учитель", 2006 г.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наше занятие.

Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие (Дети показывают с каким лицом радостным или грустным они пришли на занятие).

Надеюсь, что к концу нашего занятие у всех будет хорошее настроение.

Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)

Да! (смотрят в "бинокль")

Вы готовы, ушки?

Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, притопывают)

Вы готовы?

Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)

II. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

Внимание на экран. (слайд)(Просмотр фрагмента мультфильма "Мойдодыр")

Почему от мальчика сбежали вещи?

А вы догадались, как можно назвать этого мальчика?

(Неряха, грязнуля.)

Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?

(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

Молодцы! Именно о правилах личной гигиены мы будем говорить на нашем занятии.

Как вы думаете, что такое "личная гигиена"? (ответы детей)

Личная гигиена - это уход за своим телом, содержание его в чистоте.

К концу занятия мы с вами составим правила личной гигиены.

III. Открытие нового знания.

Фрагмент из мультфильма Королева зубная щётка. (входит девочка)

Сценка про грязнулю.

Ах, ты девочка, чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на руках дорожки

Я на солнышке лежала
Руки кверху всё держала
Вот они и загорели.

Ах, ты девочка, чумазая
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный
Будто закопчённый.

Я на солнышке лежала
Носик кверху я держала
Вот он и загорел

Девочка нужно руки тебе помыть.

Ира ватку возьмёт
И носик ей потрёт.
- Рома мочалку возьмёт
И ладошки ей потрёт.

Не трогайте ладошки
Они не будут белые
Они же загорелые.

Давайте девочку научим правильно мыть руки

Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, затем смыть пену водой, и вытереть на сухо.

Давайте посмотрим на её руки.
А ладошки то отмылись.
Значит, это была грязь.

Ребята, а когда мы моем руки?

А давайте посмотрим, что может произойти, если не умываться и не мыть руки.

Что может случиться, если не умываться и не мыть руки?

(Фрагмент мультфильма Витя и Микробус)

Чем покрыто наше тело?

(Наше тело покрыто кожей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть кожу на своих руках.)

Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.

Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.

Физкультминутка

Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На физкультминутку становись.

Кто умеет чисто мыться?
Кто водички не боится?
Это - мы, это - мы,
Это, это, это - мы!
Умываться мы умеем,
Моем руки, моем шею
вот так; вот так,
Чистим зубки
Вот так, вот так.
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Посмотри, посмотри!

IV. Предметы личной гигиены.

К нам в группу пришла посылка. Давайте узнаем от кого эта посылка.

Отгадайте, что там лежит?

Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок )

Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было - Что, ребята? (Мыло )

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)

Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось -
Нет сухого уголка. (Полотенце )

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа )

Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище. (Платяная щетка.)

Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка )

Все эти предметы личной гигиены.

(По ходу работы воспитатель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, щетку для чистки одежды.)

Ребята, вам знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?

Ребята, посмотрите "Мойдодыр" оставил нам еще какие-то рисунки, как вы думаете, для чего?

Нам нужно составить небольшой рассказ по этим рисункам.

Давайте попробуем, обязательно используем предметы личной гигиены.

(дети составляют самостоятельно рассказы по схемам)

V. Первичное закрепление

1. Игра "что с чем дружит" (работа с карточками)

Проверка.

С чем дружит нос:, туфли:, ногти:, волосы.., зубы..?

А вы дружите с зубной щёткой.

Почему надо чистить зубы?

На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно чистить зубы.

Сколько раз надо чистить зубы?

(Два раза в день: утром и вечером).

Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе.

Какие предметы нужны, чтобы умыться? (мыло и полотенце)

А какие предметы нужны чтобы почистить зубы? (зубная щётка и зубная паста)

ИГРА "Советы Мойдодыра"

Цель игры: закрепить знания детей о правилах личной гигиены.

1. Умываться по утрам и вечерам.

2. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)

3. Ежедневно расчесывать волосы.

4. Стричь вовремя ногти.

VI. Итог занятия.

Ребята, а вы заметили, что мы с вами сами составили правила личной гигиены. Давайте их повторим. (Дети повторяют)

VII. Рефлексия.

Звучит песня.

Какое у вас настроение осталось после нашего занятия?

Игра, учеба, познание окружающего мира - это самые главные задачи детей. За этими заботами они часто забывают - а нам приходится напоминать им о правилах личной гигиены для детей. Малышам необходимо усвоить эти правила, чтобы расти уверенными в себе, здоровыми и легче находить общий язык с окружающими. Но соблюдение правил личной гигиены не должно быть в тягость ни вам, ни детям. Ребенок должен гордиться своей чистоплотностью и аккуратностью. Это позволит ему почувствовать себя независимым и повысит самооценку.

Почему так важно соблюдать правила личной гигиены?

«Надо, надо умываться по утрам и вечерам!» - наверное, все помнят эти строчкидетского стихотворения Чуковского «Мойдодыр». И многие знают, что детей бывает сложно приучить к соблюдению элементарных правил личной гигиены. Быстрее всего ваш ребенок усвоит правила личной гигиены, если вы преподнесёте их в виде игры и покажете на собственном примере. Чтобы соблюдение этих правил было в радость вашему малышу, нужно сначала рассказать ему, почему же, собственно, так важно им следовать.

Сядьте вместе с ребенком и расскажите ему, почему важно соблюдать правила личной гигиены для детей. Ключевыми моментами вашего объяснения могут быть фразы, подобные следующим:

  • Соблюдение правил личной гигиены не позволит вредным микробам заразить тебя болезнью.
  • Ты будешь сильным, здоровым и уверенным в себе.
  • Другие дети и взрослые будут охотнее играть и общаться с тобой.

Заведите список, в котором будете отмечать требования личной гигиены для вашей семьи. Вы можете повесить его в детской и попросить малышей раскрасить его фломастерами.

Так что же должно быть в таком списке? Давайте рассмотрим 6 основных правил соблюдения личной гигиены для детей.

Быстрее всего ваш ребенок усвоит правила личной гигиены, если вы сами подадите ему хороший пример. Например, почему бы вам не чистить зубы вместе с детьми?

1. Чистим зубы два раза в день

Для начала пусть ваши дети полюбят чистить зубы – превратите для них эту скучную процедуру в веселую игру. «Пропищи, как мышка, когда чистишь передние зубки», или «зарычи, как лев, когда чистишь задние». Объясните ребенку, что зубы нужно чистить, чтобы они были здоровыми, например, в такой манере: «Как же ты будешь грызть свои любимые орешки и печенье?»

2. Правила личной гигиены для детей: моем руки перед едой

Мытье рук может казаться детям скучной обязанностью, пока они не поймут всю важность этого правила личной гигиены.

Расскажите детям, что микробы – это маленькие невидимые жучки, от которых можно заболеть. Закрепите это игрой «в блестки». Натрите блеском руки ребенку и покажите, как передаются микробы: блестки будут оставаться на всем, к чему он прикасается. Потом попросите ребенка отмыть руки, чтобы «невидимый блеск» больше не распространялся на окружающие предметы и людей. Не забудьте сказать, что особенно важно мыть руки перед едой и после туалета.

3. Используем салфетки

Пока дети еще не усвоили правила личной гигиены, они вытирают грязные руки обо все подряд и утирают сопливые носики рукавом. Справиться с этим поможет привычка всегда иметь под рукой упаковку мягких и прочных бумажных платочков - таких, как Zewa Deluxe . Объясните малышу, что мягкими платочками намного приятнее вытирать носик. Очень полезно будет усвоить это правило личной гигиены для школьников. Пусть в привычку ребенка войдет всегда носить в своей школьной сумке пачку бумажных платочков Zewa Deluxe .

Бумажные платочки Zewa Deluxe мягкие и такие нежные, словно специально созданы для маленьких носиков. Объясните ребенку, что вытирать нос и чихать в одноразовый бумажный платочек поможет ему не заразить друзей, любимых родителей, братьев и сестер.

4. Меняем нижнее белье каждый день

Это ведь так естественно для любого взрослого - менять нижнее белье каждый день. К этому приучили нас наши родители. Объясните и вы своим детям, как важно соблюдать это правило личной гигиены. Покажите ребенку разницу между приятным ароматом только что постиранного белья и запахом уже ношеного. Объясните, что и он будет пахнуть свежестью и чистотой, если будет менять белье каждый день.

 Позвольте ребенку самому выбирать себе белье. Ведь проще ухаживать за вещами, которые тебе нравятся. Приучите ребенка относить свои ношеные маечки и трусики в корзину с грязным бельем. Важно, если ребенок будет помогать вам со стиркой, - это позволит ему лучше усвоить правила личной гигиены.

5. Регулярно принимаем ванну и душ

Покажите ребенку, что принимать ванну и мыться в душе не только важное правило личной гигиены, - это еще приятно и весело! Превратите купание в веселую игру: пусть ребенок принимает ванну вместе со своими любимыми «водоплавающими» игрушками. Добавьте в воду пену для ванн с его любимым ароматом, покажите, как можно весело играть, вспенивая мыльную воду и пуская мыльные пузыри. Пусть купание превратится в праздник каждый вечер!

6. Регулярно подстригаем ногти

Маленькие дети часто засовывают пальцы в рот и грызут ногти. А ведь под ногтями скапливается множество вредных бактерий. Поэтому так важно регулярно подстригать ногти. Если ваш ребенок не любит стричь ногти и капризничает, попробуйте отвлечь его. Спойте песенку, включите мультфильм или превратите эту неприятную для него процедуру в игру во время купания. Это поможет ему расслабиться и полюбить подстригать ногти.

Пусть соблюдение правил личной гигиены станет ритуалом для всей семьи. Пример взрослых вдохновит детей, поможет им быстрее усвоить правила личной гигиены, и со временем они войдут для ребенка в привычку.

*По результатам исследования Eurofins Evic (Еврофинс Эвик), Франция, апрель 2018г.

Добрый день, девчонки и мальчишки, а также их родители и мои уважаемые коллеги! Всегда с радостью спешу на виртуальную встречу с вами я, Сухих Татьяна. Наконец-то я в полной мере ощутила обратную связь с читателями, поскольку мне задают вопросы, касающиеся педагогической деятельности. Вот сегодня будем разбираться, кто должен подмывать ребенка в садике? Именно с таким вопросом обратилась моя читательница, малышу которой 4 года.

Я вам скажу, что проблема мокрых штанишек и грязных поп воспитанников дошкольных учреждений возникла постепенно, с развалом СССР, где санитарно-гигиенические нормы ставились во главу угла в детсадах. В городском советском саду вы никогда не увидели бы не то что описанного, но вообще непричесанного и неаккуратного ребенка. В деревнях к этим вопросам относились проще, конечно.

А в городах няни и воспитатели никак не могли допустить малейшего проявления антисанитарии. Это строго контролировалось и соблюдалось. Затем в сложные постсоветские времена было уж не до санитарных норм, лишь бы выжить. И вот понемногу вопрос стал острым, поскольку никто не хочет вытирать попы и застирывать следы, простите, испражнений.


Сегодня ведутся целые баталии на тему, кто должен подмывать ребенка в детском саду. Дело в том, что в функциональных обязанностях прямо не прописано ни у воспитателя, ни у помощника и младшего воспитателя, что они должны мыть детей. Если этого педагоги и вспомогательный персонал детского сада, не делает, даже суд делу не поможет, ибо нет такого «закона» чтобы попы мыть.

Тем более что воспитателям младших групп стали доплачивать за младший возраст детей, это вызвало недовольство некоторых представителей вспомогательного персонала. У нас в группе с этим вопросом нет проблем, няня наша настоящий профессионал. А вот знаю, что нарекания есть у других помощников и младших педагогов…

Но кроме инструкции, существуют законы морали, совести, так сказать. И по этим законам люди, кому вверены наши дети под присмотр и обучение, должны создать для каждого ребенка благоприятные условия для жизнедеятельности. А какие же благоприятные условия с немытой попой? Это моя позиция и я на ней твердо стою как воспитатель. Но кто конкретно обязан это делать?


Я уже писала статьи об и , но, согласитесь, там все так неконкретно, что касается личной гигиены малышей и их внешнего вида. я тоже освещала, если помните…

Мыть или не мыть – вот в чем вопрос…

Знаете, хотя существует примерная должностная инструкция всех работников дошкольного учреждения, но как-то так выходит, что иногда вносятся коррективы на усмотрение руководства детсада. Я вот нашла в Интернете образец инструкции педагога в ДОУ, из которой четко следует, что воспитатель младшей группы должен мыть детей.

Цитирую: «воспитатель обязан осуществлять гигиенический уход за детьми раннего возраста». Думаю, что это скачано с советской инструкции, когда существовали ясли с детками от 9 месяцев. Опять же, это самая обширная должностная инструкция, которую я видела.

Согласно требованиям инструкции по гигиене в дошкольных учреждениях, которую еще в СССР составили, воспитатель осуществляет обучение детей правилам и навыкам личной гигиены, то же самое делает и няня или под руководством воспитателя.


Как это происходит на деле: по традиции в младшей группе воспитатель осуществляет обучение и контроль за соблюдением правил личной гигиены детьми. Высаживает вместе с няней (младшим воспитателем) деток на горшки, обучает вытирать попу, мыть руки после туалета. Но горшки моет младший воспитатель или помощник воспитателя, как и полы, умывальники, посуду и т.д. Логично, кто моет детей – няня или помощник или младший воспитатель.

Воспитатель может по своему желанию помочь няне или младшему коллеге, если та не успевает либо плохо себя чувствует. Я вам скажу, что есть такие няни, которые полностью садятся на голову своим воспитателям и те постоянно моют посуду и помогают нести обеды с кухни, нарушая тем самым инструкцию.

К средней группе я должна научить деток младшей группы самостоятельно выполнять мытье рук, вытирание промежности после туалета, научить кушать самостоятельно, одеваться. Няня по инструкции мне в этом помогает.

В любом ДОУ существуют негласные правила внутреннего распорядка, который складываются из года в год. Если персонал не контролируется, он может разлениться и начать торговаться: буду – не буду, обязан – не обязан. Думаю, перед тем как принять человека на должность помощника воспитателя, руководитель должен четко сообщить ему требования по всем обязанностям.


Некоторые замечания к вопросу о гигиене ребенка в детском саду

Итак, мы выяснили, что подмывать детей должна няня или младший воспитатель, а как она должна это делать? Как держать ребенка, чем мыть? В общем, если малыш допустил конфуз, то помощник воспитателя ведет его в туалетную комнату и моем под проточной водой в душе. В идеале у каждого малыша должна быть личная мочалка на этот случай. Опять же, если няня занята, допустим, раздает обед детям, то, ясно, что помоет малыша воспитатель и не развалится.

Бывает, что воспитатели предлагают родителям запасаться влажными детскими салфетками и не моют, а обтирают попу. Это как принято в конкретном садике. При поступлении в группу родителям деток все расскажут.