Причины детского одиночества консультация для родителей. Детское одиночество

23.11.2019 Советы

Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня хотелось бы поговорить на серьёзную тему, что такое детское одиночество, каковы основные причины его возникновения, и что делать родителям, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким.

В настоящее время многие родители, решая материальные, личные, профессиональные и другие проблемы, предоставляют ребёнка самому себе, ограничивая общение с ним вопросами ухода и питания.

Обеспечивая своего ребёнка всем необходимым, взрослые совсем не интересуются, о чём думает их ребёнок, что чувствует, какие у него проблемы, что его заботит и беспокоит.

Причины детского одиночества:

1. Нехватка времени на общение с ребёнком, неумение выслушать и дать дельный совет, постоянная занятость на работе, часто приводят к детскому одиночеству даже в благополучной семье.

Последствием этого может стать негативное или агрессивное поведение ребёнка -это детский способ протеста против психологического одиночества.

Иногда ребёнок может спрятаться в свою "скорлупу", погрузиться в виртуальный мир компьютерных игр, приобрести компьютерную зависимость, а в подростковом возрасте -ещё более страшные зависимости.

2. Часто родители ограждают своего ребёнка от общения со сверстниками. Происходит это чаще всего, когда мама занята работой, собой или домашними делами и ей некогда погулять с ним, но и одного отпустить не может, так как боится.

В лучшем случае мама тянет ребёнка с собой по магазинам или другие места, думая, что и дела свои сделает, и ребёнок заодно погуляет. Но малышу хочется побегать, попрыгать, поиграть с другими детишками.

Лишать ребёнка радости движения на свежем воздухе, возможности встречаться с друзьями, вступать с ними в различные игры только потому, что вы слишком заняты и не можете сопровождать его-значит стать для него жестоким обидчиком, отсюда и агрессия ребёнка и ссоры с вами.

3.Ещё одним проявлением детского одиночества является принудительное ограничение общения ребёнка с другими детьми у вас дома. Родители просто запрещают приводить друзей в гости.

Причин такого запрета может быть несколько, но взрослые должны понять, что игры дома со сверстниками так же необходимы ребёнку, как и игры на улице.

Ведь только дома малыш может похвастаться многообразием игрушек, показать какую-то свою коллекцию, с гордостью продемонстрировать любимого кота или другого домашнего животного.

Взрослые должны понимать как важно самоутверждение любому человеку, в любом возрасте.

А о правилах поведения дома с друзьями нужно поговорить заранее, обсудить с ребёнком те моменты, которые вас беспокоят.

4. Очень часто ребёнок бывает одинок в силу и личных качеств. Например очень стеснительные и застенчивые дети боятся первыми знакомиться со своими сверстниками, им тяжело даётся общение.

Родителям нужно учитывать особенности такого ребёнка, мягко и ненавязчиво помогать ему налаживать общение с другими детьми.

Также дети флегматичного темперамента, которым нравится тишина и уединение, предпочитают игры в одиночку или вдвоём. Такие дети любят одиночество, но если у них полное взаимопонимание с родителями, они не чувствуют себя одинокими, и в последствии находят себе одного или двух, но очень верных друзей, с которыми им интересно играть и общаться.

Детское одиночество не причиняет вреда ребёнку только в одном случае, когда это его добровольный выбор из-за определённого склада характера и темперамента, и ему комфортно и интересно наедине с самим собой, у него много других интересов, не связанных с общением.

Во всех остальных случаях детское одиночество приводит к трагическим последствиям.

Задумайтесь, а не одинок ли ваш ребёнок в семье?

Родительская любовь и забота, искренний интерес, понимание, тёплое общение, терпение, совместное интересное времяпровождение оградит вашего ребёнка от одиночества в семье, и сделает его и вас счастливыми.

Почаще обнимайте своего малыша и говорите, как вы его любите.

Лекторий для родителей

на тему: « Детское одиночество»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня хотелось бы поговорить на серьёзную тему, что такое детское одиночество, каковы основные причины его возникновения, и что делать родителям, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким.

В настоящее время многие родители, решая материальные, личные, профессиональные и другие проблемы, предоставляют ребёнка самому себе, ограничивая общение с ним вопросами ухода и питания.

Обеспечивая своего ребёнка всем необходимым, взрослые совсем не интересуются, о чём думает их ребёнок, что чувствует, какие у него проблемы, что его заботит и беспокоит. С каждым прожитым годом в человеке крепнет уверенность, что тяжелее одиночества нет на свете наказания. А вместе с ней растет страх остаться одиноким…

Как справедливо заметил психоаналитик и педиатр Франсуаз Дольто, «о ребенке говорят много, но с ним не говорят».

К сожалению, это правда. Мы говорим с ребенком о многом: о друзьях, учителях, оценках. Однако сам ребенок, его ощущения, переживания, мечты, радости и страхи остаются вне поля зрения. Тем самым все самое главное ребенок осмысливает самостоятельно, один на один с самим собою.

Одиночество. Что за этим стоит? Стоит ли этого бояться? Почему человек, находясь в окружении других людей, даже в своей семье, испытывает чувство одиночества?

Как ощущается одиночество? Обычно дети не жалуются именно на одиночество. За ним скрывается множество более конкретных негативных переживаний. Чаще всего это паника, беспомощность, утрата надежды, ощущение покинутости, чрезмерная ранимость. Чуть реже - застенчивость, незащищенность, ощущение собственной непривлекательности, непригодности, глупости.

Чувство одиночества, ненужности возникает уже с самого раннего возраста. Как ни странно это звучит, но его начинают формировать родители ребенка. Я не раз слышала такие фразы: «Будешь плохо себя вести, отдам другой маме». Или: «Отдам дяде», «Оставлю тебя на улице», «Оставайся один».

Родители не задумываются над этими фразами, шутливыми угрозами. Но эти фразы, произнесенные самыми близкими людьми, уже зарождают у ребенка тревогу, неуверенность, страх.

Маленькие дети не могут сформулировать свои мысли и выражают свои эмоции поведением, то есть капризами, агрессией и так далее…

Давайте задумаемся, в чем же причины детского одиночества, как оно проявляется и каковы последствия этого явления?

Причины детского одиночества:

1. Нехватка времени на общение с ребёнком, неумение выслушать и дать дельный совет, постоянная занятость на работе, часто приводят к детскому одиночеству даже в благополучной семье.

Последствием этого может стать негативное или агрессивное поведение ребёнка - это детский способ протеста против психологического одиночества.

Иногда ребёнок может спрятаться в свою "скорлупу", погрузиться в виртуальный мир компьютерных игр, приобрести компьютерную зависимость, а в подростковом возрасте - ещё более страшные зависимости.

2. Часто родители ограждают своего ребёнка от общения со сверстниками. Происходит это чаще всего, когда мама занята работой, собой или домашними делами и ей некогда погулять с ним, но и одного отпустить не может, так как боится.

В лучшем случае мама тянет ребёнка с собой по магазинам или другие места, думая, что и дела свои сделает, и ребёнок заодно погуляет. Но малышу хочется побегать, попрыгать, поиграть с другими детишками.

Лишать ребёнка радости движения на свежем воздухе, возможности встречаться с друзьями, вступать с ними в различные игры только потому, что вы слишком заняты и не можете сопровождать его - значит стать для него жестоким обидчиком, отсюда и агрессия ребёнка и ссоры с вами.

3.Ещё одним проявлением детского одиночества является принудительное ограничение общения ребёнка с другими детьми у вас дома. Родители просто запрещают приводить друзей в гости.

Причин такого запрета может быть несколько, но взрослые должны понять, что игры дома со сверстниками также необходимы ребёнку, как и игры на улице.

Ведь только дома малыш может похвастаться многообразием игрушек, показать какую-то свою коллекцию, с гордостью продемонстрировать любимого кота или другого домашнего животного.

Взрослые должны понимать как важно самоутверждение любому человеку, в любом возрасте.

А о правилах поведения дома с друзьями нужно поговорить заранее, обсудить с ребёнком те моменты, которые вас беспокоят.

4. Очень часто ребёнок бывает одинок в силу и личных качеств. Например, очень стеснительные и застенчивые дети боятся первыми знакомиться со своими сверстниками, им тяжело даётся общение.

Родителям нужно учитывать особенности такого ребёнка, мягко и ненавязчиво помогать ему налаживать общение с другими детьми.

Также дети флегматичного темперамента, которым нравится тишина и уединение, предпочитают игры в одиночку или вдвоём. Такие дети любят одиночество, но если у них полное взаимопонимание с родителями, они не чувствуют себя одинокими, и впоследствии находят себе одного или двух, но очень верных друзей, с которыми им интересно играть и общаться.

Детское одиночество не причиняет вреда ребёнку только в одном случае, когда это его добровольный выбор из-за определённого склада характера и темперамента, и ему комфортно и интересно наедине с самим собой, у него много других интересов, не связанных с общением.

Во всех остальных случаях детское одиночество приводит к трагическим последствиям.

Задумайтесь, а не одинок ли ваш ребёнок в семье?

Родительская любовь и забота, искренний интерес, понимание, тёплое общение, терпение, совместное интересное времяпровождение оградит вашего ребёнка от одиночества в семье, и сделает его и вас счастливыми.

Почаще обнимайте своего малыша и говорите, как вы его любите. Ведь, зачастую наше общение с детьми превращается в работу. Дежурные фразы по утрам, поцелуй на ночь, суровый взгляд в дневник в конце недели, а летом - отправка на отдых к бабушке или же вообще предоставление ребенка самому себе. Вот, пожалуй, и все, что мы оставляем своим детям. И так каждый день, месяц за месяцем, год за годом.

А ведь он ждет участия родителей в своих радостях и победах, проблемах и трудностях, рассчитывает на их поддержку, понимание и любовь. Многие скажут: «Такова жизнь». Понятно, что для большинства семей сегодня есть альтернатива: либо работа на износ, либо жизнь за чертой бедности. Поэтому общение с мамой и папой в лучшем случае заменяют бабушка с дедушкой, в худшем - просмотр телевизора, компьютерные игры.

А сейчас я попрошу вас очень внимательно послушать - это пишут наши дети…

Отрывок из сочинения: «Вот еще один день проходит… и вроде бы весь день общался, был не один, а вспомнить, что было, не могу. Странно… и мама вот-вот уже с работы придет. Интересно, что она скажет. Да что тут интересного, наверняка все как всегда. Ее первой фразой будет: «Уроки сделал? Что в школе получил?» А так хочется, до боли хочется, чтобы она сказала: «Привет, сынок, я так соскучилась!» А я бы сразу заворчал бы: «Ну, мам, не надо, что за телячьи нежности.» А сам так счастлив был бы сильно-сильно.

Мечты, мечты… а вдруг?. Да нет… Наверняка, если бы кто-то прочитал мои мысли, сказал бы: «Так возьми, подойди и сам скажи, что ты соскучился».

А я бы ему ответил: проходили, знаем, мне в ответ была фраза: «Что, опять двойку получил? Подлизываешься?» Грустно.

Вот и она… Ну, скажи, скажи: «Ну и как дела в школе? Как оценки?» Все как всегда. Что-то внутри оборвалось… и болит. Что это? Пустота...»

Конечно, это отрывок из сочинения подростка, но дети младшего школьного возраста тоже испытывают чувство одиночества, только не могут сформулировать свои мысли.

Многие родители скажут, что устают на работе, жизнь дорогая и тяжелая. Но ведь самое главное в жизни - это семья, когда в ней царят взаимопонимание, уважение, то все проблемы отступают, появляется уверенность в завтрашнем дне и в самом себе.

Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет - это все на втором плане. Главное, что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Это ваша крепость, защита от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой помочь приспособиться к жизни в обществе.

Потребность в общении, в эмоциональной близости — одна из базовых для любого человека, в том числе и для ребенка. Всем родителям хочется, чтобы у их малышей еще в детстве появились настоящие друзья. Но что делать, если у ребенка не получается завязывать дружеские отношения? Как помочь малышу, который чувствует себя одиноким? Разбираемся вместе с психологом Светланой Пятницкой.

Почему ребенок одинок

Чтобы помочь малышу, переживающему одиночество, важно понять, почему среди сверстников нет близких для него людей.

Переезд в другое место, переход в новую школу или класс

Оказываясь в новой обстановке, утрачивая привычный круг общения, ребенок поначалу будет ощущать одиночество особенно остро. Но со временем это пройдет, ведь у него появятся новые друзья.

Особенности в поведении и внешности

В детском коллективе ребенка, который не похож на других, зачастую выбирают как . Если у малыша нервный тик или заикание, выраженная хромота, чрезмерная эмоциональность, к сожалению, он легко может стать объектом насмешек сверстников.

Отличия во взглядах, жизненных принципах, приоритетах

Ребенок может быть воспитан так, что ему сложно будет находить точки соприкосновения с другими ребятами.

Есть дети, которыми занимается старшее поколение с «устаревшими» идеалами, и они перенимают жесты, манеру общения таких взрослых. Таких малышей сразу видно: они употребляют обороты и выражения, которые давно не используются, вздыхают, причитают, шаркают, похожи на маленьких старичков, слишком, не по-детски, принципиальны в некоторых вопросах.

Другие дети транслируют миру ценности своей семьи, что может вызывать отторжение у других ребят: «У вас машина допотопной марки», «Книжки — это для бездельников, так моя мама говорит».

Влияние родителей

Мама или папа могут отрицательно отзываться о других детях: «Не дружи с этим мальчиком, он не достоин твоего внимания», «Эта девочка тебя плохому научит, не надо с ней общаться».

Влияние учителя

Для детсадовцев и учеников начальной школы фигура взрослого очень авторитетна, и они зачастую солидарны с просто потому, что он «задал тон». «Ты, как всегда, не справился с заданием», — дети могут хуже относиться к ребенку, который слышит такое от педагога.

Самооценка

Ребенку сложно сблизиться с кем-то, если он , а потому недостойным. Завышенная самооценка также мешает найти друзей. Дети не любят ни тех, кто задирает нос, ни тех, кто отчаянно нуждается в их внимании и пытается угодить, задабривая конфетами.

Как помочь ребенку справиться с одиночеством

Проявите чуткость

Первое, что вы можете сделать, — это разобраться с причинами одиночества и дать малышу уверенность в том, что ваш дом — это место, где его принимают и любят, а его ситуация — это временная трудность, с которой можно справиться. Только воздержитесь от обесценивающих выражений: «Да ладно, у тебя таких друзей еще знаешь сколько будет! Стоит ли из-за такой ерунды расстраиваться?». Если ребенок поделился этим, значит, он вам доверяет. Цените это желание рассказать вам о сокровенном и уважайте чувства малыша.

Используйте «Я-сообщения»

Начните разговор так: «Вижу, что ты расстроен чем-то, тебя что-то тревожит который день». Если вы правильно уловили настроение ребенка и попали в больное место, он сам все расскажет. Но если он не захочет говорить, не будьте настойчивы, иначе он замкнется.

Расскажите о своем опыте

Поделитесь своей личной историей, не давая советы, не делая нравоучений: «Мне кажется, я понимаю, о чем ты говоришь. У меня в детстве был похожий случай. Я тебе расскажу, если хочешь, а ты скажешь, правильно ли я тебя понимаю». Этим вы покажете ребенку, что понимаете его боль, разделяете ее, ведь и вы пережили подобное, но все обязательно пройдет.

Обратитесь к литературе

С подобной тематикой. Допустим, сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок». Но без морализаторства! Не говорите ребенку: «Главный герой — умный, а остальные — глупцы!». Здесь важно пояснить малышу, что все мы разные: «Бывают неприметные люди, которые имеют доброе сердце. Не всем дано разглядеть это. У каждого из нас разные интересы, и кто-то нам близок сразу, а кого-то мы подпускаем к себе со временем. Есть люди, которые нравятся с первого взгляда, но потом понимаешь, что ваши интересы не сходятся. А кто-то сначала не нравится, а после понимаешь, что разделяешь его взгляды». Спросите у ребенка, как он понимает смысл сказки.

Обсудите конкретные ситуации

Ребенок может чувствовать себя отвергнутым и очень переживать, если кто-то из сверстников пригласил на свой день рождения половину класса, а его не позвал. Чтобы помочь малышу справиться с этой ситуацией, объясните ему, почему это могло произойти. Например, потому, что возможности у всех разные, не всегда можно позвать на свой день рождения всех-всех друзей домой или в квартиру. Поговорите о том, что если наши возможности ограничены, нам приходится ограничивать и свои желания.

Спросите у ребенка, кого бы он пригласил на свой праздник, если бы у него была возможность позвать только пять человек. Что бы он сказал тем ребятам, которых позвать не смог? Возможно, ему легче было бы пережить ситуацию, если бы он знал, почему его не пригласили. А после этого разговора он станет понимать, что причина может быть не в нем, и нет повода для грусти.

Как найти друзей

Если ребенок чувствует себя одиноким уже долго, задумайтесь, как это связано с вашей семьей. Что вы, как родитель, делаете для того, чтобы он не чувствовал себя одиноким? Каково отношение к в вашей семье? Не считает ли ребенок себя хуже других потому, что вы не покупаете ему модные смартфоны и дорогие игрушки?

Малыш может ни с кем не дружить еще и потому, что ему не нравятся сверстники, и с этим тоже нужно разобраться. Если у него не совпадают интересы и уровень развития со знакомыми ребятами, нет смысла стремиться заводить с ними отношения во что бы то ни стало. Можно отыскать коллектив по интересам, например спортивную секцию, и там искать новых друзей. Когда есть какое-то занятие, которое ребенку нравится, когда он делает в нем успехи, ему легко найти единомышленников и за пределами школы.

Искать их можно в интернете. Если ребенок увлекается иностранным языком или просто хочет его подтянуть, попробуйте найти друга по переписке, носителя языка. Можно поискать группы по интересам, скажем, поклонников роликовых коньков, чтобы кататься вместе по выходным или после школы.

Если к ребенку уважительно относятся в семье и у него сформировано чувство собственного достоинства и адекватная самооценка, другие дети примут его в свою компанию. И как бы ни складывались отношения вашего малыша со сверстниками, очень важно, чтобы дом стал для него местом силы, где ему всегда рады.

Беседа для родителей «Одиночество в семье»

Одиночество в семье могут испытывать дети любого возраста. Чаще всего такие ситуации складываются, когда родители слишком много времени уделяют работе и домашним делам, и ребёнок оказывается предоставлен на попечение бабушек с дедушками, а порой и самому себе.

Могут чувствовать себя одиноко и дети, имеющие брата или сестру, особенно если второй ребёнок ещё совсем маленький, и всё внимание родителей оказывается обращённым именно на него.

Также недостаток внимания часто ощущают дети из неполных семей, поскольку нехватка одного из родителей накладывает свои ограничения не только на образ жизни и досуг ребёнка, но и на его самоощущение, вынуждая чувствовать себя не таким, как дети, имеющие и маму, и папу.

Если родители всегда заняты…

Если ребёнку не хватает внимания со стороны родителей, он начинает страдать и чувствовать себя одиноким. Особенно остро это ощущается, когда перед его глазами есть примеры семей сверстников, которые каждые выходные отправляются в совместные походы и весело проводят время. Если вы действительно настолько загружены работой, что всё свободное время ваш ребёнок оказывается предоставлен самому себе, стоит пересмотреть свои приоритеты.

Детство – это важный период, и полученные впечатления оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь ребёнка. Именно поэтому так важно не откупаться игрушками и сладостями, и обещать своему чаду, что отпуск-то вы уж точно проведёте вместе, а находить возможность хотя бы пару часов в день проводить с ним. Ребёнку жизненно необходимо именно ваше внимание, а не подарки. Какой толк от интересной книжки, если её нельзя почитать вместе с мамой? Разве может заменить коробка самых вкусных конфет поездку с папой в зоопарк?

Если ребёнок постоянно находится под присмотром бабушек и дедушек в то время, пока вы находитесь на работе, стоит поговорить с малышом и объяснить, почему так получается. Спокойно объясните ребёнку, ради чего вы столько работаете, и почему для вас это так важно. Расскажите своему малышу, для чего вы зарабатываете деньги и попытайтесь найти компромисс: договоритесь, что ребёнок не будет обижаться на то, что следующие выходные ему придётся провести у бабушки, но зато ещё через неделю вы обязательно отправитесь всей семьёй в поход, совершите прогулку на велосипедах или сходите в аквапарк. Главное – обещайте только то, что действительно сможете выполнить, ведь если малыш будет уверен, что компенсацией за выходные, проведённые у бабушки, станет шумный праздник по случаю его дня рождения или поездка с мамой и папой в океанариум, но по какой-то причине всё отменится, он просто перестанет вам верить, и это лишь спровоцирует усиление чувства одиночества.

Почаще радуйте ребёнка приятными мелочами: приготовьте его любимое блюдо, испеките вкусный торт, позвоните ему с работы во время обеденного перерыва, чтобы просто узнать, всё ли у него в порядке, или подарите без повода два билета в кино, чтобы он мог сходить на новый фильм с другом, если его возраст уже позволяет прогулки без сопровождения взрослых.
И главное – никогда не забывайте говорить ребёнку о том, что вы его любите и тоже скучаете по нему, когда вам приходится задерживаться на работе.

Если в центре внимания другой ребёнок…

Очень часто испытывают одиночество дети, имеющие младшего брата или сестру. Чаще всего родители больше внимания уделяют малышу, забывая при этом о том, что старшему ребёнку тоже необходима их поддержка.

Единственный способ помочь страдающему от нехватки внимания чаду – это объяснить, почему забота о малыше отнимает много сил и времени. Расскажите старшему о том времени, когда он сам был ещё совсем крошкой, как учился ходить и говорить, и как вы постоянно находились рядом с ним, помогая преодолевать первые детские трудности. Объясните, что младший брат или сестрёнка со многим ещё не умеет справляться самостоятельно, и ему требуется помощь. Включите старшего ребёнка в процесс заботы о младшем, чтобы он на себе почувствовал, как порой это трудно и перестал упрекать маму с папой в том, что ему самому они не уделяют внимания.

Никогда не сравнивайте детей! Если вы постоянно будете делать замечания старшему ребёнку, а младшего только хвалить, на фоне сильного чувства одиночества у него появится ещё и сильная обида на вас. Если вы постоянно балуете малыша новыми игрушками или одеждой, не забывайте что-нибудь купить и старшему ребёнку, чтобы он не чувствовал себя ненужным и обделённым.

Если семья неполная…

Если ваш ребёнок растёт в неполной семье, ему особенно остро будет не хватать внимания того родителя, которого у него нет. Мальчики чаще всего страдают из-за отсутствия отца, поскольку мама не может поиграть с ним в футбол или научить ловить рыбу. Девочки же особенно болезненно переживают отсутствие матери, так как отец совершенно не разбирается в фасонах кукольных платьев и не имеет понятия о том, чем барби отличаются от винкс. Очень сильное одиночество в такой семье может возникать у подростков, когда взрослеющие дети нуждаются в информации, но стесняются обсудить проблемы полового созревания и первой влюблённости с родителем противоположного пола. К тому же в неполных семьях единственному родителю работать обычно приходится намного больше, что тоже накладывает свой отпечаток, делая одиночество малыша ещё более ощутимым.

Если вы чувствуете, что вашему сыну или дочке не хватает внимания второго родителя, попробуйте найти человека, с которым ваш ребёнок сможет подружиться и обсудить мучающие его проблемы. Если мальчик страдает от нехватки «мужских» развлечений, взрослым другом для него может стать дедушка, дядя или старый приятель семьи. Поговорить с девочкой на «женские» темы может бабушка, тётя или ваша коллега с работы, с которой у вас установились дружеские отношения. Главное – чтобы человек, которого вы просите о помощи, имел искреннее желание проводить время с вашим ребёнком и помогать ему в преодолении трудностей.

Вне зависимости от того, с какой именно ситуацией в семье вы столкнулись, следует как можно чаще говорить ребёнку о том, что вы его очень любите и подкреплять свои слова действиями.

Чтобы помочь прогнать чувство одиночества у ребенка в семье, нужно приложить немало усилий. Нужно помнить, что главное – это любовь. Не скупитесь в демонстрации своей любви к ребенку. Конечно, не стоит его баловать, любовь не выражается в материальных вещах (подарках). В семье должна быть искренность, чуткость, доверие и дружеское участие родителей в жизни ребенка. Чаще интересуйтесь, как идут у него дела – этим вы покажете свою заинтересованность. Разделяйте с ним радость и заботы, говорите о том, что вы к нему чувствуете.

Старайтесь не отказывать, когда ребенок приглашает вас играть, не отмахивайтесь от него, находите для детей время: «…У нас двое сыновей. Старшему 9, младшему 1,5 года...» - говорит одна мамочка. «…Муж часто допоздна занят на работе, да и я занята с младшим. Мне приходиться ещё подрабатывать и не всегда по первой просьбе могу уделить внимание старшему сыну, такова жизнь. Но как бы я не была занята, никогда не отмахнусь от ребенка просто так, не вникнув в его проблему или вопрос. И муж, как только выдается свободная минутка, тут же старается покатать на плечах младшего либо вместе со старшим выскочить во двор погонять . Со старшим мы любим, раскрашивать солдатиков и шалаши на деревьях строить, а с младшим тайком от всех животик чесать и песенки петь…»

Главное не количество, а качество времени, проводимое с детьми. Это должно быть максимально насыщенное для вас и ваших детей время. И не важно, будете ли вы, молча плечом к плечу сидеть с удочками, или взахлеб спорить, какая лучшая в мире видеоигра. Главное быть открытым и искренним с ребенком. И если детей у вас не один, обязательно для каждого ребенка должно быть его индивидуальное неприкосновенное время. Ни вместе с другими детьми, ни с вашими подругами, ни с бабушками с дедушками, а только вы и ребёнок.

Психолог.

Одиночество детей может быть физическим и психологическим. Физическое одиночество – вынужденное, появляется в ситуациях, когда маленький ребенок остается физически один, без присутствия родителей. Ведь именно через них, особенно через мать ребенок ощущает свою связь с миром, ему важно чувствовать себя взаимосвязанным. Э.Фромм пишет, что физическое одиночество непереносимо, если к нему присоединяется и моральное, когда возникает чувство изолированности. Естественно, чем меньше ребенок, тем сильнее он нуждается в матери, тем сильнее зависит от нее его самоощущение.

Физическое одиночество может переживать младенец, оставленный мамой, пусть даже на короткое время. Физическое одиночество становится естественным, когда ребенок взрослеет и учится бывать без мамы, (например, проводит иногда время с бабушкой, появляется этап детского сада), а потом учится быть дома одному. Умение быть одному является необходимым для развития человека.

Психологическое одиночество ребенок переживает, если не чувствует любви, заботы, внимания, его эмоциональные потребности не удовлетворяются, его не понимают, не принимают, не слушают, не учитывают. Поэтому проблема одиночества ребенка очень часто обусловлена именно семьей, в которой он живет. Одиночество детей в мире взрослых довольно часто выявляется при работе с психологом, куда сами родители приводят ребенка, когда у него появляется проблема с поведением, учебой, интернет-зависимостью и т.п.

Одинокими часто чувствуют себя дети, чьи родители много работают, и детям приходится часто оставаться одним, причем сейчас появляются тенденции оставлять дома одних детей все меньшего возраста. Если физическое одиночество дети приучаются переживать, то психологическое в наше время часто заглушают гаджетами, которые получают в свои руки довольно в раннем возрасте. Одиночество может поспособствовать тому, что ребенок пойдет легко на контакт с тем, кто проявит к нему внимание, а это могут быть люди, у которых намерения не самые лучшие.

Одиночество могут переживать и дети, чье общение со сверстниками не задалось. Уже в садике бывает так, что ребенку трудно найти друзей, но еще сложнее эта проблема проявляется у школьников. Ощущая отвержение со стороны сверстников ребенок начинает ощущать себя одиноким, появляется серьезная болезненная душевная рана. Родителям очень важно понимать, что происходит с ребенком, а для этого необходимо строить с ним доверительные отношения. В случае, когда ребенок жалуется, что ему не с кем дружить, или его отвергают, важно услышать его и вовремя среагировать. Важно понять, какова проблема самого ребенка, что с ним не хотят общаться. Может быть слишком зажат, застенчив, или с ним скучно, или он склонен стоять только на своем, не учитывая желания других, не умеет уступать, или слишком груб и агрессивен, а может не хватает навыков общения, или не может быть с другими сверстниками на "одной волне", разделить с ними интересы, или найти тех, с кем они могут быть общие. Важно слушать, то ребенок говорит о других детях, не считает ли он их лучше, или хуже себя, ведь это может показать, что есть искажения самооценки.


Бывает и так, что действительно ребенок окружен другими детьми, с кем находится мало общего. Дети, которые сильно отличаются чем-то, к сожалению нередко чувствуют себя непринятыми. В таком случае можно помочь ему, предлагая альтернативные варианты для общения. Это могут быть кружки, студии, разные секции по интересам, где более вероятно, что ребенок найдет друзей, с кем есть нечто схожее в интересах.


Многие маленькие дети понимают концепцию одиночества и чувствуют себя одинокими, как показало исследование Cassidy &, Asher, 1992. Например, детсадовского возраста и первого класса на вопрос "Что такое одиночество" отвечали, что это когда "грустно и одиноко", на вопрос откуда оно происходит, отвечали "никто не играет", а на вопрос, что можно сделать, чтобы преодолеть чувства одиночества – отвечали "найти друга". Исследование Kochenderfer & Ladd, 1996, показало, что чувству одиночества у маленьких детей могут способствовать конфликты дома, переход в новую школу или переезд, потеря друга, или домашнего питомца, развод родителей, смерть близкого человека. Среди других факторов – отвержение сверстниками, отсутствие социальных навыков и знаний о том, как подружиться, личными особенности (например, застенчивость, тревога и низкая самооценка). Дети детсадовского возраста, которые подвергаются "террору" со стороны сверстников сверстников (физически или психологически) показывают более высокий уровень одиночества, страдания и негативного отношения к школе, чем дети, не подвергаемые насилию.

Одиночество в детстве, вызванное отвержением сверстников, имеет такое последствие, как снижение самооценки, ведь ощущая социальную изоляцию, он начинает чувствовать себя "инаковым", хуже чем другие, теряя надежду, что когда-то найдет друзей.

Хочется также обратить внимание, что теория К.Г.Юнга говорит о том, что есть люди экстратимы и инротимы, что обусловлено темпераментом, психофизиологией, и заметно еще с детства. Родителям можно порекомендовать следующее: если ребенок интротимный (любит быть один, с удовольствием и упоением чем-то занимается самостоятельно), то важно его учить видеть удовольствие от общения с внешним миром, открываться навстречу другим людям. Если ребенок экстратимный (очень нуждается в компании, аудитории), обучать его быть с самим собой наедине, например слушая музыку, читая, занимаясь чем-то интересным). Таким образом можно поспособствовать тому, что дети будут и уметь общаться и получать удовольствие от общения, а также будут способны находиться наедине с собой без дискомфорта и тревоги.

Подростковое одиночество

Существует мнение, что впервые одиночество переживается очень остро именно в подростковом возрасте, чему являются причинами следующие факторы:
  • Актуализация растущих социальных потребностей (в отношениях со сверстниками, друзьями, другими людьми; в причастности и признании разными социальными группами);
  • Потребность в уединении, необходимая для самопознания, оценки себя и своих отношений с людьми, прибывание наедине со своей внутренней жизнью.
По мнению Дж.Олдри, если у подростка сильно преобладает потребность в уединении, то это тревожный сигнал, так как может привести к состоянию хронического одиночества. Это может указывать на то, что не ладятся отношения со сверстниками, и стремление к уединению тогда выступает как деструктивное изменение. Именно общение со сверстниками, дружеские связи помогают им учиться взаимодействовать, находить поддержку, понимание, учиться поддерживать и понимать, утверждать себя, строить доверительные отношения. Эти потребности подросток уже не в состоянии удовлетворить в семье, для этого обязательно нужны другие, в особенности сверстники.

Однако, переживанию одиночества в подростковом возрасте может способствовать и отсутствие понимания и признания со стороны родителей. Быть не понятым, ощущать что не учитывается твое мнение, а иногда и существует запрет на собственное мнение, условная, требовательная любовь родителей, препятствование самостоятельности, свободе, личному пространству – все это может способствовать тому, что подросток уходит в себя, закрывается, и что опаснее всего, может начаться депрессивное состояние. Кстати, чувство непонимания подростки испытывают в семье зачастую потому, что родители не способны принять их не только "хорошими". А они нуждаются в принятии и понимании больше всего тогда, когда взрослым меньше всего нравится их поведение.

По мнению С.Малышевой и Н. Рождественской подростковое одиночество может переживаться в связи с осознанием своей личности, как уникальной и неповторимой. Однако переживание уникальности может натолкнуть на мысль о том, что эту уникальность никто не сможет понять по-настоящему, а значит способствовать ощущению обреченности на одиночество. К переживанию подростком одиночества может привести и экзистенциальный кризис "смысла жизни".

Одиночество подростков становится опасным, когда становится хроническим, способствуя возникновению депрессии и вследствие этого, суицидальному поведению.


Литература по коррекции подростково одиночества говорит, что она может быть решена следующими путями: обучение подростков социальному взаимодействию, созданию новых связей, психологическая работа по коррекции своих внутренних качеств, навыков общения. Последнему хорошо помогают тренинги для подростков, направленные на развитие навыков общения и повышения уверенности в себе.

Важно помнить и о другом, дети и подростки зачастую не могут объяснить взрослым, что они чувствуют, некоторым детям представляется трудным открыться. Поэтому нельзя недооценивать роль взрослых, находящихся рядом с детьми и подростками – родителей, родственников и учителей. Если у ребенка появилась тревожность, неуверенность, он кажется робким, грустным, то следует насторожиться, так как возможно он чувствует себя одиноким. Возможно ребенок чувствует себя отвергнутым своими сверстниками, или испытывает недостаток в социальных навыках, а может быть испытывает на себе травлю в школе. Абсолютно простой вопрос, но дающий соломинку, вытаскивающий ребенка наружу, к миру из переживаний внутреннего одиночества: "Мне кажется, тебе грустно и одиноко, не так ли?". И когда ребенок расскажет о том, что с ним происходит – есть шанс помочь ему исправить ситуацию, поддерживая, направляя, проявляя чуткость и любовь. Страшнее всего, когда нет ни одного человека вокруг, кто обратил бы внимание на то, что с подростком что-то происходит и проявил участие.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter